Научная статья на тему 'Историческая география путей сообщения Северо-Запада России: догосударственный и киевско-новгородский этапы (с V-VI по XVII вв. )'

Историческая география путей сообщения Северо-Запада России: догосударственный и киевско-новгородский этапы (с V-VI по XVII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1702
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАД / ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭТАП / КИЕВСКО-НОВГОРОДСКИЙ ЭТАП / БАЛТИЙСКО-КАСПИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ / БАЛТИЙСКО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ / NORTH-WEST / PRE-STATE STAGE / THE KIEV-NOVGOROD STAGE OF THE BALTIC-CASPIAN WATERWAY / THE BALTIC-BLACK SEA WATERWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Василий Львович, Сазонова Ирина Евгеньевна

Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления процессов формирования пространственной структуры общества на Северо-Западе России на протяжении всего предшествующего времени освоения территории региона, что необходимо для понимания современного состояния и перспектив развития региона. В данной статье выявляются, описываются и анализируются основные пути, по которым шло освоение и первоначальное заселение территории региона, а также формировались торговые пути. Основными методами исследования являются сравнительно-аналитический и картографический. Утверждается, что система путей сообщения, сложившаяся на Северо-Западе в догосударственное время, имела меридиональный характер, который в целом сохранялся и в киевское время. Основные перевозки имели транзитный характер. В новгородское время пути сообщения приобретают преимущественно широтное и субширотное направление. Главным грузом, перемещавшимся по этим путям, были меха. Новгородское государство вело борьбу как с немецкими рыцарями и шведами, стремившимися закрепить за собой устья рек, впадавших в Балтийское море, так и с другими русскими государствами, главным образом Московским, стремившимися поставить под свой контроль ключевые участки водных путей. Основные коммуникации новгородского времени послужили основой для формирования современных путей сообщения, связывающих Северо-Запад с центральными и восточными районами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL GEOGRAPHY OF THE NORTH-WEST RUSSIA’S LINES OF COMMUNICATIONS: PRE-STATE AND KIEV-NOVGOROD STAGES (V-VI-XVII CENTURIES AD)

The urgency of this Article is determined by the necessity of understanding the processes of formation of the spatial structure of society in the North-West of Russia during the whole preceding period of development of the region, it is necessary for understanding of the current state and prospects of development of the region. First, the article identifes, describes and analyzes the main ways in which development proceeded and the initial colonization of the region, and formed trade routes. The basic methods of research are comparative analytical and mapping. It is alleged that the Railways system prevailing in the North-West in the pre-state period, had a meridional character, which is generally maintained in the Kiev times. The main transportation was transit. In Novgorod means of communication became mostly of latitudinal and sub-latitudinal direction. Fur was the 110 Псковский регионологический журнал № 1 (29)/2017 main cargo. Novgorod State had struggled with both the Swedes and the Teutonic knights who sought to consolidate the mouth of the rivers fowing into the Baltic Sea and other Russian states. Basic communications of the Novgorod times served as the basis for the formation of the modern means of communication which connect the North-West with the central and eastern regions of the country.

Текст научной работы на тему «Историческая география путей сообщения Северо-Запада России: догосударственный и киевско-новгородский этапы (с V-VI по XVII вв. )»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.7

В. Л. Мартынов, И. Е. Сазонова

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ: ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ И КИЕВСКО-НОВГОРОДСКИЙ ЭТАПЫ (С У-У ПО XVII ВВ.)

Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления процессов формирования пространственной структуры общества на Северо-Западе России на протяжении всего предшествующего времени освоения территории региона, что необходимо для понимания современного состояния и перспектив развития региона. В данной статье выявляются, описываются и анализируются основные пути, по которым шло освоение и первоначальное заселение территории региона, а также формировались торговые пути. Основными методами исследования являются сравнительно-аналитический и картографический.

Утверждается, что система путей сообщения, сложившаяся на Северо-Западе в догосударственное время, имела меридиональный характер, который в целом сохранялся и в киевское время. Основные перевозки имели транзитный характер. В новгородское время пути сообщения приобретают преимущественно широтное и субширотное направление. Главным грузом, перемещавшимся по этим путям, были меха. Новгородское государство вело борьбу как с немецкими рыцарями и шведами, стремившимися закрепить за собой устья рек, впадавших в Балтийское море, так и с другими русскими государствами, главным образом Московским, стремившимися поставить под свой контроль ключевые участки водных путей. Основные коммуникации новгородского времени послужили основой для формирования современных путей сообщения, связывающих Северо-Запад с центральными и восточнымирайо-нами страны.

Ключевые слова. Северо-Запад, догосударственный этап, киевско-новгородский этап, Балтийско-Каспийский водный путь, Балтийско-Черноморский водный путь.

Введение. Историческая география — наука, изучающая процессы формирования геопространственных систем. Это далеко не общепринятое определение (см., например [5; 6], и множество других источников), но наиболее пригодное для исторической географии как географической науки. Основу любой геопространственной системы, понимаемой как совокупность объектов антропогенного и природного происхождения в их взаимодействии, составляет система коммуникаций. Коммуникации всегда представляли и представляют собой организующую основу пространственного развития общества. Изучение этой системы на разных этапах общественного развития позволяет выявить взаимосвязи и особенности взаимодействия разных частей геопространства.

Взаимосвязи формируются, а взаимодействие осуществляется под влиянием двух основных процессов — организации и самоорганизации пространства. Под органи-

зацией в данном случае понимается пространственное развитие под влиянием внешних по отношению к системе процессов, под самоорганизацией — внутренних [20]. Процессы организации проявляются в «преодолении пространства», когда является или считается необходимым менять сложившуюся к определённому моменту времени структуру геопространства. Процессы самоорганизации, напротив, направлены на то, чтобы существующую структуру сохранить, адаптировав её к новым условиям.

Актуальность. Поскольку данная статья представляет собой первую из предполагаемого цикла статей по исторической географии путей сообщения Северо-Запада России, то видимо, стоит обосновать актуальность в первой статье цикла. Эта актуальность имеет две основных составляющих — теоретическую и практическую. Теоретическая составляющая заключается в обосновании необходимости историко-географических исследований для понимания современной пространственной структуры общества. Иногда и даже часто можно столкнуться с мнением о том, что исто-рико-географические исследования имеют «отвлечённый» характер, для настоящего и будущего они бесполезны. На самом деле это не так. Процессы трансформации пространственной структуры общества можно сравнить с формированием рельефа. Возникновение новых горных систем, образование равнин, разрушение старых гор и их же восстановление в результате новейших тектонических движений внешне кажется хаотичным, но на самом деле подчиняется закономерностям формирования земной коры. Примерно это же происходит и в развитии пространственной структуры общества. Здесь также есть горные системы (высокоразвитые регионы), и долины (территории, где общество находится в состоянии стагнации, подчиняясь движению сопредельных регионов), разрушающиеся горы (регионы, которые деградируют под влиянием внешних и внутренних причин).

