Научная статья на тему 'Историческая эволюция первых мифических существ - вампалов - в мировоззрении ингушей'

Историческая эволюция первых мифических существ - вампалов - в мировоззрении ингушей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
462
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА / MYTHICAL CREATURES / ВАМПАЛ / VAMPAL / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ГОРИЗОНТ / МАСШТАБНОСТЬ / SCALE / СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ / SOLAR TIME / БЛАГОДАТЬ / GRACE / ДЕГРАДАЦИЯ / DEGRADATION / ГОЛОД / АНТРОПОМОРФИЗМ / ANTHROPOMORPHISM / СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIFIC ACTIVITY / ВЫМИРАНИЕ / EXTINCTION / SKYLINE / ABUNDANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акиева Петимат Хасолтовна

Проводится ретроспективно-исторический анализ первых существ ингушской мифологии вампалов. Представленная картина их эволюции, физиологические особенности, основополагающие характеристики, специфика деятельности, время существования и способ вымирания позволяют отнести существование данного образа к эпохе неолита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Historical Evolution of the First Mythical Creatures - Vampals - in the Outlook of the Ingush People

The article considers the retrospective historical analysis of one of the first Ingush mythology creatures vampals. The created picture of the evolution of these mythical creatures, their physiological characteristics, the basic qualities and specifics of the way of dying gives the opportunity to determine time of vampals’ existence the Neolithic.

Текст научной работы на тему «Историческая эволюция первых мифических существ - вампалов - в мировоззрении ингушей»

УДК 94(470)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРВЫХ МИФИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ -ВАМПАЛОВ - В МИРОВОЗЗРЕНИИ ИНГУШЕЙ

© 2015 г. П.Х. Акиева

Акиева Петимат Хасолтовна -

кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник, отдел истории,

Ингушский научно-исследовательский институт

гуманитарных наук имени Чаха Ахриева,

ул. Д. Мальсагова, 11, г. Магас, РИ, 386001.

E-mail: petim@yandex. ru

Akieva Petimat Khasoltovna -Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Department of History, Ingush Scientific-Research Institute of the Humanitarian Sciences Named after Chakh Ahriev, D. Malsagova St., 11, Magas, RI, 386001, Russia. E-mail: petim@yandex. ru

Проводится ретроспективно-исторический анализ первых существ ингушской мифологии - вампалов. Представленная картина их эволюции, физиологические особенности, основополагающие характеристики, специфика деятельности, время существования и способ вымирания позволяют отнести существование данного образа к эпохе неолита.

Ключевые слова: мифические существа, вампал, эволюция, горизонт, масштабность, солнечное время, благодать, деградация, голод, антропоморфизм, специфика деятельности, вымирание.

The article considers the retrospective historical analysis of one of the first Ingush mythology creatures - vampals. The created picture of the evolution of these mythical creatures, their physiological characteristics, the basic qualities and specifics of the way of dying gives the opportunity to determine time of vampals' existence - the Neolithic.

Keywords: mythical creatures, vampal, evolution, skyline, scale, solar time, grace, degradation, abundance, anthropomorphism, specific activity, the extinction.

Архаичные религиозно-мировоззренческие представления об окружающем мире в ходе исторического развития нашли свое воплощение в мифологии, героическом эпосе, в устном народном творчестве народа. Способность мифопоэтической мысли отражать социальные категории через образы и связывать природные отношения с социальными дает возможность провести ретроспективно-исторический анализ, определить, как «миф существенно видоизменился в сравнении с первоначальным вариантом» [1, с. 27]. «Любое построение отвлеченной мысли, - отмечает А.Ф. Лосев, - которое является только отражением действительности для мифологии, является самой действительностью со всеми ее материальными и вещественными свойствами, со всеми ее чувственными качествами, в виде живых существ или живых предметов» [2, с. 458].

Учитывая, что «...в идеологии горцев явно преобладали весьма архаичные элементы древней первобытно-язычной религии», которой было «пронизано все мировоззрение горца» [3, с. 197-180], в дан-

ной статье предполагается осветить процесс исторической трансформации одного из первых образов ингушской мифологии - вампала. Многие ученые указывают на типологическую близость его с великанами из нартиад других кавказских народов (адыгский иныж, карачаево-балкарский эмеген, абхазский адау, осетинский уайуг и др.), однако этот вопрос не является предметом данного исследования.

