Научная статья на тему 'Источники, относящиеся к системе образования Кокандского ханства в ХIХ веке, и их краткий анализ'

Источники, относящиеся к системе образования Кокандского ханства в ХIХ веке, и их краткий анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1056
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / ШКОЛА / МЕДРЕСЕ / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ВАКФНАМЕ / ГРАМОТЫ / ИНАЯТНАМЕ / АРХИВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алихожиев М.О.

В статье анализируется источники относящиеся к системе образования Кокандского ханства ХIХ века, сохранившийся в Центральном государственном архиве (ЦГА) Республики Узбекистан и фонде Института востоковедения имени Беруни при Академии наук Республики Узбекистан, а также в областных краеведческих музеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники, относящиеся к системе образования Кокандского ханства в ХIХ веке, и их краткий анализ»

ИСТОЧНИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В ХГХ ВЕКЕ, И ИХ КРАТКИЙ АНАЛИЗ

© Алихожиев М.О.*

Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан

В статье анализируется источники относящиеся к системе образования Кокандского ханства XIX века, сохранившийся в Центральном государственном архиве (ЦГА) Республики Узбекистан и фонде Института востоковедения имени Беруни при Академии наук Республики Узбекистан, а также в областных краеведческих музеях.

Ключевые слова Кокандское ханство, школа, медресе, культурная жизнь, вакфнаме, грамоты, инаятнаме, архив.

Источники, касающиеся системы образования Кокандского ханства XIX века, можно разделить на следующие группы:

1. Группа источников, непосредственно касающихся деятельности школ и медресе, состоит из следующих документов: вакфные грамоты, указы и другие документы правителей, договоры об аренде и купле-продаже. В настоящее время большинство из них хранится в Центральном государственном архиве (ЦГА) Республики Узбекистан и фонде Института востоковедения имени Беруни, Академии наук Республики Узбекистан, а также в областных краеведческих музеях, часть из них переведена и издана [1].

Большинство из этих документов находится в ЦГА РУз и служит ценным ресурсом для получения сведений по изучаемой теме. При исследовании культурной жизни Кокандского ханства XIX века важное ресурсное значение имеют следующие фонды ЦГА РУз:

- И. 1-фонд. Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора;

- И. 17-фонд. Управление Сырдарьинской области;

- И. 19-фонд. Управление Ферганской области;

- И. 47-фонд. Управление учебных заведений Туркестанского края;

- И. 1043-фонд. Архив кокандских ханов.

В процессе исследований, проведенных Р.И. Набиевым в 19-фонде, относящемся к Ферганскому областному управлению ЦГА РУз, обнаружены исторические документы, касающиеся вакфных отношений по кладбищам, школам и медресе, организованных на территории Кокандского ханства после его ликвидации. В частности, установлены 4726 документов в различном состоянии по вопросам вакфа, из них 2834 относятся к периоду Кокандского ханства, 1892 - к периоду после 1865 года [2].

* Старший преподаватель кафедры «История Узбекистана», кандидат исторических наук.

Среди перечисленных документов особое значение имеют вакфнаме, относящиеся к имуществу школ и медресе.

Эти документы по сравнению с другими разными источниками дают достоверную информацию о времени строительства школ, учебных заведений по подготовке чтецов Корана, медресе, состоянии зданий, их финансовом положении и деятельности в Кокандском ханстве. Выделение вакфа в религии ислама считается благородным делом и заключается в безвозмездной передаче определенного вида имущества для пользования школам, медресе, мечетям, кладбищам и другим мусульманским учреждениям, официально-правовой документ этого акта назывался вакфнаме [3]. Вакфнаме оформлялись в казиатах в присутствии вакфа, казия, аълама [4], муфтия [5] и непричастных свидетелей (понятых).

