РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДАНИЯ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА
УДК 37.09:82-94(091):51
001: 10.24412/2079-9152-2023-60-7-15.
ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ: тридцатилетний рубеж издания журнала «Дидактика математики: проблемы и исследования»
Аннотация. В статье выполнен ретроспективный анализ издания сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования», который отмечает тридцатилетний рубеж своего существования. От научно-методического издания Донецкого региона сборник трансформировался в периодическое издание, вошедшее в Перечень ВАК Украины в 1999 году, затем в Перечень ВАК Донецкой Народной Республики в 2016 году, и стал периодическим международным журналом, освещающим проблемы, связанные с научными исследованиями в области теории и методики обучения математике, а также методологии и технологии профессионального образования. Авторы, стоящие у истоков создания сборника, описывают основные вехи развития журнала и перспективы его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: научное издание, дидактика математики, основные направления издания журнала, теория и методика обучения математике, перспективы развития журнала.
Для цитирования: Скафа, Е.И. Истоки, традиции, перспективы: тридцатилетний рубеж издания журнала «Дидактика математики: проблемы и исследования» / Е.И. Скафа,-Е.Г. Евсеева, Е.В. Тимошенко // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. -Вып. 4 (60). - С. 7-15. D0I: 10.24412/2079-9152-2023-60-7-15.
Введение. На современном этапе реформирования высшего и среднего математического образования особенно актуальным является освещение на страницах научно-методических изданий различных подходов, направлений и разработок, связанных с обсуждением и решением проблем в области теории и методики обучения математике. Од-
Скафа Елена Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор,
главный редактор Евсеева Елена Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора Тимошенко Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, ученый секретарь издания ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет»,
г. Донецк, РФ
ним из таких изданий является международный сборник научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования» (ДМ), который издается в Донецком государственном университете с 1993 года и является периодическим научным изданием.
Изначально сборник задумывался как отраслевое периодическое издание, в котором будут освещаться актуальные исследования в области теории и методики обучения математике. Такие издания публикуются в различных странах. Например, в Польше издается журнал «Didactics of mathematics», учредителем которого является Вроцлавский университет экономики [14]. В издательстве Springer издается журнал «Educational Studies in Mathematics» [11]. Для учителей и исследователей Болгарии популярным изданием является журнал «Mathematics and Informatics: Journal of Education Research» [10]. Актуальным в настоящее время является и Международный журнал «International Journal of Mathematical Education in Science and Technology» (IJEMST). Это рецензируемый научный онлайн-журнал, который с 2023 года издается шесть раз в год, в нем публикуются статьи по математическому и естественнонаучному образованию, образовательным технологиям с использованием методов и приложений в любой области технических знаний: оригинальные теоретические работы, обзоры литературы, исследовательские отчеты, социальные проблемы, психологические проблемы и пр. (например, [12]). В США значимым изданием является журнал «School Science and Mathematics», который служит резонатором и инструментом поддержки для всех организаций, стремящихся продвигать и совершенствовать школьную науку и математику, а также исследовать интеграцию естественных наук, математики и всех областей STEM (например, [13]). Подобные журналы публикуются в Китае, Индии, Малайзии и др. странах, что свидетельствует об актуальности проблематики, рассматриваемой в этих профильных изданиях.
В Российской Федерации актуальны такие журналы как «Математика в высшем образовании» (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского), где раскрывается содержание и технологии математического образования в вузе, например [4], «Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе» (Омский государственный технический университет) [2], «Математический форум (Итоги науки. Юг России)» (Южный математический институт Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания), в котором выделена секция: проблемы математического образования [1] и др.
Кроме того, наиболее значимым научно-методическим журналом является «Математическое образование» - ежеквартальное издание по широкому кругу вопросов математического образования, включая также историю математики. Для исследователей в области теории и методики обучения математике в журнале выделяются рубрики: актуальные вопросы математического образования; студентам и преподавателям математических специальностей; образовательные инициативы [5]. Для учителей математики публикуются методические журналы «Математика. Первое сентября» [3], «Математика в школе» [6]. С 2017 года издается электронный всероссийский научно-методический журнал «Математика. Всё для учителя!» и др.
