С. М. Ёлкин
(В. Новгород)
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрываются теоретические аспекты идеи народности, определяется сущность исследуемого феномена, выявляются и характеризуются источники ее развития: менталитет, народная культура, православие, диалог культур, соборность, родной язык и трудовое воспитание
Глобализация отечественной культуры и образования - процесс неизбежный и неотвратимый: расширяется сотрудничество различных стран в области науки и искусства, создаются многочисленные международные организации, в высшей школе внедряются идеи Болонской декларации, реализуются совместные научно-образовательные проекты. Все более отчетливо проявляется противоречие между интернационализацией и глобализацией образовательного процесса, созданием единого культурно-образовательного пространства, с одной стороны, и сохранением культурно-исторического своеобразия национальных образовательных систем, с другой. Одним из важных способов разрешения данного противоречия является опора на базовые культурно-педагогические традиции отечественного образования, развитие идеи народности в российской педагогике.
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова народность трактуется как совокупность национальных черт, свойственных тому или иному народу, или же как соответствие характерным народным свойствам, тесное родство с характерными свойствами народа [3, с. 414].
Исходя из данной трактовки, понятие «народность образования» определяется как принцип, сущностная характеристика образовательного процесса, отражающая соответствие воспитания и образования подрастающего поколения, их целей, направленности национальным особенностям и потребностям того или иного народа.
Для понимания сущности термина «идея народности» необходимо осмыслить
само понятие «идея». Оно уходит своими корнями в античную философию, которая выделяла идею среди всех остальных форм бытия и познания как наиболее активное творческое формообразующее начало. Так, идея по своей природе системна - в ней заключено и содержание и форма. Если взять в качестве примера различные проявления жизни народа (свадьбы, родины, календарные праздники и т.д.), жанровые вариации (песни, сказки, загадки и др.), то при внедрении их в образовательный процесс можно увидеть, что они сами в себе несут определенные способы его организации. Но эти методы и формы открыты изменениям, благодаря чему проявляется другая важная характеристика идеи - развитие. Появляясь в сознании, идея стремится найти свое воплощение в реальной практике, часто обнаруживает свою незавершенность, несостоятельность под влиянием динамично меняющихся обстоятельств и новых средо-вых факторов. Так, используя в учебном процессе «Родное слово» К. Д. Ушинского, С. А. Рачинский обратился с просьбой к автору об адаптации учебника для сельских школьников. В ответ К. Д. Ушинский пообещал выполнить просьбу. Данный пример не умаляет достоинств великого педагога, а скорее говорит о существовании некоторой неопределенности самой идеи.
Для современного развития идеи народности необходимо наметить определенные «вехи», показать ориентиры, которые позволят не привести к замкнутости и абсолютизации данной идеи. Такие примеры в истории не единичны: фашизм, националистические организации, интернационалистические течения, западничество и сла-
вянофильство и др. Рассмотрим основные источники развития идеи народности.
Народная культура - философско-культурологический базис развития идеи народности в педагогике. В качестве основного источника и ориентира можно рассматривать народную культуру в широком смысле этого слова, трактуемую как совокупность продуктов материальной и духовной деятельности народа, выработанных им на протяжении его исторического развития, а также и привнесенные извне культурно-исторические образцы, которые соответствуют духу народа. С одной стороны, такое определение позволяет исключить ошибочность в понимании народной культуры как простонародной, что можно было встретить в некоторых исследованиях, и, с другой стороны, не приведет к утопическому поиску исключительно национального (предположим русского) в своей культуре («Петр I привнес», «Иван Грозный внедрил», «это татары навредили» и т.д.). Чрезвычайно важным в рассмотрении народной культуры является ценностный подход. Понимание культуры и быта народа должно быть критичным, но не «огульно охаянным». Нам прекрасно знакомы различные проявления народной культуры, которые могут вызывать неоднозначные эмоции и чувства у человека: некоторые сказки Афанасьева, сборники русского мата, скабрезные пословицы и поговорки и др. Для лучшего понимания своей культуры, особенно в исследовательском плане, все это представляет интерес, но вряд ли это ценностно для воспитания человека в школе. Подтверждение данной мысли мы находим у В. Н. Сороки-Росинского: «...говоря о национальном - в искусстве ли, в политике или педагогике, надо руководствоваться вершинами, до которых способно возвыситься национальное, а не судить о нем по тем грубым, примитивным формам, в которых оно также, наряду со своим высшим проявлением, может существовать» [2, с. 57].
