Научная статья на тему 'Историческая реконструкция как способ самовыражения личности'

Историческая реконструкция как способ самовыражения личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
841
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / HISTORICAL RECONSTRUCTION / SELF-EXPRESSION / SELF-ACTUALIZATION / IDENTITY / INDIVIDUAL / INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кадер Амир Магид

В статье анализируются специфические характеристики историческая реконструкция с культурологической точки зрения этот феномен рассматривается как форма игры. Сама историческая реконструкция рассматривается как способ реализации самовыражения человека, а так же определяется структура самовыражения человека через историческую реконструкцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical reconstruction as a way of self-expression

This article analyzes the specific characteristics of the historical reconstruction of a cultural point of view, this phenomenon is seen as a form of play. The very historical reconstruction is seen as a way of self-expression of the people, and as determined by the structure of human self-expression through the historical reconstruction

Текст научной работы на тему «Историческая реконструкция как способ самовыражения личности»

УДК 008: 316.7

А.М. Кадер

Историческая реконструкция как способ самовыражения личности

В статье анализируются специфические характеристики историческая реконструкция с культурологической точки зрения; этот феномен рассматривается как форма игры. Сама историческая реконструкция рассматривается как способ реализации самовыражения человека, а так же определяется структура самовыражения человека через историческую реконструкцию.

Ключевые слова: историческая реконструкция, самовыражение, самореализация, личность, индивид, индивидуальность.

A.M. Kader

Historical reconstruction as a way of self-expression

This article analyzes the specific characteristics of the historical reconstruction of a cultural point of view, this phenomenon is seen as a form of play. The very historical reconstruction is seen as a way of self-expression of the people, and as determined by the structure of human self-expression through the historical reconstruction.

Keywords: historical reconstruction, self-expression, self-actualization, identity, individual, individuality.

Актуальность изучения образа исторической реконструкции определяется тем, что механизм непроизвольной идентификации участника реконструкции (реконструктора) с определенной исторической эпохой оказывает влияние на формирование картины мира человека, в связи с чем необходимо исследовать особенности самовыражения личности реконструктора.

Самовыражение, как известно, заключается в воплощении своего внутреннего мира во внешнем, материальном мире, с учетом своего индивидуального мировосприятия. Каждый человек имеет внутренний потенциал, заложенный в него при рождении и стремящийся к раскрытию в течение жизни. Потребность в самовыражении сродни жажде или голоду, и является генетически заложенным стремлением. Однако, в отличие от физиологических потребностей, потребность в самовыражении (самореализации) находится на самом верху пирамиды потребностей, и чаще всего игнорируется большинством людей, не позволяя им быть по-настоящему счастливыми.

Согласно Э. Берну, автору работы «Игры, в которые играют люди» [1], потребность в признании, так или иначе, возникает у любого человека. Историческая реконструкция дает возможность реализовывать потребность в признании человека как со стороны других участников движения, так и со стороны людей, никак не связанных с исторической реконструкцией.

Здесь стоит отметить, что одним из способов стимулирования самовыражения человека в обществе является игра. Согласно характеристикам игры, данным в «Человеке играющем» Й. Хейзинги [2], можно сделать вывод, что историческая реконструкция является не чем иным, как формой игры. Как и у любой игры, доступ к исторической реконструкции свободен для всех желающих. Историческая реконструкция не является повседневной, «обычной» жизнью, хотя может ее имитировать в процессе воссоздания тех или иных событий или явлений. Также И. Хейзинга приводит пример игр - средневековых турниров, которые возникли из военных действий и кровавой борьбы, но несли в себе лишь пышное представление и состязательность. Впоследствии они возвысили распрю до культурного уровня, что подразумевало уважение к противнику и понятие чести. Это, в свою очередь, является одним из фундаментов правовых отношений в обществе и сутью человечности. Турниры как элемент исторической реконструкции существуют и ныне, и их суть не претерпела существенных изменений, однако, в силу нивелирования традиционных функций игры в трансформирующемся обществе, игры сейчас в большей степени направлены на компенсацию нереализованных потребностей личности, живущей в быстро меняющемся информационном пространстве.

С теоретической точки зрения в исторической реконструкции целесообразно рассмотрение процесса самовыражения личности в качестве проявления феномена индивидуальности. Самовыражение личности в исторической реконструкции - процесс по своей сути творческий, и в качестве такового является проявлением индивидуальности в терминологии триады теоретических конструктов «индивид-личность-индиви-дуальность». При этом под индивидом понимается отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств, под личностью - социальный и психологический облик индивида, под индивидуальностью - совокупность особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого и делающих его уникальным, неповторимым. Индивидуализация жизни личности в современном обществе отразилась в современных играх, примером которой выступает и историческая реконструкция. Успешное самовыражение индивида в исторической реконструкции проявляется в таком качестве его личности, как гармоничность индивидуального стиля самовыражения.

Актуализация самовыражения личности в исторической реконструкции связана с наличием у реконструктора ценностно-смысловой установки на коммуникацию с историческим образом, соответствующим выбранной эпохе и региону. Выбор индивидуальных средств коммуникации реконструкторов с историческим образом приводит к формированию личностного стиля самовыражения в исторической реконструкции.

Невербальное самовыражение реконструкторов реализуется с путем выбора видов снаряжения, амуниции, вооружения, стиля одежды и образа исторической реконструкции в целом. Сюда же, уже в меньшей степени, можно отнести жестикуляцию и мимику как элементы ролевой игры (например, знаменитая «наполеоновская поза» или любимая поза Павла I, синхронность и упорядоченность движений солдат эпохи Нового времени и т.п.).

Структура самовыражения личности в исторической реконструкции можно представить шестью характеристиками:

1) уверенность личностного самопредъявления в среде участников исторической реконструкции, которые так же являются знатоками в вопросах соответствия образу исторической реконструции;

2) коммуникативная установка на поддержание контакта с участниками исторической реконструкции;

3) семиотическая выразительность образа исторической реконструкции;

4) волевые качества личности участника исторической реконструкции (например, участие в бугуртах, профбоях требует от участника не только хорошей физической подготовки, которая, кстати, тоже является результатом предварительных упорных тренировок, но и храбрости, психологической готовности к возможному получению травм);

5) стремление к максимальному соответствию с выбранным образом исторической реконструкции;

6) информационное и интеллектуальное лидерство в общении с не-реконструкторами, что предполагает знание исторических событий, исторической повседневности выбранной эпохи и региона, истории костюма, доспеха, оружия, снаряжения, предметов быта и т.п.

Совокупность этих характеристик позволяет считать историческую реконструкцию одним из значимых и актуальных способов самовыражения личности в современной культуре.

Примечания

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы / пер. с англ.; общ. ред. М.С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 2006. 270 с.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / пер. с гол. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.