Научная статья на тему 'ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ: СЯО ЮМЭЙ И КОНСЕРВАТОРИЯ МУЗЫКИ ПЕКИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ: СЯО ЮМЭЙ И КОНСЕРВАТОРИЯ МУЗЫКИ ПЕКИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / КИТАЙСКИЙ КОМПОЗИТОР СЯО ЮМЭЙ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Таотао

Цель исследования - раскрыть истоки современной китайской музыки, на формирование которой значительное влияние оказал Сяо Юмэй (萧友梅) (1884-1940 гг.), китайский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. В статье охарактеризован творческий и профессиональный путь выдающегося китайского деятеля в области музыкального искусства и музыкального образования, описаны важные вехи в истории организации Консерватории музыки Пекинского университета, первого в Китае профессионального музыкального образовательного учреждения, основателем которого стал Сяо Юмэй. Научная новизна работы заключается в выявлении вклада Сяо Юмэй и деятельности Консерватории музыки Пекинского университета в современное музыкальное искусство и профессиональное музыкальное образование Китая. В результате исследования автор доказал, что роль и место Сяо Юмэй в зарождении современной китайской музыки сложно переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF MODERN CHINESE MUSIC: XIAO YUMEI AND THE PEKING UNIVERSITY CONSERVATORY OF MUSIC

The aim of the study is to reveal the origins of modern Chinese music, the formation of which was significantly influenced by Xiao Yumei (萧友梅) (1884-1940), a Chinese composer, teacher, musical and public figure. The article describes the creative and professional path of the outstanding Chinese figure in the field of musical art and music education, describes important milestones in the history of the Peking University Conservatory of Music, the first professional music educational institution in China, founded by Xiao Yumei. The scientific novelty of the work lies in identifying the contribution of Xiao Yumei and the activity of the Peking University Conservatory of Music to contemporary musical art and professional music education in China. As a result of the study, the author has proved that the role and place of Xiao Yumei in the emergence of modern Chinese music is difficult to overestimate.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ: СЯО ЮМЭЙ И КОНСЕРВАТОРИЯ МУЗЫКИ ПЕКИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

rpamoTQ Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2023. Том 16. Выпуск 1. С. 67-70 | 2023. Volume 16. Issue 1. P. 67-70

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Истоки современной китаискои музыки:

Сяо Юмэй и Консерватория музыки Пекинского университета

Чжао Таотао

Аннотация. Цель исследования - раскрыть истоки современной китайской музыки, на формирование которой значительное влияние оказал Сяо Юмэй (МЙШ) (1884-1940 гг.), китайский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. В статье охарактеризован творческий и профессиональный путь выдающегося китайского деятеля в области музыкального искусства и музыкального образования, описаны важные вехи в истории организации Консерватории музыки Пекинского университета, первого в Китае профессионального музыкального образовательного учреждения, основателем которого стал Сяо Юмэй. Научная новизна работы заключается в выявлении вклада Сяо Юмэй и деятельности Консерватории музыки Пекинского университета в современное музыкальное искусство и профессиональное музыкальное образование Китая. В результате исследования автор доказал, что роль и место Сяо Юмэй в зарождении современной китайской музыки сложно переоценить.

EN

The origins of modern Chinese music:

Xiao Yumei and the Peking University Conservatory of Music

Zhao Taotao

Abstract. The aim of the study is to reveal the origins of modern Chinese music, the formation of which was significantly influenced by Xiao Yumei (1884-1940), a Chinese composer, teacher, musical

and public figure. The article describes the creative and professional path of the outstanding Chinese figure in the field of musical art and music education, describes important milestones in the history of the Peking University Conservatory of Music, the first professional music educational institution in China, founded by Xiao Yumei. The scientific novelty of the work lies in identifying the contribution of Xiao Yumei and the activity of the Peking University Conservatory of Music to contemporary musical art and professional music education in China. As a result of the study, the author has proved that the role and place of Xiao Yumei in the emergence of modern Chinese music is difficult to overestimate.

