ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 37+141.3 с. В. МАТЮШЕНКО
Омская академия МВД России
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ______________________________________
В статье рассматриваются причины, исходная сфера формирования, этапы развития интеллектуальной собственности и определяется ее историческое место в жизни общества.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, формирование, развитие, черты, историческое место.
Изучение литературы показывает, что историческая ретроспектива изучения интеллектуальной собственности сводится к изложению теоретических и практических аспектов появления и применения законодательной базы по интеллектуальному продукту. Вместе с тем думается, что интеллектуальную собственность можно отнести к нормальному историческому явлению, которое имеет место в жизнедеятельности любой общественной системы.
Производить анализ исторического появления и существования основных объектов интеллектуальной собственности мы не будем, так как мнений по этому вопросу достаточно, а попытаемся предложить свое видение интеллектуальной собственности в историческом ракурсе.
Описывая интеллектуальную собственность как историческое явление необходимо обратить внимание, что данную характеристику придется давать только с общих позиций, так как исследования эту
тему пока не затрагивают. Второе замечание касается того факта, что в принципе интеллектуальная собственность создавалась во все исторические эпохи для удовлетворения потребностей человека. «Институт ИС существует с того самого периода, когда возникло человечество и стал производиться обмен идеями, знаниями и навыками», отмечает Ф. Удалов [1]. Проявлялось это в виде новых достижений техники и культуры. Но многие столетия вопрос о том, что именно эти достижения являлись интеллектуальной собственностью, не ставился, скорее всего, ввиду того, что их было не так много для одной исторической эпохи и результаты интеллектуальной деятельности осознавались, просто как удачное творение, пришедшее озарение мастеру своего дела.
Также многие достижения появлялись в результате неустанного выполнения однотипной работы, и в этих ситуациях появлявшееся постепенное совер-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
шенство в действиях рождало то, что становилось потом чем-то новым и полезным. В таких условиях рождение интеллектуальной собственности носило «вероятностный характер» [2].
На сегодняшний же день произведения интеллектуальной собственности неплохо прогнозируются, так как «современный этап развития мировой цивилизации характеризуется интеллектуальным переделом мира, который проявляется в борьбе за преимущественное преобладание интеллектуальными ресурсами — создателями и носителями научных знаний и высоких технологий» [3]. Поэтому стоит говорить об историческом облике интеллектуальной собственности с позиций сегодняшнего дня.
Формирование интеллектуальной собственности обусловлено различного рода причинами: всеобщими, общими и частными.
К всеобщим причинам отнесем причину, существовавшую всегда, и современные дискурсы, обеспечивающие эти процессы. Всеобщая причина, пожалуй, существует лишь одна — общественная потребность. Как пишет В. Шведова: «Известно, что именно общественная потребность является причиной создания технических объектов (читай — «интеллектуальной собственности») [4] и их дальнейшего усовершенствования». Ее поддерживает Е. В. Яковлева: «Причина возникновения интеллектуального производства (т.е. производства интеллектуальной собственности) связана, с одной стороны, с потребностями человеческого социума, с другой — с потребностями материального производства» [5].
На современном этапе она подкрепилась такими явлениями, как глобализация в сфере информации, экономике, образе жизни и стремительным развитием экономики. «Во всем мире идет процесс формирования новой отрасли общественного производства — индустрии объектов интеллектуальной собственности [6].
К общей причине привычного плана можно отнести те способности человека, которые имеются только у него. С. А. Судариков уверяет, что «изобретения (как объекты интеллектуальной собственности) свойственны только человеческому обществу, и именно они выделили человека из иных биологических видов» [7].
К общим причинам современного ракурса отнесем:
первое — переход мировой экономики на рельсы рыночного хозяйствования, что привело к развитию экономики нового типа, «в которой материальновещественный капитал постепенно уступает место капиталу интеллектуальному» [8];
второе — развитие потребностей в новом знании всех групп субъектов современного труда.
Частные причины формирования интеллектуальной собственности можно объяснить, с одной стороны, общими процессами, идущими в современном обществе, такими, как постепенное уравнивание потребностей людей во всем мире и провозглашение курса «на человека и во имя человека». С другой — неустанное стремление человека «вперед» и неуемное желание быть первым, единоличным (эти причины можно назвать причинами психологического характера).
Постепенное уравнивание потребностей людей во всем мире проявляется в том, что мы все хотим хорошо есть, хорошо одеваться, хорошо отдыхать. Соответственно, потребности нивелируются и становятся как «близняшки», тем более что желание одного мгновенно может стать желанием многих
(например, через Интернет). В этой ситуации начинает хотеться чего-то такого нового, чего нет «у соседа». И человек начинает творить. Обратим внимание на массовое создание автобиографических книг людьми разных возрастов и профессий.
