Научная статья на тему 'Истоки расового разделения в Веслианской церкви США'

Истоки расового разделения в Веслианской церкви США Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСЛИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РАСОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЛИЧНАЯ СВЯТОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СВЯТОСТЬ / THE WESLEYAN CHURCH / RACIAL SEGREGATION / SOCIAL SERVICE / CHRISTIANITY / PROTESTANTISM / PERSONAL HOLINESS / SOCIAL HOLINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даведьянов Андрей Валерьевич

В статье рассматриваются исторические причины расовой сегрегации в одной из множества протестантских деноминаций в США Веслианской церкви. В ходе исследования проблемы освещаются негативные последствия разделения общества в целом и веслианских общин в частности по признаку расовой принадлежности. Автор обосновывает положение о том, что расовое разделение внутри Веслианской церкви прямо противоречит христианскому богословию и приводит к снижению эффективности в деятельности Веслианской церкви в решении важнейших общественных задач, связанных с гуманитарной миссией организации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF RACIAL DIVISION IN THE WESLEYAN CHURCH OF THE UNITED STATES OF AMERICA

The article examines the historical reasons of racial segregation in one of the many Protestant denominations in the USA the Wesleyan Church. The study of the problem highlights the negative consequences of the society division in general and the Wesleyan communities in particular on the basis of the racial criterion. The author substantiates the position that racial division within the Wesleyan Church is in direct contradiction with Christian theology and reduces the efficiency of the Wesleyan Church activity in the solution of the major social problems related to the humanitarian mission of the organization in the society.

Текст научной работы на тему «Истоки расового разделения в Веслианской церкви США»

Даведьянов Андрей Валерьевич

ИСТОКИ РАСОВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ В ВЕСЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ США

В статье рассматриваются исторические причины расовой сегрегации в одной из множества протестантских деноминаций в США - Веслианской церкви. В ходе исследования проблемы освещаются негативные последствия разделения общества в целом и веслианских общин в частности по признаку расовой принадлежности. Автор обосновывает положение о том, что расовое разделение внутри Веслианской церкви прямо противоречит христианскому богословию и приводит к снижению эффективности в деятельности Веслианской церкви в решении важнейших общественных задач, связанных с гуманитарной миссией организации в обществе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/7-1/8.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 32-34. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

SOVIET COMPOSERS' SONATA FOR CELLO AND PIANO IN THE LIGHT OF ARTISTIC TENDENCIES OF THE XX-CENTURY MUSIC

Gudozhnikova Ol'ga Nikolaevna

Magnitogorsk State Conservatory (Academy) named after M. I. Glinka gudozolga@yandex. ru

The article discovers the specifics of developing the soviet sonata for cello and piano in the light of the basic artistic tendencies of the XX-century music. The author pays special attention to the following issues: the vital importance and stable priority of chamber genres in the XX-century music, the bloom of cello performance, growing interest for cello as an instrument of rich semantic and instrumental potentials, the co-authorship of performers and composers, the potentials of classical genres to implement the basic tendencies of the XX-century music.

Key words and phrases: sonata for cello and piano; basic artistic tendencies of the XX-century music; chamber; chamber genres; co-authorship of performers and composers; cello; M. L. Rostropovich.

УДК 124.5

Философские науки

В статье рассматриваются исторические причины расовой сегрегации в одной из множества протестантских деноминаций в США - Веслианской церкви. В ходе исследования проблемы освещаются негативные последствия разделения общества в целом и веслианских общин в частности по признаку расовой принадлежности. Автор обосновывает положение о том, что расовое разделение внутри Веслианской церкви прямо противоречит христианскому богословию и приводит к снижению эффективности в деятельности Веслианской церкви в решении важнейших общественных задач, связанных с гуманитарной миссией организации в обществе.

Ключевые слова и фразы: Веслианская церковь; расовая сегрегация; социальное служение; христианство; протестантизм; личная святость; социальная святость.