Введение

Сяо Юмэй (^^Ш) (1884-1940 гг.) - один из первых китайских студентов, обучавшихся за границей в истории современной китайской музыки, и первый китайский музыкант, получивший докторскую степень за границей. Всю свою жизнь он посвятил развитию музыкального образования в Китае: основал первое в Китае профессиональное музыкальное учебное заведение - Консерваторию музыки Пекинского университета, написал первые профессиональные учебники по музыке и представил западную теорию музыки в Китае, разработал слияние китайской и западной музыки. Кроме того, он также создал первый в истории современной китайской музыки настоящий китайский оркестр, полностью состоящий из китайцев. Сяо Юмэй является основателем современной китайской музыки, исследователем теории музыки, внесшим большой вклад в развитие современной китайской музыки и культуры.

В задачи исследования входит:

1. описание творческого и профессионального пути выдающегося китайского композитора, деятеля культуры Сяо Юмэй;

2. обозначение главных этапов в истории создания первого китайского профессионального музыкального образовательного учреждения, Консерватории музыки Пекинского университета;

3. определение вклада, который внесли Сяо Юмэй и другие преподаватели Консерватории музыки Пекинского университета в развитие современного музыкального искусства и музыкального образования в Китае.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20230023

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

В качестве теоретической базы исследования использовались труды китайских ученых в области теории и истории музыки, рассматривающие процесс зарождения современного музыкального искусства и музыкального образования в Китае 1980; 1990a; 1990b; Д^М, 2006; «АА^, 1929), а также работы самого Сяо Юмэй (Ш'ЖШ, 1920; 1923; ЖШ, МШЙЙ, 1946).

Основная часть

Сяо Юмэй - китайский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1902 году он отправился на учебу в Японию, учился в Токийской высшей педагогической школе и параллельно изучал фортепианную, вокальную музыку в Токийской императорской консерватории. С 1906 по 1909 годы во время обучения в Императорском университете Токио по направлению педагогики он продолжал изучать фортепианную и вокальную музыку. Для совершенствования своего музыкального образования в ноябре 1912 года Сяо Юмэй был направлен на учебу в Германию за счет госбюджета, где учился на кафедре теоретической композиции Лейп-цигской консерватории. В течение четырех лет он занимался под руководством известного пианиста Роберта Тайхмюллера. В июле 1916 года Сяо Юмэй защитил докторскую диссертацию «Историческое исследование китайского оркестра до XVII века» (нем. „Eine geschichtliche Untersuchung über das chinesische Orchester bis zum 17. Jahrhundert"). В 1919 году получил докторский диплом.

В 1916 году несколько студентов - любителей музыки Пекинского университета, высшего учебного заведения Китая, спонтанно организовали общество по изучению музыки - «Музыкальную группу» (^^Ш), которая позже была переименована в «Музыкальное общество» В 1919 году по предложению ректора Цай

Юаньпэй (Шж>Ш) Музыкальное общество стало «Обществом музыкальных исследований Пекинского университета» (ÄTÄ, 1980; 1919). Поскольку в Пекинском университете не было профессиональных преподавателей музыки, членам Общества было очень трудно улучшать качество своего музыкального исполнения, студенты предложили ректору нанять преподавателя. Так, в 1920 году, после возвращения Сяо Юмэй в Китай, он получил приглашение от Цай Юаньпэй заниматься музыкальным образованием в Пекинском университете. Было организовано преподавание по четырем дисциплинам: теория музыки, история музыки, гармония и методика композиции (Д^М, 2006).

Занятие Сяо Юмэй должности преподавателя музыки в Пекинском университете открыло новую эру современного китайского музыкального образования. Проучившись за границей почти 20 лет, Сяо Юмэй относительно глубоко понимал и изучал историю музыкального образования, научные методы управления учебными заведениями в зарубежных странах, особенно в Германии, Франции, Италии, Японии. Вернувшись в Китай, он опубликовал первую статью «Что такое музыка? Зарубежные музыкальные учебные заведения, что такое обучение музыке? Причины неразвитости китайского музыкального образования»

(^^Ш, 1923) Путем сравнения китайского и западного музыкального образования в статье указывались недостатки китайского музыкального образования, а также предполагалось, что неразвитость китайского музыкального образования связана с отсутствием внимания к данным недостаткам.

