Научная статья на тему 'Источники изучения истории создания и развития Комитета музеологии Международного совета музеев'

Источники изучения истории создания и развития Комитета музеологии Международного совета музеев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / МЕЖДУНАРОДНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕОЛОГИЯ / ИКОМ / ИКОФОМ / HISTORICAL SOURCES / INTERNATIONAL ACTIVITY / MUSEOLOGY / ICOM / ICOFOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труевцев Н. В.

В статье рассмотрены различные типы исторических источников отражающих создание и деятельность Международного комитета музеологии ИКОМ. Разработана типология источников по данной теме, выделены наиболее значимые для исторического исследования документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOURCES FOR RESEARCHING THE HISTORY AND DEVELOPMENT OF THE MUSEOLOGY COMMITTEE OF THE INTERNATIONAL MUSEUM COUNCIL

In the article different types of historical sources reflecting foundation and activity of the International Museology committee ICOM are researched. Typology of sources on this subject is worked out, the most important for historical research documents are sorted out.

Текст научной работы на тему «Источники изучения истории создания и развития Комитета музеологии Международного совета музеев»

В.С Соловьевым. Он, как известно, выделял три этапа: на первом искусство «служит богам», является религиозным, напоминая людям о вечных ценностях и смыслах жизни. На втором этапе - служит самому себе («чистое искусство») и, наконец, на третьем этапе - служит интересам здешней, земной и сиюминутной человеческой жизни. «Теперешние художники, - писал Соловьев о современных ему авторах-реалистах, - не могут и не хотят служить чистой красоте... они ищут содержания. Но чуждые прежнему религиозному содержанию искусства, они обращаются всецело к текущей действительности и ставят себя к ней в отношение рабское вдвойне: они, во-первых, стараются рабски списывать явления этой действительности, а, во-вторых, стремятся столь же рабски служить злобе дня, удовлетворять общественному настроению данной минуты...» [5, с. 34]. Соловьев не застал современного этапа, а точнее, тупика, когда искусство начало служить средством развлечения и товаром; но то, что из любых тупиков есть единственный выход, он показал совершенно точно: «Чистое искусство поднимало человека над землею. новое искусство возвращается к земле... но не для того же, чтобы погрузиться в тьму и злобу земной жизни, ибо для этого никакого искусства не нужно, а с тем, чтобы исцелить и обновить эту жизнь. Для этого нужно быть причастным к земле, нужна любовь и сострадание к ней, но нужно еще и нечто большее. нужно привлечь и приложить к земле неземные силы. Искусство, обособившееся, отделившееся от религии, должно вступить с ней в новую свободную связь» [5, с. 35]. Буквально одним штрихом русский гений показывает, например, отличие реализма от натурализма: действительно, чтобы погрузиться «в тьму и злобу земной жизни», никакого искусства не нужно, и если в произведении показ «чернухи» является самоцелью, то это именно натурализм, «рабское копирование». Причем неверное и неточное копирование: ведь в земной действительности есть и тьма, и свет; если же автор не видит света, то его можно, по старой аналогии, уподобить кроту, лишенному зрения, которому весь мир кажется погруженным во тьму.

Во всех работах русских мыслителей, при различии многих позиций, красной нитью проходит мысль: «человек потребляющий» - принципиально ущербен и не реализует свои основные, истинно человеческие потенции, а культура как «объект потребления», культура-«товар» - неизбежно вырож-

дается. Собственно говоря, она не является культурой вообще, так как утрачивает свою глубинную, метафизическую суть.

Исходя из этой альтернативной парадигмы, можно определить культуру (в ее узком смысле, а не в предельно широком, как оппозицию природе) как сферу, в которой в максимально разнообразных формах выражен и отражен путь духовной (то есть истинно человеческой) самореализации личности, или, говоря словами Франкла - путь человеческой самотрансценденции. При таком подходе, разумеется, вся привычная нам сфера культуры резко дифференцируется на истинную культуру и антикультуру. Мы не будем на этом останавливаться, так как на эту тему уже написано достаточное число работ, в том числе и о критериях дифференциации.

