Научная статья на тему 'Историческая судьба мусульманских женщин в деревне Стерлибашево'

Историческая судьба мусульманских женщин в деревне Стерлибашево Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
women's education / конфессиональное образование / религия / медресе / женское образование / женщиныпреподаватели / confessional education / religion / madrasas / women teachers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басырова Гулсина Галиевна

Статья посвящена исследованию истории женского образования. Автор рассматривает историческое изменение роли женщины в обществе. Образование женщин, утверждение их статуса превращается в общенациональную задачу. В статье прослежена историческая судьба женщин-преподавателей, которые все способности и силы направили для поднятия роли женщины в обществе. Данная статья предназначена для историков, педагогов, исследователей, занимающихся вопросами исторического гендерного и мусульманского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL DESTINY OF MUSLIM WOMEN IN THE VILLAGE STERLIBASHEVO

The article investigates the history of women's education. The author examines the historical changes in the role of women in society. Education of women, the approval of their status turns into a nationwide problem. The article traced the historical fate of female teachers who all abilities and powers directed to raise the role of women in society. This article is intended for historians, teachers, and researchers concerned with the historical gender and Muslim education.

Текст научной работы на тему «Историческая судьба мусульманских женщин в деревне Стерлибашево»

УДК 930.85(075.8)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА МУСУЛЬМАНСКИХ ЖЕНЩИН

В ДЕРЕВНЕ СТЕРЛИБАШЕВО

Г.Г. Басырова

Аннотация. Статья посвящена исследованию истории женского образования. Автор рассматривает историческое изменение роли женщины в обществе. Образование женщин, утверждение их статуса превращается в общенациональную задачу. В статье прослежена историческая судьба женщин-преподавателей, которые все способности и силы направили для поднятия роли женщины в обществе. Данная статья предназначена для историков, педагогов, исследователей, занимающихся вопросами исторического гендерного и мусульманского образования.

Ключевые слова: конфессиональное образование, религия, медресе, женское образование, женщины -преподаватели

THE HISTORICAL DESTINY OF MUSLIM WOMEN

IN THE VILLAGE STERLIBASHEVO

G.G. Basyrova

Abstract. The article investigates the history of women's education. The author examines the historical changes in the role of women in society. Education of women, the approval of their status turns into a nationwide problem. The article traced the historical fate of female teachers who all abilities and powers directed to raise the role of women in society. This article is intended for historians, teachers, and researchers concerned with the historical gender and Muslim education.

Keywords: confessional education, religion, madrasas, women's education, women teachers

Село Стерлибашево Стерлитамакского уезда Уфимской (Оренбургской) губернии прославилось на Урале мусульманским конфессиональным учебным заведением. В Стерлибашевском медресе обучались шакир-ды сельской общины, также сюда приезжали учиться дети небогатых людей из населенных пунктов Урала и Поволжья. Согласно сведениям исследователей и краеведов, в XVIII - в середине XX вв. основная часть населения в селе Стерлибашево оставалась неграмотной, жила в бедности и нищете [6].

В обществе мусульман ^Стерлибашево отношение к женщинам было особенно сложным и противоречивым. По дневникам-воспоминаниям уроженки Стерлибашево Оркии Хайдаровой, мусульманкам не разрешалось появляться в общественных местах. Высказывания консервативных религиозных деятелей, «чем длиннее у женщины волосы, тем короче ум», «женщины созданы для подчинения мужчине и для рабства», выражали негативное отношение к женской половине. Женщины в мусульманской семье обязаны были заниматься воспитанием детей, были ответственны за ведение личного подсобного хозяйства. Женщина во всем должна была подчиняться единой системе законов, пред-

писаний в исламе. По религиозным нормам, женщина не имела права предъявлять требования самостоятельно устраивать личную жизнь [7].

Малейшие отступления от норм исламских законов в семейно-бытовых отношениях приобретали трагический исход. По воспоминаниям очевидцев, в селе Стерлибашево происходили события подобно сюжету и композиции повести «Черноликие» татарского и башкирского писателя Мажита Гафури (1880-1934). Шариатский суд унижал достоинство людей. В селе представители духовенства неадекватно реагировали на незначительные проявления нарушений морали и нравственности. По воспоминаниям-дневникам очевидцев, после совершения самовольного судопроизводства оскорбленная учительница вынуждена была покинуть Стерлибашево. Религиозные деятели - сторонники сурового шариата оставили о себе в истории села неприятные воспоминания [6]. Условия в обществе начала XVTTT-XX вв. не давали развиваться женщинам. С1915г. мусульманским женщинам Уфы разрешалось посещать мечети и культовые здания. На Урале фактически шариат был вытеснен из жизни населения в 1922 г.

