Научная статья на тему 'Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ'

Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
558
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / ИСТОЧНИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Лидия Эдуардовна, Урусова Екатерина Александровна

В статье обсуждается проблема основных источников представлений современных подростков о семье. Указывается особая роль факторов и источников, влияющих на становление представлений подростков о семейной жизни, их значение при планировании развивающей работы по конструированию образа будущей семьи и выстраивания семейных отношений. Рассматриваются результаты опроса девочек и мальчиков старшего подросткового возраста, позволяющие определить степень субъективной значимости для самих подростков различного рода источников информации о семейной жизни и внутрисемейных отношениях. Отмечено, что ведущая для подросткового возраста деятельность интимно-личностного общения со сверстниками становится вторичным источником их представлений о семье. Предложен анализ влияния современной социальной ситуации развития на становление представлений о семье в старшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семенова Лидия Эдуардовна, Урусова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ANALISIS OF THE SOURCES OF OLDER TEENAGERS’ CONCEPTIONS ABOUT FAMILY

In the article the main sources of modern teenagers’ views about family are discussed. Indicate a special role of factors and sources influencing the development of adolescents ' notions about family life, their importance in the planning of educational work on the design of the image of the future of the family and building family relationships. The results of the survey of older teenagers which allow to define the extent of subjective significance of various sources of information about family life and family relations for girls and boys are reflected. It is noted that leading to adolescent activity to communicate with their peers becomes a secondary source of their ideas about the family. Proposed analysis of the impact of modern social development situation in the formation of ideas about the family in their late teens.

Текст научной работы на тему «Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ»

УДК 159.922.1

Л.Э. СЕМЕНОВА, Е.А. УРУСОВА

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ИСТОЧНИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ О СЕМЬЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье обсуждается проблема основных источников представлений современных подростков о семье. Указывается особая роль факторов и источников, влияющих на становление представлений подростков о семейной жизни, их значение при планировании развивающей работы по конструированию образа будущей семьи и выстраивания семейных отношений. Рассматриваются результаты опроса девочек и мальчиков старшего подросткового возраста, позволяющие определить степень субъективной значимости для самих подростков различного рода источников информации о семейной жизни и внутрисемейных отношениях. Отмечено, что ведущая для подросткового возраста деятельность интимно-личностного общения со сверстниками становится вторичным источником их представлений о семье. Предложен анализ влияния современной социальной ситуации развития на становление представлений о семье в старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: семья, семейная жизнь, старшие подростки, представления о семье, источники представлений о семье.

L.E. SEMENOVA, E.A. URUSOVA

Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

THE PSYCHOLOGICAL ANALISIS OF THE SOURCES OF OLDER TEENAGERS' CONCEPTIONS ABOUT FAMILY

Abstract. In the article the main sources of modern teenagers' views about family are discussed. Indicate a special role of factors and sources influencing the development of adolescents ' notions about family life, their importance in the planning of educational work on the design of the image of the future of the family and building family relationships. The results of the survey of older teenagers which allow to define the extent of subjective significance of various sources of information about family life and family relations for girls and boys are reflected. It is noted that leading to adolescent activity to communicate with their peers becomes a secondary source of their ideas about the family. Proposed analysis of the impact of modern social development situation in the formation of ideas about the family in their late teens.

Keywords: family, family life, older teenagers, conceptions of family, sources of ideas about the family.

Введение в проблему исследования

В условиях современных социокультурных изменений существенно трансформируются институты брака и семьи, а также представления о них в общественном сознании, что, в частности, находит свое проявление в оценке значимости семейной жизни, в вопросах рождаемости и детности, характере внутрисемейных отношений, организации совместного быта, интимно-сексуальной сферы и приводит к неоднозначности супружеских ожиданий и притязаний [8; 10; 17; 19; 24; 25; 28 и др.]. Закономерным следствием подобной ситуации становится диссонанс между традиционными установками и новыми стандартами межличностных отношений (в том числе и гендерных), что, безусловно, отражается на

транслируемых различными социальными институтами и агентами ценностей и взглядов, касающихся семьи и семейной жизни, и специфики их интериоризации подрастающим поколением.

