Научная статья на тему 'Истоки экологической политики США: вклад Теодора Рузвельта в ее становление и развитие'

Истоки экологической политики США: вклад Теодора Рузвельта в ее становление и развитие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1681
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЗАПОВЕДНИК / КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ / ПРОМЫСЛОВАЯ ОХОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / США

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимов Андрей Алексеевич, Меренков Илья Александрович

Рассматривается процесс становления и формирования основ экологической политики США. Особое внимание уделяется природоохранительным мероприятиям, произведенным Теодором Рузвельтом. Показаны основные черты современной экологической политики США в области как внутренних, так и внешних факторов, определяющих направление государственной деятельности в области экологопользования и природоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки экологической политики США: вклад Теодора Рузвельта в ее становление и развитие»

УДК 502 : 351 : 853

ББК 28 + 63.3(7США)6-8/Рузвельт/

A.A. Алимов, И.А. Меренков

истоки экологической политики сша: вклад теодора Рузвельта в ее становление и развитие

Рассматривается процесс становления и формирования основ экологической политики США. Особое внимание уделяется природоохранительным мероприятиям, произведенным Теодором Рузвельтом. Показаны основные черты современной экологической политики США в области как внутренних, так и внешних факторов, определяющих направление государственной деятельности в области экологопользования и природоох-ранения.

Ключевые слова:

государственные природоохранные институты, заповедник, качество окружающей среды, национальный парк, природопользование и охрана природы, промысловая охота, экологическая безопасность, экологическая катастрофа, экологическая политика, США.

о

Современная экологическая (природоохранительная) политика любого государства является своеобразным лицом нации. Особое значение экологическая проблема приобрела в начале второй половины ХХ в. На нее обратили внимание представители многих наук и отраслей научных знаний. Значительную роль в осмыслении и понимании значимости глобальной экологической проблемы сыграли так называемый доклад Римскому клубу «Пределы роста» и проведенная в 1972 г. в Стокгольме Первая Международная Конференция ООН по окружающей среде. Все это привело к необходимости изучения опыта государственной экологической политики, в том числе ее истоков и основных направлений развития.

В наше время, практически сто лет спустя после первых шагов в деле приро-доохранения, сложно прийти к единому мнению о роли двадцать шестого президента Соединенных Штатов Америки Теодора Рузвельта. С одной стороны, его можно назвать настоящим реформатором, не боящимся пойти против мнения большинства и готовым доказывать свою точку зрения несмотря ни на что. С другой - Рузвельт был настоящим политиком-идеалистом, который выступал за равные права для всех граждан страны. В своих действиях - как на политической арене, так и в личной жизни - он старался использовать все силы, для того чтобы результат был близок к идеальному. Этот президент США успел добиться невероятных успехов, как в политической, так и в научной карьере: юрист, военный и политический деятель, экономист, историк, крупный ученый-натуралист [3, с. 20-21]. И, безусловно, природоохранная деятельность, которая получила серьезное развитие во

время президентства Теодора Рузвельта, требует пристального рассмотрения.

Корни увлечения дикой природой стоит искать в детстве будущего президента Соединенных Штатов Америки. Теодор Рузвельт-старший был крупным предпринимателем, занимавшимся производством стеклянной продукции на Восточном побережье США. Он также основал Национальный музей естественной истории в Вашингтоне. Кроме того, именно отец познакомил сына с таксидермистом - специалистом, занимающимся изготовлением чучел животных и птиц для нужд известного американского натуралиста Джона Джеймса Одюбона. Это известного орнитолог, автор книги «Птицы Америки», а также основатель Национального Одюбоновско-го общества - организации, занимавшейся защитой диких птиц Северной Америки. Знакомство с человеком, который играл важную роль в процессе изучения дикой природы, стало важным шагом в развитии интереса к природе у юного Теодора.

Дядя Теодора Рузвельта - Роберт Рузвельт, был одним из первых профессиональных ихтиологов Соединенных Штатов Америки и выступал за борьбу против рыбной ловли в промышленных масштабах.

