УДК 316.64(470)
И.В. Воробьева
Историческая память и историческое сознание россиян: современное состояние и тенденции1
Историческое сознание является частью общественного сознания. Историческое сознание тесно связано с исторической памятью человека, группы людей, общества в целом. В современном российском обществе наблюдается существенное снижение интереса к истории страны. На формирование исторического сознания россиян существенное влияние оказывает искажение и противоречивый характер подачи исторической информации.
Ключевые слова: историческое сознание, историческая память Irina V. Vorobyova
Historical memory and historical consciousness of Russians: contemporary state and trends
Historical consciousness is part of the public consciousness. Historical consciousness is closely connected with the historical memory of a person, group of people, society as a whole. In modern Russian society there is a significant decline in interest in the country's history. The formation of historical consciousness of Russians substantially influenced distortion and contradictory nature of supply historical information.
Keywords: historical consciousness, historical memory
Определенным феноменом последних 20-30 лет стал усиливающийся интерес к осмыслению истории своей страны, как со стороны отдельных ученых, политиков, общественных деятелей, так и со стороны общества в целом. Как следствие, в СМИ появляется значительное число материалов, посвященных различным этапам и событиям истории нашей родины, в научной литературе и исследовательской практике увеличивается количество исследований и публикаций, направленных на осмысление различных исторических фактов и событий, их влияния на сегодняшнее фактическое положение страны. Одновременно с этим мы сталкиваемся и с попытками переосмысления отдельных исторических этапов, исторических персонажей, их роли и вклада в историю. На население в буквальном смысле вываливается многообразная и разноплановая историческая информация, носящая противоречивый, а иногда и откровенно неправдивый характер.
Такого рода тенденции не могут не вызвать интереса ученых к изменениям, происходящим в сознании широких общественных масс в части отношения к историческому прошлому своей страны. Все более актуальными становятся исследования, направленные на изучение исторической памяти и исторического сознания российского населения.
16
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел V. Историческая память как культурный феномен
В современных научных источниках представлены различные точки зрения того, что представляет собой понятие «историческое сознание». Одной из первых фундаментальных работ в этой сфере стала статья Ю. Левады «Историческое сознание и научный метод». По мнению ученого, понятием «историческое сознание» «охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее - в которых общество воспроизводит свое движение во времени. В каждую данную эпоху историческое сознание представляет собой определенную систему взаимодействия «практической» и «теоретической» форм социальной памяти, народных преданий, мифологических представлений и научных данных»2.
В толковом словаре обществоведческих терминов Н. Е. Яценко (1999 г.) «историческое сознание» трактуется как форма общественного сознания, представляющая собой сложную совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование (исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего), осознание исторической ответственности за свою деятельность. Историческое сознание имеет индивидуальную, социально-групповую и историческую специфику. В свою очередь, Ж. Т. Тощенко рассматривает историческое сознание как «совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущем и характерном, как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей»3. Представленные определения позволяют сделать вывод о том, что осмысление понятия «историческое сознание» невозможно без обращения к важнейшей составляющей «исторического сознания» - «исторической памяти».
Разумеется, существуют попытки не только научного теоретического осмысления данных понятий, но и множественные устремления эмпирически рассмотреть, осмыслить, оценить особенности исторического сознания населения на разных временных этапах. Например, какие исторические факты и исторические личности в большей степени сохранились в сознании людей, какие исторические события считаются наиболее значимыми, какова ретроспективная оценка различных исторических событий и т. п. Так, в своем исследовании «Историческое сознание молодежи» М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги прямо говорят о том, что повседневные события, факты и перемены оказывают непосредственное влияние на историческое сознание людей: «Многие аспекты исторического пути России за последние полтора десятилетия неоднократно пересматривались, причем оценки некоторых событий и явлений прошлого в средствах массовой информации, школьных учебниках и выступлениях ведущих государственных деятелей страны меняли свой знак с отрицательного на положительный и обратно»4.