Поэтому в 1922 году, чтобы создать профессиональное музыкальное учебное заведение, Сяо Юмэй предложил реорганизовать «Общество музыкальных исследований Пекинского университета» в «Консерваторию музыки Пекинского университета» Это было первое профессиональное музыкальное учебное заведение в Китае, положившее начало профессиональному музыкальному образованию в стране («А^, 1929).

Летом 1922 года Консерватория начала набор студентов. С целью преподавания западной музыки (теории музыки и исполнительских дисциплин) и развития наследия китайской народной музыки Консерватория предлагала три формы обучения: бакалавриат, педагогическое образование и факультативы. Бакалавриат был предназначен в основном для обучения профессиональных музыкантов с пятью профилями подготовки, такими как композиция, фортепиано, скрипка, музыка духовых инструментов и вокальная музыка. В рамках педагогического образования осуществлялась подготовка учителей начальных и средних школ. Факультативы были доступны для любителей музыки независимо от возраста или национальности (ЙИЙ, 1990a).

Учебная программа Консерватории была очень насыщенная, сопоставимая с зарубежными музыкальными консерваториями. Преподавали не только музыковедение, гармонию, композицию и историю музыки, но и курсы по сольному пению, хоровому пению и музыке с западными инструментами и т. д. Во время своей работы в Консерватории Сяо Юмэй читал различные курсы, в том числе базовую теорию музыки, гармонию, композицию, историю китайской и западной музыки, дирижирование оркестром и т. д. В то же время он также привлек многих отличных преподавателей для обучения и воспитал многих талантов.

В апреле 1922 года Сяо Юмэй сформировал первый в Китае полностью китайский оркестр, в который входило до 16 человек. Он сам являлся дирижером оркестра. За пять лет существования оркестр провел более 40 концертов и исполнил многие всемирно известные произведения, такие как Симфония № 5 до минор, op. 67 и Симфония № 6 фа мажор, op. 68 Л. Бетховена, «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Военная симфония» Й. Гайдна и др. (ЙИЙ, 1990b). Помимо исполнения всемирно известных произведений, Сяо Юмэй также написал много собственных музыкальных сочинений, например:

4. «Патриотическая песня - Движение четвертого мая» (1920 г.) в ознаменование первой

годовщины «Движения четвертого мая» являлась одной из первых хоровых песен Китая на антиимпериалистические и патриотические темы (^^Ш, МШЙЙ, 1946).

Манускрипт. 2023. Том 16. Выпуск 1

69

5. «Цин Юнь Гэ» (песня «Счастливые предзнаменования» (вольный перевод)) (Й^^) (1920 г.) была официально объявлена «государственным гимном» Бэйянским правительством 1 июля 1921 г.

6. Сольное произведение «Вэнь» («Спросить» (вольный перевод)) (Й) (1922 г.) - его наиболее влиятельное произведение, основанное на характеристиках песен немецких музыкальных стилей, и выражает беспокойство молодежи о гибели страны. Песню пели молодые студенты и интеллектуалы (ЖЙШ, МШЙЙ, 1946).

7. Оркестровая музыка «Новое одеяние из радужных перьев, op. 39» (ШШШЩ^Ш) (1923 г.) - первая китайская симфония с использованием китайского стихотворения, основанная на западной теории музыки.

8. Оркестровая музыка «Траурмарш, op. 24» (Ж'^-ЖтЙ) (1925 г.) - в память об умершем старом друге Сунь Ятсене.

Помимо композиций, Сяо Юмэй также написал ряд учебников по музыке, таких как «Общая теория музыки» (-^й^Щ) (1920 г.), «Современная история западной музыки» (1920-1923 гг.), «Учебник скрипки» (d^^fttt^) (1927 г.). Подача материала в этих учебниках строилась по принципу от простого к сложного, что способствовало популяризации и совершенствованию музыкального образования в стране.

