Научная статья на тему 'Истоки духовности: о книжной коллекции Галимджана Баруди'

Истоки духовности: о книжной коллекции Галимджана Баруди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИГА / БИБЛИОТЕКА / ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / Г. БАРУДИ / 300-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ РОМАНОВЫХ / КАЗАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / ДЖАДИДИЗМ / ИСТОРИЯ КРАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Э. Н.

Прегнантность исторического сюжета, связанного с личной коллекцией Г. Баруди (1857-1921), отразила научные, религиозно-нравственные, эстетические и философские интересы ярчайшего представителя нарождающейся мусульманской интеллигенции. Его стремления к инициации книжного собрания царствующему Дому Романовых, предоставления возможности бесплатного пользования печатными и рукописными текстами широким кругам читающей аудитории позволили глубже понять общественные и гражданские интересы, мировоззренческую индивидуальность владельца библиотеки, яркого представителя идеологии джадидизма общественно-политического движения мусульман Поволжья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки духовности: о книжной коллекции Галимджана Баруди»

УДК 94

раздел ИСТОРИЯ

ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ: О КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ГАЛИМДЖАНА БАРУДИ

© Э. Н. Валеев

Государственная Дума Российской Федерации

Россия, г. Москва, 103265, ул. Охотный ряд, 1.

Тел.: +7 (495) 692 19 85, факс: (495) 692 91 69.

E-mail: valemil@mail. ru, valeev@duma. gov. ru

Прегнантность исторического сюжета, связанного с личной коллекцией Г. Баруди (1857—1921), отразила научные, религиозно-нравственные, эстетические и философские интересы ярчайшего представителя нарождающейся мусульманской интеллигенции. Его стремления к инициации книжного собрания царствующему Дому Романовых, предоставления возможности бесплатного пользования печатными и рукописными текстами широким кругам читающей аудитории позволили глубже понять общественные и гражданские интересы, мировоззренческую индивидуальность владельца библиотеки, яркого

представителя идеологии джадидизма — общественно-политического движения мусульман Поволжья.

Ключевые слова: книга, библиотека, духовность, просветительство, Г. Баруди, 300летний юбилей Романовых, казанские мусульмане, джадидизм, история края.

Начало ХХ века в истории Российского государства ознаменовано рядом юбилейных дат: 200-летие Полтавского сражения, положившего началу перелома в Северной войне в пользу России, 100-летие Отечественной войны 1812 года, освободительной войны России против наполеоновской агрессии, 50-летие крестьянской и земской реформ, способствовавших развитию капитализма в стране. Особый общественный резонанс вызвал 300-летний юбилей царствования династии Романовых. Подавляющее число населения аграрной России благоговейно чтило русских царей. В сознании крестьянства монарх являлся благодетелем и выразителем их интересов. Такое сознание трудно было чем-либо поколебать. В Казанской губернии юбилейные торжества сопровождались конкретными мероприятиями, призванными облегчить положение многонационального и политеистического народа. Выборные всесословные органы самоуправления в городах и уездах открывали школы, больницы, народные дома, богадельни, строили памятники-часовни, разбивали общественные сады, скверы, учреждали в женских и мужских гимназиях стипендии имени царствующих особ. Не менее гуманными действиями местных органов власти были мероприятия по сложению больничных недоимок, по страховому сбору, по ссудам, выданным крестьянам на покупку лошадей, на развитие кустарного производства, на восстановление хозяйственных построек, уничтоженных пожаром. Казанское губернское земство «сложило 5 000 рублей долга, который был за беднейшими ученицами земской учительской школы» [1]. Из казны губернского земства было профинансировано богато иллюстрированное издание - «Три века царствования Дома Романовых» [2], которое годовые подписчики «Казанской газеты» бесплатно получили в качестве приложения к юбилейному номеру, вышедшему 21

февраля 1913 года. Книга имела 9 глав, каждая из которых озаглавлена именем представителя царствующей династии - Михаил Федорович, Петр Великий и др.

Сопричастность казанских мусульман, духовенства к предстоящему юбилею была выражена в конкретных созидательных действиях, направленных на просвещение татар. В январе 1913 года в Казани состоялось собрание мулл, представителей купечества, общественных деятелей, на котором наряду с выбором депутации от мусульман на столичные торжества, рассматривался вопрос об открытии женской гимназии в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых, ибо «среди городского татарского населения уже назрела необходимость дать своим дочерям среднее образование» [3]. Добровольные пожертвования мусульман были значительны. Некий купец Г. пожертвовал 20 000 рублей, книгоиздательская фирма - дом с земельным участком для размещения в нем гимназии на Екатерининской улице города. Эпоха смутного времени и вступление на престол Михаила Федоровича, жизнеописание главнейших представителей царствующего Дома были отражены в 6 брошюрах, изданных на татарском языке. Периодические издания пестрели заголовками - «К великому дню», «Юбилей Дома Романовых» [4], «Казань и казанцы в истории воцарения Дома Романовых на русском царском престоле» [5]. Данные источники представляют научный интерес для исследователей в силу сохранившегося богатого факта-жа, описания современниками политики российских монархов для мусульманского мира. «Между прочим были отмечены особые благодеяния Государей из этого Дома для мусульман, как, например, учреждение Духовного собрания, должности муфтия и разрешение формального перехода отпавшим в ислам» [6].