В Кокандском ханстве также было широко распространено строительство школ, медресе и передача в качестве вакфа и завещания из своего собственного имущества этим учреждениям. В вакфнаме указывались следующие сведения: имя и отчество человека, построившего учебное заведение и условия (назначение мутавалли (попечителя имущества), учителя или другого ответственного лица), дата учреждения вакфа, вид имущества, переданного в качестве вакфа: посевные площади, гостиницы, павильоны, магазины, мельницы, водяные крупорушки, бани и прочее недвижимое имущество (с указанием места расположения и его точных границ), но самое главное: давались указания по порядку распределения вакфного дохода.

Значение вакфнаме в качестве источника, принадлежавшего медресе, состоит в том, что, во первых, в них отражается информация о медресе или мечети или о школах, учебных заведениях по подготовке чтецов Корана при них, а также о составных частях их зданий и дате строительства.

Во вторых, они также являются важным источником информации учителях, учащихся и изучаемых ими учебниках. В некоторых случаях в вакф-ном требовании (человека, передавшего свое имущество по вакфу) приводилась ценная информация об учебниках учащегося медресе, его стипендии, внутренних правилах медресе.

При изучении культурной жизни ханства среди исторических документов также имеют важное значение грамоты ханов и местных хакимов (правителей) разного типа. Особую актуальность приобретают грамоты о назначениях учителей в медресе.

Среди грамот Худаярхана, относящихся к 1864-1869 гг. и хранящихся в фонде Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, имеются грамоты о назначении на должность, где речь идет о сохранении статуса учителя и порядке его деятельности [6].

Существует множество грамот об освобождении вакфного имущества от налогов и других платежей. Документы этой группы, выданные коканд-скими ханами, дают большой материал при изучении процессов, связанных

с взятием под социально-экономическую защиту со стороны государства школ и медресе на территории данного ханства.

Большая часть подобных грамот, имеющихся в 17-18 и 19 фондах ЦГА, переведена на русский язык и обнародована в вышеуказанном фундаментальном исследовании «Вакфное хозяйство Кокандского ханства» Р. Набиева.

При изучении истории ханства важную роль играет еще один важный архивный фонд - «Архив кокандских ханов». Как известно, после взятия Кокандского ханства царской Россией архив кокандских ханов оказался в распоряжении царских чиновников и так же, как и архив хивинских ханов, был отправлен Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом в Императорскую народную библиотеку в Петербург [7].

Документы, имеющиеся в архиве, относятся к 40-70-м гг. XIX в. Их основная часть относится к периоду третьего восхождения Xудаярхана на престол (1866-1876) и состоит из 5026 листов, 151 тетрадей. Среди документов имеются сведения о вакфных имуществах медресе, учебных заведений чтецов Корана. В том числе об инаятнамах хана (документах о благосклонном решении по какому-либо вопросу) - об освобождении от налогов, предоставлении преференций, и письменных распоряжениях - о назначении ханских служащих, привлечении населения к общественным работам [8].

Xанский архив вместе с архивом хивинских ханов был найден востоковедом П. П. Ивановым в 1939 г. Однако ученый не дал научного описания этого архива. В момент обнаружения архив был в неупорядоченном состоянии, большинство документов было повреждено. Систематический анализ данного архивного фонда начался с 1952 г. Первоначальные подробности архива Кокандских ханов были описаны востоковедом А.Л. Троицкой; кроме того, она раскрыла его содержание, осуществила работу по изданию архивного каталога [9]. Архив кокандских ханов в данный момент хранится в ЦГА Республики Узбекистан [10]. Одним из важных документов архива ханства является сохраненная 151 тетрадь. Данные тетради считаются важным источником в освещении экономической истории ханства. В них нашли свое отражение отчеты сборщиков налогов, расходы ханского дворца. Большую часть документов составляют квитанции, официальные распоряжения и финансовая документация. Также имеются заявления, письма некоторых лиц и служащих, адресованных чиновникам высокого ранга: хану, министрам.

