Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛИЗАЦИИ НОСТАЛЬГИИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛИЗАЦИИ НОСТАЛЬГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ностальгия / память / постпамять / историческая реконструкция / реконструкторские клубы / театрализованная реальность / артефакт / реконструкция военных событий / гастрономическая реконструкция / nostalgia / memory / post-memory / historical reenactment / clubs of historical reenactment / theatrical reality / artifact / reenactment of military events / gastronomic reenactment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валерий Эрнстович Гордин

В статье рассматривается понятие исторической реконструкции как формы реализации постпамяти с помощью условной театрализации, которой присущи многие элементы театрального процесса: разработка сценариев действий, подбор соответствующих природных или архитектурных декораций, распределение ролей среди участников, создание индивидуального внешнего облика каждого героя, согласование поведенческих моделей как формы исторической репрезентации. На этой основе выдвигается тезис о том, что «новая реальность» реконструкторов образуется через слияния нескольких других – текущей, прошлой и театрализованной реальностей. При этом под театрализованной реальностью подразумевается сочетание «легенд» воссозданных персонажей, которые оправдывают выбор костюмов, экипировки, обозначают статусы участников и задают поведенческие модели. Также в статье обосновывается роль реконструкторского движения в материализации постпамяти. Это происходит через формирование реконструкторами «реальности прошедших времён», ощущаемой через физический опыт, связанный с созданием и использованием материальных артефактов, будь то производство и использование оружия, воинского обмундирования, бытовых аксессуаров; овладение ремёслами и организация досуга в лагере. При этом подчеркивается, что на первом месте у реконструкторов стоит вопрос достоверности материалов и артефактов, причем не только видимых элементов, но и тех, что обычно остаются невидимыми для публики. В статье также представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования более тридцати клубов исторической реконструкции. В ходе исследования было установлено, что все из них осуществляют реконструкцию военных событий; значительная часть осуществляет гастрономическую реконструкцию, отражающую гастрономические модели соответствующей эпохи; вне зависимости от реконструируемой эпохи и организационно-правовой формы клубы ведут образовательную деятельность, отличающуюся в зависимости от реконструируемой эпохи форматом и характером получаемых знаний и умений. Это позволило авторам сделать вывод о том, что клубы исторической реконструкции не только осуществляют театрализацию и материализацию ностальгии, но и формируют лежащую в ее основе постпамять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REENACTMENT AS A FORM OF THEATRICALIZATION AND MATERIALIZATION OF NOSTALGIA

The concept of historical reenactment is considered in the article as a form of post-memory implementation with the help of conventional theatricalization, which has many elements of the theatrical process: a development of action scenarios, a selection of appropriate natural or architectural scenery, a distribution of roles among the participants, a creation of individual appearance of each character, a coordination of behavioral patterns as a form of historical representation. Thus, there is the thesis that the “new reality” of reenactors is formed through the merging of several other ones present, past and theatrical realities. At the same time, theatrical reality means a combination of “legends” of recreated characters that justify the choice of costumes, equipment, define the status of participants and set behavioral models. The role of the reenactment movement in the materialization of post-memory is also substantiated in the article. It happens through the formation of the “reality of past times” by reenactors. This reality is perceived through physical experience associated with the creation and usage of material artifacts, whether it is the production and usage of weapons, military uniforms, household accessories; mastering crafts and leisure activities in the camp. It is emphasized that the question of reliability of materials and artifacts is on the first place among reenactors. Moreover, visible elements of artifacts are equally important as the elements which usually remain invisible to the public. The article also presents some results of the study, conducted by the authors. The research includes more than 30 clubs of historical reenactment. During the research it has been found that all of them carry out the reenactment of military events; a significant part of them performs a gastronomic reenactment which reflects the gastronomic models of the corresponding epoch; regardless of the reconstructed epoch, organizational and legal form, clubs conduct educational activity that defers depending on the reconstructed epoch by the format and nature of knowledge and skills that participants receive. According to this information, the authors concluded that the clubs of historical reenactment not only carry out the theatricalization and materialization of nostalgia, but also form the post-memory in which it is based.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛИЗАЦИИ НОСТАЛЬГИИ»

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия

Департамент менеджмента Доктор экономических наук, профессор

National Research University Higher School of Economics, Saint Petersburg, Russia Department of Management Doctor of Science in Economics, Professor vegordin@gmail.com

Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия

Департамент менеджмента, аспирант

National Research University Higher School of Economics, Saint Petersburg, Russia Department of Management, PhD Student ramta777@mail. ru

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛИЗАЦИИ НОСТАЛЬГИИ

В статье рассматривается понятие исторической реконструкции как формы реализации постпамяти с помощью условной театрализации, которой присущи многие элементы театрального процесса: разработка сценариев действий, подбор соответствующих природных или архитектурных декораций, распределение ролей среди участников, создание индивидуального внешнего облика каждого героя, согласование поведенческих моделей как формы исторической репрезентации. На этой основе выдвигается тезис о том, что «новая реальность» реконструкторов образуется через слияния нескольких других - текущей, прошлой и театрализованной реальностей. При этом под театрализованной реальностью подразумевается сочетание «легенд» воссозданных персонажей, которые оправдывают выбор костюмов, экипировки, обозначают статусы участников и задают поведенческие модели.

