Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА В ГУБЕРНСКОЙ ПЕРМИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПОИСКУ И ИЗУЧЕНИЮ'

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА В ГУБЕРНСКОЙ ПЕРМИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПОИСКУ И ИЗУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / РАННЕЕ НЕМОЕ КИНО / ГУБЕРНСКАЯ ПЕРМЬ / ЭЛЕКТРОТЕАТРЫ / КИНОЗРИТЕЛИ / ЭГО-ДОКУМЕНТЫ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / ДОСУГ НАЧАЛА XX В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Устюгова Вера Васильевна

В статье анализируются основные группы источников по истории появления и распространения кино в российской провинции на примере губернской Перми конца XIX - начала XX в. Выделяются кинофильмы, как архивные, так и находящиеся в открытом доступе; выявлены эго-документы, оставленные создателями немых фильмов, художественной интеллигенцией Серебряного века, зрителями; привлечены издания периодической печати, специализированные киножурналы и местные губернские газеты; проанализированы комплексы нормативно-правовых, делопроизводственных документов. В рамках контекстуального анализа использованы фотографии, объекты материальной культуры (архитектура кинотеатров, вещи эпохи модерна). В исследовании утверждается, что история кинопроката в провинции может быть изучена только в более широком контексте кинопроизводства в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES ON THE HISTORY OF CINEMATOGRAPHY IN THE PROVINCIAL PERM AT THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES: TOWARD FINDING AND STUDYING

In this paper, we take a case study of Perm at the end of XIX and the beginning of XX century to discuss the introduction and distribution of cinema in the Russian province. We relied on a few groups of sources such as films, both archival and publicly available, ego-documents by filmmakers, the Silver Age artistic intelligentsia and the audience, as well as periodicals, cine magazines and local provincial newspapers. In addition, we considered legal acts and clerical documents. For contextual analysis, we involved photographs, objects of material culture (architecture of cinemas and objects of the Art Nouveau era). We argue that the history of film distribution in the province can only be studied within a wider context of film production in the Russian Empire. Different in their origin, genre, even tactile properties, the sources reveal many aspects of the social history of cinema and cultural reality of the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА В ГУБЕРНСКОЙ ПЕРМИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПОИСКУ И ИЗУЧЕНИЮ»

УДК 930:791.43 DOI 10.36945/2658-3852-2021-4-130-142

В. В. Устюгова

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА В ГУБЕРНСКОЙ ПЕРМИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПОИСКУ И ИЗУЧЕНИЮ

История появления и распространения кинематографа в начале XX в. связана с развитием технологий, городской инфраструктуры, сферы досуга, средств массовой коммуникации, поэтому важно изучать кино в совокупности с самыми разнообразными факторами второй индустриальной революции и процессами модернизации в позднеимперской России. Как подчеркивают представители чикагской киношколы социальной истории кино (Т. Ганнинг, М. Хансен, Ю. Цивьян и др.), невозможно изучать историю кино без зрительской культуры и невозможно изучать зрительство без истории фильмов. Источники по социальной истории кино должны включать себя как сами фильмы, так и документы по истории их производства, проката, взаимоотношений фильмейкеров со зрителями, а тех и других - с властью.

В данной статье анализируются источники по истории появления и распространения кино в губернской Перми в конце XIX - начале XX в., крупном и растущем городе Российской империи, столице обширной губернии.

Крупнейшие кинособрания раннего немого кино, включая киноленты французских, британских, американских, итальянских, немецких, датских, российских кинофабрик, имеются в Государственном фонде фильмов Российской Федерации (Госфильмофонд), расположенном под Москвой в поселке Белые Столбы, и в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), также находящемся в Подмосковье в городе Красногорске. Ранние фильмы имеются в фильмотеке ВГИКа. В Перми в рамках фестиваля документального кино «Флаэртиана» проходят недели архивных фильмов, организованные красногорским архивом, эти киноленты попадают в коллекцию Пермской синематеки. Отдельные кинопроизведения сегодня имеются в открытом доступе в Интернете (Библиотека Конгресса США, Британский киноинститут и т. д.).

Каталоги сохранившихся игровых и документальных лент российского кино изданы [Баталин, 2002; Великий Кинемо, 2002; Семерчук, 2013], однако они являются далеко не полными. Особенно сложная ситуация сложилась с

© Устюгова В. В., 2021.

