Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / СОЦИАЛНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВО / ИСТОЧНИКИ РИСКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боркошев Меражидин Маматкулович, Кочкорова Гулнура Атамырзаевна

Представлен краткий анализ понятиям социальных источникам риска влияющие на здоровую жизнь студентов которые относятся к наиболее уязвимому слою населения таких понятий как: социализация молодежи, области здоровья социального статуса, адаптации к социальной непредсказуемости, неопределенности и общественный риск. Опираясь на труды ряда ученых, в этой статье показан проведенный опрос студентов в Кызыл-Кийском гуманитарно-педагогическом институте Баткенского государственного университета, так как нами в статье указывается, что "студенческая молодежь" выступает как слой населения, в связи с чем проводится анализ социального обеспечения на разных уровнях. Тем самым по причине социально-экономических и социально-культурными изменениями общества, определяющими возможности социального здоровья и дальнейшего развития нового поколения киргизской молодежи, происходит трансформация социальной структуры киргизского общества. Мы сосредоточили внимание на основных рисках, обнаруженных в студенческой жизни на основе опроса. Участие в опросе принимали более четырех сот пятидесяти студентов 2-3 курсов. По итогам опроса изучены концепции этих рисков, а также проделаны анализы мнений о социокультурных рисках со стороны студентов и преподавателей. Указаваются что, на сегодняшний день различные структурные подразделения КГПИ рассматривают на уровне факультетов социальныя поддержки для студенческой молодежи. Разрабатываются и внедряются комплексные организованные меры, направленные на предупреждение, минимизацию рисков для общественного здоровья студентов в Кыргызстане в условиях современного образования. И с этой целью различные структурные подразделения проводят ряд мер по устранению социокультурных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Боркошев Меражидин Маматкулович, Кочкорова Гулнура Атамырзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF SOCIAL RISKS OF YOUTH STUDENTS

This article provides a brief analysis of the concepts of social sources of risk affecting the healthy life of students who belong to the most vulnerable segment of the population of such concepts as: socialization of youth, areas of health, social status, adaptation to social unpredictability, uncertainty and social risk. Based on the works of a number of scientists, this article shows a survey of students at the Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute of Batken State University, since we indicate in the article that "student youth" acts as a segment of the population, in connection with which an analysis of social security is carried out at different levels. Thus, due to the socio-economic and socio-cultural changes in society, which determine the possibilities of social health and further development of the new generation of Kyrgyz youth, the social structure of the Kyrgyz society is being transformed. We focused on the main risks found in student life based on the survey. More than four hundred and fifty students of 2-3 courses took part in the survey. Based on the results of the survey, the concepts of these risks were studied, as well as analyzes of opinions about sociocultural risks on the part of students and teachers. It is indicated that, today, various structural divisions of Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute are considered at the level of faculties of social support for students. Comprehensive organized measures are being developed and implemented aimed at preventing and minimizing risks for the public health of students in Kyrgyzstan in the conditions of modern education. And for this purpose, various structural units are taking a number of measures to eliminate socio-cultural risks.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

УДК 316.6 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/64

ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

©Боркошев М. М., ORCID: 0009-0009-9398-6537, канд. пед. наук, Баткенский государственный университет, Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт

г. Кызыл-Кия, Кыргызстан, borkoshev@mail.ru ©Кочкорова Г. А., ORCID: 0009-0009-8091-2889, Баткенский государственный университет, Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт г. Кызыл-Кия, Кыргызстан, kochkorova73@bk.ru

SOURCES OF SOCIAL RISKS OF YOUTH STUDENTS

©Borkoshev M., ORCID: 0009-0009-9398-6537, Ph.D., Batken State University, Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan, borkoshev@mail.ru ©Kochkorova G., ORCID: 0009-0009-8091-2889, Batken State University, Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan, kochkorova73@bk.ru