Вторую группу источников составляют деловые документы, охватывающие годы деятельности Туркестанского генерал-губернаторства; в свою очередь, они выделяются тем, что имеют официально-статистический характер. Документы данной группы, хранящиеся в ЦГА Республики Узбекистан, в основном касаются деятельности следующих инстанций: «И. 1-фонд. Канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства», «И. 17-фонд. Управление Сырдарьинской области», «И. 19-фонд. Управление Ферганской об-

ласти», а также «И. 47-фонд. Управление учебных заведений Туркестанского края». Некоторые материалы, имеющие отношение к теме исследования, расположены в фондах уездных управлений Коканда, Андижана, Намангана, Маргилана, Курамы и Ташкента, введенных в состав Ферганской и Сыр-дарьинской областей бывшего Кокандского ханства.

Как известно, после взятия Кокандского ханства царской Россией руководители Туркестанского генерал-губернаторства наряду с подробным изучением образа жизни, традиций, культурно-просветительской жизни народов ханства, в том числе деятельности школ, медресе и заведений по подготовке чтецов Корана, разработали мероприятия по их упорядочению и контролю.

В результате с самого начала, в целях контроля экономической жизни края, была намечена перерегистрация вакфного имущества школ, мечетей и медресе, конфискация признанного «незаконно присвоенным» имущества в пользу государства. По постановлению российского императора от 17 мая 1875 г. была учреждена должность главного инспектора управления учебных заведений и учебных заведений Туркестана [11]. Этому управлению были предоставлены полномочия наряду с русскими школами постоянно проверять и контролировать деятельность местных учебных заведений: школ, медресе и учебных заведений чтецов Корана.

Один из архивных материалов, дающий сведения о школах и медресе ханства, связан с деятельностью данного учреждения. Согласно распоряжению Туркестанского генерал-губернатора, генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана от 14 февраля 1884 г, направленному военному губернатору Ферганской области, начальникам уездов было поручено каждый год до 1 января направлять в управление учебных заведений Туркестанского края списки городских и уездных мусульманских учебных заведений [12].

Согласно этому указанию начальники Андижанского, Маргиланского, Наманганского, Ошского и Кокандского уездов Ферганской области, подготовив списки школ, медресе и учебных заведений чтецов Корана, направляли их для сведения в управление учебных заведений и военному губернатору Ферганской области. В данных списках среди информации о школах, медресе и учебных заведениях чтецов Корана также указывались даты их создания. Анализ сведений показывает, что школы, медресе и учебные заведения чтецов Корана были созданы в основном в XIX в. в эпоху Кокандско-го ханства. Несмотря на то, что справочник был подготовлен имперскими чиновниками, он считается важным источником объективных сведений о судьбе местных учебных заведений при ханстве.

В этих списках имеют место ценные сведения о названиях школ, медресе, учебных заведений чтецов Корана, времени их основания, численности учителей и учеников, разновидности их вакфного имущества, доходах, заработной плате учителей, о городах и кишлаках, где были расположены данные учебные заведения [13]. В 1891 году, в целях усиления контроля над мусульманскими

учебными заведениями, под руководством востоковеда В.П. Наливкина [14] в составе управления учебных заведений Туркестанского края была введена должность 3-инспектора народных учебных заведений Туркестанского края. Он уделял особое внимание проверкам медресе, находящихся в составе мусульманских учебных заведений. Ибо ученики школ и учебных заведений чтецов Корана состояли из малолетних детей, и подобные школы в политическом аспекте не представляли опасность для государства.

Учитывая оказанное сопротивление учителей и студентов медресе против Российской империи при ее военных походах и дальнейшее их активное участие в акциях протеста, на В.П. Наливкина был возложен контроль за медресе и выполнение задачи по изучению их вакфного имущества, и официальная деловая документация по его деятельности сохранена до сегодняшних дней. Среди них особо выделяются отчет В.П. Наливкина о состоянии медресе, созданных в период Кокандского ханства в 1891-92 учебном году, и статистический отчет о состоянии мусульманских учебных заведений Туркестанского края в 1893 г., а также информация, приведенная в «Записке о положении вакфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания», подготовленной 6 июня 1900 года по приказу Туркестанского генерал - губернатора С.М. Духовского [15].

