УДК 346.26
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ
ЭЙДЕЛЬМАН ИБРАГИМ БОРИСОВИЧ
аспирант кафедры «Гражданское и предпринимательское право»
Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Деятельность спортивных агентов в международном праве урегулирована несколькими международными договорами. Это объясняет возникновение нескольких концепций правового регулирования агентской деятельности в спорте. В данной статье исследованы отдельные из них.
Методы. Работа является результатом исследований, которые проводись автором в 2011-2012 годах на материалах отдельных международных организаций. Работа включает как классические методы исследования (сравнительное правоведение, анализ, синтез), так и специальный герменевтический метод, позволяющий определить скрытый смысл отдельных международно-правовых норм.
Результаты. В статье предложен авторский подход к правовой природе спортивной агентской деятельности на международном уровне.
Ключевые слова: спортивное право; спортивный агент; международное торговое право; договор агентирования.
INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK TO REGULATE SPORTS AGENTS’ ACTIVITIES
IBRAGIM B. EIDELMAN
Post-graduate student, “Civil and Business Law” Chair,
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction. The activities of sports agents at international level are regulated by a number of legal texts. This explains the emergence of several concepts of legal regulation of agents' activities in sport. The paper examines some of these concepts.
Methods. The work reports the results of research conducted by the author in 2011-2012 in the field of law-related documents of selected international organizations. The researcher uses both classical methods (comparative law, analysis, synthesis) and a special hermeneutical method that makes it possible to understand the implication of some international legal norms.
Results. The paper suggests the authors approach to interpretation of the legal nature of sports agents' activities at international level.
Key words: sports law; sports agent; international commercial law; contract of agency.
Проблема международно-правового регулирования агентских отношений в профессиональном спорте заключается в установлении круга нормативных актов, которые к ним применимы. Учитывая коммерческую природу агентской деятельности в спорте, невольно можно сделать вывод о том, что деятельность спортивного агента является объектом действия международного торгового права [3, с. 118]. Напротив, динамично развиваю щая-ся на международном уровне отрасль спортивного права позволяет рассматривать агентские отношения как составляющую именно ее предмета [12, с. 11]. Существует и третья точка зрения, согласно которой спортивная агентская деятельность выступает областью регулирования трудового права, международный компонент которого обладает достаточно прочной нормативной базой [5, с. 10].
Указанная неопределенность основана на многочисленных юридических коллизиях, существующих между отдельными международными документами, так или иначе посвященными агентским отношениям в спорте. Усугубляет данную ситуацию и то обстоятельство, что конкретного международно-правового акта, содержащего специальные нормы об агентской деятельности в спорте, не существует. Поэтому для установления правового режима агентских отношений в профессиональном спорте на международном уровне необходимо проанализировать все три сложившиеся в правовой доктрине концепции.
Профессиональная составляющая является обязательным условием осуществления деятельности спортивного агента. В статье 4 Международной хартии физического воспитания и спор-та1 отмечено, что любое лицо, профессионально занимающееся сферой спорта, должно иметь соответствующую подготовку и квалификацию. На квалификационный признак указывает и Спортивная хартия Европы2 (статья 9),в которой подчеркивается, что добровольность или профессиональность участия в спорте не имеют по данному вопросу значения.
1 Международная хартия физического воспитания и спорта (принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 186-190.
2 Спортивная хартия Европы (принята на VII конференции министров по спорту государств Европы 14-15 мая 1992 года на Родосе) // Международный журнал спортивной информации на русском языке. 1996. № 1.
По логике упомянутых международных актов лицо, имеющее намерение заниматься агентской деятельностью в спорте, должно обладать соответствующими профессиональными качествами. Это позволяет сторонникам международного торгового права относить спортивную агентскую деятельность к коммерческой. Если человек, имея определенную квалификацию, занимается профессиональной деятельностью, он обязательно должен преследовать цель систематического получения прибыли, что вписывается в признанную мировую модель предпринимательства. Соответственно, агентские отношения в любых видах спорта выступают сферой действия международных актов коммерческого права наравне с другими видами агентской деятельности.
К таким специализированным международным договорам относится Конвенция 1978 года о праве, применимом к агентским договорам. Однако данный документ оказался малоэффективен в развитии международных коммерческих отношений, о чем свидетельствует количество государств, участвующих в конвенции,— их всего четыре. Поэтому специалистами в области международного торгового права отмечается общая проблематика отсутствия как такового унифицированного международного акта, посвященного агентской деятельности [3, с. 116].
Вместе с тем это позволяет им делать вывод о том, что любая агентская деятельность на международном уровне при отсутствии императивных норм внутригосударственного законодательства может подчиняться правилам, разрабатываемым Международной торговой палатой [2, с. 330; 9, с. 61]. Данная неправительственная организация занимается унификацией частноправового регулирования, включая посреднические сделки. Касательно агентских отношений на ее платформе были разработаны два нормативных документа — Руководство по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах3 (далее — Руководство) и Типовой коммерческий агентский контракт4.