Как было показано в научноисследовательских исторических трудах, женское образование в селе Стерлибашево сильно отставало. Известно, что до XX века образованию и просвещению лиц женского пола, как и во многих мусульманских селах и деревнях Урала и Поволжья, сельской общиной Стерлибашево уделялось незначительное внимание. Во все времена консервативная часть духовенства препятствовала нововведениям в образовании и просвещении [8].

Однако многие теологи размышляли, что неправы те люди, которые считали «вредным образование для девушек». В том числе богословы Р.Фахрутдинов, Г.Буби поддерживали просвещение мусульманок. «Если бы все научились читать и писать, имели представление об истории, географии, астрономии, естествознании, по основам религии, этики, то это способствовало бы искоренению лживых предрассудков. Просветители советовали с детства всем им прививать эти навыки» [1]. Если обратить внимание на развитие образовательной системы других медресе, то с 1857г. функционировала женская школа в д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. В 1907г. там же открыли женское училище, а с 1909г. взималась плата с девочек за обучение. В 1912 г. закрыли школу для девочек в д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. Мухлиса Буби, первая женщина - кази, продолжила педагогическую деятельность в Троицке в школе Г.Ахмарова [5,с.89]. В конце XIX начала XX вв. с 1864 г. в Стерлибашево под влиянием борьбы сторонников джадидизма открывались русскотатарские, русско-башкирские, русскочувашские школы.

В 1909 г. в светской школе села Стерли-башево обучали только мальчиков. В 1910 г. в первой официальной земской школе с обучением на русском языке необходимо подчеркнуть особую позицию мужской половины населения в отличие от женщин. С 1917 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Законы шариата запрещали женщинам получать образование наравне с мужчинами. В XVIII-XX вв. решение проблем жизни и быта, также уровень образованности и грамотности татарских, башкирских, казахских, киргизских женщин начали привлекать внимание представителей общественности. Только в XX в. в газетных публикациях начали затрагивать вопросы образования, культурно- просветительской деятельности мусульманских

женщин [5,с. 118-119]. Просвещенные личности понимали, что «Прогресс, богатство, (состоятельность) здоровье нации во многом зависят от воспитанности и образованности женщины. Поэтому нации, достигшие прогресса и цивилизации, уважают их, так как знают, что от них зависит будущее» [5, с. 118119].

Мусульманки-татарки Стерлибашево постигали основы религиозной грамоты в частных домах у жен духовенства - медресе. По воспоминаниям очевидцев, мектебами для небольшой части женского населения служили кухни имамов. Женщины - преподаватели давали ученицам примитивные знания по основам исламской религии на арабском языке. Очень часто бывало, что подростки из девушек вместо занятий помогали по хозяйственным делам. По традиционному расписанию абыстая-мугаллимы, учащиеся приходили на учебные занятия утром к началу утренней зари и расходились до восхода солнца. Первый приход их назывался утренним уроком, а второй приход - вечерним. Условия для учебы не соответствовали требованиям учебнообразовательной системы Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Примитивное образование женщин-мусульманок сильно отставало от знаний, полученных по программе медресе с богатой материальнотехнической базой [9].

Один из просвещенных, образованных мугаллимов в Стерлибашевском медресе был уроженец казанских краев Гумар Баширов [2]. После окончания медресе Г.Баширов остался в селе Стерлибашево, создал семью с Мунасыповой Фатимой Хисматовной. Отец Фатимы - Хисмат-хаджи считался авторитетным представителем духовенства сельской общины. Гумар Баширов обучал младших шакирдов, а в своем доме - учил религиозной и светской грамоте дочерей Гайшу, Хадию, сына Газиза [14]. В последующие годы Гайша Баширова, как абсолютное большинство учащихся в двух частных школах Стерлиба-шево, должна была заучивать догмы, религиозные суры у жены Хабира хальфы. Мугал-лим Баширов Гумар продолжал самостоятельно обучать своих детей основам арабской грамматики. В ближайшей местности, в том числе и в селе Стерлибашево, не функционировали школы, отвечающие современным требованиям. Г айша Баширова усвоила у своего отца программу первого класса по чтению и математике [2]. Индивидуальное занятие