В то же время Сяо Юмэй создал большое количество песен в различных формах для обучения будущих музыкантов в учебных заведениях и объединил их в разных сборниках: «Сборник современных песен» (^^ttft) (1922 г.), «Сборник новых песен» (ШШЛМ) (1923 г.), «Сборник песен» (^ft) (1924-1925 гг.). В дополнение к этому он написал множество работ по теории музыки и музыкальных трактатов. Одна из самых известных его работ - «Сравнительное исследование китайской и западной музыки» (ФШ^ЯЙЙЬ^Й-СТЙ) (ЖЙШ, 1920). Метод сравнения может помочь людям расширить свой кругозор, увидеть разницу между китайской музыкой и западной музыкой, а также лучше узнать характеристики и ценность китайской музыки.

Хотя Консерватория музыки Пекинского университета была вынуждена закрыться в 1927 году по политическим причинам, разработанная в ее стенах профессиональная модель преподавания музыки дала ценный опыт для учреждения других музыкальных учебных заведений («Л^, 1929).

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило автору статьи прийти к следующим выводам. Сяо Юмэй основал первую профессиональную музыкальную школу в истории современной китайской музыки, создал первый небольшой оркестр, полностью состоящий из китайцев, и был первым музыкальным педагогом, систематически знакомившим обучающихся с западной музыкальной теорией. Он внес большой вклад в современное профессиональное музыкальное образование, открыв новую эру музыкального образования в Китае.

Перспективы дальнейшего исследования. Изучение профессионального пути деятеля Сяо Юмэй и истории Консерватории музыки Пекинского университета проливает свет на развитие китайской музыки в начале XX века. Для того чтобы полно воспроизвести становление и развитие китайской музыкальной науки и образования первой половины ХХ века, необходимо более подробно исследовать деятельность других китайских музыковедов. Наличие большого числа потенциальных тем для исследования позволяет надеяться на продолжение научных изысканий в данной области.

Источники | References

1. Лм: ЛЖФ^^М, 1980ф (Гао Пиншу. Хроника Цай Юаньпэй. Пекин: Пекинская книжная компания «Чжунхуа», 1980).

2. ,*ЙШ. // 1923ф. Ш12Ш (Сяо Юмэй. Надежда Музыкального института на школу // 25 лет со дня основания Пекинского университета. 1923. № 12).

3. ^ЙШ. ФШ^ЯЙЧ№ММ% // ^Я^Й. 1920ф. Щ10Щ (Сяо Юмэй. Сравнительное исследование китайской и западной музыки // Музыкальный журнал. 1920. № 10).

4. ,*ЙШ, МШЙЙ. ^fafffe. ±ft: 1946ф (Сяо Юмэй, Чжао Мэйбо. Закон о хоровом дирижировании. Шанхай: Шанхайская коммерческая библиотека, 1946).

5. ЛЛ^ЯВДЙ^ШМ // ЛЖЛ^ВТУ. 1919ф 1Д 300 (Устав Общества музыкальных исследований Пекинского университета // Ежедневный журнал Пекинского университета. 2019. 30 января).

6. #Нй. ЛЖЛ^^Я^^ВДЙЯЛ' // 1990аф. (Хань Гохуан. Институт музыкальных исследований Пекинского университета (часть 1) // Музыкальное искусство. 1990a. № 1).

7. #Нй. // 1990b ф. (Хань Гохуан. Институт музыкальных исследований Пекинского университета (часть 2) // Музыкальное искусство. 1990b. № 2).

8. ДШ. // ФН^Я. 2006ф. (Чжоу Инчэнь. От Общества музыкальных исследований к Музыкальному институту - исследование образования в области старинной музыки в Пекинском университете // Китайская музыка. 2006. № 2).

9. «Л^. // ЛЖЛ^ВТУ. 1929ф. ®5J$ (Юань Цунфан. История Музыкального института и значение исследовательского движения // Ежедневная газета Пекинского университета. 1929. № 5).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Чжао Таотао1

1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Zhao Taotao1

1 Lomonosov Moscow State University

1 taotao.zhao@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 16.01.2023; опубликовано (published): 31.03.2023.

Ключевые слова (keywords): современная китайская музыка; китайский композитор Сяо Юмэй; музыкальное искусство; музыкальное образование; скрипичное искусство; modern Chinese music; Chinese composer Xiao Yumei; musical art; music education; violin art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.