Научная статья на тему 'Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке'

Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
709
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-МУЗЫКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ТЕМА СМЕРТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / М. МЭНСОН / ROCK MUSIC / GLOBAL TENDENCIES / DEATH THEME / TRANSFORMATION / M. MANSON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерохина Татьяна Иосифовна, Мосеева Мария Игоревна

В статье обобщаются тенденции развития рок-музыки на рубеже ХХ и XXI вв. Подчеркивается специфика протеста в интерпретации темы смерти в рок-музыке вообще и творчестве М. Мэнсона в частности. Данная тенденция рассматривается как имеющая глобальное значение в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of Influence of Global Tendencies in Culture: Transformation of the Death Theme in Rock Music

In the article tendencies of development of rock music at the turn of the XX and XXI centuries are generalized. Specificity of protest in interpretation of the theme of death in the rock music in general and M. Manson's creativity in particular is emphasized. This tendency is considered as one which has a global value in modern culture.

Текст научной работы на тему «Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке»

УДК 7.067

Т. И. Ерохина, М. И. Мосеева

Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке

Выполнено по гранту РГНФ 12-03-00137

В статье обобщаются тенденции развития рок-музыки на рубеже ХХ и XXI вв. Подчеркивается специфика протеста в интерпретации темы смерти в рок-музыке вообще и творчестве М. Мэнсона в частности. Данная тенденция рассматривается как имеющая глобальное значение в современной культуре.

Ключевые слова: рок-музыка, глобальные тенденции, тема смерти, трансформация, М. Мэнсон.

T. I. Erokhina, M. I. Moseeva

Sources of Influence of Global Tendencies in Culture: Transformation of the Death Theme in Rock Music

In the article tendencies of development of rock music at the turn of the XX and XXI centuries are generalized. Specificity of protest in interpretation of the theme of death in the rock music in general and M. Manson's creativity in particular is emphasized. This tendency is considered as one which has a global value in modern culture.

Keywords: rock music, global tendencies, death theme, transformation, M. Manson.

Глобальные тенденции в культуре начала XXI в. проявляются в своего рода «безграничности», характеризующей распространение тем, которые и прежде считались вечными в культуре. Одной из таких тем является тема смерти, кото -рая в западной культуре актуализируется едва ли не с приходом каждого нового поколения. В то же время русская культура знает лишь отдельные эпизоды обращения к этой теме, причем в основном - на рубежах веков (например, у символистов на рубеже XIX и ХХ вв.). В настоящее время, при отсутствии идеологических и нравственных запретов, данная тема широко распространяется в культуре всех стран, независимо от их политической или религиозной организации. Таким образом, мы считаем важным обозначить источники влияния глобальных тенденций в культуре на примере одной из самых «модных» в молодежной среде тем, начав с зарубежного опыта (в данной статье), затем обратившись уже к объекту влияния - в России (в дальнейшей своей работе).

В рамках данной статьи мы обратимся к теме смерти в контексте творчества рок-группы Marilyn Manson и ее лидера Брайана Уорнера (наиболее известного под псевдонимом Мэрилин Мэнсон), поскольку данная группа является од-

ним из ярких представителей зарубежной музыкальной рок-культуры, чей расцвет пришелся на начало XXI в., и наиболее полно отражает в своем творчестве тему смерти. Мэрилин Мэнсон не только активно пропагандирует ее в текстах песен и в музыкальных клипах, но и использует символику смерти в своем имидже и сценографии.