мугаллима Гумара Баширова развивалось по новой системе в следующих направлениях: обучение чтению и письму на родном языке по книге Хади Максуди «Мугаллим эввель» («Первый учитель»), «Мугаллим сани» («Второй учитель»); обучение основам тюркского языка по учебнику «Сарфи тюрки», («Грамматика тюркского языка»); «Наху тюрки» («Синтаксис тюркского языка»)[15]; обучение основным правилам арабского языка по книге «Истифтах» (начальный курс), «Истикмель» (завершающий курс); обучение кратчайшим путем русскому языку по книге «Русистан»[15]. Г.Баширова осваивает программу второго-третьего класса в д. Каркали Миякинской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Согласно воспоминаниям из дневника, Г.Баширова в 19101911гг. в Стерлитамакском медресе для девочек окончила четвертый класс. Из-за материальных и финансовых проблем в семье Баширова Г.Г. оставляет учебу на короткий срок [13].

Меценат Стерлибашевского медресе Му-хамметшакир Тукаев оказал влияние на дальнейшую судьбу Г.Башировой [12]. Во время службы М.-Ш. Тукаева в Государственной Думе России, его дочери обучались в столичной гимназии Санкт-Петербурга по новой методике для 1-х, 2-х классов. В 1913 году М.-Ш. Тукаев после окончания срока III созыва Государственной Думы приглашает Гайшу Баширову преподавать уроки для своих четырёх дочерей [12,с.285]. Четырнадцатилетняя Баширова в течение года обучала грамоте детей и одиннадцать родственников мецената М.Ш. Тукаева [13]. Помещение частного дома было переоборудовано необходимым школьным инвентарем: партами,

классной доской. В 1913-1914 г. по приглашению Тукаева в село Стерлибашево приезжают учителя Санкт- Петербурга. У столичных учителей Г.Баширова усвоила программу гимназии для пятых и шестых классов. Несмотря на то, что с конца XVIII в. правительство запрещало частное домашнее обучение, в своей школе Гайша Баширова пять лет учила крестьянских детей из ближайших соседних деревень Стерлитамакского уезда.

Габдулвахит Мунасыпов, преемник М. -Ш.Тукаева, с помощью талантливых преподавателей села Стерлибашево организовал школу для девочек [3]. Женщины - преподаватели: Гайша Баширова(1899-?), Гайша Тихонова (Тухватуллина) (1897-1969), Хуршида

Тукаева (Бикбулатова) (1898-?), Махисарвар Хальфина (?-1972), Магианвар Насырова, Мария Тихонова, Хайрат Хасанова, Мавтуха Мухамедьярова, Магруй Мухамедьярова внесли свою лепту в развитие просвещения села Стерлибашево[4,с.8]. Мухамедьярова Мавту-ха Бакировна (1897-?) после окончания медресе «Гусмания» в Уфе до 1927 г. работала учителем в Стерлибашевской школе [14,с.9]. Выпускница Стерлитамакской гимназии, Каримова Шамсибанат Нигматзяновна (1894-?) в 1915 г. в русской школе для девочек начинает преподавать русский язык. В 1917 г. Гайша Баширова продолжает учёбу в Стерли-тамакской женской гимназии. По окончании учебного заведения (медресе) для девочек ей вручают документ о семилетнем образова-нии[10].

В Уфе для учителей, работающих по новой программе, открывают месячный курс по повышению квалификации и усовершенствованию методики преподавания предметов [10]. Если сравнивать с другими учебными заведениями, то в медресе «Буби» д.Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии в 1908 г. были открыты трехмесячные курсы (май-август) по подготовке женщин-преподавателей. В течение трех лет в медресе «Буби» организовали летние педагогические курсы с вручением свидетельства об окончании. С 1899 по 1901 гг. под руководством Габдулгани Хусаинова при 9-й соборной мечети Татарской Каргалы действовали Всероссийские краткосрочные курсы переподготовки учителей [17]. Так как все предметы преподавались по новой методике, религиозные предметы были исключены из программы школы (мектебе). На курсах проходили переподготовку преподаватели медресе Уфы, Оренбурга, Самары.