Аннотация. Представлен краткий анализ понятиям социальных источникам риска влияющие на здоровую жизнь студентов которые относятся к наиболее уязвимому слою населения таких понятий как: социализация молодежи, области здоровья социального статуса, адаптации к социальной непредсказуемости, неопределенности и общественный риск. Опираясь на труды ряда ученых, в этой статье показан проведенный опрос студентов в Кызыл-Кийском гуманитарно-педагогическом институте Баткенского государственного университета, так как нами в статье указывается, что "студенческая молодежь" выступает как слой населения, в связи с чем проводится анализ социального обеспечения на разных уровнях. Тем самым по причине социально-экономических и социально-культурными изменениями общества, определяющими возможности социального здоровья и дальнейшего развития нового поколения киргизской молодежи, происходит трансформация социальной структуры киргизского общества. Мы сосредоточили внимание на основных рисках, обнаруженных в студенческой жизни на основе опроса. Участие в опросе принимали более четырех сот пятидесяти студентов 2-3 курсов. По итогам опроса изучены концепции этих рисков, а также проделаны анализы мнений о социокультурных рисках со стороны студентов и преподавателей. Указаваются что, на сегодняшний день различные структурные подразделения КГПИ рассматривают на уровне факультетов социальныя поддержки для студенческой молодежи. Разрабатываются и внедряются комплексные организованные меры, направленные на предупреждение, минимизацию рисков для общественного здоровья студентов в Кыргызстане в условиях современного образования. И с этой целью различные структурные подразделения проводят ряд мер по устранению социокультурных рисков.

Abstract. This article provides a brief analysis of the concepts of social sources of risk affecting the healthy life of students who belong to the most vulnerable segment of the population of such concepts as: socialization of youth, areas of health, social status, adaptation to social unpredictability, uncertainty and social risk. Based on the works of a number of scientists, this article shows a survey of students at the Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute of Batken State University, since we indicate in the article that "student youth" acts as a segment of the population, in connection with which an analysis of social security is carried out at different levels. Thus, due to the socio-economic and socio-cultural changes in society, which determine the

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

possibilities of social health and further development of the new generation of Kyrgyz youth, the social structure of the Kyrgyz society is being transformed. We focused on the main risks found in student life based on the survey. More than four hundred and fifty students of 2-3 courses took part in the survey. Based on the results of the survey, the concepts of these risks were studied, as well as analyzes of opinions about sociocultural risks on the part of students and teachers. It is indicated that, today, various structural divisions of Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute are considered at the level of faculties of social support for students. Comprehensive organized measures are being developed and implemented aimed at preventing and minimizing risks for the public health of students in Kyrgyzstan in the conditions of modern education. And for this purpose, various structural units are taking a number of measures to eliminate socio-cultural risks.

Ключевые слова: риск, социалное здоровье, обшество, студент, молодежь, здоровье, общество, источники риска.

Keywords: Risk, social health, society, student, youth, health, society, sources of risk.

Современное киргизское общество, в котором на протяжении нескольких десятилетий происходили политические, социально-экономические и социально-культурные изменения, характеризовалось социальным кризисом, сопровождавшимся неожиданными социальными изменениями и усилением неожиданной неопределенности событий в обществе, которые сегодня считается социальным риском. Киргизская молодежь вынуждена социализироваться в связи с изменениями в стране. Социально-культурные риски в киргизском обществе — это результат переходного характера его развития, поскольку кризис важнейших социальных институтов не защищает человека, социальную группу и общество от рисков.

В связи с социально-экономическими и социально-культурными изменениями общества, определяющими возможности социального здоровья и дальнейшего развития нового поколения киргизской молодежи, происходит трансформация социальной структуры киргизского общества (его возможности социализации и адаптации, его социальной мобильности) (1-3).

Рассмотрим «студенческую молодежь» как слой населения. И мы проводим анализ социального обеспечения на разных уровнях. Студенческая молодежь — это трудоспособная часть общества в возрасте от 17 до 25 лет, которая наиболее активно стремится к образованию. Это люди, которые ищут свое место в обществе, чтобы получить образование. Изменения в обществе оказывают первое влияние на этот слой. При определении молодых людей, которые попадают в категорию студентов в целом и студентов в частности, возникает несколько вопросов. В соответствии с нормой условия набор параметров статуса слова Студент должен соответствовать определенной группе соответствующей молодежи (включая социальные, психологические, семейные, образовательные, экономические и социально-культурные параметры), а также статусу и ценностным и ценностным характеристикам личности [1].

