Научная статья на тему 'Источники развития идеи народности в отечественном образовании'

Источники развития идеи народности в отечественном образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОСТЬ / ИДЕЯ НАРОДНОСТИ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / СОБОРНОСТЬ / РОДНОЙ ЯЗЫК КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАРОДНОСТИ / NATIONALITY / IDEA OF NATIONALITY / FOLK CULTURE / MENTALITY / CATHEDRALITY / NATIVE LANGUAGE AS A BASE OF DEVELOPMENT OF NATIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ёлкин Сергей Михайлович

В статье раскрываются теоретические аспекты идеи народности, определяется сущность исследуемого феномена, выявляются и характеризуются источники ее развития: менталитет, народная культура, православие, диалог культур, соборность, родной язык и трудовое воспитание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of the Nationality in Russian education idea development

The article discloses theoretical aspects of an idea of nationality, defines the essence of the phenomenon under research, sources of nationality development are discovered and characterized: mentality, folk culture, orthodoxy, dialog of cultures, cathedrality, native language and labor education

Текст научной работы на тему «Источники развития идеи народности в отечественном образовании»

С. М. Ёлкин

(В. Новгород)

ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрываются теоретические аспекты идеи народности, определяется сущность исследуемого феномена, выявляются и характеризуются источники ее развития: менталитет, народная культура, православие, диалог культур, соборность, родной язык и трудовое воспитание

Глобализация отечественной культуры и образования - процесс неизбежный и неотвратимый: расширяется сотрудничество различных стран в области науки и искусства, создаются многочисленные международные организации, в высшей школе внедряются идеи Болонской декларации, реализуются совместные научно-образовательные проекты. Все более отчетливо проявляется противоречие между интернационализацией и глобализацией образовательного процесса, созданием единого культурно-образовательного пространства, с одной стороны, и сохранением культурно-исторического своеобразия национальных образовательных систем, с другой. Одним из важных способов разрешения данного противоречия является опора на базовые культурно-педагогические традиции отечественного образования, развитие идеи народности в российской педагогике.

В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова народность трактуется как совокупность национальных черт, свойственных тому или иному народу, или же как соответствие характерным народным свойствам, тесное родство с характерными свойствами народа [3, с. 414].

Исходя из данной трактовки, понятие «народность образования» определяется как принцип, сущностная характеристика образовательного процесса, отражающая соответствие воспитания и образования подрастающего поколения, их целей, направленности национальным особенностям и потребностям того или иного народа.

Для понимания сущности термина «идея народности» необходимо осмыслить

само понятие «идея». Оно уходит своими корнями в античную философию, которая выделяла идею среди всех остальных форм бытия и познания как наиболее активное творческое формообразующее начало. Так, идея по своей природе системна - в ней заключено и содержание и форма. Если взять в качестве примера различные проявления жизни народа (свадьбы, родины, календарные праздники и т.д.), жанровые вариации (песни, сказки, загадки и др.), то при внедрении их в образовательный процесс можно увидеть, что они сами в себе несут определенные способы его организации. Но эти методы и формы открыты изменениям, благодаря чему проявляется другая важная характеристика идеи - развитие. Появляясь в сознании, идея стремится найти свое воплощение в реальной практике, часто обнаруживает свою незавершенность, несостоятельность под влиянием динамично меняющихся обстоятельств и новых средо-вых факторов. Так, используя в учебном процессе «Родное слово» К. Д. Ушинского, С. А. Рачинский обратился с просьбой к автору об адаптации учебника для сельских школьников. В ответ К. Д. Ушинский пообещал выполнить просьбу. Данный пример не умаляет достоинств великого педагога, а скорее говорит о существовании некоторой неопределенности самой идеи.

Для современного развития идеи народности необходимо наметить определенные «вехи», показать ориентиры, которые позволят не привести к замкнутости и абсолютизации данной идеи. Такие примеры в истории не единичны: фашизм, националистические организации, интернационалистические течения, западничество и сла-

вянофильство и др. Рассмотрим основные источники развития идеи народности.

Народная культура - философско-культурологический базис развития идеи народности в педагогике. В качестве основного источника и ориентира можно рассматривать народную культуру в широком смысле этого слова, трактуемую как совокупность продуктов материальной и духовной деятельности народа, выработанных им на протяжении его исторического развития, а также и привнесенные извне культурно-исторические образцы, которые соответствуют духу народа. С одной стороны, такое определение позволяет исключить ошибочность в понимании народной культуры как простонародной, что можно было встретить в некоторых исследованиях, и, с другой стороны, не приведет к утопическому поиску исключительно национального (предположим русского) в своей культуре («Петр I привнес», «Иван Грозный внедрил», «это татары навредили» и т.д.). Чрезвычайно важным в рассмотрении народной культуры является ценностный подход. Понимание культуры и быта народа должно быть критичным, но не «огульно охаянным». Нам прекрасно знакомы различные проявления народной культуры, которые могут вызывать неоднозначные эмоции и чувства у человека: некоторые сказки Афанасьева, сборники русского мата, скабрезные пословицы и поговорки и др. Для лучшего понимания своей культуры, особенно в исследовательском плане, все это представляет интерес, но вряд ли это ценностно для воспитания человека в школе. Подтверждение данной мысли мы находим у В. Н. Сороки-Росинского: «...говоря о национальном - в искусстве ли, в политике или педагогике, надо руководствоваться вершинами, до которых способно возвыситься национальное, а не судить о нем по тем грубым, примитивным формам, в которых оно также, наряду со своим высшим проявлением, может существовать» [2, с. 57].

