Научная статья на тему 'Источники регулирования отношений по страхованию грузов: некоторая историческая ретроспектива'

Источники регулирования отношений по страхованию грузов: некоторая историческая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
670
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ / ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ / INSURANCE / INSURANCE RELATIONS / CARGO INSURANCE / LEGAL INSURANCE REGULATION / MERCHANT SHIPPING CODE / INSURANCE CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долаев Абрек Сеитбиевич

Данная статья посвящена исторической характеристике основных источников, регулирующих отношения в области страхования грузов, так как в страховом законодательстве представлено большое количество различных законов Российской Федерации, регулирующих с той или иной степенью полноты общественные отношения в сфере страхования (страховые и другие отношения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on historical characteristics of main sources, regulating relationship in the field of cargo insurance, in so far as insurance legislation is presented by a great number of laws of the Russian Federation, regulating to a greater or lesser degree public relations in this field of insurance (insurance relations and others).

Текст научной работы на тему «Источники регулирования отношений по страхованию грузов: некоторая историческая ретроспектива»

© А.С. Долаев, 2009

УДК 347.4 (091) ББК 67.404.213.3

ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРУЗОВ: НЕКОТОРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

А.С. Долаев

Данная статья посвящена исторической характеристике основных источников, регулирующих отношения в области страхования грузов, так как в страховом законодательстве представлено большое количество различных законов Российской Федерации, регулирующих с той или иной степенью полноты общественные отношения в сфере страхования (страховые и другие отношения).

Ключевые слова: страхование, страховое правоотношение, страхование грузов, правовое регулирование страховой деятельности, Кодекс торгового мореплавания, договор страхования.

Современное страховое право, как подотрасль гражданского права, представляет собой совокупность норм страхового права, составляющих институты (субинституты) права имущественного и личного страхования и регулирующих единые по происхождению (однородные) и целям, объединенные в целостную систему страховые отношения. К его источникам относятся: нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, судебные прецеденты, акты международного права. При этом правовое регулирование отношений по страхованию заняло свое место еще в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. (далее - ГК 1922 г.). Соответствующая глава («Страхование»), посвященная целиком договорному страхованию, естественно, начиналась с определения данного договора. За этим следовали в основном статьи, регулировавшие либо имущественное, либо личное страхование. Лишь некоторые из норм указанной главы в равной мере относились к обоим видам страхования.

Следует указать и на то, что действие ГК 1922 г. в части страхования было определенным образом ограниченным. Так, вне Ко-

декса оказывались случаи обязательного страхования, если только издаваемые на этот счет правила не содержали прямой отсылки к Кодексу. Кроме того, предусматривалось, что условия определенных разновидностей страхования, включая страхование от огня, падежа скота, градобития, транспортное, государственное - гарантийное (последняя разновидность страхования просуществовала, правда, лишь до 1930 г.), а равно страхование на случай смерти или дожития и от несчастных случаев, должны были регулироваться особыми положениями и правилами. Право утверждения тех и других относилось к компетенции Народного комиссариата финансов СССР.

Сменивший Кодекс 1922 г. ГК РСФСР 1964 г. (далее - ГК 1964 г.) существенно отличался в части регулирования отношений страхования от своего предшественника. Об этом можно судить уже по названию соответствующей главы. Она именовалась «Государственное страхование». Тем самым, с одной стороны, подтверждалось наличие государственной монополии страховой деятельности, а с другой - подчеркивалась возможность широкого использования наряду с договорным и внедоговорного страхования. Отличалась эта глава и своим объемом. Тридцать пять статей ГК 1922 г. в ГК 1964 г. были заменены пятью. Из них одна

ограничилась указанием на существование государственного страхования в двух его видах - обязательного и добровольного, притом раскрытию сути каждого из них специально посвящались соответственно две статьи. Еще одна была призвана регулировать отношения, связанные с переходом к страховой организации, выплатившей страховое возмещение по имущественному страхованию, правами страхователя в отношении лица, ответственного за причиненный ущерб (речь шла, таким образом, об одном из вариантов признанной впоследствии суброгации). И, наконец, последняя по счету статья ограничилась общей отсылкой к правилам страхования, утверждаемым в порядке, предусмотренном Советом Министров СССР. Правда, в вопросе об источниках страхового права особых изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством не произошло, поскольку постановлением Совета Министров СССР от 16 февраля 1971 г. органом, который должен был утверждать подобные правила, все равно признавалось Министерство финансов СССР [8].