Даведьянов Андрей Валерьевич

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых davedianov@yandex. гы

ИСТОКИ РАСОВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ В ВЕСЛИАНСКОЙ ЦЕРКВИ США

Миссия Веслианской церкви в мире состоит в том, чтобы выполнить Великое поручение Христа в духе важнейшей заповеди любви. Как и представители других христианских конфессий, эта протестантская деноминация поставила перед собой амбициозную задачу донести Евангелие Христово до каждой расы и этнической группы - без различий и ограничений. Плодами веслианского благовестия в многонациональном обществе должны быть поместные церкви с ярким этническим разнообразием, а любая нехватка такого разнообразия заставляет веслиан исследовать конкретные национальные меньшинства на предмет выявления отличительных особенностей этнической культуры.

Недавние исследования американских ученых Майкла О. Эмерсона и Кристиана Смита подтверждают, что североамериканская евангелистская культура в целом до сих пор является «расистской» [5]. Причем самое явное этническое однообразие наблюдается в традиционных церквях белых и черных американцев. К сожалению, похожие статистические данные описывают расовый состав поместных веслианских церквей в США. По данным переписи населения 2010 года, 12,9% общества США причисляют себя к афроамериканцам [7], однако до сих пор Веслианская церковь была неспособна привлекать чернокожее население США ни одним из используемых способов сотрудничества. При этом к 2015 году более 500 тысяч человек в мире регулярно посещают воскресные богослужения 5 тысяч поместных веслианских церквей в более 90 странах мира, в том числе и в Африке. Таким образом, расовое, культурное и этническое многообразие веслианских общин за рубежом США позитивно сказывается на достижении целей благовестия, роста поместных церквей и их преумножения.

В соответствии со Священным писанием христианства веслиане верят, что все люди созданы по образу и подобию Бога (Бытие 1:26-27), Христос умер за каждого человека (I Петра 3:18), все последователи Христа являются сонаследниками Царства Божия (Галатам 3:28-29), и Бог примирил с собой всех верующих через жертву Христа и дал им служение примирения (II Коринфянам 5:17-20): «Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло - и вот настало новое. А это все от Бога, который через Христа примирил нас с Собой и дал нам задачу - примирять других... Бог через Христа примирил с Собой весь мир, не вменяя им больше в вину их преступлений, и поручил нам нести весть о примирении. Следовательно, мы -полномочные представители Христа и в нашем лице сам Бог обращается к людям. Мы умоляем от имени Христа: примиритесь с Богом!» [2, с. 368]. Поэтому Веслианская церковь активно стремится к миру и согласию людей с Богом и друг с другом, ожидая такого времени в истории материального мира, когда каждая

ISSN 1997-292X

№ 7 (69) 2016, часть 1

33

нация, племя, народ и язык будут поклоняться вместе перед Божьим престолом (Откровение 7:9). Основная задача веслиан в сотрудничестве с христианами других конфессий состоит в том, чтобы установить Царство Божие на земле, каким оно будет когда-то на небесах. Кроме того, члены поместных веслианских общин должны стараться исполнить молитву Христа о том, чтобы Церковь была в таком совершенном единстве, чтобы человечество признало, что Христос послан Отцом (Евангелие от Иоанна 17:21). В том, что белые и афроамериканцы поклоняются вместе и являют тем самым единство во Христе, веслиане видят ясное доказательство положительного влияния Евангелия на мультирасовое общество США. Веслианская церковь признает, что расизм - это не просто один грех среди многих, а радикальное зло, разделяющее Церковь и человечество, развращающее институты и подрывающее существование нового творения в искупленном мире. Когда окружающие люди обесцениваются и сохраняется разделение между ними, проповедь о Христе извращается. Именно по этой причине Веслианская церковь выступает против всех форм лишения основных человеческих и гражданских прав и свобод любого человека, независимо от этнической принадлежности, религии, пола или национального происхождения [3].