В 1917г. в связи с принятием закона о национализации народного образования все предметы (история, география, арифметика) начали преподавать на татарском языке. В мектебе и медресе изучали русский язык как предмет. В 1920 г. в селе Стерлибашево в здании старого медресе, где раньше была школа I ступени, открывается школа II ступени [10]. В 5 классе этой же школы преподают Гайша Баширова, Насырова Мархаба Фаи-зевна (1904-?) [4,с.12]. Баширова Г. по решению Земской Управы Стерлитамакского уезда была направлена на курсы усовершенствования знаний по методике преподавания татарского языка и литературы, русского языка,

математики, истории, по основам психологии и педагогики. После окончания курсов лучшие учителя продолжили педагогическую деятельность в начальных классах земской школы, мектебе и медресе. Баширова Г.Г. назначена заведующей Турмаевской школы. Однако педагогическая деятельность учительницы не финансировалась: учителю за весь учебный год привозили в зимний период одну телегу дров для отопления мектебе. Только в 1917-1918 учебном году Земская Управа стала платить ежемесячную зарплату учителям. Выделено педагогам финансирование за квартплату, за жилищно-

коммунальные услуги. В 1920-1921 г.г. в селе Стерлибашево открыт мектеб второй ступени, где Башировой Г.Г. доверили учить детей родному языку и математике. Как документ об окончании школы (мектебе) выпускникам вручали свидетельства (шахадатнама) [16]. В 1921-1922 учебном году в селе Стерлибашево открыли детский дом для сирот, куда Гайша Баширова направлена ответственной воспитательницей. В детском доме она проработала в течение трех лет. В 1924 г. Баширова продолжила педагогическую деятельность в начальной школе д. Куганакбашево. Гайша Гумаровна с 1926 по 1929 гг. трудилась заведующей и учительницей Турмаевской начальной школы. В 1930-1931 учебном году учитель в две смены обучала детей первых-четвертых классов Калкашевской начальной школы. Кроме преподавательской деятельности Г.Г.Баширова вместе с другими учителями вела активную общественную и просветительскую работу среди молодежи: секретарь ревизионной комиссии, руководитель агитмассовой работы, редактор стенгазеты, депутат сельского совета, руководитель методического объединения учителей - предметников. Она активно работала в партийной, профсоюзной организации. В 1932-1933 учебном году завуч- учитель Г.Г.Баширова в начальной школе с. Бакеево вела ликвидацию безграмотности по математике, русскому языку, географии. Большинство учеников Гайши Гумаровны продолжили учебу в 10 классе средней школы Стерлибашево. Заслуги Гай-ши Башировой в области просвещения, культуры и педагогики населения являлись огромными. С 1932-по 1953 г.г. Баширова Г.Г. занимала должность заведующей начальной школой с.Бакеево [12,с.360]. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) приходилось продолжать учебу в частных домах.

Препятствовала осуществлению образовательной деятельности только нехватка школьных принадлежностей, наглядных пособий, дидактических материалов, учебников, учебных пособий, тетрадей. Учителя были ответственны не только за выполнение учебной программы, старались за свои средства обеспечивать воспитанников одеждой, питанием [13]. Нужно отметить, что после окончания Великой Отечественной войны улучшилось материально-экономическое положение учителей. Возобновилась работа школьной библиотеки. Книжный фонд школьной библиотеки обновлялся новыми учебниками, методическими пособиями. За выдающиеся заслуги в области просвещения учительница Г.Г.Баширова награждена медалью «За доблестный труд», в 1949 г. ей вручен орден Ленина. Баширова Г.Г. сорок три года работала заведующей школой. В 1957 г. ей присвоили звание «Ударник просвещения». Баширову Г.Г. наградили денежной премией, богатой коллекцией книг для фонда школьной библиотеки. Баширова Гайша Гумаровна добросовестным трудом заняла достойное место в истории культурно- просветительского движения села Стерлибашево [6]. К сожалению, судьба брата Гайши Башировой сложилась трагически. Газиз Баширов в 1937 г. был объявлен «врагом народа», отправлен в место заключения. Баширов Г.Г. после окончания срока ссылки в годы Великой Отечественной войны добровольно уходит на фронт. Он погиб, защищая Отчизну. Дочь Баширова, Роза Газизовна, долгие годы работала в сфере образования села Стерлибашево. Баширова Г.Г. была примером для преподавателей -мусульманок, продолжателей идей педагогического наследия Х. Фаезханова, Курсави, Р. Фахретдинова.