Повзрослев, будущий президент Соединенных Штатов Америки познакомился с выдающейся плеядой американских экологов. Среди них были Джордж Грин-нел - известный антрополог и исследователь дикой природы, натуралист Джон Бурроуз и орнитолог Фрэнк Чапман. Общаясь с этими выдающимися учеными и исследователями, молодой Теодор Рузвельт узнавал о местах, защита которых была бы невозможна без человеческого вмешательства. Стоит отметить, что в зре-

лости Рузвельт был заядлым охотником, на счету которого множество охотничьих трофеев , таких как африканские львы и антилопы, а также американские хищники - медведи и пумы. Однако именно охотничья страсть заставила президента США посмотреть по-новому на проблему защиты диких животных от истребления.

В 1884 году Теодор Рузвельт едет в Северную Дакоту - в земли, которые в Америке именуются Badlands. Badlands представляют собой череду пустошей, на которых простираются сотни каменных холмов, образованных из красной и серой каменной породы. Зимой эти холмы напоминают огромные снежные сугробы, а в весеннее время на них распускаются дикие цветы и растут степные травы.

В 20-летнем возрасте Теодор Рузвельт охотился здесь на бизонов и, прибыв в эти земли через несколько лет, был поражен ужасающим открытием: некогда цветущие поля были покрыты побелевшими на солнце черепами бизонов, являющимися красноречивым доказательством неконтролируемого истребления гордого животного [3, с. 28].

В это же время умирают мать, затем -молодая жена Теодора, поэтому он в попытке справиться со своими переживаниями переселяется на два года в Дакоту, где живет на собственном ранчо и занимается наблюдением и изучением природы этого региона.

Немного позже, в 1886 г., по окончании временного добровольного отшельничества, Теодор Рузвельт твердо решает для себя, что природу этих районов необходимо защитить. Стремление к охране природы было как никогда своевременно: к концу XIX века: флора и фауна американского континента находилась в серьезной опасности. Множество видов растений и животных находилось на пороге полного исчезновения. Причиной такой экологической катастрофы являлось антропогенное воздействие на эти территории, все возрастающее год от года. Заселение ранее не используемых земель, агрессивная и зачастую хищническая охота на немногочисленные популяции животных, вырубка леса - все это являлось факторами, которые серьезно повлияли на изменение окружающей среды Северной Америки. Множество животных, обитавших по всему Североамериканскому континенту, таких как вапити, карибу, лоси, толсторогие бараны, было сведено к немногочисленным популяциям, находящимся на грани исчезновения [4, с. 137-139].

Интересно, что весьма важную и не менее неожиданную роль в развитии охраны и защиты животных, находящихся на грани истребления, сыграли профессиональные спортсмены-охотники, к числу которых относился в свое время и Т. Рузвельт. Правительство Соединенных Штатов на тот момент занималось, по его мнению, другими, более важными вопросами, чем защита собственных природных богатств, и по этой причине природоохранная деятельность была возложена на людей, которые в недалеком прошлом были заняты исключительно удовлетворением собственных охотничьих желаний. Будучи очевидцами того, как стремительно уменьшается популяция диких животных, американские охотники стали сами возглавлять движение за ограничение сроков охотничьих сезонов и устанавливать количество дичи, которую разрешалось добыть за сезон. Помимо отстаивания своих традиционных занятий - охотиться, спортсмены-охотники стали заботиться о сохранении дикой природы как важной части национального достояния своей страны. Практически во всех штатах появлялись клубы охотников, озабоченных положением многих животных и окружающей среды. Можно считать, что именно появление этих клубов подтолкнуло высшие административные институты страны организовать различные органы по охране дикой природы и животных.