Своему появлению на свет группа обязана Брайану Хью Уорнеру, на сегодняшний день более известному как Мэрилин Мэнсон. Необходимо отметить, что этот псевдоним также несет особую смысловую нагрузку: «Мэрилин» - аллюзия на Мэрилин Монро, ставшую своеобразной иконой стиля, предметом поклонения и восхищения; «Мэнсон» - аллюзия на Чарльза Мэн-сона: маньяка, совершившего ряд жестоких убийств в 1969 году. Дуализм данного псевдонима выступает символом дихотомии американской культуры. Как заявляет сам Брайан Уорнер, «Словосочетание "Мэрилин Мэнсон" как нельзя лучше отражало символ современной Америки, именно того человека, которым я хотел стать. <...> Не стоит забывать, что Монро, этот символ красоты и роскоши, также имеет свою темную половину, как Мэнсон имеет свою светлую. Ба-

© Ерохина Т. И., Мосеева М. И., 2013

лансирование между добром и злом и выбор, который мы делаем между ними в той или иной ситуации, - это и есть то, что формирует нас как личность» [15]. Формирование творческих псевдонимов подобным образом стало своеобразной традицией группы практически сразу после ее формирования в 1989 году.

У многих рок-групп трудно определить принадлежность к тому или иному направлению, жанру или поджанру рок-музыки. К таким группам относится и Marilyn Manson. Традиционно их принято причислять к индастриал-металу (англ. Industrial metal), но в различные периоды творчества в работах группы прослеживаются и элементы арт-рока, глэм-метала и шок-рока.

Творчество Мэрилина Мэнсона - это не просто музыка в самом прямом ее значении. Это совокупность индивидуального образа «смерти», энергии рок-музыки и протеста против некоторых сторон окружающей действительности, например таких, как религия и политика. Однако, со стороны общественности этот протест не остается незамеченным. Так, например, в 1999 году после трагичных событий в школе «Колумбайн», когда двое подростков совершили массовое убийство, общество обвинило Мэрилина Мэнсо-на в пропаганде жесткости и насилия по отношению к окружающим, а также суицидов и Сатанизма. Обоснованием для таких заявлений послужило то, что те двое подростков, по заявлению средств массовой информации, были фанатами группы Marilyn Manson.

Концерты Marilyn Manson проходят в различных странах по всему миру. Огромное количество как поклонников, так и противников творчества группы позволяет говорить о статусе мировой известности Мэрилина Мэнсона. В связи с этим можно говорить о влиянии на достаточно обширную массовую аудиторию.

К 2000 году группа уже выпустила три альбома: "Portrait of an American Family" (1994), "Antichrist Superstar" (1996), "Mechanical Animals" (1998). Но следующий по счету альбом "Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death)" (2000) стал своеобразным промежуточным итогом, в полной мере выражая концепцию селебри-тэриэнизма, предложенную Мэрилином Мэнсо-ном, к которой мы подробнее вернемся в дальнейшем. Альбом состоит из 19 композиций, разделенных на 4 части, и представляет собой завершающую часть трилогии, включающей и два предыдущих альбома "Antichrist Superstar" и "Mechanical Animals".

В переводе с английского название альбома "Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death)" означает «Святое дерево (В тени долины смерти)». В самом названии заметна игра слов: "Holy Wood" схоже с "Hollywood" (с англ. «Голливуд»), а также созвучно с "Holy Rood", что переводится как «Святой Крест».

Музыкальная составляющая альбома отсылает слушателя к теме смерти, пусть не напрямую, но опосредованно. Так, «тяжелые» мелодии с медленным, по сравнению с предыдущими работами группы, ритмом, с возросшим значением бас-гитары придает альбому суицидальный характер. Быстрых «яростных» композиций, как, например, в прошлом альбоме "Mechanical Animals", стало значительно меньше. Сократилось присутствие электронных музыкальных инструментов, за исключением вмешательства драм-машины. Также иногда слышны только электронные звуковые эффекты. Гитарных соло практически нет. Их место занимают резкие и «тяжелые» риффы, короткие по звучанию. Из общего ряда выбивается несколько минорных композиций с еще более медленным темпом, присутствием акустической гитары и синтезатора. Как, например, "Valentine's Day" и "Coma Black". Таким образом, музыка создает ощущение безнадежности, определенной фатальности и неизбежной катастрофы. Некая безысходность в музыкальном плане неразрывно связана с концепцией альбома.