Практическая составляющая актуальности данного цикла статей заключается в том, что его материалы могут послужить основой для определения основных направлений дальнейшей трансформации транспортной системы Северо-Запада. Исходя из того, какие направления и дороги имели наибольшее значение в прошлом, а также имеют его в настоящем, легко можно определить, что с ними произойдёт в будущем. С учётом того, что транспорт — пожалуй, наиболее «географичная» отрасль экономики, можно также выявить тенденции дальнейшей трансформации не только транспортных систем, но и пространственной структуры общества в целом. Может показаться странным и даже удивительным, но на протяжении многих столетий освоения территории Северо-Запада России здесь почти не появлялось новых «полюсов роста» — все они сформировались на заре освоения региона и в той или иной мере сохраняют своё значение до настоящего времени.

Изученность проблемы. Изучению процессов формирования и развития системы путей сообщения Северо-Запада России посвящено множество работ, главным образом исторических. Даже простое их перечисление займёт значительную часть статьи. Можно остановиться лишь на исследованиях последних десятилетий. Большой массив исследований в области развития морского транспорта на Балтийском море в средние века был проведён И. П. Шаскольским. Искусственные водные системы (Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская) исследовались Э. Г. Истоминой. Дорожную сеть Северо-Запада в новгородское и московское время изучал А. А. Селин. В работах этих и других исследователей подробнейшим образом, с опорой на архивные документы, в т. ч. и впервые вводившиеся в научный оборот, расписано состоя-

ние тех или иных путей на определённое историческое время. Но главной проблемой исторических исследований с точки зрения исторической географии, понимаемой как географическая наука, является отсутствие «проекции» в сегодняшний день. В них не стоит искать ответ на вопрос — а каким именно образом то, что происходило сто, двести, тысячу и больше лет назад проявляется в современности? А именно это составляет суть историко-географических исследований.

Догосударственный этап

Примерным временем начала заселения и экономического освоения территории современного Северо-Запада можно считать V—VI вв. от Рождества Христова. Ввиду того, что никаких письменных источников, свидетельствующих об этом, не сохранилось, здесь можно строить лишь догадки и предположения [21].

Основанием для этих предположений являются два основных обстоятельства: во-первых, примерно в это время начинается заселение территории Северо-Запада предками основных ныне живущих здесь народов, и во-вторых, примерно тогда же формируются два речных пути, проходивших по рекам Восточно-Европейской равнины и соединявших Балтийское море с одной стороны, Чёрное и Каспийское море — с другой. По всей видимости, первыми из ныне представленных в пределах Северо-Запада народов сюда пришли представители финно-угорской группы уральской языковой семьи. Наиболее вероятная прародина всех финно-угров — бассейн Камы. Предки разнообразных финноязычных народов из бассейна Камы переходили в бассейн Северной Двины, по Вычегде продвигались на запад до её соединения с Северной Двиной, и далее двигались главным образом на запад по р. Сухона до её истоков. С верховий Сухоны через водораздел переходили на р. Шексна, по Шек-сне продвигаясь вверх и вниз. В ходе движения вверх финские племена достигали водораздела Волги и Невы, переходя в бассейн Невы через волок между рр. Ковжа и Вытегра. Далее их путь продолжался по Онежскому озеру, р. Свирь, Ладожскому озеру и р. Нева до её впадения в Финский залив. По всей видимости, финноязычные племена, пошедшие дальше на запад вдоль северного берега залива, стали предками нынешних финнов и карел, а пошедшие вдоль южного берега залива — эстонцев и некоторых других почти исчезнувших ныне народов (ижоры, води) [29].

С запада на восток, т. е. в противоположном финским племенам направлении, в пределы нынешнего Северо-Запада продвигаются балтийские племена, предки нынешних латышей и литовцев [4; 18]. Этногенез балтийских племён не совсем понятен. Так, считается, что литовский язык наиболее близок к индоевропейскому праязыку (санскриту) из всех современных индоевропейских языков. Объяснить эту языковую близость очень сложно, практически невозможно. Основным путём для проникновения балтийских племён становится р. Западная Двина, из бассейна которой эти племена переходили в бассейн р. Великая и далее на север, а также в бассейн Невы по р. Ловать и оз. Ильмень. Если предположения о направлениях движения финских племён и балтийских племён верны, то они неизбежно должны были столкнуться, двигаясь по одним и тем же речным путям во встречных направлениях.

Ориентировочно в У1—УИ вв. по тем же путям, по которым шли балтийские племена, в пределы современного Северо-Запада начинают проникать славяне. Вопрос о прародине славян не нашёл пока что своего ответа [17]. Но в это время славяне покоряют практически всю Восточную Европу от Балтийского моря до Средиземного. Продвигаясь на запад, славянские племена теснят германские племена почти до Рейна. Часть германских племён уходит на север, в Скандинавию. Славяне завоевывают территории современных Чехии и Словакии, уничтожая или вытесняя ранее проживавшее здесь германское население, в свою очередь уничтожившее кельтское

[12]. По Дунаю славяне проникают на Балканский полуостров, достигнув территории нынешней Греции, частично истребив, частично ассимилировав иллирийские и фракийские племена. Славяне теснили германские и романские племена и народы с востока; с запада примерно в это же время в пределы бывшего романского мира вторгаются арабы. Романо-германская Европа в буквальном смысле оказывается «между молотом и наковальней».

Можно предположить, что движение славянских племён на восток, в направлении нынешней России, имело второстепенный по сравнению с западным и южным направлениями характер. Продвижение славянских племён в пределы нынешнего Северо-Запада скорее всего шло через территорию современной Белоруссии. Славяне в нынешние российские пределы шли с запада, вероятнее всего по рекам, а территория Белоруссии для этого чрезвычайно удобна. Через неё проходит, во-первых, водораздел между бассейнами Балтийского и Чёрного морей, и во-вторых, водоразделы крупных рек, относящихся к каждому из этих бассейнов. По всей видимости, из бассейна Вислы славяне переходили в бассейн Днепра, расходясь по Днепру в двух направлениях — на юг, в сторону будущего Киева, и на север, в направлении тогда ещё не существовавших Великого Новгорода и Пскова через верховья Днепра и Западной Двины [14 ]. Скорее всего, первым путём, который был освоен славянами в пределах Северо-Запада, был путь по р. Великая, соответственно Великорецкая низменность может считаться первым ареалом славянского расселения в этих землях. Вслед за этим, преодолев водораздел Западной Двины и Ловати, славянские племена стали продвигаться на север, в направлении оз. Ильмень и далее по р. Волхов до Ладожского озера.

Навстречу славянам со стороны Балтийского моря двигались норманны, гер-маноязычные племена Скандинавии. Считается, что норманнами был основан первый город в пределах Северо-Запада — Ладога (нынешнее село Старая Ладога)

[13]. Как взаимодействовали между собой финские, балтийские, славянские и германские племена в пределах нынешнего Северо-Запада, достоверно и всеобъемлюще установить очень сложно, хотя попытки сделать это предпринимались неоднократно (см., например [25]).