Рассматривая природоохранную деятельность Теодора Рузвельта в качестве вице-президента, стоит отметить, что при его косвенном участии был организован спортивно-охотничий клуб, ответственный за мониторинг охотничьей деятельности на территории целого ряда штатов. Он получил название «Клуб имени Дэни-эла Буна и Дэйви Крокета» - известных американских охотников времен освоения Дикого Запада. Клуб занимался пропагандистской и разъяснительной работой, направленной на формирования нового взгляда на охотничью деятельность. Главное внимание заострялось на запрете охоты в качестве способа коммерческого заработка. Кроме того, предлагаемые меры способствовали пресечению расточительного использования природных ресурсов. Инициатива по созданию филиалов клуба на территории отдельных штатов была выдвинута в большинстве своем профессионалами-охотниками, и развитие этих клубов происходило за счет их частных взносов. Если говорить о роли федерального правительства, то можно отметить,

о

что помощи в развитии клубов, а также разработке новых способов защиты окружающей среды и животных оказано не было [4, с. 127].

В 1901 г. Теодор Рузвельт становится президентом Соединенных Штатов Америки и почти сразу начинает развитие собственных программ по защите природы, которые коренным образом отличаются от слабых мер, предпринятых его предшественниками. Первый закон по защите окружающей среды, принятый Теодором Рузвельтом, был нацелен на прекращение промысловой охоты. Природные ресурсы стали принадлежать всему народу Соединенных Штатов Америки, и право на владение землей не давало собственнику права на владение животными, проживающими на них. Этот закон носил название Lacey Act, и в его формулировке было сказано, что ни одно дикое растение или животное не может быть изъято, продано или перевезено без официального разрешения. После вступления в силу Lacey Act каждый человек, даже будучи владельцем земельного участка, на котором находится охотничье угодье, был обязан приобретать лицензию, если он хочет вести охотничью деятельность.

Развитие лицензирования охотничьей деятельности было важным шагом, однако более весомым вкладом в природоохранную деятельность Т. Рузвельта было создание заповедников и национальных парков - земельных территорий, выделенных из государственной деятельности и используемых исключительно для сохранения растительного и животного мира. Помимо земельных ресурсов, Рузвельт также выделил множество водных участков для водоплавающих птиц и рыб под национальные заповедники. Анализируя последствия введения закона, мы можем с уверенностью сказать, что охотник становится важной частью природоохранной деятельности, так как бюджет частично складывался из проданных охотникам лицензий.

Участие в развитии природоохранных организаций природоохранной деятельности, заложенной Теодором Рузвельтом, сильно повлияло на будущую политику защиты национальных природных богатств США. Одним из результатов этой активной деятельности стало то, что произошло объединение небольших клубов спортсменов-охотников, занимающихся охраной лесных угодий, в широкую и высокоразвитую сеть департаментов и агентств, занимавшихся природоохранной деятельностью.

К середине XIX в. главным федеральным подразделением, занимавшимся защитой национальных природных богатств, являлся Департамент внутренних ресурсов США, на который возлагалась ответственность за использование природных ресурсов. Но структура этого института государственной власти была довольно сложной. В него входили, такие государственные организации, как Служба рыбы и дичи, Бюро землепользования, Бюро рекламации, Бюро по делам индейцев (!) и др. Главой Департамента внутренних ресурсов США являлся чиновник государственной службы, назначенный президентом и имеющий широкие полномочия в формировании природоохранной политики страны.

Вторым шагом в деле формирования государственной природоохранной политики стала служба, занимавшаяся охраной наиболее ценных объектов природного и культурного наследия - уникальных по своему происхождению и имеющих национальное значение для Соединенных Штатов. Это была Служба национальных парков. Охрана природных и культурных ценностей осуществляла целый рад видов деятельности: от сохранения природной среды, экологического образования, до культурных и развлекательных целей. Согласно соответствующему решению национальные парки приравнивались к наиболее значимым охраняемым природным территориям США.

Постепенно бюджет Службы национальных парков увеличился более чем до полутора миллиардов долларов США в год. В систему национальных парков вошел ряд территорий. Так в особо охраняемые территории были включены: национальные парки площадью 51 миллион акров, национальные памятники, занимающие площадь до 5 миллионов акров, национальные резервы, расположенные на территории 24 миллиона акров, национальные рекреационные зоны, простирающиеся на площади 4 миллиона акров, а также национальные побережья морей и берега озер, мало затронутые антропогенной деятельностью живописные реки, национальные тропы, исторические места сражений, парки боевой славы, парки столицы США, Белый дом и другие [2, с. 9596].