Центральной идеей "Holy Wood" стала концепция Селебритэриэнизма (англ. Celebritarianism), прежде лишь поверхностно обозначенная. Данная концепция разрабатывалась Мэрилином Мэнсоном приблизительно с 1996 года. Основной смысл селебритэриэнизма заключается в том, что смерть Иисуса Христа, как первой знаменитости, ставшей популярной после трагической смерти, лежит в основе христианской религии, где насилие - это религия масс, а святые - мертвые знаменитости [3]. Смерть Иисуса Христа рассматривается Мэнсо-ном как прецедент публичного убийства известной, популярной личности. Факт трагической смерти возводит ту или иную знаменитость в ранг мученика, ее начинают значительно больше почитать после смерти, чем при жизни. Формируется некий культ смерти мертвых «звезд». Так Мэрилин Мэнсон ставит в один ряд с Иисусом Христом Джона Фицджеральда Кеннеди, Джона Леннона, принцессу Диану Уэльскую, Мэрилин Монро и др.

Мэрилин Мэнсон в одном из своих интервью, предшествующих выходу альбома, дал некоторые комментарии по этому поводу: «Прежде всего, моя теория <...> заключается в том, что Христос является главным примером известности. Он был первой знаменитостью, или рок-звездой, если вы хотите посмотреть на это таким образом, и он стал образом сексуальности и мученичества. Он в буквальном смысле имеет спрос на рынке -крестик с распятием в некоторой степени ничем не отличается от футболки с концерта. И я думаю, что Джон Кеннеди в моей жизни в какой-то степени занял его место. Он был возвышен до уровня иконы, Христа. <...> Существует много ссылок на то, что я вижу Джона Кеннеди как Христа наших дней, что дает зарождение особому виду религии» [16].

Одной из показательных песен альбома "Holy Wood", с точки зрения селебритэриэнизма, является песня "Lamb of God" (с англ. «Агнец Божий»):

There was Christ in the metal shell There was blood on the pavement The camera will make you god <...>

If you die when there's no one watching Then your ratings drop and you're forgotten But if they kill you on their TV You're a martyr and a lamb of god.

Был Христос в металлической оболочке И была кровь на тротуаре Камера сделает тебя Богом, <...>

Если ты умираешь, когда никто не видит, Твой рейтинг падает и тебя забывают, Но если они убивают тебя на своем телевидении, Ты - мученик и агнец Божий.

Таким образом, некоторые элементы этой песни могут указывать на смерть Джона Ф. Кеннеди. «Христос в металлической оболочке» можно рассматривать как намек на автомобиль, в котором находился Кеннеди в момент убийства. Строчку «Камера сделает тебя Богом» можно ассоциировать со ставшим скандально известным 26-секундным фильмом Абрахама Запрудера, запечатлевшим момент убийства Кеннеди. Кадр № 313 из этого фильма, на котором пуля попадает в голову Джона Кеннеди, также был использован Мэрилином Мэнсоном в оформлении обложки сингла "The Fight Song" с альбома "Holy Wood".

В целом, в альбоме "Holy Wood" в большом количестве содержатся аллюзии на смерть Джона

Ф. Кеннеди. Сюда же можно отнести песни "King Kill 33°" (с англ. «Король Убийство 33°»), "President Dead" (с англ. «Президент мертв») и "GodEatGod" (с англ. «БогЕстБога»). В последней хотелось бы обратить внимание на следующие строки, в которых аллюзия на Кеннеди наиболее ярко выражена:

Dear god the paper says you were the King In the black limousine Dear John and all the King's men Can't put your head together again.

Дорогой бог, бумага гласит, что ты был Королем

В черном лимузине.

Дорогой Джон, и вся королевская рать

Не может твою голову обратно собрать.

К теме смерти, в частности смерти Джона Кеннеди, относится и дополнительное сюрреалистическое видео 2000 года "Autopsy" (с англ. «Аутопсия»), в котором Мэрилину Мэнсону вскрывают череп, извлекая оттуда нечто, похожее на эмбрион. Съемка напоминает документальную и схожа с тем реально существующим видео, на котором запечатлен процесс вскрытия тела Кеннеди.

