2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 13 Вып. 4
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 94
М. А. Гизбулаев
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ «И'ЛАМ АТ-ТИЛМИЗ БИ АХКАМ АН-НАБИЗ»1
Наука в Дагестане развивалась и обогащалась в тесном взаимодействии между жителями Дагестана и мусульманским миром.
Ввиду того, что в подавляющем большинстве мусульманских стран научным языком был арабский, существовала возможность для всех этих стран поддерживать друг с другом самые близкие культурные контакты. Там в оригинале знакомились с научными трудами и литературными произведениями, написанными в любой из этих стран. Назир ад-Дургели пишет: «Исламская культура дошла на территорию Дагестана, благодаря муджахедам, миссионерам и переселенцам в период аббасид-ского правления. Далее, дагестанцы начали странствовать в поисках знаний в Багдад, где получали знания по различным дисциплинам арабоязычных наук. Среди самых усидчивых и старательных были выходцы из территории Аварии и те, которые относятся к ней» [1].
Так, большую известность в XVIII в. получил выходец из Дагестана — поэт, юрист, филолог: Абу Бакр (ум. 1791). Он родился в 1711 г. в с. Аймаки2 в семье знатного происхождения. Как пишет один из исследователей и собирателей местного арабо-мусульманского культурного наследия Мансур Гайдарбеков «род Абу Бакра берет начало в известном арабском племени Курайш» [2]. Отец Абу Бакра Муавийа с раннего детства привил сыну вкус к знанию, научил арабской грамматике и другим предметам арабоязычных наук и отправил его в соседнее с. Аракани для дальнейшего совершенствования знаний к кадию и известному преподавателю Дибиру Старшему из Карата. Получив от араканских учителей все, что можно, Абу Бакр возвращается в родное селение Аймаки [3, с. 40]. Ему предлагали преподавать в нескольких
Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович — канд. ист. наук, мл. науч. сотр., Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Махачкала); e-mail: [email protected]
1 Данная статья подготовлена при финансовой поддержке Гранта РГНФ № 13-01-00248а «Антология северокавказских правовых сочинений на арабском языке XVIII в.».
2 Селение Аймаки — ныне в Гергебельском р-не Дагестана. © М. А. Гизбулаев, 2013
дагестанских обществах. Так, он занимался преподавательской и научной деятельностью в медресе (школах) Акуша, Кубачи, Аракани. Арабоязычное литературное наследие Абу Бакра тематически разнообразно, он активно участвовал в научных диспутах, завоевывая репутацию знатока во многих областях науки. В 1791 г., в возрасте 80 лет, Абу Бакр скончался в с. Аракани.
Абу Бакр — автор сочинений исторической, правовой, этико-моральной и стихотворной тематики. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по мусульманскому праву или комментариев к ним.
Мусульманское право (фикх) получило в исследуемый период широкое развитие. Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана [4, с. 111]. В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война и торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т. д. По числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест.
Анализ «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» (Уведомление ученика по вопросам вина) основан на рукописи, хранящейся в Рукописном фонде ИИАЭ. Прежде всего следует коснуться вопроса датировки произведения. «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» был создан Абу Бакром в 1777 г. [5, с. 211]. Автограф не удалось найти. В настоящее время это сочинение представлено одной копией, переписанной Мухаммадом б. Багуджи из Мачады. Сочинение Абу Бакра написано на плотной фабричной бумаге размером 22-16 см, работа состоит из девяти страниц, чернила черные, дагестанский насх [6].
Разнообразен круг людских пороков, рассматриваемых в правовых произведениях Абу Бакра.
В произведении «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» Абу Бакра основное место отведено вопросам набиза (алкоголь). Употребление набиза — один из распространенных пороков в дагестанском обществе, в частности, и среди некоторых ученых.