Кардинальная смена содержания лозунга «во имя человека» привела к усилению роли личности в истории и общая современная ориентация общества на человека привела к раскрепощению его творческих способностей и вызвала всплеск появления интеллектуальной собственности.
Неустанное стремление человека «вперед» объясняется наличием у него, как у любого биологического существа, природной активности и любознательности. Именно эти свойства человеческого индивида не дают ему сидеть на месте, а все время толкают его к попытке «заглянуть за горизонт». Такое «заглядывание» часто приводит к возникновению объектов интеллектуальной собственности.
Неуемное желание человека быть первым, единоличным, как еще одна причина формирования интеллектуальной собственности, обусловлена его привычной индивидуальностью. В любом акте любой деятельности человека можно обнаружить проявление его оригинальности, нестандартности и неповторимости. Именно эта тонкость человеческого индивида, можно сказать, провоцирует его на формирование интеллектуальной собственности в виде каких-то авторских произведений. Тем более что сегодняшняя практика интеллектуальной собственности привычно закрепляет результаты интеллектуальной деятельности за тем, кто это создал или открыл в виде «авторского имени». Также неуемное желание человека быть первым, единоличным, закрепить «авторство» на сегодняшний день у личности усилилось, как думается, в связи со «смягчением режима творчества». Общественное мнение, экономическая практика и правовая ситуация сегодня не только активно принимают результаты интеллектуальной деятельности в оборот, но и пытаются способствовать расширению условий для творчества любого человека.
Предпосылками возникновения интеллектуальной собственности становится «моральное старение» «старых» объектов интеллектуальной собственности, появление «новых» объектов интеллектуальной собственности взамен надоевших технических и культурных достижений и ситуация «назревших» объектов интеллектуальной собственности.
Формированию интеллектуальной собственности способствует и ситуация в мире, когда увеличивающиеся потребности человека периодически не могут покрываться существующими материальными ресурсами, потому что они все «выбраны» по первому разу, т. е. реально и то, что было осязаемо. И чтобы появились новые продукты, удовлетворяющие новые потребности людей, они должны нести на себе налет не материальности, а интеллектуальности. То есть быть объективно существующими не только в прямом исполнении, но и иметь такое «второе дно», которое явно и неявно способствует дальнейшему развитию человека.
Исходная сфера формирования интеллектуальной собственности достаточна ясна:
— это планета Земля с ограниченными природными и материальными ресурсами;
— это человек с неограниченными потребностями;
— это человек с неограниченными возможностями.
Процесс формирования интеллектуальной собственности видится как успешный процесс разрешения противоречий между «хочу», «могу» и «получается», в результате которого возникает интеллектуальная собственность.
Проявление интеллектуальной собственности заключается в ее видимом, наглядном образе, который индивидуально и неповторимо отражает объективную реальность и успешно воспринимается людьми с помощью органов чувств. Структурно она заключает в себе две части: идеальную в виде нематериальной сущности и материальную в виде формы своего объективного воплощения.
Определение исторического места интеллектуальной собственности требует особых исследований по этому вопросу. Но так как «всегда интеллектуальный продукт имеет общую полезность, которая удовлетворяет имеющиеся потребности» [9], то получается, что он всегда возникает к месту и фактически сразу же бывает востребованным. Хотя известны случаи, когда объекты интеллектуальной собственности своим появлением опережали историческое время и, по сути дела, появлялись не вовремя. Подтвердить данную позицию можно словами В. В. Бон-дина: «частный собственник на интеллектуальную собственность способен влиять на общество, ускорять его развитие на том историческом этапе, когда осознание конкретных идей еще не может охватить жизнь общества в целом» [10].
Общим в проявлении интеллектуальной собственности становится то, что объекты интеллектуальной собственности появляются одновременно по времени в разных частях мировой цивилизации (вспомним открытие электричества).
Особенное в проявлении интеллектуальной собственности связано с тем, что «продукты нематериального производства сразу предназначались не для индивидуального, а для общественного потребления» [11]. Вроде бы автор интеллектуальной собственности просто шел немного впереди других или старался облегчить свой труд, а получалось, что созданием объекта интеллектуальной собственности он успешно заполнил нишу в сфере очередной, сущностной, неотложной потребности людей и общества (приведем в пример существующее в литературе явление «бестселлера»).
