Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная психология / историческая трансформация спортивной психологии / психологическое сопровождение спортсменов в Республике Беларусь / медико-психологический факультет / sports psychology / historical transformation of sports psychology / psychological support of athletes in the Republic of Belarus / Faculty of Mental Health Medicine

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Бут-Гусаим Владимир Владимирович, Пирогова Лариса Александровна, Василевский Сергей Сергеевич, Ярош Анастасия Сергеевна, Шемет Вадим Александрович

Высокий уровень подготовки спортсменов – результат напряженной многолетней физической тренировки, однако в современных условиях не менее важный фактор – развитие психологических качеств атлета. В процессе исторической трансформации система психологического сопровождения спортсменов неоднократно подтверждала свою эффективность. Специалистам, продолжившим работать в системе спортивной психологии в Республике Беларусь после получения статуса независимого государства, удалось сохранить значительную часть накопленного опыта и продолжить развитие данного направления. В настоящее время деятельность службы спортивной психологии в основном сконцентрирована в Минской области и работа с атлетами из регионов не носит постоянный системный качественный характер. Однако существует перспектива формирования единой республиканской службы спортивного психологического сопровождения за счет задействования профессорско-преподавательского состава и выпускников психологического профиля областных высших учебных заведений при взаимодействии со специалистами по профилю «физическая культура и спорт». По итогам пилотного исследовательского проекта, проведенного сотрудниками медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, удалось определить направления научно-исследовательской работы, которая будет способствовать развитию системы психологического сопровождения спортсменов в Гродненской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Бут-Гусаим Владимир Владимирович, Пирогова Лариса Александровна, Василевский Сергей Сергеевич, Ярош Анастасия Сергеевна, Шемет Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL TRANSFORMATION OF THE ATHLETES PSYCHOLOGICAL SUPPORT SYSTEM AND PERSPECTIVES FOR ITS FURTHER DEVELOPMENT

The high level of training of athletes is the result of intense long-term physical training, however, in modern conditions the development of psychological qualities of an athlete is no less important. In the process of historical transformation the system of psychological support for athletes has repeatedly confirmed its effectiveness. Specialists who continued to work in the system of sports psychology in the Republic of Belarus after obtaining the status of an independent status managed with great difficulty to retain a significant part of their accumulated experience and continue the development of this area. Unfortunately, at present, the activities of the sports psychology service are mainly concentrated in the Minsk region and work with athletes from the regions is not of a permanent qualitative nature. However, there is a perspective of forming a unified republican service of sports psychological support through the involvement of the teaching staff and graduates of the psychological profile of regional higher educational institutions in cooperation with specialists in the field of physical culture and sports. Based on the results of a pilot research project conducted by employees of the Mental Health Medicine Faculty of the Grodno State Medical University it was possible to determine the areas of research work that will contribute to the development of a system of psychological support for athletes in the Grodno region.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК 316.422:[159.9:796](093)(476) doi:10.25298/2221-8785-2023-21-2-185-190

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

В. В. Бут-Гусаим1, Л. А. Пирогова1, С. С. Василевский1, А. С. Ярош1, В. А. Шемет1, Ю. Ч. Сирицына1, Г. С. Атрюшевская2, К. О. Андрейчик3, Н. А. Бут-Гусаим4,

А. В. Бут-Гусаим4, Е. С. Варнель3

1Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Беларусь 2Республиканский центр олимпийской подготовки по легкой атлетике, Минск, Беларусь 3Областной диспансер спортивной медицины, Гродно, Беларусь 4Белорусская федерация легкой атлетики, Минск, Беларусь

Высокий уровень подготовки спортсменов - результат напряженной многолетней физической тренировки, однако в современных условиях не менее важный фактор - развитие психологических качеств атлета. В процессе исторической трансформации система психологического сопровождения спортсменов неоднократно подтверждала свою эффективность. Специалистам, продолжившим работать в системе спортивной психологии в Республике Беларусь после получения статуса независимого государства, удалось сохранить значительную часть накопленного опыта и продолжить развитие данного направления. В настоящее время деятельность службы спортивной психологии в основном сконцентрирована в Минской области и работа с атлетами из регионов не носит постоянный системный качественный характер. Однако существует перспектива формирования единой республиканской службы спортивного психологического сопровождения за счет задействования профессорско-преподавательского состава и выпускников психологического профиля областных высших учебных заведений при взаимодействии со специалистами по профилю «физическая культура и спорт». По итогам пилотного исследовательского проекта, проведенного сотрудниками медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, удалось определить направления научно-исследовательской работы, которая будет способствовать развитию системы психологического сопровождения спортсменов в Гродненской области.