«Совокупностью антропологических археологических, исторических, лингвистических и этнографических данных подтверждается давнее и сугубо местное происхождение и развитие этнического ядра, которое в наши дни именуется ингушским народом, составляющим одно из слагаемых так называемого нахского этнического массива Кавказа» [3, с. 72]. Е.И. Крупнов подчеркивает главный тезис о том, что «героический нартский эпос - это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо местных кавказских племен, носителей родственных языков.» [4, с. 19-20]. Под автохтонным населением Кавказа, или

нахским этническим массивом, следует понимать нахоязычных кавкасиан [5, с. 43], которые являются «реликтом древнейших племен Кавказа, заселявших центральные предгорья Кавказского хребта, по-видимому, еще до эпохи бронзы - в эпоху неолита, а может быть, даже и верхнего палеолита» [6, с. 196]. З.В. Анчабадзе, проводя сравнительно-исторический анализ нартского эпоса в связи с историей народов Кавказа, приходит к выводу, что «географический ареал формирования нартского эпоса - это центральная и западная часть Северного Кавказа, а также северо-западная часть Закавказья (Абхазия и, возможно, некоторые районы к югу от нее)» [7, с. 262]. Эти обстоятельства позволяют проводить исторический анализ образа вампала, сохранившегося в ингушских нартских сказаниях с древнейших времен.

В ингушских космогонических мифах в качестве первообразов выступают птица и рыба. Следующими созданиями мира в представлениях предков ингушей были вампалы: «До появления людей в мире были птицы, затем бог создал вам-палов» и только затем «бог сотворил человека из земли» [8, с. 29-30]. В народном видении вампалы представлялись как «огромные чудовища, обладающие сверхъестественной силой, которые имели несколько голов» [9, с. 30], гендерное различие, огромный рост и были двуротыми и одноглазыми.

Основная особенность мифических вампалов -масштабность - характерна в представлениях ингушей для времени абсолютной благодати, первовремени или времени творения (инг.: мял-хен фарал - солнечная благодать). В этот первоначальный период жизни «всего было вдоволь и никто не испытывал нужды ни в чем. В лесах было много дичи, в реках - рыбы, трава была густой и такой высокой, как деревья, земля была до того жирной, что если сжать в руке горсть земли, то из нее капало масло...Это была эпоха великанов» [10, с. 13]. В.И. Абаев связывал представления о племени гигантов, предшествовавших нынешним людям, с легендами «о золотом веке, когда люди не сеяли и не жали, а могли жить просто "соком земли"» [11, с. 84].

Вампалы, являясь существами золотого века (или солнечного времени), сами несли в себе печать благодати. Так, Б. К. Далгат сообщает бытовавшие в ингушской среде представления о «народе вампол», имевших необыкновенную величину («два аршина длины берцовая кость»), кости которых, помещенные в речку, приносили дождь [12, с. 125]. Отметим, что в благодатное время параллельно вампалам существовала разнообразная

флора и фауна, способная удовлетворить их биологические потребности. В основном сюжеты устного народного творчества ингушей иллюстрируют два варианта: либо соседство вампалов с людьми и нартами, либо ситуация развивается посредством их останков (как правило, это череп вампалов или вообще кости).

Исчезновение благодати в ингушской космогонии связано со вторым актом, организующим пространственно-временной континуум - отделением неба от земли посредством ветра. О прямом противопоставлении благодати и западного ветра (освобожденного из пещеры или сундука) имеются многочисленные указания в мифах и нартских сказаниях ингушей [13, с. 8; 14, с. 21, 28; 15, с. 142]. Исчезновением благодати, а точнее, как мы считаем, ее смещением в земную/подземную часть мира объясняется последующая деградация вампалов, выражающаяся в поедании себе подобных. Если до появления ветра и человека всего на земле было вдоволь, то затем «их (вампалов. - П.А.) огромные тела не удовлетворялись обыкновенной пищей и при случае они поедали друг друга» [8, с. 30].

Здесь стоит говорить именно о деградации, так как постепенно этот отличающийся благородством мифический образ стал приобретать антропоморфные характеристики. «Последующие поколения (великанов. - П.А.) становились все мельче и мельче, но хитрее. Они действовали больше умом, чем физической силой» [10, с. 13].

