УДК 811.161.1373
ББК Ш141.2-311 ГСНТИ
Е. А. Нахимова Екатеринбург, Россия ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ОНИМОВ: ОККАЗИОНАЛИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, АРХАИЗМЫ И ИСТОРИЗМЫ Аннотация. Проводится дифференциация собственно лексических архаизмов и прецедентных онимов, относящихся к числу архаизмов, историзмов, неологизмов, окказионализмов, регионализмов и интерна-ционализмов.
Ключевые слова: прецедентность; оним; неологизм; архаизм; историзм; окказионализм; регионализм; интернационализм.
16.21.27 Код ВАК 10.02.19
E. A. Nakhimova Ekaterinburg, Russia HISTORICAL DYNAMICS OF PRECEDENT NAMES: OCCASIONALISMS, NEOLOGISMS, ARCHAISMS, HISTORISMS
Abstract. Differentiation of lexical archaisms and precedent names: archaisms, historisms, neologisms, occasionalisms, regionalisms and internationalisms is given in the article.
Key words: precedence; onym; archaism, historism, neologism, occasionalism, regionalism and international-
Сведения об авторе: Нахимова Елена Анатольев- About the author: Nakhimova Elena Anatolievna,
на, кандидат филологических наук, докторант. Candidate of Philology, Doctoral Student.
Место работы: Уральский государственный педа- Place of employment: Ural State Pedagogical Univer-гогический университет (Екатеринбург). sity (Ekaterinburg).
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26. e-mail: [email protected].
Историческая динамика лексических систем — это универсальная закономерность, давно и тщательно изученная на материале самых различных языков. При конкретном описании словарного состава каждого естественного языка последовательно выделяются архаизмы и историзмы, неологизмы и окказионализмы. В этом контексте требует специального рассмотрения вопрос об исторической динамике прецедентных имен, к числу которых мы относим широко известные имена собственные, которые регулярно используются метафорически без дополнительного пояснения истоков метафоричности в соответствующем тексте. Такая реализации свидетельствует о том, что автор считает данный оним общеупотребительным и поэтому предполагает, что нет необходимости разъяснять читателям смысл метафоры и ее истоки. Ср.: Ведь у них такие должности, фамилии, капиталы! Где ты, русский Обама? (В. Костиков // Аргументы и факты). К несчастью, у нас не оказалось своего Дэн Сяопина, как и своего Людвига Эрхарда (Ф. Бурлацкий // Известия). Поволжье может сдетонировать при очередном Беслане (А. Проханов // Завтра). Украине грозит фосфорный Чернобыль (Я. Соколовская // Известия. 2007. 18.07). Проще всего дело раздачи грантов было поставлено при абсолютной монархии, когда Шекспиры и Мольеры процветали под великодушным покровительством короля (М. Соколов // Известия. 2006. 22.09).
Наряду с общекогнитивным принципом «фамильного сходства» в качестве дополнительных целесообразно учитывать и другие
признаки прецедентности онима: графические (написание со строчной буквы), пунктуационные (использование кавычек), морфологические (образование форм множественного числа и др.), деривационные (возможность образования производных слов), синтаксические, сочетаемост-ные, лексические, дискурсивные. Широкая известность и высокая частотность также могут рассматриваться как дополнительные показатели прецедентности соответствующего имени собственного [Нахимова 2010; 2011].
Специальный анализ показывает, что следует различать лексический неологизм и прецедентный оним-неологизм. Название Чернобыль существует уже сотни лет, но прецедентным оним Чернобыль стал совсем недавно и сначала воспринимался как неологизм (не новый топоним, а именно прецедентный оним-неоло-гизм). Относительно недавно появились метафорические смыслы у прецедентных онимов Беслан, Пикалево, Кущевская, Кондопога.
Возможны и более сложные случаи. Например, название города Сталинград — это уже лексический историзм, сейчас город называется Волгоград. Но как обозначение решающей битвы используется именно прецедентный оним Сталинград, и в этом смысле он не является архаизмом или историзмом.