Ключевые слова: спортивная психология, историческая трансформация спортивной психологии, психологическое сопровождение спортсменов в Республике Беларусь, медико-психологический факультет.

Для цитирования: Историческая трансформация системы психологического сопровождения спортсменов и перспективы её дальнейшего развития / В. В. Бут-Гусаим, Л. А. Пирогова, С. С. Василевский, А. С. Ярош, В. А. Шемет, Ю. Ч. Сирицына, Г. С. Атрюшевская, К. О. Андрейчик, Н. А. Бут-Гусаим, А. В. Бут-Гусаим, Е. С. Варнель // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2023. Т. 21, № 2. С. 185-190. https://doi. о^/10.25298/2221-8785-2023-21-2-185-190

В основе результативности спортсмена лежит высокий уровень физической подготовленности и продуктивное взаимодействие с тренером. Но в условиях развития спорта на современном этапе значительная роль в увеличении эффективности тренировочного и соревновательного процессов также отводится и другим специалистам.

Психологическая подготовленность спортсмена к предстоящим соревнованиям - один из важных факторов достижения высокого результата. Спортивная психология в Республике Беларусь - достаточно новое научно-практическое направление, однако развитие психологии спорта берет свое начало еще в конце XIX века [1, 2, 3].

Официальной датой появления такого направления, как спортивная психология, принято считать 7 мая 1913 г. [4]. Именно в этот день при непосредственном участии Пьера де Кубертена начался пятый Конгресс по спортивной психологии и физиологии Международного Олимпийского Комитета в г. Лозанна, Швейцария. В результате роста количества научных исследований во всем мире спортивная психология и психофизиология из научных теоретических дисциплин менее чем за полвека превратились

в интенсивно развивающиеся практические направления и уже ко второму десятилетию двадцатого века в Европе, Китае и США появились крупнейшие центры психологии спорта. Начали функционировать лаборатории психологии спорта и на территории Советского Союза - на базе Московского, Ленинградского и Харьковского институтов физической культуры, что очередной раз доказывало актуальность развития данного направления [5]. Деятельность сотрудников лабораторий позволила расширить применение методов психологической работы со спортсменами и доказать их эффективность и значимость. В 1965 г. в Риме при содействии Итальянской Федерации спортивной медицины был организован Конгресс по спортивной психологии, на котором приняли решение о создании Международного общества психологии спорта (^Р). Впоследствии во многих странах начали формироваться собственные общества спортивных психологов. В процессе подготовки к Олимпиаде в Москве в 1980 г. востребованность в специалистах психологического сопровождения значительно выросла [6, 7, 8]. Белорусское отделение Федерации спортивной психологии СССР возникло после образования Федерации спор-

тивной психологии СССР в мае 1987 г. [7, 8].

Развитие отечественной спортивной психологии было напрямую связано с работами Ю. М. Конорского, С. М. Миллера, И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и многих других известных ученых. Их основное направление исследовательской деятельности находилось в области психофизиологии и связано с научными прорывами в данной области того времени. Благодаря множеству исследователей, посвятивших свою деятельность изучению особенностей физиологических показателей в стрессовой ситуации, в настоящее время во многих сферах человеческой деятельности успешно развиваются разные технологии и методы медицины, психологии, физиологии, в судебно-криминалистиче-ской и следственной деятельности и, безусловно, методы работы со спортсменами [9].