120

раздел ИСТОРИЯ

В контексте сформированного широкого общественного интереса к данному юбилейному событию следует рассматривать добровольное открытие муллой 5-й Соборной мечети Казани Галимд-жаном Мухаметжановичем Галеевым для публичного пользования личной книжной коллекции. Его просветительное и гуманное действо по обстоятельству времени более всего нужно было мусульманскому обществу. Это был период активного развития общественной мысли, становления самосознания и идеологии татар. Понимание общественных интересов, которые стали частью личных, характеризуют его как критически мыслящего и мудрого человека. Имя Г. М. Галеева ученым-ориенталистам более знакомо как Г. Баруди (18571921), религиозного и общественного деятеля, просветителя, яркого представителя идеологии общественно-политического движения мусульман Поволжья - джадидизма. Один из постулатов данного учения заключался в необходимости обновления религии, при сохранении стремления к просвещению татарского народа. «Многие современники отмечали, что у Баруди трудолюбие и целеустремленность сочетались с академической ученостью, талантом организатора и высоким чувством гражданского долга» [7]. Баруди являлся основателем и руководителем новометодного медресе «Мухамма-дия», автором ряда учебников по исламскому вероучению и татарскому языку, издателем и редактором журнала «Аддин уаль-адаб», который печатался в типографии «Миллят», участником ряда Всероссийских съездов мусульман. «Среди учебников по религиозно-нравственным предметам особое распространение имеют издания новометодиста, казанского муллы Галимджана Баруди, высланного из Казани по политическим причинам. Учебники его просты и удобопонятны для учащихся» [8], -отмечалось в официальном отчете Казанского временного комитета по делам печати за 1909 год.

Частная книжная коллекция просветителя Г. Баруди к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по исламу, истории, юриспруденции, математике, медицине, физике, логике, психологии, философии и языкознанию на арабском, персидском, киргизском, турецком, татарском и русском языках. Труды религиозных деятелей и мыслителей ислама были представлены как в оригиналах, так и в переводах, снабженных комментариями. Это трактаты Ибн Кутайбы (1Х в.) и Ибн Бабашада (Х1 в.), Мухаммада Парса, Абдаллах ан-Нафаси (Х111 в.), Муса ибн Мухаммада-ар-Руми (ХУ в.), ад-Дамамини и др. Энциклопедичность знания, многоязычие текстов характеризовали владельца библиотеки как образованнейшего человека своего времени, научные интересы которого были сфокусированы на познании мира в его многоликих проявлениях. Служение своему народу на ниве просвещения и образования составляло содержание его

гражданского кредо. В юбилейный 1913 год им было подано прошение в канцелярию казанского губернатора о выдаче свидетельства на открытие публичной библиотеки-читальни в собственном доме на Сенной улице. «Желаю открыть библиотеку по поводу радостного для всего нашего Отечества - России юбилея царствования Дома Романовых, предоставить всем желающим право бесплатного пользования книгами духовно-нравственного, научно-религиозного и обще-просветительного чтения» [9]. Библиотеке предполагалось присвоить наименование - 300-летие царствования на российском престоле династии Романовых. В означенной библиотеке, собранной муллой в течение жизни, было немало драгоценных раритетов. Известным ученым-ориенталистом Николаем Федоровичем Катановым (1862-1922), профессором Казанского университета и Духовной Академии, членом Временного комитета по делам печати, так охарактеризовано книжное собрание духовного лидера: «Всего в библиотеке 3 277 томов, перечисленных в каталоге на 148 страницах. Книги изданы в России, Турции, Египте, Марокко, Тунисе, Индии. В составе библиотеки нет книг популярно-политического характера, на которые мог быть наложен запрет Главным управлением по делам печати. В число книг включено 780 рукописей, из которых большая часть не издана и имеет высокую научную и материальную ценность. В числе восточных рукописей значится одна, состоящая из 2-х томов - «Тальфи-ку-ль-ахбар», сочинение Мурад-Эфендия. Она заключает в себе ложные сведения об отношении в России к ее подданным мусульманам. В этой библиотеке есть сочинения почти всех лучших людей ислама за тысячу триста слишком лет» [10]. Среди рукописных и старопечатных книг религиозного содержания следует выделить Коран, тафсиры, сборники хадисов, таджвиды. Открытию библиотеки для бесплатного пользования жителями города предшествовала продолжительная переписка казанского губернатора с канцелярией министра внутренних дел. Предметом разбирательства явилось установление истины, «служит ли открытие мусульманской библиотеки государственным и местным интересам, не явится ли это упрочением мусульманского сепаратизма».