3 Руководство Международной торговой палаты по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах (публикация Международной торговой палаты № 410), с изм. и доп. 1983 г. // Публикация МТП. 1983. № 410.
4 Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация № 496.
Пер. с англ. М., 1996.
Не вдаваясь в подробности содержащихся в этих актах норм, следует обратить внимание на преамбулу к указанному Руководству. Прежде всего там обнаруживаются термин «торговля» и производные от него слова, что на уровне агентской деятельности в спорте применимо в полной мере быть не может. Несмотря на потенциальное участие спортивного агента в переходе игроков, называть такую операцию торговой некорректно, о чем неоднократно говорилось и в научном сообществе [4, 6], и в судебной практике5. Именно на данный случай рассчитано положение Руководства о том, что оно не распространяется на все агентские соглашения, а основной целью его принятия стали наиболее часто встречающиеся в практике соглашения, согласно которым агенту поручается задача по продаже товаров. Однако даже это прямое указание наталкивает отдельных ученых на мысль о возможности применения Руководства в проблемных ситуациях, например, по аналогии [10, с. 63]. В той же преамбуле анализируемого документа мы можем найти предостережение самих разработчиков Руководства о том, что оно не рассчитано на иные агентские услуги, к которым, несомненно, относятся услуги спортивных агентов. Отсюда мы можем сделать вывод, что спортивная агентская деятельность не является объектом регулирования международного торгового права, а международные правовые акты, посвящённые коммерческим вопросам, не могут применяться к агентским отношениям в спорте.
Наиболее близка к агентской деятельности в спорте концепция природы трудового права. Совершенно очевидно, что агентские отношения в спорте обладают многими признаками отношений, урегулированных нормами трудового права. Отмечая, что основной функцией спортивного агента является оформление отношений между спортсменом и работодателем, сторонники данной концепции усматривают в подобной деятельности черты правоотношений по трудоустройству [7, с. 81; 8, с. 57].
5 Определение ВАС РФ от 13.12.2006 № 11967/06 по делу № А65-33687/2-5-СА1-19 «Платежи, поступившие от спортивных клубов, в которые переходили хоккеисты до истечения срока контракта с учреждением, следует рассматривать как внереализационные доходы, подлежащие учету при исчислении налога на прибыль» // Документ опубликован на сайте ВАС РФ. ШЬ http://www.arbitr.ru/as/decision/ postanovlenija_plenuma_vas_rf/ (дата обращения: 09.04.2013).
Это позволяет выявить на международном уровне целый комплекс нормативных правовых актов, посвященных регулированию данной группы вопросов. Прежде всего к ним относятся документы универсального характера, разработанные и подписанные на базе Международной организации труда (далее — МОТ) — специализированного подразделения Организации Объединенных Наций (далее — ООН), занимающегося проблемами улучшения условий труда и социального обеспечения населения разных стран, а также выработкой рекомендаций по трудовому законодательству.
Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости»6 1948 года регламентирует систему государственных служб по трудоустройству. Несмотря на то, что сегодня в мире отсутствует практика функционирования государственных спортивных агентств, а все спортивные агенты выступают в качестве частных лиц, потенциально указанная конвенция определяет принципы, обязанности, формы и методы государственной политики в области занятости, в том числе спортсменов.
И если данный международный документ однозначно не может подлежать применению к спортивной агентской деятельности, то Конвенция МОТ № 181 «О частных агентствах занятости»7 1997 года (далее — Конвенция МОТ 1997 года) порождает определенные сомнения в кажущейся на первый взгляд несостоятельности теории природы трудового права агентских отношений в спорте. Данная конвенция позволяет рассматривать в качестве частного агентства занятости любое юридическое и физическое лицо, действующее независимо от государства по предоставлению услуг на рынке труда.
В статье 1 Конвенции МОТ 1997 года к таким услугами отнесены действия, направленные на помощь в увязывании предложений рабочих мест и заявок на них, найм работников в целях предоставления их в распоряжение треть-
6 Конвенция № 88 Международной организации труда «Об организации службы занятости» (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 865-872.
7 Конвенция № 181 Международной организации труда «О частных агентствах занятости» (принята в г. Женеве 19.06.1997 на 85-й сессии Генеральной конференции МОТ). URL: http: //www. conventions. ru/ view_base. php? id=356 (дата обращения: 09.04.2013).
ей стороны, а также другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.