Говоря об источниках формирования общественных представлений о семье и семейной жизни, А.Г.Лидерс, В.А.Шапиро и О.А.Карабанова особо выделяют литературу, СМИ и опыт родительской семьи [цит. по: 10]. В свою очередь Т.Ю.Сорокина добавляет к этому списку народную педагогику, в которой, как известно, также уделяется внимание формированию брачно-семейных установок. Культурно-исторический опыт, отраженный в фольклоре, включает в себя богатые традиции по воспитанию семьянина, знания о распределении ролей, личностных качествах супругов и просто общую ориентацию на создание семьи, которые в целом соответствуют патриархальному типу [13]. Что же касается современного общества, то в нем народная педагогика перешла на новый уровень: от культурно-исторического опыта, содержащегося в фольклоре, к характеристикам семьи, транслируемым СМИ. Однако эти медийные источники информации зачастую показывают образ так называемой «правильной», «нормативной», а именно - традиционной семьи, который может не совпадать с характеристиками реальной и даже вообще не соответствовать условиям современной жизни, что, в конечном итоге, отражается на уровне удовлетворенности мужчин и женщин своими семейными отношениями. Вместе с тем ситуация усугубляется еще и тем, что в постсоветской российской школе, как правило, не проводится систематической целенаправленной работы по подготовке к семейной жизни. Даже со старшеклассниками обычно не ставятся и не обсуждаются актуальные проблемы создания семьи, выстраивания внутрисемейных отношений, распределения супружеских и родительских функций, вопросы взаимозаменяемости социальных ролей мужчины и женщины.

Поэтому все сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что представления подростков о семье в настоящее время большей частью складываются стихийно, но при этом, не исключено, все еще содержат традиционные (патриархат(ль)ные) взгляды о «правилах» построения супружеских и детско-родительских отношений. К тому же можно констатировать отсутствие в социальном окружении российских девочек и мальчиков единого образца семьи, на который бы могло ориентироваться молодое поколение, поскольку на сегодняшний день существует многовариативная практика семейных отношений, в том числе и нетрадиционного характера [17].

В то же время, опираясь на опыт теоретических и практических исследований, мы можем говорить о том, что старший подростковый возраст является сензитивным для развития ценностного отношения к семье, вследствие появления чувства «взрослости», устремленности в будущее, потребности в самоопределении, способности к рефлексии и к критической оценке окружающих [3; 4; 7; 9; 10; 12; 14; 22; 23; 26 и др.]. Кроме того, подростковые представления гораздо лучше, чем в другие возраста, отражают преемственность традиционных, стереотипных и новых установок общества по отношению к семье, выявляют проблемы или недостатки семейного воспитания, что обеспечивает возможность прогнозировать развитие института семьи и брака в будущем. Поскольку образ семьи выполняет ориентирующую функцию в образе мира, можно предположить, что те представления о семье, которые начинают складываться в старшем подростковом возрасте, безусловно, будут оказывать влияние на будущие семейные отношения, специфику поведения женщины и мужчины как супругов и родителей, и характер понимания внутрисемейной ситуации [4]. Именно поэтому знание основных факторов и источников, влияющих на становление представлений подростков о семейной жизни, позволит грамотно планировать и оказывать своевременную психологическую помощь в плане конструирования образа будущей семьи и выстраивания семейных отношений уже на данном возрастном этапе.

Цель, методы и участники исследования

Итак, целью проведенного нами исследования стало выявление и определение степени значимости ведущих источников, лежащих в основе представлений старших подростков (14-15 лет) о семье.