И поскольку цель культуры - не «удовлетворять потребности», а служить неким катализатором духовного роста и личностного развития человека и общества в целом, - то в нынешней ситуации нарастающих глобальных кризисов и все более осознаваемой тупиковости современной модели цивилизационного развития речь должна идти не о «выбрасывании на рынок» конкурирующих культурных товаров, а о совместном, «соборном» поиске всем мировым сообществом ценностных ориентиров, способных вывести человечество из грозящего тупика и, соответственно, - о выявлении культурных традиций, направлений, культурных артефактов, в которых данные ценностные ориентиры воплощены.

При этом надо подчеркнуть, что именно русская культура в максимальной степени воплощала ориентацию на духовнотворческое начало в человеке, на «бытийственную», а не «потребительскую» (пользуясь оппозицией Э. Фромма) жизненную ориентацию. Именно поэтому сейчас надо говорить не о том, какие культурные формы мы можем «предложить на глобальный рынок», но о том, что, независимо от этих форм -русская культура не просто актуальна, но, возможно, спасительна для современного мира. «Русская идея», вокруг которой так или иначе выстраивались дискуссии ведущих российских мыслителей XIX - начала XX вв. очевидно возрождается, и сам этот факт доказывает ее жизненность, как и то, что попытка пренебрежения ею обернулась идейным крахом прежде всего для нашей страны, повлекшим другие разрушительные процессы.

Bibliography

1. Panarin, A.S. Agents of globalism / / Moscow. - 2000. - № 1.

2. Fromm, E. To have or be? - Moscow: Progress, 1990.

3. Buber, M. I and Thou. - M.: Higher School, 1993.

4. Frankl, V. Man's Search for Meaning. - Moscow: Progress, 1990.

5. Solovyov, V.S. Three speeches in memory of Dostoevsky / / About Dostoevsky: Dostoevsky's work in Russian thought. - M., 1990.

Article Submitted 11.11.10

УДК 930.2

Н.В. Труевцев, асп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: truevtsev@mail.ru

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМИТЕТА МУЗЕОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА МУЗЕЕВ

В статье рассмотрены различные типы исторических источников отражающих создание и деятельность Международного комитета музео-логии ИКОМ. Разработана типология источников по данной теме, выделены наиболее значимые для исторического исследования документы.

Ключевые слова: исторические источники, международня деятельность, музеология, ИКОМ, ИКОФОМ.

Деятельность Комитета музеологии (ИКОФОМ) в составе Международного совета музеев (ИКОМ) достаточно широко представлена различными типами источников, позволяющими воссоздать достоверную картину его становления, роста чис-

ленности и авторитета, формирования специфики деятельности в разных странах мира.

Совокупность источников составляют документы, хранящиеся в Документационном Центре ИКОМ в Париже, архиве

кафедры мирового наследия ЮНЕСКО в университете Масарика г. Брно, Республика Чехия, а также в личных архивах президентов Комитета музеологии Виноша Софки (1995-2001 гг.) и Хильдегард Виерегг (2001-2007 гг.).

Работа по выявлению дополнительных источников проводилась во время участия в Ежегодном симпозиуме Комитета музеологии в провинции Хунань Китайской Народной Республики (2008), международных конференциях в Барнауле, Новосибирске, г. Чаньша провинции Хунань (КНР), Генеральной конференции Международного совета музеев в Шанхае, личных встреч с президентами, вице-президентами и членами правления ИКОФОМ в 2005-2010 гг.

В составе используемых письменных источников можно выделить: нормативные правовые акты, нормативные документы неправительственных организаций, делопроизводственные документы, публикации в периодических изданиях, справочники, материалы научных конференций, монографии, мемуары, статистические материалы, веб-сайты, фотофонд, интервью.

1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Комитета музеологии, связанную с обобщением теоретического и практического опыта музеев по сохранению и использованию природного, материального и нематериального наследия.

В настоящее время действует система международных правовых норм в области охраны памятников истории и культуры. Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта стала первым международным соглашением, рассмотревшим нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. В 1970 году была принята Парижская конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В 1972 году на Г енеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в декабре 1975 года. В Конвенции определены основные направления общей политики государств по сохранению наследия [1, с. 3-8, с. 242-253].

В 1978 году в Париже была принята Рекомендация об охране движимых культурных ценностей.

Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая 17 октября 2003 года в Париже, признала, что процессы глобализации и социальных преобразований служат источником серьёзной угрозы исчезновения и разрушения нематериального культурного наследия [2].

В большинстве стран действуют законы об охране культурного наследия, разработанные на основе Конвенций ЮНЕСКО и Европейского содружества. Российская Федерация, например, является участником всех основных Конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества.

2. Нормативные документы неправительственных организаций.

Основным документом, регламентирующим деятельность неправительственной организации, является Устав. Разработаны и приняты уставы ИКОМ, ИКОФОМ, ИКОФОМЛАМ, ИКОФОМСИБ. В Уставах определены цели, задачи, функции, структура организаций, их права и обязанности.

Комитет музеологии, действующий в составе ИКОМ имеет свой Устав. Необходимо отметить, что Комитет музеологии был создан благодаря серьёзной реформе Устава Международного совета музеев, которая была предпринята в 1970-е годы. Для увеличения рядов членов ИКОМ было принято решение о создании двух новых комитетов - Комитета музео-логии и Комитета по литературным музеям.

Принятие нового Устава сразу же дало положительный результат - заметное увеличение численности ИКОМ. Период

с 1976 по 1977 гг. был отмечен беспрецедентным ростом рядов членов ИКОМ (на 13,7% - 680 членов всех категорий). Уже в 1977 году ИКОМ насчитывал 5600 членов из 109 стран. ИКОМ расширил свои географические границы, что подтвердило его статус как всемирной организации.

В исследуемый нами период деятельности Комитета му-зеологии, в Устав ИКОФОМ неоднократно вносились поправки, корректировались и Уставы подкомитетов, действующих в составе ИКОФОМ (ИКОФОМ ЛАМ и ИКОФОМСИБ).

Вступая в ИКОМ, его члены обязаны следовать положениям Кодекса музейной этики, являющегося важным документом при анализе деятельности любого комитета ИКОМ. Кодекс профессиональной этики ИКОМ был принят 4 ноября 1986 года на заседании 15-й Генеральной Ассамблеи ИКОМ в Буэнос-Айресе (Аргентина) [3]. Кодекс устанавливает минимальные стандарты профессиональной деятельности для музеев и музейных работников.

3. Делопроизводственная документация.

Наиболее информативным источником, отражающим практически все аспекты деятельности Международного комитета музеологии, являются делопроизводственные документы. В зависимости от функций, выполняемых тем или иным документом, в этом типе источника можно выделить четыре основных вида документации: организационно-

распорядительную, плановую, учётно-контрольную, отчётную.

Каждые три года, во время Генеральных конференций ИКОМ, комитеты проводят свои Ежегодные научные конференции, на которых они отчитываются о проделанной работе, намечают перспективные планы на следующие три года совместной работы. Именно на ежегодных симпозиумах сконцентрирована основная деятельность комитета. Все делопроизводственные документы откладываются в информационном центре ИКОМ в Париже.

Наибольшую ценность для анализа деятельности ИКО-ФОМ представляют отчёты исполнительного комитета (Activity reports to the Executive Council and the Advisory Committee of ICOM) в ИКОМ (1978-2010 гг.) и отчеты подкомитетов (ИКОФОМЛАМ, ИКОФОМСИБ). Отчеты публикуются ежегодно в научном издании Комитета музеологии ICOFOM Study Series.

4. Публикация в периодических изданиях является традиционным источником для исторических исследований.

В 1946 году был создан Международный совет музеев (ИКОМ). В этом же году ИКОМом был подготовлен информационный выпуск «Новости ИКОМ (ICOM News)», а с 1948 года основным изданием, публикующим музеологические исследования, стал ежеквартальный журнал ЮНЕСКО ''Muzeum''. Журнал ''Muzeum'' быстро нашел своего читателя и стал постоянной трибуной для обсуждения международных и региональных музейных проблем. В 1970-е годы благодаря ему получили распространение идеи «новой музеологии», опыт музеев нового типа - экомузеев, в центре внимания которых находится взаимодействие и взаимовлияние человека и окружающей его среды; тематических и ландшафтных парков, детских интерактивных музеев и т. д. Журнал «Muzeum» публиковался в разных странах, издавался на нескольких языках, в том числе - небольшой период времени - на русском.

