Научная статья на тему 'Истоки экскурсионного туризма в Калининградской области (вторая половина 1960-х годов)'

Истоки экскурсионного туризма в Калининградской области (вторая половина 1960-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИЗМ / ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ / ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО / ЭКСКУРСИЯ / ЭКСКУРСОВОД / ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ / KALININGRAD REGION / TOURISM / REGIONAL TOURISM BOARD / TOUR AGENCY / TOUR / TOUR GUIDE / TOUR ROUT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костюк Анатолий Петрович

Рассмотрены организационные и материальные условия возникновения экскурсионного дела в Калининградской области как одного из направлений туристской деятельности. На основе анализа архивных материалов областного совета профессиональных союзов, областного совета по туризму и экскурсиям исследованы конкретные решения по созданию и функционированию экскурсионных бюро, изучены методы и основные направления их работы во второй половине 1960-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origins of tour activities in the Kaliningrad region (second halfof the 1960s)

This article examines organizational and material resources behind the emergence of tour activities as a field of tourism in the Kaliningrad region. Based on the archive materials of the Regional Trade Unions Council and the Regional Tourism Board and existing tours, the author studies decision on the establishment and functioning of tour agencies and analyses the methods and key areas of their operation in the second half of the 1960s.

Текст научной работы на тему «Истоки экскурсионного туризма в Калининградской области (вторая половина 1960-х годов)»

УДК 796.5 (470.26)

А. П. Костюк

ИСТОКИ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (вторая половина 1960-х годов)

Рассмотрены организационные и материальные условия возникновения экскурсионного дела в Калининградской области как одного из направлений туристской деятельности. На основе анализа архивных материалов областного совета профессиональных союзов, областного совета по туризму и экскурсиям исследованы конкретные решения по созданию и функционированию экскурсионных бюро, изучены методы и основные направления их работы во второй половине 1960-х гг.

This article examines organizational and material resources behind the emergence of tour activities as a field of tourism in the Kaliningrad region. Based on the archive materials of the Regional Trade Unions Council and the Regional Tourism Board and existing tours, the author studies decision on the establishment and functioning of tour agencies and analyses the methods and key areas of their operation in the second half of the 1960s.

Ключевые слова: Калининградская область, туризм, областной совет по туризму и экскурсиям, экскурсионное бюро, экскурсия, экскурсовод, экскурсионный маршрут.

Key words: Kaliningrad region, tourism, Regional Tourism Board, tour agency, tour, tour guide, tour rout.

© Костюк А. П., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 12. С. 66 — 73.

К концу 1960-х гг. организованный туризм в Калининградской области стал приобретать более выраженные тенденции развития — вплоть до начала 1990-х гг. он ежегодно давал основную долю прибыли среди источников доходов Калининградского областного совета по туризму и экскурсиям. Представляет интерес исследование условий возникновения и становления экскурсионного туризма, изучение содержания и методов его осуществления в обозначенный период.

В современной правовой туристской лексике не употребляется понятие «экскурсионный туризм». Термин «экскурсия» имеет самостоятельное, прежде всего правовое значение. Законодательно различаются категории «туристов» и «экскурсантов». Туристскую и экскурсионную деятельность могут осуществлять разные хозяйствующие субъекты. В советский период употребление понятия «экскурсионный туризм» необходимо было прежде всего для его отграничения от понятия «самодеятельный туризм», который имел иное содержание и методы организации. Но оба вица были объединены под руководством конкретного ведомства. Самым крупным учреждением, ведающим вопросами путешествий и экскурсий, являлся Центральный совет по туризму Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Ему подчинялись региональные советы по туризму, которые посредством своих структурных подразделений проводили основную организационную, экономическую и методическую работу по экскурсионному туризму, основываясь на своих специфических условиях.

Экскурсионная деятельность, проводившаяся к этому времени, преимущественно была направлена на различные категории жителей Калининградской области и осуществлялась только силами сотрудников областного краеведческого музея. Обслуживание туристов и отдыхающих из других регионов страны, а также отправка калининградцев по различным экскурсионным маршрутам за пределами области стали возможными только после создания специализированного органа, наделенного соответствующими ресурсами.

