Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СИБИРИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.: РИСУНКИ ХУДОЖНИКОВ ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ'

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СИБИРИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.: РИСУНКИ ХУДОЖНИКОВ ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ / ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ / ХУДОЖНИКИ И. Х. БЕРКАН / И. В. ЛЮРСЕНИУС И И. К. ДЕККЕР / HISTORY OF EXPLORATION OF SIBERIA / VISUAL HISTORY OF RUSSIA / THE SECOND KAMCHATKA EXPEDITION / ACADEMIC DETACHMENT / SUPPORT PERSONNEL / ARTISTS J. CH. BERCKHAN / J. W. LüRSENIUS / C. DECKER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шипилов Илья Александрович

На основе комплексного анализа географических, естественно-научных (ботанических, зоологических, минералогических), археологических и этнографических рисунков художников академического отряда Второй Камчатской экспедиции И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера показано значение этих работ как предметных и дисциплинарных научных иллюстраций, отражающих развитие российской науки. Выявлено, что изображения названных художников являются реалистичными визуальными репрезентациями прошлого Сибири и должны использоваться вместе с научными трудами участников Второй Камчатской экспедиции для изучения истории региона. Качественные характеристики естественно-научных и археологических рисунков позволяют осуществлять по ним реконструкции музейных коллекций, не сохранившихся до наших дней. Сделан вывод, что рисунки И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера представляют собой живописные памятники российского изобразительного искусства, ценные источники по истории изучения Сибири и российской визуальной истории Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES ON THE HISTORY OF SIBERIA IN THE FIRST HALF OF 18TH CENTURY: DRAWINGS OF ARTISTS OF THE SECOND KAMCHATKA EXPEDITION

The article based on complex analysis of geographical, naturalistic (botanic, zoological, mineralogical), archaeological and ethnographic drawings performed by artists of the academic detachment of the Second Kamchatka expedition J. Ch. Berckhan, J. W. Lürsenius, J. C. Decker is shown importance of these works as subject-matter and disciplinary scientific illustrations representative of development the Russian science. It is revealed that the images of the named artists are realistic visual representations of the past of Siberia and should be used together with the scientific works of the participants of the Second Kamchatka Expedition to study the history of the region. The qualitative characteristics of naturalistic and archaeological drawings allow for the reconstruction of museum collections that have not preserved to this day. It is concluded that drawings of J. Ch. Berckhan, J. W. Lürsenius, J. C. Decker are picturesque memorial monuments of the Russian pictural art, valuable sources on the history of exploration of Siberia and visual history of Russia in the modern period.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СИБИРИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.: РИСУНКИ ХУДОЖНИКОВ ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru

2020. Т. 34. С. 73-82

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 94(571)+910.4:39+912.4(09)

Б01 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2020.34.73

Источники по истории Сибири первой половины XVIII в.: рисунки художников Второй Камчатской экспедиции

И. А. Шипилов

Институт истории СО РАН, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. На основе комплексного анализа географических, естественно-научных (ботанических, зоологических, минералогических), археологических и этнографических рисунков художников академического отряда Второй Камчатской экспедиции И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера показано значение этих работ как предметных и дисциплинарных научных иллюстраций, отражающих развитие российской науки. Выявлено, что изображения названных художников являются реалистичными визуальными репрезентациями прошлого Сибири и должны использоваться вместе с научными трудами участников Второй Камчатской экспедиции для изучения истории региона. Качественные характеристики естественно-научных и археологических рисунков позволяют осуществлять по ним реконструкции музейных коллекций, не сохранившихся до наших дней. Сделан вывод, что рисунки И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера представляют собой живописные памятники российского изобразительного искусства, ценные источники по истории изучения Сибири и российской визуальной истории Нового времени.

Ключевые слова: история изучения Сибири, визуальная история России, Вторая Камчатская экспедиция, академический отряд, вспомогательный персонал, художники И. Х. Беркан, И. В. Люрсениус и И. К. Деккер.

