УДК 908(571.13)
Соколова Евгения Валерьевна
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин Тарского филиала Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСЧЕЗНУВШИХ ДЕРЕВЕНЬ КОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности использования различных типов источников для изучения истории исчезнувших деревень Колосов-ского района Омской области. Автор анализирует потенциал как традиционных - письменных - источников (законодательных актов, материалов делопроизводственной документации, статистических материалов, периодической печати), так и нетрадиционных для исторической науки материалов (материалов «устной истории» и фотоматериалов). Полученные в результате анализа данные могут быть полезны для комплектования источниковой базы краеведческих исследований и разработки спецкурсов в рамках регионо-ведческой проблематики.
Ключевые слова:
сельская история, краеведение, исторический источник, письменные источники, «визуальные тексты», исчезнувшая деревня, Колосовский район.
Sokolova Evgenia Valerievna
PhD in History, Assistant Professor, Head of the Humanities, Socio-Economic and Fundamental Subjects Department, Tara branch of Omsk State Agrarian University
THE RESEARCH SOURCES OF THE HISTORY OF DISAPPEARED VILLAGES OF THE KOLOSOVSKY DISTRICT OF THE OMSK REGION [1]
Summary:
This article explores the value of various types of sources for the study of the history of extinct villages of the Kolosovsky district of the Omsk region. The author analyzes the resources of both traditional written sources (laws, documents of management and record keeping, statistical data, periodical press) and non-traditional for historical science ("oral history" data and photographs). The obtained research data can be applied for gathering the source base of local history researches and development of special courses in the framework of regional studies.
Keywords:
rural history, local history, historical sources, written sources, visual texts, vanished village, Kolosovsky District.
В наше время все более возрастает и усиливается интерес к историческому прошлому страны и отдельных ее регионов. Из истории малых деревень и сел складывается история района, края, области, государства.
Виднейший советский ученый, академик Д.С. Лихачев неоднократно в своих работах оценивал роль исторической памяти: «...Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, даже к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его родным и друзьям - старым друзьям, т. е. наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ» [2].
Актуальность и значимость данной темы вызвана также развитием интереса к локальной истории и тем, что происходит переосмысление истории и изменение отношения общества к малой Родине с позиции новых тенденций в современной исторической науке.
Новые методологические практики и введение в научный оборот новых источников информации позволяют исследователю по-новому взглянуть на историю исчезнувших деревень.
Цель данной публикации - показать комплекс источников, позволяющих всесторонне изучить историю исчезнувших деревень Колосовского района Омской области.
Основу источниковой базы изучения истории исчезнувших деревень Колосовского района Омской области составляют письменные источники. Это связано в первую очередь с их распространенностью и доступностью. Кроме того, сегодня существует традиционная методика работы с этим типом источников.
Наряду с письменными источниками возможно использование также источников других типов: фотографий и картографических материалов («визуальные тексты»). Это позволяет получить целостную картину изучаемого процесса.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)
Письменные источники традиционно можно представить следующими видами: законодательными актами, делопроизводственной документацией, статистическими материалами, периодической печатью.
Анализ законодательных актов показывает политику государства в области сельского хозяйства, социальной политики и культурного строительства.
Решения органов местной власти позволяют проследить политику государства на уровне отдельного района. Особенно интересна информация, отражающая политику местной власти в отношении укрупнения хозяйств. Это объясняется тем, что от принятого решения напрямую зависела дальнейшая жизнь деревни.
Значительное место в комплексе источников по изучению заявленной проблемы занимает делопроизводственная документация. Это во многом связано с тем, что в ХХ в. существенно увеличился ее объем, делопроизводственные документы прочно вошли во все сферы общественной жизни. За основу при проведении исследования по заявленной проблеме целесообразно взять классификацию, предложенную А.К. Соколовым: документы государственных учреждений, а именно деловая переписка, информационные и учетные документы, отчетная документация [3, с. 119].
Основная часть делопроизводственной документации хранится в Тарском филиале Исторического архива Омской области (фонды 61, 130, 216). Особенно следует обратить внимание на протоколы заседания временной комиссии по образованию переселенческих участков в Тарском уезде, протоколы сельских советов Тарского округа, сведения по обслуживанию школьных и культурных, просветительских нужд переселенцев Тарского округа, переписку с переселенческими подрайонами.