В этом отчете, состоящем из 6 частей: введения, вакфы, доходы и здания, учебные работы, учителя, ученики и заключения, - деятельность и финансовое положение учебных заведений Ферганской области, составляющей основную территорию Кокандского ханства, в основном медресе, проанализированы на основе фактических наблюдений и статистической информации [16]. В частности, в отчете о медресе за 1891-1892 учебный год, указано количество медресе городов и уездов Ферганской области, была подготовлена информация о 124 медресе по области в целом. Также были указаны вакфы медресе, их доходы, состояние ремонта зданий медресе.

Одним из самых важных сведений в отчете является подробное описание в форме списка всех 124 медресе по уездам Ферганской области. В таблице указаны название каждого медресе и имя лица, построившего его, год основания, вакфные имущества, учебные кабинеты, худжра, учителя, мута-валли, приведены точные сведения о численности учеников и размерах их стипендий. Указание в списке времени строительства медресе дает возможность исследовать возведённые в XIX веке медресе, сопоставляя с предшествующим и последующим периодами.

Документы, касающиеся деятельности комиссий, организованных Российской империей по уточнению и упорядочению водно-земельных отношений и прав местного населения на землю на территории бывшего ханства, также приобретают огромное ресурсное значение в рамках изучаемой темы.

Например, если одна из первых комиссий 1868-1869 гг. внесла предложение о том, что религиозные организации должны срочно сдать свои

вакфнаме имперским структурам Российского государства, для определения права на вакф и его утверждения, вторая комиссия во главе с генерал-майором Гомзиным дополнила это предложение идеей о полной проверке вакф-наме и признании подлинными только те из них, которые имеют печать хана или эмира, а остальные вакуфные земли данная комиссия решила считать налогооблагаемыми.

Кроме этого, в «Уставе по управлению Туркестанским краем» (1886 г., в последующих годах внесены изменения) областным управлениям было дано поручение о сдаче в шестимесячный срок всех вакфнаме и проверке подлинности тех из них, которые имеют печати хана или эмира. Деловые документы ревизионного состава комиссий, организованных на местах на основании данного поручения, сыграли важную роль источника.

Группа источников, входящих в третью категорию, состоят из местных письменных источников, отражающих историю Кокандского ханства. Большая часть источников, входящих в эту группу в настоящее время хранятся в рукописном фонде Института востоковедения АН РУз, некоторые же - в рукописных фондах России и Таджикистана. Это, в частности, такие произведения, как «Умарнаме» (1821) Фазли Фергани, «Шахнаме нусратпаём» (1822) Мушрифа Исфараги, «Мунтахаб ат-таварих» Мухаммеда Хакимхантуры (1843), «Таворихи манзума» (1857) Имамали Кари Кундузи, «Зафарнаме Ху-даярхани» (1859) Абдулгафура, «Гароиби сипах» (1864) Тажира Ходжанди, «Сказания о битве амирлашкара» Бекназара, «Хуласатул ахвал» (1864-1865) Абу Убайдулла Ташканди, «История Шахрухи» (1872) Нияза Мухаммед Ху-канди, «Всемирная история» (1874) Аваза Мухаммеда Аттара Хуканди, «История Турана» (1882) Мухаммеда Умара Маргилани - Умиди, «Ансаб ас-салатин» (1884) Мирзаалима Мушрифа, «Хадикат ал анвар» (1887), «История Алимкула, эмира войска» (прибл. 1903) Мухаммеда Юнуса Таиба (Муллы Юнусжона мунши [17]), «История Азизи» (1902-1903) Мухаммеда Азиза Маргилани, «Завершенная история Ферганы» (нач. ХХ века) Мухаммеда Фазила, сына Мухаммеда Атабека кази [18].

Ценность этих рукописных произведений в том, что их авторы занимались творчеством непосредственно в Кокандском ханстве, были свидетелями, а иногда и участниками многих событий и происшествий. В наши дни многие из этих произведений изданы в форме перевода, оригинала, в изменённом виде, некоторые помещены на Интернет-сайтах, в рамках нашей работы они были продуктивно использованы. Что же касается рукописных источников, мы обратились к результатам исследований, проведенных на их основе [20].

