Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ВЕРБЛЮЖЬЕЙ ШЕРСТИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ВЕРБЛЮЖЬЕЙ ШЕРСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУКА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джумаева А., Рустемова Б., Мямиева Г.

Исторический факт свидетельствует о том, что туркменский народ является самым способным и талантливым народом мира, обладает развитым, богатым древним и культурным наследием. Примером тому могут служить несколько видов наших национальных ценностей, отличающихся высоким художественным и эстетическим качеством. Одной из таких национальных ценностей являются изделия из верблюжьей шерсти. Необходимо изучить корни его возникновения и развития, чтобы познать важность и неповторимость каждой национальной ценности, которая создавалась в определенные периоды истории нашего народа и затем совершенствовалась поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL VALUE OF CAMEL WOOL

The historical fact testifies that the Turkmen people are the most capable and talented people of the world, have a developed, rich ancient and cultural heritage. Several types of our national values, which are distinguished by high artistic and aesthetic quality, can serve as an example of this. One of such national values is camel wool products. It is necessary to study the roots of its origin and development in order to know the importance and uniqueness of each national value that was created in certain periods of the history of our people and then improved by generations

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ВЕРБЛЮЖЬЕЙ ШЕРСТИ»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА (ART & CULTURE)

УДК 1

Джумаева А.

главный специалист отдела организации электронной базы данных и паспортизации Государственного музея Государственный центр культуры Туркменистана (Туркменистан, г. Ашгабад)

Рустемова Б.

заместитель директора научно-исследовательского отдела «Этнография Туркменистана» Государственного музея Государственный центр культуры Туркменистана (Туркменистан, г. Ашгабад)

Мямиева Г.

старший научный сотрудник отдела культурной интеллигенции

Государственного музея Государственный центр культуры Туркменистана (Туркменистан, г. Ашгабад)

ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ВЕРБЛЮЖЬЕЙ ШЕРСТИ

Аннотация: исторический факт свидетельствует о том, что туркменский народ является самым способным и талантливым народом мира, обладает развитым, богатым древним и культурным наследием. Примером тому могут служить несколько видов наших национальных ценностей, отличающихся высоким художественным и эстетическим качеством. Одной из таких национальных ценностей являются изделия из верблюжьей шерсти. Необходимо изучить корни его возникновения и развития, чтобы познать важность и неповторимость каждой национальной ценности, которая создавалась в определенные периоды истории нашего народа и затем совершенствовалась поколениями.

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, наука, культура.

Никто не знает, что верблюды были надежным средством передвижения караванов, шедших по Великому шелковому пути. Способность верблюдов, известных как «корабль пустыни», переносить длительные периоды голода и жажды, а также способность выдерживать холодные погодные условия привели к тому, что их использовали в качестве транспортных средств для караванов, которым приходилось путешествовать повсюду.

Верблюд — чуткое, умное, выносливое, дальнобойное, холодо-жаростойкое, засухоустойчивое, сильное животное. Верблюды бывают как одногорбыми, так и двугорбыми. В нашей стране широко распространены одногорбые верблюды. Семья с верблюдом считалась в народе близкой семьей. Как говорится, «В верблюде нет ничего плохого», кроме того, что он служил транспортным средством для значительной части человечества, он давал пищу, мясо, жир и утолял жажду людей в жарком климате. Кожаная обувь сделана из кожи. Шерсть верблюда чистая, потому что он ходит на свежем воздухе и по мелкому песку. Поскольку она мягче другой шерсти, тканые и тканые изделия из верблюжьей шерсти также подходят для души человека. Из верблюжьей шерсти готовили белый цакмен, шерстяной пояс, одеяло, шерстяную бахрому и соответствующую одежду.

Агарзакмен - один из любимых национальных костюмов наших предков, который издревле был украшением свадеб и символом уважения. Туркменские национальные костюмы изучались многими учеными мира. Однако в конце 19 века отдельно изучались национальные костюмы туркмен начала 20 века. В начале 20 века русские и туркменские этнографы Г.Р.Васильева, А.С.Морозова, А.Жыкыев, А.Оразов, А.Пиргулыева, Д.Овезов, Ч.Язлыев организовывали экспедиции в нашей стране и научно изучали туркменские национальные ткани и одежду. сделано из них. Согласно исследованиям этнографов, в конце 19 -начале 20 века большая часть национальных костюмов туркмен изготавливалась

из тканей, сотканных в домашних условиях, т. е. с использованием инструментов тара и козак ткачества. В эти времена у туркмен, занимавшихся животноводством, большее распространение получило искусство ткачества ткани из верблюжьей шерсти на станке. В частности, высоко ценились тонкие и плотные светло-коричневые чалмы из верблюжьей шерсти. Русский этнограф А. С. Морозова, досконально изучавшая национальные костюмы туркмен, в своем научном труде писала о туркменских цахменах: «Верхняя одежда из тканой верблюжьей шерсти распространена по всей туркменской стране. Коричневые шерстяные ткани, цвета верблюжьей шерсти, ткали дома на станке», — пишет он.