Сочинение «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» имеет традиционную форму. Оно начинается с предисловия, содержащего восхваление Аллаха, пророка Мухам-мада, а также освещение главных ценностей ислама:
Хвала Аллаху, Который своей милостью к людям сделал ясным дозволенное [халал] и запретное [харам] ниспосланием Мухаммада, лучшего из людей, а также руководства [Корана] для всего человечества, которое защищает неприкосновенность пяти запретов (хурумат) — это религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. Да приветствует Аллах пророка Мухаммада, который пришел с повелением и возвеличением роли разума, через которого человек познает Творца вселенной. Да приветствует Аллах его семейство и сподвижников, которые соблюдали Его [Аллаха] руководство и донесли его к другим [6, с.1].
Любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности, его правовых принципов, на защиту пяти вышеуказанных основных ценностей ислама.
Далее Абу Бакр объясняет причины и цели написания данного произведения, выражает серьезную озабоченность разрушением традиционных мусульманских
ценностей, забвением сунны, распространившимся в среде верующих употреблением алкоголя:
Я вижу ученых Дагестана и их учеников, не говоря уже в целом о дагестанцах, безразлично относящихся к повелениям [ислама]. В частности, к запрещению употребления набиза [любой алкогольный напиток, изготовленный без винограда] — отвратительного, сбивающего от поминания Аллаха и молитв [6].
Далее правовед сообщает о цели произведения:
Я собрал цитаты из Корана и сунны, а также доводы, несмотря на свои ограниченные возможности в данной работе. И назвал я его «Уведомление ученика по вопросам набиза (буза)». Цель сочинения — практическая: очищение сердца ученика от тьмы невежества, так как сердце является источником благородного знания и готово к восприятию разливов сильного дождя от Доброго Аллаха [6].
Как известно, употребление алкоголя несовместимо с требованиями шариата. В «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» Абу Бакр ставил целью четко показать ученикам проблематичные вопросы, в частности, о расхождении взглядов некоторых ученых по вопросам набиза, поэтому любой читатель найдет для себя много полезного в данном произведении.
Абу Бакр убеждает читателя, в частности ученика, в необходимости учитывать и исполнять изложенные в сочинении нормы, касающиеся набиза:
Знай, мой брат по вере, что население Дагестана уже находится на территории, где не царит власть великого имама и наиба, справедливо следующего за ним. Среди них [дагестанцев] нет запрещающего от порицаемых поступков, ибо суть ислама и веры заключается в убеждении и следовании предписаниям религии, подчиняясь и повинуясь ее [религии] повелениям и запретам [6, с. 2].
Абу Бакр обращается к ученикам: он вводит их в предмет, называет и раскрывает им конкретные цели, которые преследует составлением данного сочинения. Приведенные выше отрывки демонстрируют, что население Дагестана пренебрегало предписаниями ислама в изучаемый период. Порочные поступки людей неизлечимы, их дурные помыслы и интриги непостижимы. Однако один из самых худших и низких поступков дагестанцев — это увлечение употреблением набиза гнусного. Абу Бакр с осуждением отмечает, что «они не принимают гостя, не предложив ему набиз, пока он не опьянеет, вызывая насмешки людей. Это все то, что не приемлемо разумом, не говоря уже о Шариате».
Всякое опьяняющее — запрещено. В Коране имеется четкое выражение, отрицательного отношения: «Спрашивают они [верующие] тебя [Пророка] о вине и май-сире [азартные игры]. Отвечай: И то, и другое — средоточие греха великого, хотя и несут они для людей пользу некую, но греха в них больше, чем пользы» [7, с. 47]. Толкователи айатов говорят, что данный айат был ниспослан, когда сподвижники спросили Пророка о вине и азартных играх. Автор тафсира «Васит» [8, с. 731] сказал, что «вино есть брожение разума, а азартные игры есть грабеж имущества» [6, с. 3].
Абу Бакр считает грехом не только употребление алкоголя, но даже присутствие на пьяном застолье. По шариату запрет на употребление спиртных напитков — это один из основных принципов правоверного мусульманина, наряду с запретом азартных игр.
Один из айатов Корана гласит: «О вы, которые уверовали. Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на жертвенниках каменных [и гадание] по стре-
лам — скверные деяния, [внушаемые] Шайтаном. Сторонитесь же этого — быть может, преуспеете вы» [7, с. 136]. Ибн Аббас в своем толковании айата говорит: «под вином подразумевается все алкогольное вместе взятое. Желание шайтана [сатаны] — это ввергать человека в ненависть, вражду между собой и сбивать его от упоминания Аллаха и молитвы» [6, с. 3].