Следующее видео, о котором хотелось бы сказать, это клип на песню "Disposable Teens" (с англ. «Одноразовые подростки»). Сама песня, помимо того, что была включена в альбом "Holy Wood", еще была издана отдельным синглом, на обложке которого изображен распятый эмбрион. В клипе "Disposable Teens" есть несколько элементов, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Первое - это сам Мэрилин Мэнсон, лежащий на столе (в образе сходном с тем, что был в видео "Autopsy") с распахнутой грудной клеткой, наполненной различными фруктами. Сама мизансцена напоминает таинство Евхаристии (Святое Причастие), а значит, можно предположить, что Мэнсон играет роль Христа, плоть которого в данном клипе поглощают в прямом смысле.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это мухи. Рой мух, ползающий по лицу Мэнсона в завершающем эпизоде клипа, можно истолковать с разных точек зрения. С одной стороны, это может символизировать нечто ничтожное, что приносит вред значительному, нечто паразитарное. Здесь вновь можно проследить связь с селебритэриэнизмом: мухи - это люди, «поглощающие» тело мертвой знаменитости. С другой стороны, мухи - символ смерти, разрушения и разложения. Помимо данного клипа, образ му-

хи присутствует также и в некоторых других песнях альбома, так, например, в песне "GodEatGod" (строчка «Before the flies» - с англ. «До мух»).

Говоря об альбоме "Holy Wood" и о различных интерпретациях смерти, встречающихся в нем, нельзя не сказать об оформлении самого альбома, в частности, об обложке и буклете-вкладыше. На обложку вынесен фрагмент изображения, на кото -ром Мэрилин Мэнсон представлен в образе, схожем с распятым Иисусом Христом. На его теле, в районе сердца, можно увидеть кровоточащую рану, на руках стигматы, а над головой заметен нимб, что подтверждает указанное выше сходство. Однако нижняя часть лица Мэнсона изуродована (отсутствует нижняя челюсть) и больше напоминает череп с разлагающейся на нем плотью. Аллюзии на Христа довольно часто встречаются в творчестве Мэнсона и в данном альбоме в частности, но у обложки "Holy Wood" есть и еще один вариант трактовки. Он неразрывно связан с содержимым буклета-вкладыша. Буклет представляет собой изображения различных карт Таро в исполнении Мэрилина Мэнсона и других участников группы. В связи с этим можно интерпретировать изображение на обложке как карту «Повешенного» (англ. "Hanged man").

Учитывая тему исследования, хотелось бы остановиться на карте «Смерть» (англ. "Death"), которая в буклете представлена первой. Как правило, «на картах Таро Смерть изображена в ее традиционном обличье, то есть в виде скелета с косой. Она идет или едет верхом по полю, усеянному трупами и частями гниющих тел» [5, с. 51]. Однако Мэрилин Мэнсон, играющий роль собственно смерти, иначе представляет зрителям данную карту. Как такового скелета здесь нет: верхняя часть тела Мэнсона сохранна, но нижняя отсутствует полностью. Это вновь намекает на факт разложения, как и ранее мухи. Неповрежденным остается лишь позвоночник, что можно интерпретировать как идею цикличности жизни и смерти, поскольку плоть разлагается, а кости остаются и впоследствии дают новую жизнь.

Подтверждение этой версии можно найти и в словах самого Мэрилина Мэнсона: «Я часто использовал карты Таро в буклете альбома. Некоторые люди считают, что смерть не может означать ничего другого, кроме самой смерти, но смерть также может означать трансформацию» [1]. В традиционном толковании карты «Смерть» также встречается подобная идея: «Карта символизирует острый душевный кризис, застой и ту-

пик, потери и утраты, крушение надежд и тяжкие испытания. Карта советует смириться с неизбежностью потерь и, отринув умершее прошлое, начать строить новую жизнь» [5, с. 51].