Таким образом, в Российской Федерации издаются разнообразные периодические сборники и журналы, охватывающие вопросы математического образования, исследующие проблемы методики обучения математике в высшей и средней школе. К таким журналам относится и «Дидактика математики: проблемы и исследования». Однако отличие данного издания заключается в отраслевом многообразии отражаемой в нём проблематики, это и опишем в данной статье.
Цель работы - выполнить ретроспективный анализ издания сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования», который отмечает тридцатилетний рубеж своего существования, описать основные вехи развития журнала и перспективы его дальнейшего совершенствования.
Ретроспективный анализ издания. В 1993 году профессором Донецкого государственного университета Ю. А. Палантом был основан сборник научных работ «Эвристика и дидактика точных наук», который до 1997 года существовал как научно-методическое издание Донецкого региона, входящего в состав Украины.
В сборнике в период с 1993 по 1997 годы (с периодичностью один выпуск в год) освещались различные проблемы в области математики, физики, инженерии, а также методики обучения математике. Отличительной особенностью издания стало то, что в нем рассматривались вопросы разработки и использования эвристических приёмов в обучении, стимулирования творческой деятельности обучаемых в процессе решения математических задач.
Рисунок 1 - Обложки сборника в 1993-1997 годах
Обсуждения данных направлений на его страницах привлекли внимание ученых различных регионов Украины, а также других стран мира. В сборнике печатались работы А. Плоцки (Польша) и его коллег, М. Воскоглоу (Греция), Н. Чхаидзе (Грузия), М. Сонис (Израиль), В.А. Гусева, Г.И. Саранцева (Россия), В. Беринде, С. Флорин (Румыния), А. Кивинукк (Эстония) и др.
Публикуемые статьи отличались разнообразием не только географического местожительства авторов, но и научно-методических направлений отражаемых в них исследований, что позволило значительно расширить редакционную коллегию и редакционный совет издания.
С 1997 года сборник стал международным и первым в Украине изданием научно-методических работ по специальности «Теория и методика обучения математике», соучредителями которого были Донецкий государственный университет (с 2000 года - национальный), Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова (г. Киев), институт педагогики АПН Украины (г. Киев), Донецкая школа эвристики и точных наук (Донецкая фирма наукоемких технологий ТЕАН НАН Украины). В этом же году Постановлением Президиума ВАК Украины сборник вошел в перечень научных специализированных изданий Украины, в которых могут публиковаться результаты диссертационных работ на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - методика обучения (математика) [8]. В этот период в основном принимались публикации исследователей в области теории и методики обучения математике, методические разработки учителей математики, исследования, связанные с проблемой эвристического обучения математике и стимулирования творческой активности и эвристической деятельности обучающихся в процессе изучения математических дисциплин в высшей и средней школе.
Такой узконаправленный подход, с одной стороны, и углубление научного направления сборника, с другой стороны, создало предпосылки для переименования периодического издания.
В 1999 году сборник прошел перерегистрацию в ВАК Украины и стал называться «Дидактика математики: проблемы и исследования», что явилось закономерным результатом расширения сферы научных интересов его авторов. Нумерация выпусков продолжилась. Периодичность издания составила два выпуска в год.
С 2000 года сборник возглавляет Е. И. Скафа, доктор педагогических наук (с 2005 г.), профессор, заведующая кафедрой высшей математики и методики преподавания математики Донецкого национального университета (Донецкого государственного университета с марта 2023 года), ученица профессора Ю. А. Паланта.
Фото Е.И. Скафы (2004 год)
Проблематика эвристического обучения математике, формирования профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов, управления учебно-познавательной деятельностью школьников путем внедрения эвристико-дидактических конструкций продолжает оставаться одной из основных научно-методических линий сборника.