Первая организационная структура, осуществлявшая деятельность по предоставлению экскурсионных услуг в Калининградской области, была образована решением президиума областного совета профессиональных союзов в апреле 1964 г. Первоначально она именовалась «экскурсионной базой» [2, д. 230, л. 200]. Сфера ее воздействия распространялась на всю область. Но на этом этапе развития задействовать потенциал всего региона было проблематично, в первую очередь из-за чисто организационных моментов: штат состоял всего из одного человека, работающего на постоянной основе. Тем не менее уже с момента создания началась активная работа по организации экскурсионной деятельности, и по итогам года удалось обслужить около 15 тыс. человек. В дальнейшем экскурсионную базу переименовали в экскурсионное бюро и включили в структуру Калининградского областного совета по туризму. На заседании президиума совета в апреле 1965 г. было утверждено Положение об экскурсионном бюро и определены основные направления его деятельности.

Изначально экскурсионная работа осуществлялась в довольно сложных условиях. Такой вывод можно сделать на основании выступления директора бюро Т. Г. Ковалюх на I пленуме Калининградского

67

68

областного совета профсоюзов 7 апреля 1967 г. В частности она сказала: «...до февраля 1966 года работала одна. Потом появился методист. Бюро работает в проходной комнате. Работать приходится с 9.00 до 21.00. Много желающих получить путевки» [1, д. 17, л. 135].

Следует отметить, что организация экскурсий является достаточно сложным делом, в этот процесс вовлечены специально подготовленные люди — экскурсоводы, которые могут квалифицированно разработать разнообразные тематические маршруты, а также интересно и увлекательно изложить содержание экскурсии для различных категорий экскурсантов. Поэтому первоначально была определена тематика экскурсионных маршрутов и на трех специально организованных семинарах подготовлено 25 экскурсоводов. В 1964 г. экскурсии проводились только по двум маршрутам. В дальнейшем их количество постоянно увеличивалось и достигло к 1968 г. 18 [1, д. 30. л. 8]. С целью улучшения работы бюро и оказания методической помощи в работе с экскурсоводами был создан в 1965 г. методический совет [1, д. 3, л. 31]. Уже в следующем году число квалифицированных экскурсоводов возросло до 96 человек [1, д. 17, л. 70].

Названия первых экскурсий были такие: «Калининград — форпост мира советской Прибалтики», «Зеленый наряд нашего города», «Янтарный комбинат», «Курорт Светлогорск», «По Куршской косе» [1, д. 3, л. 17]. Тематика всецело отражала и характерные знаковые элементы ландшафта региона, и идеологические императивы эпохи. Лишь позже появятся отдельные маршруты, посвященные истории и культуре, но и они будут организованы только после тщательной проверки партийными органами.

Следующим важным элементом для осуществления экскурсионной деятельности выступают средства размещения туристов и транспорт для их доставки к объекту экскурсионного показа. Существовавшая на тот период материальная база для поселения иногородних туристов была чрезвычайно ограниченной. Специализированных гостиниц не было, и в этих условиях широко употреблялись иные средства размещения: туристские поезда, туристские базы, туристско-оздоровитель-ные лагеря, дома рыбака и охотника и пр.

Для перевозки туристов и экскурсантов использовался преимущественно автомобильный и железнодорожный транспорт. Экскурсионное бюро заключало с соответствующими транспортными организациями договоры на обслуживание. Но для последних это было дополнительной внеплановой нагрузкой и зачастую препятствовало выполнению основной работы. Например, в 1968 г. в нарушение договорных обязательств калининградская автоколонна № 1115 отказалась выделять автобусы с мая на загородные маршруты, а с октября — для проведения экскурсий по городу и области, сославшись на необходимость выполнения плановых заданий и отсутствие свободных транспортных средств [1, д. 30. л. 9]. В сложившейся ситуации, чтобы не срывать график экскурсий, бюро вынуждено было арендовать автотранспорт, часто недостаточно приспособленный для перевозки людей, у различных городских организаций. Данные обстоятельства создавали большие не-

удобства в работе и вызывали много нареканий и жалоб со стороны экскурсантов. Тем более что заявки на экскурсии поступали в значительном количестве, и многим приходилось отказывать [Там же]. В областной газете «Калининградская правда» даже появилась небольшая заметка с красноречивым названием «Туристы хотят путешествовать», в которой содержалось предложение о продаже путевок в кредит [4].