Абу Бакр выступает, приводя хадисы пророка Мухаммада, против любых видов алкогольных напитков:
Один из хадисов гласит: «Однажды Пророка спросили о дозволенности табаа [медовуха], Мухаммад сказал: "Любой напиток, который опьяняет, является запрещенным"». Другой хадис гласит: «Однажды прибыл человек из Йемена и спросил Пророка о дозволенности напитка, который они употребляют у себя на родине, изготовленный из злаков, и называют его "мизр". Пророк спросил: "Напиток опьяняет или нет?" Йеменец ответил "да". Пророк сказал: "Любой опьяняющий напиток является запрещенным. Поистине Аллах обещал тому, кто употребит алкогольные напитки, что напоит его в потусторонней жизни потом обитателей ада"» [6].
Здесь речь идет о важных вопросах мусульманского права. Употребление алкоголя посягает на интеллект, одну из пяти охраняемых исламом ценностей. Поэтому оно относится к категории хадд (фиксированное наказание Корана и сунны). Сунна фиксирует точную меру наказания за него — сорок ударов плетью или палкой. Поэтому Пророк ясно сказал: «То, что, употребив много опьяняет, того и малое употребление является запрещенным». Нужно также особо отметить и перечень источников вина, указанных еще пророком Мухаммадом, который сказал: «Напиток перегонный из пшеницы, ячменя, фиников, изюма, винограда, меда — есть вино, и я запрещаю все опьяняющее» [6].
Если же опьянение стало результатом случайного употребления спиртного по причине добровольного заблуждения или было вынужденным, например в результате насилия, то употребивший освобождается от вышеуказанного наказания.
Абу Бакр, затрагивая проблемы дагестанского общества, в частности употребления набиза, стремился решить их именно основополагающими источниками мусульманского права (Коран, сунна, иджма и кияс). Наряду с Кораном и сунной, нормативной основой для решения дел судьями служили и правила поведения, введенные сподвижниками Мухаммада, а затем ведущими правоведами (иджма).
Как сообщает Абу Бакр, иджма (единодушное мнение) бывает двух типов: иджма сподвижников и имамов. Что касается иджма сподвижников, то Абу Бакр приводит предание халифа Умара (ум. 644), который сказал: «Ниспослан айат, запрещающий употребление вина, существует пять видов получения вина: это виноград, финики, пшеница, ячмень и мед, вино есть то, от чего бродит разум, все сподвижники единодушны в запрещении опьяняющих напитков» [6, с. 4].
А понятие «иджма имамов» Абу Бакр понимает, в частности, как изречения имама Малика (ум. 795), аш-Шафии (ум. 822) и имама Ахмада (ум. 855), а также аш-Шарани (ум. 1565) [9, с. 331], которые единодушны в наказании каждого пьющего алкоголь: «.. .много или мало, разницы нет, ибо алкоголь есть вино, получаемое из винограда, пшеницы, ячменя и т. д.» [6, с. 5]. «Исключением является, — продолжает Абу Бакр, — изречение имама Абу Ханифы, который все же дозволил употребить напиток, полученный не из винограда, ссылаясь на хадис [пророка Мухаммада]:
"Вино получают из этих двух деревьев — пальмы и винограда", где он [Абу Ханифа] ограничивает понятие "вино" двумя деревьями» [6].
Следует отметить, пишет Абу Бакр, что «вышеуказанное пояснение пророка Му-хаммада адресовано именно населению, которое употребляло вино только из этих двух видов. И нет довода у Абу Ханифы, который ограничил решение о запрещении вина двумя видами деревьев. Очевидно, что до имама не дошел хадис [Мухаммада] который гласит: "Напиток, перегонный из пшеницы, ячменя, фиников, изюма, винограда, меда есть вино", — раньше трех имамов, которые единодушны в недозволенности набиза» [6].
