Научная статья на тему 'Истоки и причины возникновения менеджмента знаний'

Истоки и причины возникновения менеджмента знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2403
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ИСТОКОВ И ПРЕДПОСЫЛОК МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оселедчик Михаил Борисович

В статье рассматривается возникновение менеджмента знания как самостоятельного раздела менеджмента, дающего конкурентное преимущество. Это произошло благодаря нескольким факторам: это развитие Силиконовой долины как принципиально нового феномена экономики, возникновение Интернета и появление новых информационных технологий. Автор выстраивает систему истоков и предпосылок менеджмента знаний, выделяя технологические и теоретические предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки и причины возникновения менеджмента знаний»

УДК 005.94

Оселедчик Михаил Борисович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского государственного университета печати, fine10000@yandex.ru

ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

Oseledchik Mikhail Borisovich

PhD in Philosophy, associate professor of the chair of philosophy, Moscow State University of Printing Arts fine10000@yandex.ru

SOURCES AND REASONS OF EMERGENCE OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация.

В статье рассматривается возникновение менеджмента знания как самостоятельного раздела менеджмента, дающего конкурентное преимущество. Это произошло благодаря нескольким факторам: это развитие Силиконовой долины как принципиально нового феномена экономики, возникновение Интернета и появление новых информационных технологий. Автор выстраивает систему истоков и предпосылок менеджмента знаний, выделяя технологические и теоретические предпосылки.

Ключевые слова:

менеджмент знаний, информационные технологии, система истоков и предпосылок менеджмента знаний, технологические и теоретические предпосылки менеджмента знаний.

The summary:

In the article it is considered the emergence of management of knowledge as the independent section of management, giving competitive advantage. This has occurred due to several factors: the development of Silicone valley as principle new phenomenon of economy, origin of Internet and appearance of new information technologies. The author forms up the system of sources and assumptions of management of knowledges, selecting technological and theoretical premi-seses.

Keywords:

management of knowledges, information technologies, system of sources and assumptions of management of knowledges, technological and theoretical premiseses of management of knowledges.

Менеджмент знаний в настоящее время является самостоятельным разделом менеджмента. Он дает сильное конкурентное преимущество любому социальному институту, особенно в экономике. «Некоторые исследователи уже говорят об ориентации в большей степени на знание, а не ресурсы. Д. Тис в связи с этим констатирует, что «сущностью фирмы является ее способность создавать, передавать, агрегировать, интегрировать и эксплуатировать актив «знание». Знание составляет базу компетенций, а компетенции лежат в основе рыночных предложений фирмой товаров и услуг» [1, с. 102].

Исследователи выделяют несколько факторов, способствующих становлению менеджмента знаний. Льюис Майкл относил к ним, в первую очередь, развитие Силиконовой долины как принципиально нового феномена экономики, возникновение Интернета и появление новых информационных технологий [2, с. 102]. Предприятия, возникавшие во множестве в Силиконовой долине, показывали, что теперь главным в успехе становилась идея, а воплощали ее в реальность в первую очередь инженеры и программисты. Их основным продуктом становились не товары, а технологии и услуги или наукоемкие устройства. Появление Интернета резко ускорило обмен и сохранение знаний, появилась возможность их максимального потребления и использования для дальнейшей реконфигурации и производства нового знания. Развитие информационных технологий дало возможность переложить в машину часть знаний специалистов-экспертов, создать интеллектуальные системы, помогающие аккумулировать и тиражировать накопленный опыт, а также принимать решения, анализировать и интерпретировать данные.

Е.Н. Рузаев считал, что к историческим причинам надо также отнести глобализацию и обострение конкуренции, побуждающие университеты и промышленные корпорации искать конкурентные преимущества; повышение общего технологического уровня образования, науки и производства. Кроме этого, он выделяет в качестве теоретических предпосылок идеи в социологии, философии и психологии. В социологии идеи менеджмента знаний использовались на двух уровнях: на макроуровне - это разработка теории постиндустриального, информационного или основанного на знании общества; на микроуровне - исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека.

В философии менеджмент знаний исследовал различие между скрытыми и явными знаниями, между «знать как» и «знать что». Это существенное различие впервые было отмечено

Аристотелем. В последнее время бурное развитие электронной информации сделало особенно ценными скрытые знания.

Психология вносит свой вклад в развитие менеджмента знаний, разрабатывая вопросы о том, как люди обучаются, забывают, игнорируют, действуют или отказываются от действия, и другие. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что менеджмент знаний рассматривает вопросы передачи знаний от доноров к реципиентам не механистически, а комплексно, в увязке с вопросами создания мотивации и условий передачи знаний [3].

Отмечая вклад, сделанный предшествующими исследователями в понимание исторического развития менеджмента знаний и опираясь на их идеи, автор предлагает свою систему истоков и предпосылок возникновения менеджмента знаний.