документальными фильмами, огромная часть из них дошла до нас в изрезанном, перемонтированном виде. Советские режиссеры-авангардисты поколения Эсфири Шуб осуществляли перемонтирование старой, «царской», хроники, использовали отдельные ее фрагменты для агитационных лент, снятых в коннотациях: как мы жили «прежде» и как живем «теперь». Специалисты архивов в Красногорске и Белых Столбах прилагают усилия для того, чтобы сохранить, отреставрировать дореволюционные фильмы, восстановить утраченные надписи. Недавно благодаря работе Николая Изволова удалось восстановить ранние фильмы Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918) и «История гражданской войны» (1922).

Язык визуального образа обладает значительным радиусом эмоционального воздействия и дает информацию об иррациональных механизмах массовой культуры, мифологии общества, общественной и национальной идентичности. Кино, как впоследствии телевидение и другие средства массовой информации, создавая образ реальности, становится причастным к сотворению мифов и предоставляет большие возможности для изучения сферы воображаемого. В то же время в кино, благодаря его натурной природе, попадает и «неотредактиро-ванная», «сырая» реальность. Подходы к анализу визуальных образов, произведений искусства с точки зрения семиотики сформулированы Ю. М. Лотманом в работе «Структура художественного текста» [Лотман, 1998, с. 67]. Специфичность информации, сообщаемой искусством, состоит в том, что она не может ни существовать, ни быть передана вне данной художественной структуры. Художественный текст - это сложно построенный смысл, любая его часть может оказаться «несущей», смысловой.

Одним из тезисов структуралистов является утверждение о параллельности визуального и словесного языков и о трудностях перевода зрительного образа в слово. В связи с этим приобретают важность методы сравнительного, контекстуального анализа визуальных источников. В постструктуралистском анализе произошел сдвиг интереса в сторону текста, знаковых сообщений и символических систем, поскольку в тексте заключена единственно доступная нам реальность. Как пишет И. М. Савельева, безоговорочный статус «реальности» или «существования» в социальном мире имеют только знаки (язык, текст, символы, дискурсы и т. д.), в отличие от обозначаемых ими объектов, статус реальности и существования которых зачастую неопределенен [Савельева, Полетаев, 2007, с. 211-212].

Кино как визуальный текст обладает неким автономным существованием и способно конструировать реальность. При этом киноизображение является не замкнутой системой, а открытой, соотносимой с другими источниками - письменными, материальными, фотоизображениями. В немом кино большую роль играли интертитры, живое музыкальное сопровождение, декламации лантернистов, участие зрителей и пр.

Важнейшими источниками по истории раннего немого кино являются эго-документы и произведения художественной литературы. Участниками дискурсивного (вербального) киносообщества являлись не все киноакторы, а лишь отдельные его представители - художественная интеллигенция. Простые зрители кино в основном не оставляли письменных свидетельств, лишь в редких случаях фиксируя сам факт посещения иллюзионов. По этой причине историческая рецепция считывается со страниц воспоминаний культурных элит, кинодеятелей, писателей, художников, философов, публицистов.

Система производства и проката фильмов в дореволюционной России являлась частновладельческой. Архивных документов кинофабрик, издательств киножурналов не сохранилось, вместе с тем значительный материал содержат личные архивные фонды кинопредпринимателей, режиссеров, издателей, других деятелей кино. Эго-источники помогают раскрыть особенности организации кинобизнеса и выявить этапы развития раннего кино, особенно если расширить ис-точниковую базу за счет привлечения богатого комплекса мемуаристики, литературы, поэзии Серебряного века, заключающих в себе образное осмысление феномена немого кино.

Многие записки деятелей российской кинематографии не опубликованы. В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась полная версия автобиографических записок Я. Протазанова, хранятся объемные воспоминания М. Алейникова, секретаря редакции «Сине-фоно», сотрудника студий И. Ермольева и М. Тимофеева. В РГАЛИ имеются мемуары режиссеров, художников, сценаристов, актеров: Г. Болтянского, В. Баллюзека, В. Висковского,

A. Вознесенского, А. Лемберга, И. Фролова, В. Юреневой и др.1 Воспоминания этих и других деятелей кино важны для изучения персональных историй и представлений российских элит, транслируемых в общедоступную культуру.

Немало материалов находится в архиве Государственного центрального музея кино, который в настоящее время расположен на территории Мосфильма. Это неопубликованные статьи и высказывания режиссера Б. Чайковского, сценариста Л. Никулина, оператора Б. Михина, артистов И. Мозжухина, В. Максимова, М. Горичевой, В. Орловой, В. Павловой, театральных актрис Л. Корневой, Е. Рощиной-Инсаровой, В. Пашенной, В. Карали (ГЦМК. Ф. 3. Фонд Вен. Вишневского). В рукописном фонде музея представлены записки А. Бенуа, С. Волконского, Н. Евреинова, посвященные кино. Эти материалы были некогда собраны Вен. Вишневским, и в настоящее время его обширный фонд распределен между Госфильмофондом, музеем кино и Всероссийским государственным институтом кинематографии.