Образ жизни, обычаи этих мифических существ, отмечаемые в поздних фольклорных текстах, также соответствуют человеческим. Так, например, в нарт-ском сказании «Нарт Хамча и его сын Патарз» описывается обряд молочного усыновления с женщи-ной-вампал: «Встав на цыпочки, он (нарт Хамча. -П.А. ) еле дотянулся до соска ее груди и быстренько пососал его.» [16, с. 149] или упоминание о сословном делении «мой брат является князем над вампалами» [16, с. 150]. Ч. Ахриев указывает, что «вамполы ... вели борьбу с кабардинцами за обладание горами, сражаясь камнями, стрелами и ружьями... Это были одноглазые люди, жившие в лесу наподобие диких зверей... При встрече с ингушами вамполы нападали на них и съедали» [15, с. 119]. Интересен миф об окаменевшем великане, ярко иллюстрирующий соотношение божественной справедливости в лице верховного бога Дяла и послушания матери, являющимся одним из канонов ингушского нравственного комплекса эздел. Выполняя волю матери, священную для любого ингуша, вам-пал украл у всеведающего Дяла Сокола счастье, за что был поражен насмерть молнией [14, с. 113].

Вампалы ведут себя согласно нормам поведения, соответствующим ингушским обществам, что подтверждает принцип невыделенности, как и принцип вовлеченности. Если для современного мира характерен индивидуализм и приоритет человека над природой, то жизнь протоингуша - это постоянный диалог с окружающей действительностью. Эта погруженность и вовлеченность человека, когда каждый поступок сопричастен миру, объясняется неразделенностью последнего на сакральный и несакральный. Мир всецело сакрален, так как освящен предками. И в древних мифах вампалы-великаны обладают групповой индивидуальностью. Это коллективное мышление личности, выраженное в ингушской мифологии, являлось главной чертой общинной организации.

Человеческие характеристики образа вампала являются поздними вариациями. Свидетельством тому могут служить такие детали описаний вампа-лов, как огромная величина, гиперболизация отдельных частей тела, наличие нескольких голов, двуротость и т.д. Так, например, в ингушском нартском сказании «Сеска Солса и Вампал» описывается момент победы над врагом: «У оставшегося в живых вампала между лопаток показались изображения солнца и луны» [16, с. 75]. В другом нартском сказании ингушей вампал описывается так: «Седло приросло к коню, сам прирос к седлу, изо рта пламя бьет - так ездил черный вампал Неге» [16, с. 76]. Чернота вампала и изрыгание пламени связывают его с архаичным образом змееобразного дракона из ингушского нартского эпоса (инг.: Сармак) [16, с. 163].

Красочен и женский образ вампала. В ингушском нартском мифе «Нарт Хамча и его сын Па-тарз» говорится: «У реки сидит великанша вампал. Она пряла шерсть, к веретену у нее вместо пряслица был приделан огромный жернов. Чтоб не мешали работать, она груди свои перебросила через плечи, и они свисали у нее сзади до поясницы» [17, с. 149]. Данное описание как огромной, словно «скала», женщины с большими грудями соответствует изображениям богини матери или так называемых «палеотических Венер». Тысячи фигурок, изображающих Богиню Мать, датируемые 20 000 лет до н. э., были найдены на обширной территории, простирающейся от Западной Европы до Сибири. «Отличаясь друг от друга по размерам, стилю, частью и по материалу... эти многочисленные пластические фигурки имеют между собой все же немало общего: это всегда обнаженная женская фигура, с преувеличенными объемами груди и бедер, обычно с редуцированными ногами и рука-

ми» [18, с. 555]. К сказанному стоит добавить, что искусство прядения и изготовления тканей было одним из приобретений человечества в эпоху неолита [19, с. 171]. На Северном Кавказе неолитическим племенам было известно «ткачество, что подтверждается находками отпечатков плетения на глиняных изделиях» [20, с. 38]. Таким образом, физиологические особенности и специфика деятельности вампалов дают возможность отнести оформление этого мифического образа к началу неолита - рубежу VII-VI тыс. до н. э.

