Научная статья на тему 'Историческая эволюция системы целевых установок архитектурного формирования производственных зданий (на примере промышленных предприятий центральной России)'

Историческая эволюция системы целевых установок архитектурного формирования производственных зданий (на примере промышленных предприятий центральной России) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
324
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / INDUSTRIAL ARCHITECTURE / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SOCIAL NEEDS / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / INDUSTRIAL IDEOLOGY / TECHNIQUETECHNOLOGICAL DEMANDS / SOCIOPOLITICAL VALUE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Снитко Александр Владимирович

Evolution of object setting system, which have influenced architectural formation of industrial buildings in industrial poque in Central Russia are studied. Chronological appearance of certain typological and architectural-image solutions of industrial buildings caused by the need of an answer for the laid demands at certain levels of the industrial architecture are shown. It was shown that at the beginning of industrial poque for about half a century the satisfaction of exclusively technique-technological demands of both production and construction was the main object of architectural formation of industrial buildings. At the end of the XIX century under the influence of a number of theoretical works and architectural community discussion, the purpose of satisfaction of social needs of working people (in hugiene as well as in healthy industrial environmental conditions) became more prominent. During the first years after the Great October Revolution the object of image-bearing realization of socio-political value and importance of industrial object as prominent propagandistic achievements of young Soviet state appeared in the system of object setting. Still, beginning from the 1930-th, the pathos of industrial construction in the area under study gradually lessens, the building of industrial object using decorative elements of the so called «Stalin Empire style» is practically absent, and beginning from the 1960-th the industrial ideology is changed by scientific-technical ideology, and industrial construction becomes routine and consequently ordinary artistic phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Evolution of Object Setting System of Architectural Formation of Industrial Buildings (Illustrated by Industrial Factories in Central Russia)

Evolution of object setting system, which have influenced architectural formation of industrial buildings in industrial poque in Central Russia are studied. Chronological appearance of certain typological and architectural-image solutions of industrial buildings caused by the need of an answer for the laid demands at certain levels of the industrial architecture are shown. It was shown that at the beginning of industrial poque for about half a century the satisfaction of exclusively technique-technological demands of both production and construction was the main object of architectural formation of industrial buildings. At the end of the XIX century under the influence of a number of theoretical works and architectural community discussion, the purpose of satisfaction of social needs of working people (in hugiene as well as in healthy industrial environmental conditions) became more prominent. During the first years after the Great October Revolution the object of image-bearing realization of socio-political value and importance of industrial object as prominent propagandistic achievements of young Soviet state appeared in the system of object setting. Still, beginning from the 1930-th, the pathos of industrial construction in the area under study gradually lessens, the building of industrial object using decorative elements of the so called «Stalin Empire style» is practically absent, and beginning from the 1960-th the industrial ideology is changed by scientific-technical ideology, and industrial construction becomes routine and consequently ordinary artistic phenomenon.

Текст научной работы на тему «Историческая эволюция системы целевых установок архитектурного формирования производственных зданий (на примере промышленных предприятий центральной России)»

Историческая эволюция системы целевых установок архитектурного формирования производственных зданий (на примере промышленных предприятий Центральной России)

А.В.Снитко

Во второй четверти XIX века в России происходит промышленный переворот, обусловивший переход от мануфактурного к индустриальному производству, что вызвало появление совершенно новых типов производственных зданий. В течение более 100 лет шло эволюционирование их типологии и архитектурно-образных решений под влиянием ряда целевых установок. Наиболее быстро откликающейся на все технологические нововведения отраслью промышленности в то время была текстильная, сохранившая лидерство вплоть до первых пятилеток Советского государства.