В архивном собрании ВГИКа имеются неопубликованные мемуарные записки и статьи А. Xанжонкова, Я. Протазанова, И. Перестиани, Ч. Сабинского,

B. Касьянова, Н. Браницкого, В. Туркина, Я. Жданова, Н. Анощенко, стенограммы

бесед с С. Козловским, А. Разумным, Е. Ивановым-Барковым и другими. Многие эго-документы - это воспоминания о провинции (о Костроме - Е. Иванова-Баркова, Одессе - А. Вернера, Тифлисе - А. Дигмелова, Курске - Н. Анощенко, Кинешме -В. Степанова). А. Ханжонков писал в воспоминаниях о своих первых впечатлениях о кино, которое он увидел в Ростове-на-Дону. Актриса В. Юренева пишет о Ташкенте, оператор И. Фролов - о Харькове и Нижнем Новгороде, Л. Трауберг - об Одессе, художник С. Козловский - о провинциальных театрах, Я. Жданов - о том, как объездил чуть не половину России с «киноговорящими» картинами.

Кино являлось массовым зрелищем, вписанным в систему популярной культуры. Провинциальная интеллигенция была с ним знакома, ходила в кино, но не писала о нем, потому что для нее посещение кинематографа было все равно что посещение базара с петрушечным представлением (лишь в источниках 1920-х гг. появляются списки просмотренных фильмов). Столичные художественные элиты, напротив, охотно пишут и дискутируют о кинематографе. Во многих воспоминаниях и дневниках писателей, художников, деятелей театра рубежа веков сохранились отзывы о появлении синема, посещении первых иллюзионов. Многие деятели культуры Серебряного века сыграли роль в истории раннего кино благодаря непосредственному участию в съемках фильмов, но в большей степени - благодаря своему творчеству, существовавшему в едином с кинематографом пространстве культуры начала века.

Некоторые мемуары деятелей кино полностью или частично изданы. Они начали издаваться еще с 1920-х гг., и с тех пор увидели свет воспоминания

A. Вознесенского, Вс. Чайковского, Ч. Сабинского, А. Ханжонкова, В. Гардина, Я. Протазанова, И. Перестиани, А. Бек-Назарова, А. Разумного, М. Алейникова, Л. Форестье, А. Левицкого и др. Изданы воспоминания и дневники киноактрис З. Баранцевич, О. Преображенской, Н. Гофман, С. Гославской, Л. Рындиной, опубликован сборник документов, посвященный В. Холодной.

Интерес представляют и театральные мемуары. Это записки и письма

B. Мейерхольда и А. Таирова, работавших в кино, и Н. Евреинова, писавшего о нем. Воспоминания оставили снимавшиеся в раннем кино театральные актеры: Н. Радин, В. Гайдаров, О. Гзовская, А. Коонен и др. В этих воспоминаниях даются портреты режиссеров и актеров, содержатся размышления об интеллектуальных и художественных исканиях в культуре Серебряного века.

Эго-документы являются источником по событийной и персональной истории раннего кино. В то же время они позволяют реконструировать систему ценностей эпохи модерна, интеллектуальные запросы, кругозор людей, эстетические идеалы, эмоциональную культуру периода рубежа веков.

Рефлексия на кино 1910-х гг. встречается в поэтических текстах А. Блока, И. Анненского, И. Северянина, О. Мандельштама и др. Рецепция кино в прозе -это уже феномен 1920-х гг., и здесь можно объединить некоторые художественные

тексты и эго-документы, как, например, мемуары и ранние автобиографические романы В. Набокова. Подходы к киноведческому исследованию экранизаций литературных произведений в раннем кино формулирует Ю. Г. Цивьян. Например, киновед находит аллюзии раннего кино в романе «Петербург» А. Белого или постановке «Синей птицы» на сцене МXТ в 1908 г. Жестких границ между некоторыми жанрами источников не существуют (как в случае рассказов и фельетонов А. Аверченко или Тэффи), важнее видеть живое разнообразие сохранившихся документов, разнообразие связей, в которое было вплетено немое кино.

Эго-свидетельств о появлении и распространении кинематографа в Перми в начале века мало, тем не менее их достаточно для суждений об историко-культурном контексте. В Государственном архиве Пермского края представлены личные архивные фонды врача и общественного деятеля П. Н. Серебренникова, художника А. Н. Зеленина, актера А. И. Чайкина, основательницы дошкольного воспитания в Прикамье О. М. Варфоломеевой, филологов П. С. и И. С. Богословских2. Личный архивный фонд художника А. Н. Зеленина имеется также в секторе документальных источников Пермского краеведческого музея. В этом фонде содержатся материалы о первых кинопоказах в Перми, афиши и либретто. В документальном фонде Пермского краеведческого музея есть неопубликованные записки жителей города - дневник гимназистки А. Лихачевой, записи адвоката М. И. Нагавицына3. О культурной жизни Перми рассказывают очерки и воспоминания М. А. Осоргина, Е. В. Дягилевой и др.