Вымирание вампалов сопряжено в мифах со страшной болезнью [8, с. 30-32]. Учитывая, что «на рубеже X-IX тыс. до н. э. верхний палеолит сменяется периодом мезолита или среднекаменного века, характеризующегося завершением процесса оледенения, охватывавшего всю горную часть Северного Кавказа» [20, с. 36-37], а также время формирования данного мифического образа, стоит предположить, что упоминаемая в мифах болезнь есть не что иное, как голод. Возможно, что именно мезолитический ледниковый период был временем вымирания вампалов из-за голода, приведший к поеданию себе подобных, а затем и к гибели. Именно поэтому время «солнечной благодати», когда «всего было вдоволь», упоминаемое в мифологии ингушей, это доледниковое палеолитическое время.

Сведения об этимологии слова «вампал» достаточно скудны. Часто языковеды считают его производным от скифо-сарматско-иранского «соратник» («bal» - «дружина» и «ham» - «со»), либо возводят к арабскому «hammal» - носильщик, раб. Представленные этимологические объяснения неполноценны, так как имеют лишь лингвистический разбор слова «вампал». При этом отсутствует какое-либо соответствие со смысловым наполнением этого мифического образа. Единственное такого рода объяснение было высказано Д. Я. Лавровым и В. П. Кобычевым, связывавшими ингушских вампалов с тюркскими вампирами через мифологию некоторых славянских племен. Так, одна из отличительных особенностей вампалов - двуротость - объяснялась имевшимися, например, у поляков или словенцев, представлениями о наличии во рту вампиров двух рядов зубов [17, 21].

Такая связь возможна особенно ввиду тех обстоятельств, что только «в 70-х гг. IV в. Северный Кавказ подвергается нашествию орд кочевников из Центральной Азии - гуннов»; авары в степях Предкавказья появляются и создают свой каганат в VI в. и в это же время создается Тюркский каганат, «в который были включены территории от границ Китая на востоке до Северного Причерно-

морья на западе» [20, с. 114]. Сложение ингушского мифического образа вампалов, как было сказано выше, стоит относить к периоду неолита, в связи с чем считаем возможным его заимствование тюр-коязычными племенами, которыми он был перенесен в мифологию славян.

Учитывая, что фонетика, морфология, синтаксис и лексика ингушского языка дают многочисленные примеры родства с хуррито-урартским, хеттским и шумерским языками [22, с. 50-51; 23, с. 216; 24; 25, с. 7], считаем целесообразным провести этимологию ингушского понятия «вампал» с ингушского языка. Предлагая свое толкование термина «вампал» [vampal] (этимология этого слова до сих пор еще не была представлена), считаем, что следует исходить из генетического родства «хуррито-урартского и хаттского с восточнокав-казскими и западнокавказскими языками» [26, с. 159, 161]. Термин «вампал» [v+am+b+al] состоит из корневого «ам/ан» («горизонт») + «б» - классный показатель со значением рода, который используется в ингушском языке для обозначения рода не-лица» (звук «б» оглушился, а «м» и «н» -взаимозаменяемы) и окончания множественного числа «ал». Таким образом, первоначальное окаменевшее «ан+б» (инг.: «горизонт есть») с помощью классного показателя «в» (первое «в» является классным показателем мужского рода разумных денотатов (т.е. разумных существ)), приобрело гендерное отличие. Можно привести множество примеров из современного ингушского языка с использованием понятия «ан» в значении «горизонт». Так, один из старейших политических центров Ингушетии «Ангушт» означает, по мнению специалистов, «место, откуда виден горизонт».

«Ан», или «горизонт», интерпретировался в ингушских представлениях как край или начало горизонта, линия, отделяющая Землю от Неба [27, с. 218]. Это отделение посредством персонификации ветра/воздуха, широко представленное в ингушских фольклорных и мифологических текстах [13-15], характерно для шумерской, аккадской, хеттской, ханаанейской мифологий.