Хотелось бы обратить внимание, что на левом плече фигуры Мэнсона расположен экран телевизора, на котором можно увидеть черного ворона. В разных культурах ворон символизирует разные, достаточно противоречивые явления. Однако хотелось бы остановиться на наиболее распространенной трактовке, берущей начало в средневековой Европе, где «ворон стал визуальным олицетворением зла и знаком смерти» [5, с. 245]. Таким образом, можно предположить, что изображенный на телеэкране черный ворон является дурным предзнаменованием и, возможно, в контексте концепции селебритэриэнизма вновь указывает на смерть перед камерой.

Далее обратимся к шестому по счету альбому группы Marilyn Manson, вышедшему в 2007 году и получившему название "Eat Me, Drink Me". Выбор данного альбома обоснован, прежде всего тем, что музыкальная и текстовая его составляющие полностью равноправны в передаче определенных идей альбома. В предыдущих работах группы текст играл ведущую роль, а музыка выполняла лишь связующую функцию, поддерживая определенную атмосферу. На альбоме "Eat Me, Drink Me" появились избегаемые в ранних работах полноценные гитарные соло в исполнении гитариста группы - Тима Скольда. Они особенно выделяют и «сопровождают» вокальные партии, звучащие как всегда предельно эмоционально. В целом этот альбом получился сравнительно мрачным, на нем явно прослеживаются музыкальные элементы, берущие свое начало в готик-роке и готик-метале.

Возвращаясь к смысловой нагрузке названия альбома, стоит сказать, что "Eat me, Drink me" (с англ. «Ешь меня, Пей меня») можно интерпретировать в нескольких аспектах. Самый явный из них, пожалуй, это связь с книгой Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». Другой аспект вновь основан на концепции се-лебритэриэнизма. Так, фраза "Eat me, Drink me" может служить отсылкой к таинству Святого Причастия (Евхаристии), заключающемуся в употреблении верующими вина и кусочков хлеба, символизирующих тело и кровь Иисуса Христа. Это, по мнению Мэнсона, характеризует нездоровую, зацикленную на смерти, христианскую идеологию, согласно которой спасение и

вечную жизнь получат те, кто будет поедать плоть Христа и пить его кровь.

Косвенно связан с этим аспектом и следующий: тема вампиризма и каннибализма, как в самом названии "Eat me, Drink me", так и в концепции альбома в целом. Так, эмблема группы периода 2007-2008 годов представляет собой выполненную на темном фоне кроваво-красную аббревиатуру названия группы, напоминающую одновременно и стекающую кровь и клыки вампира. Тема вампиризма прослеживается и в клипе на песню "Putting Holes In Happiness" (с англ. «Проделывая дыры в счастье»). Внешний вид Мэрилина Мэнсона в этом клипе вполне соотносится с клишированным образом вампира: бледная кожа, одежда в мрачных черно-красных тонах, плащ. Присутствует и характерное действие, будто вампир-Мэнсон собирается укусить свою жертву. Однако данные темы отчасти романтизируются Мэрилином Мэнсоном в соответствии с тенденцией популяризации образа вампира и всего, что с ним связано в массовой культуре. Так, в буклете к альбому на страницах с текстом песни "Eat me, Drink me" присутствует еще одно клише, относящееся к образу вампира, - красный цвет глаз. Однако следует заметить, что зрачки имеют не обычную форму, а форму сердца. Заглавная композиция с альбома также носит говорящее название "If I was your vampire" (с англ. «Если бы я был твоим вампиром»), однако содержит в себе аллюзии не только, и не столько, на вампиризм:

You press the knife against your heart

And say,

"I love you so much, you must kill me now"

Ты приставляешь нож к своему сердцу

И говоришь:

«Я люблю тебя так сильно, ты должен убить меня сейчас»

Таким образом, Мэрилин Мэнсон уделяет большое внимание тематике жертвоприношения (как физического, так и символического), рассматривая его в любовно-сексуальном плане. Сюда же можно отнести фотографию с обложки альбома, фоном для которой послужили стена и окно со стекающей с них кровью. Этот же фон встречается и еще на одной фотографии внутри буклета. Потоки крови, льющейся с потолка и заливающей буквально все пространство, также присутствуют и в видеоклипе на песню "Heart-Shaped Glasses" (с англ. «Очки в форме сердец»)

во время откровенной сцены с участием Мэри-лина Мэнсона.