В настоящее время число объектов, охраняемых Службой национальных парков, насчитывает 369 объектов, 54 из которых являются именно национальными парками [2, с. 97].

В первой декаде ХХ в. была создана Служба охраны леса, которой было поручено заниматься охраной лесных ресурсов. Этот природоохранительный государственный институт был основан в 1906 г. с целью проведения более рациональных методов лесного хозяйствования, а также для ограничения агрессивных рубок, практиковавшихся в то время в США.

Следует отметить, что именно в течение двух первых десятилетий ХХ века интерес к охране природы проявился и в других регионах Земли. Так, в 1913 году в Берне, в Швейцарии, была проведена Первая Международная конференция по проблемам природопользования. А, например, в молодой Советской республике была создана организация юных натуралистов, а в рамках Народного комиссариата образования образован вневедомственный орган, получивший название Комиссия по охране природы, в которую входили не чиновники, а известные в то время специалисты в области природопользования. Именно в это время создаются государственные заповедники и заказники [1].

В США в то время уделялось большое внимание именно Службе леса, а в уставе этой организации были записаны такие цели и задачи, как равновесное и долговременное использование федеральных лесов, обеспечение доступа на лесные территории туристам, а также сохранение биоразнообразия в лесах.

Однако в практике лесопользования в последнее время Служба леса зачастую пренебрегает своими экологическими целями и занимается коммерческой деятельностью, которая ведет к получению прибыли. Так, например, в середине 60-х годов эта служба занималась прокладкой лесовозных дорог в самые отдаленные участки и сдавала в аренду частным компаниям под последующие сплошные рубки участки крупных массивов первичных лесов американского континента. В начале двухтысячных годов различные экологические группы боролись за прекращение рубки леса на федеральных землях, мотивируя это тем, что именно на этих территориях сохранились остатки первичных древних лесов Америки, рубить которые - экологическое преступление.

На сегодняшний день организация, занимающаяся сохранением биоразнообразия в Америке, - это Служба рыбы и дичи. На заре своего основания Служба отвечала за использование охотничьих ресурсов, но позже в круг ее обязанностей также вошло ведение списка исчезающих видов

животных в США и управление более 500 национальных резерватов диких животных, занимающих более 90 миллионов акров. Самый крупный из этих резерватов находится на Аляске. Его площадь 7,5 млн гектаров [2, с. 101]. Служба обеспечивает охрану редких и мигрирующих животных посредством защиты их мест обитания и регулирования добычи. Бюджет составляет 1,2 млрд долларов.

Охраной земельных ресурсов занимается Бюро землепользования. Оно было основано в 1946 г. и до настоящего времени является крупнейшим распорядителем федеральной землей в США. Бюро землепользования распоряжается всеми землями, которые не попали под контроль другим ведомствам и не являются собственностью частных лиц. Бюджет организации составляет один миллиард долларов. К основным целям организации можно отнести обеспечение устойчивой эксплуатации природных ресурсов, одновременно сохраняя их для будущих поколений [4, с. 108].

Также существует подразделение, занимающееся вопросами использования земельных ресурсов. Оно получило своеобразное название - Бюро Шахт. В сферу деятельности Бюро входят вопросы лицензирования добычи полезных ископаемых и ведения различных инженерных работ, связанных с ними, на территории федеральных земель.

Из заложенных Т. Рузвельтом основ рационального природопользования и охраны природы в настоящее время активно работает Служба охраны природных ресурсов, которая отвечает за охрану почвенных ресурсов и грунтовых вод, ведет борьбу с эрозией почв и разрабатывает классификацию и детальные карты почвенного покрова для всей страны.