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
17
Раздел V. Историческая память как культурный феномен
Данные множества эмпирических исследований свидетельствуют о том, что интерес населения России к истории в целом, и историческому прошлому своей страны имеет негативную динамику. Например, результаты научно-исследовательского проекта проведенного Институтом социальных исследований и социологическим факультетом РГГУ «Политическое сознание 25 лет спустя»5 свидетельствуют о том, что история нашей страны не вызывает у значительной части респондентов большого интереса. При этом только 43,3 % от общего числа опрошенных дают однозначно утвердительный ответ, 36,7 % говорят о том, что хотели бы знать и интересуются только отдельными вопросами истории страны, 4,2 % затруднились с ответом на вопрос, а 15,7 % респондентов высказали мнение о том, что им это не нужно и не интересно.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Хотели бы Вы знать больше об истории нашей страны, о ее прошлом, о значительных исторических событиях?»
Возрастные группы, лет Всего
18-24 25-29 30-39 40-49 50 и старше
Да 36,3 34,4 43,1 48,5 45,7 43,3
Да, но только по отдельным вопросам 41,1 49,4 36,5 31,2 34,1 36,8
Это мне не нужно 17,7 13,8 17,1 16,6 13,6 15,7
Затруднились ответить 4,8 2,5 3,3 3,7 6,6 4,2
Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший интерес к истории своей страны проявляют люди старшей возрастной группы (50 лет и старше). В возрастных группах 18-24 и 25-29 лет больше всего тех, кто считает для себя важным интересоваться только отдельными вопросами истории России.
Среди респондентов, интересующихся историей своей страны, больше людей с высоким уровнем материального положения. Для сравнения, среди тех, кто имеет высокий уровень материального положения 48,5 % (больше, чем среднее значение), говорят об интересе к истории страны, и только 10,1 % отвечают на этот вопрос отрицательно. В то время как у респондентов с низким уровнем материального положения 38,6 % высказали интерес к истории страны, а 25,6 % ответили «мне это не нужно». Таким образом, среди тех, кто проявляет к предложенной теме интерес, преобладают респонденты старшей и средней возрастной категории, проживающие в крупных городах, имеющие высшее образование и имеющие высокий материальный достаток.
18
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел V. Историческая память как культурный феномен
Сравнительный анализ результатов исследования политического сознания населения проведенного в 1987 г. с данными 2013 г. (опрос 2013 г. проводился на том же инструментарии с незначительной корректировкой на сегодняшние реалии) показывает, что наблюдается существенное снижение интереса к истории своей страны. В 1987 г. только 2,1 % опрошенных высказали мнение, что не испытывают интереса к изучению истории страны против 15,7 % в настоящий момент, а 72,9 % высказывают однозначный интерес к изучению истории страны, ее прошлого, значительных исторических событий против 43,3 %, высказавших такое желание в настоящий момент. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что за последние 25 лет интерес к изучению своей страны существенно снизился.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос «Хотели бы Вы знать больше об истории нашей страны, о ее прошлом, о значительных исторических событиях?»
1987 г. 2013 г.
Да, хотел (а) бы 72,9 43,3
Хотел (а) бы, но только по отдельным вопросам 18,9 36,8
Это мне не нужно 2,1 15,7
Затрудняюсь ответить 2,7 4,2
Не ответили 0,6 -
Похожие данные были получены в результате исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. По данным этого исследования, историей своей страны интересуется большинство россиян (59 %, в 2007 г. - 39 %): 16 % - постоянно, 43 % - время от времени. Увлечение историей страны характерно прежде всего для высокообразованных респондентов (69 %), столичных жителей (66 %) и жителей средних городов (63 %), а также тех, у кого в школе по истории была оценка «отлично» (76 %). 39 % опрошенных сообщили, что не проявляют интереса к истории: 28 % отметили, что перестали интересоваться ею после школы (ВУЗа), а 11 % признались, что никогда не увлекались историей.