Также в статье обосновывается роль рекон-структорского движения в материализации постпамяти. Это происходит через формирование реконструкторами «реальности прошедших времён», ощущаемой через физический опыт, связанный с созданием и использованием материальных артефактов, будь то производство и использование

оружия, воинского обмундирования, бытовых аксессуаров; овладение ремёслами и организация досуга в лагере. При этом подчеркивается, что на первом месте у реконструкторов стоит вопрос достоверности материалов и артефактов, причем не только видимых элементов, но и тех, что обычно остаются невидимыми для публики.

В статье также представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования более тридцати клубов исторической реконструкции. В ходе исследования было установлено, что все из них осуществляют реконструкцию военных событий; значительная часть осуществляет гастрономическую реконструкцию, отражающую гастрономические модели соответствующей эпохи; вне зависимости от реконструируемой эпохи и организационно-правовой формы клубы ведут образовательную деятельность, отличающуюся в зависимости от реконструируемой эпохи форматом и характером получаемых знаний и умений. Это позволило авторам сделать вывод о том, что клубы исторической реконструкции не только осуществляют театрализацию и материализацию ностальгии, но и формируют лежащую в ее основе постпамять.

140

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

Ключевые слова: ностальгия, память, постпамять, историческая реконструкция, рекон-структорские клубы, театрализованная реальность, артефакт, реконструкция военных событий, гастрономическая реконструкция.

HISTORICAL REENACTMENT AS A FORM OF THEATRICALIZATION AND MATERIALIZATION OF NOSTALGIA

The concept of historical reenactment is considered in the article as a form of post-memory implementation with the help of conventional theatricalization, which has many elements of the theatrical process: a development of action scenarios, a selection of appropriate natural or architectural scenery, a distribution of roles among the participants, a creation of individual appearance of each character, a coordination of behavioral patterns as a form of historical representation. Thus, there is the thesis that the "new reality" of reenactors is formed through the merging of several other ones - present, past and theatrical realities. At the same time, theatrical reality means a combination of "legends" of recreated characters that justify the choice of costumes, equipment, define the status of participants and set behavioral models.

The role of the reenactment movement in the materialization of post-memory is also substantiated in the article. It happens through the formation of the "reality of past times" by reenactors. This reality is perceived through physical experience associated with the

creation and usage of material artifacts, whether it is the production and usage of weapons, military uniforms, household accessories; mastering crafts and leisure activities in the camp. It is emphasized that the question of reliability of materials and artifacts is on the first place among reenactors. Moreover, visible elements of artifacts are equally important as the elements which usually remain invisible to the public.

The article also presents some results of the study, conducted by the authors. The research includes more than 30 clubs of historical reenactment. During the research it has been found that all of them carry out the reenactment of military events; a significant part of them performs a gastronomic reenactment which reflects the gastronomic models of the corresponding epoch; regardless of the reconstructed epoch, organizational and legal form, clubs conduct educational activity that defers depending on the reconstructed epoch by the format and nature of knowledge and skills that participants receive. According to this information, the authors concluded that the clubs of historical reenact-ment not only carry out the theatricalization and materialization of nostalgia, but also form the post-memory in which it is based.

Key words: nostalgia, memory, post-memory, historical reenactment, clubs of historical reenactment, theatrical reality, artifact, reenactment of military events, gastronomic reenactment.

Термин «ностальгия» довольно широко и подробно изучается учёными последние десятилетия. К настоящему времени мы имеем большое число работ, которые с разных сторон раскрыли данный феномен, будь то социологическое, культурологическое, психологическое, историческое, менеджери-

альное поле исследований; каждое из них внесло особый вклад в расширение коннотаций данного явления.

Первоначально, ностальгия имела достаточно отрицательное значение; что неудивительно, ведь с греческого данное явление переводится как «боль», «тоска» по «дому»

I 3 (36) 2019 I

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

или «прошлому». Это понятие, как известно, успело побыть и психическим заболеванием. В своей работе «Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh» [«Медицинская диссертация на тему «Ностальгия», 1934/1688] врач Й. Хофер рассматривал ностальгию как заболевание, которым страдали швейцарские солдаты вдали от дома и излечивались по возвращению в свою страну1.

Современные исследовательские работы рассматривают разные причины возникновения и восприятия ностальгии. Например, психиатры склонны изучать данный феномен вкупе с когнитивными функциями мозга; социологи - в рамках коллективной памяти групп или общества; политологи изучают приёмы по её «исправлению» и манипуляции поведением общественных масс с помощью ностальгии; исследователи в менеджериальных науках рассматривают ностальгию и инструменты по её пробуждению в целях ведения коммерческой и некоммерческой деятельности и т. д.

Многие авторы задавались сложным и основополагающим вопросом: «Что вызывает ностальгию?». Пусковым механизмом могут быть продукты киноиндустрии, фотографии, музыка, предметы дизайна, воспоминания, непосредственное участие в процессе воссоздания событий минувших дней, например, историческая реконструкция и т. д.