В одном из интервью Мэнсон заявил, что на создание этого альбома и на выбор названия его вдохновило событие, произошедшие в Германии [2]. Оно заключалось в том, что по объявлению встретились двое мужчин, один из которых хотел, чтобы его съели, а другой - попробовать на вкус человеческой плоти. В итоге, один добровольно согласился на смерть и был зарезан и съеден другим. «Хотя мне не близок такой тип отношений, я нахожу эту историю очень притягательной в романтическом смысле», - сказал по этому поводу сам Мэрилин Мэнсон [2].

Eat Me, Drink Me

This is only a game

Ешь меня, пей меня

Это лишь игра

(Песня "Eat Me, Drink Me")

Также в период выхода альбома в 2007 г. Мэри-лин Мэнсон представил публике и свои живописные работы, выполненные в акварельной технике, которые визуализируют черты его музыкального стиля. Акварели пронизаны эстетикой смерти и насилия и воплощают темы жестокости, разрушения и дисгармонии, отраженные как в ранних альбомах, так и в альбоме «Eat me, Drink me».

Таким образом, мы можем обнаружить различные варианты интерпретации темы смерти в творчестве группы Marilyn Manson, которые со временем отчасти приобретают уже осознанную направленность на массовую аудиторию. Так, например, смерть в контексте концепции селебритэ-риэнизма модифицируется, приобретая в своей интерпретации элементы популяризированного образа вампира и смерти-жертвоприношения в любовно-сексуальном плане.

Библиографический список

1. Destiny s Child [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mansonwiki. com/wiki/Interview:2000/11_Gear/, свободный. Проверено 27.05.2013 //Gear Magazine. - 2000. - № 11.

2. Epstein, D. In the studio feeding frenzy [Текст] / D. Epstein // Revolver. - 2007. - 56. - С. 27-28.

3. Marilyn Manson, Art & The Occult. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nachtkabarett.com/Grotesque/, свободный. Проверено 27.05.2013.

4. Абрамов, А. И. Время умирать [Электронный ресурс] / А. И Абрамов. - Режим доступа: http://www.gumer.

info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/Abr/, свободный. Проверено 27.05.2013. - СПб.: Шандал, 2001.

5. Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов. [Электронный ресурс] / О. В. Вовк. - Режим доступа: http://bookre. org/reader?file=564906/, свободный. Проверено 27.05.2013. - М.: Вече, 2006.

6. Десятерик, Д. Альтернативная культура. Энциклопедия. [Электронный ресурс] / Д. Десятерик. - Режим доступа: http://alternative_culture.academic.ru/, свободный. Проверено 27.05.2013.

7. Злотникова, Т. С. Человек. Хронотоп. Культура [Текст] / Т. С. Злотникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

8. Киященко, Н. И. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века. [Текст] / Н. И. Киященко // Философия и общество. - 2003. -№ 4. - С. 47-72.

9. Кнабе, Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры [Текст] / Г. С. Кнабе. - СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006.

10. Козлов, А. С. Рок: Истоки и развитие [Электронный ресурс] / А. С. Козлов. - Режим доступа: http://japson.ru/gold/books-r/kozlov/chapt_vv.htm/, свободный. Проверено 27.05.2013. - М.: Мега-Сервис, 1998.

11. Королёв, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия [Электронный ресурс] / О. К. Королёв. - Режим доступа: http://slovari.yandex. т/~книги/Джаз,%20рок-%20и%20поп-музыка/, свободный. Проверено 27.05.2013.

