Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
792
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ИСТОЧНИКИ / ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ / ГАРАНТИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасынкова Елена Михайловна, Переберина Инна Евгеньевна

Статья посвящена исследованию источников правового регулирования статуса судей. Рассматриваются принципы единства статуса судей, несменяемости, независимости, неприкосновенности. Принципы обеспечивают осуществление беспристрастного и справедливого правосудия. Анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус судей в Российской Федерации. Рассматриваются нововведения в Конституцию РФ, касающиеся единства статуса судей. Сделаны общие выводы, резюмирующие итоги проведенного исследования.The article is devoted to the study of the sources of legal regulation of the status of judges. The principles of the unity of the status of judges, irremovability, independence, immunity are considered. The Principles ensure the implementation of impartial and fair justice. The normative legal acts regulating the legal status of judges in the Russian Federation are analyzed. Innovations in the Constitution of the Russian Federation concerning the unity of the status of judges are considered. General conclusions are drawn, summarizing the results of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 347.97

Юридические науки

Пасынкова Елена Михайловна, магистрант 1 курса, факультет «Институт Философии и права», кафедра конституционного права, муниципального права,

конституционного судебного процесса и государственного муниципального управления, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Российская Федерация, г. Новосибирск Переберина Инна Евгеньевна, магистрант 1 курса, факультет «Институт Философии и права», кафедра предпринимательского права и арбитражного процесса, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Российская Федерация, г. Новосибирск

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: Статья посвящена исследованию источников правового регулирования статуса судей. Рассматриваются принципы единства статуса судей, несменяемости, независимости, неприкосновенности. Принципы обеспечивают осуществление беспристрастного и справедливого правосудия. Анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус судей в Российской Федерации. Рассматриваются нововведения в Конституцию РФ, касающиеся единства статуса судей. Сделаны общие выводы, резюмирующие итоги проведенного исследования.

Ключевые слова: судья, судебная власть, источники, единство статуса судей, гарантии, правовой статус судей.

Annotation: The article is devoted to the study of the sources of legal regulation of the status of judges. The principles of the unity of the status of judges, irremovability, independence, immunity are considered. The Principles ensure the implementation of impartial and fair justice. The normative legal acts regulating the

legal status of judges in the Russian Federation are analyzed. Innovations in the Constitution of the Russian Federation concerning the unity of the status ofjudges are considered. General conclusions are drawn, summarizing the results of the study.

Keywords: judge, judiciary, sources, unity of the status of judges, guarantees, legal status ofjudges.

Правовой статус судей представляет собой наделение государством специального субъекта полномочиями, прав и обязанностей при отправлении правосудия; ряд ограничений и запретов. Правовой статус судьи предполагает права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне.

Правовые источники статуса судей имеют большое значение, поскольку с помощью них устанавливается компетенция, требования к судьям, предоставление льгот, закрепляется непосредственно сам статус судей в законодательстве.

Характеристику источников правового регулирования можно начать с Европейской хартии о статусе судей.

В Европейской хартии о статусе судей определена цель - обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которые каждое лицо на законных основаниях вправе ожидать от суда и любого из судей, которому была вверена защита его прав [2].

Основополагающие единообразные международно признанные принципы и положения определяют единство статутов судей международно-правовом смысле. На основе этих принципов строятся национальные положения и правила о статусе судей.

В свете сказанного важным является Рекомендации Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей выделяется важным, что независимость судей гарантируется конституционными принципами, включаются специальные положения в конституцию или другие законодательные документы, или путем включения этих положений рекомендации для национального законодательства [11, с. 93].

Из вышесказанного следует, то, что, так или иначе, принцип независимости судей закреплен практически во всех конституциях международных стран, при этом каждая страна имеет свои особенности конституционного положения о независимости судей.

Фундаментальные основы статуса судей закреплены Конституцией РФ [1]. Так, в основном Законе страны содержатся важные для правосудия гарантии, такие как, независимость, несменяемость, неприкосновенность, определены требования, которые предъявляются к гражданам, которые претендуют на должность судьи.

Более общие и базовые требования к гражданам, которые претендуют на должность судьи, называются конституционными, поскольку они установлены статьей 119 Конституции РФ. Основной Закон императивно определяет минимальные, обязательные требования. Данные требования распространяются на судей, как федеральных судов, так и судов субъектов Российской Федерации.

Независимость является ключевым элементом статуса судьи. Независимость - ключевое качество судебной власти, при отсутствии которой практически все современные процессуальные механизмы теряют свое значение. Основной Закон гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Данный принцип подразумевает запрет вмешиваться в деятельность судьи, избегать любого воздействия на судей.

Гарантии независимости судей делятся на общие гарантии - это совокупность экономических, политических, социальных, моральных, идеологических и специальных (правовых) гарантий. Общие гарантии независимости судьи реализуют правовой статус судьи, а особые гарантии - это юридическая форма общих условий, это государственная поддержка, процессуальный порядок исполнения.

Таким образом, должность судьи является гарантией его прав и обязанностей при отправлении правосудия. Принцип независимости судьи

представляет положение судьи, при котором ничто не должно препятствовать отправлению правосудия.