Также, очень важным нюансом при изучении ностальгии является память. Vincent Wing Sun Tung и J. R. Brent Ritchie в своей ста-

тье «Investigating the Memorable Experiences of the Senior Travel Market: An Examination of the Reminiscence Bump» [«Изучение впечатлений среди пожилых путешественников: исследование воспоминаний», 2011] с особым вниманием подошли ко взаимодействию памяти и ностальгии2. В основе их работы лежат 42 глубинных интервью путешественников в возрасте старше 50 лет. Данное исследование рассматривает феномен ностальгии и памяти в процессе постоянного взаимодействия. Многие опрошенные путешественники отдавали предпочтения местам, которые вызывали у них воспоминания о детстве. Комментарии из интервью состояли из фраз: «вернуться в прошлое, где я рос», «счастлив пережить прошлое», «воссоединение с прошлым», «ощутил

z 142

множество воспоминаний из детства», «будто _

бы посетил места, где я вырос»3. Ностальгия является наиболее важным стимулом для путешествий, причём не только в физическом и географическом плане, но и во временном, обеспечивая погружение в атмосферу прошлого.

Чтобы глубже понять вопрос о корреляции памяти и ностальгии, необходимо обратиться к работе «Memory» [«Память», 2009] С. Макдауэлла. Учёный скрупулёзно изучает само понятие «память» и доказывает, что память может быть официальной, неофициальной, публичной, частной, коллективной, групповой, локальной, национальной, эмоциональ-

1 Hofer J. Medical dissertation on nostalgia [Медицинская диссертация на тему «Ностальгия»], 1688, перевела с латыни на английский C.K. Anspach // History of Medicine. 1934. Vol. 2. P. 376-391.

2 Tung V., Brent Ritchie J. R. Investigating the Memorable Experiences of the Senior Travel Market: An Examination of the Reminiscence Bump [Изучение впечатлений среди пожилых путешественников: исследование воспоминаний] // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2011. Vol. 28. No. 3. P. 331-343.

3 Там же. С. 337.

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

ной и т. д. Также, автор подчеркивает, что в любой стране всегда есть официальный медиатор, который обладает полномочиями указывать населению, что конкретно нужно помнить, тем самым провоцируя ностальгические чувства особой направленности4. Важно отметить, что люди выделяют места и события, которые в первую очередь связаны с каким-либо трагическим опытом. Эти места и события должны рассматриваться как по-особому интерпретируемый «текст» или даже коммуникационный ресурс5. Культурный ландшафт, а точнее воспоминания и значения, которые он воплощает, изменяются и постоянно реинтер-претируются и взаимодействуют с культурным наследием, которое, в свою очередь, употребляется для описания выборочного использования прошлого в настоящем.

Говоря о взаимодействии и реинтерпре-тации культурного наследия и истории в контексте ностальгии, следует упомянуть такое понятие как «контрпамять». Впервые этот термин употребил М. Фуко в работе «Ницше, генеалогия и история» (1971). Учёный утверждал, что иногда альтернативные индивидуальные интерпретации прошлого отделяются от общепринятой картины исторических событий, образуя различные вариации контрпамяти, что, в свою очередь, подрывает позицию господствующей культурной и общественной памяти6. Другими словами, в противовес общепринятым историческим концепциям, а точнее, в ответ на эти концепции, в связи с

4 McDowell S. Memory [Память] / Coleraine: University of Ulster, 2009. 63 p.

5 Ibid. P. 60.

6 Foucault M. Nietzsche, la genealogie, I'histoire

[Ницше, генеалогия и история] // Hommage a Jean

Hyppolile. 1971. P. 145-173.

субъективной несправедливостью и несогласием по отношению к памяти о болезненном событии, внутри определённых сообществ возникают разнообразные версии контрпамяти.

Рассуждая о контрпамяти в контексте исторической реконструкции как формы интерпретации и реинтерпретации ностальгических чувств, следует также обратить внимание на понятие «постпамяти»7, введённое М. Хирш. Участники исторических реконструкций, естественно, не могли непосредственно участвовать в событиях минувших дней, поэтому, они взаимодействуют с воспоминаниями на уровне постпамяти, которая и вызывает ностальгию. Принцип этого феномена заключается в том, что люди формируют свою память, прежде всего, благодаря книгам, образам, рассказам, поступкам членов обще- 143 ства, среди которых они росли. То есть, связь с событиями прошлого в рамках постпамяти возникает благодаря взаимодействию проецирования и воображения - «разработки», а не за счет процесса «вспоминания».

Следует отметить, что в российской и зарубежной научной литературе тема изучения клубов исторической реконструкции до настоящего времени не нашла широкого отражения. После ознакомления с работами отечественных и зарубежных авторов, можно прийти к выводу, что в них в основном описываются общие характеристики, классификация, функции, хронология появления и развития данного явления, рассматриваются конкретные кейсы клубов исторической реконструкции.

7 Hirsch M. Family Pictures: Maus, Mourning, and Post-Memory [Семейные фотографии: Маус, траур и постпамять] // Discourse: Journal for Theoretical Studies in Media and Culture. 1993. Vol. 15. P. 103128.

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

Наиболее близкой к теме данной статьи можно считать работу С. Гаппса «Performing the Past: A cultural History of Historical Reen-actments» [Воспроизводство прошлого: история культуры исторических реконструкций, 2002], в которой историческая реконструкция рассматривается в сопоставлении с музеями живой истории. Данные музеи и реконструк-торские клубы представлены в исследовании как похожие и очень близкие структуры. Взаимодействие гостей музея и участников исторической реконструкции с артефактами и объектами из прошлого для обеих сторон является важным фактором, в первую очередь, с точки зрения образовательного аспекта. А именно то, что предметы из прошлого не просто выставлены в витринах, а еще и «оживляются» зрителями, гостями музеев и участниками рекон-струкции8.