Многие годы в редакционную коллегию сборника входила доктор педагогических наук, профессор З.И. Слепкань - первая женщина в Советском Союзе, ставшая доктором педагогических наук по специальности методика преподавания математики, выдающийся ученый в области теории и методики обучения математике, прекрасный педагог, автор многочисленных научных трудов, учебников и учебных пособий. Исследования З.И. Слепкань охватывали проблемы развивающего обучения математике, личностно-ориентированного обучения в средних и высших учебных заведениях, развития творческого мышления учащихся и студентов. Этим проблемам были посвящены ее публикации в сборнике, которые вызывали огромный интерес как ученых Украины, так и зарубежных исследователей. Ее научные направления продолжали многочисленные ученики и последователи, публикации которых постоянно появлялись на страницах сборника. В 2006 году 25-й выпуск сборника был посвящен 75-летнему юбилею со дня рождения З.И. Слепкань. В качестве поздравлений Зинаиде Ивановне практически все ее ученики (их более 40 человек) представили свои статьи как научные отчеты о продолжаемой ими работе после защиты диссертаций.
В 2010 году сборнику «Дидактика математики: проблемы и исследования» был присвоен Международный стандартный номер для периодических изданий (ISSN), который широко используется во всём мире: он необходим библиотекам, подписным агентствам, исследователям и учёным, работающим в области информации, новостным агентствам и т. д. для идентификации сериальных изданий.
За годы существования сборника (с 1999 по 2013 годы) значительно расширилась его география. Публиковались научные статьи не только украинских авторов из Киева, Донецка, Черкасс, Полтавы, Днепродзержинска, но активно участвовали в обсуждении многих методических проблем исследователи Винницы, Сум, Бердянска, Житомира, Чернигова, Дрогобыча, Одессы и других регионов Украины.
Основные научно-методические линии, обсуждаемые на страницах сборника, вызывали интерес не только исследователей Украины, но и других стран. Вопросы эвристических мето-
(Г0)
дов в обучении математике обсуждались на страницах сборника российскими и белорусскими учеными, издавались статьи американских, болгарских, израильских коллег. В них рассматривались вопросы эвристического обучения математике, внедрения тестовых технологий в обучение, частных методик обучения математике в высшей школе, использования компьютерно-ориентированных средств обучения и др.
В статье 2013 года, приуроченной к двадцатой годовщине издания международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования», нами был подробно проанализирован путь его развития и описаны перспективные направления, составляющие его основу [9].
Основные традиции международного сборника научных работ. В международном научном сборнике «Дидактика математики: проблемы и исследования» освещались различные проблемы научных исследований в области теории и методики обучения математике, вопросы, связанные с рассмотрением современных тенденций развития методики математики в высшей школе, среди которых особое место занимало использование и разработка эвристических приемов в обучении, стимулирование профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов в процессе обучения математическим дисциплинам. Отдельным направлением статей стали работы, посвященные вопросам формирования методической компетентности будущих учителей математики, то есть готовности и способности работать, используя разнообразные современные дидактические системы и технологии обучения математике. Кроме того, большим блоком в сборнике выделялись частные методические проблемы преподавания математики, как в высшей школе, так и общеобразовательной, и профильной школе.
Исходя из сложившихся направлений статей, публикуемых в сборнике, с сорокового выпуска были введены следующие рубрики:
• методология научных исследований в области теории и методики обучения математике;
• современные тенденции развития методики обучения математике в высшей школе;
• научные основы подготовки будущего учителя математики;
• методическая наука - учителю математики.
В 2014 году произошли изменения в жизни и научной деятельности исследователей Донецкого региона. После майданных событий и государственного переворота в Киеве желание большинства жителей нашей области о сознательном выходе из состава Украины и возвращении в Россию вслед за Крымом не было принято руководством действующего Правительства Украины. Началась военная агрессия и изоляция наших территорий со стороны Украины. В ответ на это весной 2014 года был проведен всенародный референдум в Донбассе. Провозглашено, что Донбасс - это особый, исторически сложившийся регион, который имеет свои культурные, экономические и научно-интеллектуальные особенности, обусловленные его автономным положением, способствующим созданию Донецкой и Луганской Народных Республик в составе Великой России [7]. В мае 2014 г. были образованы Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика.
Из-за военных событий международный сборник «Дидактика математики: проблемы и исследования» (осенний выпуск 2014 года и весенний - 2015 года) не издавался.
В 2015 году сложилась ситуация, когда в Украине сознательно исключили научные издания Донбасса из информационного поля.