История методизма подтверждает такую позицию. Джон Весли и первые лидеры методистского движения бескомпромиссно отвергали рабство, что имело большое влияние на отмену рабства в Англии. По их мнению, подобная бескомпромиссная позиция в отношении важнейших основ справедливого общества не только согласуется с догматами христианского богословия, но и стимулирует социальный прогресс в различных сферах. Многочисленные подтверждения этому мы находим в истории Англии XVIII века и в США XIX века: «Весли настаивал, что Евангелие должно оказывать влияние на общество и что никто не может отрицать влияния методистского пробуждения на английское общество. Он осуждал употребление спиртных напитков, рабовладение и войны. Есть основания полагать, что в Англии могли быть волнения, сходные с революционными выступлениями Франции, если бы рабочие Англии не были обращены ко Христу» [1, с. 326]. В США раннее веслианское методистское движение оказало огромное влияние на борьбу против рабства в середине XIX века. Это проявилось в реакции на Закон о беглых рабах, в организации «Подземной железной дороги» и в стремлении отправиться на Юго-Восток Соединенных Штатов с серьезным обличением рабовладения. Веслианская церковь также поддерживала интеграцию чернокожих рабов и белых граждан и призывала людей активно выступать против практики рабства, пока оно не было отменено в конце Гражданской войны. Однако, хотя победа в главном сражении против рабства была одержана, большая война против сегрегации и расизма была далека от окончания. Конец Гражданской войны стал определяющим моментом для веслиан, побудив их продолжить борьбу за окончательное прекращение сегрегации. Однако к концу XIX века Веслиан-ская церковь была переориентирована, поскольку Движение святости охватило все методистские деноминации, все поместные церкви, их литературу, богослужения и евангелизационные мероприятия. Движение, которое когда-то началось с борьбы за социальную справедливость, теперь свелось лишь к переживанию личной святости, вплоть до полного исключения аспектов социальной святости. Некоторые историки деноминации утверждают, что ключевая возможность интеграции после Гражданской войны была упущена, поскольку веслиане направили все силы на достижение внутренних целей, основанных на личном переживании святости [6, р. 151].

Такая смена направления произошла в то же время, когда был издан ряд законодательных актов, предписывавших сегрегацию общественных школ, общественных мест и общественного транспорта, а также сегрегацию туалетов, ресторанов и питьевых фонтанчиков для белых и чернокожих. Эти законы Джима Кроу утвердили множество экономических, образовательных и социальных ограничений для афроамериканцев. В это время веслиане в основном оставались безучастны. За все время до Движения за гражданские права в 1960-х годах Веслианская церковь совсем утратила дух своего аболиционистского наследия, а иногда даже оказывалась по другую сторону баррикад. Изучение окружных журналов Веслианской церкви в 1960-х годах показывает либо безразличие, либо даже сопротивление Движению за гражданские права, а также явное отсутствие какой-либо четкой позиции по расовому примирению. Возможно, именно по этой причине программный документ Веслианской церкви «Церковь и культура» утверждает: «...хотя наша Церковь родилась в антирабовладельческом движении, мы иногда пренебрегали своим наследием, становясь виновными как в личном, так и в коллективном расизме и предубеждениях. Мы все вместе покаялись и попросили Божьего прощения за этот грех, и мы намерены стремиться к полному расовому примирению, потому что мы знаем, что такова воля Бога» [4, р. 11].

Таким образом, признавая ошибки прошлого, Веслианская церковь стремится к возрождению межрасового диалога в свете примирения с чернокожими группами населения в США. Такой подход полностью соответствует библейским принципам человеколюбия и терпимости, а также согласуется с основами методистского богословия святости. Более того, Веслианская церковь как деноминация, своими историческими корнями уходящая в аболиционистское движение XIX века, призвана в ближайшем будущем разработать концепцию социального служения расовым меньшинствам США. Данный документ должен содержать принципы работы и программу конкретных действий поместных веслианских церквей. Важнейшими библейскими доктринами, которые должны лечь в основу подобных практических шагов в служении Веслиан-ской церкви в США и в мире, станут принципы равенства всех людей перед Богом и их безусловной ценности, независимо от расовой принадлежности. Руководствуясь библейскими доктринами и следуя примеру Джона Весли в практике их применения в социальной сфере, Веслианская церковь способна в своем служении обществу выступать в качестве катализатора позитивных общественных процессов, таких как расовое примирение и разрешение межэтнических конфликтов. Таким образом, личная святость веслиан на локальном уровне приведет к росту социальной справедливости на общенациональном уровне в США.