Результаты фундаментальных исследований таких ученых, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, Е. Н. Соколов, Seymour Levine, Jay Weiss, Aaron Temkin Beck, Albert Ellis, John Mason, З. И. Чучмарев, послужили предпосылкой для развития методов адаптации спортсменов к предстоящим стрессовым событиям и коррекции нежелательных для спортивной деятельности психологических состояний [10, 11]. Значимый вклад в развитие методов адаптации к стрессовым факторам в спорте внесли И. С. Бреслав, К. В. Динейка, К. Купер, которые установили взаимосвязь между контролем дыхания, воздействием физических факторов и результативностью спортсменов [12, 13]. Результаты трудов К. И. Мировского отражали значимость сна в процессе адаптации к функционированию в стрессовых ситуациях [14]. Исследования П. А. Рудика, О. А. Черниковой и Г. М. Гагаевой были направлены на изучение влияния мускульной работы на процесс реакции [15]. Т. Р. Никитин изучал внушение и подражание в процессе физического воспитания. З. И. Чучмарев исследовал взаимосвязь между физическим воспитанием и интеллектуальным развитием [16]. М. Ванек, В. Гошек и Б. Свобода провели оценку психологических качеств спортсменов, влияющих на результативность в процессе соревнований [17]. Е. П. Ильин уделил внимание исследованиям личностных особенностей спортсменов детского возраста и тренеров, их взаимному влиянию на физическую тренировку. А. В. Алексеев в своей монографии описал систему психологической регуляции в предсорев-новательном периоде, которая и в настоящее время является источником полезной информации для специалистов, работающих в области психологического сопровождения и физической подготовки спортсменов [18].

Исследования сотрудников Центрального научно-исследовательского института физической культуры В. А. Алаторцева, Б. Б. Коссова, Л. Д. Гиссена способствовали развитию методов психодиагностики и психологической подготовки спортсменов. Значимый вклад в развитие и популяризацию отечественной спортивной пси-

хологии внесли Г. Д. Горбунов и А. В. Родионов, изучавшие и описавшие эффективные методики психодиагностики и психологического сопровождения спортсменов с учетом этапов их профессиональной подготовки [18, 20]. Неоценимый вклад в развитие отечественной психологии спорта внес А. Ц. Пуни, изучавший влияние соревновательных факторов на психику спортсменов, систематизировав существующие знания, он заложил фундамент спортивной психологии как научно-практической дисциплины, в итоге ставшей обязательной для изучения в рамках образовательного процесса в учебных заведениях спортивного профиля [18, 19]. Таким образом, в психологическом сопровождении спортсменов важная роль отводилась психодиагностической, психокоррекционной работе и использованию физических факторов, позволяющих улучшить адаптационные механизмы и когнитивное функционирование спортсмена.

К сожалению, некоторые достижения и знания отечественных специалистов спортивной психологии, психофизиологии и психодиагностики после распада Советского Союза были в значительной степени утрачены. Многие ранее востребованные специалисты из области психологического сопровождения спортсменов покинули территорию постсоветского пространства или сменили род деятельности. Оставшиеся ученые, продолжившие свою работу, в основном были сконцентрированы на территории Российской Федерации.

Длительное время исследованиям в области психологического сопровождения спортсменов не придавали серьезного значения в Республике Беларусь, но данная проблема не оставалась без внимания. Большой вклад в сохранение знаний и их развитие в нашей стране внесли сотрудники Белорусского государственного университета физической культуры (до 1993 г. - Академия физического воспитания и спорта Республики Беларусь) и Республиканского научно-практического центра спорта (до 1995 г. - Проблемная научно-исследовательская лаборатория, с 1995 г. - Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь). Развитие системы спортивной психологии в нашей стране позволило провести в 1990 г. XI Всесоюзную конференцию спортивных психологов, а в 1996 г. это привело к образованию Белорусской республиканской ассоциации спортивных психологов [21, 22].

В настоящее время немногочисленные высококвалифицированные специалисты, занимающиеся изучением и развитием методов психологического сопровождения спортсменов в Республике Беларусь, в основном сконцентрированы в Минске и Минской области, в то время как спортсмены высшей квалификационной категории и перспективные атлеты имеются во всех регионах страны.

Анализ результатов научно-исследовательской и педагогической деятельности сотрудников высших учебных заведений в Республике Беларусь позволил установить, что система психо-

логического сопровождения спортсменов имеет перспективу развития также и в регионах страны за счет привлечения кадров среди профессорско-преподавательского состава и выпускников высших учебных заведений. В настоящее время в каждой области функционируют высшие учебные заведения, в которых проводится подготовка специалистов психологического профиля и по профилю физическая культура и спорт, работающие в таких направлениях, как спортивная психология, кризисная психология, медицинская и специальная психология, методология, теория и методы психологических исследований, психотерапия и психокоррекция, экспериментальная психология, конфликтология, нейропсихология, которые могут внести существенный вклад в практическое развитие системы психологического сопровождения спортсменов в Республике Беларусь [21]. Можно предположить, что создание научно-исследовательских структурных подразделений, занимающихся исследованием и развитием спортивной психологии в регионах, будет способствовать развитию единой республиканской службы спортивной психологии.

