Научная статья на тему 'Историческая реконструкция гостиничного комплекса Москвы первой половины ХХ века'

Историческая реконструкция гостиничного комплекса Москвы первой половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ГОСТИНИЦЫ / КОММУНАЛЬНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ФОНД / РЕКОНСТРУКЦИЯ / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / HOSPITALITY / A DEPARTMENTAL HOTEL / MUNICIPAL HOTEL FUND / RECONSTRUCTION / THE INTER-WAR PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеева Евгения Ивановна

В статье реконструируется история восстановления гостиничного комплекса столицы в межвоенный период прошлого века. Продемонстрированы основные механизмы «реанимации» московских гостиниц, включая коммунальные и ведомственные гостиницы, а также показаны основные препятствия на пути обретения гостиницами «звездности». Возврат к прямому назначению бывших крупнейших гостиниц, занятых общежитиями, строительство новых и ведомственная борьба – эти и другие сюжеты показывают, насколько тернистым и непростым был процесс реконструкции гостиничного хозяйства Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the reconstruction of the hotel complex of the capital between the wars of the last century is described. The basic mechanisms of the "reanimation" of Moscow hotels including municipal and departmental hotels are demonstrated, as well as the main barriers to get “ stars” by hotels are shown. The return to the intended purpose of the former largest hotels, used as hostels, the construction of new hotels and departmental struggle show how arduous and difficult the process of reconstruction of the hotel industry in Moscow was.

Текст научной работы на тему «Историческая реконструкция гостиничного комплекса Москвы первой половины ХХ века»

УДК 640.4:331.5

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Корнеева Евгения Ивановна, доцент, кандидат исторических наук, ekorneeva67@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва,

Российская Федерация

The history of the reconstruction of the hotel complex of the capital between the wars of the last century is described. The basic mechanisms of the "reanimation" of Moscow hotels including municipal and departmental hotels are demonstrated, as well as the main barriers to get " stars" by hotels are shown. The return to the intended purpose of the former largest hotels, used as hostels, the construction of new hotels and departmental struggle show how arduous and difficult the process of reconstruction of the hotel industry in Moscow was .

. В статье реконструируется история восстановления гостиничного комплекса столицы в межвоенный период прошлого века. Продемонстрированы основные механизмы «реанимации» московских гостиниц, включая коммунальные и ведомственные гостиницы, а также показаны основные препятствия на пути обретения гостиницами «звездности». Возврат к прямому назначению бывших крупнейших гостиниц, занятых общежитиями, строительство новых и ведомственная борьба - эти и другие сюжеты показывают, насколько тернистым и непростым был процесс реконструкции гостиничного хозяйства Москвы.

Keywords: hospitality, a departmental hotel, municipal hotel fund, reconstruction, the inter-war period

Ключевые слова: гостиничное хозяйство, ведомственные гостиницы, коммунальный гостиничный фонд, реконструкция, межвоенный период

Превращение гостиничного дела в прибыльную отрасль было связано с развитием туризма в XIX столетии. XIX век и начало XX оставили заметный след в истории развития гостиничного дела в России. Для Санкт-Петербурга, как и для Москвы, да и для всей России в целом XIX век охарактеризовался возникновением новых гостиниц работавших по европейским стандартам. В этот период были построены известные гостиничные предприятия, отдельные из которых продолжают успешно функционировать и в настоящее время. Москва к концу XIX века славилась такими гостиницами, как

«Славянский базар», «Дрезден», «Париж», «Англия», «Германия», «Север», «Лоскутная», «Гранд-отель», «Европа», «Берлин», «Балчуг», «Савой», «Альпийская Роза» и мн. др. В основном они соответствовали европейской концепции с точки зрения как архитектуры и интерьера, так и предлагаемого обслуживания.

В дореволюционный период индустрия гостеприимства России достигает расцвета. В России в 1910 году в Москве работало 228 гостиниц, не считая 77 постоялых дворов; «северная столица» обладала 325 гостиницами.

Хронологические рамки в данной статье ограничены периодом 1917-1930-х годов. Развитие гостиничного сектора в межвоенный период XX века рассматривается в контексте перехода нашей страны к «современному» обществу.

Если 1920-е годы демонстрировали пример масштабного гостиничного строительства на Западе и, прежде всего, в Америке, где в это время был построен самый крупный отель в мире - «Конрод Хилтон» [2, с. 77], то судьба разрушенного революциями, мировой и Гражданской войнами гостиничного комплекса страны Советов была непростой.