Параллельно с ГК 1964 г. действовал принятый в 1968 г. Кодекс торгового мореплавания (далее - КТМ) СССР, гл. XII которого была посвящена договору морского страхования.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. отразили определенные изменения, происшедшие к тому времени в экономике страны. В частности, имеется в виду отказ от государственной монополии в соответствующей сфере. Небольшая по размеру (охватывавшая всего три статьи) глава «Страхование» предусматривала в качестве основного вида страхования добровольное страхование. Другой вид - обязательное государственное страхование - признавался единственным, который мог осуществляться только государственными страховыми организациями. Использование обязательного государственного страхования допускалось лишь в установленных законодательными актами случаях. Среди других заслуживающих упоминания новелл следует выделить прежде всего то, что Основы отказались от содержащегося в Кодексе 1964 г. указания на непременное утверждение правил страхования

Правительством РФ (в порядке, им установленном). Кроме того, была введена норма, впервые назвавшая в числе объектов имущественного страхования, наряду с имуществом, не противоречащий законодательству имущественный интерес (примерный перечень таких интересов включал возможный имущественный вред, причиненный утратой жизни или повреждением здоровья, риск гражданской ответственности, ожидаемая прибыль, риск предпринимательской деятельности), а также предоставлена возможность для страхователя при наступлении страхового случая отказаться в пользу страховщика от прав на застрахованное имущество, ограничившись получением полной суммы страхового возмещения (имелся в виду давно известный морскому страхованию абандон), и др.

В действующем Гражданском кодексе РФ (далее - ГК) гл. 48 («Страхование») с ее 44 статьями охватывает широкий набор многообразных страховых отношений. О сфере ее действия можно судить уже по первой, в известной мере «командной», статье главы, которая определяет сущность и правовые основания обоих видов страхования, выражающих его метод. Имеется в виду страхование добровольное и обязательное. При этом часть норм указанной главы является общей для отношений по страхованию, в то время как остальные посвящены либо имущественному, либо личному страхованию.

По предмету регулирования глава совпадает с изданным еще до принятия ГК 27 ноября 1992 г. Законом РФ «О страховании», если не считать того, что определенное число его норм посвящено властным отношениям, которые складываются в сфере страхования. Редакция Закона неоднократно менялась [3]. При этом одна из новелл коснулась его наименования. Имеется в виду, что начиная с 1998 г. он стал именоваться Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В настоящее время указанный Закон, как вытекает из ст. 4 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», применяется лишь постольку, поскольку он не противоречит части второй ГК. Практически это означает, как справедливо подчеркивает Е.А. Суханов, что «в полном объеме сохраняют действие

лишь правила Закона о страховании, посвященные обеспечению финансовой устойчивости страховщиков и государственному надзору за их деятельностью. В остальном, и в особенности для договоров страхования, этот Закон может применяться только в субсидиарном порядке» [4, с. 207]. Следует иметь в виду, что с принятием ГК в Закон о страховании были внесены значительные изменения. Одно из них выразилось в исключении из него гл. II «Договор страхования», насчитывавшей 10 статей.