На базе Гродненского государственного медицинского университета реализуется профессиональная подготовка студентов медико-психологического факультета. Профессорско-преподавательский состав факультета и его выпускники - квалифицированные специалисты сферы охраны психического здоровья, в процессе обучения и практической деятельности используют методы медицинской психологии, подтвердившие свою результативность в работе с пациентами с такими проблемами, как пограничные психические расстройства, аддиктивные расстройства, расстройства личности и некоторые другие психические заболевания и ситуативные дезадаптирующие ситуации, приводящие к возникновению дискомфортных психологических состояний. Учитывая, что неизменным компонентом как предсоревновательного периода, так и непосредственно соревнований является так называемое психическое напряжение высокой степени интенсивности, можно утверждать, что специалисты медико-психологического профиля могут внести существенный вклад в развитие системы психологической подготовки и реабилитации спортсменов.

Среди множества современных психотерапевтических направлений, подтвердивших свою эффективность для применения в системе психологического сопровождения спортсменов, уместно выделить методы, направленные на устранение или снижение выраженности соматических компонентов ситуативной тревожности без риска вмешательства на уровне личностных индивидуальных характеристик атлета: нервно-мышечная релаксация, элементы телесно-ориентированной терапии, методы визуализации и переключения внимания.

Элементы нейролингвистического программирования или десенсибилизации и переработки движением глаз могут быть полезными в работе со снижением риска неблагоприятного

влияния психотравмирующего опыта в условиях предстоящего выступления или в условиях тренировочной работы для коррекции устойчивых технических ошибок. В комбинации с приемами массажа и дыхательными упражнениями методы психологической подготовки и реабилитации могут быть более эффективными.

Современные методы недирективной суггестивной терапии, когнитивно-бихевиоральной и рационально-эмотивной психотерапии могут применяться в условиях проблем взаимодействия между спортсменом и тренером или в процессе работы с другими факторами, неблагоприятно воздействующими на атлета. Эти и многие другие подходы могут быть использованы специалистами для повышения качества оказания помощи спортсменам на всех этапах их профессиональной подготовки.

В сентябре 2020 г. сотрудники кафедры медицинской реабилитации УО «Гродненский государственный медицинский университет» совместно со специалистами управления спорта и туризма Гродненского облисполкома и ГУ «Диспансер спортивной медицины» г. Гродно инициировали проведение пилотного исследовательского проекта, цель которого - разработка и адаптация методик немедикаментозного сопровождения легкоатлетов. В рамках проекта была запланирована оценка влияния психологических факторов на спортивные результаты и возможности применения отдельных методов психологической коррекции и физических факторов в работе со снижением выраженности влияния психотравмирующих ситуаций. В процессе работы появилась необходимость применения методов психодиагностики с высоким уровнем объективизации полученных результатов.

Результаты анализа литературы и психологического тестирования легкоатлетов Гродненской области позволили установить, что одна из наиболее актуальных психологических проблем у спортсменов, неблагоприятно влияющая на результативность в период соревнования, - выраженная ситуативная тревожность. Для оценки возможностей применения с целью снижения выраженности соматических проявлений тревоги были выбраны методики психологической коррекции и отдельные методы воздействия физическими факторами. В процессе работы под контролем оценки вегетативной реакции спортсмены обучались распознаванию и контролю выраженности телесных проявлений тревоги.

Изучались возможности объективной оценки выраженности ситуативной тревожности. В процессе работы со спортсменами было установлено, что методы объективной оценки сдвига вегетативных реакций позволяют в динамике изучить умение спортсменов распознавать и контролировать выраженность соматических проявлений тревоги. Наиболее полезными в работе методиками изучения вегетативных реакций проявили себя дистанционная термометрия, оценка частоты сердечных сокращений и тканевая оксиметрия.

При проведении исследования установлено, что методы психологического сопровождения спортсменов в лабораторных условиях при положительной динамике как в распознавании, так и в контроле выраженности соматических проявлений тревоги не давали полноценного качественного эффекта во время выступления на соревнованиях, что указывало на необходимость работы в условиях, максимально приближенных к реальным соревнованиям. С этой целью была использована технология виртуальной реальности, позволяющая создавать трехмерную симуляцию присутствия на соревновании. Эффективность работы удалось повысить за счет внедрения методик психодиагностики и психокоррекции в тренировочный процесс и во время участия спортсменов в соревнованиях.