В организационно-правовом отношении советское гостиничное хозяйство в 19201940-х годах находилось в неупорядоченном состоянии:

1) до 1943 года коммунальные гостиницы не имели отдельных органов управления и находились в составе городского жилищного хозяйства;

2) до 1934 года отсутствовали единые тарифы на услуги гостиниц;

3) до лета 1939 года не существовало типовой номенклатуры предметов оборудования гостиниц местных советов;

4) до осени 1939 года не было даже типового устава как гостиничного треста местного совета, так и гостиниц, непосредственно подчиненных местному совету;

5) до 1945 года не существовало типовых штатных нормативов гостиниц и домов приезжих;

6) до 1946 года отсутствовали Правила внутреннего распорядка в гостиницах, находящихся в ведении местных советов;

7) до 1948 года не было типовых должностных инструкций для среднего и младшего обслуживающего персонала коммунальных гостиниц.

Отчасти это можно объяснить отношением государства к гостиничному комплексу как одному из сегментов сферы услуг, которой в советской истории всегда отводилось подсобная роль.

Советская власть получила в наследство полуразрушенные гостиницы, при этом внеся свой немалый вклад в дальнейшее разрушении «индустрии гостеприимства» в годы нэпа и военного коммунизма.

В годы нэпа значительная часть гостиниц использовалась не по назначению [2]. Например, в Петрограде в гостинице «Октябрьская» располагалось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, по аббревиатуре приюта прозванных «гопниками». Гостиница «Астория» в эти годы продолжала использоваться под жилье руководителей города и Петроградской (Ленинградской губернии) и носила название «1-й дом Петросовета». Гостиница Европейская» в 19201924 годах называлась «Домом советских служащих», в котором обитали петроградские чиновники и партийные функционеры.

Состояние коммунального гостиничного фонда в середине 1920-х годов характеризуют материалы таблицы 1.

Таблица 1.

Коммунальные гостиницы в 1925/1926 хозяйственном году

ГРУППЫ ГОРОДОВ Число городов В них гостиниц Расчетная пропускная способность гостиниц в год (в койко--днях) Фактичес- кипропу-щенопосе-тителей в отчетном году в % ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в рублях)

Доход ы Расходы

Всег о В том числе

Зарплата Топливо Освещение, ассенизация и т.п. Хозяйствен-ные расходы Ремонт

С числом жителей

До 5 тыс. чел. 4 4 10480 54,6 5592 5199 2342 449 514 1162 732

От 5 до 10 тыс. чел. 9 11 29734 37,3 2096 5 2007 7 6712 2191 1901 3466 580 7

""10 "" 20........ 8 8 115150 41,1 5392 0 4511 0 1115 0 3214 2394 22159 619 3

""20 "" 50........ 14 25 405645 41,9 290190 22810 5655 1352 12027 10946 3654

" " 6 6 2 0 1

""50 "" 100...... 13 26 299498 61,5 53832 9 39181 0 12502 2 5909 9 38483 73465 9574 1

Свыше 100 тыс. чел. (без Москвы и Ленинграда) 12 35 545145 70,7 104066 7 80237 3 25282 5 4954 9 76246 32881 3 9494 0

Всего 60 10 9 1405652 57,2 194966 3 149267 5 45460 7 12802 131565 53852 5 23995

Губ. (обл., республ.) города 21 55 785264 58,5 136656 5 102685 2 32073 1 7267 7 97043 36704 3 16935

Прочие города 39 54 620388 55,5 58309 8 46582 3 13387 6 5534 7 34522 17148 2 7059 6

Исходя из данных, приведенных в таблице 1, деятельность существующих в период 1925/26 году гостиниц носила, скорее, социальный, чем коммерческий, характер. Ведь идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики. Из доклада о финансировании коммунального хозяйства Москвы в 1926 году видно, что средства, извлеченные из коммунального хозяйства, должны были идти, прежде всего, на ее нужды, а превышение доходов над расходами не должно было превышать 10% бюджета предприятий, чтобы «не превращать коммунальные предприятия в аппарат для выкачивания денег у населения». Кроме того, с переходом коммунального хозяйства в собственность государства сложилась практика дотаций региональным коммунальным органам из центрального бюджета. Но эти дотации больше напоминали милостыню. С января 1918 года по июнь 1919 года особым совещанием отдела местного хозяйства НКВД местным советам на ремонт гостиниц была выдана всего 1 ссуда в размере 5 тыс. рублей. Для сравнения: за это же время на ремонт кинематографа было выделено в 2 раза больше.

Осенью 1921 года в Москве окрылись «Гранд-Отель» на площади Революции, «Савой» на Рождественке и «Европа» на Неглинной улице. Кроме системы государственных (коммунальных) гостиниц, в годы нэпа возродились частные гостиницы и постоялые дворы. Очевидное оживление коммунального хозяйства страны в целом и гостиничного в частности началось только в 1923/1924 году. У представителей разных

социальных слоев появилась возможность выбрать «номера» и гостиницы, отличавшиеся по уровню сервиса. В ряде городов имелись ночлежные дома для безработных.