«Общественное здоровье и социальное здоровье» — это то, что было предложено для социологической сферы научной дискуссии, но его четкое и четкое объяснение встречается крайне редко, что связано со сложностью определения «социального здоровья», включая определение общественного здоровья. Социальное здоровье, по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, — это, как говорят, уровень удовлетворенности социальным положением в обществе в соответствии с системой социальных связей,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

социальных отношений, материальным положением, условиями жизни.

Изучение уровня активности социальных действий, уровня отношения к социальной среде и уровня социальной мобильности, а также формы социальной мобильности показывает, что социальная группа также зависит от научного изучения различных социальных связей и отношений в обществе. Состояние социальной адаптации и социализации, определяющее параметры социального здоровья студенческой молодежи.

Общественное здоровье студенческой молодежи в Кыргызстане:

- с одной стороны, из внутренних условий-высокий уровень социального потенциала молодежи, реализуемый в активных формах образования и домашнего обихода;;

- с другой стороны, внешние условия-это влияние, оказываемое молодежью в социальной сфере, в кино, образовательными организациями со стороны семьи, которые определяют предпосылки для личных и социальных возможностей.

В рамках этой статьи здоровье общества — это адаптация студенческой молодежи к взаимодействию в соответствии со своими потребностями и соответствующим социальным статусом. Общественное здоровье студенческой молодежи варьируется в зависимости от социального здоровья социальных сил. Мы наблюдали, как молодые люди становятся «поведенческими решениями» в процессе взаимодействия. Социально-культурные риски связаны с социальным и культурным доминированием определенных молодежных групп в обществе, и специфика социальных отношений и общественных рисков очевидна. Социокультурный риск — это оценка ожидаемых результатов происходящих событий, обязанностей молодых людей в традициях. Модернизация в государстве является одним из важнейших направлений риска, выражая его сущность, влияя на сознание и поведение молодежи, реализуя риск во взаимоотношениях с молодежью, в коммуникативной практике. Таким образом, такие риски могут быть в какой-то момент одним из конкретных региональных и общих социальных явлений, что требует исследований в отношении конкретных регионов в нашем исследовании социальной идентичности [2].

Чтобы исследовать риск социально-демографической группы студенческой молодежи в отношении социального здоровья, мы используем подход, который является результатом субъективного выбора в образовательной, экономической, культурной среде или в повседневной жизни; было установлено, что этот риск является социальной ценностью молодежи.

Исходя из точки зрения социологического мышления, необходимо понимать, что социально значимые качества молодежи являются естественной нормой для молодежи, а молодежь-естественным навыком. Риск, с одной стороны, зависит от устойчивости, стабильности поведения и сбалансированности характеров молодежи, то есть является необходимым фактором общественного прогресса в развитии положительных качеств характера молодежи. Положение молодежи в обществе является объектом риска [3].

Характер образовательных своевременных реформ Кыргызстана и особенности модернизации образования. Тем самым с точки зрения ученых, риск современного общества определяет социальное здоровье и жизненные отношения, которые предопределяют возникновение следующих рисков для социального здоровья: попытка самореализации личности и самоопределения в профессии; изменение ценностных ориентаций и менталитета; угроза кризиса личности; плохой образ жизни и иррациональные культурные явления; информационные издания и коммерциализация; а также отношение к работе, которое не соответствует их знаниям и возможностям [4].

Согласно нашему исследованию, при опросе среди студентов Баткенского

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

государственного университета = 452 студента, от 18 до 22 лет) большинство респондентов отметили влияние массовой культуры, в первую очередь, на здоровье и как источники формирования личностных качеств, 51,2% (почти в два раза больше в количественном отношении, чем в других опросах). На втором месте образование (26,8%), на третьем — семья (17,9%). Хотя искусство оказалось в конце списка (только 2% респондентов поставили его на первое место), на самом деле оно увеличивает влияние социальной культуры на молодежь. Кроме того, респондентам были заданы вопросы для определения приоритетов фундаментальных ценностей: здоровье, материальное благополучие, образование, семья, самосознание. Первые четыре позиции были такими ценностями, как богатство, здоровье, образование и семья. В список ценностей молодые люди включили здоровую среду, гармоничные отношения, эта гармоничность преобладает над ценностями.