Отдельное место в системе государственной природоохранительной политики США занимает департамент, связанный с инженерными работами. Это Бюро рекламации, в ведение которого входит разработка крупномасштабных проектов, связанных со строительством дамб, обеспечением засушливых районов водой, восполнением и охраной запасов подземных вод, а также различными проектами на несудоходных реках.

Естественно, что в последнее время, в рамках информационных процессов, были созданы новые государственные институты, связанные с выполнением ряда дополнительных работ. Так, за компьютерное обеспечение, картографическую, гидроло-

о

о

гическую, геологическую и экологическую информацию отвечает Служба геологической съемки США. Она является главным картографическим и геодезическим агентством страны, а также выпускает различные карты и их цифровые аналоги.

За природопользованием на территории проживания коренных жителей Америки отвечает Бюро по делам индейцев. Земли, на которых проживают индейцы, не принадлежат федеральному правительству, а являются собственностью тех племен, которые живут на них.Все вышеописанные службы координирует Департамент сельского хозяйства США. Помимо этих ведомств, существует ряд служб, участвующих в государственном управлении природопользования США, но не входящих в юрисдикцию Департамента сельского хозяйства.

Первым в списке этих служб идет Национальное управление океанов и атмосферы. Эта организации относится к Департаменту торговли США и занимается описанием, наблюдением и предсказанием метеоусловий, состоянием вод Мирового океана и т.д. Таким образом, в структуре служб, связанных с политикой природопользования, имеются и те, которые занимаются береговой охраной озер, морей, океанов. Национальное управление океанов и атмосферы имеет в своем составе Национальную службу по морским биологическим ресурсам, в том числе по рыбам и млекопитающим, отвечающую за охрану живых ресурсов моря и океана, а также ведущую список вымирающих видов морской флоры и фауны. Национальная служба по морским рыбам и млекопитающим отвечает за 20 морских заказников и 21 национальный исследовательский резерват [4, с. 102].

Пожалуй, самым важным институтом в системе государственной природоохранительной политики США является независимое Агентство по охране окружающей среды (ЕРА), созданное в начале 1970-х годов. Его независимость и самоСписок литературы:

стоятельность определяются тем, что оно структурно не входит ни в один департамент страны. Это агентство разрабатывает стандарты чистоты окружающей среды и следит за их выполнением. Таким способом Агентство по охране окружающей среды США обеспечивает предотвращение загрязнения воздуха, почв и воды. Также Агентство борется с радиационными загрязнениями, токсичными отходами и выбросами. Агентство стало главным специально уполномоченным государственным органом по сохранению природы и борьбе с загрязнением окружающей среды и не подчиняется никаким другим ведомствам или министерствам и, что очень важно, имеет непосредственную связь с президентом США.

Из основных задач агентства можно выделить:

- разработку и реализацию общенациональных программ в области охраны среды от загрязнений;

- проведение научных исследований в области охраны окружающей среды, разработку нормативов качества окружающей среды, установление сроков ввода очистного оборудования и т.д.;

- оказание помощи министерствам и ведомствам федерального правительства, администрации штатов и местных органов самоуправления и организацию их взаимодействия.

Агентство по охране окружающей среды является крупнейшим из федеральных агентств со штатом более 17 000 сотрудников. Оно часто занимается возбуждением судебных исков по вопросам нарушения законодательства Соединенных Штатов в области охраны окружающей среды, как частным, так и государственным лицам.

Итак, мы видим, что природоохранительная государственная политика США представляется хорошо структурированной системой мер, направленных на обеспечение должного уровня экологической безопасности, что находит свое отражение и политике устойчивого развития.

[1] [2]

[3]

[4]

Алимов А.А. Политика КПСС и советского государства в области природопользования в первые годы советской власти (1917-1925 гг.) / Автореф. ... канд. ист. наук. - Ленинград, 1982. Краснопольский Б.Х. Государственное управление природопользованием: опыт США. - Хабаровск: Изд-во ДВО РАН, 2006. - 256 с.

The Wilderness Warrior: Theodore Roosevelt and the Crusade for America. - NY, 2008. Andrews R.N.L. History of American environmental policy. - N.-Y.: Yale University Press, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.