Но то, что в результате их деятельности сформировалась система путей сообщения региона, сохранявшаяся в основе своей неизменной на протяжении примерно тысячи лет (до XVIII—XIX вв. от Р. Х.), не подлежит сомнению. Основу этой сети составляли реки. «Главной дорогой» Северо-Запада становится р. Волхов, соединяющая оз. Ильмень с Ладожским озером. Значение этой реки было столь велико, что большая часть обоих её берегов от истока до устья была занята различными поселениями. Несколько меньшее значение имел путь по р. Великая, на которой также возникают многочисленные поселения.

Путь от устья Волхова продолжался через Ладожское озеро на запад, в сторону Балтийского моря по р. Нева, и на восток по р. Свирь [23]. От Онежского озера, в которое впадает Свирь, путь продолжался на юг по р. Вытегра, продолжаясь далее в бассейн Волги. От Ильменя на юг путь уходил по р. Ловать к водоразделу Невы и Западной Двины [24]. Вполне логичным центром всей этой системы речных коммуникаций становится Великий Новгород, расположенный при истоке Волхова у оз. Ильмень, и возникший, очевидно, намного раньше года своего официального основания (859 г.). Но все эти пути первоначально, по всей видимости, использовались только для расселения разных по происхождению племён, шедших с востока, запада и севера.

Можно предположить, что торговое освоение этих путей шло уже после того, как берега рек и озёр были более или менее заселены. По Неве, Ладожскому озеру, Волхову, оз. Ильмень и Ловати к водоразделу Невского и Западно-Двинского бассейнов шёл путь «из варяг в греки», продолжавшийся далее вверх по Западной Двине, оттуда в бассейн Днепра и к Чёрному морю. О времени возникновения этого пути существуют разные мнения. Например, Г. С. Лебедев утверждает, что этот путь возник не ранее рубежа УШ—ГХ вв., но и не позднее первой трети IX в. [15]. А. С. Щавелев и А. А. Фетисов полагают, что этот путь возник в середине X в. от Р. Х. [36]. А. Г. Риер со ссылкой на А. М. Приходнюка утверждает, что к середине X в. отмечается устойчивое функционирование «пути из варяг в греки» [28, с. 20.]

На восток от Ладожского озера по р. Свирь, Онежскому озеру, р. Вытегра, р. Ков-жа, Белому озеру, р. Шексна и далее по Волге проходил т. н. «Балтийско-Каспийский водный путь». Эти пути обозначили своего рода «контуры» нынешнего Северо-Запада, в значительной мере сохраняющиеся до настоящего времени.

Можно утверждать, что при своём возникновении эта система включала в свой состав всю территорию между Западной и Северной Двиной при южной границе, соединявшей их истоки и проходившей тем самым по «Великому водоразделу» Восточно-Европейской равнины — Валдайской возвышенности, с северного склона которой реки текут на север, в сторону Балтийского и Белого морей, а с южного — на юг, впадая в Чёрное и Каспийское моря.

Следует отметить, что если существование Балтийско-Каспийского пути сомнению не подвергается, то реальность Балтийско-Черноморского пути («из варяг в греки») многими учёными оспаривается. Аргументация противников существования этого пути весьма интересна и местами даже убедительна. В качестве примера можно привести мнение С. В. Бернштейна-Когана, высказанное им в середине XX в. [1]. Близкой или аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые современные исследователи.

Но если этого пути не существовало, или он использовался эпизодически, то для чего новгородские князья завоевали Киев и самое главное — как они туда попали? В пользу мнения о существовании пути «из варяг в греки» говорит и сходство планировочной структуры городов, на нём расположенных. Д. М. Котышев утверждает, что «топография древнейшего Киева, какой она предстает по результатам современных исследований (открытое поселение вблизи гавани и расположенное рядом с ним городище), оказывается схожей с топографией Ладоги, Рюрикова городища и Гнездова» [11, с. 21].

Иногда встречаются утверждения, что для пути между Балтийским и Чёрным морями проще было не идти морем до устья Невы и далее в Ладожское озеро, а через

Рижский залив и Западную Двину дойти до двинско-днепровского водораздела, что резко сокращает путь. Это действительно так, но кроме природных условий, есть ещё военные и политические. Путь по Западной Двине контролировался балтийскими племенами, а в каких отношениях они были со славянами и варягами, достоверно никто не знает. Но вероятнее всего, во враждебных, поскольку именно для борьбы с балтийскими племенами русские князья в конце XII в. приглашают на Западную Двину немецких рыцарей.

Противниками существования пути «из варяг в греки» утверждается также, что перемещение между речными системами Ловати, Западной Двины и Днепра в настоящее время очень сложно. Но следует иметь в виду, что гидрография равнинных водораздельных территорий, где любые водные потоки, как правило, текут в слабо выработанных долинах, обычно сильно меандрируя и меняя русло в силу самых разных причин, может значительно меняться на протяжении не то что тысяч, но даже и десятков лет. Озёра становятся болотами, реки — ручьями, ручьи просто исчезают. Если на этих территориях проводятся мелиоративные работы, то их гидрография может меняться существенным образом. Водно-волоковые пути многовековой давности вообще имеют свойство не оставлять никаких следов. Так, уже в начале XIX в. не удалось обнаружить вообще ничего из новгородских волоков на полуострове Ямал, хотя их использование абсолютно достоверно прослеживается до первых десятилетий XVII в. [19].

Реальность Балтийско-Черноморского пути и возможность пройти его за одну навигацию подтверждается экспедиционными исследованиями [15], а также использованием участков «пути из варяг в греки», в т. ч. водораздельных, в целях водного туризма [27].

Абсолютно точные ответы на вопросы о том, когда возник «путь из варяг в греки» и существовал ли он вообще, можно получить лишь с помощью машины времени, когда и если она будет изобретена. Но так или иначе, в X в. процессы самоорганизации пространства постепенно усиливаются, появляется некая его структурированность, и завершением этапа формирования системы путей сообщения на Северо-Западе можно считать окончательное установление доминирования Великого Новгорода, проявляющееся в создании здесь первого в пределах нынешней России славянского государства (862 г.), в становлении которого участвовали, естественно, и представители всех других племенных групп, живших на этой территории. Правда, здесь следует согласиться со мнением А. А. Селина, который призывает относиться к 862 г. как к символичной дате [31].

То, что государство было преимущественно славянским, подтверждается решающим господством в его пределах древнерусского языка. По всей видимости, это связано с тем, что славянские поселения были наиболее мощными и широко распространёнными на реках и озёрах Северо-Запада. Если бы это было не так, что государство здесь, скорее всего, всё равно бы возникло, но совершенно другое по своей этнической принадлежности.

Но вряд ли есть основания говорить о том, что это государство представляло собой единый территориальный массив. Оно не имело государственной территории в том смысле, в котором мы это понимаем сейчас. Оно представляло собой сочетание укреплений и торговых поселений в узловых пунктах речных путей, проходивших по главным реками региона. Территории, находившиеся между этими укреплениями

и торговыми поселениями, даже примыкавшие к этим путям, постоянного населения не имели и в состав государства вряд ли входили. Те же земли, которые находились на отдалении от главных рек, никаких коммуникаций не имели и никаким государственным образованиям в то время не принадлежали.