Для цитирования: Шипилов И. А. Источники по истории Сибири первой половины XVIII в.: рисунки художников Второй Камчатской экспедиции // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2020. Т. 34. С. 73-82. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2020.34.73

В продолжающейся истории изучения богатейшего научного наследия академического отряда Второй Камчатской экспедиции (АО ВКЭ) 17331743 гг. основное внимание исследователей различного профиля, как правило, сосредоточено на работах его руководителей - профессоров (академиков) Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, Л. Делиль де ла Кройера, адъюнктов Г. В. Стеллера и И. Э. Фишера. Анализу трудов и материалов студентов, геодезистов, переводчиков, копиистов и других представителей вспомогательного персонала АО ВКЭ в соответствующей научной литературе отве-

дено значительно меньше места, а многие из них до сих пор остаются вне исследовательской практики.

Подобное положение занимают изобразительные материалы художников И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера, составлявших специализированное структурное подразделение вспомогательного персонала академической группы. Общие сведения о художниках и их рисунках имеются в обзорных трудах, посвященных академическим экспедициям XVIII в. в Сибирь [2; 11] и ВКЭ в частности [6; 22], истории учреждений Академии наук (АН) [12; 13] и российскому изобразительному искусству в исследуемый период [19]. Кроме того, отдельным аспектам экспедиционной работы живописцев АО ВКЭ посвящены статьи [3; 16; 17; 20]. Однако комплексный анализ иллюстративного материала названных художников, который предпринят в предлагаемой статье, в историографии отсутствует. Восполнение данного пробела, введение в научный оборот работ И. Х. Беркана, И. В. Люрсениуса и И. К. Деккера не только послужит приращению историографии экспедиции и истории изучения Сибири в целом, но и развитию нового направления российской исторической науки - визуальной истории, в рамках которой мало изучены изобразительные источники имперского периода [4; 9].

Должностные обязанности художников в ходе ВКЭ были регламентированы генеральной инструкцией АН 1733 г. [21, 8. 295-312] и специальным руководством от живописца и преподавателя Академической гимназии Г. Гзеля1. Согласно этим документам, художники должны были, путешествуя по Сибири, по распоряжениям профессоров изображать проспекты городов и географические ландшафты, виды местной флоры и фауны и ценные образцы минерального комплекса, представителей коренных народов региона в традиционной одежде с предметами материальной и духовной культуры, археологические останки древних сооружений и артефакты.

Исполняя положения указанных выше инструкций и задания Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина и Г. В. Стеллера, И. Х. Беркан, И. В. Люрсе-ниус и И. К. Деккер выполнили географические рисунки («проспекты») крупных сибирских городов и острогов с прилегающей местностью. Всего в течение экспедиции было создано 27 оригинальных «проспектов», из которых к Сибири и смежным регионам относятся 23. Наибольшее их количество принадлежит Люрсениусу, изобразившему Верхотурье, Невьянск, Ту-ринск, Пелым, Тюмень, Мангазею, Енисейск, Красноярск, Иркутск, Удинск, Селенгинск, Кяхту, Нерчинск, Илимск и Якутск. Берканом были нарисованы «проспекты» Екатеринбурга, Тобольска, Тары, Кузнецка и Томска. Дек-кером, зачисленным в состав АО ВКЭ в 1737 г. и приехавшим в Сибирь вместе со Стеллером в 1738 г., были запечатлены Сургут, Нарым и Березов. В ходе поездок по Дальнему Востоку и Камчатке Беркан также выполнил изображения видов «Охотского порта» и «Петропавловской гавани» [8, с. 31-32]. Еще во время путешествия с оригинальных рисунков были сдела-

1 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 568. Д. 32. Л. 14-15.

ны копии либо воплощены новые виды городов с иного ракурса. В результате этой работы в 1748 г. в АН имелось 48 рисунков художников АО ВКЭ названных выше населенных пунктов2. В 1769-1771 гг. с этих «проспектов» были сделаны гравюры, благодаря которым мы знаем о большинстве оригинальных изображений [1], поскольку в подлиннике до наших дней сохранились лишь «проспекты» Мангазеи, Иркутска и Томска за авторством Люр-сениуса; Тары, Тобольска и Томска - Беркана3.