Смеем предположить, что первоначальное отсутствие гендерного различия в ингушском варианте объясняется архаичностью божественного небесного образа, который с течением времени приобрел гендерное различие и персонификацию в виде горизонта. С усложнением мифологической структуры, широким претворением общих представлений в чувственно-конкретной форме связано возникновение образа «вампала», как производного от первичного божественного «горизонт». Этот

вывод коррелируется с такими особенностями этого образа, как масштабность [14, с. 30], благодат-ность, принадлежность к золотому/солнечному времени. Появление ветра разрушило космическое единство, иллюстрируемое принципом невыде-ленности, вовлеченности общества. В результате в мифологическом представлении происходит смещение благодати в земную/подземную часть мира; деградация общества, выражающаяся в обмельче-нии, расщеплении единого образа; постепенная антропоморфизация божественных образов, связанная с разрушением общинной коллективной организации. Физиологические особенности и специфика деятельности вампалов дают возможность отнести оформление этого мифического образа к началу неолита - рубежу УП-У! тыс. до н. э. Мезолитический ледниковый период был временем вымирания вампалов из-за голода, приведший к поеданию себе подобных, а затем и к гибели. Групповая индивидуальность вампалов, соответствие их образа жизни и поведения ингушским обществам иллюстрирует время коллективной сопричастности человека окружающему миру, время общинной организации. С усложнением мифологической структуры образ вампала приобрел антропоморфные черты и гендерное различие.

Литература

1. Фпад К. Политический миф. М., 2004.

2. Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964.

3. КрупновЕ.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

4. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. М., 1969.

5. Цулая Г.В. Комментарии // Мровели Л. Жизнь картлийских царей. М., 1979.

6. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

7. Анчабадзе З.В. Выступление на Всесоюзной научной конференции нартоведов в Сухуме. Ноябрь 1963 г. К вопросу о времени и условиях возникновения нартского эпоса // Избр. тр.: в 2 т. Сухум, 1963. Т. 2.

8. Антология ингушского фольклора. Т. 3. Нальчик, 2003.

9. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М., 1988. Т. 2.

10. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов, 1997.

11. АбаевВ.И. Нартовский эпос. Дзауджикау, 1945.

12. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей / подгот. изд., введение У.Б. Далгат; отв. ред. С.А. Арутюнов. М., 2004.

13. Матери-богини // Ингушский нартский эпос. Нальчик, 2012.

14. Антология ингушского фольклора. Т. 1 / сост. И.А. Дахкильгов. Нальчик, 2003.

15. Магал (О Звезде ветров) // Ахриев Ч.Э. Избр. / сост. А. Мальсальгов. Назрань, 2000.

16. Антология ингушского фольклора. Т. 4 / сост. И.А. Дахкильгов. Нальчик, 2006.

17. Кобычев В. П. Из этногенетических преданий Ингушей // Итоги полевых работ Института этнографии в 1970 г. М., 1971.

18. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

19. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

20. История Ингушетии / отв. ред. Н.Д. Кодзоев. Ростов н/Д., 2013.

21. Лавров Д. Я. Заметки об Осетии и осетинах // Терские ведомости. 1874. № 25.

22. Браун И., Климов Г. Об историческом взаимоотношении урартского и иберийско-кавказских языков // Тез. докл. АН Груз. ССР. Тбилиси, 1954.

23. Джаукян Г.В. Взаимоотношения индоевропейских, хуррито-урартских и кавказских языков. Ереван, 1967.

24. Церетели Г.В. К вопросу об отношении урартского языка к иберийско-кавказской группе языков. Тбилиси, 1953.

25. Чикобава А.С. Проблемы родства иберийско-кавказских языков. Махачкала, 1965.

26. Ардзинба В.Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня // Древняя Анатолия. М., 1985.

27. Мадаева З.А. Модель мира в мифологии вайна-хов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1984-1985 годов: тез. докл. Йошкар-Ола, 1986.

References

1. Fpad K. Politicheskii mif [Political Myth]. Moscow, 2004.

2. Losev A.F. Mifologiya [Mythology]. Filosofskaya entsik-lopediya.VoX. 3. Moscow, 1964.

3. Krupnov E.I. Srednevekovaya Ingushetiya [Medieval Ingushetia]. Moscow, 1971.

4. Krupnov E.I. O vremeni formirovaniya osnovnogo yadra nartskogo eposa u narodov Kavkaza [About the Time of the Main Core of the Nart Epic Formation of the Peoples the Caucasus]. Skazaniya o nartakh - epos narodov Kavkaza. Moscow, 1969.

5. Tsulaya G.V. Kommentarii [Comments]. Mroveli L. Zhizn' kartliiskikh tsarei [Mroveli L. Life of Kartli Kings]. Moscow, 1979.