С 2005 года в России появился еще один специализированный профессиональный научно-практический журнал «Музей». Рубрикация статей журнала включает историю, теорию и практику развития музейного дела в стране. На страницах журнала обсуждаются инновационные технологии экспозиционной, выставочной работы музеев, новые музейнопедагогические проекты, музейный маркетинг и менеджмент. Журнал является инициатором многих проектов, касающихся представления важной информации о деятельности музеев. Весь майский номер журнала 2009 года, например, посвящен проблеме музейной терминологии и введению в научный обо-

рот и музейную практику новых музейных терминов[4]. Журнал неоднократно публиковал статьи членов Комитета музео-логии.

Главным научным изданием ИКОФОМ являются «ICO-FOM Study Series» (ISS) - сборники материалов симпозиумов, ставшие местом научных дискуссий для теоретиков и практиков музейного дела. Издания ISS играют важную роль в становлении и развитии музеологии как научной дисциплины. Последовательные выпуски ISS - материальное доказательство академического потенциала комитета. В 2010 г. к симпозиуму в Шанхае был подготовлен 39-й выпуск «ICOFOM Study Series». Материалы служат важным источником информации, которая может быть исследована как в печатных, так и в электронных изданиях.

Другое периодическое издание Комитета - Museological News (МН). Первый выпуск был опубликован в мае 1981 г. Его редактор - секретарь комитета и помошник секретаря Ande Desvalees и Gerard Turpin. После двух выпусков публикацию издания взял на себя Винош Софка. Объём публикации увеличился с 12 страниц (МН №2) до 45 страниц (МН №3), достиг своего максисмума в 287 страниц в 1988 г. (МН №11). С девятого выпуска «Музеологические новости» издавались ежегодно, вместо двухлетних периодов.

Основной издательской серией комитета в конце 1970-х годов должны были стать Museological Working Papers (Mu-WOP). Однако после двух выпусков журнал был закрыт из-за отсутствия финансирования. Множество интересных материалов остались неопубликованными.

В 1995 г. ИКОМ был начат выпуск «Учебных тетрадей» с целью ознакомления членов ИКОМ с результатами работы международных комитетов. Двуязычное (на англ. и французском языках) издание представляло обзор знаний по соответствующим дисциплинам, публиковало материалы дискуссий и обсуждений комитетов. В 2000 году был подготовлен номер, посвященный работе Комитета музеологии (Учебные тетради. ИКОФОМ (Музеология). 2000, № 8).

5. Справочники. В 1969 г. Международным советом музеев был издан первый том Международной музеологической библиографии. В 1992 году вышел в свет первый справочник членов ИКОМ. В 1986 г. Комитетом по документации был издан «Музеологический словарь» на 20 языках.

По случаю Генеральной конференции ИКОМ 1977 года ИКОМ СССР была выпущена специальная литература - сборник «Музейное дело в СССР», справочники и путеводители по музеям. В 2001 году Российским институтом культурологии было осуществлено издание «Российской музейной энциклопедии». Это уникальное и богато иллюстрированное издание впервые так полно и информационно насыщенно представило широкой общественности музейный мир страны [5].

Членами Комитета музеологии подготовлены справочники: «Музейный компас Баварии» [6], «Музейный компас Сибири: Ямало-Ненецкий автономный округ» [7].

6. Монографии, подготовленные членами Комитета му-зеологии, являются историческими источниками, отражающими развитие музеологии и практическую деятельность музеев в различных странах мира. Так, в Германии автором значительного числа монографий является доктор, профессор университета философии г. Мюнхена Х. Виерегг [8; 9; 10; 11], во Франции коллективная монография в 2005 году была подготовлена профессором А. Девалье (Andre Desvallees) и Ф. Мерес (Francois Mairesse) [12], диссертация П. Ван Менша [13] в Хорватии, в России авторами монографий являются члены Комитета И.И. Косова, О.Н. Шелегина и другие [11; 14; 15; 16; 17]. Коллективная монография «Музейное дело России», созданная музееведами двух крупных научных и учебных центров России - Академии переподготовки работников

искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) и Российского института культурологии (РИК), является в настоящее время наиболее авторитетным учебным пособием для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации музейных работников.

