Эксперимент и инновации в школе
Из опыта работы школьных музеев
№ 2/2015
Л.С. Овчаренко Историческая память в формировании патриотизма
Аннотация Автор статьи делится опытом работы школьного музея ВОВ и его роли в воспитании юных патриотов.
Ключевые слова: историческая память, музейная педагогика, патриотическая деятельность, концепция музея
Историческая наука занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что история, наряду с философией, является системообразующей дисциплиной гуманитарного знания. Знания о прошлом обеспечивают передачу моральных и идейных ценностей, а также ориентацию в историческом времени и социальном пространстве. В этом и заключается значимость исторического сознания, являющегося мощным регулятором общественной жизни.
В современный период развития российского общества, когда очевиден его нравственный кризис, исторический опыт востребован в социальной практике формирования ценностных приоритетов общества, особенно у молодого поколения. Что же понимается под исторической памятью? Толкование термина имеет множество вариаций, однако в целом ее можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии. Важно то, что историческая память является основой культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности.
Процесс формирования исторической памяти достаточно сложен. Среди факторов, влияющих на ее формирование, следует отметить: социально-экономические условия развития российского общества; идеологические установки; уровень образования в средней и высшей школе; отношение к истории и исторической науке в целом; деятельность средств массовой информации и др. На формирование исторического сознания современной молодежи влияют все перечисленные факторы. Однако формирование исторической памяти на научной основе происходит в процессе систематического изучения истории. И здесь в первую очередь необходимо отметить роль школы и влияние знаний, полученных на уроках истории. Ведь школьное истори-
ческое образование является основой формирования и развития этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения.
Но не только уроки истории способствуют становлению и закреплению исторической памяти. Надо отметить, что одним из условий формирования патриотических чувств в школе является «живая» деятельность — деятельность школьных музеев, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, уроки мужества.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов — гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания [4].
Музейной деятельностью занимаются педагоги, учащиеся и их родители [6]. Она направлена на формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
В сентябре 2012 г. на базе нашей гимназии по инициативе членов военно-патриотического клуба «Звезда» при содействии школьной администрации было принято решение о создании экспозиции музея истории ВОВ на базе учебного кабинета истории. Далее началась организационная работа по разработке концепции музея и поиску экспонатов. Часть их была обретена в ходе проведение акции «Подарок музею».
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
Большую помощь в открытии экспозиции оказали поисковые отряды пос. Ясенево Московской области и г. Алексин Тульской области, которые предоставили коллекцию оружия и обмундирования времен войны, насчитывающую более 40 экземпляров.
Практически уже с первых шагов создания экспозиции была установлена связь с сотрудниками историко-художественного музея городского округа Домодедово. Огромную методическую помощь нам оказала общественная организация «Домодедовский краевед». В сборе предметов и документов для экспозиции музея активное участие принимали ветеранские организации городского округа Домодедово.
Концепция музея проработана таким образом, чтобы донести до нынешнего поколения хронологию Великой Отечественной войны от начала фашисткой оккупации 22 июня 1941 г. до Дня Победы. На полках и витринах представлены фотографии, копии документов, газет, листовок, артефакты времен войны, предметы обихода и амуниции. Для более полного восприятия информации имеется звуковое сопровождение.
На базе кабинета истории, где находится экспозиция музея ВОВ, проходят музейные уроки («Память о Великой Отечественной войне», «Герои войны — кто они?»); встречи с ветеранами «Здравствуй, ветеран!», «Живая память о войне»; уроки мужества «История Российской армии», «Сирень 1945», также проводимые совместно с ветеранами ВОВ и локальных войн; круглые столы «Война: за и против», «Эхо прожитых лет». В кабинете учащиеся собираются с целью обсуждения и организации акций для ветеранов. Среди них можно назвать «Подарок ветерану», «Новогодний сюрприз», «Сладкий сувенир».
Главное назначение такой работы — помнить героические и трагические страницы войны, погибших, труд тружеников тыла, благодарить тех, кто остался в живых, кто выстрадал и совершил победу. Во время встреч и уроков, круглых столов и бесед мы говорим учащимся, что наша святая обязанность в том, чтобы сохранить память о победителях, также передавать ее подрастающему поколению, ведь без общей памяти не может быть будущего. Наш долг — оставить грядущим
поколениям не выдуманную, а правдивую историю, со всеми ее леденящими душу страницами. Тем более что живых свидетелей все меньше, а желающих переписать, переиначить на свой лад нашу недавнюю историю все больше.
Итак, в современном гуманитарном знании историческая память не просто является отдельно взятой концепцией, но приобрела черты особой научной дисциплины, возникшей на основе междисциплинарности. Теория исторической памяти динамично развивается. Ее прикладной характер находит выражение в ряде существующих практик социального воспитания в ходе обучения истории. Принимая во внимание тезис о необходимости развития внешкольной дидактики, мы видим в концепции исторической памяти основу для разработки музейной педагогики, устной истории и других способов педагогической деятельности, остро востребованных сегодня в процессе обучения истории и формирования патриотизма.
Литература
1. Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти / / История и память / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2006.
2. Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3.
3. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) / / Психологический журнал. 2002. № 4.
4. Долгачева Е.А. Новое время для школьного музея // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 46-48.
5. История и память / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2006.
6. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Яковлева Е.Н. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 45-49.
7. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5.
8. Преподавание истории в школе. 111^1.: http://www.pish.ru