Немаловажное значение для изучения истории исчезнувших деревень имеет статистика. Статистические материалы позволяют проводить сравнительный анализ численности населения конкретного поселения в различные хронологические отрезки времени [4; 5], а также делать выводы об отдельных сторонах деятельности учреждений социальной и культурной инфраструктуры.
Среди источников значительное место занимает периодическая печать. Она представлена областной газетой «Омская правда» и газетой Колосовского района «Вымпел».
Периодика, являясь комплексным источником, позволяет решить особо важную задачу -увидеть историю исчезнувших деревень на микроуровне. Периодическая печать помогает проанализировать изучаемые процессы с различных точек зрения, в том числе и с позиции жителей, руководителей самого района; выявить проблемы и основные этапы социально-экономического и культурного развития района в определенных хронологических рамках.
Приведем несколько примеров, иллюстрирующих потенциал местной (районной) газеты: «В 1686-1692 гг. Тару дважды посетил известный сибирский ученый и картограф С.У. Ремезов. На карту Тарского уезда он нанес татарские юрты и русские деревни, в том числе и по южной стороне реки Оши, такие как Шадрина, Уткина, Маркова, Терехина, Орлова, Колосова. ... После 1740 г. начинается изучение лесостепных пространств Сибири для возведения новых крепостей. В связи с этим активно начинают составляться карты. На первую карту (1750 г.) были занесены селения, стоящие по берегам реки Оши: два форпоста и деревни Аникина, Корсина и Бражни-кова» [6]. Или: «Колхоз в деревне Ишкуль был назван именем Ворошилова. Первым председателем был 25-тысячник из Омска, одним из первых председателей был Петр Евдокимович Бадь-ялов из Бражниково. Позднее при колхозе было открыто машинное товарищество, организатором которого стал Петр Исаевич Краснов» [7].
Немаловажная роль в исследовании принадлежит нетрадиционным для исторической науки источникам. В рассматриваемом случае к ним следует отнести материалы «устной истории» (воспоминания) и «визуальные тексты» (фотоматериалы). Беседы с жителями исчезнувших населенных пунктов наиболее ценны и интересны, поскольку в некоторых случаях это единственный источник информации по бытовой истории исчезнувших деревень.
Нам крайне близка позиция Т.К. Щегловой, которая считает, что массовость действий обезличивает историю, и это одна из особенностей сельской истории. Чтобы этого избежать, важно изучать и вводить в научный оборот материалы «устной истории» [8, с. 23].
Вместе с тем материалы устной истории представляют собой довольно-таки субъективный источник, поскольку отражают психологическую составляющую человека, его душевные переживания и внутренний мир. Этим объясняется некоторая осторожность со стороны исследователей по отношению к данной группе источников [9, с. 38].
Визуальные источники представлены фотографиями. Они могут быть использованы для того, чтобы проиллюстрировать внешний облик исчезнувших деревень района, повседневную жизнь и быт селян.
Особенно следует выделить картографические материалы, которые представлены сохранившимися картами с локализацией исчезнувших ныне деревень.
Подводя итог, следует сказать, что комплексный подход к использованию различного рода источников дает возможность всесторонне изучить историю исчезнувших деревень Колосовского района Омской области, выявить особенности данного типа поселений и причины их исчезновения.
Ссылки и примечания:
1. Работа публикуется при поддержке РФФИ поекта № НР 15-46-04028/15.
2. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. 256 с.
3. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика / А.К. Соколов, Ю.П. Бокарев, Л.В. Борисова и др. М., 2004. 687 с.
4. Например: Колхозы и МТС Омской области в 1935 году. Омск, 1936. 236 с.
5. Например: Народное хозяйство Омской области : стат. сб. / под ред. В.М. Сукача. Омск, 1969. С. 10-11.
6. Колесников А. Начало заселения Колосовского района // Новый вымпел. 2002. 20 июля. С. 6.
7. Сукноваленко Д. История деревни Ишкуль // Вымпел [Колосовка]. 2000. 10 июля. С. 2.
8. Щеглова Т.К. Устная история как источник и метод исследований сибирской деревни ХХ столетия // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития : сб. науч. трудов. Ч. 1. Омск, 2004. С. 23-29.
9. Соколова Е.В. Нетрадиционные источники изучения процесса формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в 1920-1980-е гг. // Омский научный вестник. 2014. № 2. С. 37-42.