Специфическими чертами интеллектуальной собственности с исторической точки зрения можно назвать принадлежность к эпохе, встроенность в общественные отношения, приспосабливаемость под запросы людей и удобность в обращении. Именно благодаря им базовые объекты интеллектуальной собственности не только пережили смену общественных формаций и исторических цивилизаций, но и составляют фундамент существования человеческого общества сегодня.
Историческое время действует на интеллектуальную собственность двояко. С одной стороны, как отмечают многие авторы, со временем «происходит моральное старение» [12] интеллектуальной собственности. С другой стороны, авторы создают такие объекты интеллектуальной собственности, что они просто становятся неподвластными времени. «Жизненный цикл объектов интеллектуальной собственности сродни человеческой жизни. Один объект проживает очень короткую жизнь, а другой становится достоянием человечества», — считает Л. Н. Бо-рохович [13].
Пространственно интеллектуальная собственность распространена во всех плоскостях: высоте,
ширине и горизонтали. Вертикаль занимает та интеллектуальная собственность, которая является суперновой, суперинтеллектуальной и очень мало афишируемой. В горизонтальной плоскости находится та интеллектуальная собственность, которая известна узкому кругу лиц, но которая уже используется в производстве и деятельности. По ширине располагается достаточно известная, востребованная и доступная для всех людей интеллектуальная собственность.
Историческое развитие человеческой цивилизации — это не только пример постоянного движения общества, человека и культуры, это и пример постоянного появления различной интеллектуальной собственности. Развитие интеллектуальной собственности обусловлено такой своеобразной особенностью, как постоянное наличие исходной сферы. Поэтому исторические этапы развития интеллектуальной собственности могут выглядеть следующим образом:
1-й этап — становление интеллектуальной собственности. Оно происходит как усиление исходной сферы, особенно в части повышения очередных потребностей. Проявляется через такие события, как распространение информации о новом продукте, удовлетворяющем новые потребности (пример — открытие новой планеты «ЛиЛи» в 2005 г.).
2-й этап — расцвет интеллектуальной собственности. Возникнув, новый продукт заполняет мир людей этим продуктом, насыщает его. Проявляется через его объективизацию и реальное воплощение в виде предмета материального мира. Например: когда-то телевизор был роскошью, а теперь «образ жизни».
3-й этап — упадок интеллектуальной собственности. Наступает пресыщение продуктом, интеллектуальный продукт становится обычным в ряду других привычных и обычных продуктов (например, мобильные телефоны таковыми стали за 10 лет). Связать этапы развития интеллектуальной собственности с жизненными циклами других явлений, как товаров, предприятий, популяций и так далее на сегодняшний день не представляется возможным, т. к. научные исследования по данным вопросам отсутствуют.
Выделяются три тенденции развития интеллектуальной собственности. Первую обозначали Л. Б. Гальперин и Л. А. Михайлова в статье «Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа [14]. Они отметили, что «между объектами интеллектуальной собственности существует системная связь. На каждом этапе НТП формируются и развиваются интеллектуальные продукты и последние в известной мере зависят от предыдущих». Вторая тенденция заключается в увеличении объема новых объектов интеллектуальной собственности. Третья показывает ускорение появления новых произведений интеллектуальной собственности.
Постоянно растущие потребности человека и общества провоцируют постоянную эволюцию форм и видов интеллектуальной собственности.
Значение интеллектуальной собственности обозначим через наглядное свойство исторического события, историческую роль, положительные и отрицательные аспекты исторического значения исторического явления. Наглядное свойство исторического события определяется следующим образом: любое историческое событие считается историческим, когда оно прошло, замечено и оказало существенное влияние на ход развития общества. Это положение
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
очень хорошо подходит для интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность может появиться неожиданно, вроде ниоткуда, но всегда становится замеченной сразу и мгновенно влияет на поведение и настроение людей. Например, видеоплеер стал необходимым предметом жилищного интерьера.
Историческая роль интеллектуальной собственности на современном этапе «в системе рыночных отношений определяется силой ее влияния на перераспределение экономических ресурсов» [15].
Положительное влияние интеллектуальной собственности на развитие человека и человеческого общества очевидно. «Изобретения радикально поменяли условия жизни человека. Иногда говорят, что история человеческого общества — это история изобретений», — констатирует С. А. Судариков [16].
Отрицательное влияние интеллектуальной собственности на развитие человека и человеческое общество тоже очевидно. Способность и желание применять объекты интеллектуальной собственности не по лучшему назначению, к сожалению, приводит к трагедиям мирового масштаба.