Для рисунков сибирских населенных пунктов художников АО ВКЭ характерно детальное и близкое к действительности отображение городской панорамы, дающее представление об особенностях архитектуры зданий и строений, их хозяйственном и культурном назначении, чему в некоторых случаях также способствовали картуши с номерами и пояснениями к ним. Виды населенных пунктов дополнялись изображениями элементов прилегающего пейзажа: рек со стрелками, указывающими направление течения, форм рельефа земной поверхности и растительности. Для получения геометрически верного изображения художники использовали камеру-обскуру - устройство для выполнения оптической съемки местности [1; 20].

Проведя сравнение «проспектов» художников АО ВКЭ с обстоятельными городоведческими описаниями Г. Ф. Миллера, Д. Я. Резун и А. Х. Элерт выявили многочисленные несоответствия между изображениями и нарративом и сделали вывод, что в рисунках реалистическое отображение архитектурного облика сибирских городов и городских пейзажей, свойственное ведутной живописи, часто соседствует с «идеальными» элементами художественного декора. Как показали историки, Беркан, Люрсе-ниус и Деккер на своих рисунках часто воссоздавали городские строения и иные объекты, которых, согласно описаниям Миллера, на момент посещения ВКЭ в населенных пунктах уже не существовало, либо они находились в разрушенном состоянии, а на «проспектах» приобретали первозданный вид. В дополнение к этому художники в своих работах могли пренебречь отдельными элементами «регулярности» в планировке сибирских городов, если того требовали живописный образ и композиционное решение [16]. Такой прием в европейском изобразительном искусстве был характерен для жанра пейзажной живописи каприччо [15, с. 27-28].

Как писал искусствовед А. А. Федоров-Давыдов, в рисунках городов художников АО ВКЭ нашел проявление переход в российском изобразительном искусстве от ведутной живописи с элементами топографического изображения к видовой графике и городскому пейзажу с декоративными компонентами [19, с. 95]. Таким образом, «проспекты» художников АО ВКЭ являются памятниками истории и культуры и визуальными источниками по историческому городоведению Сибири в изучаемый период, которые необходимо использовать в сочетании с соответствующими описаниями участников экспедиции для наиболее полной реконструкции архитектурного и социокультурного облика населенных пунктов региона.

2 Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПбФ АРАН). Ф. 21. Оп. 5. Д. 39.

3 Там же. № 40-45.

Более точно и обстоятельно живописцы АО ВКЭ изобразили объекты сибирской природы. Как и в случае с географическими изображениями, Деккер выполнил лишь единичные естественно-научные рисунки: травянистого лекарственного растения примулы сибирской4 и ракитника - кустарника из семейства бобовых [18]. Авторами большинства таких работ являются Беркан и Люрсениус. Об их количестве можно судить по отчетам художников, а также рапортам и доношениям Миллера, Гмелина и Стеллера о выполненных и отправленных или привезенных в АН из Сибири, а Берка-ном еще и с Камчатки, рисунках [10, с. 431-432]. В одном только «Реэстре» научным трудам и материалам АО ВКЭ, составленном Миллером и Гмели-ным по итогам путешествия, зафиксировано более 300 рисунков по естественной истории Сибири [Там же, с. 194-212].

В основном ботанические рисунки были сделаны с гербарных образцов, но имеются изображения, выполненные с натуры. К таковым, в частности, относится «Княженика обыкновенная, или малина арктическая» Берка-на5. Иллюстрации животных произведены с недавно пойманных особей или с чучел, в изготовлении которых особо преуспел студент В. Третьяков. Следуя положениям инструкции Г. Гзеля и специального руководства анатома и зоолога, академика АН И. Г. Дювернуа [21, s. 314-321], художники, помимо изображений внешнего вида животных, дающих представление об их эйдо-номии, выполняли также анатомические рисунки, отображавшие внутреннее строение организмов. К примеру, ими были осуществлены спланхнологические изображения кабарги и выхухоли [10, с. 197, 199, 202].

