Научная статья на тему 'Истоки русской легенды и проблема ее классификации'

Истоки русской легенды и проблема ее классификации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1107
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки русской легенды и проблема ее классификации»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТ УРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 144-146

УДК 80

ИСТОКИ РУССКОЙ ЛЕГЕНДЫ И ПРОБЛЕМА ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ

И. П. Савчук

Легенда - непростое и интересное явление народной духовной культуры. Ее происхождение связано с влиянием новой для Руси православной веры, а ее сюжеты и образы вобрали в себя как реалии и темы библейской, мировой и русской религиозной истории, так и многие языческие верования. «Легенда от своих классических образцов до спорных в жанровом отношении нарративов способна дать человеку, носителю традиционного сознания, ответы практически на все вопросы бытия, оберегая его мораль и регулируя его поведение в крестьянской общине: строение Вселенной и место в ней Бога, дьявола, человека и всего живого, начало мира и его конец, жизнь Иисуса и персонажей Священного Предания и Писания, религиозная история родного края, человеческие грехи и добродетели» [9: 52] - вот далеко не полный перечень тем, освещаемых русской религиозной фольклорной легендой.

Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, в то же время соединена с житейскими понятиями и представлениями. «Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной - от определяющего до весьма поверхностного. Но свободных от христианской веры легенд не существует» [1: 445]. Именно по этой причине ученые предложили классификацию легендарных мотивов и сюжетов, основываясь на их близости к темам и содержанию письменных произведений.

Одним из первых к жанру легенды обратился А. Н. Веселовский. Его труд касался изучения истории развития христианской легенды [3: 35]. Изучал легенду и А. Н. Пыпин. Редкие исследования о легенде можно было встретить в статьях советских исследователей первой половины ХХ века. К ним относится статья В. Л. Комаровича «Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд» (1936) [5: 10]. Дело в том, что до начала 1970-х годов советские литературоведы вообще избегали употребления термина «легенды», и произведения, имеющие черты, присущие легенде, оставались за рамками анализа.

Неясность в определении жанра и сущности легенды существовала долгое время. А. Н. Пыпин выделил «рассказы о жизни Спасителя, о подвигах его учеников» [7: 120]. Эти легенды у В. Я Проппа носят название: «Странствующее божество (о Христе и его апостолах)» [6: 83-288].

А. Н. Пыпин писал: «Любопытство народа пошло и далее, оно остановилось на прошедшей истории человека, на сотворении мира и судьбе первых людей» [7: 175]. В. Я Пропп выделял следующие типы легенд: «космогонические», «легенды о святых», «о загробной жизни», «легенды о грешниках и праведниках» [6: 125]. В особый разряд А. Н. Пыпин выделил «ветхозаветные легенды» [7: 170]. В. Я. Пропп же в свою очередь расширил разряд и назвал его «легенды сказочного происхождения» [6: 170]. Однако помимо этих классификаций существует еще немало легенд на другие темы. Например, легенды о преступлениях и семейных отношениях (детоубийстве, долге перед родителями); о грехопадении (скупость, пьянство, лень, тунеядство); о судьбе и смерти.

В хрестоматии под редакцией В. П. Морохина выделяется несколько групп: легенды космогонические, зоогонические, этногонические, легенды с религиозно-апокрифическими сюжетами, легенды о наказании и вознаграждении, легенды о человеческой судьбе и смерти, легенды социалъно-утопического содержания, легенды об исторических событиях или лицах, легенды социально-бытового характера, легенды сатирического плана. Однако классификации других жанров несказочной прозы, представленные в хрестоматии В. Н. Морохи-на, не согласованы между собой, повторяют, дублируют друг друга. Так, например, исторические предания то же самое, что и легенды об исторических событиях или лицах; или топонимические предания похожи на группы этиологических и этногонических легенд.

И. П. Савчук. ИСТОКИ РУССКОЙ ЛЕГЕНДЫ И ПРОБЛЕМА ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Современные исследователи С. В. Алпатов, Ю. М. Шеваренкова выделяют легенды о грехе, эсхатологические, о святых местах и др. Классификация легенд остается незавершенной. В такой работе важнее всего избежать утраты единого основания деления: классификация может принимать во внимание либо различие персонажей, либо различение степени близости к источнику.

Можно различать легенды и по преобладающему типу их рассказа (в зависимости от соприкосновения их с другими видами устной прозы, например, с быличками о черте и бесах).