Среди современных онимов-неологизмов выделяются четыре наиболее типичных группы. Первую из них составляют прецедентные имена «олигархов» — людей, которые сумели быстро обогатиться в ельцинское десятилетие, однако не снискали народного уважения. Ср.: Другие, которые не вышли в „абрамовичи“,
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант 11-04-00327а — Политическая коммуникация: общие закономерности и национальная специфика).
© Нахимова Е. А., 2012
отлынивают от минимальных обязательств. 10 миллионов разведенных „козлов“ уклоняются от алиментов (В. Костиков // Аргументы и факты). Как принято поддерживать автопром эпохи 60—70-х в виде АвтоВАЗА и прочих дерипасок, так и в домостроении будет поддерживаться только панель (blogs. 2009. 20.06). В случае прихода Иванова тоже будет определенная система договоренностей, хотя и менее кардинальная, чем в 1999-м. — Ходорковских и Березовских будет боль-ше,получается (В. Жарихин и Д. Орешкин // Известия).
Во вторую группу рассматриваемых онимов входят имена широко известных политических лидеров постсоветской России (Гайдар, Горбачев, Ельцин, Жириновский и др.): Этот „великий поворот“ чубайсов и третьяковых, черномырдиных и путиных напрямую связан с мощнейшим давлением русского народа. Они под воздействием русского концентрированного биополя. Кто из них погибнет, а кто останется, не так и важно (В. Бондаренко // Завтра). В контексте заголовка заметки „Россия — родина слонов, жириновских и шанды-биных“ (В. Устюжанин; „Комсомольская правда“). Удастся ли Обаме эффективно противостоять кризису? Или так называемый „черный Горбачев“ развалит Штаты? (Е. Чиркова // Комсомольская правда).
Третью группу образуют прецедентные имена людей, которые «прославились» своими преступлениями, вызвавшими значительный общественный резонанс (маньяк Чикатило, киллер Солоник, майор Евсюков, в нетрезвом виде расстрелявший в магазине мирных покупателей, полковник Квачков, обвиненный в покушении на Чубайса): Электронному Чикатило — пулю в лоб! (название статьи Андрея Фефело-ва). Что же остается делать? В осознании собственного бессилия продолжать заниматься рутинными делами? Автономизиро-ваться, уйти в леса, в скиты, прочь от мира? Уехать из „такой страны“? Или стать Квач-ковым? (Д. Тукваков // Завтра). Для Челябинска Крюков стал вторым Евсюковым, и народ был уверен — лихача накажут по полной (О. Карпова // Комсомольская правда).
Следующую группу прецедентных антропонимов, активно используемых в современных СМИ, составляют прецедентные имена, относящиеся к сфере искусства (или массовой культуры); особенно часто это имена создателей и исполнителей песен. Ср.: Рассохшиеся рамы гостиницы пропускали пьяные вопли несосто-явшихся Лепсов и Успенских (С. Голуб // Комсомольская правда). Конечно, в Петербурге еще не скоро появится новый Виктор Цой, но этот город продолжает оставаться столи-цеи русской рок-культуры (И. Горбов // Аргументы и факты-Урал). Конечно, в каждом городе нет своих Гундаревых, Табаковых, Гафтов, Филатовых, Ахетжаковых. Комиссия
по цензуре, созданная в Тмутаракани из местных безвестных поэтов и чиновников, неизбежно начнет душить все доброе и вечное (А. Розенбаум // Аргументы и факты).