В XIX веке архитектурно-строительные решения промышленных зданий текстильной отрасли в России формировались под огромным воздействием текстильных фабрик и оборудования Англии [1]. Тем не менее эволюционирование конструктивной и объемно-планировочной структуры промышленных корпусов в нашей стране естественным образом избежало начальных стадий, характерных для английских предприятий (деревянные колонны, водяные колеса с шафтовой системой и т.п.). Здания сразу же получили ячейково-зальную объемно-планировочную структуру и металло-кирпичную конструктивную систему (правда, поначалу с деревянными перекрытиями), а вследствие использования в качестве источника механической энергии парового двигателя - помещения котельных, передаточных устройств и т.д. Впрочем, общий принцип построения производственных залов был скопирован - внутренний каркас, подогнанный под поставляемое оборудование (зачастую и поставлявшийся вместе с оборудованием). Таким образом, на протяжении второй половины XIX - первой половины XX века планировочная и конструктивная системы производственных зданий находились в тесной связи с технологией производства. На этой основе формировалась и объемная композиция производственных объектов.

Развитие структуры каркаса привело к типизации и стандартизации его объемно-планировочных параметров и конструктивных элементов - кирпичных стен, металлодере-вянных и кирпичных сводчатых перекрытий и т.д., а также к унификации узлов и сопряжений между ними [2]. В основу объемно-планировочного и конструктивного решений все чаще ложится принцип типового проектирования, который в конце индустриальной эпохи (вторая половина ХХ века) достигнет своего апогея.

Однако несмотря на появление с первых лет индустриальной эпохи новых типов производственных зданий, значительно отличавшихся по своей объемно-планировочной

и конструктивной структуре от сельскохозяйственных и производственных построек мануфактурного периода, они не рассматривались как необходимые для типологической реализации потребностей гигиенического и социального характера. Впрочем, такие потребности еще и не были сформулированы ни организаторами производства, ни непосредственно работниками. Производственные корпуса не имели туалетов, раздевалок, не говоря уже о душевых, комнатах отдыха, столовых и т.д. Основным регулирующим началом в области качества производственной среды являлись санитарные нормы, касавшиеся плотности расстановки станков. Однако их стоит расценивать скорее как требования обеспечения нормального технолого-физиологического функционирования трудящихся.

Таким образом, анализ архитектурного формирования производственных зданий в XIX веке показал, что на протяжении более 50 лет принципы их построения обусловливались необходимостью реализации исключительно технико-технологических требований производства и строительства.

В конце XIX - начале XX века с дальнейшим усложнением технологии потребовался рост квалификации трудящихся. При сохранении целей технико-технологического обеспечения производства революционное влияние на развитие типологии производственных объектов уже в первое десятилетие ХХ века стали оказывать социальные аспекты производственной деятельности.

Одной из первых архитектурно-теоретических работ, наиболее точно поставивших вопрос о типологических принципах проектирования промышленных объектов, стала статья У.Морриса «Фабрика, какой она может быть» (1884) [3]. В ней была сделана попытка осмыслить необходимые пути развития промышленной архитектуры с точки зрения создания нормальных условий труда рабочих (экология среды фабричных комплексов, вентиляция, освещение корпусов, культура производства). Дискуссии по такого рода проблемам в начале ХХ века инициировались и российским профессиональным сообществом, которое в профессиональных и общественных диспутах и спорах, особенно после революции 1905 года («Известия общества гражданских инженеров», журналы «Строитель» и «Зодчий»), вырабатывало новые социально-типологические подходы к формированию архитектуры промышленных предприятий [4].

Уже в те предреволюционные годы важным фактором архитектурного формирования лучших производственных зданий стали требования охраны труда и гигиены. Это вы-

разилось как в обеспечении нормальных условий труда в производственных помещениях (устройство вентиляции, освещения), так и в появлении в структуре производственных корпусов ранее не устраивавшихся помещений бытового назначения.