Важно отметить, что большое значение имеет задача государства по повышению независимости судей. Этому способствует постоянное совершенствование законодательства, гарантирующее независимость судей, расширение доступа населения к правосудию и его контроль над гражданским обществом.

Несменяемость судей предусматривается как гарантия независимости от исполнительной и законодательной власти, которая Конституцией РФ. Несменяемость судей предполагает, что срок полномочий судей не ограничен специальным сроком.

Несменяемость судей выступает одной из важных гарантий правового статуса судей, которая содержится в статье 121 Конституции РФ. После наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке срок полномочий судьи в Российской Федерации не ограничивается определенным сроком.

Конституционный суд подмечает, что принцип несменяемости судей не подразумевает права занимать должность судьи пожизненно, то есть несменяемость судьи - это не то же самое, что бессрочное пребывание в должности судьи [5].

Статья 122 Конституции Российской Федерации гласит, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность выступает важнейшей гарантией независимости судьи. Это относится к его личности, к жилым и служебным помещениям, которые он занимает, к средствам связи и транспорта, которые он использует, к имуществу и документам, которые ему принадлежат.

В порядке производства по делам об административных правонарушениях судья не может быть подвергнут задержанию или доставлению в орган государственной власти.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или во время совершения административного правонарушения, после установления

его личности должен быть немедленно освобожден.

Статья 122 Конституции РФ определяет принцип неприкосновенности судей. В статье говорится об иммунитете судей от уголовной ответственности, и такой порядок привлечения отнесен к федеральному законодательству.

Стоит отметить, что Конституция РФ особо акцентирует положение правого статуса судей, так как в интересах государства, чтобы только независимый и беспристрастный судья отправлял правосудие.

Вышеназванные конституционные принципы и требования получили законодательное развитие и конкретизацию.

Более широкое толкование статуса судей дается в федеральном законодательстве. В федеральном законе статус судей определяется следующими законами:

- Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

- Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным

законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [3].

Так, данный Закон содержит положения об отставки судьи, в предоставлении материального и социального обеспечения судьям, единстве статуса судей, компетенции судей, срок осуществления полномочий, закрепляет принципы несменяемости и неприкосновенности судей.

Важное, фундаментальное место занимает Закон о статусе судей. Закон о статусе судей закрепляет принцип единства статуса судей. Данный закон определяет, что все судьи обладают единым статусом [4]. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.

Таким образом, правовой статус судьи - это положение носителя судебной власти, определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством, также статус судьи включает в себя гарантии деятельности, основания и порядок назначения на должность, ответственность, компетенцию.

Процесс наделения полномочиями судьи акт высшего органа государственной власти о его назначении на должность. Президент Российской Федерации в 2 месячный срок со дня поступления всех материалов назначает федеральных судей.

Из указанного положения вытекает соответствующий вопрос, вправе ли Президент РФ издать акт о назначении судьи позже, чем 2 месяца? В соответствии из положений Закона о статусе судей можно предположить, что установленный срок не ограничивает право Президента РФ.

Таким образом, вопрос о последствиях отсутствия Президентом РФ двухмесячного срока полномочий для назначения судей не представляется ясным. Этот срок не является ограничительным, но эта проблема явно требует законодательного решения.

Единство правового статуса федеральных судей проявляется в том, что к кандидатам предъявляются единые требования. Судьи различаются

полномочиями и компетенцией.

Это заключение находит отражение на международно-правовом уровне. Европейская хартия статуса судей не содержится положений касаемо полномочий и компетенции как часть статуса судьи.

Стоит также отметить, что в российском законодательстве не закрепляются полномочия и компетенция как элементы статуса судей.

Изучение всего объема законодательства о статусе судей в Российской Федерации показывает, что объявление принципа единства статуса судей на всей территории Российской Федерации показывает несовершенство правового регулирования, которое проявляется в сложном определении особенностей статуса судей.

Нововведения в Конституцию РФ в статьи 83 и 102, касаемо досрочного прекращения полномочий судей ставят под угрозу обеспечение статуса единства судей. Так, Президент РФ вносит представление в Совет Федерации о прекращении полномочий Председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда и Верховного суда в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. К ведению Совета Федерации относится этот вопрос.

В связи с такими поправками приобретает актуальный характер вопросы, связанные с обеспечение статуса единства судей на всей территории Российской Федерации, досрочного прекращения полномочий отдельных категорий судей, обеспечение принципа независимости судей. Интересным представляется, что такие изменения связанные со статусом судей, возникли не в главе 7 посвященной судебной власти, а в главах, посвященных Президенту и Совету Федерации.

Как видно из этого положения, что такие меры ответственности распространяются не на всех судей. Ответственность за совершение судьями тяжкого проступка должна быть единой для всех судей, так и было до данных

нововведений.

Придерживаясь данного положения, можно сделать вывод о том, что такие нововведения могут формировать зависимость судей. Так, к примеру, судья, принимая решения или осуществляя определенные действия во внеслужебной деятельности должен анализировать такие действия, не подходят ли они под понятия проступка, порочащего честь и достоинство.