При конкретном анализе имен собственных во многих случаях важно различать онимы-неологизмы и онимы-окказионализмы. В последнем случае имеются в виду вторичные значения, смысл которых понятен только в рамках данного текста, определенной ситуации: В 2007 году в Орел направили нового начальника областной милиции Владимира Коло-кольцева. Вскоре возбудили громкие уголовные дела против двух вице-губернаторов. Строев все понял... Мы все понимаем, что к каждому ветерану губернаторского корпуса можно послать своего колокольцева, и тот многое нароет в его ближайшем окружении (Е. Черных // Комсомольская правда. 2010. 7— 14.10). В данном случае ближайший контекст свидетельствует, что имя генерала Владимира Колокольцева выступает символом угрозы провинциальным топ-менеджерам: его назначение на должность руководителя областной милиции предвещает уголовное преследование политической элиты региона. Показательно, что рассматриваемое имя в традиционном употреблении начинается с прописной буквы, а прецедентное имя в коннотативном употреблении напечатано в данном тексте со строчной буквы.
При конкретном анализе важно различать региональные, общероссийские и интернациональные прецедентные онимы. Региональные прецедентные онимы используются только в отдельных регионах. Например, в Пермском крае широко известен региональный прецедентный оним Банная гора. Дело в том, что возле этой горы расположена большая психиатрическая больница, а поэтому так образно называют места, где много душевнобольных или людей, похожих на душевнобольных. В других городах в подобном смысле используются обозначения Агафуровские дачи, Кащенко, Канатчикова дача и т. п.
При рассмотрении закономерностей превращения имени собственного, известного преимущественно в отдельном регионе, в прецедентное имя, имеющее всероссийское распространение, отчетливо обнаруживаются пять основных этапов:
- повышенная частотность функционирования имени собственного в определенных контекстах (на региональном уровне);
- превращение имени собственного в региональный прецедентный оним;
- события, предопределившие повышенную частотность использования регионального имени собственного в общероссийских СМИ;
- получение региональным прецедентным онимом общероссийской известности;
- превращение регионального прецедентного онима в общероссийский прецедентный оним и
его использование по отношению к феноменам, связанным с другими регионами.
Общероссийские (в отличие от региональных) прецедентные онимы известны в различных регионах нашей страны, а интернациональные прецедентные онимы получили распространение в различных странах. Например, Сталинград — это прецедентный интернационализм, его образный смысл «место решающей битвы» понятен для образованных людей во многих странах. А вот прецедентный оним Сочи известен только в России. Только для нас это символ прекрасного южного отдыха. Едва ли рядовой американец поймет смысл фразы Магадан — это не Сочи.
Высокая скорость исторических изменений, постоянное обновление состава неологизмов и архаизмов, значительное количество окказионализмов и историзмов — характерные черты современной системы русских прецедентных имен собственных. Одни из них приходят на миг, другие — на века, но в целом можно заметить, что рассматриваемые метафоры, восходящие к именам собственным, как правило, менее долговечны, чем образы, восходящие к именам нарицательным. И особенности современной российской массовой коммуникации, несомненно, способствуют ускорению названных процессов.
Современные прецедентные онимы характеризуются крайне высокой исторической ди-
намикой: в этом разряде слов особенно часто появляются метафоры-неологизмы. Особенно много новых имен связано со сферой экономики (олигархи), сферой политики и государственного управления, с преступной деятельностью (Мавроди, Чикатило, Цапки, Евсюков), со средствами массовой информации и массовой культурой. Вместе с тем среди новых источников прецедентности практически не встречаются типичные для советской эпохи имена знаменитых рабочих, военнослужащих, летчиков и полярников, а также имена героев «качественной» художественной литературы.
Многие онимы, получившие широкую известность в постсоветский период, уже через три-четыре года пополняют собою списки историзмов и архаизмов. Однако еще более активно группа архаизмов и историзмов в разряде прецедентных онимов увеличивается за счет слов, которые соотносятся с реалиями советской эпохи. Скорость этих процессов значительно выше, чем темпы обновления групп слов, не относящихся к числу имен собственных.
ЛИТЕРАТУРА
Нахимова Е. А. Прецедентные онимы-неоло-гизмы: Кущевская и цапки // Политическая лингвистика. 2011. № 1 (35).
Нахимова Е. А. Урбонимы в политической коммуникации: Кондопога и Пикалево // Политическая лингвистика. 2010. № 2 (32).
Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. Н. Б. Руженцева