Типовой проект здания казенных винных складов 1898 года (гражданский инженер В.Н. Пясецкий) стал одним из первых, где предусмотрены «раздевальня для рабочих», столовая, теплые «отхожие места для мужчин и женщин» [5] (рис. 1). Проект был реализован в 1901 году в Ярославле (ныне Ярославский ликеро-водочный завод). В 1907 году ярким примером архитектурно-типологической реализации социально-культурных требований в производственных зданиях явился новоткацкий корпус Богородско-Глуховской мануфактуры. Гражданский инженер А.В.Кузнецов при поддержке фабриканта Морозова смог разместить в нем как множество объектов социально-бытового назначения, так и инженерные системы поддержания качественных условий труда на рабочих местах. В специальных блоках были спроектированы гардеробные для переодевания, на крыше предусмотрен зеленый газон для кратковременного отдыха. В прядильном корпусе фабрики Севрюгова под Кинешмой, построенном по проекту того же Кузнецова в том же 1907 году, заметное место занимает бытовой блок с помещениями туалетов, гардеробных, умывальных [1].

Возводившиеся в первые годы советской власти предприятия получили более полный спектр помещений бытового обслуживания - к уже применявшимся добавились душевые, комнаты для кормления детей, столовые, красные уголки, помещения для общественных организаций. Весь этот набор помещений был закреплен нормами проектирования [6].

Итак, в начале ХХ века промышленные объекты обрели полноценную систему социально-бытового обслуживания. Если в дореволюционные годы введение ее объектов было

Рис. 1. Ярославль. Казенные винные склады, гражданский инженер В.Н.Пясецкий, проект 1898 года. План 1-го этажа. Бытовые помещения выделены слабой заливкой

своеобразным «типологическим экспериментом», то с первых советских лет их наличие стало обязательной типологической составляющей.

Вместе с тем с начала ХХ века под влиянием санитарных норм и социально-общественных требований идут поиски архитектурного решения проблем естественной освещенности. Во-первых, путем увеличения оконных проемов вплоть до их трактовки как межкаркасного пространства, а во-вторых, активным внедрением системы верхнего освещения в виде фонарей типа «шед», конической формы и пр. Второе происходит не только в одноэтажных, но и в многоэтажных зданиях, где фонарь верхнего света проектируется на последнем этаже вдоль центрального пролета (ткацкий корпус фабрики Шибаевых в Истомкино, гражданский инженер А.Саламбеков, 1910; ткацкий корпус фабрики Коновалова в Бонячках, архитектор В.В.Адамович, гражданский инженер И.В.Брюханов, 1915) и повышает уровень освещенности цехов, где осуществляются производственные операции, требующие значительного визуального напряжения (заключительные стадии ткачества, прядения).

Параллельно идут поиски совершенствования интерьеров цехов предприятий в направлении создания здоровой воздушной среды.

В Новоткацком корпусе Богородско-Глуховской мануфактуры конструктивно создается практически современная по гигиеническим параметрам система притяжно-вытяжной вентиляции с увлажнением и очисткой воздуха, предусмотрено верхнее естественное освещение. Здание явилось одним из лучших производственных сооружений дореволюционного периода не только в России, но и в мире (рис. 2).

В прядильном корпусе фабрики «Красная Талка» в Ивано-во-Вознесенске на втором этаже не только устроен двускатный фонарь верхнего света по центральной оси цеха, но и впервые применен подвесной потолок (рис. 3), скрывающий вентиляционные короба для обеспечения необходимого воздухообмена и уменьшающий площадь оседания пыли, которая, с одной стороны, вредна для дыхательных путей, с другой - пожароопасна.

Таким образом, важнейшей движущей силой в типологическом развитии промышленных объектов еще с дореволюционного времени стала необходимость удовлетворения социальных потребностей трудящихся (физиологических, гигиенических, общественных).

Первые годы советской власти отмечены массовым энтузиазмом в обществе, ощущением возможности улучшения, наконец, условий труда. Эмоциональный подъем, пафос социалистического строительства диктовали новые задачи архитектурной организации промышленных объектов. Именно в это время в регионе реализуются проекты с говорящими слоганами - «первый в мире», «крупнейший в Европе» и т.п. Строительство промышленных предприятий с реализацией в них идей комфортного труда стало политической пропагандистской целью молодого Советского государства.

