Научная статья на тему 'Историческая основа кластерного сотрудничества региональных агропроизводителей (на примере Омского маслоделия конца ХIХ – начала ХХ вв. )'

Историческая основа кластерного сотрудничества региональных агропроизводителей (на примере Омского маслоделия конца ХIХ – начала ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАРКЕТИНГ / БРЕНД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алещенко Виталий Викторович

Статья посвящена ретроспективному анализу современных форм продвижения продукции агропроизводителей на региональном уровне. На примере маслоделия Омской области рубежа XIX‒XX вв. анализируются факторы развития регионального агропроизводства. Делаются выводы о возможности развития агромаркетинга в экономике региона на основе кластерных форм сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая основа кластерного сотрудничества региональных агропроизводителей (на примере Омского маслоделия конца ХIХ – начала ХХ вв. )»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ

УДК 338.43

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА КЛАСТЕРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (на примере омского маслоделия конца XIX - начала ХХ вв.)

Алещенко В. В.

Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук

Статья посвящена ретроспективному анализу современных форм продвижения продукции агропроиз-водителей на региональном уровне. На примере маслоделия Омской области рубежа Х1Х-ХХ вв. анализируются факторы развития регионального агропроизводства. Делаются выводы о возможности развития агромаркетинга в экономике региона на основе кластерных форм сотрудничества.

Ключевые слова: кооперация, сельское хозяйство, региональная экономика, маркетинг, бренд

В 2013 г. принята Стратегия социально-экономического развития Омской области, предполагающая организацию взаимодействия региональных агропроизводителей на принципах кластерного сотрудничества. Одним из актуальных вопросов самоорганизации омских аграриев (преимущественно малых форм бизнеса) является усиление маркетинговых функций. В первую очередь, речь идет о целесообразности создания единого «зонтичного» бренда для продукции, ориентированной на массовое потребление, что влечет за собой необходимость соблюдения технологии производства, создание единых нормативов качества, организацию системы транспортировки и хранения и т. п.

Современным примером успешного продвижения коллективного регионального бренда в форме кластерной кооперации может служить финская компания Valio Ltd. (Валио), владельцами которой сегодня являются 18 кооперативов, из которых 9 формируют Valio Group («Группа Валио»), включающую около 8800 фермеров - производителей молока. Основная

бизнес-цель компании - способствовать деятельности финских фермерских хозяйств, занятых производством молока (в основном небольших). Цепочка «сбор молока - переработка молока - реализация молочной продукции» обеспечивает работой десятки тысяч людей. Производство молока в Valio составляет около 1,9 млн тонн в год (или 5,2 млн литров ежедневно). Несмотря на то что компания объединяет небольшие хозяйства, Valio стала одним из крупнейших финских предприятий в секторе пищевой промышленности с чистым годовым оборотом около 2 млрд евро. Компания располагает подразделениями в России и СНГ, Швеции, странах Балтии, Бельгии и США, активно развивается на рынках Китая и Ближнего Востока, владеет 15-тью заводами.

Определенную историческую параллель в контексте рассматриваемого вопроса можно провести при анализе событий вековой давности, происходивших в агропроизводстве на территории современной Омской области. Строительство в конце XIX в. Транссибирской железной дороги, проходящей

через Омск, дало мощный толчок развитию аграрного производства в регионе. С одной стороны, появились новые люди, новые технологии, новые капиталы, с другой - выход на рынки Центральной России и Западной Европы. По сути, стихийно образовывались самоорганизующиеся кластеры по производству пшеницы, сливочного масла, мяса, шерсти и т. п.

Первоначально катализаторами самоорганизации выступали крупнейшие западные торговые компании, организовывавшие не только централизованную скупку продукции у разрозненных местных производителей и ее продажу под единым брендом «Произведено в Сибири», но и поставку, обслуживание и кредитование необходимого современного оборудования, а также установление рыночных стандартов на выпускаемую продукцию (класс пшеницы, жирность масла и т. п.). Впоследствии параллельно к «процессу» подключились крупнейшие местные предприниматели: ключевые функции стали брать на себя Омская биржа, общественные объединения сельхозпроизводителей и т. п. Рассмотрим этот процесс более подробно на примере производителей сливочного масла.

Сливочное масло было вторым товаром по размерам вывоза со станции Омск, за 1901-1914 гг. его было вывезено около 7 млн пудов. Омское масло железной дорогой направлялось в балтийские порты, откуда морем затем доставлялось в Копенгаген, Гамбург и Лондон и попадало на рынки, практически, всей Западной Европы. Соответственно, экспортом масла из Омска занимались в основном иностранные фирмы. «Хозяином» на масляном рынке Сибири считалась датская «Сибирская компания» со штаб-квартирой в Омске. Крупными маслоэкспортера-ми, действовавшими в городе, были также «Рандруп и Ко», «Лунд и Петерсон», «Рандом и Ресторф». Всего в 1901 г. в Омске были открыты представительства 14 заграничных компаний, занимавшихся скупкой и экспортом коровьего масла, а к 1908 г. их стало уже 22. Объем местного рынка оценивался в 8-10 млн рублей. Только в 1906 г. из Омска было отправлено свыше 840 тысяч пудов масла. Производство и сбыт масла стали настолько доходной отраслью, что министры Столыпин и Кривошеин писали царю: «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотая промышленность».