В естественно-научных рисунках художников, как и в такого рода описаниях сотрудников АО ВКЭ, прослеживается утилитарная направленность. В первую очередь изображались съедобные (лилия даурская и рябчик камчатский, моховик, болетин), лекарственные (травы из семейств горечавковых и розовых, хвойник сибирский) или ядовитые (воронец красный, миндаль степной) растения и грибы, виды ценных промысловых зверей (соболь, калан, кабарга, архар), рыб (стерлядь, муксун, судак) и птиц (семейства утиных и гагаровых)6. Таким образом, рисунки художников АО ВКЭ по натуральной истории Сибири имели прикладное значение для развития российской биологии и медицины.

Наряду с флоро-фаунистическими рисунками художники АО ВКЭ запечатлели в своих работах минералы, полезные ископаемые и их месторождения, а также формы рельефа, отражающие особенности геоморфологии Сибири. Например, изображения Енисейских пещер, выполненные Берка-ном, Люрсениусом и Деккером7, дают информацию о расположении и размерах естественных полостей, о породах, в которых они образовались, наличии в них льда и карстовых отложений [10, с. 202]. Эти труды вместе с соответствующими описаниями И. Г. Гмелина и С. П. Крашенинникова обозначили становление научной спелеологии в России.

4 СПбФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 17.

5 СПбФ АРАН. Р. I. Оп. 20. Д. 25. Л. 10.

6 Там же. Оп. 105. Д. 22. Л. 1-77.

7 СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39; Р. I. Оп. 13. Д. 12. Л. 133-140.

Высокая точность биологических рисунков художников АО ВКЭ, которую неоднократно отмечали Миллер, Гмелин и Стеллер, а многие исследователи оценивали как «фотографическую» или «копиистскую», обусловила тот факт, что они фиксировались в каталогах Кунсткамеры как отдельный экспонат и использовались в таком качестве натуралистами. Работы Беркана, Люрсениуса и Деккера послужили источниками для флористических описаний И. Аммана, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стеллера, а также первоосновой для создания гравюр, проиллюстрировавших научные труды названных ученых. Так, четырехтомная Flora Sibirica И. Г. Гмелина, по подсчетам Д. И. Литвинова, включает в себя 294 гравюры, сделанные с рисунков живописцев АО ВКЭ. Хотя эстампы значительно уступают оригиналам, это издание является одним из основных источников для восстановления ботанических рисунков, утраченных в результате пожара в Кунсткамере 5 декабря 1747 г., существенно сократившего иллюстративное и вещественное наследие АО ВКЭ [7, с. 3, 57-58].

Высокое качество естественно-научных изображений художников АО ВКЭ позволило натуралистам, работавшим в России начиная со второй половины XVIII в., в рамках общепринятой систематики К. Линнея идентифицировать виды растений, грибов, животных и минералов, описанных участниками ВКЭ в долиннеевских номенклатурах А. ван Ройена и Дж. Рея [18]. Кроме того, исследуемые рисунки привлекались в качестве наглядных образцов для ботанической типификации - наименования растений в бинарной (родо-видовой) номенклатуре и их первого описания (протолога) с определением свойств, характерных для таксона [12, с. 76-78]. Например, П. С. Паллас в 1784 г. при обнародовании законного бинарного наименования вида «береза даурская», осуществленном спустя почти сорок лет после его первого описания И. Г. Гмелиным, в качестве образца таксона использовал соответствующий рисунок И. Х. Беркана 1735 г.

Наряду с современными для путешественников видами животных художники отображали обнаруженные в ходе ВКЭ останки палеофауны, в частности нарисовали по окаменелостям вымерших головоногих моллюсков из подкласса аммонитов и отряда белемнитов [10, с. 196, 197].