Отдельно можно выделить работу В.К. Донской «Организационные формы движения исторической реконструкции» (2014), в которой описаны предпосылки зарождения ре-конструкторского движения в СССР, а также начальный этап формирования реконструктор-ских организаций. Автор представляет собственную классификацию клубов исторической реконструкции по таким критериям, как правовой статус, специализация, историческое направление, численность и т.д.9 В работе О.П Овечкиной «Роль историко-реконст-

8 Gapps S. Performing the Past: A cultural History of Historical Reenactments [Воспроизводство прошлого: история культуры исторических реконструкций]. PhD dissertation. University of Technology, Sydney, 2002.

9 Донская В.К. Организационные формы движения исторической реконструкции // Фундаментальные исследования. 2014. С. 411-414.

рукторского движения в развитии событийного и культурно-познавательного туризма» (2016) обоснованы перспективы и проблемы развития реконструкторского движения в России на примере конкретных кейсов. В дополнение к этому, автор касается темы поддержки реконструкторских клубов со стороны государства, кратко описывает функции клубов исторической реконструкции, а также дает их классификацию10.

В работах А.В. Быковой «Историческая реконструкция. Проблемы и решения»11, А.В. Деминой «Движение исторической реконструкции: пути и решения»12, М. Кордон-ского и М. Кожаринова «Движение любителей исторической реконструкции. Краткая справ-ка»13 представлено много общей информации, касающейся историко-реконструкторского движения в России. В каждой статье имеется несколько определений реконструкторского движения, а также классификация клубов, описание их функций и задач. Во всех трех работах рассмотрены конкретные кейсы российских клубов исторической реконструкции с

10 Овечкина О.П. Роль историко-реконструкторского движения в развитии событийного и культурно-познавательного туризма // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 3. С. 143-161.

11 Быкова А.В. Историческая реконструкция. Проблемы и решения. [Электронный ресурс] URL: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekon strukciya.html (дата обращения: 24.06.2019).

12 Демина А.В. Движение исторической реконструкции: пути и решения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. № 5. С. 45-48.

13 Кордонский М., Кожаринов М. Движение любителей исторической реконструкции. Краткая справка // Altruism.ru. [Электронный ресурс] URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/11 (дата обращения: 24.06.2019).

144

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

описанием внутренних процессов, иерархии и паттернов поведения. Также в статье М. Кор-донского и М. Кожаринова представлено подробное интервью с членами конкретных ре-конструкторских клубов, с помощью которого можно глубже понять внутреннюю иерархию и межличностные отношения участников данных структур, а также особенности взаимодействия реконструкторских клубов между собой.

Работы зарубежных авторов сосредоточены на анализе деятельности клубов исторической реконструкции, как правило, с мене-джериального ракурса, то есть рассматривают их с точки зрения предпринимательской активности, связанной с туризмом в отдельных регионах. Важной особенностью многих работ является тот факт, что авторы изучают рекон-структорские движения, воспроизводящие конкретные исторические эпизоды.

В этой связи можно выделить работу В.Б. Вильгельма и С. Моттнера «An empirical study of the motivations and consumption behaviors of civil war re-enactors: implications for re-enactment tourism» [«Эмпирическое исследование мотиваций и потребительского поведения реконструкторов гражданской войны: значения для реконструкторского туризма», 2005], в которой подробно описан мотивационный аспект поведения реконструкторов Гражданской войны (1861-1865). Авторы данной статьи выявили закономерные черты в потребительском поведении реконструкторов и определили тенденцию развития данного движения в рамках пробуждения ностальгии в целях получения прибыли14.

14 Wilhelm W.B. and Mottner S. An empirical study of the motivations and consumption behaviors of Civil War re-enactors: implications for re-enactment tourism

В работе Д. Гетца и Т. Андерссона «Sustainable festivals: on becoming an institution» [«Долгосрочные фестивали: на пути становления институтом», 2009] авторы фокусируются на проблематике устойчивости ре-конструкторских фестивалей как организаций, которые ежегодно, на постоянной основе, проводят свои мероприятия. Аргументы, приведенные в статье, подкрепляются информацией, полученной с помощью интервьюирования организаторов 14-ти шведских фестивалей, в ходе которых, проходящие опрос руководители мероприятий подтвердили важность достижения «институционального статуса» фестиваля, что помогает занять особую «нишу» в сообществе реконструкторов15.

В исследовании В. Агнью «Introduction: what is reenactment?» [«Введение: что такое 145 реконструкция?», 2004] очень подробно рассматривается множество подходов к пониманию и определению понятия «реконструкция». Учёный проводит глубокий анализ всего спектра «жанров» исторической реконструкции от живых музеев и так называемой театрализованной истории до документальных фильмов. Это исследование также сосредотачивается на двух конкретных событиях - Гражданская война в США (1861-1865 гг.) и первое кругосветное путешествие Джеймса Кука (17681771 гг.). Подробно освещены возникающие

[Эмпирическое исследование мотиваций и потребительского поведения реконструкторов Гражданской войны: значения для реконструкторского туризма] // Journal of Hospitality & Leisure Marketing. 2GG5. Vol. 12 No. 4. P. 27-5б.