К источникам четвертой группы можно отнести материалы, изданные в газетах и журналах Туркестана и Российской империи того времени, таких, как «Туркестанские ведомости», «Газета Туркестанской области», «Ежегодник Ферганской области», «Туркестанский сборник». Также к этой группе

относятся дневники путешественников, послов и официальные отчеты имперских чиновников [21].

В этом отношении очень важными являются решения и распоряжения Туркестанского генерал-губернаторства [22], статистические материалы и статьи, изданные в 1870 году в газете «Туркестанские ведомости» и в ее приложении на узбекском языке «Туркистон вилояти газети» [23]. Также при изучении истории Кокандского ханства огромное значение имеет вобравший в себя статьи по Центральной Азии и, в частности, по Туркестанскому краю и состоящий из 594 томов «Туркестанский сборник» (Туркистон туплами), хранящийся в отделе раритетных изданий национальной библиотеки им. А. Навои. В сборнике размещены статьи русских ученых-историков, краеведов, а также чиновников империи по социально-экономической, культурно-политической жизни Кокандского ханства, данные статьи играют важную роль при освещении изучаемой темы [24]. Примечательно, что статьи, опубликованные в газетах и журналах, изданных в центральных городах Российской империи, также внесены в сборник.

В сборнике имеется немало сведений о школах и медресе Кокандского ханства и их вакфном имуществе. В воспоминаниях А.П. Xорошкина, помещённых в сборнике, дается информация о наличии в Коканде медресе, об обучении в них будущих мулл [25].

Михайлов М. в своем очерке «Наманган» повествует о мечетях и медресе Наманганского бекства при ханстве. В очерке упоминается о деятельности медресе и мечети в центре города, которые пользовались доходами гостиницы Мавлави, считавшейся их вакфным имуществом [26].

Большое значение приобретают результаты и отчеты ревизионных работ в системе образования края, проведенных в Туркестанском крае К.К. Паленом и Ф.К. Гирсом, несмотря на то, что эти работы были осуществлены после ликвидации Кокандского ханства [27]. В их отчетах всесторонне проанализирована деятельность школ и медресе на территории бывшего ханства, их вакфное имущество.

Исторические документы по деятельности образовательных учреждений Кокандского ханства (вакфнаме, грамоты и инаятнаме, документы по купле-продаже и т.д.) в огромном количестве дошли до наших дней, они составляют самую важную часть источников, имеющих отношение к теме нашего исследования. Однако, как стало известно, подавляющее большинство их них касаются медресе, количество же документов по деятельности школ (мактабов) относительно невелико. Большую часть источников по теме составляют дневники иностранных путешественников, официальные отчёты имперских чиновников, а также документы по деятельности специальных государственных органов, малую часть - исторические произведения местных авторов.

Список литературы:

1. ЦГА РУз. И-1043-фонд. Архив кокандских ханов; ЦГА РУз. И-17-фонд. Управление Сырдарьинской области; ЦГА РУз. И-19-фонд. Управление Ферганской области; Мухтаров А. Материалы по истории Ура-Тюбе. Сборник актов XVII-XIX вв. - М.: Изд-во восточной литературы, 1963. -135 с.; Жувонмардиев А. К водно-земельной проблеме в Фергане в XVI-XIX веках. - Ташкент: Фан, 1965. - 181 с.; Троицкая А.Л. Материалы по истории Кокандского ханства XIX века / По документам архива Кокандских ханов. -М.: Наука, 1969. - 155 с.; Он же. Каталог архива Кокандских ханов XIX века. - М.: Наука, 1968. - 583 с.; Каталог среднеазиатских жалованных грамот. Из фонда Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан / Сост. А. Урунбаев, Г. Джураева, С. Гуломов // Orientwissenschaftliche Hefte. - 2007. - № 23. - 114 с.; Набиев Р.Н. Вакфное хозяйство Кокандского ханства. - Ташкент, 2010. - 639 с.

2. Набиев Р.Н. Вакфное хозяйство Кокандского ханства. - Ташкент, 2010. - С. 16.