Киевско-Новгородский этап

В 882 г. новгородский князь Олег завоёвывает ключевые пункты водного пути между Балтийским и Чёрным морями, пути «из варяг в греки» — Смоленск и Киев. Оба города находятся на Днепре. После этого формируется «ось освоения» Восточной Европы, проходившая по рекам и озёрам Восточно-Европейской равнины через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ильмень, Ловать, далее по рекам и озёрам водораздела Невы и Западной Двины на Западную Двину, по ней к водоразделу Западной Двины и Днепра и далее на Днепр. Вокруг это оси и продолжается формирование нового, Киевско-Новгородского государства.

При Олеге и его преемниках (Игоре, Ольге, Святославе) активно осваиваются второстепенные реки, а территории, примыкающие к ним, закрепляются за Киев-ско-Новгородским государством. Подтверждением этому можно считать летописные сведения о том, что в 6455 г. от сотворения мира (947 от Р. Х.) княгиня Ольга ставила погосты (места для сбора дани) по рекам Мста и Луга [10]. Мста впадает в озеро Ильмень с востока, по ней проходил один из путей между бассейнами Невы и Волги. Истоки Луги находятся к северо-западу от Великого Новгорода, сама же река впадает в Финский залив с юга. Соответственно Мста вела на восток от пути «из варяг в греки», Луга — на запад. Вполне возможно, что такие же погосты ставились н на других реках Северо-Запада, но никаких сведений об этом не сохранилось. Однако «закрепление» Луги и Мсты за Киевско-Новгородским государством уже означало, во-первых, резкое расширение его пределов, и во-вторых, формирование новых широтных путей освоения территории нынешнего северо-запада нынешней России.

С 988 г. речные пути Северо-Запада становятся путями христианизации страны [26]. Крещение Руси произошло в Киеве, и вскоре после этого христианским становится Великий Новгород с примыкающими к нему территориями. По всей видимости, принятие христианства и его продвижение в северных землях Киевского государства было относительно мирным. В крупных городах ставились соборы, которые до сих пор весьма впечатляют. Символом продвижения христианства вдоль пути «из варяг в греки» становятся три Софийских собора — в Киеве (1037 г.) на Днепре, в Полоцке (середина XI в.) на Западной Двине и в Великом Новгороде (1050 г.). Строились также церкви в других поселениях; церковь становится обязательным элементом застройки погостов, являвшихся местами торга и сбора дани.

Однако уже в первой половине XI в. начинается упадок пути «из варяг в греки». Это было связано не с природными, как часто утверждается, а с экономическими и политическими причинами. Самая главная из этих причин — для зарубежной Европы исчезает надобность в обходных путях для сообщения между севером и югом этой части света, а путь «из варяг в греки» был именно обходным путём [25]. Прямое сообщение стало возможным после того, как большая часть Западной Европы от Балтийского моря до Средиземного была объединена в пределах нового государства, названного «Римской империей», а впоследствии именовавшегося «Священной Римской империей» и «Священной Римской империей германской нации».

Возникновение новой «Римской империи» было провозглашено в Риме в 962 г. Новое государство включает в свой состав нынешнюю Северную и Центральную Италию с Римом (обладание им давало германским правителям империи собственно и именоваться «римскими императорами»), Альпы, а также большую часть нынешней Германии, Нидерландов и Бельгии [37]. С возникновением этого государства резко сокращается количество междоусобных войн, потрясавших варварские государства Европы с У до X вв. от Р. Х. (т. н. «Тёмные века»).

Появляется возможность более или менее свободного и относительно безопасного перемещения между Северным и Средиземным морями напрямую, через Рейн и Рону. Кроме этого, новое государство, объединившее большую часть германского и значительную часть романского мира, разворачивает свои силы против славян. С этого времени начинается вытеснение славян с территории нынешней Германии, западная граница славянского мира здесь смещается с водораздела Рейна и Эльбы на водораздел Одры (Одера) и Вислы. Значительная часть географических названий на востоке Германии имеет славянское происхождение (например, названия городов Берлин, Лейпциг и Дрезден), но от когда-то многочисленного славянского населения здесь остались лишь т. н. «лужицкие сорбы», проживающие между Дрезденом и нынешней границей с Польшей. Нарастание германской угрозы приводит к тому, что западные славяне, жившие в бассейне Вислы, объединяются и образуют Польское государство (966 г.), последнее по времени возникновения из славянских государств, которое также становится соперником Киевско-Новгородской Руси.

Священная Римская империя побеждает не только славян. С утверждением её власти на берегах Балтийского моря резко идёт на спад могущество норманнов, или викингов, бывших до этого грозой всей германо-романской Европы. Переоценивать влияние норманнов на возникновение и развитие первого русского государства не надо, но и недооценивать его вряд ли стоит. Норманнская экспансия разворачивается от Балтийского и Северного морей в сторону Атлантического океана (Исландия, Гренландия) и Средиземноморья (Сицилия и Южная Италия), а затем сходит на нет. Северная оконечность пути «из варяг в греки» перестаёт существовать.

Византия к XI в. в результате борьбы с арабами и армянами потеряла все свои владения за пределами Малой Азии. Константинополь продолжал оставаться крупным торговым центром, но лишь в торговле между Причерноморьем и Средиземноморьем. Поставлять в Северную Европу ему было уже нечего. Таким образом, южная оконечность «пути из варяг в греки» также теряет своё значения, и сам этот путь постепенно исчезает.

Наиболее известным правителем Киевско-Новгородского государства в XI в. является Ярослав Мудрый, при котором было основано множество новых городов. Самые известные из них — Тарту [30], первое название которого — Юрьев (1030 г.) и Ярославль, первый русский город на Волге. Юрьев обеспечивал контроль над широтным речным путём между Псковско-Чудским озером и Рижским заливом, Ярославль обеспечивал выход в Верхневолжье. Киевские князья, правившие до Ярослава Мудрого, основное внимание уделяли продвижению своих владений в южном направлении, к Чёрному морю и Царьграду (Константинополю). При Ярославле начинается разворот экономических интересов Киевско-Новгородского государства на север, в сторону Балтийского моря и морей бассейна Северного Ледовитого океана, свидетельством чему и можно считать основание этих городов.

Но прекращение движения как по пути между Балтийским и Каспийским морями, так и между Балтийским и Чёрным, приводит к краху первого русского государства, Киевско-Новгородской (или Киевской) Руси. «Ось освоения» Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр, проходившая примерно по 30° в. д. (долгота устья Невы, где сейчас находится С.-Петербург, и Киев), исчезает, и сообщение в этом направлении прекращается на очень долгое время. Лишь в начале XX в. была построена Витебская железная дорога, соединившая С.-Петербург с Киевом и побережьем Чёрного моря.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начинается распад Киевско-Новго-родского государства, продолжавшийся примерно столетие (до середины XII в.). Самой крупной частью этого государства, вышедшей из под власти Киева, была Новгородская земля. Официальным годом начала новгородской независимости считается 1136 г., когда Великий Новгород по форме правления становится феодальной республикой [35]. Это была одна из десятков феодальных республик средневековой Европы, правда, самой крупной по площади. Но участь всех таких республик была одинаково печальной — они либо перерождались в деспотии, либо были завоёваны более сильными соседями.