15 Getz D. and Andersson T. Sustainable festivals: on

becoming an institution [Долгосрочные фестивали: на пути становления институтом] // Event Manage-

ment. 2GG9. Vol. 12 No. 1. P. 1-17.

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

проблемы репрезентации и интерпретации данных событий реконструкторами и показано насколько далеко они готовы зайти для достижения максимальной приближенности к этим событиям16.

В работе Р. Оллреда «Catharsis, Revision, and Re-enactment: Negotiating the Meaning of the American Civil War» [«Катарсис, пересмотр и реконструкция: обсуждение значения американской Гражданской войны», 1996] достаточно подробно описан процесс проведения реконструкции, связанной с Гражданской войной (1861-1865 гг.). Исследование отвечает на вопрос об определении исторической реконструкции, чем именно она является для её непосредственных участников; откуда возникает мотивация у людей участвовать в подобных мероприятиях и раскрыт вопрос об

17

аутентичности и её границах17.

На основе изученной литературы и проведенного эмпирического исследования авторы рассматривают историческую реконструкцию как форму реализации постпамяти с помощью условной театрализации: разработки сценариев действий, подбора соответствующих природных или архитектурных декораций, распределения ролей среди участников, создания индивидуального внешнего облика каждого героя, согласования поведенческих моделей как формы исторической репрезента-

16 Agnew V. Introduction: what is reenactment? [Введение: что такое реконструкция?] // Extreme and Sentimental History. 2004. Vol. 46 No. 3. P. 327-339.

17 Allred R. Catharsis, Revision, and Re-enactment: Negotiating the Meaning of the American Civil War [Катарсис, пересмотр и реконструкция: обсуждение значения американской Гражданской войны] // The Journal of American Culture. 1996. Vol. 19. No. 4. P. 1-13.

ции. Историко-культурные декорации, одежда и артефакты реконструкторов не только погружают их самих и зрителей в прошлое, но и создают особенный культурный смысл и общественное самосознание. Следует обратить внимание, что историческая реконструкция -наиболее «фиксированная» форма репрезентации прошлого, так как её участники обычно не интерпретируют общепринятые исторические факты. Но как говорилось выше, некоторые реинтерпретации всё-таки возможны.

Главной чертой культурной формы исторического воссоздания прошлого является политика репрезентаций, которая рассматривается в контексте тщательно продуманной концепции индивидуальных прав, единства, ностальгии памяти и исторических чувств как этики. Историческая реконструкция также яв- 146 ляется обширным полем для самовыражения; более того, некоторые люди выбирают конкретную эпоху и события для того, чтобы показать свои политические взгляды, которые они по тем или иным причинам не могут выразить в других формах деятельности.

Достаточно часто исследователи и рядовые зрители задают вопрос: «Почему подавляющее большинство событий, разыгрываемых реконструкторскими клубами, связаны с войной?» (например, события, разыгрываемые такими организациями, как КИР «Северные Волки»18, КИР «Гастингс»19, КИР «Шторм»20).

18 Официальная страница реконструкторского клуба «Северные волки». [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/nord_wolfs (дата обращения: 24.06.2019).

19 Официальная страница реконструкторского клу-

ба «Гастингс». [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/hastingsclub (дата обращения: 24.06.2019);

146

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

На наш взгляд, это обусловлено тем, что войны являются наиболее травматическими для истории человечества событиями, которые глубоко вошли в общественное сознание людей. Также, военные противоборства являются наиболее зрелищными при воссоздании. И, наконец, бесспорно, с помощью войн люди творили историю, и именно реконструкция войны позволяет участникам реконструируемых событий ощутить себя в роли «творца истории». Однако, даже реконструкция военных действий - это не только стрельба из оружия или сражение на мечах; это также изучение истории через воссоздание палаточных лагерей, быта, ремесел, с помощью которых производятся исторические артефакты; все это также оставляет след в общественной памяти и вызывает ностальгию.

Реконструкторы занимаются материализацией памяти, которая должна быть связана как с прошлым, так и с настоящим. Еще один важный момент заключается в том, что реконструируемое событие должно узнаваться зрителями; оно материализует их представление о тех или иных исторических событиях. Иными словами, реконструкторы моделируют другую реальность, как указано в работе Д. Радченко «Simulating the Past: Reenactment and the Quest for Truth in Russia» [Симуляция прошлого: реконструкция и поиски истины в России, 2006]. Автор этой статьи, опираясь на фундаментальную работу «Simulacra and simulation» [«Симу-

20 Официальная страница реконструкторского клуба «Шторм». [Электронный ресурс] URL:

лякры и симуляция», 1994] Ж. Бодрийяра21, приходит к выводу о том, что отсылка к прошлому является важной особенностью общества постмодерна, включающая интерпретацию, повторное использование исторических текстов и цитирования. Прошлое, с одной стороны, остаётся неизменным, а, с другой, -происходит процесс упрощения передачи информации о былых событиях в целях пробуждения ностальгических чувств и популяриза-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22

ции истории среди граждан22.