После ликвидации в 2005 году Донецкой фирмы наукоемких технологий (фирмы ТЕАН) и выхода её из состава учредителей сборника учредителями издания оставались три организации: Донецкий национальный университет (г. Донецк), Национальный
педагогический университет им. М.П. Драгоманова (г. Киев) и институт Педагогики НАПН Украины. В 2015 году киевские организации отказались сотрудничать с нашим изданием. Кроме того, все украинские исследователи не дали согласие на продолжение работы в составе редакционного совета, объясняя это запретом украинских властей сотрудничать с учеными, оставшимися на территории, не подконтрольной Украине.
Учредителем и издателем остался Донецкий национальный университет, взявший на себя ответственность за научные издания сборников и журналов, издающихся в ДонНУ.
В связи с произошедшими изменениями пришлось обновить состав редакционного совета и редакционной коллегии сборника. Редакционная группа, в которую в основном на протяжении многих лет входили преподаватели кафедры высшей математики и методики преподавания математики ДонНУ, много сил отдала тому, чтобы сохранить основные традиции периодического издания.
Понимая, что без интеграции в Российское научное сообщество исследования ученых Донецкого региона в области дидактики математики и само существование сборника стало бесперспективным, была проделана огромная работа по поиску новых членов редакционного совета из числа ведущих ученых России и Белоруссии в области теории и методики обучения математике.
Журнал возобновил свою работу, и осенью 2015 года был издан 42 выпуск, в редакционный совет которого вошли такие ученые, как: В.А. Гусев, доктор пед. наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия; В.Е. Фирстов, доктор пед. наук, профессор, Саратовский государственный университет, г. Саратов, Россия; О.Н. Гончарова, доктор пед. наук, профессор, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия; О.А. Саввина, доктор пед. наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия; И.А. Новик, доктор пед. наук, профессор, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, г. Минск, Белоруссия; Н.В. Бровка, доктор пед. наук, доцент, Белорусский государственный университет, г. Минск Белоруссия; С.В. Белый, доктор философии, профессор, Тройский Университет, г. Трой, штат Алабама, США.
Работа журнала продолжилась.
В том же 2015 году редакцией международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования» была подана заявка на включение его в Российский индекс научного цитирования для более полного представления в Российской Федерации и возможного притока новых исследователей, желающих публиковаться на его страницах. После заключения лицензионного договора с библиографической базой данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) (№ 825-12/2015 от 17 декабря 2015 г.) редакция подготовила документы и подала заявку на включение издания в международную базу данных Index Copernicus, в которой оно стало индексироваться с 2015 года.
В 2016 году издание было перерегистрировано как средство массовой информации в Министерстве информации Донецкой Народной Республики, утвержден Устав редакции Международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования», а также сборник вошел в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальностям 13.00.00 Педагогические науки (Приказ Министерства образования и науки ДНР № 1134 от 01.11.2016). Периодичность издания осталась 2 выпуска в год.
Соблюдая основные традиции нашего журнала как профильного издания для представления исследований в области теории и методики обучения математике и учитывая современные тенденции развития педагогических наук в условиях технологизации и цифровиза-ции образования, а также то, что сборник вошел в Перечень изданий ВАК ДНР по педагоги-
ческим наукам, нами с 2017 года расширены рубрики публикуемых статей. Выделилось такое направление как методология и технология профессионального образования, которое привлекло многих авторов к изданию своих научных результатов на страницах сборника.
Внимание редакции журнала постоянно было сосредоточено, как на качестве издаваемых работ, так и на возможности индексации издания в наукометрических базах.
В 2021 году был заключен лицензионный договор с ООО «Итеос» (КиберЛенинка) № 33518-01 от 16.06.2021, а также Google scholar (https://scholar.google.ru/citations?user= COtB_MkAAAAJ&hl=ru). Кроме того, с 2021 года каждой статье, опубликованной в журнале, присваивается DOI (идентификатор цифрового объекта), который служит идентификации академической, профессиональной и правительственной информации такой, как журнальные статьи, отчеты об исследованиях, наборы данных и официальные публикации.