В ходе опроса: «Какие проблемы вы бы оценили как опасные и жесткие, когда сталкиваетесь с ними?». На первом месте — сложность трудностей, где каждый второй трудоустраивается (48,2%), на втором — отсутствие традиционных ценностей (37,5%), на третьем — разделение общества на богатых и бедных (29,4%), неопределенность завтрашнего дня и неопределенность будущего (19,7%), следование позиции общества.

Следует отметить, что доступ к общественному здравоохранению для студенческой молодежи может быть представлен двумя способами. Риск принятия обществом личности, или иными словами сопротивление обществу своим поведением, переход в нетрадиционные формы в искусстве, самоубийство. Каковы меры по снижению и предотвращению рисков для общественного здоровья студенческой молодежи?

Разработаны комплексные организованные меры, направленные на предупреждение, минимизацию рисков для общественного здоровья студентов в Кыргызстане в условиях современного образования. Сегодня с этой целью различные структурные подразделения проводять следуюшие меры по устранению социокультурных рисков:

1. Во-первых, на уровне административного управления (система переподготовки и дополнительного образования) оказывает социальную поддержку студенческой молодежи. Наиболее важные меры по снижению и предотвращению рисков для социального здоровья студенческой молодежи должны включать, прежде всего, комплексную, целенаправленную молодежную политику, направленную на то, чтобы молодые люди имели доступ к социальным ресурсам и имели возможность влиять на их возникновение и распределение;

2. Во-вторых, комплексная работа по улучшению условий профессиональной социализации и адаптации студенческой молодежи;

3. В-третьих, целенаправленная работа между социальными партнерами, направленная на повышение социальной мобильности студенческой молодежи и сокращение трудностей с безработицей и безработицей после окончания университета. Поэтому мероприятия по снижению и профилактике социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи повышают возможности социально-культурной адаптации студенческой молодежи.

Источники:

(1). Указ Президента Киргизской Республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» от 29 января 2021 года УП №1. https://goo.su/MKUJ1V

(2). Закон Киргизской Республики «О физической культуре и спорте» от 21 декабря 1999 года. https://goo.su/XnP85

(3). Закон Киргизской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года №92.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

https://goo.su/Cfty

Список литературы:

1. Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 5.

2. Касмалиева А. С. Кыргыздын улуттук спортунун тYрлeрYHYн жаштарды эстетикалык жактан тарбиялоодо колдонулушу // Современное состояние и перспективы развития национальной физической культуры: Материалы научной конференции. Бишкек. 2005. С. 120-122.

3. Лебедева-Несевря Н. А. Риск-коммуникации как инструмент управления здоровьем населения // Анализ риска здоровью. 2014. №2. С. 83-89.

4. Леонова О. А. Социальное развитие молодежи как индикатор государственной молодежной политики // Вестник Омского университета. 2010. №. 3. С. 174-178.

References:

1. Zubok, Yu. A. (2007). Fenomen riska v sotsiologii: opyt issledovaniya molodezhi. Moscow. (in Russian).

2. Kasmalieva, A. S. (2005). Kyrgyzdyn uluttuk sportunun tYrlerYnYn zhashtardy estetikalyk zhaktan tarbiyaloodo koldonulushu. In Sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya natsional'noi fizicheskoi kul'tury: Materialy nauchnoi konferentsii, Bishkek, 120-122. (in Kyrgyz).

3. Lebedeva-Nesevrya, N. A. (2014). Risk-kommunikatsii kak instrument upravleniya zdorov'em naseleniya. Analiz riska zdorov'yu, (2), 83-89. (in Russian).

4. Leonova, O. A. (2010). Sotsial'noe razvitie molodezhi kak indikator gosudarstvennoi molodezhnoi politiki. Vestnik Omskogo universiteta, (3), 174-178. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.04.2023 г. 15.04.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Боркошев М. М., Кочкорова Г. А. Источники социальных рисков студенческой молодежи // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 497-501. https://doi .org/10.33619/2414-2948/90/64

Cite as (APA):

Borkoshev, M. & Kochkorova, G. (2023). Sources of Social Risks of Youth Students. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 497-501. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/64

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.