Таким образом, создание реконструкторами «реальности прошедших времён», ощущаемой через физический опыт, связанный с созданием и использованием материальных артефактов, будь то создание и использование мечей и доспехов, овладение ремёслами и организация досуга в лагере ведёт к обособлению 147 этой группы людей, то есть к определенной форме эскапизма. Таким образом, «новая реальность» реконструкторов образуется через слияния нескольких других - текущей, прошлой и театрализованной.

Что имеется в виду под театрализованной реальностью? В театрализованной реальности человек может быть тем, кем она/он хочет быть - прекрасной дамой, дружинником, свирепым викингом, обычным крестьянином и т.д. Как правило, лицо, участвующее в реконструкции, имеет «игровое имя», которое соответствует периоду, выбранному для рекон-

http://www.storm-nn.ru/ 24.G6.2G19).

(дата

обращения:

21 Baudrillard J. Simulacra and simulation [Симулякры и симуляция] / Ann Arbor: University of Michigan Press, 1994. 164 p.

22 Radtchenko D. Simulating the Past: Reenactment and the Quest for Truth in Russia [Симуляция прошлого: реконструкция и поиски истины в России] // Rethinking History. 2006. Vol. 10. No. 1. P. 127-148.

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

струкций. Например, все члены клуба исторической реконструкции «Снорри»23 имеют «игровые имена»: глава клуба - Елена Балашова имеет имя «Льот», главный воевода - Павел Балашов - «Флоки», воин - Павел Донецкий -«Белослав» и т. д. Наряду с вымышленным именем стоит «легенда» воссозданного персонажа, которая оправдывает выбор костюма и экипировки и обозначает особый статус. Эти предметы прошлого легко интерпретируются и читаются даже людьми, далёкими от истории. Очень пристальное внимание уделяется «мелочам», различным повседневным деталям, которые становятся сущностью персонажа. Именно эти «мелочи» определяют разницу и формируют особую роль героя. Как мы видим, эти «правила игры» реконструкторов полностью соответствуют основным театральным системам.

Стоит обратить внимание на то, что статус персонажа приближен к финансовому статусу самого реконструктора, так как для предметов роскоши, которые носились исключительно людьми высшего сословия, нужны соответствующие высокие затраты на материалы для их изготовления. Поэтому наблюдается тенденция к снижению количества людей высшего сословия и увеличение низшего; для участников это отличный способ справиться с растущими затратами и, в то же время, повысить уровень достоверности.

Кроме этого, набор реконструкторских артефактов сопровождается паттернами ожидаемого поведения (в театральной интерпрета-

23 Официальная страница реконструкторского клуба «Снорри». [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/topic-60681387_29196327 (дата обращения: 24.06.2019).

ции - ролями) участников. В результате, возможности самоидентификации в реконструк-торских клубах относительно широки, поскольку можно выбрать для себя любую роль, если ты сможешь ей соответствовать по различным критериям. Это делает реконструктор-ские клубы привлекательными для очень большой группы людей. Обращение к прошлому так или иначе связано с проблемами в настоящем, будь то поиск себя или простое желание сбежать от современной цивилизации.

В реконструкторских клубах также имеется социальная иерархия, которая может быть очень жесткой, однако, даже она основывается на современных принципах, например: продолжительность участия, ограничения по полу и возрасту, уровень качества воспроизведенных артефактов, уровень физической под- 148 готовки, количество и размер денежных взносов и т. д.

Важно понимать, что достижение подлинности и приближенности к оригиналу этих исторических атрибутов является одной из наиболее важных целей реконструкторской деятельности. Вместо вымышленных фантазийных сюжетов, как, например, у толкиени-стов, на первом месте у реконструкторов стоит вопрос достоверности материалов и артефактов. Эта скрупулёзная аутентичность касается не только видимых элементов, но и тех, что обычно остаются невидимыми для публики. Именно в этом нам видится существенное отличие реконструкторского движения от чисто театрализованных представлений, часто разыгрываемых на различных фестивалях, праздниках, Днях города полупрофессиональными театральными коллективами. Реконструкторы «проживают» свои роли не только

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

на сцене - поле битвы, но и в социальных взаимоотношениях и, даже, в быту. Как было установлено в предыдущем исследовании реконструкторского движения, проведенном при участии одного из авторов статьи, параллельно с процессом производства исторической атрибутики и изучением исторической литературы для воссоздания атмосферы прошлого, происходит процесс «музеефикации» самих домов и квартир реконструкторов. Участники реконструкций пропускают историю через себя и ощущают ностальгию не только на полях сражений, но и коллекционируя дома точные копии, а, порой, и оригинальные, предметы старины. Довольно часто, реконструкторы организуют в домашних условиях производство максимально близких к аутентичным предметов старины, которыми либо обмениваются с другими реконструкторами, либо выставляют на продажу в специализированных социальных

24

группах24.

Однако, реконструкция всё равно не может полностью передать дух времени, так как для воспроизведения прошлого производится его фрагментация. Также, не надо забывать про разрыв между сознанием и культурой людей из прошлого. Более того, некоторые явления невозможно воспроизвести или они будут крайне нежелательны в текущих услови-ях25. Таким образом, реконструкторы обычно

24 Gordin V. E., Dedova M. Social Entrepreneurship in the Informal Economy: A Case Study of Re-enactment Festivals [Социальное предпринимательство в неформальной экономике: тематическое исследование фестивалей реконструкции] // Journal of Enterprising Communities. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 6-16.