Большое количество заявок подавалось в летние месяцы от учебных заведений разного уровня и профиля, но удовлетворить все их запросы экскурсионное бюро в тот период было не в состоянии.

Экскурсии разделялись на городские, музейные, загородные и маршруты выходного дня. Городские, в свою очередь, были обзорные, тематические, производственные. Они предлагались как жителям Калининградской области, так и прибывающим по туристским путевкам и на лечение в санаториях гражданам из других регионов страны. Для гостей было утверждено экскурсионное обслуживание по теме «Исторические и памятные места г. Калининграда для экскурсионно-турист-ских поездов» [1, д. 9, л. 59]. Уже в 1964 г. были приняты группы туристов из Москвы, Ленинграда, Гродно, Каунаса, Риги, Бреста, Ровно, Минска, Шахт [1, д. 4, л. 12].

Работа экскурсионного бюро предполагала также отправку калининградцев в экскурсионные путешествия в иные города страны. Сначала это были преимущественно прибалтийские направления — города и зоны отдыха Литвы, Латвии и Эстонии, такие как Клайпеда, Паланга, Вильнюс, Рига, Таллин, Каунас и др. В дальнейшем география путешествий распространилась почти на всю страну.

В середине 1960-х гг. для жителей области популярными были путешествия на туристском поезде «Калининградец». Он отправлялся по заранее разработанному маршруту. Поезд состоял из 12 вагонов (купе) и трех вагонов-ресторанов. В стоимость путешествия входило трехразовое питание и экскурсионное обслуживание в посещаемых городах. Продолжительность пребывания в пути — около 20 суток. В 1966 г. было отправлено два таких поезда по маршруту городов-героев (Калининград — Ленинград — Москва — Волгоград — Севастополь — Одесса — Киев — Калининград). В 1967 г. их было уже три: по черноморскому побережью Кавказа, по Закарпатью и Крыму (для учителей), по городам-героям (для работников сельского хозяйства) [1, д. 17, л. 115].

Для того чтобы путешествие проходило организованно, назначался директор поезда и создавался актив: старосты вагонов, их заместители, комиссия по проверке работы вагонов-ресторанов, редколлегия, участники художественной самодеятельности. В пути следования проводились различные мероприятия: игры, викторины и пр. В одном из отчетов директора поезда указано: «За время 18 дней путешествия было дано 3 концерта участниками художественной самодеятельности, проведены шахматный и шашечный турниры, издано 5 номеров юмористической радиогазеты "Голос туриста", проведено несколько литературно-исторических и спортивных викторин, игры-головоломки с вручением призов победителям. Организовано несколько вечеров песен, танцев в вагоне-ресторане и на перроне. Врачом поезда прочитаны 4 медицинские лекции» [1, д. 9, л. 32].

69

70

Среди туристов и экскурсантов было много бывших фронтовиков, родственников и друзей погибших во время войны. Для них посещение мест боевых действий имело особое значение. Вот воспоминания одного из них: «В Керчи я прошел по знакомым местам боев в 1941 — 1942 гг., вспоминая обстановку военных лет, которую без переживаний вспомнить нельзя. Особенно трогательно было посещение мной пещеры, в которой 24 года назад жил вместе со своими боевыми товарищами, и разыскал на стене надпись, сделанную 24 года назад, и написал свою новую надпись "посетил 24 года спустя 24 апреля 1966 года. Скрипни-ков"» [1, д. 17, л. 38].

В 1970 г. исполнилось 25 лет со дня штурма Кёнигсберга. В Калининградскую область прибывали специальные поезда с ветеранами из Москвы, Ленинграда, республик Средней Азии и Закавказья, Бурятии, Новосибирска, Омска, Владимира и Ярославля, желавшими побывать в местах, где они воевали [1, д. 50, л. 11].