Разрывом единства статуса судей является наличие для двух групп судей разных видов ответственности - конституционной, дисциплинарной [10, с. 3].

Можно сделать вывод, что такие меры ответственности распространяются не на всех судей. Ответственность за совершение судьями тяжкого проступка должна быть единой для всех.

Г.Т. Ермошин выдвигает модусный подход к правовому статусу судей. Под модусом автор понимает специальный правовой статус судьи, под которым подразумевается правовая роль в профессиональной сфере. Понятие «модус» было предложено еще в 1970 году, но распространение тогда не получило. Г.Т. Ермошин возродил такое понятие и выдвигает следующие модусы: Модус судьи как личности с ограниченным режимом реализации конституционных прав.

Так, проанализировав законы, которые включают положения о статусе судей можно заключить, что ограничение прав судьи, закрепленных Конституцией РФ, касается всех судей, как федеральных, так и региональных.

1) Модус судьи как члена судейского сообщества.

Так, и федеральным и региональным судьям присущи аналогичные, одинаковые права членов судейского сообщества.

2) Модус судьи как лица, замещающего государственную службу [9, с.

125].

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что России единство статуса судей сводится к тому, что судья проявляется в следующих категориях: как носитель судебной власти, как член судейского сообщества, как лицо, замещающее государственную должность, и как лицо с ограниченным

режимом конституционных прав.

Статусы судей различны содержанием в части критериев отбора, порядка назначения на государственную должность судьи, прохождения государственной службы на этой должности (судейской служебной карьеры), оснований и порядка привлечения к ответственности, прекращения судейских полномочий.

Создание федерального конституционного закона «О статусе судей» способствовало устранению недостатков, пробелов в правовом регулировании единства статуса судей, исключились бы повторы и различные положения о статусе судей.

Регулирование статуса судей требует соблюдения и регионального законодательства, закрепляющего положения о статусе судей.

Законы субъектов Российской Федерации закрепляют статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Требования, предъявляемые к судьям можно встретить в региональном законодательстве. Например, Конституционным законом Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» определено, что кандидат на должность судьи должен иметь безупречную репутацию [7]. Такое положение имеет значение, поскольку репутация судьи важна в целях избежания умаления авторитета судебной власти.

В Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 1997 г. № 43-оз «Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» прописывается, судьей является гражданин РФ, который достиг 25 летнего возраста, имеющий избирательное право. Можно увидеть, что закон субъект РФ закрепляются минимальные требования, которые установлены законодательством [6].

Закон Новосибирской области от 08.09.2005 N 314-ОСД «О мировых судьях Новосибирской области» содержит требования, предъявляемые к мировому судье. Мировым судьей является 25 летний гражданин Российской

Федерации, который имеет высшее юридическое образование, стаж работы пять лет, обладающий хорошей репутацией и сдал квалификационный экзамен. Важно также получение рекомендации от квалификационной коллегии судей [8].

Исследования ученых делают акцент на большое количество нормативных правовых актов, которое регулирует правовой статус судьи. Преодолеть такую проблему возможно в кодификации законов о статусе судей, образовании двухуровневой системы нормативного регулирования: ФКЗ и ФЗ, что способствовало бы эффективности регулирования правового статуса судьи.

Большое количество законов, регулирующее статус судей, позволяет сделать вывод о том, что нормы таких законов повторяются либо же отсылают к другим законам. Положения вводятся, позже отменяются. Как пример, можно привести положение касаемо правил назначения судей, так, был введен трехлетний срок, но позже его отменили.

Наличие таких проблем может привести к недостаточному регулированию статуса судьи, нарушению стабильности кадрового состава судейского корпуса, уменьшению уровня гарантий прав судей и их независимости, уменьшению уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 01.07.2020 N 1-ФКЗ) //Российская газета. 2020. 4 июля. №144.

2. Европейская хартия о статусе судей (Страсбург, 08-10.07 1998 г.) // Сборник актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Выпуск 3, 2004.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание

законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

4. Федеральный закон от 26.06.1992 г. № Э1Э2-1-ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2021) // «Российская газета», 29.07.1992, № 170.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 1-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности положений статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", части третьей статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page= 1 &print= 1 &nd=102091235&rdk=0& &empire= (дата обращения: 10.04.2022).

6. Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.09.1997 г. № 43-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа,1997. № 6. ст. 540.

7. О Конституционном суде Республики Ингушетия: конституционный закон Республики Ингушетия от 28.12.2001 г. N 10-РКЗ // Ингушетия, 2002. №5.

8. О мировых судьях Новосибирской области: закон Новосибирской области от 08.09.2005 № 314-ОСД // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов, 2005. № 40.

9. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации: научная категория и конкретизация в законодательстве: Монография. М.: РГУП, 2015. 436 с.

10. Клеандров М.И. О проблемных нововведениях 2020 года в Конституцию РФ в сфере механизма правосудия //Конституционное и муниципальное право.2021^ 1 С.3-11.

11.Фоков А.П. Пробелы корпоративного законодательства России в практике международных судов // Пробелы в российском законодательстве. 2016.№7. С.93-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.