12. Костина, А. В. Традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию [Электронный ресурс] / А. В. Костина. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/152/12450. php/, свободный. Проверено 27.05.2013.

13. Лаврин, А. П. Хроники Харона: энциклопедия смерти [Текст] / А. П. Лаврин. - М.: Московский рабочий, 1993.

14. Маригольд. Темная сцена и ее адепты [Электронный ресурс] / Маригольд. - Режим доступа: http://darkermagazine.ru/page/temnaja-scena-i-ee-adepty/, свободный. Проверено 27.05.2013 // Darker. - 2011. -№ 0.

15. Мэнсон, М. Долгий, трудный путь из ада. [Электронный ресурс] / М. Мэнсон. - Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=65260/, свободный. Проверено 27.05.2013.

16. Мэрилин Мэнсон - Откровения Пришельца-Мессии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nachtkabarett.com/CelebritarianCorporation7C elebritarianism/ru/, свободный. Проверено 27.05.2013//Metal Edge. - 1999. - № 9.

17. Саранин, В. П. Музыка как смыслообразую-щая константа жизнедеятельности человека: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук [Электронный ресурс] /

B. П. Саранин. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/v/83534/d?#?page=1/, свободный. Проверено 27.05.2013. - Тамбов, 2003.

18. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки: исследование [Текст]. - М.: Музыка, 1990.

19. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней [Текст]. - М.: Аванта+, 2002.

20. Уваров, М., Ясаков, О. Смерть и погребение в музыке [Электронный ресурс] / М. Уваров, О. Ясаков.

- Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/smmus.html/, свободный. Проверено 27.05.2013 // Фигуры Танатоса. Философский альманах. - 2001. - № 6.

21. Энциклопедия Кольера [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://collier-encyclopedia.info/, свободный. Проверено 27.05.2013.

22. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/, свободный. Проверено 27.05.2013.

23. Энциклопедия Культурология. XX век [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib. ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm/, свободный. Проверено 27.05.2013. - СПб.: Университетская книга, 1998.

24. Якушин, С. Б. Мода на смерть [Электронный ресурс] / С. Б Якушин. - Режим доступа: http://funeralportal.ru/library/1082/11379.html/, свободный. Проверено 27.05.2013 // Похоронный дом. -2007.

25. Ямпольский, М. Б. Смерть в кино [Текст] / М. Б. Ямпольский // Искусство кино. - 1991. - № 9. -

C. 54.

Bibliograficheskij spisok

1. Destinys Child [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. mansonwiki. com/wiki/Interview:2000/11_Gear/, svobodnyj. Provere-no 27.05.2013 //Gear Magazine. - 2000. - № 11.

2. Epstein, D. In the studio feeding frenzy [Tekst] / D. Epstein // Revolver. - 2007. - 56. - S. 27-28.

3. Marilyn Manson, Art & The Occult. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nachtkabarett.com/Grotesque/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Аbramov, А. I. Vremya umirat' [EHlektronnyj resurs] / А. I Аbramov. - Rezhim dostupa: http://www.gumer.

info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/Abr/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013. - SPb.: SHandal, 2001.

5. Vovk, O. V. EHntsiklopediya znakov i simvolov. [EHlektronnyj resurs] / O. V. Vovk. - Rezhim dostupa: http://bookre. org/reader?file=564906/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013. - M.: Veche, 2006.

6. Desyaterik, D. Аl'ternativnaya kul'tura. EHntsiklopediya. [EHlektronnyj resurs] / D. Desyaterik. - Rezhim dostupa: http://alternative_culture.academic.ru/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

7. Zlotnikova, T. S. CHelovek. KHronotop. Kul'tura [Tekst] / T. S. Zlotnikova. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011.

8. Kiyashhenko, N. I. Massovaya kul'tura i massovoe iskusstvo kak global'naya problema XXI veka. [Tekst] / N. I. Kiyashhenko // Filosofiya i obshhestvo. - 2003. - № 4. - S. 47-72.