В Новгородском государстве начинается формирование собственной системы транспортных коммуникаций, в состав которой включаются участки бывших как Балтийско-Каспийского, так и Балтийско-Черноморского пути, при этом основное значение имел Балтийско-Черноморский путь. Река Ловать, по которой шёл путь к Киеву и в другие западно-русские земли, в значительной мере теряет своё торговое значение. Торговое значение реки Великой резко сокращается. Водораздел рек Великая и Ловать, с одной стороны, и Западной Двины с другой стороны, становится границей государств, образовавшихся на руинах Киевской Руси, и рубежом формирования двух близкородственных, но всё же разных народов — русских (великороссов) и белорусов. Города, основанные в верхнем течении Великой (Опочка) и Ловати (Луки-на-Ловати, нынешние Великие Луки) соответственно псковичами и новгородцами, имели главным образом военные, а не торговые функции.

«Главной дорогой» Новгородского государства становится р. Волхов. От устья Волхова торговые пути расходились через Ладожское озеро на запад, по Неве в Балтийское море, и на восток, по Свири в Онежское озеро.

Путь по Балтийскому морю продолжался на запад, где главным внешним партнёром Великого Новгорода становится остров Готланд, до конца XIV в. бывший центром всей балтийской торговли [38]. С упадком Готланда его значение в новгородской торговле переходит к Ганзе, торговому союзу северо-германских городов во главе с городом Любек [22].

Вся морская торговля осуществлялась иностранными судами. Новгородское государство не имело ни морского флота, как торгового, так и военного, ни морских портов на Балтийском море. Отсутствие флота и портов можно полагать одним из подтверждений того, что варяги, летописные основатели Русского государства, не были викингами. Викинги были мореплавателями, доходившими до Гренландии, Северной Америки и Средиземноморья. Для потомков викингов — жителей Скандинавских стран — мореходство и морское рыболовство на протяжении столетий были и остаются одними из основных занятий. Поверить в то, что потомки тех же викингов, жившие на востоке Балтийского моря (новгородцы и псковичи в период

Средневековья) утратили всякие способности к мореплаванию, вряд ли возможно. При этом жители Новгородского государства, осевшие на берегах Белого моря, известные как «поморы», освоили навыки мореплавания очень хорошо.

Путь на восток от Ладожского озера шёл по реке Свирь до Онежского озера и далее продолжался в двух направлениях, на север и на юг. На север этот путь пересекал водораздел Балтийского и Белого моря, проходящий в непосредственной близости от побережья Онежского озера, и далее по рекам и озёрам системы Выг продолжался до Белого моря. От устья Выга этот путь вновь расходился, одна его ветвь вела на запад, другая на восток. Западная ветвь шла через Белое море и Кандалакшский залив до устья реки Нива, далее по этой реке до озера Имандра, далее через водораздел в бассейн реки Кола, впадающей в Кольский залив Баренцева моря. Восточная ветвь шла вдоль побережья Белого моря к устью Северной Двины.

Путь на юг от Онежского озера продолжался по реке Вытегра, далее через водораздел на реку Ковжа, в Белое озеро, из него по Шексне до Словенского волока (водораздела бассейна Волги и Северной Двины), по нему на реку Сухону и далее на Северную Двину до её устья.

Узлом системы водных коммуникаций Новгородского государства становится Заонежье [32] — полуостров, вдающийся с севера в Онежское озеро.

Большое значение имел также путь от Великого Новгорода на юго-восток по реке Мсте. По этой реке доходили до её верховий, далее переходили на р. Тверца, приток Волги, с Волги на р. Шоша, далее на р. Лама, через Ламский волок в реку Во-лошню, которая впадает в р. Руза, в свою очередь впадающую в Москву-реку, являющуюся притоком Оки. Существовало также ещё одно направление этого пути — от р. Ильмень по р. Пола, далее через волок в озеро Шлино и к реке Шлине, впадающей в реку Цну [9].

Этот путь использовался по крайней мере с IX в. К 1135 г. относится первое упоминание новгородского укрепления Волок Ламский (нынешний г. Волоколамск Московской области), контролировавшего переход между бассейнами Волги и Оки [3]. Волок Ламский первоначально был новгородским владением, хотя и отделённым от основного массива земель «вечевой республики», но к концу XIV в. он окончательно переходит во владение Москвы. На этом же пути, через Мсту и Тверцу, в конце XII — начале XIII вв. возникает город Тверь, но как обстоятельства его основания, так и год достоверно неизвестны [34].

Освоение пути через Волок Ламский означало начало «заполнения пространства» Северо-Запада. Как уже говорилось выше, Балтийско-Каспийский и Балтийско-Черноморский пути «оконтурили» внешние пределы региона, внутренние же его территории начали осваиваться в экономическом отношении в X в. от Р. Х., когда княгиня Ольга ставила погосты по Луге и Мсте. Как можно предположить, с X по XII вв. процесс такого освоения продолжился, и к XII в. сформировались водные пути, расходившиеся от Великого Новгорода на юго-восток (уже упомянутый путь через Волок Ламский) и на северо-запад по р. Луга. Соответственно на север от Великого Новгорода отходил путь по р. Волхов, на юг — по оз. Ильмень и р. Ловать, на запад — через оз. Ильмень и р. Шелонь. Такое транспортно-географическое положение было в то время чрезвычайно выгодным и способствовало укреплению Новгородского государства.

Но важно осознавать, что в более поздние времена параллельно всем этим путям прошли гужевые, а затем железные и автомобильные дороги. Таким образом, основы нынешней транспортной сети Северо-Запада были определены примерно восемьсот лет назад. Значение одних путей возрастало (путь по Мсте и Тверце со временем «трансформировался» в одну из коммуникационных осей России С.-Петербург — Москва), других сокращалось (путь вдоль Ловати от Ильменя к Великим Лукам сейчас является дорогой местного значения), формировались новые пути и направления сообщений но в целом основа «рисунка» транспортных коммуникаций Северо-Запада закладывается ещё в XГI—XШ вв.

Новгородское государство меняет направление транспортных связей с меридионального, характерного для Киевского государства, на широтное. Транзитная торговля через его земли прекращается, и Великий Новгород вывозит за пределы государства главным образом пушнину [39]. Зарубежная Европа очень нуждалась в мехах, поскольку другой тёплой одежды в то время по сути не существовало. Основным сырьём для изготовления тканей был лён, а льняная одежда для холодного времени года не очень пригодна. Шерстяные ткани были очень дороги и доступны только состоятельным слоям населения.

Меха же, напротив, очень дёшевы, поскольку разнообразного пушного зверя, от зайцев и белок до соболей и горностаев, в новгородских владениях было много. Погоней за «мягкой рухлядью» и объясняется движение новгородской власти на восток. Пушнина из Новгородской земли через посредничество немецких купцов доставлялась в главные торговые города тогдашней Европы, Брюгге, Венецию и Лондон, откуда расходилась дальше. Кроме мехов, через Великий Новгород вывозился также воск, использовавшийся для изготовления свечей.