Итак, историческими причинами возникновения менеджмента знаний стали:

1) резкое усиление конкуренции между хозяйствующими субъектами и поиск новых источников конкурентного преимущества; одним из таких существенных источников конкурентного преимущества становятся знания социального института, которые нуждаются в эффективной системе управления для максимальной репликации и приращении;

2) увеличение в экономике доли производства услуг по сравнению с производством материальных ценностей; благодаря знаниям социального института становятся видны так называемые «окна возможностей», которые либо еще не заняты на рынке, либо изобретаются заново, чтобы оказаться лидером в этой области и получить реальный экономический результат;

3) развитие новых технологий и появление технопарков, создающих питательную среду для активного продуцирования и реконфигурирования знания; здесь резко возрастает потребность в управлении знаниями, количество которых возрастает лавинообразно вместе с экспоненциальным ростом потоков информации; чтобы максимально ускорить процесс поиска новых идей и их разработки, исключая при этом максимально дублирование уже опробованных и отвергнутых подходов, что в свою очередь требует эффективной системы отбора и упорядочивания знания, с одной стороны, и сохранения носителей знания и их знаний в рамках социального института, с другой;

4) резкое увеличение числа людей, имеющих профессионально-техническое образование; как правило, такие люди обладают системным мышлением и лучше других понимают ценность профессиональных знаний, навыков и умений; эти люди легче осваивают технические новинки и могут их использовать в своей деятельности, в частности, для построения эффективной системы отбора, сохранения и перераспределения нужного знания:

5) переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному, и лавинообразное усиление информационных потоков, изменение экономической и социальной структуры общества, где знание становится важнее денег, поскольку в любой момент может дать гораздо более серьезные дивиденды, чем простой оборот денег (это связано с резким возрастанием стоимости акций передовых компаний при их первичном публичном размещении).

Технологическими предпосылками возникновения менеджмента знаний стали:

1) комплексная автоматизация производства, повышающая требования к наличию у сотрудников необходимых навыков, умения и знаний;

2) появление компьютеров, дающих принципиально новые возможности обработки и сохранения информации;

3) развитие возможностей информационных технологий, обеспечивающих новое программное обеспечение и соответственно новые возможности для работы и обучения;

4) развитие Интернета, дающего возможность беспредельного поиска информации в сети и ее перераспределения между пользователями, скорость распространения и реконфигурирования знания увеличивается с невероятной скоростью и комфортом.

Теоретическими предпосылками менеджмента знаний мы можем считать следующие:

1) развитие искусственного интеллекта как особого направления в науке, которое привело к появлению экспертных систем, основанных на знаниях;

2) появление благодаря профессору технических наук Калифорнийского университета в Беркли в 1965 г. Лотфи А. Задэ теории нечетких множеств в прикладной математике, на базе которой построены системы нечеткой логики и соответственно нечеткого управления. Эта методология, использующая идеи многозначной логики, стала активно использоваться в электронике и дала возможность формализовывать и использовать нечеткие понятия; для описания системы используются знания экспертов вместо дифференциальных уравнений. Эти знания могут быть выражены естественным образом с помощью лингвистических переменных, которые описываются нечеткими множествами.

3) идеи явного и неявного, кодифицируемого и некодифируемого, личностного знания, предложенные основоположником постпозитивистского направления философии науки М. По-лани в 1966 г.;

4) развитие когнитивных наук - междисциплинарных исследований закономерностей приобретения, сохранения и использования знаний человеком, объединяющих усилия философов, лингвистов, психологов, физиологов и информатиков;

5) развитие экономической теории, постоянно растущий интерес к организациям, их типологии, различным структурам управления; возникновение и развитие понятий «интеллектуального капитала» и «человеческих ресурсов», в интеллектуальный капитал входят человеческие (знания работников) и рыночные (торговые марки) активы, интеллектуальная собственность (ноу-хау, патенты, авторские права), инфраструктурные активы (корпоративная культура, методы оценки риска, методы управления торговым персоналом, финансовая структура, базы данных, коммуникационные системы).

Все эти факторы и стали истоками и причинами появления менеджмента знаний как особого раздела управления и как науки.

Ссылки:

1. Бурманн К. Нематериальные организационные способности как компонент стоимости предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3.

2. Льюис Майкл. Новейшая новинка. История Силиконовой долины / пер.с англ. М., 2004.

3. Рузаев Е.Н. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1(30). С. 56-60.

References (transliterated):

1. Burmann K. Nematerial'ne organizatsi-onne sposob-nosti kak komponent stoimosti predpriyatiya II Prob-lemy teorii i praktiki upravleniya. 200З. No. З.

2. L'yuis Maykl. Noveyshaya novinka. Istoriya Silikono-voy doliny I transl. from eng. M., 2004.

3. Ruzaev E.N. Menedzhment kachestva obrazova-tel'nyh uslug i menedzhment znaniy v vysshey shkole II Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004. No. 1(З0). P. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.