Пресса начала XX в. представляет интерес, поскольку выступает в качестве свидетеля общественно значимых событий и хронографа «выбивающихся из правил» деталей в фактуре исторического прошлого. В российской периодике во второй половине XIX - начале XX в. складываются типы больших и малых газет, «толстых» и «тонких» журналов. Жители губернских и уездных городов читали и выписывали общероссийскую и зарубежную прессу, во всех провинциальных городах издавались собственные газеты и журналы. Большой материал для изучения истории кино в губернской Перми дают газеты «Пермские губернские ведомости», «Пермская жизнь», «Пермский вестник Временного правительства», «Освобождение России», «Сибирские стрелки», журнал «Искусство и жизнь», адрес-календари. Местная пресса предлагает «живой» фактический материал для исследования городской культуры, особенно много подробностей содержат городская хроника, фельетоны, реклама, афиши. Этот материал требует критического использования, но ему нельзя отказать в богатстве и разнообразии.

Начало XX в. - это время расцвета специальной периодики различной профильной направленности. На фоне изданий, посвященных искусству и театру, распространяется кинематографическая пресса: «Вестник кинематографии», «Сине-фоно», «Проектор», «Пегас», «Мир экрана», «Кино-газета» и многие другие. Почти все эти издания были связаны с ведущими российскими киноателье,

кроме «Сине-фоно», возникшего как независимый кинематографический журнал. Афиши, рецензии, провинциальная хроника, фотокадры позволяют реконструировать работу кинофабрик, кинопроката, кинотеатров. В свете того, что многие ранние фильмы утрачены, кинопресса восполняет многие утраченные страницы истории кино, в ней публиковались статистические обзоры, зрительские обращения в редакцию, мнения и дискуссии о кино.

Статистические данные по количеству кинофирм и прокатных контор, кинотеатров и их посещаемости - это данные кинематографической печати, которая была связана с теми же самыми кинофирмами, прокатными конторами, кинотеатрами. Периодическая печать - источник сводный. Для российской же статистики была характерна разобщенность статистических работ (собирала данные и церковь, и полиция, и научные общества, и земства, давшие образцы, не уступающие мировым). Если сопоставлять цифры, которые публиковались в киножурналах, можно увидеть, что они различаются. Некоторым современным исследователям удалось найти эпизодические данные по посещаемости провинциальных кинотеатров в документах местных архивов, там, где, как в Ярославле, Самаре, Саратове, были прокатные конторы и местным киностудиям принадлежали отдельные кинотеатры [Семенова, 2007; Луговая, 2012].

Нормативно-правовые акты, включая санитарные и пожарные нормы содержания кинотеатров, решения о налогах и сборах, несмотря на свою важность, немногочисленны. Единых норм содержания электротеатров не существовало. Строго говоря, к нормативным можно отнести постановление, подписанное П. А. Столыпиным в мае 1911 г. после двух пожаров с человеческими жертвами, случившихся в кинотеатрах Тулы и поселке Бологое. «Нормальные правила по устройству и содержанию театров кинематографов» были опубликованы в кинематографических журналах и провинциальных газетах, например, в «Пермских губернских ведомостях». Но эти нормы прозвучали как рекомендации для местных властей, которые начали вырабатывать свои нормы. Нормы постоянно менялись и формировались на основе прецедентов, запаздывали.

В «Своде законов» говорилось о «публичных зрелищах и увеселениях», перечислялись - концерты, балы и маскарады, представления в театрах, цирках, клубах, садах, всякого рода общественных местах, выставки (за исключением сельскохозяйственных и устраиваемых с научными целями) и базары с музыкой, частные музеи, литературные и музыкальные утра и вечера, живые картины, скачки, бега, гонки, зверинцы, стрельбища, карусели, качели и т. п. Как предполагает В. Михайлов, к кинематографу по аналогии относили статьи об «общенародных забавах, увеселениях и театральных представлениях». Иллюзионы открывались в бывших жилых квартирах, до 1909 г. не было даже в Москве специальных выстроенных для них зданий, не было правил. Строительный устав предусматривал только театральные здания. Так, в 1908 г. произошел пожар в