Одна из самых уважаемых учителей села Стерлибашево - Хадия Баширова. Х.Баширова внесла знания в развитие татарского образования [6]. В годы жестоких сталинских репрессий муж Хадии Башировой был расстрелян. Хадия Баширова и после окончания срока ссылки продолжала педагогическую деятельность. Х.Баширова была ярким примером воспитанности и образованности.

В истории народного образования села Стерлибашево немало прекрасных имен жен-щин-преподавателей, поступки которых достойны похвалы. Гайша Тихонова (Тухфатул-лина) - сестра мугаллима медресе Мунасыпова Хабира [4,с.10]. Под влиянием мужа, просве-

тителя-мугаллима Мунасыпова Габдулвахита Мазитовича, Г.Тухфатуллина внесла большой вклад в развитие национального образования села. По воспоминаниям очевидцев, каждое мудрое слово или фраза Г.Тухватуллиной имело немаловажное значение и силу воздействия на население. Г.Тухфатуллина обладала широким кругозором, имела основательные знания по исламской религии, суфизму. Г.Тухфатуллина знала и читала религиозные догмы из священной книги мусульман.

Махисарвар Хальфина [4] - дочь мугалли-ма Габдрахмана Тукаева, дружила с дочерью М.-Ш.Тукаева Марьям Шакировной. М.Халфина, как одна из заслуженных учителей, оставила яркий отпечаток в истории народного образования села Стерлибашево.

Латифу Искандарову [16] в годы Советской власти направили в Халикеево Карагу-шевской волости Стерлитамакского уезда для обучения детей крестьян светской грамоте. Л.Искандарова давала уроки по основам мусульманской религии. В результате обнаружения нарушений в новой учебно-

Литература:

1. Баруди Г. Истина: в книге / Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных - Буби.-Казань: Печатный Двор, 2004.-с.14-16.

2. Вильданова Р.Р. Пять столетий, посвященных педагогике // Стерлибашевские родники.- 2011.-15 февраля.

3. Галиев В.Л. Авыр сынаулар уткэн язмышлар // Стэрлебаш чишмэлэре.- 2010.- 7 сентябрь.

4. Галиев В.Л. История народного образования села Стерлибашево: книга / В.Л. Галиев.- Уфа, 2009.-с.8-12.

5. Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных - Буби: книга / Р.А Гимазова. - Казань: Печатный Двор, 2004.- с.89, с. 118-119.

6. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г.Махмудова. Дневники- воспоминания. О.Х. Хай-ранова - Халилова.- Стерлибашево.-1969.

7. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г.Махмудова. Рукописные книги. Семейные (ни-кях) и наследственные отношения, регулируемые мусульманским правом(шариатом) вХ1Х-ХХ вв. (ф.№477).

8. Рыбаков С. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве/ С.Рыбаков // Мир Ислама. -1914.-№ 12.- С.2-71,с.854-900.

9. Хатын-кызларны укыту-укытмау турында со-рау hэм жавап) // Шура.- 1903.- № 5.-Б.153-155. //Мэгълумат. -1908. -№21.

10. Махмудов М.Г. Большой путь школы // Путь Ленина.- 1988.- 19- 31 мая.

воспитательной системе образования Искан-дарова Л. была освобождена от занимаемой должности.

Хуршида (Хуршид) Шакировна Тукаева [16] (Бикбулатова) - вторая дочь Мухаммет-шакира Тукаева. Хуршида Тукаева продолжила идеи своего отца [20]. Хуршида Тукаева учила грамоте дочерей богатых и знатных людей села. Муж Хуршиды в годы жестоких репрессий был приговорен к высшей мере наказания. Хуршида Тукаева отбывала срок наказания в лагере Чердинского района Пермской области. В настоящее время, сын Джавид Бикбулатов, правнук Наиль Бикбулатов, правнучка М.-Шакира Тукаева, Ляля Султанова (Ту-каева) проживают в Стерлитамаке.

Неоценимые заслуги просвещенных мусульманских женщин, причастных к национальной культуре, образования и просвещения, занимают достойное место в истории и в памяти людей села Стерлибашево. Образование всегда и в любом обществе было и будет в центре внимания.

11. Тукаев М.-Ш.Тарихуль Эстэрлебаш: книга / М.-Ш. Тукаев.- Санкт-Петербург,1899.- с. 5-10.