25 Radtchenko D. Simulating the Past: Reenactment

and the Quest for Truth in Russia [Симуляция прошлого: реконструкция и поиски истины в

имеют дело с фрагментированными и упрощенными образами прошлого, воссоздавая только те артефакты и практики, которые соответствуют их мировоззрению, сформированному на основе постпамяти.

Следует отметить, что в формировании постпамяти, воспроизводимой участниками реконструкторского движения, активное и заинтересованное участие принимает российское государство в лице органов управления различного уровня. Осознавая сильное эмоциональное воздействие на зрителей, особенно на детскую и молодежную аудитории, театрализованных постановок, разыгрываемых рекон-структорскими клубами, государство рассматривает данные клубы как еще один плацдарм

по трансляции патриотических лозунгов. В

z 149 этой связи, как было сказано выше, государ- _

ство, понимая целесообразность опоры на уже существующие самоорганизовавшиеся истори-ко-реконструкторские структуры, стремится влиять на постпамять и на ностальгические чувства молодых людей, выделяя для рекон-структорского движения определенные объемы финансовых и иных ресурсов.

Доказательством заинтересованности властных структур в тесном сотрудничестве с клубами исторической реконструкции служит, например, такое мероприятие как Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции, прошедший с 23 по 26 ноября 2018 г. в Москве26. Следует также упомянуть

России] // Rethinking History. 2006. Vol. 10. No. 1. P. 136.

26 Официальная страница «Всероссийского сбора руководителей клубов исторической реконструкции» в социальных сетях. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/sbor_kir (дата обращения: 24.06.2019).

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

постановление Правительства Российской Федерации о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»27 от 30 декабря 2015 года, в котором прямо отмечается роль реконструкорского движения в воспитании патриотизма у молодежи.

Для того, чтобы подробнее изучить сам феномен исторической реконструкции и процессы, связанные с ним, нами были изучены сайты нескольких реконструкторских клубов. В случайную выборку попал 31 клуб исторической реконструкции, деятельность которых рассматривалась сквозь призму двадцати критериев. В контексте данной статьи реконструк-торские клубы были проанализированы по некоторым из этих критериев и сделаны выводы об их подходах к исторической памяти.

Следует отметить, что в исследовании представлены реконструкторские клубы, отражающие самые разные исторические эпохи: от предтечи Древней Руси до чеченских войн современной России. В табл. 1 показано распределение клубов по отдельным реконструируемым эпохам. Общее число клубов, приведенных в таблице, может превышать 31, т.к. некоторые клубы реконструируют события нескольких эпох.

Как видно из данной таблицы, во всех эпохах в первую очередь отражаются военные реконструкции. Вместе с тем, достаточно широко распределены и гастрономические рекон-

27 Постановление правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 1023883 53&intelsearch=%EF%EE%F 1%F2%E0%ED%EE%E 2%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F0%E0%E2%E8% F2%E5%EB%FC%F 1%F2%E2%E0+%EE%F2+30.12 .2015+%B9+1493 (дата обращения: 24.06.2019).

струкции, под которыми подразумевается использование только аутентичных продуктов питания, способы приготовления и употребления пищи. Для некоторых клубов, когда они участвуют в каком-либо мероприятии, гастрономический фактор играет очень важную роль; иногда даже доходит до того, что на нарушителей, употребляющих современную еду, накладывают санкции. Гастрономическая реконструкция, как правило, присуща эпохам до Великой Отечественной войны. Современные реконструируемые эпохи в основном не включают подобные элементы быта, так как их мероприятия достаточно насыщены другими событиями; вдобавок ко всему, пища современной эпохи и процесс ее приготовления не настолько окутаны традициями и обязательным выполнением определённых условий.

Интересно также рассмотреть характер образовательных мероприятий у различных клубов. Образовательные мероприятия реконструкторов древности связаны с различными физическими тренировками и обучению ремёслам. В то время как клубы, реконструирующие события Великой Отечественной войны и других современных войн, (следует подчеркнуть, что все подобные клубы включают в себя образовательные мероприятия) обучают, скорее, не практическим навыкам, характерным для той эпохи, а историческим знаниям, проводя подробные лекции с описанием хронологии событий. Наличие активной образовательной деятельности у клубов исторической реконструкции позволяет сделать вывод о том, что данные клубы не только осуществляют театрализацию и материализацию ностальгии, но и формируют лежащую в ее основе постпамять.

150

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

Таблица 1.

Характери- До 1Х 1Х - Х1 XII - XV - Отече- Первая Вели- Афган-

стика дея- в. вв. XIV вв. XVI вв. ствен- миро- кая ская и

тельно- ная вая Отече- чечен-

сти\Реконст война война ствен- ские

руируемая 1812 г. ная войны

эпоха война

Всего: 2 11 7 4 2 1 7 2

Имеет от- 2 10 7 3 2 1 7 2

ношение к

военным

действиям

Присут- 2 8 5 2 1 1 1 0

ствуют эле-

менты га-

строномиче-

ской рекон-

струкции

Проводятся 1 10 5 2 1 1 7 2

образова-

тельные ме-

роприятия

Деклариру- 0 2 2 0 1 1 7 2

ется воспи-

тание пат-

риотичности

151

Государство поддерживает в основном клубы, реконструирующие события Древней Руси, Великой Отечественной войны и современных войн. Также, клубы именно данных эпох транслируют патриотические взгляды и пробуждают ностальгию особой направленности. Реконструкторские клубы, восстанавливающие события Древней Руси, в первую очередь, обращаются к основополагающим христианским и дохристианским ценностям. Этот