Список литературы

1. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. М.: Протестант, 1992. 416 с.

2. Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание. Изд-е 2-е, перераб. и испр. М.: Российское Библейское общество, 2012. 560 с.

3. A Wesleyan View of Racial Reconciliation [Электронный ресурс]. URL: https://www.wesleyan.org/748/a-wesleyan-view-of-racial-reconcilation (дата обращения: 18.03.2016).

4. Church and Culture. Indianapolis, Indiana: Wesleyan Publishing House, 2011. 39 p.

5. Divided by Faith? [Электронный ресурс]. URL: http://www.chiistianitytoday.eom/ct/2000/october2/1.34.html (дата обращения: 18.03.2016).

6. Melvin E. D. The Post-Civil War Holiness Revival: The Rise of the Camp Meeting Churches // Reformers and Revivalists. The History of the Wesleyan Church. Indianapolis, Indiana: Wesley Press, 1992. 717 p.

7. The Black Population: Census 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.census.gov/2010census/ (дата обращения: 18.03.2016).

ORIGINS OF RACIAL DIVISION IN THE WESLEYAN CHURCH OF THE UNITED STATES OF AMERICA

Daved'yanov Andrei Valer'evich

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs davedianov@yandex. ru

The article examines the historical reasons of racial segregation in one of the many Protestant denominations in the USA -the Wesleyan Church. The study of the problem highlights the negative consequences of the society division in general and the Wesleyan communities in particular on the basis of the racial criterion. The author substantiates the position that racial division within the Wesleyan Church is in direct contradiction with Christian theology and reduces the efficiency of the Wesleyan Church activity in the solution of the major social problems related to the humanitarian mission of the organization in the society.

Key words and phrases: The Wesleyan Church; racial segregation; social service; Christianity; Protestantism; personal holiness; social holiness.

УДК 111

Философские науки

Данная статья посвящена исследованию акциональных блоков феномена праздника Масленицы с позиций методологии философии имяславия. Результаты исследования позволяют предположить: через поминовение усопших осуществляется расширение пространственно-временного измерения и создаются условия для перехода к онтологической норме бытия; ряжение - это обязательное условие совершения таинств, а таинства - условие преображения меонического бытия; обильная трапеза выполняет магические функции, является неотъемлемой частью культа и связывает горний и дольний миры.

Ключевые слова и фразы: праздник Масленица; онтология; символ; язык; поминовение усопших; ряжение; обильная еда; блины; обряд; обрядовые действия.

Демченко Полина Николаевна, к. филол. н., доцент

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения роИпа-а1ех@таИ. гы

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, РЯЖЕНИЕ И ОБИЛЬНАЯ ЕДА КАК АКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ В МАСЛЕНИЦЕ

Анализируя в более ранних работах обряды и обрядовые действия масленичного комплекса так, как они представлены в материалах конца Х1Х - ХХ в., мы сгруппировали их в следующие акциональные блоки:

- поминовение усопших;

- ряжение;

- обильная еда;

- катание с гор и на лошадях;

- кулачные бои;

- сооружение и уничтожение чучела;

- костры и сжигание в них старья;

- катание с гор горящего колеса;

- эротическое поведение молодежи;

- запреты на прядение и другие женские работы [1].

В этой статье мы детально рассмотрим первые три акциональных блока, дадим им толкование, определим их значение в составе праздничной деятельности, выявим символику и скрытые смыслы, кодируемые ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.