В качестве диагностического инструментария нами была использована авторская анкета, включающая ряд открытых и закрытых вопросов о семье, ролях мужа и жены, причинах заключения брака, а также об источниках, определяющих представления участников нашего исследования о семейной жизни (анализу ответов на последние из них и посвящена данная статья). Непосредственно к предмету нашего исследования имеют отношение открытый вопрос, предполагавший самостоятельное выдвижение тех факторов и источников, которые повлияли на становление представлений о семье. При этом мы посчитали целесообразным предложить подросткам не только указать сами источники, но и оценить их, проранжировав по пятибалльной шкале - от самого значимого на их взгляд (1) до наименее значимого (5) с точки зрения степени влияния на содержание представлений о семье.

При обработке полученных от подростков ответов определялись средние значения по каждому из выявленных источников (.■ ) и стандартные отклонения от средних значений ^), а также достоверность гендерных различий, для чего использовался "-критерий Стьюдента.

В нашем исследовании принимали участии 78 человек, из них 44 девочки и 34 мальчика.

Результаты и их обсуждение

Обратимся к данным таблицы 1, раскрывающим основные источники становления представлений о семье.

Таблица 1 - Оценка значимости факторов, влияющих на субъективные представления старших подростков о семейной жизни

Источники представлений о семье ■ь-т/ранг Значимость различий

Мальчики Девочки "эмп

Отношения в родительской семье 4,5±0,8 1 4,4±0,8 1 0,7

Знания, полученные в школе 3,3±1,2 2 3,0Ь1,4 3 1

Обсуждение в группе сверстников 2,2±1,1 6 2,7±1,3 5 2,00 (дев.) при p<0,05

Телевидение 2,6±1 5 2,4±1,3 6 0,8

Литература 3,1±1,1 3 3,2±1,3 2 0,4

Интернет 2,9Ь1,5 4 3,0±1,3 4 0,4

Итак, как можно видеть по результатам проведенного нами опроса, как мальчики, так и девочки, среди возможных источников их собственных представлений о семье и семейных отношениях наивысшую оценку дают степени влияния родительской семьи (Т±^т=4,5±0,8 и Х±(Т=4,4±0,8, соответственно). Значимость данной категории кажется вполне закономерной, поскольку этот социальный институт играет ведущую роль в личностном развитии подрастающего поколения и является одним из главных источников знаний о ролевом поведении, способах межличностного общения и построения отношений, основных социальных и культурных нормах и т.п. [2; 15; 16 и др.]. Кроме того, представляя собой самовоспроизводящуюся функциональную систему, по имеющимся в психологии данным, родительская семья оказывает самое непосредственное влияние на формирование различных установок и предписаний, воспроизводящихся в следующих поколениях [6; 9; 20; 27 и др.]. Отдельного упоминания заслуживает также и факт того, что наблюдение за семейно-бытовыми отношениями способствует становлению первичных представлений взрослеющей личности о стандартах мужественности и женственности, содержание которых включает взгляды и типичные модели поведения близких и значимых взрослых, каковыми, как известно, прежде всего, являются родители. В дальнейшем, усвоенный ребенком / подростком образ женщины (матери, жены) и мужчины (отца, мужа) наполняется

качественными характеристиками, зачастую гендерно стереотипными, что оказывает значительное влияние на развитие представлений подрастающего поколения об «идеальной» семье и оценке собственного опыта взаимоотношений с людьми другого пола [7; 18; 21; 26; 27 и др.].

Из таблицы 1 можно видеть, что, кроме родительской семьи, не менее важными источниками информации о семейной жизни подростки считают знания, полученные в школе, (мальчики: Х±&=3,3±1,2; девочки: Х±(7=3,0±1,4) и литературу (мальчики: Т±(7=3,1±1,1; девочки: Х±(Т=3,2±1,3), которые можно отнести к числу макрокультурных факторов. Школьное образование и богатство мировой литературы позволяет подросткам составить представления об исторических особенностях супружеских отношений, и в то же время способствуют присвоению и формированию установок на «нормативные» и традиционные формы межличностных взаимоотношений, в том числе, и партнерских.