Естественно, что в условиях такого небывалого спроса маслоделие в регионе начало развиваться бурными темпами. Современники сравнивали открытие новых производств с лесным пожаром, охватившим лесостепь. Основными производителями масла являлись зажиточные крестьяне, владельцы частных и кооперативных маслозаводов из лесостепных районов Тюкалинского и Тарского уездов, в

Национальные приоритеты России. 2013. № 3 (10)

1914 г. здесь действовало уже 565 (!) маслодельных заводов. Масло по большей части скупалось в деревнях местными торговцами, а затем уже продавалось оптом крупным иностранным фирмам. «Конкуренция по-американски остра», - жаловался датчанин-скупщик, - «заставляет вести войну. Каждую неделю я проезжаю по шестьсот, семьсот верст по обеим сторонам железной дороги».

В «бизнес» были вовлечены поголовно все. 19 декабря 1903 г. газета «Степной край» сообщала: «В погоне за наживой теперь каждая омская «баба», имеющая всего-навсего одну «буренку», взялась за коммерцию и сбывает молоко в разные, датского происхождения конторы, отчего крынка молока повысилась в цене уже до 10 копеек. ... «Тридцать пять тысяч курьеров» в Омске. скачут теперь в погоне за молоком и прочими продуктами».

Крестьяне, а также активно занимавшиеся маслоделием казаки покупали, зачастую в долг, у иностранных фирм все необходимое: сепараторы, мо-локовесы, приборы для определения жирности молока, и даже соль и упаковочный материал. Интенсивно проводилась селекционная работа: были созданы помесные стада красного степного крупнорогатого скота.

Масло из Омска произвело фурор на Западе, спрос был ажиотажный. Это объяснялось низкой ценой и высокими потребительскими свойствами. До этого лучшим в Европе считалось датское масло, но продукция из Сибири содержала в себе меньше воды и обходилась покупателю на 10-15 % дешевле. Доходило до того, что под брендом «сибирское масло» на европейских рынках продавалось голландское, датское или немецкое масло, смешанное («сдобренное») с сибирским. Некоторые западные производители сознательно дискредитировали в глазах рядовых покупателей честное имя сибирского продукта, выдавая за него низшие сорта датского или немецкого масла.

Естественно, эта ситуация, а также фактическая монополия на скупку и продажу масла датскими компаниями не устраивала сибирских производителей. Поэтому в 1907 г. в г. Кургане образовался «Союз сибирских маслодельческих артелей» (с 1916 г. его правление стало располагаться в Омске). Численность членов этой общественной организации возросла с 12 (в момент основания) до 1410 (в 1917 г.). Ее конторы действовали не только во всех крупных западносибирских городах (Омске, Петропавловске, Кургане, Тюмени, Новониколаевске, Барнауле и др.), но и в Москве, Санкт-Петербурге, Харбине, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. Союз сибирских маслоделов устанавливал более высокие закупочные цены для крестьян, упорядочивал скупку масла и напрямую торговал за границей. Накануне Первой мировой войны он контролировал 20 % вывозимого из

Сибири масла (в годы войны большинство зарубежных фирм полностью прекратили свою деятельность в Омске).

Открытие в 1905 г. Омской биржи, принципиально новой для Сибири формы торговли, было связано со стремлением омских предпринимателей упорядочить стремительно растущие объемы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией. Причем в биржевом комитете, возглавлявшем местное биржевое общество, куда входили наиболее авторитетные предприниматели города, состояли и иностранцы. Так, в 1911 г. одним из старшин комитета был глава крупнейшей датской фирмы Серен Хри-стианович Рандруп, исполнявший, кстати, обязанности английского консула в Омске. Биржевой комитет многое делал для развития цивилизованной оптовой торговли. В числе его предложений, например, стро-

ительство в крупнейших городских центрах закупки масла складов-холодильников, организация при них сертификационных лабораторий. Все это позволяло повысить качество импортируемой продукции и ввести определенный стандарт.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в Омской области имеется успешный опыт взаимодействия региональных сельхозпроизводителей в вопросах организации коллективного сбыта производимой продукции. Реализация идеи объединения агропроизводителей и агропереработ-чиков субъекта РФ на условиях кластерного сотрудничества на основе предложенных механизмов будет способствовать продвижению региональной продукции агропищевого кластера на местном, российском и зарубежных рынках, повышению объемов и качества выпускаемой продукции, росту эффективности регионального агропроизводства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Запорожченко Г. М. Правовое и административное влияние государства на потребительскую кооперацию (на примере Сибири конца XIX - начала XX века) // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: сб. материалов регион. науч. конф. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. -С. 108-117.

2. Из истории Омска (1716-1917 гг.). Очерки, документы, материалы. - Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. - 223 с.

3. Любимов А.А. Грузообороты ст. Омск и экономическое развитие края (начало XX в.) // Вопросы социальной и экономической истории Сибири XVII - начала XX вв.: сб. науч. ст. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 140 с.

4. Очерки истории города Омска: Том первый. Дореволюционный Омск / под ред. А.П. Толочко. -Омск, 1997. - 292 с.

5. Рынков В.М. Государство, кооперация и частные предприниматели: маслозаготовки в Сибири в 1914-1916 гг. // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: сб. материалов регион. науч. конф. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. -С. 118-127.

6. Самосудов В. М. Досоветская крестьянская кооперация в Сибири и отношение к ней правительства // Гуманитарные исследования: ежегодник. - Омск, 1998. -Вып. 3. Ч. 1. - С. 21-29.

7. Финляндия - партнер России в модернизации национальной экономики: информационно-аналитический справочник / рук. автор. кол. и отв. ред. В. А. Шлямин; ред. А.Г. Кузьмин [и др.]. - СПб: Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2013. - 172 с.

Алещенко Виталий Викторович - кандидат экономических наук, старший научный сотруд- Статья поступила в редакцию

ник Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленно- 18 сентября 2013 г.

го производства СО РАН

© В.В. Алещенко, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.