9. Knabe, G. S. Izbrannye trudy. Teoriya i istoriya kul'tury. Rokmuzyka i rok-sreda kak formy kontrkul'tury [Tekst] / G. S. Knabe. - SPb.: Letnij sad; M.: ROSS-PEHN, 2006.

10. Kozlov, А. S. Rok: Istoki i razvitie [EHlektron-nyj resurs] / А. S. Kozlov. - Rezhim dostupa: http://japson.ru/gold/books-r/kozlov/chapt_vv.htm/, svo-bodnyj. Provereno 27.05.2013. - M.: Mega-Servis, 1998.

11. Korolyov, O. K. Kratkij ehntsiklopedicheskij slovar' dzhaza, rok- i pop-muzyki: Terminy i ponyatiya [EHlektronnyj resurs] / O. K. Korolyov. - Rezhim dostupa: http://slovari.yandex. ru/~knigi/Dzhaz,%20rok-%20i%20pop-muzyka/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

12. Kostina, А. V. Traditsionnaya, ehlitarnaya i mas-sovaya kul'tury. Kontseptual'nye podkhody k issledo-vaniyu [EHlektronnyj resurs] / А. V. Kostina. - Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/text/77/152/12450. php/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

13. Lavrin, А. P. KHroniki KHarona: ehntsiklope-diya smerti [Tekst] / А. P. Lavrin. - M.: Moskovskij ra-bochij, 1993.

14. Marigol'd. Temnaya stsena i ee adepty [EH-lektronnyj resurs] / Marigol'd. - Rezhim dostupa: http://darkermagazine.ru/page/temnaja-scena-i-ee-adepty/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013 // Darker. - 2011. -№ 0.

15. Mehnson, M. Dolgij, trudnyj put' iz ada. [EHlektronnyj resurs] / M. Mehnson. - Rezhim dostupa: http://www.litmir.net/br/?b=65260/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

16. Mehrilin Mehnson - Otkroveniya Prishel'tsaMes-sii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nachtkabarett.com/CelebritarianCorporation/ Celebritarianism/ru/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013//Metal Edge. - 1999. - № 9.

17. Saranin, V. P. Muzyka kak smysloobrazuyush-haya konstanta zhiznedeyatel'nosti cheloveka: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filo-sofskikh nauk [EHlektronnyj resurs] / V. P. Saranin. -Rezhim dostupa: http://cheloveknauka.com/v/83534/d?#?page=1/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013. - Tambov, 2003.

18. Smirnov, M. А. EHmotsional'nyj mir muzyki: issledovanie [Tekst]. - M.: Muzyka, 1990.

19. Sovremennaya ehntsiklopediya Аvanta+. Muzyka nashikh dnej [Tekst]. - M.: Аvanta+, 2002.

20. Uvarov, M., YAsakov, O. Smert' i pogrebenie v muzyke [EHlektronnyj resurs] / M. Uvarov, O. YAsakov. - Rezhim dostupa: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/smmus.html/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013 // Figury Tanatosa. Filo-sofskij al'manakh. - 2001. - № 6.

21. EHntsiklopediya Kol'era [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://collierencyclopedia.info/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

22. EHntsiklopediya Krugosvet. Universal'naya nauchno-populyarnaya onlajnehntsiklopediya [EH-lektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.krugosvet.ru/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013.

23. EHntsiklopediya Kul'turologiya. XX vek [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yanko.lib. ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013. - SPb.: Universitetskaya kniga, 1998.

24. YAkushin, S. B. Moda na smert' [EHlektronnyj resurs] / S. B YAkushin. - Rezhim dostupa: http://funeralportal.ru/library/1082/11379.html/, svobodnyj. Provereno 27.05.2013 // Pokhoronnyj dom. - 2007.

25. YAmpol'skij, M. B. Smert' v kino [Tekst] / M. B. YAmpol'skij // Iskusstvo kino. - 1991. - № 9. - S. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.