Далее Абу Бакр в «И'лам ат-тилмиз» приводит для подтверждения своего тезиса изречение имама Шафии, который полагает, «что Абу Ханифа не слышал хадис [Мухаммада]: "То, что употребив много — опьяняет, того и малое употребление является запрещенным". Он [имам аш-Шафи] сказал в своем сочинении "Мизан" то же самое, что и сказал Абу Ханифа: "если подтверждается достоверность хадиса, то это является нашим мазхабом [направлением]". Поэтому он [Абу Ханифа] в данном вопросе просчитался по незнанию, что ученому и дозволено согласно Корану и сунне» [6, с. 6].
И, наконец, Абу Бакр приводит четвертый источник мусульманского права — кийас. Более конкретно он дает в «И'лам ат-тилмиз» определение набиза, согласно кийасу [суждение по аналогии], как с лингвистической, так и с правовой стороны.
Согласно лингвистическому значению, «набиз — это вино, от которого бродит разум». Первые имамы — основоположники фикха, такие как Абу Хурайра, Ибн Са-рих, Ибн Исхак, Ширази, Рази и др., сказали: «.лингвистический смысл вещи — то, что соответствует ее описанию. Например, "вино — это алкоголь, изготовленный из винограда"» [6].
Правовое же значение заключается в запрещении всех видов алкоголя, поскольку с их помощью шайтан пытается ввергнуть человека во вражду и ненависть.
Обращает на себя внимание тот факт, что мусульманская правовая доктрина требует от мусульман следования за одним толком из четырех правовых школ. «Мы говорим, — пишет Абу Бакр, — «упаси нас Аллах, претендовать на личные мнения по тем или иным задачам, не говоря уже о самостоятельных исследованиях. Однако, толпа ученых [недоученных] и необразованных учеников, которые ведут разговоры по данной теме [набиз] аргументируют свои тезисы так: кто-то что-то сказал» [6, с. 8].
Между тем, Абу Бакр выступает против тех, которые заявляют: «Мы употребляем немного алкоголя, следуя тому, что дозволил Абу Ханифа: употреблять не до опьянения, если напиток не из винограда» [6]. Нет запрета в следовании за одним из четырех имамов, заявляет Абу Бакр в своем произведении, но правоведы обусловили порядок следования за мазхабом, если приверженец мазхаба не противоречит решению кадия и кийасу.
Абу Бакр обращается к именам крупных ученых — таких как Ибн Кайим (ум. 1350), который сказал в своей книге «Ми'радж» [8, II, 105, №4]: «Если кто возжелает употребить напиток из посуды, похожей на сосуд из которого употребляют вино пьяницы, то он совершит порицаемый поступок». Согласно хадису (пророка Мухаммада): «Тот, кто уподобляет себя народу [немусульман], то он из них. Если бы присутствовали, — продолжает Абу Бакр, — в данный момент [1777] благочестивые
предшественники и имамы, и увидели бы наше общественное положение, то они привели бы айат из Корана, соответствующий положению нашего общества» [6, с. 8]: «Унаследовали им потомки, которые перестали творить молитву и покорились страстям низменным, и скоро пожнут [они плоды] грехов [своих]» [7, с. 322].
Абу Бакр критикует тогдашних ученых за их неспособность руководствоваться общими принципами мусульманского права, возлагая на таких ученых ответственность за разнобой и низвержение сунны. «И нет удивительного в том, что невежественные не знают сущность заповедей Корана, но больше всего, — пишет Абу Бакр, — «удивительно, когда ученые мужи не обращают внимания на такой мерзкий поступок как употребление набиза, но и сами употребляют его. Воистину, я [Абубакар-хаджи] своими глазами видел человека, которого считают большим ученым, — пьяным, пропускающим молитвы. Ведь это большое несчастье и искушение, воистину, в конце мы возвращаемся к Аллаху. Более того, они (ученые) находят для порочных людей широкий путь, используя различные наименования, избегая термина "хамр" [вино]. Один из хадисов гласит, что Мухаммад сказал: "Люди из моей уммы [мусульманская община] будут употреблять вино, называя его другими именами"» [6, с. 8].