3. Джураева Г. Вакф нима? (Что такое вакуф?) // Журнал «Шаркшуно-слик» («Востоковедение»). - Ташкент, 1990. - № 2. - С. 37-47.

4. Аълам (араб.) - лицо, устанавливающее по шариату наказание грешника. О званиях и должностях, а также о функциях лиц, исполнявших данные должности административной системы Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств в XIX - начале XX века. См.: Вохидов Ш., Холикова Р. Из истории государственного управления Центральной Азии. - Ташкент: Янги аср авлоди, 2006. - 71 с.

5. Муфтий - толкователь шариата, законовед, дающий заключения по духовным и юридическим вопросам.

6. Каталог среднеазиатских жалованных грамот. Из фонда Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан / сост. А. Урунбаев, Г. Джураева, С. Гуломов // Orientwissenschaftliche Hefte. - 2007. - № 23. - С. 51, 64.

7. Алимов И., Эргашев Ф., Бутаев А. Архившунослик (Архивоведение). -Ташкент: Шарк, 1997. - С. 4.

8. Алимова Н.И. Чор Россиясининг Туркистонда миллий маданият со^асида олиб борган сиёсати (1897-1917 йиллар) (Политика царской России в сфере национальной культуры Туркестана (1897-1917 годы): дис. ... канд. ист. наук.- Ташкент: ИИ АН РУз, 2004. - С. 104.

9. Троицкая А.Л. Архив кокандских ханов XIX в. Предварительный обзор // Восточный сборник. - Т. II. - Л., 1957. - С. 185-209; Троицкая А.Л. Материалы по истории Кокандского ханства XIX века. По документам архива кокандских ханов. - М.: Наука, 1969. - 155 с.; Он же. Каталог архива кокандских ханов XIX века. - М.: Наука, 1968. - 583 с.

10. ЦГА РУз. И. 1043-фонд. «Архив кокандских ханов».

11. Пален К.К. Отчет по ревизии учебного дела Туркестанского края. -СПб., 1910. - С. 2.

12. ЦГА РУз. И. 19-фонд, 1-список, 12206-дело, листы 15-16.

13. См.: ЦГА РУз, И. 19-фонд, 1-список, 12206-дело, листы 1-15,145-160; ЦГА РУз. И. 19-фонд, 1-список, 11814-дело, листы 17-33; ЦГА РУз. И. 19-фонд, 1-список, 12554-дело, листы 3-25.

14. Наливкин Владимир Петрович (1852.15.07, Калуга - 1918.20.01, Ташкент) - историк, востоковед, лингвист и педагог. В 1873 году, окончив артиллерийское училище, служил в Туркестане. Участвовал в Xивинском и Кокандском походах. Некоторое время служил помощником военного начальника Намангана. Для непосредственного изучения языка, образа жизни и обычаев местного населения приобрёл землю в кишлаке Нанай, где и проживал вместе с семьёй. В 1890-1895 годах работал помощником губернатора Сырдарьи, Ферганы и Самарканда. Автор ряда книг и статей об истории и культуре Кокандского ханства и Туркестанского края. 20 января 1918 года в знак протеста против строя большевиков застрелился на могиле жены в Ташкенте.

15. ЦГА РУз. И. 19-фонд, 1-список, 328-дело, листы 1-58; ЦГА РУз. И. 19-фонд, 1-список, 328-дело, листы 60-66; Наливкин В.П. Записка о положении вакфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания. -Ташкент, 1900. - С. 24.

16. ЦГА РУз. И. 47-фонд, 1-список, 328-дело, листы 1-29.

17. Мунший, мунши (араб. - секретарь, творец) - во времена среднеазиатских ханств личный секретарь, делопроизводитель хана либо хакима. На должность мунши назначались только образованные люди с каллиграфическим почерком. Так как мунши были учёными и достойными людьми, они отличались от обычных секретарей мирза. На них возлагалось составление писем и указов ханов и амиров. Большинство исторических произведений принадлежит перу мунши. Слово «мунши» в качестве псевдонима добавлялось к собственному имени. См.: Национальная энциклопедия Узбекистана. -Т. 6. - Ташкент: НЭУз, 2003. - С. 132.