Анализируя правила работы библиотеки, разработанные учредителем, поражаешься масштабами гуманизма этой личности, стремившегося сеять «духовные семена» в душах своего народа. Библиотека была открыта ежедневно, кроме больших мусульманских праздников и дней тезоименитства российских государей и императриц. Предполагалась выдача на дом особо ценных изданий под залог на недельный срок. Управление делами библиотеки принадлежало коллегиальному органу -Совету из 6 человек. Право председательствования оставалось в роду Галеевых до его прекращения.

После смерти учредителя библиотека переходила в собственность прихожан означенной мечети.

Казанский временный комитет по делам печати поддержал прошение Галеева, ибо его «мусульманская библиотека по подбору книг призвана служить религиозно-нравственному, научному и общеобразовательному чтению мусульман». Однако министром внутренних дел в присвоении библиотеке имени Романовых было отказано. Согласно российским законодательным актам всем учебным, благотворительным, просветительным учреждениям имена высочайших особ и членов императорской фамилии могли присваиваться с их «высочайшего соизволения и полного финансового обеспечения учреждений». Эти законодательные положения входили в противоречия с учредительными документами на библиотеку Галеева, в которых было отмечено, что после смерти учредителя членами Совета библиотеки должны изыскиваться дополнительные источники, обеспечивающие финансовое благополучие просветительного очага. Так в истории за библиотекой закрепилось лишь имя муллы, просветителя Галимджана Мухаметжано-вича Галеева, Потомственного Почетного гражданина Казани. Библиотека сохранила свою печать -«Галеевская бесплатная публичная библиотека. г. Казань».

Возвращаясь к страницам истории мусульманской библиотеки в Казани, важно объективно оценить уровень возросшего самосознания мусульман, их гуманные стремления посредством книги передать единоверцам, всему многонациональному этносу края духовное богатство, традиционные ценности во имя нравственного прогресса и миролюбия. Знакомство с личной библиотекой Г. Баруди, которую он собирал в течение полувека, дало возможность определить его мировоззрение, научные и литературные интересы, отчасти окружающей его среды. Библиотека явилась отражением религиозно-нравственных, философских и эстетических исканий ученого-гуманиста. По количественной характеристике и по семантической ценности пред-

ставленных трудов она представляла исключительную редкость и ценность в казанском крае.

Нами исследован лишь один небольшой сюжет местной истории, связанный с открытием и функционированием библиотеки, которая становилась все более социально востребованной в мусульманском сообществе. По мере распространения просвещения и грамотности народа объективно формировалась необходимость в развернутом общении, постепенно расширялась среда, которая включала людей разного возраста, конфессиональных воззрений, сословий и профессиональной принадлежности. Н. С. Мордвинов (Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), государственный деятель, Почетный член Петербургской АН, президент императорского Вольного экономического общества с 1823 по 1840 год, инициатор открытия публичных библиотек в 30-е годы Х1Х века в губернских городах Российской империи) это мироощущение именовал емким понятием «духом общественности». Объективное исследование историкокультурных процессов, событий и фактов, связанных с учреждением библиотек общественными организациями и частными лицами, способствует выработке научной платформы, лишенной идеологических рудиментов и мифологизированных притч, способствует осмыслению социокультурной эволюции многонационального народа Казанского края рубежа Х1Х-ХХ веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отголоски празднования 300-летия Дома Романовых // Казанская газета. - 1913. - № 10 (10 марта). С. 12.

2. «Три века царствования Дома Романовых» (1613-1913) /Автор предисловия Е. Герн. - Казань, 1913. - 68 с.

3. Юбилей 300-летия Дома Романовых и казанские мусульмане // Казанская газета. - 1913. - № 4 (27 янв.). С. 9-10.

4. Казанская газета. - 1913. - № 7 (21 февр.). С. 1.

5. Казанская газета. - 1913. - № 3 (20 янв.). С. 1-3.

6. НА РТ. - Ф. 420. - Оп. 1. - Д. 248. Л. 94.

7. Татарская энциклопедия. Т. 1: А-В. - Казань, 2002. С. 306.

8. НА РТ. - Ф. 420. - Оп. 1. - Д. 150. Л. 74.

9. НА РТ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 5632. Лл. 1, 2.

10. НА РТ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 5632. Лл. 5, 5 об., 8, 8 об

Поступила в редакцию 30.11.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.