В ходе ВКЭ способным художником-археологом зарекомендовал себя Люрсениус, приняв непосредственное участие в археологических раскопках и исследованиях под руководством Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина в Прииртышье и Приобье, на Алтае, в степях Минусинской котловины и в верховьях р. Лены. По заданиям профессоров Люрсениус выполнил зарисовки древних монументов и строений, а также многочисленных артефактов8, как обнаруженных участниками АО ВКЭ при раскопках, так и купленных ими у буг-ровщиков [11]. Исследователи, проводившие сравнение рисунков Люрсени-уса с дошедшими до современности памятниками и находками, неоднократно подчеркивали, насколько искусно и достоверно их передал художник ВКЭ [3]. Так, академик А. П. Окладников, обследовав Шишкинские писани-

8 СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39. № 46-60.

цы на побережье р. Лены в районе с. Качуг Иркутской области, отмечал реалистичность их отображения и детальность проработки Люрсениусом всех петроглифов на рисунке [14, с. 12-14].

Многие археологические находки сотрудников АО ВКЭ не сохранились до наших дней. Однако, как отмечают исследователи истории археологического изучения Сибири А. Ю. Борисенко и Ю. С. Худяков, благодаря обстоятельным иллюстративным материалам Люрсениуса утраченные артефакты вновь доступны специалистам, могут быть атрибутированы, отнесены к определенным периодам и культурам. Таким образом, резюмируют историки, археологические иллюстрации Люрсениуса являются ценными источниками по археологии Южной Сибири - от культур позднего неолита до культур раннего Нового времени [3].

И. Х. Берканом выполнено большинство рисунков из наследия АО ВКЭ, иллюстрирующих различные аспекты этнографии бурят, якутов, эвенков, ительменов, коряков и других народов Сибири. Эти изображения представляют собой реалистичные визуальные репрезентации, позволяющие судить об антропологических особенностях внешности, традиционном костюме, интерьере, экстерьере и архитектуре жилищ и бытовых строений, хозяйственных основах, аспектах материальной и духовной культуры названных этносов. Новизна этнографических рисунков Беркана в сравнении с такого рода работами предшественников состоит в том, что он детально отобразил бытовые сцены из жизни аборигенов: разведение огня в очаге, приготовление пищи, использование традиционных средств передвижения, мужские и женские занятия, шаманские камлания, различные обряды и т. д. [5, с. 146, 154; 6, с. 207-208; 8, с. 33]. Реалистичность и информативность работ Бер-кана позволяет интерпретировать их как научные этнографические иллюстрации, таковыми они послужили для знаменитых «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинникова [8, с. 31-34] и «Описания всех в Российском государстве обитающих народов...» И. Г. Георги [13, с. 16], и как самостоятельные источники по визуальному народоведению Сибири первой половины XVIII в., дополняющие сведения соответствующих описаний. Данные изображения наряду с научными трудами Г. Ф. Миллера, Г. В. Стеллера, С. П. Крашенинникова и других участников АО ВКЭ отражают становление этнографии как науки в России в изучаемый период. М. О. Косвен имел все основания назвать Беркана «первым русским художником-этнографом» [6, с. 210].

Комплексный анализ иллюстративного наследия АО ВКЭ показывает, что художниками академической группы по заданиям профессоров Миллера и Гмелина, адъюнкта Стеллера в течение экспедиции были осуществлены изображения по всем направлениям генеральных инструкций. Основная их часть выполнена Берканом и Люрсениусом, но и отдельные работы Деккера достойны внимания исследователей.

Научная достоверность, точность, наиболее высокая в изображениях природных объектов и памятников древности, информативность и детальная проработка большинства рисунков художников АО ВКЭ дают основание считать их одними из первых в российской истории предметных и дисципли-

нарных географических, ботанических, зоологических, геологических, этнографических, археологических научных иллюстраций, которые свидетельствуют о становлении названных дисциплин и развитии российской науки.

Рисунки Беркана, Люрсениуса и Деккера представляют собой реалистичные визуальные репрезентации географии, природы и населения Сибири в первой половине XVIII в., и их нужно привлекать вместе с научными трудами участников АО ВКЭ для изучения истории региона. Кроме того, эти рисунки являются памятниками живописи, поэтому их следует учитывать при исследовании исторической динамики российского изобразительного искусства. Отдельные работы художников выступают как иллюстративные «аналоги» или «живописные кунштюки» [15, с. 18] уникальных археологических артефактов, представителей флоры и фауны и являются ценными источниками для визуальных реконструкций музейных собраний, ныне утраченных [12-13].