18. Источники, касающиеся истории ханства, подробно изучены в докторской диссертации Ш. Вохидова и его монографии, изданной в 2010 году. См.: Вохидов Ш. Ку;он хонлигида тарихнависликнинг ривожланиши (Развитие историографии Кокандского ханства): дис. ... докт. ист. наук - Ташкент: ИИ АН РУз, 1998. - 305 с.; Он же. Ку;он хонлигида тарихнавислик (Историография в Кокандском ханстве). - Ташкент: Akademnashr, 2010. - 305 с.

19. Исхо;хон Джунайдуллохужа угли Ибрат. История Ферганы. Наследие. - Ташкент: Камалак, Мерос. 1991. - С. 226-227, 268-327; Аваз Мухам-мад Аттор. Всемирная история / пер. с фарси Ш. Вохида // Звезда Востока. -Ташкент, 1991. - № 8. - С. 119-137; Мухаммад Аттор Xукандий. Всемирная история / пер. с фарси и примечания Ш. Вохидова // Звезда Востока. - Таш-

кент, 1991. - № 3. - С. 119-137; Мулла Олим Махдум хожи. История Туркестана. - Карши: без издательства, 1992. - 220 с.; Переиздание: Мирза Олим Махдум хожи. История Туркестана. - Ташкент: Янги аср авлоди (Поколение нового века), 2008. - 241 б.; Мирзоолим Мушриф.История кокандского ханства (Ансоб ус-салотин ва таворих ул-хавокин). - Ташкент: Адабиёт ва санъат (Литература и искусство), 1995. - 127 б.; Переиздание: Мирза Алим ибн Мирза Рахим Тошканди. Ансаб ус-салатин ва таварих ал-хавакин. Генеалогия султанов и история хаканов. / пер., прим., указатели С. Юлдашева; введ., науч. ред. Ш. Вохидов. - Ташкент, 2007. - 255 с.; Мухаммад Юнус Тоиб. Тарихи Алимкули Амирлашкар / подг. к изд. Ш. Вохидов // Звезда Востока. - Ташкент, 1996. - № 1. - С. 214-223. - № 2. - С. 208-223; Мухам-мад Азиз Маргилани. Тарихи Азизий (Фергана в период царской колонизации) / подг. к изд. Ш. Вохидов, Д. Сангирова. - Ташкент: Маънавият (Духовность), 1999. - 120 с.; Мухаммад Юнус Ходжа и Мухаммад Амин Ходжа. Тухфаи Таиб // Коматцу Х., Бабаджанов Б., Вахидов Ш. Islamic Area Studies Projekt Central Asian researche Series. - Ташкент-Токио, 2002. - № 6. - 32 p.; Мухаммад Юнус Тойиб Тошкандий. Тарихи Аликули амирлашкар. Тухфайи Тойиб / подг. к изд., ком., пер. и прим. Ш. Вохидов, Д. Чориева - Ташкент, 2011. - 332 с.; Исхак-хан тура ибн Джунайдаллах Хваджа (Ибрат). Мизан аз-Заман. / подг. к изд., ком. и предисл. проф. Х. Коматцу, Б. Бабаджанов. -Ташкент; Токио, 2004. - 50 с.; Muhammad Hakim khan. Muntakhab at-Ta-warikh / Edited by Yayoi KAWAHARA & Koichi HANEDA // Selected history. -Tokyo, 2006. - Vol. II. - 716 р.; Мухаммадхакимхон тура. Мунтахаб ат-таво-рих / пер. с фарси, введ. и ком. Ш. Вохидова. - Ташкент: Янги аср авлоди, 2010. - 520 с; Мулло Юнусжон Мунший. Амирлашкар Алимкул тарихи. -Ташкент, 1995. - 80 с.; Мухаммад Солиххужа. Тарихи жадидайи Тошканд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t386.html; Мухаммад Юнусжон ибн Мухаммад Амин Тойиб. Тухфаи Тойиб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zerrspiegel.orientphil. uni-halle.de/t207.html.