Наряду с указанным Законом и ГК страховые отношения регулируются принятыми на разном уровне иными актами. В силу п. 2 ст. 3 ГК по отношению к этим актам, в том числе и федеральным законам, статьи Кодекса пользуются приоритетом. Однако из этого правила в гл. 48, подобно некоторым другим главам Кодекса для прямо названных в них законов, установлены исключения из п. 2 ст. 3. Прежде всего речь идет о законах, указанных в ст. 970 ГК. Эта статья исходит из того, что законы, регулирующие предусмотренные в ней отношения (речь идет о страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морском страховании, медицинском страховании, страховании банковских вкладов и страховании пенсий), в иерархии источников правового регулирования страхования стоят впереди ГК. Соответственно ст. 970 устанавливает, что к перечисленным в ней отношениям правила, предусмотренные гл. 48 ГК, применяются «постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное». При этом речь идет в равной мере как о специальных законах, посвященных соответствующим разновидностям страхования, так и о более общих законах. Примером последних может служить КТМ. В действующем Кодексе [7], как и в том, который ему предшествовал (КТМ СССР 1968 г.), содержится глава, посвященная морскому страхованию. Поскольку морское страхование входит в указанный перечень, содержащийся в ст. 970 ГК, нормы, включенные в гл. XV КТМ («Договор морского страхования»), обладают приоритетом по отношению к статьям гл. 48 ГК.

Определенные отступления от общего принципа, закрепленного в п. 2 ст. 3 ГК, предусмотрены для некоторых отношений и за

пределами ст. 970 ГК. Это касается регулирования взаимного, а также обязательного государственного страхования. Так, п. 3 ст. 968 ГК предусматривает, что права гл. 48 ГК применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, «если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленными им правилами страхования». Еще более широкое отступление от норм ГК допускает п. 4 ст. 969. Им установлено, что правила гл. 48 ГК применяются, если иное не предусмотрено не только законами, но и «иными правовыми актами о таком страховании, и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию».

В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 422 ГК: договор должен соответствовать обязательным для сторон нормам, установленным законами и иными правовыми актами. Разумеется, речь идет об актах, принятых с учетом действия п. 2 ст. 3 ГК.

В литературе было высказано мнение, что «глава 48 отражает прежде всего те вопросы страховых правоотношений, необходимость в регламентации которых наглядно проявилась в сегодняшней практике функционирования страхового рынка, и не предполагает принятие иных законов, которые устанавливали бы общие правила для регулирования гражданских правоотношений в области страхования. Случаи, когда допускается либо прямо предусматривается издание дополнительных законов по вопросам страхования, специально оговорены в соответствующих статьях гл. 48. В частности, поскольку принципы и правила организации страхового дела и государственного надзора за ним не являются предметом ГК, ст. 938 предусматривает, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за их деятельностью, определяются законами о страховании» [2].

Приведенные положения представляются спорными. Речь идет о возможности издания закона, содержащего гражданско-правовые нормы о страховании, помимо тех законов, которые прямо названы в соответствую-

щих статьях ГК. Указание на конкретный закон имеет только одно значение. Имеется в виду, как видно из ст. 968 и 969 ГК, что для некоторых прямо названных законов установлено изъятие из п. 2 ст. 3 ГК. И в этом смысле применительно к определенным законам соответствующее изъятие, о котором идет речь, действует. Это, однако, не исключает признания обладающими юридической силой и других законов, с тем, однако, чтобы эта их юридическая сила оценивалась с учетом их соответствия требованиям п. 2 ст. 3 ГК.

Помимо правовых актов, то есть законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, страхование регулируется и ведомственными актами. Имеются в виду акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Применительно к страхованию речь идет главным образом об актах Министерства финансов РФ. В соответствии с п. 6 Положения [6] министерство «разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации». В числе таких вопросов Положение выделяет лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью, ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также Реестра страховых брокеров, осуществление контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков.

К числу ведомственных могут быть, в частности, отнесены акты министерств и других ведомств, изданные в развитие законов об отдельных видах обязательного страхования.

Современный источник страхового права - судебный прецедент - в российской страховой практике не нашел сколь-либо заметного применения.