Выводы

1. Спортивная психология, как отдельное научно-практическое направление, прошла достаточно короткий, но интенсивный путь исторической трансформации, преображаясь из научно-исследовательской спортивной психофизиологии и психодиагностики, дополняясь методами клинической психологии и психотерапии, в систему, показавшую высокую значимость и эффективность в практической работе со спортсменами во всем мире.

2. В настоящее время в Республике Беларусь существует и успешно развивается система психологического сопровождения спортсменов, описаны и применяются на практике высокоэффективные современные методы психологической коррекции и психодиагностики, однако работа службы преимущественно сконцентрирована в Минском регионе.

3. Система спортивной психологии в Беларуси имеет перспективу развития на региональном уровне за счет формирования научно-исследовательских подразделений и задействования кадров из числа профессорско-преподавательского состава и выпускников высших учебных заведений психологического профиля при взаимодействии со специалистами по профилю физическая культура и спорт, что в перспективе будет способствовать развитию единой республиканской службы психологического сопровождения спортсменов.

Авторский коллектив выражает благодарность спортсменам и тренерскому составу СДЮШОР № 2 г. Гродно, УО «Гродненское государственное училище олимпийского резерва», ГУ «Гродненский областной комплексный центр олимпийского резерва» за активное участие в пилотном исследовательском проекте.

Литература

1. Набойченко, Е. С. Психологическое сопровождение превосходства в спорте высших достижений как компонент успеха спортсмена / Е. С. Набойченко, М. В. Носкова // Образовательный вестник «Сознание».

- 2021. - Т. 23, № 4. - С. 4-9. - аог 10.26787/ пуЛа-2686-6846-2021-23-4-4-9. - еап: SWNVSX.

2. Ильин, Е. П. Управление психологическим состоянием спортсмена высокой квалификации / Е. П. Ильин. -Ленинград : Изд. ЛГУ, 1972. - 176 с.

3. Горская, Г. Б. Стратегия психологического сопровождения подготовки высококвалифицированных спортсменов: ресурсы и ограничения / Г. Б. Горская // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 98107. - аог 10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107. -еап: GAFAIL.

4. Родионов, А. В. Психология спорта высших достижений / А. В. Родионов. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 150 с.

5. Родионов, А. В. Краткий очерк истории психологии спорта в России / А. В. Родионов, В. Н. Непопалов // Физкультура и спорт. Серия: Олимпийский бюллетень. - 2008. - № 9. - С. 56-63.

6. Сафонов, В. К. Психология спорта - современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности / В. К. Сафонов // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2 (8). - С. 71-74.

- еёп: SBPFUZ.

7. Белорусский государственный университет физической культуры: о времени, о спорте, о себе / под общ. ред. М. Е. Кобринского. - Минск : БГУФК, 2007.

- 398 с.

8. Сивицкий, В. Г. Становление спортивной психологии в Белорусском государственном университете физи-

ческой культуры / В. Г. Сивицкий, Е. В. Мельник // Спортивный психолог. - 2008. - № 2 (14). - С. 7-10.

9. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 197 с.

10. Фомина, Е. В. Спортивная психофизиология : учеб. пособие / Е. В. Фомина. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016.

- 172 с.

11. Денейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. Денейка. - Минск : Полымя, 1982. - 141 с.

12. Бреслав, И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте : руководство для изучающих физиологию человека / И. С. Бреслав, Н. И. Волков, Р. В. Тамбовцева. - Москва : Советский спорт, 2013.

- 336 с.

13. Караяни, А. Г. Прикладная военная психология /

A. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с.

14. Непопалов, В. Н. У истоков кафедры психологии /

B. Н. Непопалов // Спортивный психолог. - 2020. -№ 1 (56). - С. 74-78. - еап: PBWLNO.

15. Зазулина, Е. В. Основные принципы психологии физической культуры и спорта / Е. В. Зазулина, А. В. Хачатурова // Аллея Науки. - 2019. - Т. 1, № 2. -

C. 384-387. - еап: ZBHURF.

16. Донцов, В. В. Влияние мотивации и уровня тревожности на результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании / В. В. Донцов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. -Т. 2, № 75. - С. 231-235. - еёп: ZHCDYN.

17. Огородова, Т. В. Психология спорта : учеб. пособие / Т. В. Огородова. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. - 120 с.

