Научная статья на тему 'Источники и виды загрязнений балластных вод'

Источники и виды загрязнений балластных вод Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сустретова Ң. В., Этин В. Л.

В мире не существует единого стандарта качества балластной воды. Отсутствие единого стандарта ведет к переносу с балластными водами судов огромного количества организмов и загрязняющих веществ, и как следствие, к изменению природной структуры морей и внутренних водных путей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCOS AND TYPES OF BALLAST WATER CONTAMINATION

The ballast water treatment standard is a standard enabling comparisons of different treatment principles and their performance in relation to preset acceptance criteria. The standard enables different products using different technologies to be rated based on the same performance requirements.

Текст научной работы на тему «Источники и виды загрязнений балластных вод»

Продолжение этой работы должно состоять из следующих этапов:

1. Провести обследование функционирующих в настоящее время акваторий для отстоя судов. Для сбора данных разработана специальная форма таблиц.

2. На основании полученных статистических данных исследовать влияние показателей состояния акватории для отстоя судов на вероятность потери герметичности корпусами судов, выведенных из эксплуатации.

3. Обосновать полученные нормативные значения показателей состояния акватории.

4. Разработать обобщенную характеристику пригодности акватории для хранения

судов, выведенных из эксплуатации. •

Список литературы

[1] Чендлер К.А. Коррозия судов и морских сооружений. - JL: Судостроение, 1988. - 320 с.

[2] Сбор данных о местах дислокации судов, выведенных из эксплуатации, и судах, находящихся на холодном отстое; обследование судов и мест их отстоя. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2001. - 67 с.

[3] Е.Н. Грачев речные затоны. - М.: Транспорт, 1990. - 85 с.

[4] «Положение о порядке консервации и охраны судов, выведенных из эксплуатации», Мин-речфлот, 1976 (Приказ министра от 30.12.75г. №221).

[5] Закон «Об отходах производства и потребления РФ» № 89-ФЗ. Российская газета от 30.06.98 г.

[6] Н.А, Рехалова, B.JI. Этин Методика анализа состояния акваторий и мест хранения (отстоя) судов, выведенных из эксплуатации. Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья». - Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - С. 148-149.

THE PROBLEMS CONNECTED TO A RUN-OFF FLEET THAT TAKEN OFF OUT FROM OPERATION

N. A. Rekhalova, V. L. Etin

The subject matter of the article are problems of ships that taken off out from operation. The mechanism of environmental contamination by ships that taken off out from operation is considered. Results and conclusions of inspection of8000 ships in 14 basin ofRussia are submitted. The task of maintenance of ecological safety ships that taken offoutfrom operation is place.

УДК 502: 628.515

П. В. Сустретова, ассистент.

В. Л. Этин, д. т. н., профессор, академик РА Т, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5.

ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ БАЛЛАСТНЫХ ВОД

В мире не существует единого стандарта качества балластной воды. Отсутствие единого стандарта ведет к переносу с балластными водами судов огромного количества организмов и загрязняющих веществ, и как следствие, к изменению природной структуры морей и внутренних водных путей.

Среди проблем, обусловленных хозяйственной деятельностью человека, важное место занимает проблема чистой воды, поскольку поверхностные воды наиболее чувствительны к антропогенному воздействию.

Бесконтрольный забор и слив балластной воды вносит свой вклад в загрязнение поверхностных вод, т.к. с балластной водой через моря, океаны и страны осуществляется перенос огромного количества организмов и загрязняющих веществ.

Балластные воды могут содержать:

- эвригалинные или «инвазивные», организмы, представляющие собой угрозу биологическому разнообразию или наносящие экономический ущерб (более подробно они рассматривались в докладе «Экологическая опасность балластных вод» представленном в материалах научно - практической конференции «Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья», 2003 года);

- болезнетворные микроорганизмы, которые могут вызывать опасные заболевания. В среднем, балластная вода содержит до миллиарда бактерий и до семи миллиардов вирусов в каждом литре. Конечно, не все бактерии представляют опасность для человека, но обнаруживаются и действительно опасные возбудители, такие как холерный вибрион, цисты лямблий и др.;

- загрязняющие вещества, например, нефть и нефтепродукты;

- конденсат водяных паров, образующийся из-за перепада температур снаружи и внутри балластного отсека в условиях высокой влажности;

- водяные пары вод, используемых для обмыва судовых механизмов с растворенными в них топливными фракциями, отслоениями ржавчины, протечками воды через ослабленные заклепочные соединения, микротрещины корпуса и другими включениями.

Состав балластных вод зависит от географического района, где она была взята, от длительности перехода судна и от состояния самих балластных цистерн.

Систематическая доставка с балластной водой чужеродных организмов, возбудителей заболеваний или загрязняющих веществ оказывает неблагоприятное воздействие на природные сообщества на всех уровнях организации живой материи.

На молекулярном уровне действуют загрязняющие вещества (органические, неорганические, металлоорганические) действующие на все основные структурно - функциональные системы клеток живых организмов.

Эти же вещества зачастую обладают терратогенным (т.е. нарушают нормальное развитие организма и вызывают уродства) или эмбриотоксическим действием. Это влияет на развитие молоди рыб.

Среди важнейших проблем на популяционно-видовом уровне можно выделить следующие: исчезновение многих популяций и вытекающее отсюда обеднение генофонда; смена доминирующих форм в сообществах; вытеснение «местных» видов их конкурирующими за пищевые ресурсы «чужими» видами.