В 1920-х годах новая социальная и общественно-политическая роль промышленной архитектуры в стране обусловила неизвестное прежде в практике строительства и проектирования явление - архитектурные конкурсы. Некоторые промышленные объекты региона, например фабрика им. Дзержинского в Иваново-Вознесенске, строились по результатам международных конкурсов, в которых принимали участие виднейшие архитекторы страны. В короткий промежуток времени с конца 1920-х по начало 1930-х годов - своего рода апогей внимания общества и власти к производственным объектам - промышленное зодчество стало наиважнейшим элементом идеологического авангарда советской архитектуры как архитектуры, решающей огромные социально-политические задачи. На той же фабрике «Красная Талка» даже художественный образ высотной доминанты протяженного корпуса - его водонапорной башни с балконом (никогда до

Рис. 2. Богородск (ныне Ногинск). Новоткацкий корпус Богородско-Глуховской мануфактуры, 1907, гражданский инженер А.В.Кузнецов. Интерьер цеха

Рис. 3. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново). Прядильный корпус фабрики «Красная Талка», 1929, архитекторы И.С.Николаев и Б.В.Гладков. Интерьер цеха

этого не присутствовавшим в ее объемной структуре) - трактован как трибуна для выступлений (рис. 4).

Таким образом, в 1920-х годах целевые установки архитектурного формирования промышленных объектов включали образную реализацию их общественно-политической ценности и значимости.

Если до 1930-х годов возведение производственных зданий осуществлялось по индивидуальным проектам из индивидуальных конструкций - в основном монолитного железобетона, - то уже в 1931 году в ивановской газете «Рабочий край» можно было прочитать о том, что при строительстве завода «Ивторфмаш» широко применяются «сборные конструкции без опалубки». Фактически технология строительства из сборных железобетонных конструкций опиралась скорее на принцип сборки промышленных объектов. Такой способ строительства изменил не только технологический подход к их проектированию и строительству. Он послужил отправной точкой к изменению ментального восприятия промышленных объектов не как определенных ценностных достижений индустриального общества, а как рядовых, поставленных к производству на поток объектов.

В довоенное и послевоенное время происходит постепенный переход промышленного строительства к широкому использованию сборного железобетона, унификации и стандартизации строительных элементов и тем самым - к минимуму художественно-образной составляющей архитектурного облика сооружений. Одной из причин была реакция на чрезмерное увлечение архитекторов конца 1940-х - начала 1950-х годов классицистическими мотивами и декорированием промышленных объектов. В то же время внутренняя мотивация такого подхода связана с изменением воззрений общества на роль индустриальной идеологии в цивилизаци-онном развитии. Достигнув своего максимума в 1920-е годы, к 1960-м она уступает пальму первенства идеологии научно-технической. Цель образной реализации в промышленных объектах их общественно-политической значимости отпала вместе с самой этой значимостью, что, несомненно, не могло

Рис. 4. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново). Прядильный корпус фабрики «Красная Талка», 1929, архитекторы И.С.Николаев и Б.В.Гладков. Справа - водонапорная башня

не сказаться на их художественных формах. Даже несмотря на то, что при проектировании интерьеров производственных цехов в 1960-1980-х годах ставится цель достижения уже психологического комфорта трудящихся (звуковой, визуально-психологический, эстетический режим), это не способствовало новому витку развития промышленного зодчества.

Пафос главенства индустрии, индустриальной мощи художественно реализовался в начале ХХ века в ряде уникальных промышленных объектов, во второй его половине промышленное строительство уже не несло того пафоса, а стало вполне обыденным, художественно рядовым явлением.

Таким образом, можно сделать вывод о постепенном росте, а затем снижении количества целевых установок на архитектурное формирование производственных зданий в индустриальную эпоху. В XIX веке промышленные объекты должны были удовлетворять исключительно утилитарным требованиям. Затем в их формировании заметную роль стали играть требования социальные, что выразилось в усложнении типологии зданий (появляется система помещений бытового назначения, типологически улучшаются условия труда в цехах). В конце 1920-х годов - период апогея развития промышленного зодчества региона - производственные здания демонстрировали типологическую и художественную реализацию общественно-политических установок. Впрочем, начиная с 1930-х годов эти установки постепенно сходят на нет, и с 1960-х промышленное строительство теряет свою идеологическую и художественную значимость.