С 1968 г. освоена новая форма экскурсионного обслуживания — туристские поезда выходного дня. Первый поезд прошел по маршруту Калининград — Рига — Таллин — Калининград [1, д. 30, л. 3]. Соответственно в каждом городе туристам предлагалась обширная экскурсионная программа.

Путешествия планировались для разных категорий работников по отраслям экономики: для учителей, работников сельского хозяйства, пищевой промышленности, строительства, транспорта, торговли и т. д. В каникулярное время в поездки отправлялись школьники и другие представители учащейся молодежи. Такой способ организации путешествий был очень удобным, так как средства социального страхования находились в управлении профессиональных союзов, и оплата туристских путевок осуществлялась непосредственно профсоюзными организациями различных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Условия Калининградской области для развития экскурсионных путешествий были весьма благоприятными. Для организации маршрутов прежде всего очень важно расстояние до основных объектов туризма. В этом отношении жители региона имели хорошие возможности в течение нескольких дней посетить многие города прибалтийских республик и Белоруссии. Сама же область как бывшая часть Восточной Пруссии, ставшая российской, привлекала своими мифами и легендами очень многих туристов из различных уголков страны. Морское побережье с отличными песчаными пляжами и уникальный природный заповедник Куршская коса в значительной степени данный интерес усиливали.

И уже в течение короткого времени туристские поездки и экскурсии стали чрезвычайно востребованными среди калининградцев и гостей из других регионов страны. Только в 1966 г. Калининградским экскурсионным бюро на всех маршрутах были обслужены около 80 тыс. человек [1, д. 17, л. 135] и получено прибыли 13,8 тыс. руб. [1, д. 17, л. 5]. За успешную работу бюро было награждено в 1967 г. памятным вымпелом Центрального совета по туризму [1, д. 16, л. 4].

Растущее значение организованных путешествий и экскурсий, увеличение спроса на них привело к необходимости структурных изменений состава подразделений областного совета по туризму. С 1 января

1968 г. Калининградское экскурсионное бюро, оставаясь по-прежнему в структуре совета, выделилось на самостоятельный баланс, было наделено необходимыми оборотными средствами и получило счет в Госбанке СССР [1, д. 18, л. 102]. Данное обстоятельство в значительной степени облегчило ведение организационной и экономической деятельности по удовлетворению возрастающих туристических потребностей граждан.

Интерес к путешествиям и экскурсиям был вызван рядом факторов. Наиболее значимым являлась их относительная доступность. Работник оплачивал только 30 % стоимости туристской путевки, 70 % возмещалось профсоюзными организациями. Для определенной части работников (передовиков производства, ударников коммунистического труда, победителей социалистического соревнования и др.) и даже членов их семей они были вообще бесплатными — в качестве награды за добросовестный труд. Данный метод трудового стимулирования получил достаточно широкое распространение во многих организациях.

В значительной степени создал новые возможности для совершения путешествий указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1967 г. «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными». Появление свободного времени и повышение благосостояния людей стали необходимыми условиями для возникновения у них потребности в туристической поездке.

Желание посетить новые города и места отдыха также дополнялось и сопутствующими возможностями, в частности, находясь в разных городах, туристы могли завести новые знакомства, совершить различные бытовые покупки. В условиях тогдашнего постоянного дефицита товаров широкого потребления данное обстоятельство играло далеко не последнюю роль.

Калининградское экскурсионное бюро, увидев в экскурсиях и путешествиях стабильный источник получения прибыли, начало более интенсивно предлагать свои услуги. Как видно из таблицы, в этот период наблюдался устойчивый рост количества обслуженных экскурсантов.

71

Количество экскурсантов, обслуженных Калининградским экскурсионным бюро, тыс. чел.