Между тем, мусульманская правовая теория не признает правила, в соответствии с которым незнание нормы не освобождает от ответственности за ее нарушение. Если некоторые говорят, что «мы пьем спиртное из-за того, что мы люди, у которых работа очень тяжелая, а земля наша очень иссохшая летом, и мы боимся чумы, а зимой стужи, боимся проказы, поэтому, благодаря употреблению алкоголя, мы осиливаем свою работу. Но мы [правоведы] утверждаем, что работа или доход не оправдывают повод употребление спиртного, запрещенного» [6, с. 9].
Отличительный элемент стиля правового сочинения «И'лам ат-тилмиз» Абу Ба-кра — это изложение идей, решений в форме многочисленных примеров. Например, если «говорят, что мы привыкли употреблять алкоголь, и мы не в силах бросить эту привычку, то это выражение то же самое, что говорить мое тело привыкло к воровству и прелюбодеянию». Для подтверждения своего тезиса ученый приводит стих Корана: «Видел ли ты того, кто избрал себе идола предметом поклонения? Разве ответчик ты за него [за язычника этого]» [7, с. 376].
Большое значение для читателя имеет определение дозволенного набиза. Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. 1567) в своих комментариях приводит достоверный хадис пророка о набизе: «Набиз — это сладкая вода с добавленными финиками. Пророку готовили набиз в первую ночь, далее он пил его утром, вечером [второй ночи] и в следующее утро, до послеобеденного намаза [третий день], а если что-то оставалось, то приказывал выливать, боясь изменения его вкуса [брожения]» [6, с. 9].
Как мы видим, набиз, о котором упоминается в хадисе, очень полезен для здоровья. Пророк не пил набиз после послеобеденной молитвы третьего дня, боясь превращения его в опьяняющее средство.
Что касается степени греховности употребления алкоголя, в частности набиза, то ученый правовед ас-Субки (ум. 1370) в своем произведении «Джами' ал-Джавами'» [8, II, 89, №13, I, 15] считает, что «употребление набиза является одним из кабаир [больших грехов]. Тот, кто участвует в компаниях, где употребляют алкоголь, лишает себя благ и увеличивает свои неприятности» [6, с. 9].
Вообще, Абу Бакр доказывает свои взгляды и доводы, опираясь на соответствующие хадисы, что придает надежность его утверждениям. Например, один из хади-
сов пророка гласит: «Не сидите рядом с пьющими спиртное, не сопровождайте их похороны, не выдавайте замуж за них и не женитесь на их дочерях» [6].
Таким образом, значение творческого наследия Абу Бакра в научной и общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромно. Приведенный выше анализ трактата дает общее представление о правовом развитии Дагестана в указанный период, когда происходило становление многих ученых, пропаганда и изучение ара-боязычной литературы. К тому же данные высказывания и доводы по вопросам шу-бухат (в частности — набиза), обобщенные в «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз», могут и не найтись в других сочинениях.
Литература
1. Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. Оп. 2. Д. 108. Л. 9.
2. Гайдарбеков М. Саид из Аракани. Антология дагестанских ученых // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 129. Л. 125.
3. Тагирова Н. А. Из истории арабоязычной традиции в Дагестане. Мусульманское право (на материалах фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Вестник ДНЦ РАН. 2001. № 9. С. 111.
4. Гизбулаев М. А. Саид Араканский. Научное наследие // Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной ученому Саиду из Аракани. ИЯЛИ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004. С. 145.
5. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидов; ред. и подготовка к изданию А. Р. Шихсаидова и Х. А. Омарова. Махачкала, 1997. С. 211.
6. Абу Бакр ал-Муавийа. И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 88.
7. Коран / пер. с араб. М.-Н. О. Османова. М., 1999. С. 47.
8. ал-Вахида ал-Нишабури / GAL, I, 411. № 4, 4; SB I, 731.
9. Al-zerekly. Biographical Dictionary. Beirut, 1969. Vol. 4. P. 331.
Статья поступила в редакцию 25 июня 2013 г.