Литература

1. Гераскин Н.С. Архитектура русской текстильной фабрики XIX и начала XX века. Диссертация доктора архитектуры. М.: Московский архитектурный институт, 1972.

2. Очерки истории строительной техники России XIX - начала XX века / В.В. Большаков и др. М.: Изд-во литературы по строительству, 1964.

3. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социально-эстетические истоки современной архитектуры / Пер. с польск. М.: Стройиздат, 1973.

4. Черкасов Г.Н. Влияние революции 1905 года на эволюцию промышленной архитектуры России: на примере Морозовских мануфактур // Известия вузов. Строительство. 1998. № 10. С. 115-122.

5. Пясецкий В.Н. Новые типы казенных винных складов // Строитель. 1898. № 11-12. С. 401-430.

6. Черкасов Г.Н. Тенденции развития промышленной архитектуры в аспекте социальных требований к содержанию труда. Диссертация доктора архитектуры. М.: Московский архитектурный институт, 1988.

Literatura

1. Geraskin N.S. Arhitektura russkoj textilnoj fabriki XIX i nachala XX veka. Dissertaciya doktora arhitektury. M.: Moskovsky arhitekturnyj institut, 1972.

2. Ocherki istorii stroitelnoj tehniki Rossii XIX - nachala XX veka / V.V. Bolshakov i.dr. M.: Izd-vo literatury po stroitelstvu, 1964.

3. Goldzamt E. William Morris i socialno-esteticheskie istoki sovremennoj architektury. M.: Stroyizdat, 1973.

4. CherkasovG.N. Vliyanie revolucii 1905 goda na evoluciyu promyshlennoj arhitektury Rossii: na primere Morozovskih manufactur // Izvestija vuzov. Stroitelstvo. 1998. № 10. S. 115-122.

5. Pyasecky V.N. Novye tipy kazennyh vinnyh skladov // Stroitel. 1898. № 11-12. S. 401-430.

6. Cherkasov G.N. Tendencii razvitiya promyshlennoj arhitektury v aspekte socialnyh trebovanij k soderzhaniyu truda. Dissertaciya doktora arhitektury. M.: Moskovsky arhitekturnyj institut, 1988.

Historical Evolution of Object Setting System of Architectural Formation of Industrial Buildings (Illustrated

by Industrial Factories in Central Russia). By A. V. Snitko

Evolution of object setting system, which have influenced architectural formation of industrial buildings in industrial poque in Central Russia are studied. Chronological appearance of certain typological and architectural-image solutions of industrial buildings caused by the need of an answer for the laid demands at certain levels of the industrial architecture are shown. It was shown that at the beginning of industrial poque for about half a century the satisfaction of exclusively technique-technological demands of both production and construction was the main object of architectural formation of industrial buildings. At the end of the XIX century under the influence of a number of theoretical works and architectural community discussion, the purpose of satisfaction of social needs of working people (in hugiene as well as in healthy industrial environmental conditions) became more prominent. During the first years after the Great October Revolution the object of image-bearing realization of socio-political value and importance of industrial object as prominent propagandists achievements of young Soviet state appeared in the system of object setting. Still, beginning from the 1930-th, the pathos of industrial construction in the area under study gradually lessens, the building of industrial object using decorative elements of the so called «Stalin Empire style» is practically absent, and beginning from the 1960-th the industrial ideology is changed by scientific-technical ideology, and industrial construction becomes routine and consequently ordinary artistic phenomenon.

Ключевые слова: промышленная архитектура, типология, технико-технологические требования, социальные потребности, общественно-политическая значимость, индустриальная идеология.

Key words: industrial architecture, typology, technique-technological demands, social needs, sociopolitical value, industrial ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.