Диалог культур - источник развития идеи народности. Ориентиром развития идеи народности должен быть диалог культур, причем речь идет как о диалоге культур по вертикали, так и о диалоге культур по горизонтали. Диалог культур по гори-

зонтали, как уже отмечалось, проявляется сегодня в разнообразных формах сотрудничества с зарубежными странами. Единственное, чего иногда не хватает в этом сотрудничестве, - это осмысленного переноса зарубежных образцов и технологий на отечественную почву. (Нам уже приходилось сеять кукурузу на Севере). Здесь необходимо руководствоваться как этическими принципами, так и научными представлениями. Диалог по вертикали, который предполагает созвучие традиционной и современной культур, также бывает затрудненным. В литературе и в жизни иногда встречаются примеры чрезмерно благоговейного отношения к прошлому, в том числе древним традициям и обрядам, и желание полностью их реанимировать в современной жизни (празднование свадеб по старинным обрядам, круглосуточное пребывание в народных костюмах, устройство быта подобным образом и т. д.). Такое отношение может дискредитировать идею народности, сделать ее оторванной от современной действительности и в конечном счете помешать ее дальнейшему плодотворному развитию в меняющемся мире.

Менталитет народа - значимый источник развития идеи народности в отечественной педагогике. Связь народности и менталитета кажется очевидной. Само понимание менталитета как осознаваемых особенностей, стереотипов, архетипов социального поведения, мышления иллюстрируют слова К. Д. Ушинского: «Взгляните на людей, поселившихся на чужбине, и вы убедитесь вполне, как живуча народность в человеке. Поколения сменяют друг друга, десятое из них не может войти в живой организм народа, но остается в нем мертвой вставкой. Можно позабыть имя своей родины, но носить в себе ее характер, пока беспрестанные приливы новой крови наконец не изгладят его» [4, с. 117]. Народность прочно коренится в сознании и подсознании человека, и этот факт не должен быть проигнорирован образованием и воспитанием.

Православие - источник развития идеи народности. Идея народности тесно связана с религией, если говорить о России, то с православием. Несмотря на то, что в рус-

ской народной культуре часто встречаются некоторые языческие корни, дух православия в нее глубоко проник. Правда, попытка вырвать человека из православия в советский период привнесла серьезные изменения в индивидуальное и массовое сознание народа. К. Д. Ушинский отмечает: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью [4, с. 119].

Соборность - источник развития народности. Данный ориентир выкристаллизовывается не только из сущности православной веры, но из особенностей землепользования на Руси, желания трудиться сообща в трудных природно-климатических условиях, отмечать праздники совместно. Индивидуализация современного образовательного процесса порой может привести к тому, что ребенок перестает осознавать «чувство локтя», понимать, что такое «Мы». Чтобы продвинуться по пути к соборному единству, «важно, чтобы каждый школьник хоть в чем-то (индивидуальном, близком ему) был дающим (помогающим, обучающим, строящим). Лишь внутренняя потребность даяния дает внутреннюю свободу человеку. Взаимная забота есть согласие, есть солидарность. Задача учителя наладить отношения взаимоотдачи, превратить их в ежедневную, ежеминутную норму, сделать их максимально многообразными. Взаимопонимание, взаимопомощь, взаи-мозабота, взаимоотдача, отношение доверия и, в конце концов, любви создают свободное органическое единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности. Такое единство соратников и

есть первый этап на пути к соборному единству» [1, с. 43].

Изучение родного языка и трудовое воспитание - основа развития народности в образовании. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду в жизни. Чем богаче человек, тем образование его должно быть выше, потому что тем труднее отыскать для него труд, который сам напрашивается к бедняку, таща за спиной счастье в нищенской котомке. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» (6, с. 170). Эти слова К. Д. Ушинского не потеряли актуальности и в наши дни. К сожалению, сегодня в значительной мере обесценился труд, став исключительно материально ориентированным и перестав существовать как нравственная ценность. Проблем эта, конечно, касается не только семьи и школы, но и, прежде всего, государства, которое должно начать предпринимать ощутимые шаги в этом направлении. Государственной задачей должно стать также сохранение родного языка, изучение которого - это нахождение самого себя, своей национально-культурной идентичности. Высоким духовным смыслом наполнены слова К. Д. Ушинского: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами его истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка не одна природа одной страны, но вся история духовной жизни народа» [5, с. 227].

Воспитание в духе народности на современном этапе - задача прежде всего го-

сударственная, но это и личное дело каждого. И действительно, как отмечал В. Н. Соро-ка-Росинский: «Национальное воспитание не право, а долг, нерадивое невыполнение которого есть грех, ибо всякий, не подготовивший себя к служению народности, так же вреден, как беглец с поля битвы, как отступник, спокойно отходящий в сторону в то время, когда родному народу грозит опасность, как злостный банкрот, не желающий выплатить своей стране то, что он

получил от ее культуры еще с молоком матери. Точно так же и школа, и педагог, и государство, мало или плохо воспитывающие и обучающие подрастающие поколения, совершают такое же преступление, как если бы они во время войны задерживали боевые припасы, изготовляли бы негодные снаряды и давали бы армии дурных, недоученных, недисциплинированных и трусливых солдат. Национальное воспитание -суровый долг перед народностью [2, с. 121].

Литература

1. Ковалев В. В. Соборность как фактор культурного единства российского общества: Автореф. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - Т.2. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. - 1039 с.

4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 51-122.

5. Ушинский К. Д. Родное слово // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 225-241.

6. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 159-180.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.