7. Mемуары. К ним мы относим воспоминания, записки членов Комитета. Подобные издания еще не получили должного распространения в Комитете музеологии. Oдним из первых свои воспоминания о многолетней деятельности в HXO-ФOM написал Почетный президент Комитета, основатель международной музеологической школы в Университете Mа-сарика г. Брно, Республика Чехия Винош Софка (Швеция).

8. Статистические материалы ИКOФOM содержат сведения о численности членов Комитета ИКOФOM и подкомитетов. Подробные списки членов Комитета раз в 3 года подаются в HXOM. Анализ данных, представленных в списках, позволяет показать не только количественный, но и качественный состав организации, включение в комитет представителей стран всех континентов.

9. Веб-сайты. Начиная с 1995 г., информация о деятельности HXOM представлена на веб-сайте и в его списках рассылки http://icom.museum/. На сайте подробно описана деятельность совета, представлены пресс-релизы, публикации, новостная лента, данные о количестве членов и их географическом распределении.

Oфициальный сайт Юнеско http://www.unesco.org/new/ en/unesco/ содержит информацию об административном устройстве организации и её комитетов. Электронная библиотека содержит более 120000 документов, посвященных деятельности ЮНEСКO, все документы находятся в свободном доступе http://www.icofom.com.ar/ посвящен деятельности ИКOФOM. Содержит сведения о подкомитетах. Наибольший интерес представляют опубликованные здесь первые выпуски ICOFOM Study series (ISS), Museological News (MN), Museological working papers (MuWoP).

10. Фотофонд. История Комитета, представленная в фотографиях, является важным источником, необходимым для объективной реконструкции исторических событий и фактов. Фотографии представлены на сайтах и имеются в личных архивах членов комитета.

11. Интервью. В ходе исследования мы использовали тематическое, биографическое и групповое интервью. Биографическое интервью (рассказ о жизни), когда основатели Комитета и его наиболее выдающиеся деятели по заранее составленному вопроснику рассказывали о своём участии в деятельности Комитета музеологии (В. Софка (Швеция), Н. Де-каролис (Аргентина), M. Шерер (Швейцария), Т. Шрайнер (Бразилия), Э. Девис (Канада), Л. Mаранда (Канада), С. Нэш (США).

Тематическое интервью было посвящено одной вполне конкретной теме - реконструкции истории Комитета музеоло-гии. Знаниями о деятельности Комитета в разные годы поделились его ветераны и руководители. В обстановке группового обсуждения проблемы проводились интервью с членами Комитета Яном Долаком (Чехия), П. Ван Mенш (Хорватия), Фабрицио Аго (Италия), Куо-нинг Чен (Тайвань), Э. Лайшун (КНР) и др. Интервью позволяет выявить личностное восприятие прошлого.

Oценивая в целом всю совокупность использованных в нашем исследовании источников, можно сделать ряд выводов по поводу его эмпирической базы. Во-первых, история E^O-ФOM достаточно полно представлена широким спектром источников.

Во-вторых, несмотря на широкую доступность источников, большинство из них практически не введено в научный оборот.

Bibliography

1. World cultural and natural heritage: documents, comments, lists of objects. - Moscow: Institute of Heritage, 1999.

2. Analytical Bulletin. RF Federation Council.

3. ICOM Code of Ethics for Museums. ICOM. 15th General Assambly of ICOM meeting in Buenos Aires, Argentina, 4 November, 1986 and amended by the 20th General Assembly meeting in Barselona, Spain on July 2001.

4. Museums terms: innovation and tradition / Museum. - 2009. - № 5.

5. The Russian Museum Encyclopaedia: 2 T. - M.: Progress, "Ripol Classic, 2001. - V.1., Volume 2.

6. Museums Kompass Bayern / Vieregg Hildegard. Munchen, 1992.

7. Truevtseva, O.N. Museum compass Siberia: the Yamal-Nenets Autonomous Area / O.N. Truevtseva, G.S. Hares. - Barnaul: AltGAKI, 2005.

