Научная статья на тему 'Истоки радикального ислама'

Истоки радикального ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1337
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ / БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ / САИД КУТБ / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / RADICAL ISLAM / MUSLIM BROTHERHOO / SAID QUTB / ISLAMIC STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Милославская Татьяна Павловна

Истоком идей и методов радикального ислама являются в основном труды идеологов Ассоциации Братьев-мусульман. Построение организационной структуры и методы подготовки боевиков также были заложены основателем Ассоциации Хасаном аль-Банной. Дальнейшая разработка собственно методов террористической деятельности в большей мере принадлежит Саиду Кутбу. Разветвленная сеть ячеек и секций Братьев-мусульман по всему исламскому миру сделала возможным создание огромного количества подобных организаций, что сегодня продолжает питать ряды «Исламского государства» и других террористических групп в Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The source of ideas and methods of radical Islam are mainly the works of ideologists of the Muslim Brotherhood Association. The construction of the organizational structure and methods of training the militants were also laid by the founder of the Association, Hasan Al-Banna. The further development of the actual methods of terrorist activity is largely due to Said Qutb. The ramified network of cells and sections of the Muslim Brotherhood throughout the Islamic world made it possible to create a huge number of such organizations, which today continues to fuel the ranks of the "Islamic state" and other terrorist groups in Syria.

Текст научной работы на тему «Истоки радикального ислама»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Милославская Т.П.

ИВ РАН

ИСТОКИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА

Спецификой ислама как религии является то, что он формировался как государственная религия, в нем отсутствует «институт церкви». Он формировался и как «тоталитарная религия», которая охватывает все стороны бытия людей - от личной жизни до внешней политики. Таким образом, ислам более всего приспособлен выступать регулятором всей жизни мусульманского общества, что в нынешнее время дает возможность исламистам аргументировать в пользу политизации ислама.

Современный исламизм (или фундаментализм) не является единой цельной системой мировоззрения, а представляет собой конгломерат различных теорий, взглядов на роль ислама в современной жизни. Основой для них явилась идеология Братьев-мусульман, одной из крупнейших организаций Ближнего и Среднего Востока. Ассоциация Братьев-мусульман была основана в 1928 г. Хасаном аль-Банной (убит англичанами в 1949 г.). Отделения и секции Братьев-мусульман существовали во многих странах Ближнего и Среднего Востока. Основные идеи концепции Братьев-мусульман базируются на трех основных положениях

- ислам - универсальный регулятор всех сторон жизни и деятельности как отдельного индивиду, так и общества в целом;

- исламская концепция нации - форма наднациональной общности всех мусульман;

- ислам - призыв к братству всех народов и классов.

Важное место в теории и практике Братьев-мусульман занимает положение о формах и методах деятельности, наибольшее значение имеет так называемая концепция джихада, разработанная Хасаном аль-Банной. Джихад рассматривался как вариант иджтихада (араб. выносить самостоятельное суждение) и объявлялся Братьями одним из столпов веры, обязанностью

каждого мусульманина. Джихад трактовался аль-Банной как борьба всеми возможными средствами ради осуществления целей и миссии ислама - от идеологической борьбы до прямого террора.

Идеолог Братства Саид Кутб синтезировал идеи аль-Банны и пакистанского идеолога Маудули и сформировал собственную концепцию исламского экстремизма, которая несколько отличалась от классических воззрений Братьев-мусульман. Свои последние работы, посвященные этой идее он написал в тюрьме - «Под сенью Корана» (Фи зыляляли-ль -Куран) и «Вехи на пути» (Маалим фи-т-тарик). Собственно именно в этих двух работах сформулированы все основные положения исламского экстремизма (Саид Кутб был казнен в 1966 г.)

В рядах Братства произошел раскол не только идеологически, но и организационно на две фракции - умеренных и собственно экстремистов. Расхождения собственно Братьев-мусульман и исламских экстремистов касались вопросов о такфире (араб. обвинение в неверии) и способах борьбы. По мнению аль-Банны, его борьба внутри страны рассматривалась как борьба настоящих мусульман с плохими мусульманами (заблудшими), а не с неверными. В стратегии борьбы за исламское общество захват политической власти в стране аль-Банна рассматривал как заключительный этап, которому должна предшествовать длительная и кропотливая работа по формированию у большинства населения исламского мировоззрения.

Исламские экстремисты рассматривали своих противников как «неверных», не отдавая предпочтения длительному воспитанию истинно исламского мировоззрения.

Важным для понимания исламского экстремизма является понятие хакимийя (высшая власть Аллаха над миром) согласно которому установление законов, не соответствующих шариату, считаются нарушением хакимийи Аллаха и присвоением его власти.

Суть хакимийи для исламских экстремистов заключается в том, что никто из «сотворенных Аллахом» не может устанавливать иные законы, чем те, которые были установлены Аллахом, то есть люди не наделены законодательной властью, а

имеют лишь только исполнительную. Этот принцип отрицает любую форму правления, кроме теократии. Принцип хакимийи исламские экстремисты считают одним из основных критериев разделения между исламским обществом и обществом джахи-лийи (неверие, или время неведения). Хакимийя является одним из основных принципов политической теории современного исламского экстремизма.