Однако он широко используется, например, в Англии, США и некоторых западноевропейских странах (Германия, Швейцария).

Согласно ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором ус-

тановлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора. В данном случае имеются в виду различного рода международные пакты о правах человека, конвенции, соглашения, ратифицированные РФ.

В регулировании страховых отношений международные конвенции, соглашения занимают значительное место прежде всего в страховании транспортных средств, отправляющихся за границу, ответственности перевозчиков грузов и пассажиров, имущества за причинение им вреда в процессе доставки до пункта назначения, а также в медицинским страховании лиц, выезжающих за рубеж. Положения этих соглашений распространяются на граждан РФ, пребывающих за границей. Правовые аспекты регулирования страховых отношений в осуществлении этих видов страхования освещаются в гл. 8 и 9.

К таким международным правовым актам, в частности, относятся:

1) Римская Конвенция «О возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли» [1] (Рим, 7 октября 1952 г.).

2) Варшавская Конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (см.: [5, с. 336-347]) (Варшава, 12 октября 1926 г.; Гаагский протокол к Конвенции 1955 г.; Мальтийское соглашение по изменению лимитов ответственности 1976 г.);

3) Международное соглашение: Универсальный договор «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» (см.: [9, с. 471-475]) от 1 января 1953 г. (дополнения от 29 июня 1984 г., Женева);

4) Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам» [6] (Женева, 1956 г.) и протокол к Конвенции от 5 июля 1978 года.

В общем плане состояние страхового законодательства весьма точно было определено в «Основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 19982000 годах». В этом документе указывались основные направления, в которых должна вестись правотворческая деятельность, нормативно-правовые акты которой обеспечивали бы конкретизацию условий допуска иностран-

ных страховщиков на российский страховой рынок, а также регламентацию деятельности иностранных перестраховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений.

Основными направлениями на будущее можно наметить создание нормативных правовых и организационных основ для совершенствования государственного надзора за страховой деятельностью, включая совершенствование условий лицензирования страховой деятельности и предъявления санкций к страховщикам за нарушение законодательства и требований добросовестной конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ведомости Верховного Совета СССР. -1989.- №> 7. - Ст. 3007.

2. Герасименко, С. А. Страхование // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / С. А. Герасименко ; под ред. О. М. Козырь [и др.]. - М. : Норма, 1996. - №9 493.

3. Закон об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ, от 20.11.1999 № 204-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 10.12.2003 № 172-ФЗ, от

20.07.2004 № 67-ФЗ, от 07.03.2005 № 12-ФЗ, от

18.07.2005 № 90-ФЗ, от 21.07.2005 № 104-ФЗ, от

17.05.2007 № 83-ФЗ, от 08.11.2007 № 256-ФЗ, от

29.11.2007 № 287-ФЗ, от 30.10.2009 № 243-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 № 57-ФЗ).

4. Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ: Для предпринимателей. - М. : Норма, 1996.- С. 207.

5. Международное воздушное право. Книга II. - М. : Наука, 1980. - С. 336-347.

6. Сборник международных договоров и другие документы. - М. : ТПО СССР, 1991.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.

8. Собрание постановлений Правительства СССР - 1971. - № 4. - Ст. 28.

9. Страхование от А до Я / под ред. Л. И. Кор-чевской, К. Е. Турбиной. - М. : ИНФРА-М, 1996. -С. 471-475.

SOURCES OF REGULATION OF CARGO INSURANCE RELATIONS:

A HISTORICAL RETROSPECTIVE

A.S. Dolayev

The paper focuses on historical characteristics of main sources, regulating relationship in the field of cargo insurance, in so far as insurance legislation is presented by a great number of laws of the Russian Federation, regulating to a greater or lesser degree public relations in this field of insurance (insurance relations and others).

^y words: insurance, insurance relations, cargo insurance, legal insurance regulation, Мerchant Shipping Code, insurance contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.