Список литературы

1. АлексееваМ. А. Собрание российских и сибирских городов. Серия гравюр

XVIII в. // Сообщения Государственного русского музея. Л. : Искусство, 1964. Вып. 8. С. 65-75.

2. Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 2. XVIII век (первая половина). М. ; Л. : Наука, 1965. 364 с.

3. Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Вклад Иоганна Вильгельма Люрсениуса в изучение древностей Южной Сибири // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX века): биографический аспект. СПб. : МАЭ РАН, 2002. Вып. 2. С. 12-18.

4. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М. : НЛО, 2011. 384 с.

5. Иванов В. Ф. Русские письменные источники по истории Якутии XVIII - начала

XIX в. Новосибирск : Наука, 1991. 209 с.

6. КосвенМ. О. Этнографические результаты Великой Северной экспедиции 17331743 гг. // Сибирский этнографический сборник. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961. Вып. 3. С. 167-212.

7. Литвинов Д. И. Библиография флоры Сибири. СПб. : Тип. Императорской АН, 1909. 458 с.

8. М. В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века. М. : РТСофт, 2011.

272 с.

9. Мазур Л. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 160-178.

10. Материалы для истории Императорской академии наук. СПб.: Тип. Императорской АН, 1895. Т. 8 : (1746-1747). 794 с.

11. Миллер Г. Ф. История Сибири. М. : Вост. лит., 2005. Т. 1. 630 с.

12. «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725-1760. СПб. : Ев-роп. дом, 2003. Т. 1. 320 с.

13. «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725-1760. СПб. : Ев-роп. дом, 2004. Т. 2. 188 с.

14. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы: Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1959. 145 с.

15. Осминская Н. А. Городские образы в европейском изобразительном искусстве XVII-XVIII вв. и их функция в коммуникативной среде // Артикульт. 2017. 28(4). С. 1635. URL: http://articult.rsuh.ru/articult-28-4-2017/articult-28-4-2017-osminskaya.php (дата обращения: 05.08.2020).

16. Резун Д. Я., Элерт А. Х. Сибирские города как памятники истории и культуры XVIII в. (По материалам Второй Камчатской экспедиции) // Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосибирск : Наука, 1991. С. 5-25.

17. Стецкевич Е. С. Художники Академии наук и Кунсткамера в XVIII в. // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб. : МАЭ и Петерб. востоковедение, 1997. Вып. 11. С. 248-267.

18. Сытин А. К. Особенности русской ботанической иллюстрации первой половины XVIII века // Московский электронный ботанический журнал. URL: http://herba.msu.ru/journalsplus/Herba/icones/sytin2.html (дата обращения: 05.08.2020).

19. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX в. М. : Центрполи-граф, 2005. 492 с.

20. Черкашина А. С. Забытые рисовальщики Второй Камчатской экспедиции // Неизвестная Камчатка. 1998. № 1. С. 4-10.

21. Dokumente zur 2. Kamcatkaexpedition 1730-1733. Akademiegruppe. Halle : Verlag der Franckeschen Stiftungen, 2004. 960 s.

22. Hintzsche W., Nickol T. Die Große Nordische Expedition: Georg Wilhelm Steller (1709-1746) - ein Lutheraner erforscht Sibirien und Alaska. Gotha : Perthes, 1996. 347 s.

Sources on the History of Siberia in the First Half of 18th Century: Drawings of Artists of the Second Kamchatka Expedition

I. A. Shipilov

Institute of History SB RAS, Novosibirsk, Russian Federation

Abstract. The article based on complex analysis of geographical, naturalistic (botanic, zoological, mineralogical), archaeological and ethnographic drawings performed by artists of the academic detachment of the Second Kamchatka expedition J. Ch. Berckhan, J. W. Lürsenius, J. C. Decker is shown importance of these works as subject-matter and disciplinary scientific illustrations representative of development the Russian science. It is revealed that the images of the named artists are realistic visual representations of the past of Siberia and should be used together with the scientific works of the participants of the Second Kamchatka Expedition to study the history of the region. The qualitative characteristics of naturalistic and archaeological drawings allow for the reconstruction of museum collections that have not preserved to this day. It is concluded that drawings of J. Ch. Berckhan, J. W. Lürsenius, J. C. Decker are picturesque memorial monuments of the Russian pictural art, valuable sources on the history of exploration of Siberia and visual history of Russia in the modern period.