12. Фаткуллин Ф.А. Бакеево сквозь время: книга / Ф.А.Фаткуллин.- Уфа: Чурагул, 2013.-284,360с.

13. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г.Махмудова. Дневники- воспоминания. Г.Г. Баширова.-Стерлибашево. - 1985.

14. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г.Махмудова. Фотографии из семейного альбома. Султанова, Л.И. Мои предки Тукаевы.- Стерлитамак.-2007 (ф. №642).

15. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г.Махмудова. Рукописные учебники (ф. №1435, ф.№1434, ф.№1439).

16. Фонды Районного краеведческого музея имени М.Г. Махмудова. Свидетельства об окончании Стерлибашевского мектебе (1-4 класс,1915-1918).

17. Шарипов А.А. Роль медресе «Хусаиния» в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Шарипов Альфит Асхатович.- Казань, 2014.- 213 с.

References:

1. Barudi G. Istina v knige / Gimazova R.A. Prosveti-tel'skaja dejatel'nost' Nigmatullinyh - Bubi.- Kazan': Pe-chatnyj Dvor, 2004.-s.14-16.

2. Vil'danova R.R. Pjat' stoletij, posvjashhennyh pe-dagogike // Sterlibashevskie rodniki.- 2011.-15 fevralja.

3. Galiev V.L. Avyr synaular ^эп jazmyshlar // Stэrlebash chishmэlэre.- 2010.- 7 sentjabr'.

4. Galiev V.L. Istorija narodnogo obrazovanija sela Sterlibashevo: kniga / V.L. Galiev.- Ufa, 2009.-s.8-12.

5. Gimazova R.A. Prosvetitel'skaja dejatel'nost' Nig-matullinyh - Bubi: kniga / R.A. Gimazova. - Kazan': Pechatnyj Dvor, 2004.- s.89, s. 118-119.

6. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G.Mahmudova. Dnevniki- vospominanija. O.H. Hajra-nova - Halilova.- Sterlibashevo.-1969.

7. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G.Mahmudova. Rukopisnye knigi. Semejnye (nikjah) i nasledstvennye otnoshenija, reguliruemye musul'manskim pravom(shariatom) vXIX-XX vv. (f.№477).

8. Rybakov S. Novometodisty i starometodisty v russ-kom musul'manstve/ S.Rybakov // Mir Islama. -1914.-№ 12.- S.2-71,s.854-900.

9. Hatyn-kyzlarny ukytu-ukytmau turynda sorau ham жavap) // Shura.- 1903.- № 5.-B.153-155. //Mag#lumat. -1908. -№21.

10. Mahmudov M.G. Bol'shoj put' shkoly // Put' Lenina.- 1988.- 19- 31 maja.

11. Tukaev M.-Sh.Tarihul' Jestarlebash: kniga / M.-Sh. Tukaev.- Sankt-Peterburg,1899.- s. 5-10.

12. Fatkullin F.A. Bakeevo skvoz' vremja: kniga / F.A.Fatkullin.- Ufa: Churagul, 2013.-284,360s.

13. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G.Mahmudova. Dnevniki- vospominanija. G.G. Bashi-rova.-Sterlibashevo. - 1985.

14. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G.Mahmudova. Fotografii iz semejnogo al'boma. Sultanova, L.I. Moi predki Tukaevy.- Sterlitamak.- 2007 (f. №642).

15. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G.Mahmudova. Rukopisnye uchebniki (f. №1435, f.№1434, f.№1439).

16. Fondy Rajonnogo kraevedcheskogo muzeja imeni M.G. Mahmudova. Svidetel'stva ob okonchanii Sterliba-shevskogo mektebe (1-4 klass,1915-1918).

17. Sharipov A.A. Rol' medrese «Husainija» v formi-rovanii i vozrozhdenii musul'manskogo obrazovanija v Orenburgskom krae: dissertacija ... kandidata istoricheskih nauk: 07.00.02 / Sharipov Al'fit Ashatovich.- Kazan', 2014.- 213 s.

Сведения об авторе:

Басырова Гулсина Галиевна (с.Стерлибашево, Республика Башкортостан), учитель татарского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Information on author:

Basyrova G. G. (Sterlibashevо, Republic of Bashkortostan), teacher of the tatar language and literature, municipal budget educational institution secondary school № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.