театре Солодовникова в Москве. Не дожидаясь «Обязательных правил для синематографов», строители стали руководствоваться указаниями технического комитета Министерства внутренних дел по строительству театра Солодовникова в Москве. Ленты целлулоидные были опасны, содержатели театров не рассчитывали количество мест. В 1908 г. в Москве были приняты «Обязательные правила по устройству и содержанию электротеатров». Но проблема не была решена. После столыпинского постановления в Москве начали готовить новый вариант. В. Михалов пишет: «Если бы утвержденное теми Правилами 1912 г. расстояние между рядами сегодня соблюдалось (не менее 20 вершков - около 90 сантиметров между спинками кресел), то вам, читатель, не пришлось бы ступать по чужим ногам, проходя по ряду на свое место. Кстати, не пришлось бы пробираться и в середину ряда через 15, а то и 20 кресел, ибо Правилами устанавливалась ширина ряда не более 12 мест» [Михайлов, 2003, с. 52]. Принятие постановления все откладывалось.

В различных городах Российской империи разрабатывались и принимались свои обязательные постановления о содержании и устройстве синематографов (во Владимире, Минске, Екатеринбурге, Смоленске и пр.). Эти правила касались устройства помещений, выходов, освещения, мер предосторожности от пожара и т. д.

Что касается документов по налогообложению, то благотворительный сбор в пользу учреждений Ведомства Императрицы Марии по закону 5 мая 1892 г. с билетов для входа на всякого рода увеселения и зрелища должен был распространяться и на кинематограф. Для билетов ценою менее 50 коп. - в 2 коп., для билетов от 50 коп. до 1 руб. - в 5 коп., а для билетов в 1 руб. и более - 10 коп. Уплачивался сбор путем наклейки на входных билетах особых марок в 2, 5, 10, 25 и 504.

В Москве электротеатры были причислены к коммерческим предприятиям, приравнены к театрам, а не к балаганам, облагались 3-процентным городским налогом (во время войны 10-процентным налогом), а также промысловым налогом Московской купеческой управы (кинотеатр А. Xанжонкова заплатил в 1916 г. по промысловому свидетельству 1-го разряда - 750 руб.) [Михайлов, 2003, с. 67-69]. В других городах империи вопрос налогообложения решался по-разному. В Оренбурге, Минске, Ялте, Саратове, Полтаве, Чите и других городах рассматривался вопрос обложения в пользу города. В Нижнем Новгороде, Александровске, Тифлисе было принято решение, что сбор с электрических театров в пользу города установлен быть не может, так как этот сбор не предусмотрен законно, ходатайства от других городов отклонены в Министерстве внутренних дел5. В 1910 г. разрабатывается законопроект о предоставлении городам права облагать театры, в том числе синематографы, налогом. В Ново-Николаевске назначен сбор с синематографов в пользу города в размере более 5 % от валового сбора (освобождались только благотворительные сеансы); в Минске городская управа стала рассматривать электротеатры как торгово-промышленные заведения и взимать сбор

в пользу города, позднее минские театры были обложены еще сбором в пользу вольно-пожарного общества6. В Варшаве управлению правительственных театров было предоставлено право взимать в свою пользу шестую часть сбора с каждого кинематографа, бала, маскарада и т. п., а также со спектаклей частных театров, кроме русских спектаклей.

В Пермской губернии к «театральным представлениям и всякого рода зрелищам», с которых должен быть установлен денежный сбор в пользу города, отнесли театры, цирки, музеи, зверинцы, синематографы7. Таким образом, кроме уплаты благотворительного сбора с «увеселений и зрелищ» в пользу Ведомства Императрицы Марии, местная администрация отдельных городов с разрешения Министерства внутренних дел могла установить дополнительный денежный сбор с билетов в пользу городских доходов. Например, Ярославская городская дума в 1910 г. установила такой сбор, его размер не должен был превышать размера сбора в пользу учреждений Ведомства Императрицы Марии, сбор не распространялся на билеты ценою 10 коп. и ниже [Луговая, 2012].

Первоначально театры, цирки и тому подобные публичные зрелища и увеселения не были поставлены в ранг торгово-промышленных предприятий, а значит, освобождались от уплаты промыслового налога. Официально они были причислены к торговым предприятиям к началу 1915 г. По закону «от платежа раскладочного сбора освобождались вновь возникшие предприятия, коими к 1 апреля не истек годичный срок со дня их открытия»8. Поскольку многие кинематографы являлись новыми торговыми предприятиями, они могли освобождаться от сбора этого налога.