Что касается того, каким темам необходимо уделять повышенное внимание при изучении истории России сегодня, то большинство опрошенных полагают, что все события должны рассматриваться в равной степени (58 %). Остальные респонденты чаще всего указывают на важность более детального изучения темы Великой отечественной войны (10 %). По 3 % упоминают темы становления российского государства, военной истории и побед, по 2 % предлагают уделять повышенное внимание изучению Древней Руси, выдающихся деятелей государства, культуры
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
19
Раздел V. Историческая память как культурный феномен
и духовных ценностей, а также советского периода и новейшей истории страны и т. д.6 При изучении результатов исследования складывается некоторое ощущение, что информированность в отношении исторических событий страны происходит (у значительной части) только в результате изучения курса истории в школе или ином учебном заведении, а часть россиян, вообще мало интересуется историческими и политическими событиями и имеет очень короткую память. Так, например, отвечая на вопрос исследования проведенного фондом «Общественное мнение» «Какое из событий, произошедших в мире в 2013 г., вы назвали бы событием года?» (Открытый вопрос)7, 58 % затруднились с ответом. Остальные 14 % отметили события в Сирии, 6 % - приостановку ассоциации Украины с Евросоюзом, массовые акции протеста на Украине, 8 % - отметили в качестве важнейших событий различные стихийные бедствия.
Таким образом, можно говорит о том, что определенные сдвиги, происходящие в общественном сознании, не обошли и такую его часть, как историческое сознание и историческая память. Ряд ученых, например Ж. Т. Тощенко, говорят даже о так называемом феномене «манкрутизма», характерном для современного российского общества. Этот феномен знаменует историческое беспамятство, различные формы фальсификации прошлого, игнорирование ранее накопленного духовного богатства, препарирование исторических событий и процессов, претензии на трактовку истории в угоду шовинистическим, ксенофобским взглядам8. К огромному сожалению, в сегодняшних реалиях мы наблюдаем ситуацию, при которой, с одной стороны, люди утрачивают знания об истории своей страны, своего народа, своей семьи, утрачивают не только сами знания, но и интерес к познанию этой стороны жизни. И одновременно с этим, существуют политические силы стремящиеся поддерживать это забвение, прикладывающие много сил для того, чтобы перечеркнуть определенные моменты истории, исказить их, придать иную окраску. Это характерно, как для самой России, так и для многих постсоветских стран.
Между тем, формирование гражданственности, патриотизма невозможно без знания истории своей страны, понимания этой истории и уважительного к ней отношения. Существенную роль в становлении исторического сознания подрастающего поколения могут и должны сыграть такие традиционные социальные институты, как семья, образование, культура, СМИ, государство и общество в целом.
Примечания
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14—18—02016.
2 Левада Ю. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 191.
3 Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память: анализ соврем. состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3.
20
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел V. Историческая память как культурный феномен
4 См. подробнее: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Историческое сознание молодежи // Вестн. РАН. 2010. Т. 80, № 3. С. 195-203. URL: http: // civisbook.ru (дата обращения: 14.09.2015).
5 Опрошены 1200 человек в возрасте 18 лет и старше в 15 субъектах РФ по выборке, репрезентирующей работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности. Опрос проведен с 18 по 25 октября 2013 г. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных. Опрос проведен в Краснодарском, Ставропольском краях, Амурской, Архангельской, Белгородской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге.
6 См. подробнее: Омнибус ВЦИОМ: еженед. опрос: инициат. всерос. опрос ВЦИОМ: проведен 20-21 июля 2013 г.; опрошено 1600 человек; 130 населенных пунктов, 42 областях, краях и республиках России; стат. погрешность не превышает 3,4 %. URL: http: // wciom.ru (дата обращения: 14.09.2015).
7 См. подробнее: ФОМнибус: опрос граждан РФ от 18 лет и старше: 8 дек. 2013 г.; 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов; интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %. URL: http: // fom.ru (дата обращения: 14.09.2015).
8 См. подробнее: Тощенко Ж. Т. Манкррутизм как форма исторического беспамятства // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры. 2010. Т. 1. C. 224. URL: http: // lihachev.ru (дата обращения: 14.09.2015).
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
21