Здесь действительно усматриваются функции спортивных агентов, а довольно конкретный тон Конвенции МОТ 1997 года не позволяет выдвинуть каких-либо аргументированных возражений. Тем более, что в статье 2 подчеркнуто, что нормы Конвенции применяются абсолютно к любой категории работников и распространяют свое действие на все отрасли экономической деятельности. Таким образом, категория «работник» в полной мере применима к правовому статусу спортсменов, что автоматически означает возможность применения норм Конвенции МОТ 1997 года к любым физическим лицам, принимающим участие в спортивной деятельности.
Что касается собственно спортивных агентов, Конвенция МОТ 1997 года не содержит определенного перечня признаков, по которым можно было бы установить круг лиц, на которых не распространяются ее положения. Как раз наоборот, в Конвенции указано, что она распространяется на все частные агентства занятости, то есть качественными признаками таких агентств не могут выступать их наименование, организационно-правовая форма и даже признание их субъектами предпринимательской деятельности. Вместе с тем с этими вопросами Конвенция позволяет определиться самим государствам-членам, в число которых Российская Федерации в настоящее время не входит. Более того, общее число государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию МОТ 1997 года, по состоянию на 2012 год составило всего 23, что лишний раз демонстрирует нежелание многих стран приводить свое законодательство в соответствие с международными стандартами.
Следует отметить, что основные положения Конвенции МОТ 1997 года были учтены при принятии международных правовых актов регионального характера, одним из примеров которых служит Модельный закон о деятельнос-
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Согласно международным стандартам частные агентства занятости не вправе получать вознаграждения с работников, что противоречит Регламенту ФИФА.
Подробнее об этом: Прокопец М. А., Рогачев Д. И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах.
Москва: Новая юстиция, 2009. С. 20.
ти частных агентств занятости8, принятый на базе Содружества Независимых Государств в 2010 году (далее — Модельный закон СНГ). Он достаточно подробно регламентирует деятельность негосударственных агентств занятости, однако лишь при условии, что они являются юридическими лицами, что совершенно не сочетается с современными реалиями спорта.
Сегодня спортивные агенты являются исключительно физическими лицами, деятельность которых превалирующим образом подчинена действию локально-корпоративных актов, принимаемых на базе крупных спортивных организаций. И поскольку в установлении эффективности правового регулирования следует опираться в большей степени на сложившуюся практику развития общественных отношений, утверждения о необходимости установления трудового правового режима спортивной агентской деятельности выглядят на этом фоне не вполне состоятельными.
Кроме того, в предмет деятельности спортивного агента входят не только услуги по оформлению трудовых отношений клиента с потенциальными работодателями, но и так называемые переходы спортсмена из одного спортивного клуба в другой, представительские, консультационные, посреднические дей-
8 Модельный закон о деятельности частных агентств занятости (при-
нят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 Постановлением 35-14 на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2011. № 49. С. 401-420.
ствия как юридического, так и фактического характера. Не случайно, на наш взгляд, регламенты, принятые в спортивных сообществах, содержат прямое указание на подобные условия функционирования агента в спорте9.
При этом выдвигаются дополнительные требования к профессиональному облику спортивного агента, что позволяет спортивным федерациям проводить лицензирование этих специалистов и решать вопросы их допуска к занятию подобным видом деятельности. Если рассматривать агентские отношения в спорте как объект регулирования трудового права, то неправительственные спортивные организации не могут обладать подобными полномочиями.
Также отдельными авторами отмечаются и иные многочисленные коллизии, которые
9 Например, в статье 3 Регламента по агентам игроков, принятого на базе ФИФА, также установлено, что агентской деятельностью могут заниматься только физические лица. Аналогичные нормы можно обнаружить в документах многих международных спортивных федераций (НИР, 1ТР).
возникают между указанными локально-корпоративными документами и международноправовыми актами МОТ. В частности, такой качественный признак агентской деятельности в спорте, как вознаграждение агента, по-разному воспринимается нормами трудового права и правилами спортивных федераций10.
Таким образом, можно прийти к выводу, что агентская деятельность в спорте подчиняется на международном уровне актам спортивного права и не должна считаться областью действия других отраслевых международно-правовых документов. Однако в силу факта отсутствия на международном уровне систематизированного акта, посвящённого вопросам спортивной агентской деятельности, функцию ее международной регламентации активно используют федерации различных видов спорта.
10 Согласно международным стандартам частные агентства занятости не вправе получать вознаграждения с работников, что противоречит Регламенту ФИФА. См. более подробно: Прокопец М. А., Рогачев Д. И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. М.: Новая юстиция, 2009. С. 20.
ЛИТЕРАТУРА
1. Благодарова И. А. Принцип свободы труда в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. - 2011. - № 3. - С. 10-12.
2. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. - М.: Статут, 2004. - 512 с.
3. Власова Н. В. Коммерческие агентские контракты: рекомендательные акты МТП // Журнал российского права. - 2012. - № 2. - С. 116-126.