Влияние Интернет также оценивается старшими подростками как значимый источник, определяющий их представления о семейной жизни (1±(Т=2,9±1,5 в группе мальчиков и Х±(7=3,0±1,3 в группе девочек). Поскольку в современном обществе все более очевидной становится роль «телеэкранной» (медийной) социализации», можно предположить, что СМИ оказывают одно из ведущих влияний на формирование установок подрастающего поколения относительно разного рода социальных феноменов и явлений, включая семью, семейные ценности и семейные отношения, которые не могут не влиять на последующее семейно-брачное поведение молодежи [1; 11 и др.]. При этом, несмотря на достаточно широкую вариативность распространенных в Интернет-пространстве образов и образцов семейной жизни, вполне закономерную тревогу вызывает реальная возможность подростков взять в качестве ориентира не только позитивные, но и негативные дисфункциональные образы семьи, т.е. такие виртуальные стандарты семейных отношений, которые не способствуют созданию крепкой, стабильной, благополучной семьи, жизнеспособной в современных социальных условиях российского общества.

Кроме того, известно, что «готовая картина мира», транслирующаяся в виртуальной среде, ярко выраженный акцент на гедонистический образ жизни и потребительское отношение зачастую исключают самостоятельное творческое познание и конструктивное преобразование действительности, возникновение направленности на другого человека [1; 5; 11 и др.]. Центрированность на себе и нежелание познавать реальную окружающую действительность и реальных людей, вступать с ними в контакты, рождает в сознании современных подростков чувство одиночества и покинутости, ограничивает возможности мальчиков и девочек в самореализации и существенно усугубляет протекание возрастного кризиса [12; 23]. Вполне вероятно, что описанные выше тенденции могут привести к упрощенной схематизации образа будущей семьи, трудностям в построении близких эмоциональных отношений, нереалистичности образа своего партнера и завышенным ожиданиям, внутрисемейным конфликтам и, как следствие, неудовлетворенности семейными отношениями. При этом отсутствие статистически значимых гендерных различий в оценке степени значимости медийных (телевидение и Интернет) источников информации о семье позволяет утверждать, что такого рода тенденции могут быть примерно одинаково характерны, как для девочек, так и для мальчиков.

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что относительно такого источника представлений о семейной жизни как «обсуждение в группе сверстников» мнения девочек и мальчиков существенно различаются, достигая уровня достоверно значимых в пользу девочек (1=2,00 при р<0.05). Интерпретируя полученные в этом плане результаты, мы можем прокомментировать их особенностями женской социализации, которая, как показывают исследования, ориентирует девочек на компетентность в сфере межличностных отношений, делая эту константу одним из базовых аспектов женского самоутверждения [8]. Как следствие такого рода ориентаций, практикуемые в ходе общения социальные контакты девочек предполагают более открытое обсуждение различного рода приватных тем, в том

числе и тех, которые касаются семьи и семейных отношений. Именно этот факт и находит свое отражение в результатах нашего исследования. Иными словами, девочки-подростки на порядок чаще, нежели их сверстники мужского пола, черпают интересующую их информацию об особенностях семейной жизни от сверстников, как своего, так и другого пола.

Однако в целом сопоставляя полученные нами данные относительно источников, лежащих в основе представлений старших подростков о семье, нельзя не заметить более низкой субъективной оценки степени значимости общения со сверстниками, являющегося, как известно, в этом возрасте ведущим видом деятельности, по сравнению с другими источниками, в первую очередь, такими как Интернет, чье влияние сами подростки признают как несколько более значимое. Соответственно, можно предположить, что свою возрастную потребность в интимно-личностных контактах современные подростки в большинстве своем удовлетворяют преимущественно посредствам он-лайн общения с постоянной сменой и / или расширением партнеров, тогда как их непосредственно личные контакты сводятся к поверхностным связям и отношениям. Поэтому есть риск возникновения таких же аналогичных им поверхностных контактов и в их будущей семье, где реальное содействие и соучастие в жизни друг друга, совместные виды деятельности членов семьи будет вытеснены иллюзорной виртуальностью.