18. Пуни, А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология

и современный спорт : сборник научных работ психологов спорта / сост.: П. А. Рудик, В. В. Медведев,

A. В. Радионов. - Москва, 1973. - С. 173.

19. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.

20. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова.

- Москва : Просвещение, 2005. - 349 с.

21. Сивицкий, В. Г. Спортивная психология Беларуси сегодня: реальность и перспективы / В. Г. Сивицкий, Е.

B. Мельник, Е. В. Воскресенская // Спортивный психолог. - 2018. - № 2 (49). - С. 4-11. - edn: YAKWYP.

22. Психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Беларусь по группам видов спорта : практ. пособие / И. А. Чарыкова [и др.].

- Минск : БГУФК, 2018. - 43 с.

References

1. Naboychenko ES, Noskova MV. Psychological support of excellence in the sport of higher achievements as a component of the success of the athlete. Educational bulletin "Consciousness". 2021;23(4):4-9. doi: 10.26787/ nydha-2686-6846-2021-23-4-4-9. edn: SWNVSX. (Russian).

2. Ilin EP. Upravlenie psihologicheskim sostojaniem sports-mena vysokoj kvalifikacii. Leningrad: LGU; 1972. 176 p. (Russian).

3. Gorskaya GB. Strategy of psychological support of training highly qualified athletes: resources and limitations. Science and sport: modern tendencies. 2021;9(3):98-107. doi: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107. edn: GAFAIL. (Russian).

4. Rodionov AV. Psihologija sporta vysshih dostizhenij. Moskva: Fizkultura i sport; 1979. 150 p. (Russian).

5. Rodionov AV, Nepopalov VN. Kratkij ocherk istorii psihologii sporta v Rossii. Fizkul'tura i sport. Serija: Olimpijskij bjulleten. 2008;9:56-63. (Russian).

6. Safonov VK. Sport psychology - modern objectives of scientific and applied psychological support of sport activity. National psychological journal. 2012;2(8):71-74. edn: SBPFUZ. (Russian).

7. Kobrinskij ME, editor. Belorusskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kultury: o vremeni, o sporte, o sebe. Minsk: BGUFK; 2007. 398 p. (Russian).

8. Sivickij VG, Melnik EV. Stanovlenie sportivnoj psihologii v Belorusskom gosudarstvennom universitete fizicheskoj kul'tury. Sports Psychologist. 2008;2(14):7-10. (Russian).

9. Gorbunov GD. Psihopedagogika sporta. Moskva: Fizkultura i sport; 1986. 197 p. (Russian).

10. Fomina EV. Sportivnaja psihofiziologija. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet; 2016. 172 p. (Russian).

11. Denejka K. Dvizhenie, dyhanie, psihofizicheskaya trenirovka. Minsk: Polymja; 1982. 141 p. (Russian).

12. Breslav I, Volkov NI, Tambovceva RV. Dyhanie i mys-hechnaja aktivnost cheloveka v sporte. Moskva: Sovetskij sport; 2013. 336 p. (Russian).

13. 13. Karajani AG, Syromjatnikov IV. Prikladnaja voennaja psihologija. Saint Petersburg: Piter; 2006. 480 p. (Russian).

14. Nepopalov VN. At the origins of the psychology department. Sports Psychologist. 2020;1(56):74-78. edn: PBWLNO. (Russian).

15. Zazulina EV, Hachaturova AV. Basic principles of the psychology of physical culture and sports. Alley of Science. 2019;1(2):384-387. edn: ZBHURF. (Russian).

16. Doncov VV. The influence of motivation and anxiety on the effectiveness of the competitive activities in sport orienteering. Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2017;2(75):231-235. edn: ZHCDYN. (Russian).

17. Ogorodova TV. Psihologija sporta. Jaroslavl: JarGU; 2013. 120 p. (Russian).

18. Puni AC. Nekotorye voprosy teorii voli i volevaja pod-gotovka v sporte. In: Rudik P, Medvedev VV, Radionov AV, compilers. Psihologija i sovremennyj sport. Sbornik nauchnyh rabot psihologov sporta. Moskva; 1973. p. 173. (Russian).

19. Ilin EP. Psihofiziologija sostojanij cheloveka. Saint Petersburg: Piter; 2005. 412 p. (Russian).

20. Marishhuk VL, Bludov JuM, Serova LK. Psihodiagnostika v sporte. Moskva: Prosveshhenie; 2005. 349 p. (Russian).

21. Sivitsky VG, Melnik EV, Voskresenskaya EV. Sports psychology in Belarus: reality and prospects. Sports Psychologist. 2018;2(49):4-11. edn: YAKWYP. (Russian).