В целом логика экстремистов сводится к тому, что цель, поставленная Аллахом перед человечеством, - создать и поддерживать на земле общество, построенное согласно ниспосланным законам. Так как существующие сейчас общества исламскими не являются, то необходимо привести их в соответствие с исламом, для чего политическая власть в стране должна оказаться в руках истинных мусульман.

Каким должно быть исламское государство - наименее разработанная часть идеологии как у исламских экстремистов, так и у Братьев-мусульман. Так Саид Кутб в своей работе «Вехи на пути» изображая идеальное общественное устройство, основным критерием называет шахаду (формула, содержащая изложение двух основных догматов ислама, или форма исповедания - «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад - пророк его»). Сфера действия шариата не ограничивается юридическими вопросами, а включает в себя межличностные отношения, образ жизни, ценности, привычки и традиции.

С точки зрения Братьев-мусульман идеалом политической системы общества является халифат, путь к созданию которого они видели в последовательном осуществлении культурного, политического и экономического сотрудничества между мусульманскими странами. Следующим шагом должно быть создание «союза исламских наций» и избрание имама в качестве «объединительного средства». Халифат рассматривался Братьями не как форма правления, а как сущность власти в мусульманской общине. Такая межгосударственная общность, по их мнению, призвана осуществлять исламский путь развития, противопоставляя мусульманский мир остальному человечеству. В этой концепции четко прослеживается деление мира на дар аль-харб и дар аль-ислам (территория ислама и территория войны). По мнению аль-Банны, государства, которые могли бы

входить в халифат, должны были отвечать трем главным принципам: Коран должен составлять основу конституции, правление осуществляется посредством совещательного совета (шура), исполнительные органы должны быть ограничены учением ислама и «желаниями людей».

В отношении стратегии и методов борьбы исламские экстремисты не имеют единой и общей системы. Здесь можно выделить несколько доктрин. Хасан аль-Банна выделяет три стадии борьбы: начальную, организационную и насильственную.

На начальной стадии в основном просветительская и благотворительная деятельность. Здесь организация занимается внедрением самых общих исламских принципов в массовое сознание. На организационной стадии происходит построение организационной структуры и тренировка членов, в основном, с применением суфийских методик. Целью этой стадии является создание будущего воина (муджахеда), который должен обладать военными навыками и быть готов подчиниться любому приказу. Насильственная стадия включает в себя призыв к джихаду и реальное воплощение его - борьбу за установление исламского порядка. Данная система содержит три уровня деятельности - пропаганда, подготовка кадров и практическая борьба.

С. Кутб исходил из двух стадий борьбы, считая, что современное общество невозможно перевоспитать. И представлял себе борьбу во имя ислама не в категориях народного восстания, а в виде гражданской войны небольшого сообщества «истинных мусульман» против «неверного» общества. «Авангард» истинных мусульман, по С. Кутбу, не может противостоять остальному обществу (обществу джахилийи) и должен отделить себя от общества, обособиться от него, пробыть какое-то время в изоляции. Это как раз та черта, которая способствует фанатизму, что является признаком экстремистских групп, придерживающихся этой стратегии.

На второй стадии для выживания группы нужен период накопления сил, чтобы далее добиваться возникновения исламского обществу в миниатюре. «Авангард» по С. Кутбу должен готовиться к тотальной и безжалостной борьбе с джахилийей.

Суть стратегии третьего типа - создать законспирированную разветвленную организацию, завербовать себе как можно больше сторонников преимущественно в армии и госаппарате, подготовить захват власти и после этого заняться исламизацией общества.

Несмотря на различия в стратегии, все исламские экстремистские группы выделяют два основных метода борьбы -пропаганда и джихад.

С. Кутб выделяет три основных характерных черт джихада:

- джихад не временная стадия, а вечное состояние, джихад продолжается до Страшного суда;

- джихад не знает национальных границ, географических барьеров, расовых ограничений;

- джихад есть борьба не оборонительная, а наступательная, агрессивная.

С этой трактовкой джихада соглашается большинство экстремистских групп и организаций, и в соответствии с этим они решают вопрос о допустимости насилия и террора.

Еще одной отличительной чертой современного исламского экстремизма является упор на разрушение, на уничтожение существующего общества, а не на строительство. Свою основную задачу исламские экстремисты видят в том, чтобы снести до основания все неисламское, чтобы расчистить место для будущего истинно мусульманского общества.

Все исламские экстремистские группы активно занимаются вербовкой новых членов. Специфика заключается в том, что в процессе вербовки большое значение придается родственным и дружеским связям, выделяются посетители мечетей. Они организуют общества по изучению Корана, проявляют благотворительность, раздавая одежду и продукты. Большое внимание уделяется военнослужащим. Причины, заставляющие людей вступать в экстремистские исламские организации, - духовная пустота, разочарование, экономические трудности, проблемы личного характера. Притягательная сила идей исламского экстремизма - предельная простота и ясность предлагаемых решений, а радикализм - выбор пути их решения и возможность быстрых перемен.