В 2022 году, как для Донбасса, так и для журнала наступила новая веха. Донецкая Народная Республика вошла в состав Российской Федерации, тем самым став частью огромной России. В связи с этим в 2023 году ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» переименован в ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», а перед редакцией журнала возникла необходимость вывода его на уровень ведущих научных изданий РФ.
Перспективы развития журнала. В настоящее время нашей основной задачей является включение периодического издания «Дидактика математики: проблемы и исследования» в Российской Федерации в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК РФ). С этой целью изменена периодичность выхода выпусков (с 2023 г. - 4 раза в год), расширен состав редакционного совета.
Ведущие ученые и исследователи в области научных специальностей 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (математика) и 5.8.7 Методология и технология профессионального образования вошли в состав редакционного совета журнала. Среди них: С.В. Белый, доктор философии, профессор (Трой, Алабама, США); Н.В. Бровка, доктор пед. наук, профессор (Минск, РБ); О.Н. Гончарова, доктор пед. наук, профессор (Симферополь, РФ); Г.В. Горр, доктор физ.-мат. наук, профессор (Донецк, РФ); М.В. Егупова, доктор пед. наук, доцент (Москва, РФ); В.В. Казаченок, доктор пед. наук, профессор (Минск, РБ); М.В. Носков, доктор физ.-мат. наук, профессор (Красноярск, РФ); И.Е. Малова, доктор пед. наук, профессор (Брянск, РФ); Т.Т. Ротерс, доктор пед. наук, профессор (Луганск, РФ); О.А. Саввина, доктор пед. наук, профессор (Елец, РФ); Р.К. Сережникова, доктор пед. наук, профессор (Орехово-Зуево, РФ); О.В. Тарасова, доктор пед. наук, профессор (Орел, РФ); Р.А. Утеева, доктор пед. наук, профессор (Тольятти, РФ); О.Д. Федотова, доктор пед. наук, профессор (Ростов-на-Дону, РФ); Н.В. Фунтикова, доктор пед. наук, доцент (Луганск, РФ); И.В. Чеботарева, доктор пед. наук, профессор (Луганск, РФ).
Все вышеперечисленные ученые активно публикуют свои научные разработки в ДМ, а также привлекают к изданию статей в сборнике коллег, аспирантов, преподавателей и учителей, рецензируя их работы и представляя в журнале.
Основными рубриками издаваемых статей выбраны:
□ методология и технология профессионального образования;
□ современные тенденции развития методики обучения математике в высшей школе;
□ научные основы подготовки будущего учителя;
□ методическая наука - учителю математики и информатики.
В настоящее время ДМ — это:
• периодическое издание (4 раза в год);
• журнал, отражающий достижения в области науки и образования по следующим научным специальностям:
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования: математика);
5.8.7. Методология и технология профессионального образования;
• ISSN: 2079-9152;
• импакт-фактор РИНЦ: 0,4;
• индексация журнала:
Выводы. Таким образом, пройдя за 30 лет путь от регионального сборника научных работ «Эвристика и дидактика точных наук» до периодического международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования», журнал подтвердил свой статус научного издания, в котором представлены актуальные проблемы исследований в области методологии и технологии профессионального образования, вопросы, связанные с рассмотрением современных тенденций развития теории и методики обучения математике, среди которых особое место занимает разработка и использование эвристических приемов в обучении, стимулирование профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов в процессе обучения в высшей профессиональной школе. Отдельным направлением статей, издаваемых в сборнике, являются работы, посвященные вопросам формирования методической компетентности будущих учителей, в том числе и учителей математики.
1. Абатурова, В.С. О роли международной научной конференции в развитии исследовательской методической деятельности учителя математики /В.С. Абатурова, И.Е. Малова // Математический форум (Итоги науки. Юг России). - 2023. - Т. 15. - С. 138-139.
2. Воронов, М.В. Методические аспекты формализации описания задач /М.В. Воронов // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - 2023. - № 10. - С. 1721. - DOI 10.25206/2307-5430-2023-10-17-21
3. Зивенко, Д.С. Математические задачи-сказки / Д.С. Зивенко, В.Е. Пырков //Математика. Первое сентября. - 2021. - № 4. - С. 10-14.