период является благоприятным плацдармом для внедрения особой постпамяти, связанной с небезызвестными «духовными скрепами» россиян. Однако, и другие периоды, характеризующиеся победоносными войнами (исключение составляет только Первая мировая война), также являются благодатной почвой для формирования государственного патриотизма. Данные эпохи, особенно войны, были выбраны реконструкторами и поддерживающим их гос-

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

ударством неспроста: они, безусловно, являются, важными вехами истории России, а некоторые, как говорилось выше, - наиболее травматическими для нашего восприятия, а, значит, и наиболее запоминающимися.

В рассмотренной нами выборке из 31 клуба исторической реконструкции 8 клубов создано на базе государственных, культурных или образовательных учреждений, 9 - являются негосударственными некоммерческими организациями, 4 - принадлежат индивидуальным предпринимателям, а остальные десять не зарегистрированы в качестве юридических лиц. Таким образом, две трети исследованных нами клубов исторической реконструкции оформили свою деятельность в правовом поле. По-нашему мнению, это может быть связано с тем, что статус юридического лица любой организационно-правовой формы дает дополнительные преференции, самой главной из которых является возможность получить государственный грант или заказ.

Интересным представляется то обстоятельство, что в рамках данного исследования нашла подтверждение выявленная в рамках нашего предыдущего исследования активная неформальная и формальная предпринимательская деятельность реконструкторов28. Так, в нынешней выборке 80% незарегистрированных реконструкторских клубов и 50% реконструкторов-бизнесменов проводят образовательные мероприятия в качестве платных лек-

28 Gordin V. E., Dedova M. Social Entrepreneurship in the Informal Economy: a Case Study of Re-enactment Festivals [Социальное предпринимательство в неформальной экономике: тематическое исследование фестивалей реконструкции] // Journal of Enterprising Communities. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 6-16.

ций, мастер-классов, тренировок, связанных с использованием оружия, верховой ездой и т. д.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Постпамять по своей сути вторична, поскольку опирается не на собственные воспоминания, в данном случае реконструкторов, а на память, сформированную благодаря книгам, образам, рассказам, поступкам других членов общества. Связь с событиями прошлого в рамках постпамяти возникает благодаря взаимодействию проецирования и воображения, т. е. «разработки», и возникает возможность манипулирования общественным сознанием.

2. Историческая реконструкция может рассматриваться как форма реализации пост- 152 памяти с помощью условной театрализации. В рамках исторической реконструкции создается театрализованная реальность, характеризующаяся всеми чертами театрального процесса: разработка сценариев действий, подбор соответствующих природных или архитектурных декораций, распределение ролей среди участников, создание индивидуального внешнего облика каждого героя, разработка и согласование образа поведения каждого участника реконструкции. Подобно принципам некоторых театральных систем здесь происходит перевоплощение реконструктора в создаваемый им образ.

3. Историческая реконструкция материализует представление участников и зрителей о тех или иных исторических событиях. В данном контексте реконструкция создает физический опыт, связанный с производством и использованием материальных ар-

| 3 (36) 2019 |

Валерий Эрнстович ГОРДИН / Valery GORDIN | Лев Максимович АЛУШКИН / Lev ALUSHKIN | Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии / Historical Reenactment as a Form of Theatricalization and Materialization of Nostalgia |

тефактов, будь то создание и использование мечей и доспехов, овладение ремёслами и организацией досуга в лагере. Материализация ностальгии не только позволяет более глубоко прочувствовать «дух эпохи», но и является мощным противовесом все более широкому уходу в виртуальную реальность, не позволяющую полноценно «осязать» прошлые эпохи. При этом следует заметить, что в реконструкторском движении материализация ностальгии протекает по четко разработанным правилам, требующим максимального соответствия воссоздаваемых артефактов аутентичным подлинникам.

4. Реконструкторское движение, возникнув как абсолютно независимая форма общественно-культурной активности, в настоящее время достаточно широко поддерживается различными государственными структурами всех уровней. Государство рассматривает реконструкторские клубы как эффективный канал трансляции патриотических лозунгов. В этой связи следует отметить разнообразную поддержку со стороны государства реконструкторских

клубов патриотической направленности и встречное стремление многих клубов создать себе подобный имидж. 5. В ходе проведенного нами исследования более тридцати клубов исторической реконструкции было установлено, что все из них осуществляют реконструкцию военных событий; значительная часть осуществляет гастрономическую реконструкцию, отражающую гастрономические модели соответствующей эпохи; вне зависимости от реконструируемой эпохи и организационно-правовой формы клубы ведут образовательную деятельность, отличающуюся в зависимости от реконструируемой эпохи форматом и характером получаемых знаний и умений. В основе движения исторической реконструкции лежит понятие постпамяти.

Безусловно, столь многогранное и сложное социальное явление, как историческая реконструкция, нуждается в дальнейшем изучении на основе междисциплинарного подхода с использованием как качественных, так и количественных методов.

153

| 3 (36) 2019 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.