Так, казалось бы, очень конкретный и частный вопрос об источниках представлений старших подростков о семье, выводит нас на обсуждение очень важной и актуальной проблемы взросления современной личности, трудностях ее социализации и намечающихся изменений социальных связей, что со временем обязательно найдет свое отражение в изменившемся укладе семейной жизни, новых тенденциях семейных отношений. При этом очевидный приоритет медийной информации и особенно Интернет и отход на второй план непосредственного интимно-личностного общения подростков со сверстниками и значимыми взрослыми может определенным образом дезориентировать подрастающее поколение, уводить его от реальности, порождая тем самым далеко не всегда соответствующие действительности знания о семье. К тому же не исключено, что информация из Интернет может существенно расходиться с информацией, полученной девочками и мальчиками в школе и из литературных источников, что запутывает подростков, делая их знания о семье содержательно нечеткими и весьма противоречивыми. Исходя из этого, вполне логично предположить, что и представления о семейной жизни старших подростков могут быть диффузными, искаженными, наполненными несогласованными между собой фрагментами довольно разнородной информации. Заключение

Итак, подводя итог выполненному нами исследованию, мы можем заключить, что согласно мнению самих старших подростков, источники их представлений о семье являются достаточно разнообразными. Однако в качестве наиболее значимых среди них наряду с родительской семьей с присущими для нее внутрисемейными отношениями, школьными знаниями и литературой, также оказываются и различные Интернет источники, тогда как такая важная - ведущая - для подросткового возраста деятельность общения со сверстниками становится в этом плане вторичной. Поэтому, учитывая полученные нами факты, мы считаем крайне важным вернуть этому виду деятельности свою ведущую роль и в качестве источников представлений о семейной жизни, что вполне возможно при организации соответствующей психологической работы, предполагающей активный обмен мнениями и личным опытом родительской семьи между подростками. При этом основными источниками расширения знаний о семье должны стать реальные примеры семейной жизнедеятельности в условиях российской социальной действительности начала XXI века, что позволит подросткам сконструировать вполне созвучный реалиям современной жизни непротиворечивый образ своей будущей семьи и тем самым по возможности избежать неудовлетворенности семейными отношениями в дальнейшей взрослой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: Горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 103-120.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

3. Баева И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры) // На пороге взросления: сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 36-48.

4. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. М., 2013. 313 с.

5. Гапонова С.А., Сивкова М.Б. Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями // Вестник Мининского университета. 2013. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2013-05%201/Gaponova_Sivkova_3.pdf

6. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 47-56.

7. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №2. С. 54-61.

8. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.

10. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. М., 2001. 241 с.

11. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Кто соблазнит малых сих»: СМИ против детей. Клин: «Христианская жизнь», 2006. 320 с.

12. Мелоян А. Э., Семенова Л. Э., Чевачина А. В. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей // Вестник Мининского университета. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles /u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/Meloyan.pdf

13. Сорокина Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи. Самара, 2007. 240 с.

14. Урбанович Л.Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности. Смоленск, 2008. 184 с.

15. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.

16. Целуйко В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2006. 287 с.

17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М.: Апрель-Пресс: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 512 с.

18. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 13-24.

19. Blossfeld P. Life courses in the globalization process. Final Report / P.Blossfeld, H.Hofmeister. - Otto Friedrich University of Bamberg, 2005. - 322 р.

20. Воwеn М. Family therapy in clinical practice / M.Bowen. - New York: Jason Aronson, 1993. - 589 p.