С 1 января 1916 г. был установлен временный военный налог с билетов для входа в публичные зрелища и увеселения. Он падал основной своей тяжестью на дешевые билеты, налог на которые достигал 100 % их стоимости. На билеты же дорогие налог был определен в 20 % их стоимости. Страдали многочисленные «демократические» кинематографы. В середине 1916 г. положение это было пересмотрено, все делопроизводство по данному налогу было направлено на заключение Ведомства Учреждений Императрицы Марии, был разработан проект новых ставок, налогу не подлежали билеты для входа в театры, которые содержались в сельских местностях и чья стоимость не превышала 30 коп.9

Делопроизводственные документы, касающиеся организации досуга в Перми на рубеже Х1Х-ХХ вв., переписка ведомственных органов по поводу открытия того или иного электротеатра содержатся в фонде городской управы (ГАПК, ф. 35). Здесь представлена информация о местах проведения в Перми первых киносеансов, о первых кинематографах и их владельцах, об учреждениях, проводивших кинопоказы. Это сведения об Общественном собрании (бывшем Купеческом клубе), приезжих цирках и балаганах, арендовавших у городских властей земельные участки и возводивших на них временные постройки, а также о

собственниках земельных участков и частных домов, где открывались или строились кинотеатры, размещались киноустановки10. Источники позволяют представить топографию кинотеатров и их устройство, пожарные и санитарные нормы их содержания, определить социальный портрет содержателей электротеатров. Большое количество материалов имеется по истории городского сада, где также проходили демонстрации кинофильмов и находились места досуга11.

Архивные сведения о городских постройках в новом стиле, культурных площадках, спортивных организациях, городских клубах и обществах, которые проводили киносеансы, дополняют облик Перми кинематографической начала ХХ в. Сохранились документы о Пермском фотографическом обществе (ГАПК, ф. 680), обществе «Светлая юность» (ГАПК, ф. Р-790, Р-1595), протокольная и отчетная документация Благородного и Общественного собраний, общества велосипедистов-любителей, яхт-клуба и других организаций (ГАПК, ФПИ).

В фонде губернского правления (ГАПК, ф. 36) есть дела об учреждении в городе Екатеринбурге Пермской губернии в 1913 г. ежемесячного иллюстрированного журнала «Разумный кинематограф и наглядные пособия». В этом фонде содержатся также материалы об открытии многочисленных кинотеатров на территории губернии: в сысертском, артинском, кушвинском, бисертском и других заводских и сельских поселениях, а также в Екатеринбурге и Перми в 1917 г. Представляют интерес картографические материалы и чертежи, сосредоточенные в архивных фондах: это планы частных усадеб, проекты архитектурных сооружений, схемы электротеатров с обозначением систем пожарной безопасности, электрических установок (ГАПК, ф. 716, фонд архивной коллекции картографических документов). Документы нормативного свойства, ведомости на выдачу заработной платы сотрудникам библиотек, городского театра и кинотеатров «Аквариум», «Колибри», «Мираж», «Триумф» имеются в финансовом отделе Исполнительного комитета районного совета народных комиссаров за 1918-1919 гг. (ГАПК, ф. Р-176)

Информацию об организации кинопоказов в Перми различными учреждениями содержат документы, хранящиеся в Пермском краеведческом музее. В частности, это материалы о деятельности фотографического общества, образованного в 1901 г. и занимавшегося устройством кинематографических сеансов в то время, когда еще не были открыты стационарные кинотеатры. Документы по фотографическому обществу, проведению им чтений с использованием «волшебного фонаря» и сеансов кино имеются в фонде научно-промышленного музея12. В фондах Пермского краеведческого музея также есть материалы по широкому спектру культурной деятельности Благородного и Общественного собраний, Пермского общества «Народный дом», обществ велосипедистов-любителей, «Светлая юность», речного яхт-клуба.

Правовую основу деятельности частновладельческого кинематографа составляли также циркуляры, регламенты цензурного свойства. На рубеже XIX-XX вв. возникли новые формы досуга, которые потребовали выработки эффективных способов их регулирования государством. З. И. Перегудова в книге «Политический сыск в России. 1880-1917» на основе анализа материалов архива Департамента полиции (ГАРФ, ф. 102) рассматривает основные аспекты института цензуры и осуществления с ее помощью контроля над появившимися в конце XIX в. кинематографом и граммофонными записями. Исследовательница приходит к выводу, что с самого начала целый ряд вопросов контроля был передан местным губернаторам и градоначальникам, которые, в свою очередь, издавали «обязательные постановления» об устройстве, содержании, репертуаре театров-кинематографов.

Нормативно-правовые документы, связанные с контролем над местами массового отдыха и развлечений в губернской Перми, сосредоточены в Государственном архиве Пермского края - в фондах губернского жандармского управления (ГАПК, ф. 162) и канцелярии пермского губернатора (ГАПК, ф. 65). Здесь хранятся циркуляры различных местных и центральных органов власти о гласном и негласном надзоре, рапорты и отчеты о происшествиях.