6. Alekseev V.P. Proiskhozhdenie narodov Kavkaza [The Origin of the Peoples of the Caucasus]. Moscow, 1974.

7. Anchabadze Z.V. [Speech at the All-Union Scientific Conference nartovedov in Sukhum. November 1963 On the question of time and conditions of the Nart epic]. Izbrannye trudy: 2 vol. Sukhum, 1963, vol. 2.

8. Antologiya ingushskogo fol'klora [Anthology of the Ingush folklore]. Vol. 3. Nalchik, 2003.

9. Mify narodov mira: entsiklopediya [Myths of Peoples of the World] : 2 vol. 2-nd ed. Moscow, 1988, vol. 2.

10. Tankiev A.Kh. Dukhovnye bashni ingushskogo naroda [Spiritual Towers of Ingush People]. Saratov, 1997.

11. Abaev V.I. Nartovskii epos [Nart Epic]. Dzaudzhikau, 1945.

12. Dalgat B.K. Pervobytnaya religiya chechentsev i ingu-shei [Primitive Religion of Chechens and Ingushes]. Ed. U.B. Dalgat; chief. ed. S.A. Arutyunov. Moscow, 2004.

13. Materi-bogini. Ingushskii nartskii epos [Mothers-goddesses. Ingush Nart Epic]. Nalchik, 2012.

14. Antologiya ingushskogo fol'klora. [Anthology of the Ingush Folklore]. Vol. 1 Ed. I.A. Dakhkil'gov. Nalchik, 2003.

15. Magal (O Zvezde vetrov) [Magal (About the stars of winds)]. Akhriev Ch.E. Izbrarmye trudy. Ed. A. Mal'sal'gov. Nazran, 2000.

16. Antologiya ingushskogo fol'klora [Anthology of the Ingush Folklore]. Vol. 4 Col. I.A. Dakhkil'gov. Nalchik, 2006.

17. Kobychev V. P. Iz etnogeneticheskikh predanii Ingu-shei [Ethnogenetic Tradition of Ingush]. Itogi polevykh rabot Instituta etnografi in 1970. Moscow, 1971.

18. Tokarev S. A. Rannie formy religii [Early Forms of Religion]. Moscow, 1990.

19. Golan A. Mif i simvol [Myth and Symbol]. Moscow, 1993.

20. Istoriya Ingushetii [History of Ingushetia]. Ed. N.D. Kodzoev. Rostov-on-Don, 2013.

21. Lavrov D.Ya. Zametki ob Osetii i osetinakh [Notes about Ossetia and Ossetians]. Terskie vedomosti. 1874, no 25.

22. Braun I., Klimov G. [On the Historical Relationship of Urartu and the Ibero-Caucasian Languages]. Ob istoricheskom vzaimootnoshenii urartskogo i iberiisko-kavkazskikh yazykov. Report. AN Gruz. SSR. Tbilisi, 1954.

23. Dzhaukyan G.V. Vzaimootnosheniya indoevro-peiskikh, khurrito-urartskikh i kavkazskikh yazykov [Relationship of Indo-European, Hurrian-Urartian and Caucasian Languages]. Erevan, 1967.

24. Tsereteli G.V. K voprosu ob otnoshenii urartskogo ya-zyka k iberiisko-kavkazskoi gruppe yazykov [On the Question of the Relation of Urartu Language to the Iberian-Caucasian Language Group]. Tbilisi, 1953.

25. Chikobava A.S. Problemy rodstva iberiisko-kavkazskikh yazykov [Relationship Problems of Iberian-Caucasian Languages]. Makhachkala, 1965.

26. Ardzinba V.G. Nartskii syuzhet o rozhdenii geroya iz kamnya. Drevnyaya Anatoliya [Nart Story About the Birth of the Hero from Stone. Ancient Anatolia]. Moscow, 1985.

27. Madaeva Z.A. [Model of the World in the Mythology of the Vainakh]. Model' mira v mifologii vainak-

Поступила в редакцию

hov. Vsesoyuznaya sessiya po itogam polevykh etnografi-cheskikh issledovanii 1984-1985 report [All Russia Session on the Results of Field Research 1984-1985]. Ioshkar-Ola, 1986.

3 марта 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.