22. Charykova IA, Filipovich LV, Ramza AG, Efremova NN, Sorokolit JaL, Cvirko DN. Psihologicheskoe obespeche-nie podgotovki sportivnogo rezerva Respubliki Belarus po gruppam vidov sporta. Minsk: BGUFK; 2018. 43 p. (Russian).

HISTORICAL TRANSFORMATION OF THE ATHLETES PSYCHOLOGICAL SUPPORT SYSTEM AND PERSPECTIVES FOR

ITS FURTHER DEVELOPMENT

U. U. But-Husaim1, L. A. Pirahova1, S. S. Vasilevsky1, A. S. Yarosh1, V. A. Shemet1, Y. Ch. Sirytsyna1, H. S. Artsiusheuskaya2, K. A. Andreichyk3, N. A. But-Husaim4,

A. U. But-Husaim4, E. S. Varnel3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Grodno State Medical University, Grodno, Belarus 2Republican Centre for Olympic Training in Athletics, Minsk, Belarus 3Regional Dispensary of Sports Medicine, Grodno, Belarus 4Belarusian Federation of Athletics, Minsk, Belarus

The high level of training of athletes is the result of intense long-term physical training, however, in modern conditions the development of psychological qualities of an athlete is no less important. In the process of historical transformation the system ofpsychological support for athletes has repeatedly confirmed its effectiveness. Specialists

who continued to work in the system of sports psychology in the Republic of Belarus after obtaining the status of an independent status managed with great difficulty to retain a significant part of their accumulated experience and continue the development of this area. Unfortunately, at present, the activities of the sports psychology service are mainly concentrated in the Minsk region and work with athletesfrom the regions is not of a permanent qualitative nature. However, there is a perspective offorming a unified republican service of sports psychological support through the involvement of the teaching staff and graduates of the psychological profile of regional higher educational institutions in cooperation with specialists in the field of physical culture and sports. Based on the results of a pilot research project conducted by employees of the Mental Health Medicine Faculty of the Grodno State Medical University it was possible to determine the areas of research work that will contribute to the development of a system ofpsychological support for athletes in the Grodno region.

Keywords: sports psychology, historical transformation of sports psychology, psychological support of athletes in the Republic of Belarus, Faculty of Mental Health Medicine.

For citation: But-Husaim UU, Pirahova LA, Vasilevsky SS, Yarosh AS, Shemet VA, Sirytsyna YCh, Artsiusheuskaya HS, Andreichyk KA, But-Husaim NA, But-Husaim AU, Varnel ES. Historical transformation of the athletes psychological support system and prospects for its further development. Journal of the Grodno State Medical University. 2023;21(2):185-190. https://doi. org/10.25298/2221-8785-2023-21-2-185-190

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Об авторах / About the authors

*Бут-Гусаим Владимир Владимирович / But-Husaim Uladzimir, e-mail: sportmedbh@gmail.com, ORCID: 0000-0001-7843-2936 Пирогова Лариса Александровна / Pirahova Larisa, e-mail: pirogovalar@rambler.ru

Василевский Сергей Сергеевич / Vasilevsky Siarhey, e-mail: svasilevsky@grsmu.by, ORCID: 0000-0001-7525-2091

Ярош Анастасия Сергеевна / Yarosh Anastasiya, e-mail: a.s.yarosch@yandex.ru

Шемет Вадим Александрович / Shemet Vadzim, e-mail: vashemet@gmail.com

Сирицына Юлия Чеславовна / Sirytsyna Yuliya, e-mail: jula-57@mail.ru

Атрюшевская Галина Семеновна / Artsiusheuskaya Halina, e-mail: artjyshka@rambler.ru

Андрейчик Кирилл Олегович / Andreichyk Kiryl, e-mail: Kira1997200l@mail.ru

Бут-Гусаим Надежда Александровна / But-Husaim Nadya, e-mail: n.buthusaim@mail.ru

Бут-Гусаим Александр Владимирович / But-Husaim Aliaksandr, e-mail: aliaksandr.buthusaim@gmail.com

Варнель Елена Станиславовна / Varnel Elena, e-mail: sportdispanc@mail.grodno.by

* - автор, ответственный за переписку / corresponding author

Поступила / Received: 05.12.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 21.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.