21. Burn S.M. The Social Psychology of Gender / S.M.Burn. - New York: McGraw-Hill, 1996. -233 p.

22. Craig G.J. Human Development: 8th ed. / G.J.Craig, D.Baucun. - New Jersey: Prentice-Hall, 1999. - 696 p.

23. Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis / E.H.Erikson. - New York, 1968. - 336 p.

24. Giddens A. Director's lecture. Global futures at a time of transition: The future of the family / A.Giddens. - London School of Economics, 2002. - 346 р.

25. Haraven T. Themes in the historical development of the family / T.Haraven // R.Parke (Ed.) The family: review of child development research. - Vol. 7. - Chicago: University of Chicago Press, 1984. - 124-139 р.

26. Rice F.P. The adolescent: development, relationships, and culture: 12th ed. / F.P.Rice, K.G.Dolgin. - Boston: Pearson / Allyn and Bacon, 2008. - 524 p.

27. Satir V. Conjoint Family Therapy: 3d ed. / V.Satir. - Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1983. - 289 p.

28. Williams J. Unbending gender: why family and work conflict and what to do about it / J.Williams. - New York: Oxford University Press, 2000. - 234 р.

REFERENCES

1. Abramenkova V.V. Polovaya differentsiatsiya i seksualizatsiya detstva: Gorkiy vkus zapretnogo ploda [Sexual differentiation and the sexualization of childhood: the Bitter taste of forbidden fruit]. Voprosypsikhologii, 2003, no. 5, pp. 103-120 (In Russian).

2. Andreeva T.V. Semeynaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Family Psychology: study guide]. St. Petersburg, Rech Publ., 2004. 244 p. (In Russian)

3. Baeva I.A. Problemy sotsializatsii podrostka v postsovetskom periode razvitiya Rossii (psikhologicheskiy analiz molodezhnoy subkul'tury) [Problems of socialization of a teenager in the post-Soviet period of Russia's development (psychological analysis of youth subculture)]. Sbornik nauchnykh statey III vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Na poroge vzrosleniya" [Proc. 3th all-Russia scientific-practical conf. "On the threshold of adulthood"]. Moscow, 2011, pp.36-48. (In Russian)

4. Burovikhina, I.A. Sotsialnaya situatsiya razvitiya kak uslovie formirovaniya obraza mira sovremennogo podrostka. Dis. kand. psikhol. nauk [The social situation of development as a condition of forming the image of the world of the modern teenager. Cand. Psych. sci. diss. ]. Moscow, 2013. 313 p. (In Russian)

5. Gaponova S.A., Sivkova M.B. Osobennosti polozheniya v klassnom kollektive podrostkov-pereselentsev, vospityvayushchikhsya v sem'yakh s khristianskimi traditsiyami [The status position in the class body of teenagers-migrants, educated in the families of Christian traditions]. Vestnik Mininskogo Universiteta, 2013, no. 1.

Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-05%201/Gaponova_Sivkova_3.pdf (accessed 22.06.2015). (In Russian)

6. Dymnova, T.I. The dependence of characteristics of the conjugal family from the parental family. Voprosy psikhologii, 1998, no. 2, pp. 47-56. (In Russian)

7. Kagan V.E. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской [Family and role attitudes of adolescents] . Voprosy psikhologii, 1987, no. 2, pp. 54-61 (In Russian)

8. Kletsina I.S. Psikhologiya gendernykh otnosheniy: teoriya i praktika [Psychology of gender relationships in theory and in practice]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2004. 408 p. (In Russian)

9. Kon I.S. Psikhologiya starsheklassnika [Psychology of upperclassman ]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980. 192p. (In Russian)

10. Matsenova E.B. Predstavleniya o sem'e v raznykh gruppakh starsheklassnikov i studentov. Dis. kand. psikhol. nauk [Views about the family in seniors and students different groups. Cand. Psych. sci. diss.]. Moscow, 2001. 241 p. (In Russian)