Общество становилось сложнее и модернее, поэтому полиция контролировала не только распространение политических идей, но и различные интеллектуальные, религиозные, сексуальные практики. В фонде канцелярии пермского губернатора имеются материалы по контролю за органами местного самоуправления, наблюдению за печатью, книжным рынком. Это списки запрещенной литературы, циркуляры, рапорты, переписка о наложении арестов или запрещении отдельных периодических изданий, драматических пьес. В фонде также представлены дела о типографиях, литографиях, местных сатирических журналах, театрах, кинематографах. Контролировалась организация народных чтений, публичных лекций, вечеров, концертов, гуляний, лотерей; власть следила за распространением порнопродукции.

С началом Первой мировой войны вступили в силу многие запреты и ограничения. Антиалкогольная компания началась еще до войны: из Министерства внутренних дел в канцелярию пермского губернатора пришли циркуляры, датируемые январем - мартом 1914 г., о воспрещении продажи крепких спиртных напитков во всех заведениях, кроме ресторанов первого класса. Продажа алкоголя в трактирах позволялась в дни устраиваемого под покровительством великого князя Константина Константиновича «всероссийского праздника трезвости».

1915 г. датируются циркуляры о воспрещении концертов, маскарадов, о недопущении кинематографических и других зрелищ во время вечерних богослужений. В циркулярах предписывалось запрещать «не в принудительном порядке, а действуя путем убеждения». Эти предписания поступали из Министерства

внутренних дел в адрес полицмейстеров, уездных и горных исправников. Архивные документы свидетельствуют, что на практике эти требования выполнялись по-разному. Одновременно с этим в период войны всячески поддерживались меры мобилизационного, патриотического характера, вплоть до повсеместной продажи благотворительных марок13.

В годы войны власти широко поощряли демонстрацию кинолент патриотического и пропагандистского содержания. Это подтверждают сохранившиеся в фонде канцелярии пермского губернатора циркуляры Министерства внутренних дел, Департамента полиции, датируемые январем-февралем 1917 г. и направляемые губернаторам и градоначальникам, полицмейстерам и уездным исправникам (екатеринбургскому, верхотурскому, ирбитскому, камышловскому, шадринскому)14.

Документы нормативно-правового и делопроизводственного характера, сосредоточенные в фондах городских административных учреждений и различных обществ, позволяют судить о масштабах распространения кинематографа в начале ХХ в., институциональных аспектах функционирования кинотеатров. Также эти документы представляют собой значительный материал, описывающий культурную жизнь в целом.

Фотографические источники, которые могут быть использованы для исследования раннего кино, имеются в Российском государственном архиве литературы и искусства, музее кино, городских музеях, в частности в Пермском краеведческом музее. В РГАЛИ хранятся малоизвестные фотографии деятелей российского и европейского кино, фотокадры утраченных фильмов. В фондах Пермского краеведческого музея сохранились образцы печатной продукции рубежа Х1Х-ХХ вв., почтовые открытки, пластины «туманных картин» для «волшебного фонаря», фотографии кинозвезд15. В декоративно-прикладном и изобразительном фондах, фондах мебели, металла и тканей музея есть многочисленные образцы стиля модерн, вещи, которые являются интересным материалом для контекстуального анализа бытования кинематографа.

В целом комплекс источников материала репрезентативен в том смысле, что позволяет рассмотреть возникновение и распространение кино в провинциальных и столичных городах начала ХХ в. в сравнении с другими конструктами модерна. Различные по своему происхождению, жанру, даже тактильным свойствам источники раскрывают многие аспекты социокультурной реальности начала ХХ в. Междисциплинарный исторический синтез допускает привлечение исследовательских техник «новой истории», современных концепций социальных и гуманитарных наук. Источники дают возможность изучить на материале губернского кейса социальную историю кино, рассмотреть раннее немое кино как феномен культуры и искусства модерна, проанализировать ценности публики кино. История кино в провинции конструируется не только на основе матери-

алов по истории провинциальных кинотеатров, кинозалов, зрительских предпочтений, но и на основе источников по истории Серебряного века и городской культуры в целом, включая историю архитектуры, потребления, развлечений и пр. Это позволяет видеть кинематограф как продукт и катализатор происходивших в России начала века стремительных изменений.