Накануне Первой мировой войны в Москве насчитывалось, по разным данным, около 240-250 гостиниц, подворьев и меблированных комнат. Всего же в России (в границах СССР второй половины 1930-х годов) числилось 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и номеров при трактирах[4]. Однако начавшаяся мировая война приостановила развитие гостиничного хозяйства как в столицах, так и на периферии.

Одним из привлекших внимание в исследовании гостиничной сферы объектов стало гостиничное хозяйство курортных зон, но в особом положении находились гостиницы, выделенные для обслуживания иностранных гостей нашей страны.

Проблема иностранного туризма в СССР в межвоенный период тесно связана не только с внешнеэкономической, но с внешнеполитической деятельностью советского правительства. Ведь все виды посещения Советской России рассматривались новой властью как с точки зрения налаживания и развития международных экономических и культурных связей, так и с позиций демонстрации мировому сообществу достижений «Страны Советов» в деле социалистического строительства и пропаганды советского образа жизни. Режим не скрывал решимости помочь «друзьям по классу» и просоветски настроенным общественным деятелям осмыслить суть революции и особенности социальных преобразований в стране «диктатуры пролетариата». Кроме того, низкий уровень экономического развития страны при высоких плановых показателях индустриализации ставил задачу привлечения иностранных специалистов и технологий. А это в свою очередь требовало улучшить имидж СССР в глазах зарубежных предпринимателей. Независимо от профессиональной и социальной принадлежности, все иностранные гости расценивались как потенциальная «группа влияния» на Западе. При этом лидерам общественного мнения и предпринимателям старались обеспечить максимум комфорта и сервиса. Тогда как в обслуживании «простых» зарубежных туристов ограничивались, скорее, минимумом услуг.

В 1920-е годы первых иностранных туристов в СССР принимали, прежде всего, гостиницы «Метрополь», «Националь» в Москве, «Астория», «Англетер» в Ленинграде. При этом в целях привлечения иностранцев устанавливались скидки на проживание (до 25%) и питание (до 50%). В августе 1922 года была открыта гостиница «Европейская» для приема и обслуживания иностранцев, в которой функционировали 253 номера. В 1920-е годы это был единственный пригодный для этих целей отель.

Показательно, что вначале 1930-х годов иностранный туризм в СССР оставался самым дорогим из всех видов туризма. Это проявлялось, в числе прочего, в отсутствии

дешевых пансионов и дорогостоящем обслуживании интуристов, цена за которое не соответствовала качеству предоставляемых гостиничных услуг.

Кадровый потенциал гостиничного хозяйства также был невелик. Постоянные кадровые переброски директоров гостиниц и других управленцев с места на место ограничивали развитие управленческого потенциала гостиничного хозяйства.

В 1920—1930-е годы многие гостиницы были реконструированы, построены новые современные гостиницы. Но, несмотря на проделанную работу в этот период номерной гостиничный фонд страны оставался на низком уровне, спрос на гостиницы высоким, а уровень предоставляемого сервиса практически был равен нулю.

Рассмотренная в настоящей статье проблематика гостиничной реконструкции является актуальной по ряду обстоятельств.

Во-первых, в основу статьи положен проблемно-хронологический принцип -представление двух частей гостиничного комплекса, организующих обслуживание, соответственно, советских и иностранных граждан, в динамике развития советского общества на протяжении 1920-1930-х годов.

Во-вторых, наряду с выявлением динамики 1920-1930-х годовв статье представлено сравнение основных показателей развития гостиничного хозяйства дореволюционной и советской России.

Во-третьих, в силу того, что многие сегодняшние проблемы индустрии гостеприимства своими корнями уходят в советское прошлое.

В-четвертых, по причине усиления поиска путей выхода российского гостиничного комплекса из современного экономического и финансового кризиса.

По понятным причинам, исходя из хронологических рамок, ограниченность практических рекомендаций в статье очевидна. Но представленное исследование основных аспектов восстановления и развития советского гостиничного хозяйства как составной части процесса неорганичной модернизации страны указывает на основные препятствия на пути обретения гостиницами «звездности» и в наше время.

Литература

1. 1. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов-н/Д: Феникс, 2011.

2. 2. Шматько Л.П. Гостиничное хозяйство - основное звено материально-технической базы туристической индустрии // Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / Под ред. Л.П. Шматько. 3-е изд., испр. и доп. М. - Ростов-н/Д., 2007.

3. 3. Краснова Е.И., Семенцов С.В. «Астория» и «Англетер» // Санкт-Петербург allcafe. URL:4. URL: http://www.allcafe.info/readingroom/history/181/ (дата обращения: 05.10.2009).

4. 5. URL: http://www.marketing.rbc.ru — РБК-исследования рынков (дата обращения: 05.06.2013).

5. 6. URL: www.voronezh.prohotel.ru - Профессиональный портал про гостиничный бизнес (дата обращения: 05.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.