4. Горлова Д. В. Правовая природа перехода (трансфера) спортсмена-профессионала по футболу // Спорт: экономика, право, управление. - 2005. - № 4. - С. 18-23.
5. Гужов А. А. Профессиональные союзы в спорте: история и современность // Спорт: экономика, право, управление. - 2010. - № 4. - С. 26-29.
6. Зайцев Ю. В. Правовая природа переходов спортсменов // Спорт: экономика, право, управление. - 2009. - № 4. - С. 18-24.
7. Канунников А. Б., Шевелева А. А. Проблемы правового регулирования прекращения трудовых отношений с работниками профессионального спорта в российском трудовом праве // Трудовое право. - 2011. - № 2. - С. 81-88.
8. Коршунова Т. Ю. Развитие законодательства о труде профессиональных спортсменов // Трудовое право.— 2006.— № 6.— С. 56-66.
9. Кузьмишин А. А. Виды представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. - 2000. - № 11. - С. 57-69.
10. Николюкин С. В. Агентские соглашения в предпринимательском обороте: национальное и международно-правовое регулирование // Законодательство и экономика. - 2011. - № 10. - С. 63-73.
11. Прокопец М. А., Рогачев Д. И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. - Москва: Новая юстиция, 2009. - 424 с.
12. Сараев В. В. Отдельные вопросы правового регулирования коммерческой деятельности в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. - 2010. - № 4. - С. 11-16.
REFERENCES
1. Blagodarova I. A. Principle of Labor Freedom in Professional Sports. Sport: jekonomika, pravo, upravlenie - Sports: Economics, Management and Law, 2011, no. 3, pp. 10-12 (in Russian).
2. Vilkova N. G. International Circulation of Contract Law. Moscow, Statute, 2004, 512 p. (in Russian).
3. Vlasova N. V. Commercial Agency Contracts: ICC Recommendatory Acts. Zhurnal rossiiskogo pra-va - Magazine of the Russian Law, 2012, no. 2, pp. 116-126 (in Russian).
4. Gorlova D. V. Legal Nature of the Professional Football Player Transfer. Sport: jekonomika, pravo, upravlenie - Sports: Economics, Management and Law, 2005, no. 4, pp. 18-23 (in Russian).
5. Guzhov A. A. Trade Unions in Sports: Past and Present. Sport: jekonomika, pravo, upravlenie -Sports: Economics, Management and Law, 2010, no. 4, pp. 26-29 (in Russian).
6. Zaitsev Iu. V. Legal Nature of the Sportsmen Transfer. Sport: jekonomika, pravo, upravlenie - Sports: Economics, Management and Law, 2009, no. 4, pp. 18-24 (in Russian).
7. Kanunnikov A. B., Sheveleva A. A. Legal Issues of Termination of Employment with Employees in Professional Sports under the Russian Labour Law. Trudovoe pravo - Labour Law, 2011, no. 2, pp. 81-88 (in Russian).
8. Korshunova T. Iu. Development of the Labor Law on Professional Sportsmen. Trudovoe pravo - Labour Law, 2006, no. 6, pp. 56-66 (in Russian).
9. Kuz'mishin A. A. Types of Representation and Power in Civil Law. Zhurnal rossiiskogo prava -Magazine of the Russian Law, 2000, no. 11, pp. 57-69 (in Russian).
10. Nikoliukin S. V. Agency Agreements and Entrepreneurial Circulation: National and International Legal Regulation. Zakonodatel'stvo i ekonomika - Law and Economics, 2011, no. 10, pp. 63-73 (in Russian).
11. Prokopets M. A., Rogachev D. I. Fair of Football: Football Agents. Moscow, New Justice, 2009, 424 p. (in Russian)
12. Saraev V. V. Selected Issues in Legal Regulations of Commercial Activities in Professional Sports. Sport: jekonomika, pravo, upravlenie - Sports: Economics, Management and Law, 2010, no. 4, pp. 11-16 (in Russian).
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
11 апреля 2013 г. Финансовый университет посетил с визитом директор - постоянный представитель Всемирного Банка в Российской Федерации Михал Рутковски.
Во время своего визита г-н Рутковски встретился с ректором Финансового университета д. э. н., профессором М. А. Эскиндаровым, а также выступил перед профессорско-преподавательским составом и студентами Финансового университета в рамках Четвертого международного научного студенческого конгресса «Россия и ВТО: экономические, правовые и социальные аспекты» с докладом на тему «Проблемы и перспективы социально-экономического развития Российской Федерации при вступлении в ВТО». Выступление г-на Рутковски вызвало живой интерес со стороны преподавателей и студентов, которые активно задавали вопросы, участвовали в дискуссии.
В ходе лекции обсуждались вопросы интеграции российской экономики в мировую торговлю, улучшение инвестиционного климата России и перспективы национальной экономики на глобальном рынке.