Диалог культур - источник развития идеи народности. Ориентиром развития идеи народности должен быть диалог культур, причем речь идет как о диалоге культур по вертикали, так и о диалоге культур по горизонтали. Диалог культур по гори-
зонтали, как уже отмечалось, проявляется сегодня в разнообразных формах сотрудничества с зарубежными странами. Единственное, чего иногда не хватает в этом сотрудничестве, - это осмысленного переноса зарубежных образцов и технологий на отечественную почву. (Нам уже приходилось сеять кукурузу на Севере). Здесь необходимо руководствоваться как этическими принципами, так и научными представлениями. Диалог по вертикали, который предполагает созвучие традиционной и современной культур, также бывает затрудненным. В литературе и в жизни иногда встречаются примеры чрезмерно благоговейного отношения к прошлому, в том числе древним традициям и обрядам, и желание полностью их реанимировать в современной жизни (празднование свадеб по старинным обрядам, круглосуточное пребывание в народных костюмах, устройство быта подобным образом и т. д.). Такое отношение может дискредитировать идею народности, сделать ее оторванной от современной действительности и в конечном счете помешать ее дальнейшему плодотворному развитию в меняющемся мире.
Менталитет народа - значимый источник развития идеи народности в отечественной педагогике. Связь народности и менталитета кажется очевидной. Само понимание менталитета как осознаваемых особенностей, стереотипов, архетипов социального поведения, мышления иллюстрируют слова К. Д. Ушинского: «Взгляните на людей, поселившихся на чужбине, и вы убедитесь вполне, как живуча народность в человеке. Поколения сменяют друг друга, десятое из них не может войти в живой организм народа, но остается в нем мертвой вставкой. Можно позабыть имя своей родины, но носить в себе ее характер, пока беспрестанные приливы новой крови наконец не изгладят его» [4, с. 117]. Народность прочно коренится в сознании и подсознании человека, и этот факт не должен быть проигнорирован образованием и воспитанием.
Православие - источник развития идеи народности. Идея народности тесно связана с религией, если говорить о России, то с православием. Несмотря на то, что в рус-
ской народной культуре часто встречаются некоторые языческие корни, дух православия в нее глубоко проник. Правда, попытка вырвать человека из православия в советский период привнесла серьезные изменения в индивидуальное и массовое сознание народа. К. Д. Ушинский отмечает: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью [4, с. 119].
Соборность - источник развития народности. Данный ориентир выкристаллизовывается не только из сущности православной веры, но из особенностей землепользования на Руси, желания трудиться сообща в трудных природно-климатических условиях, отмечать праздники совместно. Индивидуализация современного образовательного процесса порой может привести к тому, что ребенок перестает осознавать «чувство локтя», понимать, что такое «Мы». Чтобы продвинуться по пути к соборному единству, «важно, чтобы каждый школьник хоть в чем-то (индивидуальном, близком ему) был дающим (помогающим, обучающим, строящим). Лишь внутренняя потребность даяния дает внутреннюю свободу человеку. Взаимная забота есть согласие, есть солидарность. Задача учителя наладить отношения взаимоотдачи, превратить их в ежедневную, ежеминутную норму, сделать их максимально многообразными. Взаимопонимание, взаимопомощь, взаи-мозабота, взаимоотдача, отношение доверия и, в конце концов, любви создают свободное органическое единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности. Такое единство соратников и
есть первый этап на пути к соборному единству» [1, с. 43].
Изучение родного языка и трудовое воспитание - основа развития народности в образовании. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду в жизни. Чем богаче человек, тем образование его должно быть выше, потому что тем труднее отыскать для него труд, который сам напрашивается к бедняку, таща за спиной счастье в нищенской котомке. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» (6, с. 170). Эти слова К. Д. Ушинского не потеряли актуальности и в наши дни. К сожалению, сегодня в значительной мере обесценился труд, став исключительно материально ориентированным и перестав существовать как нравственная ценность. Проблем эта, конечно, касается не только семьи и школы, но и, прежде всего, государства, которое должно начать предпринимать ощутимые шаги в этом направлении. Государственной задачей должно стать также сохранение родного языка, изучение которого - это нахождение самого себя, своей национально-культурной идентичности. Высоким духовным смыслом наполнены слова К. Д. Ушинского: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами его истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка не одна природа одной страны, но вся история духовной жизни народа» [5, с. 227].
Воспитание в духе народности на современном этапе - задача прежде всего го-
сударственная, но это и личное дело каждого. И действительно, как отмечал В. Н. Соро-ка-Росинский: «Национальное воспитание не право, а долг, нерадивое невыполнение которого есть грех, ибо всякий, не подготовивший себя к служению народности, так же вреден, как беглец с поля битвы, как отступник, спокойно отходящий в сторону в то время, когда родному народу грозит опасность, как злостный банкрот, не желающий выплатить своей стране то, что он
получил от ее культуры еще с молоком матери. Точно так же и школа, и педагог, и государство, мало или плохо воспитывающие и обучающие подрастающие поколения, совершают такое же преступление, как если бы они во время войны задерживали боевые припасы, изготовляли бы негодные снаряды и давали бы армии дурных, недоученных, недисциплинированных и трусливых солдат. Национальное воспитание -суровый долг перед народностью [2, с. 121].
Литература
1. Ковалев В. В. Соборность как фактор культурного единства российского общества: Автореф. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.
2. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - Т.2. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. - 1039 с.
4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 51-122.
5. Ушинский К. Д. Родное слово // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 225-241.
6. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // К. Д. Ушинский. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 159-180.
--------^----------