Движение по широтным водным путям, ведущим в восточные владения «вечевой республики» (Двинскую землю, Вятскую землю, Подкаменную и Закаменную Югру), было очень интенсивным. Вдоль всех этих путей оседало преимущественно славянское население, финно-угорские народы либо ассимилировались, либо оттеснялись на второстепенные реки и водоразделы, через которые не проходили волоки. Кроме этого, финноязычные племена сохраняются на побережье Финского залива, поскольку новгородцы, как уже говорилось выше, не стремились к побережью Балтийского моря. Таким образом, преимущественно славянское население концентрируется вдоль главных рек и волоков, финно-угорское — в стороне от них.

В пределах нынешнего Северо-Запада формируются собственные диалекты русского языка, которые в XПI—XIV вв. делятся на две основные группы — новгородскую и псковскую. Новгородские диалекты ещё во времена В. И. Даля (первая половина XIX в.) были сходны по произношению с малороссийским наречием, т. е. украинским языком.

Если на западе региона прекращение торговых связей по пути «из варяг в греки» привело к резкому усилению культурного, а затем и этнического разобщения, то на востоке ситуация была совершенно иной — система речных коммуникаций от Балтийского до Белого и Баренцева морей способствовала не только резкому расширению зоны славянского расселения на Северо-Западе, но и его формированию в качестве единой этнической общности.

Однако в XIII в. ситуация на западных границах Новгородской Руси начинает меняться. Священная Римская империя германской нации в это время возобновляет

своё движение на восток. В XIX в. появляется обозначающий это движение и приобретший впоследствии широкую известность лозунг «Дранг нах остен» («Марш на восток»), но в то время он не использовался. «Золотой век славянства» остался далеко позади, и славянские земли одна за другой оказывались подчинёнными другим государствам. Самое западное из славянских государств, Чехия, было защищено от прямой германской экспансии горными системам, но оно присоединяется к Священной Римской империи добровольно, получив статус королевства в её составе (1212 г.). Польские, прибалтийские, западно-русские земли не защищены от германских владений никакими природными рубежами — это одна сплошная равнина, расширяющаяся в направлении с запада на восток.

На севере Центральной и Восточной Европы немцы очень быстро продвигаются на восток, как по суше, так и по морю. Они используют для укрепления своей власти как борьбу славянских государств и владетелей между собой, так и борьбу славян с балтийскими племенами. В 1201 г. в устье Западной Двины было основано немецкое укрепление Рига, ставшее основой для продвижения германской власти в Прибалтике. В 1223 г. немецкие рыцари завоёвывают Юрьев и переименовывают его в Дерпт. Тем самым перекрывается путь из Псковско-Чудского озера в Рижский залив. В том же 1223 г. датчане основывают Ревель и Нарву (впрочем, год основания последней достоверно неизвестен, разные источники определяют его от 1187 до 1256 г.). С основанием крепости Нарва был перекрыт путь из Псковско-Чудского озера в Финский залив. Затем немцы пытаются ещё дальше продвинуться на восток, заняв Изборск, Псков и часть новгородских владений по рр. Луга и Плюсса, но в 1242 г. они были оттеснены к западу от Пскова.

К концу XIII — началу XIV вв. в целом формируется граница между Новгородским государством, с одной стороны, датскими и немецкими владениями — с другой. Эта граница прошла по р. Нарова (Нарва), Псковско-Чудскому озеру и далее к югу в основном близко к западному водоразделу бассейна р. Великая. Эта граница в целом сохраняется на протяжении всех последующих столетий, в настоящее время там же проходит государственная граница Российской Федерации с Эстонией и Латвией.

В начале XIV в. к северу от Финского залива начинается продвижение шведов. В 1280 г. при устье реки Аура шведами был построен замок Або, послуживший основой для современного города Турку (шведское его название осталось прежним — Або), а в 1293 г. был основан замок Выборг. С основанием Або и Выборга под контроль Швеции перешла большая часть северного побережья Финского залива. В 1300 г. шведы пытаются закрепить за собой остаток этого побережья, основав крепость Ландскрона в устье Невы.

Но в 1301 г. новгородцы уничтожают Ландскрону, а в 1323 г. в новгородской крепости Орешек при истоке Невы был подписан договор между Новгородским государством и Швецией, впервые установивший государственную границу к северу от Финского залива. По этому договору границей признавалась река Сестра от её устья до истока, далее от истока Сестры до озера Сайма и от Саймы к северной оконечности Ботнического залива. В договоре очень подробно расписывается прохождение южного участка границы на Карельском перешейке и схематично — северного, который в то время не представлял особого интереса. В договоре 1326 г. с Норвегией прохождение линии границы вообще не устанавливается, только говорится о её существовании.

Таким образом, борьба за выход в Балтийское море, началом которой можно считать основанием немцами Риги в 1201 г., заканчивается в 1323 г. с подписанием Ореховецкого мирного договора. Длившаяся более века борьба закончилась оттеснением новгородцев от значительной части балтийского побережья, но ключевой его участок — побережье, примыкающее к устью Невы, и само устье Невы остались владениями Великого Новгорода. Соответственно система транспортных коммуникаций «вечевой республики» в своей западной части существенных изменений не претерпела. Потери Псковской земли были намного более существенными. Водные пути, соединявшие бассейн Великой с Балтийским морем, были перекрыты ливонскими крепостями — Дерптом и Нарвой, сама же Псковская земля оказалась в постоянном, невзирая на многочисленные мирные договоры, состоянии войны со своими западными соседями.

Великий Новгород в этой войне практически не участвовал, в сущности предоставив Псков его собственной участи. Это можно считать одной из причин официального отделения Псковской земли от Новгородского государства, произошедшего в 1348 г. Псков начинает формировать собственную систему коммуникаций, опиравшуюся на реки бассейна Великой и оставшуюся в псковских пределах часть побережья Псковско-Чудского озера (от устья Великой до Гдова). Одновременно с этим начинается создание системы псковских крепостей на границе с новгородским государством на восточном водоразделе бассейна Великой. С новгородской стороны аналогичной системы укреплений не создавалось.

Следует отметить, что на протяжении всей истории новгородской независимости Великий Новгород не основал ни одного нового торгового города, а крепости строил только в случае крайне необходимости. Это можно связать с тем, что Новгородское государство боялось возможной конкуренции Великому Новгороду, которая могла завершиться распадом новгородских владений. В конце новгородской истории отсутствие других, кроме Великого Новгорода, значимых политических и экономических центров способствовало краху Новгородского государства.

«Главной улицей» Новгородского государства по-прежнему оставался Волхов, а главным торговым путём «вечевой республики» — широтный водный путь от устья Невы до устья Северной Двины через Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро, волок между рр. Вытегра и Ковжа, Белое озеро, р. Шексна до Словенского волока и далее на р. Сухона и в бассейн Северной Двины. От этого пути отходили многочисленные более мелкие пути, связывавшие Великий Новгород с «низовыми землями» (прочими государствами, образовавшимися на месте Киевской Руси). Эти пути пересекали водораздел Невы и Волги, продолжаясь далее на юг по рекам Волжского бассейна. Параллельно этим путями создавались дороги, использовавшиеся главным образом зимой. Особое значение имели пути, соединявшие Великий Новгород с Вла-димирско-Суздальской землёй, а затем Московским государством.