4. Ласунский, А.В. О некоторых приложениях дифференциальных уравнений в математическом моделировании динамики численности биологических популяций / А.В. Ласунский //Математика в высшем образовании. - 2022. - № 20. - С. 21-36.
5. Лебедев, К.А. Применение педагогических ценностей русской школы для изучения математики /К.А. Лебедев //Математическое образование. - 2017. - № 3 (107). - С. 5-13.
6. Петрова, О. А. Критическое мышление и учебные действия при обучении математике / О. А. Петрова // Математика в школе. - 2023. - № 8. - С. 47-54. - DOI 10.47639/01309358 2023 8 47.
7. Русский Донбасс: исторические, духовно-интеллектуальные и экономические основы: коллективная монография / под редакцией проф. С.В. Беспаловой. - Донецк : ДонНУ, 2021. - 284 с.
(Г4)
8. Скафа, Е.И. Реализация основных научно-методических направлений на страницах международного сборника «Дидактика математики: проблемы и исследования» (к 15-летнему юбилею) / Е.И. Скафа, Е.В. Тимошенко // Дидактика математики : проблемы и исследования. - 2008.
- Вып. 30. - С. 9-13.
9. Скафа, Е.И. Двадцатилетний рубеж и перспективные направления научного издания «Дидактика математики: проблемы и исследования» / Е.И. Скафа // Дидактика математики : проблемы и исследования. - 2013. - Вып. 40. - С. 9-12.
10. Скафа, Е. Средства формирования методической компетентности будущего учителя в системе эвристического обучения математике / Е. Скафа // Mathematics and Informatics : Journal of Education Research. - vol.56. - number 3, Sofia, 2013. - C. 211-223.
11. Arithmetic word problem solving. Analysis of Singaporean and Spanish textbooks / S. Vicente, L. Verschaffel, R. Sánchez, D. Múñez // Educational Studies in Mathematics. - 2022. - Vol. 111, No. 3.
- P. 375-397. - DOI 10.1007/s10649-022-10169-x.
12. Bergsten, C. Conceptual or procedural mathematics forengineering students-views of two qualified engineers from two countries / C. Bergsten, J. Engelbrecht, O. Kagesten // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. - 2015. - 46(7). - Рр. 979-990.
13. Berlin, D.F. Integrating science and mathematics education: Historical analysis / D.F. Berlin, H. Lee // School Science and Mathematics. - 2005. - 105(1). - Рр. 15-24.
14. Yevsyeyeva, Е., Skafa, O. Game Theory in economics education / Elena Yevsyeyeva, Ole-na Skafa ; Publishing House of Wroclaw University of Economics // Didactics of mathematics. -2016. - № 13(17). - P. 39-52.
ORIGINS, TRADITIONS, PROSPECTS: THE THIRTIETH ANNIVERSARY OF THE MAGAZINE'S PUBLICATION «DIDACTICS OF MATHEMATICS: PROBLEMS AND INVESTIGATIONS»
Skafa Elena,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Evseeva Elena,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Timoshenko Elena,
Candidate of Pedagogical Sciences Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
Abstract. The article provides a retrospective analysis of the publication of the collection of scientific papers "Didactics of Mathematics: Problems and Investigations", which marks the thirty-year milestone of its existence. From the scientific and methodological publication of the Donetsk region, the collection was transformed into a periodical included in the List of the Higher Attestation Commission of Ukraine in 1999, then into the List of the Higher Attestation Commission of the Donetsk People's Republic in 2016. The collection became a periodic international journal covering problems related to scientific directions in the field of theory and methods of teaching mathematics, as well as the methodology and technology ofvocational education. The authors, who were at the origins of the collection, describe the main milestones in the development of the journal and the prospects for its further improvement.
Keywords: scientific publication, didactics of mathematics, the main directions of the journal's publication, theory and methodology of teaching mathematics, prospects for the development of the journal.
For citation: Skafa E., Evseeva E., Timoshenko E. (2023). Origins, Traditions, Prospects: the thirtieth anniversary of the magazine's publication «Didactics of Mathematics: Problems and Investigations». Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 4 (60), pp. 7-15. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-7-15.
Статья поступила в редакцию 20.11.2023
СНУ