11. Medvedeva I.Ya. «Kto soblaznit malykh sikh»: SMIprotiv detey ["Whosoever shall offend one of these little ones" the media against children]. Klin, «Khristianskaya zhizn'» Publ., 2006. 320 p. (In Russian)

12. Melojan A.E., Semenova L.E., Chevachina A.V. Osobennosti proyavleniya zashchitnykh mekhanizmov pri razvitii samootnosheniya podrostkov iz polnykh i nepolnykh semey [Special traits

of manifestation of defencive mechanisms during development of self-attitude of teenagers from full and singleparent families]. VestnikMininskogo Universiteta, 2015, no. 2. Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/Meloyan.pdf. (accessed 22.06.2015) (In Russian)

13. Sorokina T.Yu. Osobennosti brachno-semeynykh ustanovok studencheskoy molodezhi. Dis. kand. psikhol. nauk [Features of marriage and the family attitudes of the student youth. Cand. Psych. sci. diss.]. Samara, 2007. 240 p. (In Russian)

14. Urbanovich L.N. Vospitanie tsennostnogo otnosheniya k sem'e u starsheklassnikov vo vneuchebnoy deyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [The values education to the family for high school students in extracurricular activities. Cand. Ped. sci. diss.]. Smolensk, 2008. 184 p. (In Russian)

15. Tseluyko V.M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i: kniga dlya pedagogov i roditeley [Psychology of dysfunctional family: handbook for teachers and parents]. Moskow, VLADOS-PRESS Publ., 2004. 272 p. (In Russian)

16. Tseluyko V.M. Psikhologiya sovremennoy sem'i: kniga dlya pedagogov i roditeley [Psychology of modern family: handbook for teachers and parents]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2006. 287 p. (In Russian)

17. Shneyder L.B. Psikhologiya semeynykh otnosheniy: kurs lektsiy [Psychology of family relationships: course of lectures]. Moscow, «EKSMO-Press» Publ., 2000. 512 p. (In Russian)

18. Yufereva T.I. Visions of men and women in the teenager's consciousness. Voprosy psikhologii, 1985, no. 3, pp. 13-24. (In Russian)

19. Blossfeld P. Life courses in the globalization process. Final Report. H.Hofmeister. - Otto Friedrich University of Bamberg, 2005. 322 p.

20. Bowen M. Family therapy in clinical practice. New York. Jason Aronson, 1993. 589 p.

21. Burn S.M. The Social Psychology of Gender. New York. McGraw-Hill, 1996. 233 p.

22. Craig G.J., Baucun D. Human Development: 8th ed. New Jersey: Prentice-Hall, 1999. 696 p.

23. Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis. New York, 1968. 336 p.

24. Giddens A. Director's lecture. Global futures at a time of transition: The future of the. London School of Economics, 2002. 346 p.

25. Haraven T. Themes in the historical development of the family. The family: review of child development research. Vol. 7. Chicago, University of Chicago Press, 1984. pp. 124-139.

26. Rice F.P., Dolgin K.G. The adolescent: development, relationships, and culture: 12th ed. Boston, Pearson / Allyn and Bacon, 2008. 524 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Satir V. Conjoint Family Therapy: 3d ed. Palo Alto, CA:Science and Behavior Books, 1983. 289 p.

28. Williams J. Unbending gender: why family and work conflict and what to do about it. New York: Oxford University Press, 2000. 234 p.

© Семенова Л.Э., Урусова Е.А., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Семенова Лидия Эдуардовна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: verunechka08@list.ru Урусова Екатерина Александровна - аспирант кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: UK 1801@yandex. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Semenova Lidia Eduardovna - Doctor of Psychology Associate Professor, Professor of the Department of Classical and Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: verunechkaO 8@list.ru

Urusova Ekaterina Aleksandrovna - postgraduate student of the Department of Classical and Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: UK1801@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.