Система путей сообщения Новгородской земли во время новгородской независимости имела чётко выраженный моноцентрический характер. Все речные пути и дороги «вечевой республики» вели к Великому Новгороду. Остальные города в пределах нынешнего Северо-Запада России занимали второ- и третьестепенные по отношению к Великому Новгороду позиции.

Во второй половине XIV в. отношения между Новгородским государством и Московским княжеством начинают обостряться. Одновременно с этим осложняет-

ся внутриполитическое положение Великого Новгорода — «народоправство» превращается в фактическую власть боярской верхушки, интересы которой коренным образом расходились с интересами остального населения государства [33]. Система правления Новгородской землёй приобретает явно выраженный олигархический характер, при этом олигархи (бояре) были разделены на отдельные группировки, боровшиеся друг с другом.

Московские князья начинают бороться с «вечевой республикой» за земли, находящиеся в бассейне Северной Двины, из которых шёл основной поток мехов. В это время резко активизируются действия ушкуйников — новгородских «искателей удачи», промышлявших грабежами и разбоем как в «низовых» русских княжествах, так и в землях Золотой Орды. Главным путём движения ушкуйников был главный новгородский путь от Невы на Волгу и Северную Двину. Основной проблемой этого пути для Великого Новгорода было то, что ключевые его участки (Белое озеро, Шексна, верховая часть Северо-Двинского бассейн, соединение Сухоны с р. Юг и Вычегдой) находились вне новгородских пределов. Пока Великий Новгород был в полной силе, проход через эти территории для новгородских судов был свободным. Но по мере ослабления могущества Новгородского государства использование этих участков для него всё более осложнялось.

Уже в 1332 г. Волок Ламский, бывший до этого в совместном владении Великого Новгорода и Московского княжества, полностью переходит под власть московских князей [8]. В 1397 г. на Словенском волоке, соединявшим бассейны Волги и Северной Двины, московские князья ставят Кирилло-Белозерский монастырь [2]. Как и большинство средневековых монастырей Европы, Кирилло-Белозерский монастырь, построенный на оживлённом торговом пути, своей главной задачей имел контроль над этим путём, духовные его функции были на начальном этапе существования второстепенны. Неподалёку от Кирилло-Белоозерского монастыря создаётся Ферапонтов монастырь (1398 г.), контролировавший переход от Словенского волока в бассейн р. Онега.

Для защиты главного узла своих коммуникаций, Онежского озера, новгородцы основывают в 1391 г. Палеостровский монастырь в Заонежье. Новгородские пути в Белом море должен был защитить Соловецкий монастырь, возникновение которого относится к 1429 г. Новгородские пути в Ладожском озере защищал Валаамский монастырь на одноимённом острове, основанный на рубеже 80-х — 90-х гг. XIV в. В устье Северной Двины новгородцами был построен Михайло-Архангельский монастырь, годом основания которого считается 1388 г. [16].

Великий Новгород к XV в. уже утратил значительную часть своего былого могущества, поэтому удержать все свои обширные владения не мог. С укреплением Московского государства и его владений новгородцам пришлось искать новые пути в Двинскую землю, и таким путём становится путь на восток от Онежского озера по р. Водла, на котором в качестве опорного пункта новгородцев возникает нынешний город Пудож. Путь по Водле продолжался до Водлозера, далее переходил в бассейн р. Онега, в бассейне последней главным опорным пунктом новгородцев становится Каргополь.

Ослаблением Новгородского государства пользовались не только московские князья, но и шведские короли. В XV в. Швеция начинает менять границу на Карельском перешейке в свою пользу, нарушая тем самым Ореховецкий мирный договор

1323 г. Одним из проявлений этих изменений стало строительство шведами в новгородской части перешейка укрепления, названного Нейшлот (современный город Савонлинна в Финляндии).

Московское княжество в первой половине XV в. погружается в междоусобные войны князей «гнезда Калиты». Основными противниками в этой войне являлись Василий Тёмный и Дмитрий Шемяка. По мнению А. А. Зимина, «в годы Шемякиной смуты победили несчастные, задавленные нуждой мужики и хищные грабители ... Словно свора голодных псов с крепкими зубами, они терзали цветущие земли Руси. Разве что стоны по убитым заглушались скорбными звуками поминального звона колоколов» [7, с. 208]. Победив в междоусобице, но сильно истощив при этом московскую казну, «хищные грабители» обращают свой взор на Великий Новгород.

После похода Василия Тёмного на Великий Новгород в 1456 г. был подписан Яжелбицкий договор, значительно ограничивший власть новгородского боярства и усиливший влияние Москвы на Новгородское государство. В 1471 г. после второй войны Московского княжества против Великого Новгорода был подписан Коростын-ский договор, по которому «вольность» Новгородского государства была ещё более ограничена.

В январе 1478 г. итогом последнего похода Ивана III на Великий Новгород становится то, что город со всеми своими владениями окончательно присоединяется к Московскому великому княжеству. Во всех войнах Москвы и Великого Новгорода московские войска продвигались по дорогам, соединявшим эти два города, и проходившей параллельно долине реки Мсты. После присоединения Великого Новгорода к Москве эта дорога становится одной из главных дорог Московского государства. В 1510 г. к московским владениям присоединяется и Псковская земля. С включением Псковской земли в состав московских владений весь нынешний Северо-Запад России оказывается под властью Москвы, но в тех границах, которые были определены к северу от Финского залива новгородско-шведскими договорами, а к югу — новгородскими и псковскими договорами с немецкими рыцарями.

Выводы

На протяжении киевско-новгородского времени система путей сообщения Северо-Запада значительно усложнилась в сравнении с догосударственным временем. Если в киевское время основным направлением транспортных связей были меридиональные, то для Новгородского государства главными становятся широтные направления сообщений. Главным узлом системы путей сообщения остаётся устье Невы, и отходящий от него на восток широтный водный путь к Онежскому озеру продолжается на восток по рекам бассейнов Волги, Северной Двины и Онеги к побережью Белого моря. Сокращение значения Балтийско-Черноморского пути частично компенсируется формированием меридионального пути на север от Онежского озера к Белому морю по озерно-речной системе Выг и далее по расходящимся направления на северо-запад и северо-восток. Формируются также пути, сокращающие расстояние от Великого Новгорода и устья Невы в бассейны Волги и Оки — это путь через Сясь и Мологу и путь по Мсте к Тверце и далее по правым притокам Волги и левым притокам Оки. В будущем вдоль этих путей прошли дороги, соединяющие Северо-Запад с центральными и восточными частями Российского государства.

Псковский регионологический журнал № 1 (29)/2017 Литература

1. Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии, сб. 20. М.: Географгиз, 1950. С. 239-270.