[1, д. 30, л. 8]

Тематика экскурсий Год

1964 1965 1966 1967 1968 1969

Обзорные по городу 7 37 50 61 75 80

Штурм Кенигсберга 3 4 6 6 5 5

По местам боев на Земланд-

ском полуострове — 9 10 8 4 10

Куршская коса — 1 2 4 10 20

По городам Прибалтики 2 5 7 26 7 3

Другие 3 4 4 2 4 5

Итого 15 60 79 107 105 150

72

Также прослеживалась тенденция к монополизации экскурсионной деятельности, сосредоточению ее в компетенции областного совета по туризму. В справке совета, представленной в отдел пропаганды и агитации областного комитета КПСС, содержалась просьба о запрещении другим учреждениям и организациям, кроме Калининградского экскурсионного бюро, осуществлять экскурсии по городу и области [1, д. 30, л. 10]. Это желание обосновывалось необходимостью повышения идейного содержания и качества экскурсий. Усилению роли экскурсий как действенного средства идейно-политического воспитания способствовала критическая статья «Два часа с экскурсией по городу», опубликованная в газете «Калининградская правда» в начале февраля 1969 г. Корреспондент А. Здоров совместно с группой экскурсантов из Узбекистана побывал на обзорной экскурсии по Калининграду и сделал вывод, что «новый человек, проехав по этому маршруту, вряд ли будет иметь сколь-нибудь четкое представление о городе» [3]. Автор сетовал на излишнее увлечение экскурсовода древней и предвоенной историей города, вследствие чего очень мало внимания было уделено героическому штурму Кёнигсберга и современным трудовым достижениям калининградцев. Тем самым, по мнению журналиста, наносился ущерб патриотическому воспитанию советских людей.

Критика и замечания в адрес экскурсионного бюро, отмеченные в статье, были проанализированы на заседании президиума областного совета по туризму уже через несколько дней после выхода газеты, в итоге был утвержден план мероприятий по устранению недостатков.

Был пересмотрен и укреплен состав методического совета. В него ввели таких компетентных специалистов, как научный сотрудник краеведческого музея А. И. Петрикин, заместитель директора краеведческого музея по научной части А. Е. Цыганкова, заведующий кафедрой гидрологии Калининградского технического института рыбной промышленности Д. Я. Беренбейм, начальник БТИ вагоностроительного завода И. А. Григорьев. Переработанные экскурсионные маршруты, тексты экскурсий с учетом замечаний были согласованы с городским комитетом КПСС и утверждены методическим советом. Для экскурсоводов проведены две методические экскурсии по новым маршрутам, а 15 экскурсоводов проверялись на маршрутах с обсуждением результатов на собрании [1, д. 39, л. 1 — 2].

Через месяц вопрос об устранении недостатков, отмеченных в статье, рассматривался на заседании президиума областного совета профессиональных союзов [2, д. 438, л. 97]. Именно с этого времени проблема идеологического содержания становится определяющей при подготовке экскурсоводов и разработке маршрутов.

Можно констатировать, что проведением данных организационных мероприятий завершается период становления в развитии экскурсионного дела в Калининградской области. К этому времени именно экскурсии стали доминирующим видом осуществления туристской деятельности как по количеству участников, так и по размеру получаемой прибыли. Маршруты простирались во многие регионы страны и характеризовались многообразием объектов туристского показа. При этом использовались автомобильный и железнодорожный транспорт.

Работало достаточное количество квалифицированных экскурсоводов, периодически повышавших квалификацию. Оформилась в целом тематика экскурсий: производственная, военно-патриотическая, историко-культурная, природоведческая.

Дальнейшее развитие экскурсионного туризма требовало уже иных подходов — в первую очередь создания ряда экскурсионных бюро в крупных городах и курортах области. Следующими задачами были укрепление материальной базы (строительство туристских средств размещения и создание собственной автотранспортной базы), а также ведение эффективной рекламно-информационной работы.

Список источников

1. Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. Р-153 (Калининградский областной совет по туризму и экскурсиям). Оп. 1.

2. ГАКО. Ф. Р-228 (Калининградский областной совет профессиональных союзов). Оп. 2.

3. Два часа с экскурсией по городу. Заметки о работе экскурсионного бюро // Калининградская правда. 1969. 15 февр.

4. Туристы хотят путешествовать // Калининградская правда. 1965. 23 июля.

Об авторе

Анатолий Петрович Костюк — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: kostyukanatolii@mail.ru

About the author

73

Dr Anatoly Kostyuk, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: kostyukanatolii@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.