Идеологическая обработка рекрутов для экстремистских групп направлена на воспитание у них двух качеств: готовность к повиновению и готовность к самопожертвованию. По мнению С. Кутба - дух покорности является неотъемлемой частью «истиной веры». Готовность к самопожертвованию - возможность сразу попасть в рай. Стремление к мученической гибели освящается Кораном, то есть пасть в битве за веру - удача и лучшая из судеб для мусульманина. Кроме этого важным элементом идеологической обработки рекрутов, характерным для большинства экстремистских групп, становится максимально возможная изоляция от общества, - в результате разрыва связей с внешним миром человек легче поддается психологической и идеологической обработке. Кроме этого лидер и идеолог группы получает монопольную власть над членами группировки.

Результатом психологической обработки является также выработка у рекрутов однообразного мышления. В ход идут одни и те же цитаты из Корана, часто рекруты не слишком разбираются в классическом исламе, кроме заученных базовых принципов экстремизма.

Отношение многочисленных экстремистских групп собственно к Братьям-мусульманам неоднозначное, как бы «организация хорошо начала, но плохо кончила», тем не менее, они благоговеют перед идеологами Братства Хасаном аль-Банной и Саидом Кутбом (погибшим в борьбе за веру) и соглашаются с большей частью их идеологии.

Вторая половина ХХ века характерна огромным ростом исламских группировок разного толка, примером и истоком идей для которых была Ассоциация Братьев-мусульман. Подвергаясь репрессиям, организации распадались, сливались, эмигрировали и, тем не менее, как капля ртути, распадаясь на мельчайшие капельки, сливались опять, образуя уже международную террористическую сеть. Во время афганской войны принимали участие на стороне муджахедов члены многих террористических групп из арабских стран и даже из Юго-Восточной Азии. Так называемые «ветераны» афганской войны, возвратившись на родину, становились наставниками и кураторами для подготовки новых рекрутов боевых отрядов исламских экстремистских организаций. Следующей «трениро-

вочной площадкой» для боевиков стала война в Чечне. А война в Сирии уже показала, какое количество боевиков со всего мира собрало под свои знамена «Исламское государство».

Какой площадкой для подготовки кадров может оказаться следующая попытка создать халифат трудно даже себе представить.

Самыми защищенными и стабильными являются мусульманские государства, в которых власть принадлежит королю или султану (Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Марокко, Иордания) и самыми уязвимыми - разрушенные войной Ливия, Ирак, Сирия, Афганистан, Йемен. Постепенное выдавливание боевиков «Исламского государства» из Сирии нагружает другие страны взрывоопасными элементами, в том числе и Россию. Под прицелом остается и Европа, где огромные потоки беженцев из арабских и африканских стран, а также Афганистана, пока выражают протест против нечеловеческих условий жизни, но исламские экстремисты уже показали себя. Что дальше?

Люди, вооруженные опытом войны и идеями создания собственного «справедливого исламского государства» никуда не денутся, идеология существует, «пророки» и наставники есть. Это бесконечно тлеющие угли, которые при определенных условиях могут опять загореться.

Использованная литература:

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., Наука, 1988. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., Наука, 1990.

Милославская Т.П. Изучение деятельности Ассоциации братьев-мусульман (обзор источников и литературы). В сб. История и идеология стран Востока. М., Наука, 1978. С. 109-119. Милославская Т.П. Начальный этап деятельности ассоциации «Братьев-мусульман». В сб. Религии мира. История и современность М., Наука 1982. С. 86-98. Милославская Т.П. Деятельность «Братьев-мусульман» в странах Востока. В сб. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., «Наука», 1982. С.7—24. Милославская Т.П. «Иль-Ихван аль-муслимин». Ислам, краткий справочник. М., Наука, 1983. С.67-69 (в соавторстве с Шариповой Р.М.).

Милославская Т.П. Роль движения «Братьев-мусульман» в общественно-политических процессах стран Ближнего и Среднего Востока. В сб. Современный ислам: проблемы политики и идеологии. М.,

1985, ИВ АН, вып.3, ч.1. С.99-104 (ДСП).

Милославская Т.П. Концепция «исламского единства» и интеграционные процессы в «мусульманском мире» в сб. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока М., Наука,

1986. С.5-40 (в соавторстве с Г.В.Милославским) Милославская Т.П. Братья-мусульмане. Африка. Энциклопедический

справочник. М., Советская Энциклопедия, 1986. С. 367. Милославская Т.П. Аль-ихван аль-муслимун. Энциклопедический словарь М., Наука, 1991. С. 117. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире.

М., Наука, 1991. Аль-Банна Х. Музвккират ад-даава ва-д-даийа, Аль-Кахира, б.г. Аль-Банна Х. Маджмуат ар-рисаиль, Бейрут, б.г. Qutb S. Islam the Religion of the Future. New Delhi, 1974 Qutd S. Milestones on the Road, New Delhi, 1981 Qutb S. The Characteristics on the Islamic Concept, New Delhi, 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.