кладовые капитала...
истоки и основные положения
теории человеческого капитала
Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 19б0-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 19б2 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». [1] С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.
Первый учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. [2]. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и смежным с ней вопросам. В 80-ё были изданы ещё три учебника. Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.
А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [3]. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной
Корицкий А.В.
канд. экон. наук, доцент Сибирского униеерсит ета потребительской кооперации, г. Новосибирск
_и настойчивость
_рабочих страны
_в такой же мере
_считаются ее
I
мастерство, _энергия
_богатством,
как и их инструменты _и машины
_ я :
__об
до ю
_ _ _ на
10
ТАГА ЯЯ
капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[3]. Джон Стюарт Милль писал: «Самого человека... я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существу-т лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту атегорию [4]. И далее: «Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины».
ак отмечает Марк Блауг: «Концепция челове-еского капитала, или «твёрдое ядро» исследо-ательской программы человеческого капита-а, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом - не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития» [1].
Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано объективными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической револю-
._кре1тивтя экономикI,№5,2007
цией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства. Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» [5].
Экономический подход к социальным вопросам Гэри Беккер и его последователи применили в исследовании таких нерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, в объяснении иррационального и альтруистического поведения, идеологических процессов и религиозной деятельности. Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли коллеги Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц и Джакоб Минцер, также награжденные Нобелевской премией.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:
1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;
2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;
3) чистый труд.
человеческий капитал -это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций
гвВ к
Туроу включает в человеческий
_капитал такие
_черты,
_как «уважение
к политической
_и социальной
стабильности»
Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два - человеческий капитал.
С.А. Дятлов дал определение человеческого капитала как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)» [6] .
е отличие человеческого капитала от венного состоит в том, что человеческий в человеке и не может продаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться о внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. В человеческом капитале можно выделить ряд компонентов. Единообразного общепринятого перечня этих компонент пока не составлено. Г. Беккер предлагает выделить в нём капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности [7]. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности» [7].
В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности на созидательные способности человека, то есть параметров, вообще говоря, трудноизмеримых или даже вряд ли поддающихся измерению и, соответственно, не поддающихся верификации [8]. И. Ильинский предлагает выделять в человеческом капитале образование, здоровье и общую культуру [9].
В любом случае, выделение компонент человеческого капитала носит скорее качественный,
креативная экономика,№5,2007
чем количественный характер, их количественное измерение связано с большими трудностями операционального характера. Измерение как самих факторов, влияющих на накопление каждой компоненты, так и величины или доли её в общем объёме человеческого капитала проблематично, если только не использовать метод аккумуляции затрат на развитие соответствующих характеристик человека, что не всегда может показывать их экономическую ценность. Кроме того, природные, биологически наследуемые способности человека: запас его здоровья, красота, интеллектуальные (например, математические) способности человека являются своеобразным бесплатным даром его предков. По мнению радикальных экономистов, неоклассическая теория вернулась к традиции Д. Рикардо и К. Маркса в трактовке рабочей силы как произведенного средства производства. Она отвергла упрощенное предположение классической теории об однородности труда и сосредоточила свое внимание на причинах раз-нокачественности рабочей силы. Наконец, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной сфере [10]. До 60-х годов «не было принято рассматривать расходы на здравоохранение и образование как аналоги инвестиций в физический капитал», а спрос на образование экономисты считали разновидностью спроса на потребительские блага [1].
В области образования основной вывод «исследовательской программы человеческого капитала состоит в том, что спрос на добровольное образование чувствителен к колебаниям прямых и косвенных частных издержек обучения и к колебаниям в разнице доходов, связанной с дополнительными годами обучения» [1]. Широко распространенными также стали представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве и развитии созидательных способностей
В. Марцинкевич пытается выявить влияние активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности
на созидательные
способности
человека
теория
_человеческого
капитала
_позволяет
_объяснить
структуру
_распределения
личных доходов, возрастную
динамику
заработков, неравенство ■■ оплате мужского и женского труда и т.д.
вен
до 1
че
ГлГЛ
самих людей, его носителей, при его использовании в свободное (личное) время человека. В том числе при производстве услуг в домохо-зяйствах для внутрисемейного потребления, в воспитании детей и т.п.
Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватившим весь жизненный цикл человека (пожизненные заработки), выделению «капитальных» инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признанию человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, ичины миграции и многое другое. Благодаря ой теории образовательные инвестиции али рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из нее следует, что: •индивидуальная кривая спроса на вложения в бразование, показывающая уровень их отдачи, меет отрицательный наклон;
тельное обучение сопровождается нараста-изических и интеллектуальных нагрузок; •чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков;
• поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; •с увеличением объема вложений повышается степень риска.
С другой стороны, полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет и тем выше расположена кривая его спроса на услуги образования. Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потре-
креативная экономика,№5,2007 8-
бительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.
Структурно-функциональный анализ процесса воспроизводства рабочей силы в рамках концепции человеческого капитала предполагает, что оно заключает в себе:
1. Народное хозяйство, включающее:
а) Материальное производство:
б) Нематериальное производство (производство рабочей силы):
2.Семью, выполняющую функции:
а) демографическую:
б) производства рабочей силы:
в) предложения рабочей силы на рынке труда и распределения доходов по возрастным группам членов семьи:
г) воспитания (социализации) подрастающих членов семьи.
Подсистема «семья», в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
а) имущество семьи (объекты собственности) вещественное и невещественное, воплощенное в людях и невоплощенное в них;
б) собственную цель существования (максимизация благосостояния, потребления, доходов, удовлетворения и т.п.);
в) производственную функцию (производство человеческого капитала);
г) демографическую функцию, т.е. взаимосвязь демографического поведения и экономических характеристик.
В активы (имущество) семьи входят следующие компоненты:
• экономический (воспроизводственный) потенциал семьи, включающий вещественные (финансовые) компоненты; •человеческого капитала, •так же, возможно, демографический и духовный потенциал.
Это показатели типа «запас», который можно использовать в процессе материального и нематериального производства. Оценки этих показателей могут даваться как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения, причем пос-
образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста,
не менее важный, чем обычные инвестиции
полученное
образование
делает человека не только более _эффективным
.работником,
но и более
эффективным
учеником
im
ледние определяются рыночной конъюнктурой. В отличие от собственности в форме вещественных или финансовых активов, которая может передаваться по наследству, индивидуальный человеческий капитал в наследство по завещанию передаваться не может, но участвует во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений. Поэтому общая собственность семьи может рассматриваться как сумма стоимостей вещественных компонентов богатства (семейных и индивидуальных финансовых и вещественных активов) и человеческих капиталов членов семьи.
Литература
Блауг М. Методология экономической науки. НП «Журнал Вопросы экономики». М. 2004, с.317
2. Schultz T.W. The Economic Value of Education. ew York: Colambia University Press. 1963.
3. Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956: с. 490; там же: с. 208, 235.
4. Милль Дж. С. Основы политической экономии: Т. 1 - М.: Прогресс, 1980 - С. 139.
5. Капелюшников Р.И.. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению// США: экономика, политика, идеология. - № 11, 1993. С. 17.
6. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. с. 83.
7. Цит. по: Майбуров ИА Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России. Мировая экономика и международные отношения. 2004, N 4, с. 4.
8. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М., 1995, с. 14.
9. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996. с. 28.
10. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
,№5,2007