По мнению Е. В. Солодовой, «каждый вид интеллектуальной собственности имеет свое значение для развития общества в целом» [17]. Добавим, будь оно позитивным или негативным.
По нашему мнению, интеллектуальная собственность, несомненно, выступает одним из серьезнейших факторов исторического развития человека и общества, причем явно направленнным на прогресс.
Библиографический список
1. Удалов, Ф. Е. Интеллектуальный потенциал и будущее России / Ф. Е. Удалов, О. Ф. Удалов, О. Ф. Алехина // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Междунар. науч. конф. (25 — 27 декабря 1997 г.) / под общей редакцией проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. - С. 230.
2. Экономическая природа интеллектуальной собственности / Э. Л. Абдуллина [и др.] // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Междунар. науч. конф. (25-27 декабря 1997 г.) / Под общей редакцией проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новок-шоновой. - Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. - С. 5.
3. Мягкова, Н. А. Интеллектуальная собственность в воспроизводстве научно-технического потенциала : автореф. канд. экон. наук / Н. А. Мягкова. — Томск : ТГУ, 1998. — С. 3.
4. Шведова, В. Технический результат — это что такое? /
В. Шведова // Интеллектуальная собственность. — 1993. — № 5. — С. 18.
5. Яковлева, Е. В. Интеллектуальная собственность как объект предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Е. В. Яковлева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1998. — С. 5.
6. Олехнович, Г. И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации / Г. И. Олехнович. — Мн. : Амалфея, 2003. — С. 4.
7. Судариков, С. А. Экономика и интеллектуальная собственность / С. А. Судариков, Н. Г. Грек, К. А Бахренькова. — М. : Изд-во дел. и учеб. лит-ры, 2004. — С. 23.
8. Ефстафьев, В. Ф. Интеллектуальная собственность: регулирование прав на результаты научно-технической деятельности / В. Ф. Ефстафьев, В. С. Пуденков, Л. Н. Хитрова. — М. : ИНЦ Роспатента, 2004. — С. 4.
9. Борисовский, В. В. Некоторые особенности рынка интеллектуального продукта / В. В. Борисовский, С. А. Цаматов // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Междунар. науч. конф. (25 — 27 декабря 1997 г.) / под общей редакцией проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. — С. 39.
10. Бондин, В. В. Общее и особенное в интеллектуальной собственности продукта / В. В. Бондин // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Междунар. науч. конф. (25 — 27 декабря 1997 г.) / под общей редакцией проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. — С. 35.
11. Кузнецов, М. Н. Охрана авторских прав в международном авторском праве : учебное пособие / М. Н. Кузнецов. — М. : Изд-во УДН, 1986. — 78 с.
12. Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : учеб. / А. П. Сергеев. — М. : ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2010. — С. 46.
13. Борохович, Л Н. Ваша интеллектуальная собтвенность / Л. Н. Борохович, А. А. Монастырская, М. В. Трохова. — СПб. : Питер, 2001. — С. 15.
14. Гальперин, Л. Б. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа / Л. Б. Гальперин, Л. А. Михайлова // Право промышленной и интеллектуальной собственности. — Новосибирск: Наука. Сиб. издат. фирма, 1992. —
С. 3—12.
15. Боровская, Е. А. Интеллектуальная собственность: условия и тенденции ее развития в Республике Беларусь : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Боровская. — М., 1999. — С. 18.
16. Судариков, С. А. Экономика и интеллектуальная собственность / С. А. Судариков, Н. Г. Грек, К. А. Бахренькова. — М. : Изд-во дел. и учеб. лит-ры, 2004. — С. 86.
17. Солодова Е. В. Роль и место интеллектуальной собственности в инновационной деятельности / Е. В. Солодова // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы : сб. тр. аспирантов РГИИС. В 2 ч. Ч. 2. — М., 2001. — С. 43.
МАТЮШЕНКО Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры криминологии, психологии и педагогики. Адрес для переписки: md.sinichka@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.09.2013 г.
© С. В. Матюшенко
Книжная полка
Мильчарек, Н. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. В 2 ч. / Н. А. Мильчарек ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - ISBN 978-5-8149-1499-6.
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются теоретические вопросы педагогической психологии: психологические механизмы обучения и воспитания, сравнительный анализ психологических предпосылок традиционной и инновационной стратегий образования, социально-психологические аспекты развития обучающегося, психологическое содержание педагогической деятельности. Предназначено для студентов 3-го курса специальности «Психология труда и организационная психология» дистанционной формы обучения.