Keywords: history of exploration of Siberia, visual history of Russia, the Second Kamchatka expedition, academic detachment, support personnel, artists J. Ch. Berckhan, J. W. Lürsenius, J. C. Decker.

For citation: Shipilov I.A. Sources on the History of Siberia in the First Half of 18th Century: Drawings of Artists of the Second Kamchatka Expedition. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2020, vol. 34, pp. 73-82. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2020.34.73 (in Russian)

References

1. Alekseyeva M.A. Sobraniye rossiyskikh i sibirskikh gorodov. Seriya gravyur XVIII v. ["An Album of Russian and Siberian Cities". Series of engravings of the XVIII century]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Russkogo muzeya [Transactions of the State Russian Museum], Leningrad, Iskusstvo Publ., 1964, vol. 8, pp. 65-75. (in Russian)

2. Andreev A.I. Ocherki po istochnikovedeniyu Sibiri. Vyp. 2: XVIII vek (pervayapolov-ina) [Outline of Source Studies of Siberia, vol. 2, XVIII century (the first half)]. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1965, 364 p. (in Russian)

3. Borisenko A.Yu., Khudyakov Yu.S. Vklad Ioganna Vilgelma Lyurseniusa v izucheni-ye drevnostey Yuzhnoy Sibiri [The contribution of Johann Wilhelm Lürsenius to the study of the antiquities of Southern Siberia]. Nemtsy v Sankt-Peterburge (XVIII—XXveka): biografich-eskiy aspect [Germans in St. Petersburg: The biographical aspect, the 18th-20th centuries]. St. Petersburg, MAE RAS Publ., vol. 2, pp. 12-18. (in Russian)

4. Vishlenkova Ye.A. Vizualnoye narodovedeniye imperii, ili "Uvidet russkogo dano ne kazhdomu" [Visual ethnic studies of the Empire, or "Not everyone is able to see the Russian"]. Moscow, NLO Publ., 2011, 384 p. (in Russian)

5. Ivanov V.F. Russkiye pismennyye istochnikipo istorii Yakutii XVIII- nachala XIX v. [Russian written sources by history of Yakutia in 18 - at the beginning of 19 century]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991, 209 p. (in Russian)

6. Kosven M.O. Etnograficheskie rezultaty Velikoy Severnoy ekspeditsii 1733-1743 gg. [Ethnographic results of the Great Northern Expedition 1733-1743]. Sibirskiy etnograficheskiy sbornik [Siberian ethnographic collection]. Moscow, Leningrad, Acad. Science of USSR Publ., 1961, vol. 3, pp. 166-212. (in Russian)

7. Litvinov D. I. Bibliografiya flory Sibiri [Bibliography of the flora of Siberia]. St. Petersburg, Imperial Academy of Sciences Printing house, 1909, 458 p. (in Russian)

8. M.V. Lomonosov i akademicheskiye ekspeditsii XVIII veka [M.V. Lomonosov and the Academic expeditions of 18th century]. Moscow, "RTSoft" Publ., 2011, 272 p. (in Russian)

9. Mazur L. Vizualizatsiya istorii: novyy povorot v razvitii istoricheskogo poznaniya [The Visualization of History: A New Turn in the Development of Historical Cognition]. Quaestio Rossica, 2015, no. 3, pp. 160-178. (in Russian)

10. Materialy dlya istorii Imperatorskoy Akademii Nauk [Materials for the history of the Imperial Academy of Sciences]. St. Petersburg, Imperial Academy of Sciences Printing house, 1895, vol. 8, 635 p. (in Russian)