2. Варюхичев А. Г. Слово о граде Кириллове. Архангельск: Сев.-Зап. книж. изд-во, 1990. 220 с.

3. Василенко П. В. Расселение древних новгородцев и освоение Севера Восточно-Европейской равнины // Псковский регионологический журнал. 2014. № 18. С. 93-103.

4. Гимбутас М. Балты — люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004. 224 с.

5. Гумилёв Л. Н. По поводу предмета исторической географии // Вестник ЛГУ, 1965 № 18, В. 3. С. 112-120.

6. Жекулин В. С. Историческая география: Предмет и методы. Л.: Наука, 1982. 224 с.

7. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М.: Мысль, 1991. 288 с.

8. Ивченков В. Л. Волок Ламский, XI-XVI вв. М.: Куранты, 2011. 94 с.

9. Исланова И. В. Два участка средневекового водного и сухопутного пути на Волго-Балтийском водоразделе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 1. С. 121-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Королёв А. С. Административно-финансовая реформа княгини Ольги в отечественной историографии // Наука и школа, 2012. № 2. С. 162-166.

11. Котышев Д. М. Ранняя история Киева в контексте истории Восточной Европы VIII-X вв. // Труды Института российской истории РАН, 2014. № 12, с. 21.

12. Краткая история Чехословакии с древнейших времён до наших дней. М.: Наука, 1988. 576 с.

13. Кузьмин С. Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (середина VIII — начало XII века) // Исследования археологических памятников эпохи средневековья. СПб., 2008. С. 69-94.

14. Кулаков И. С., Манаков А. Г. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). М.: ЛА «Варяг», 1994. 316 с.

15. Лебедев Г. С. Итоги и перспективы изучения пути «из варяг в греки» как основы коммуникационной сети Древнерусского государства // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород: Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, 1989. С. 49-53.

16. Лукин Ю. Ф. Основание Михайло-Архангельского монастыря — основание Архангельска // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2008. № 4. С. 38-48.

17. Манаков А. Г. Этногенез славян по данным топонимии (историко-географическое исследование). Псков: Логос, 2007. 254 с.

18. Манаков А. Г., Ветров С. В. Неславянская топонимия северо-западных районов Псковской области // Псковский регионологический журнал, 2008. № 6. С. 153-164.

19. Мартынов В. Л. Каналы Сибири: двести лет изысканий // Гидротехническое строительство, 1997. № 10. С. 42-46.

20. Мартынов В. Л. Пространственная самоорганизация общества: взаимосвязи и взаимодействия. Дисс. ... докт. геогр. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 200 с.

21. Мартынов В. Л., Епихин А. А., Кононова Г. А. Историческая география Северо-Запада (учебное пособие). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 188 с.

22. Назаренко Н. И. Ганза как европейский торговый контрагент Великого Новгорода в XII-XVII вв. (историко-правовое исследование) // Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2015. № 3 (38). С. 27-33.

23. Носов Е. Н. Новгородская земля IX-XI вв. (историко-археологические очерки). Автореф. дисс. . д-ра ист. наук. 07.00.06 археология. СПб.: Институт истории материальной культуры РАН, 1992. 43 с.

24. Озерова Н. А. Река Ловать в системе исторических водных путей Восточно-Европейской равнины // Годичная научная конференция, Институт истории естествознания и техники РАН, 2013. М.: Ле-нанд, 2013. С. 92-96.

25. Паранин В. И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск: Карелия, 1990. 152 с.

26. Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. М.: Форум, 2014. 464 с.

27. Плечко Л. А. Старинные водные пути. М.: Физкультура и спорт, 1985.

28. Риер Я. Г. О начальных этапах формирования древнерусской государственности // Вестник славянских культур, 2016. № 2. с. 13-32.

29. Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 260 с.

30. Салупере М. Тысячелетний Тарту. Город молодости — Тарту: «University of Tartu Press», 2011. 136 с.

31. Селин А. А. «Первые столицы» и Рюрик: «полезное прошлое» и историческая память // Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, 2014. Кингисепп: Ультра Принт. С. 149—160.

32. Спиридонов А. М., Герман К. Э., Мельников И. В. Южное Заонежье в X—XVI вв. (Археология центра Кижского погоста). Петрозаводск: Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи, 2012. 164 с.

33. Флоря Б. Н. Два этапа в развитии государства и общества в Новгородской земле // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2015. № 4. С. 15—20.

34. Штыков Н. В. Тверь и ее городская округа в эпоху средневековья: историографический аспект // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 3-1. С. 194—197.

35. Шумилов И. Г. Великий Новгород: специфика социально-экономического и юридического статуса города — республики // История государства и права, 2012. № 17. С. 20—26.

36. Щавелев А. С., Фетисов А. А. К исторической географии Восточной Европы IX — начала X в.: карта кладов и конфигурация торговых путей // Историческая география, 2014. № 2. С. 7—53.

37. Atlas zur Geschichte. Band I. Gota/Leipzig: VEB Hermann Haack Geographisch-Kartographische Anstalt, 1976.

38. Jackson T. N. Novgorod the Great in Baltic Trade before 1300 // Acta Borealia, 2008. Vol. 25, issue 2. Р. 83-92.

39. Martin J. Treasure of the Land of Darkness. The fur trade and its signifcance for medieval Russia. Cam-brige etc.: Cambrige University Press, 1986, 172 p.

Об авторах

Мартынов Василий Львович — доктор географических наук, профессор кафедры экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, С.-Петербург, Россия.

E-mail: martin-vas@yandex.ru

Сазонова Ирина Евгеньевна — кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, С.-Петербург, Россия.

E-mail: iesazonova@mail.ru

V. Martynov, I. Sazonova

HISTORICAL GEOGRAPHY OF THE NORTH-WEST RUSSIA'S LINES OF COMMUNICATIONS: PRE-STATE AND KIEV-NOVGOROD STAGES (V-VI-XVII CENTURIES AD)

The urgency of this Article is determined by the necessity of understanding the processes of formation of the spatial structure ofsociety in the North - West of Russia during the whole preceding period of development of the region, it is necessary for understanding of the current state and prospects of development of the region. First, the article identifes, describes and analyzes the main ways in which development proceeded and the initial colonization of the region, and formed trade routes. The basic methods of research are comparative analytical and mapping. It is alleged that the Railways system prevailing in the North-West in thepre-stateperiod, had a meridional character, which is generally maintained in the Kiev times. The main transportation was transit. In Novgorod means of communication became mostly of latitudinal and sub-latitudinal direction. Fur was the

main cargo. Novgorod State had struggled with both the Swedes and the Teutonic knights who sought to consolidate the mouth of the rivers fowing into the Baltic Sea and other Russian states. Basic communications of the Novgorod times served as the basis for the formation of the modern means of communication which connect the North-West with the central and eastern regions of the country.

Key words: North-West, pre-state stage, the Kiev-Novgorod stage of the Baltic-Caspian waterway, the Baltic-Black Sea waterway.

About the authors

Prof. Vasilii Martynov, Department of Economic Geography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. E-mail: martin-vas@yandex.ru

Dr Irina Sazonova, Department of Economic Geography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. E-mail: iesazonova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.