Примечания

1. Протазанов Я. А. Клочки воспоминаний // РГАЛИ. Ф. 1921. Оп 2. Д. 22; Алейников М. Записки кинематографиста. Воспоминания // Там же. Ф. 2734. Оп. 1. Д. 19-26; Баллюзек В. В. Воспоминания. Отрывок. Автограф // Там же. Ф. 2637. Оп. 1. Д. 22; Болтянский Г. М. Мемуары о кино. Предисловие, план книги, черновые наброски, выписки // Там же. Ф. 2057. Оп 1. Д. 68; Висковский В. К. Мои двадцать лет в кино. Воспоминания. 1931 // Там же. Ф. 2410. Оп. 1. Д. 17; Вознесенский А. С. Начало века. Книга ночей. Воспоминания // Там же. Ф. 2247. Оп. 1. Д. 22; Козловский С. В. Сорок лет в кино. Воспоминания // Там же. Ф. 2394. Оп. 1. Д. 76; Лемберг А. Г. Страницы прошлого. От Госкино к Госкино. Воспоминания // Там же. Ф. 3017. Оп. 1. Д. 11; Фролов И. С. Полвека с камерой // Там же. Ф. 2639. Оп 1. Д. 46; Юренева В. Л. Когда говорит молчание // Там же. Ф. 2371. Оп. 1. Д. 84.

2. Серебренников Павел Николаевич // ГАПК. Ф. 598; Чайкин Андрей Иванович // Там же. Ф. Р-944; Зеленин Алексей Нестерович // ГАПК. Ф. р-1327.

3. Фонд А. Н. Зеленина // Пермский краеведческий музей (ПКМ). Отдел фондов, сектор документальных источников (сектор ДИ), коллекция личных и семейных архивов. Д. 853; Фонд А. Я. Лихачевой (Зотиной) // Там же. Д. 2292; Фонд М. И. Нагавицына // Там же. Д. 2174.

4. Постановление о сборе с публичных зрелищ и увеселений 1892 г. // ПСЗ. Собрание 3-е. - Т. 12. - 1892. - С. 337. - № 8587.

5. Сине-фоно. - 1909. - № 5.

6. Сине-фоно. - 1910. - № 3, 17.

7. Сине-фоно. - 1911. - № 8, 9, 11.

8. Устав о прямых налогах [Электронный ресурс] // Свод законов Российской Империи. Том V: Положение о государственном промысловом налоге. Ст. 485. - СПб., 1912. - С. 61. - Режим доступа: http://civil. consultant. ru/code (дата обращения: 14.11.2021).

9. Проектор. - 1916. - № 9.

10. Дело о строительстве в г. Перми государственных и частных зданий. 1878-1911 гг. // ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 27.

11. Дело об устройстве общественного сада за городским бульваром и об отведении там места для летнего клуба Общественного собрания. 1881-1917 гг. // ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 34.

12. Устав Пермского фотографического общества, переписка по разным вопросам // ПКМ. Отдел фондов, сектор ДИ. Фонд научно-промышленного музея. № 18079/44.

13. Циркуляр Департамента полиции, о воспрещении проведения концертов, маскарадов и др. зрелищ в дни церковных богослужений; переписка с Епископом пермским и рапорты уездных исправников по этому вопросу // ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 494.

14. Циркуляры МВД, Департамента полиции о порядке демонстрации кинокартин, разрешенных военной цензурой // ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 353.

15. Коллекция фотографий актеров кино // ПКМ. Отдел фондов, сектор ДИ. №№ № 18011/1-44, 18319/112-115, 18525/28-31, 19155/11-13, 21206/159-163, НВ-4217/64, НВ-5033/7 и др.

Библиография

Баталин, В. Н. Кинохроника в России. 1896-1916 гг.: опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 480 с.

Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (19081919) / сост. А. Иванова, В. Мыльников, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янги-ров. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 564 с.

Лотман, Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи, заметки, выступления. - Санкт-Петербург: Искусство, 1998. - 704 с.

Луговая, А. В. Становление массовой культуры в Российской провинции в конце XIX - начале XX В.: финансово-правовые аспекты // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/stanovlenie-massovoy-kultury-v-rossiyskoy-provintsii-v-kontse-xix-nacha-1е-хх-у-йпа^оуо-ргауоууе^реЙу (дата обращения: 14.11.2021).

Михайлов, В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. - Москва : Материк, 2003. - 279 с.

Савельева, И. М., Полетаев, А. В. Теория исторического знания. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. - 523 с.

Семенова, Е. Ю. Кинематограф - феномен отечественной культуры в годы Первой мировой войны (по материалам поволжских губерний) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2007. - Т. 9. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-fenomen-otechest-vennoy-kultury-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-po-materialam-povolzhskih-guberniy (дата обращения: 14.11.2021).

Семерчук, В. В старинном российском иллюзионе...: аннотированный каталог сохранившихся игровых и мультипликационных фильмов России (1908-1919). -Москва : Госфильмофонд России, 2013. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.