Влияние вселенных видов приводит не только к изменению видовой структуры сообществ. Многие виды в новых биоценозах не находят врагов и паразитов, ранее ограничивавших их размножение, в результате чего наступает «взрыв» численности и территориальная экспансия пришельцев.

Для приближенной оценки объемов перевозимого балласта были исследованы рейсы 40 волжских судов смешанного «река - море» плавания разных типов. За навигацию 2002-2003 года, в среднем, каждое из этих судов, совершили от 14 до 27 рейсов и естественно, на борт судна принималась забортная вода для сохранения мореходных качеств судна.

Общий объем балластных вод, перевозимых волжскими судами смешанного плавания во внутренние воды России оценить достаточно сложно. Эти данные требуют детальной статистической обработки.

С другой стороны география перевозок достаточно обширна. Волжские суда ходят в более чем 35 стран мира. Среди наиболее часто посещаемых можно отметить следующие: Италия, Турция, Иран, Украина, Греция, Франция, Англия, Алжир, Азербайджан и др.

Состав вод (минерализация, pH, органический состав), видовой состав и количество организмов (рыб, беспозвоночных, водорослей, микроорганизмов), загрязняю-

щие и токсичные вещества в водах акваторий разных стран сильно отличаются. Поэтому важно знать, что везет судно в Россию с балластной водой.

За навигацию 2002—2003 года только 40 волжских судов заходили в порты России из иностранных портов 230 раз и имели на борту не одну тонну балласта. На основании собранных данных был составлен рейтинг стран, из которых суда идут в Россию имея на борту балластную воду (рис. 1).

Относительная частота выхода волжских судов смешанного "река - море" плавания в Россию из иностранных портов с балластной водой на борту

. П36

022 □ 24

□ 9 П9 □ 16

иб иь ас і 1—1—-1— 1 — -

Албания Голландия Египет Франция Украина Англия Италия Греция Турция Иран

Рис. 1.

Очевидно, что состав воды в акватории, прилегающей к Ирану или Турции, будет отличен от состава, например, «английских» или «французских» вод.

Целесообразно каждому порту иметь открытую информацию и составе своих вод и предоставлять ее судоводителям, чтобы в портах велся учет регионов, где проводится забор балласта. На основании состава вод этих областей выбирался бы метод управления привозимой балластной водой: сдавать на очистные сооружения или осуществлять сброс в отведенных для этого местах и др.

На основании собранной информации, список российских городов - портов, в которые в течение навигации наиболее часто заходили волжские суда, выглядит следующим образом (рис. 2).

Относительная частота захода волжских судов смешанного "река -море" плавания в города - порты России

лэ 30

ТО“ 10

-- ...

Таганрог Астрахань РЬстов Азов Новороссийск С.-Пб. Самара Сегежа

Рис. 2.

География российских портов очень разнообразна. Перечисленным выше городам

— портам просто необходимо иметь информацию о составе балластной воды, которая со всего мира привозится и бесконтрольно сливается в их акваториях.

Объемы привозимого в Россию волжскими судами балласта будут оценены в дальнейшем, по самым приблизительным подсчетам это будут цифры порядка нескольких сотен тонн ежегодно.

Ряд стран, активно занимающихся судоходством, тоже обнаружили изменения в природной структуре морей и внутренних водных путей. Поэтому возникла необходимость появления такого документа, как Конвенция по балластной воде. В которой четко было бы сказано, какие балластные воды можно сбрасывать, какие нельзя, куда их можно будет передавать, если количество микроорганизмов в них превысит допустимые нормы, как они будут очищаться.

Однако многие судоводители и судовладельцы считают проблему балластных вод надуманной. К сожалению, отзвуки бытующих представлений о бесчисленных возможностях природы продолжают звучать. Неадекватное отражение существующего положения дел в проблемах, касающихся балластных вод неизбежно приводит к искаженному и упрощенному их толкованию, уводит от понимания их остроты, осложняя разработку эффективных способов и приемов их разрешения.

SOURCOS AND TYPES OF BALLAST WATER CONTAMINATION

N. V. Sustretova, V. L. Etin

The ballast water treatment standard is a standard enabling comparisons of different treatment principles and their performance in relation to preset acceptance criteria. The standard enables different products using different technologies to be rated based on the same performance requirements.

УДК 628.515

В. Л. Этин, д. т. н., профессор, академик РАТ.

Н. Ш. Ляпина, к. х. п., доцент.

В. В. Глебов, к. ф.-м. н., доцент.

А. В. Якубов, стажер-аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОг - ЛАЗЕРА ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ

При ликвидации разлива нефти существенную сложность представляет очистка водной поверхности от тонких пленок. Обсуждается новая технология ликвидации нефтяного пятна с поверхности воды с использованием ЛГУ «Комета — 2».

Загрязнение акваторий нефтью и продуктами ее переработки по сей день является одной из самых актуальных экологических проблем. Главными причинами появления нефти на водной поверхности могут быть:

- утечки с буровых установок и нефтепроводов;

- аварии при транспортировке танкерами;

- эксплуатационные сбросы с судов.

Все названные причины являются постоянно действующими, а потому вероятность появления разливов нефти достаточно велика.

В состав нефти входит более 150 различных углеводородов, из них примерно половину составляют алифатические, а другую - ароматические. В водоемах нефть и нефтепродукты скапливаются первоначально в поверхностной пленке, однако затем при перемешивании воды образуются устойчивые эмульсии в толще воды, которые частично растворяются или оседают на дно. Характер воздействия нефти и нефтепродуктов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.