20. См., к примеру: Бейсембиев Т. «Тарихи Шахрухи» как исторический источник: дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент: ИВ АН РУз., 1983. - 315 с.; Вахидов Ш. Аваз Мухаммад Аттар и его сочинение «Тарихи джаханнумаи» (Тухфат ут-таварихи хани). Исследование, перевод и примечания: дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент: ИВ АН РУз., 1990. - 154 с.; Сангирова Д. Тарихи Азизий - Чор мустамлакачилиги даврига оид мухим манба («Тарихи Азизи» -важный источник, касающийся эпохи царской колонизации»): дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент: ИВ АН РУз, 2000. - 153 б.; Султонов УА. Мухаммад Солиххужа ва унинг «Тарихи жадидайи Тошканд асари» мухим тарихий манба сифатида. («Мухаммад Солихходжа и его произведение «Тарихи жадидайи Тошканд асари» как важный исторический источник»): дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент: ИВ АН РУз, 2007. - 173 с.

21. См.: Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 году. - СПб.: Б. и.,

1868. - 176 с.; Xорошхин А.П. Очерки Ташкента // Сб. ст., касающихся Туркестанского края. - СПб., 1876. - 533 с.; Маев Н.А. Азиатский Ташкент // Матер. для статистики Туркестанского края. - СПб., 1876. - Вып. IV - 533 с.; Валихонов Ч.Ч. Записка о Кокандском ханстве // Собрание сочинений в пяти томах. - Т. 3. - Алма-Ата, 1985. - 415 с., и т.д.

22. Посольства в Коканде // Туркестанские ведомости. - 1870. - № 16; Ибрагимов И.И. Пять дней в Коканде // Туркестанские ведомости. - 1872. -№ 20; Султан А.Нурекин. Очерки Коканда // Туркестанские ведомости. -1872. - № 35; Он же. Отрывки из дневника «Къ Коканъ» в 1867-1868 гг. // Туркестанские ведомости. - 1874. - № 13; Он же. О кокандцах // Туркестанские ведомости. - 1874. - № 431; Пантусов Н.П. Из Ферганской области // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 13; Пантусов Н.П. Описание наиболее замечательных рукописей из числа приобретенных ген. лейтенантом Т.А. Колпаковским в г. Коканде // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 28, 37; Пантусов Н. О податях и повинностях, существовавших в бывшем Кокандском ханстве, в последнее время правления Xудояр-хана // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 16 и т.д.

23. См. об этом: Шодмонова С. Туркистон тарихи матбуот кузгусида (История Туркестана в зеркале прессы). - Ташкент: Yangi па8Ь; 2011. - 295 с.

24. Xорошхин А.П. Из дорожных заметок. От Ташкента до Коканда // Русский инвалид. - 1868. - № 112. - С. 209; Он же. Туркестанский сборник. -Т. 7. - С. 237-241; Верещагин В.В. Из путешествия по Средней Азии // Голос. -

1869. - № 94,98; Он же. Туркестанский сборник. - Т. 24. - С. 151; Кун А.Л. Сообщение о Коканде // Изв. ИРГО. - 1876. - Т. 12, № 2. - С. 72-77. Он же. Туркестанский сборник. - Т. 150. - С. 148; Федченко А.П. Объяснительная записка к карте Кокандского ханства и прилегающих стран. - М., 1872. - 15 с.

25. Xорошхин А.П. Заметки о Коканде // Туркестанский сборник. -Т. 23. - С. 169.

26. Михайлов М. Наманган (Очерк) // Туркестанский сборник. - Т. 16. -С. 69-73.

27. Пален К.К. Отчет по ревизии Туркестанского края. - СПб.: Тип. Сенатская, 1909. - С. 309; Гирс Ф.К. Отчет по ревизии по высочайшему повелению Туркестанского края тайного советника Гирса, 1882. - СПб.: Б. и., 1893. - С. 455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.