Как известно из этнографических данных, в конце 19 - начале 20 века ткани цахмен получили широкое распространение в наиболее развитых районах туркменского верблюдоводства: в Хорезме, на побережьях среднего течения р. Река Аму, в Марыйском, Ёлотенском и Пендиском районах.

Наши родители никогда не красили ковры из верблюжьей шерсти, потому что верблюжья шерсть не меняет цвет и не теряет свой цвет. Плащ из агаракмена, впитавший в себя цвет сухих песков Каракумов, водонепроницаем и не линяет, как другие ткани, сколько бы его ни носили.

Еще наши предки знали, что верблюжья шерсть обладает целебными свойствами. Агарзакме набрасывали на больного человека с суеверием, чтобы «избавиться от болезни». Поэтому в каждом доме вешали белый забор и охраняли его для безопасности черноголового. То есть у туркмен это пальто считалось не только одеждой, но и оберегом и защитником благополучия.

Туркменскую жизнь сложно представить без одеял и подушек. Даже если в семье женат мальчик, а замужем девушка, ему выдают несколько одеял и подушек вместе с другими предметами обихода. В старину наши родители кроили и шили объемные одеяла. Шерсть, предназначенную для пледов, необходимо предварительно прочесать, то есть удалить грубые длинные волосы. Они должны убрать мусор, грязь и мусор. Затем несколько раз прополощите

шерсть в воде без мыла. Вы должны записать это. После высыхания его следует распылить по желанию или нанести толстым слоем, аккуратно разгребая грядку. После того, как она станет чистой, шерсть следует расчесать и расчесать. Удобно, когда верблюжья шерсть предварительно обработана, а затем на вырезанную ткань надевается одеяло. Если вы надеваете одеяло из верблюжьей шерсти, вам нужно укоренить его вертикально и горизонтально. Одеяло нужно свернуть 2-3 раза. Если шелковые нити тонко сложить в 3-4 раза и придать им мягкую паклю, шелка получаются наклонными. Одеяла из верблюжьей шерсти иногда вынимают, а бродячая шерсть воздушная, вздутая и выглядит так, как будто ее только что сшили.

Изречения наших предков: «Верблюд — состояние, шерсть — чудо» показывают, что мудрость верблюжьих изделий очень велика. Изделия из верблюжьей шерсти, доставшиеся в наследство от наших матерей и бабушек, продолжают совершенствоваться как национальная ценность нашего прикладного искусства. Огромная работа ведется по изучению и сохранению нашего национального наследия и ценностей. В залах постоянной экспозиции Государственного музея Государственного центра культуры Туркменистана, а также в фондах произведения прикладного искусства хранятся и изучаются на научной основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Gurbanguly Berdimuhamedow. Tйrkmen medeniyeti. - A§gabat Tйrkmen dowlet ш^п^ gullugy, 2015.

2. П.М. Лессар. Юго-Западная Туркмения.

3. Tйrkmen dilinin dй§йndiri§ sozlйgi. I tom - A§gabat Ylym, 2016.

4. М. Аннанепесов. Хозяйство туркмен в ХУШ-Х1Х вв - А^аЬа^ "У1ут" пе§пуа1у 1972.

5. O.Ku1yyewa Dйye та1у^йуе та1у. - А^аЬа^ 2004.

6. Традиционная одежда народов средней Азии и Казахстана. - Москва, "НАУКА" 1989.

7. Turkmenistanyn Mary welayatynyn ya§ayjysy Aknabat Towyyewanyn beren gurruninden yazylyp alyndy.

Jumaeva A.

Chief specialist of the department for organizing an electronic database and certification of the State Museum of the State Center of Culture of Turkmenistan

(Turkmenistan, Ashgabat)

Rustemova B.

Deputy Director of the Research Department "Ethnography of Turkmenistan" of the State Museum of the State Center of Culture of Turkmenistan

(Turkmenistan, Ashgabat)

Mamieva G.

Senior Researcher of the Department of Cultural Intelligentsia of the State Museum of the State Center of Culture of Turkmenistan (Turkmenistan, Ashgabat)

HISTORICAL AND CULTURAL VALUE OF CAMEL WOOL

Abstract: the historical fact testifies that the Turkmen people are the most capable and talented people of the world, have a developed, rich ancient and cultural heritage. Several types of our national values, which are distinguished by high artistic and aesthetic quality, can serve as an example of this. One of such national values is camel wool products. It is necessary to study the roots of its origin and development in order to know the importance and uniqueness of each national value that was created in certain periods of the history of our people and then improved by generations.

Keywords: analysis, method, research, science, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.