11. Müller G.F. Istoriya Sibiri [History of Siberia]. Moscow, Oriental Literature Publ., 2005, vol. 1, 630 p. (in Russian)

12. "Narisovannyy muzey" Peterburgskoy Akademii nauk, 1725-1760 ["Painted Museum" of the St. Petersburg Academy of Sciences, 1725-1760]. St. Petersburg, Yevropeyskiy dom Publ., 2003, vol. 1, 320 p. (in Russian)

13. «Narisovannyy muzey» Peterburgskoy Akademii nauk, 1725-1760 ["Painted Museum" of the St. Petersburg Academy of Sciences, 1725-1760]. St. Petersburg, Yevropeyskiy dom Publ., 2004, vol. 2, 188 p. (in Russian)

14. Okladnikov A.P., Zaporozhskaya V.D. Lenskiye pisanitsy: Naskalnyye risunki u derevni Shishkino. [Lena writings: Rock paintings near the village of Shishkino]. Moscow, Leningrad, Acad. Science of USSR, 1959, 145 p. (in Russian)

15. Osminskaya N.A. Gorodskiye obrazy v yevropeyskom izobrazitelnom iskusstve XVII-XVIII vv. i ikh funktsiya v kommunikativnoy srede [City Images in the European Art of XVII-XVIII centuries and their Function in the Medium of Communication]. Articult, 2017, no. 28 (4), pp. 16-35. Available at: http://articult.rsuh.ru/articult-28-4-2017/articult-28-4-2017-osminskaya.php (date of access: 05.08.2020). (in Russian)

16. Rezun D.Ya., Elert A.Kh. Sibirskiye goroda kak pamyatniki istorii i kultury XVIII veka. (Po materialam Vtoroy Kamchatskoy ekspeditsii) [Siberian cities as monuments of history and culture of the 18th century. (Based on materials of the Second Kamchatka expedition)]. Pamyatniki istorii, kultury i gradostroitelstva Sibiri [Monuments of history, culture and urban-ism of Siberia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991, pp. 5-25. (in Russian)

17. Stetskevich Ye.S. Khudozhniki Akademii nauk i Kunstkamera v XVIII veke [Artists of Academy of Sciences and Cabinet of curiosities in XVIII century]. Kunstkamera. Etnograficheskiye tetradi [The Kunstkamera. Ethnographic notebooks], St. Petersburg, MAE and St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publ., 1997, vol. 11, pp. 248-267. (in Russian)

18. Sytin A. K. Osobennosti russkoy botanicheskoy illyustratsii pervoy poloviny XVIII veka [Special aspects of Russian Botanical Illustration of the first half of 18th century]. Mos-kovskiy elektronnyy botanicheskiy zhurnal [The Moscow Electronic Botanical Journal]. Available at: http://herba.msu.ru/journalsplus/Herba/icones/sytin2.html (date of access: 05.08.2020) (in Russian)

19. Fedorov-Davydov A.A. Russkiy peyzazh XVIII - nachala XX veka [Russian landscape of the 18th - early 20th century]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2005, 492 p. (in Russian)

20. Cherkashina A. S. Zabytye risovalshchiki Vtoroy Kamchatskoy ekspeditsii [Forgotten draftsmen of the Second Kamchatka expedition]. Neizvestnaya Kamchatka [Unknown Kamchatka], 1998, no. 1, pp. 4-10. (in Russian)

21. Documents on the Second Kamchatka Expedition. 1730-1733. Study group of the Academy. Halle, Franckeschen Stiftungen Publ., 2004, 960 p. (in German)

22. Hintzsche W., Nickol T. The Great Northern Expedition: Georg Wilhelm Steller (1709-1746) - a Lutheran Explores Siberia and Alaska. Gotha, Perthes Publ., 1996, 347 p. (in German)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шипилов Илья Александрович

младший научный сотрудник, сектор археографии и источниковедения Институт истории СО РАН Россия, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 e-mail: [email protected]

Shipilov Ilya Aleksandrovich

Junior Researcher, Sector of Archeography and Source Studies Institute of History SB RAS 8, Nikolaev st., Novosibirsk, 630090, Russian Federation e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.