А. Н. Пыпин писал: «От самого содержания легенда имеет серьезный тон, который только впоследствии переходит иногда в шутку» [7: 171]. Что же касается отношения фольклорной легенды к произведениям древней книжности, то оно охарактеризовано В. Я. Проппом так: «Под "легендой" в науке о фольклоре может пониматься только "устная" легенда, а не письменная, это не есть заимствованный жанр, совпадающий с книжным источником» [6: 273]. «У народной легенды все свойства фольклорного произведения - содержание и поэтика» [1: 553]. Персонажи легенд - святые, Богородица и сам Христос - постоянно во время своих страннических хождений по Русской земле творят справедливый суд. Например, есть легенда о том, как Христос отблагодарил бедного мужика за щедрость, с которой тот поделился с ним зерном. «Когда стали молоть остаток зерна, мука все сыпется да сыпется! Что за диво! Всего зерна - то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да еще и осталось, что молоть: мука себе все сыпется да сыпется... Мужик не знал, куды и собирать -то» («Чудо на мельнице») [2: 32-33].

Христос и два апостола творят чудеса во славу бедного и страждущего и на погибель богатых, корыстных, жадных. В одной из легенд рассказывается, что мужик кнутом отстегал Ивана Милостивого: святой не хотел поутру вставать и идти молотить [2, с. 31-32].

Бог наказал и Касьяна-угодника за то, что тот не помог мужику воз вытащить - не пожелал марать райское платье, Бог отблагодарил Николая-угодника, потому что тот помог. С той поры Касьяну только в високосный год служат молебны (29 февраля), а Николаю - дважды в год (9 мая и 6 декабря) [2: 33].

Легенды часто сближаются с бытовыми сказками. «Некоторые из них обрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания (сотворение мира, потоп, грех Адама и Евы)» [1: 555]. Именно это позволило В. И. Чичерову именовать легенды «сказками-легендами» [8: 295-298]. А. Н. Афанасьев писал об усвоении ими «атрибутов чисто сказочного эпоса» [2: 36].

В легендах преломляется совокупность христианских представлений, связанных с беспомощностью человека не столько перед природными, сколько перед социально-общественными силами.

Легенда тоже не обязательно создается на основе произведения иного типа - рассказа очевидца или предания, - а может рождаться из других легенд путем контаминации или переосмысления мотивов, путем объединения нескольких легенд или вычленения части одной легенды в самостоятельно бытующий текст.

Что же касается христианских легенд, то тесная связь их с литературной традицией несомненна - это подкрепляется исследованиями, опирающимися на анализ большого фактического материала [3: 105]. Однако такой путь возникновения свойствен не только легендам, но и многим произведениям других разновидностей фольклора.

Христианские легенды иногда являют собой вольную переработку в народной среде того или иного евангельского рассказа - описанного апостолами эпизода земной жизни Христа. Но чаще источниками устных легенд служили так называемые апокрифы. Это не признававшиеся церковью литературные сочинения религиозного содержания. Хотя они считались ложными и были даже официально запрещены, в дошедших до нас средневековых рукописях много апокрифических сказаний. Назидательные идеи этих сочинений (не расходившиеся существенно с каноническими, т.е. освященными церковью) были часто облечены в форму занимательного рассказа. Это обусловливало повышенный интерес к ним в народной среде,

Развитие филологии и культуры Западной Сибири: история и современность

переход апокрифа в легенду, распространявшуюся устно гораздо шире, чем ее письменный первоисточник.

Таким образом, в своем исследовании мы исходим из положения, что «в основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику... Элементы необыкновенного обычно сводятся к следующему: с героем происходит чудо или чудо героем засвидетельствовано; герой переживает падения в страстях и восстания, духовные обновления и социальные превращения; обязательна личная выдвинутость героя из ряда обыденных персонажей; экзотична обстановка действия - экзотична для современности и среды, передающей легенду; просветляющий, дидактического значения конец зачастую соединен с всеразрешающим вмешательством высшей силы» [4: 432-434].

Изучая жанр легенды, мы выделяем следующие ее признаки:

1) наличие событий, осмысленных фантастически;

2) героями легенды могут быть сверхъестественные существа;

3) ядром легенды является чудо, осмысленное как реальность.

Главным свойством их жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад [1: 560]. Их фантастика не шла от языческой демонологии, но не чужда ей. Принятие Русью христианства повлекло за собой проникновение в языческие формы осознания реальности важнейших церковных понятий. Спустя несколько веков можно было уже говорить о том, что место единого осмысления жизни заступило сложное смешение языческих и христианских понятий. Смешением в особенности были сильно затронуты этиологические предания... [10:561].

Литература

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: Учеб. / В. П. Аникин. - М.:Высш. Шк., 2001.

2. Афанасьев, А. Н. Народные русские легенды. М., 1984.

3. Веселовский, А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды. Журн. Мин. Нар. Просв. 1875-1877.

4. Зуева, Т. В. Легенда // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М. : НПК «Интелвак», 2001. - С. 432-434.

5. Комарович, В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. - М. ; Л., 1936.

6. Пропп, В. Я. Собр. трудов. Поэтика фольклора. М., 1998.

7. Пыпин, А. Н. Русские народные легенды (по поводу издания г-на Афанасьева в Москве 1860 г.) // Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990.

8. Чичеров, В. И. Русское народное творчество. М., 1959.

9. Шеваренкова, Ю. М. Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях, Ижевск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.