8. Vieregg, H. Studienbuch Museums-wissenschaften. Impuls zu einer internationalen Betrach-tung. Printed in Germany. - Druck: Hofmann, Schrndorf, 2007.

9. Hildegard Vieregg. Museums - wissenschaften. Eine Einfuhrung, 2006.

10. Hildegard Vieregg. Geschichte des Museums eine einfuhrung. - Wilhelm Fink Verlag, Mun-chen, 2008.

11. Museology: an incentive for international cooperation: collective monograph / ed. O.N. Truevtsevoy, H.K. Vieregg. - Barnaul: AltGPA, 2010.

12. Definir le muse / Directed by Francois mairesse. Musee royal de Mariemont, Belgique, 2005.

13. Peter van Mensch Towards a methodology of museology (PhD thesis, University of Zagreb, 1992).

14. Shelegina, O.N. Adaptive processes in the culture of life-support of the Russian population of Siberia in XVIII-early XX century: (A statement of the problem). - Novosibirsk: Publishing House of Siberian scientific book, 2005.

15. Truevtseva, O.N. Museums of Siberia in the second half of XX century. - Tomsk: Izd-vo TGU, 2000.

16. Truevtseva, O.N. Public and municipal museums of Siberia: the historical experience and present. - Barnaul: Altai State Technical University Publishing House, 1998.

17. Museums of Russia / Ed. M.E. Kaulen, I.M. Kossov, A.A. Sundieva [and others]. - M.: Publishing house "VC", 2005.

Article Submitted 01.12.10

УДК 130.009

Н.П. Монина, канд. филос. наук, г. Омск, E-mail: monijulia@yandex.ru

КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА

Статья посвящена рассмотрению понятия «культурный архетип». В работе представлены взгляды современных ученых, исследующих данный феномен. Автором выявлены основные свойства культурного архетипа и предложено собственное определение этого понятия.

Ключевые слова: культурный архетип, концепт, культура, константа, этнический, духовность.

Современная культурология и философия культуры активно используют понятие «культурный архетип». Однако единого подхода к осмыслению данного феномена не существует. Представители различных направлений гуманитарного знания по-разному осмысливают это понятие. Основу для него заложили работы К. Юнга и его последователей. Изначальная психологическая трактовка архетипа со временем обогащается и философской, и культурологической, и этнологической.

В современной науке архетипы понимаются преимущественно как «базисные элементы культуры, формирующие константы модели духовной жизни» [1, с. 38]. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.

Сторонники концепции культурвитализма отмечают, что культурные архетипы существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер художественного творчества, стереотипные реакции на значимые ситуации, способы разрешения противоречий. «Они являются паттернами культурного опыта, которые каждый раз актуализируются и модифицируются, включаются в новую историческую ситуацию, но по сути остаются неизменными. Культура предполагает бесконечное вариабельное «прокручивание» одних и тех же сюжетов, повторение устойчивых стереотипов, красной нитью проходящих через всю историю. Эти стереотипы аккумулируют опыт, выступают как «наследственная память» культуры, возникающая в период культурогенеза и составляющая остов или каркас культурной системы, что придает ей целостность, устойчивость, качественную тождественность при всех

структурных и диахронических изменениях» [2, с. 23]. Культурные архетипы определяют не только развитие прошлого и настоящего, но и конструируют будущее культуры. От их целостности, свободы и аутентичности проявления зависит жизненность культуры. В случае разрушения, ломки культурных архетипов, при замещении их чужеродными элементами культурная система утрачивает свою органичность, способность к самовоспроизведению, самосохранению и самовыражению.

А.П. Забияко отмечает, что культурные архетипы, выступающие базисными элементами культуры, которые формируют константные модели культурной жизни, могут быть двух видов: универсальные культурные архетипы и этнические. К универсальным культурным архетипам относятся: укрощение огня, хаоса, творение, архетипы брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и т.п. В общем, универсальные культурные архетипы - это «суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития» [3, с. 54]. В противоположность им, этнические культурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основополагающие свойства этноса как культурной целостности. По мнению ученого, в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, они существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер, художественное творчество и историческую судьбу того или иного народа.

И.А. Есаулов, известный современный исследователь, анализируя рождественские и пасхальные архетипы в фило-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.