Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА'

ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / АНАЛИЗ РЫНКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION / MARKET CONDITIONS / MARKET ANALYSIS / RESEARCH / SOURCES OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехина П.А.

Статья посвящена источникам информации, используемым при изучении конъюнктуры рынка. Внимание уделяется видам информации. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к информации, используемой при изучении конъюнктуры рынка. Приведены методы конъюнктурного анализа рынка в случае отсутствия доступа к информации об анализируемом явлении или процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND TYPES OF INFORMATION NECESSARY FOR STUDYING OF MARKET CONDITION

Anatation: Article is devoted to information sources used at a market condition research. Special attention is paid to types of information. The main requirements imposed to information used when studying market condition are considered. Methods of the tactical analysis of the market in case of lack of access to information on the analyzed phenomenon or process are given.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА»

УДК 338.12

Алехина П.А. студент

3 курс, факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства

(филиал ДГТУ) Россия, г. Шахты ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

Аннотация: Статья посвящена источникам информации, используемым при изучении конъюнктуры рынка. Внимание уделяется видам информации. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к информации, используемой при изучении конъюнктуры рынка. Приведены методы конъюнктурного анализа рынка в случае отсутствия доступа к информации об анализируемом явлении или процессе.

Ключевые слова: информация, конъюнктура рынка, анализ рынка, исследования, источники получения информации.

Alekhina P. A student

3 course, faculty of «Economics, service and entrepreneurship» Institute of service and entrepreneurship (branch of DSTU)

Russia, Shakhty

SOURCES AND TYPES OF INFORMATION NECESSARY FOR STUDYING OF MARKET CONDITION.

Anatation: Article is devoted to information sources used at a market condition research. Special attention is paid to types of information. The main requirements imposed to information used when studying market condition are considered. Methods of the tactical analysis of the market in case of lack of access to information on the analyzed phenomenon or process are given.

Keywords: information, market conditions, market analysis, research, sources of information.

Информация — важнейший фактор общественной жизни современного общества. Информационный процесс является неотъемлемой составляющей всех сфер жизни человека, как производственной, так и бытовой. Информация используется всеми. Политическими и государственными структурами, бизнес сообществом и общественными организациями и т.д. В современном обществе поток новой информации стремительно возрастает, превращаясь в один из основных ресурсов, сравнимых по значимости с материальными, сырьевыми, человеческими ресурсами. Причем, в современном мире использование всех этих ресурсов напрямую связано и не может обходиться без информационной составляющей. Одним из основных свойств информации является ее пополняемость. То есть информационный ресурс, в

отличии от других видов ресурсов, не истощается, постоянно обогащаясь и увеличиваясь а также может быть использован многократно. Информация является основой всех аналитических процессов и в зависимости от ее качества (полноты, всесторонности, объема и др.) во многом зависит качество аналитической работы.

Начальным этапом изучения конъюнктуры рынка является сбор информации о всех аспектах экономической жизни общества. Источником для анализа может быть практически любая информация, содержащая сведения об изучаемом процессе. Весь объем информации можно разделить на три вида, представленные на рисунке 1.

Данный вид информации включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в

целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности

Общая информация

Виды информации

Включает данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции получаемые от партнеров в порядке информационного обмена

Коммерческая информация

Специальная информация

Представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещании), а также материалы научно-исследовательских организаций

Рисунок 1 - Виды информации [2]

К коммерческой информации относятся:

—заказы и заявки торговых компаний;

—материалы служб исследования рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (информация о движении товаров в оптовых и розничных организациях);

—информация служб исследования рынка организаций, предприятий и учреждений торговли (материалы о движении товаров на розничных и оптовых рынках);

—конъюнктурные обзоры;

—предложения по текущей замене ассортимента. Особая информация включает в себя нюансы, которые зачастую отсутствуют в иных источниках, но при соответствующем анализе могут предоставить эксперту данные, в большей степени, оказывающие влияние на итоги анализа. Именно подобная информация является необходимым условием правильной оценки конъюнктуры рынка. Исходя из этого, на подготовительном этапе необходимо уделять внимание сбору именно специальной информации. Успех исследования конъюнктуры зависит от скорости получения полной и достоверной информации о характере, причинах и размере колебаний соответствия предложения и спроса на различных сегментах рынках. Основными требованиями к информации, используемой при изучении конъюнктуры рынка, являются оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:

—определение показателей;

—разработка схемы передачи информации в пространстве и во времени;

—форма и объем предоставления информации. Опрос, как источник получения информации для проведения исследования конъюнктуры рынка является важным инструментом, который при правильной организации способен предоставить значительный объем специальной информации, а также большой набор субъективных оценок. Уровень, выборка, методы и формы опроса зависят от целей, которые необходимо достичь в результате проведения исследования. Наиболее распространённые методы опроса интервьюирование и анкетировании. В качестве субъектов опроса могут выступать различные субъекты рыночных отношений. Выбор субъекта опроса зависит от цели опроса. В случае отсутствия доступа к информации об анализируемом явлении или процессе, в том числе для конъюнктурных оценок, можно использовать метод экспертных оценок. В практике конъюнктурного анализа применяют Дельфи-метод, метод «мозгового штурма» (brainstorming), метод синектики и некоторые другие.

Информация о конъюнктуре рынка может быть выделена особо. Она включает оценки, осуществляемые с помощью конъюнктурных индикаторов, то есть показателей, характеризующих основные параметры рынка, их состояние и изменения (такие как цены, объем продаж, товарные запасы,

степень сбалансированности спроса и предложения). Часто для получения такой непрерывной информации организуется мониторинг. Так как при изучении конъюнктуры рынка перед экспертом, поводящим анализ ставится задача не столько определения состояния рынка, сколько представить обоснованный прогноз его развития с учетом всего объема полученной информации. Длительность подобной прогнозной оценки может быть различной в зависимости от поставленной заказчиком цели и задачей исследования, качества собранной предварительной информации, квалификации эксперта, устраивающей заказчика доверительной вероятности прогнозной оценки и множества других факторов. [3]

Таким образом можно сделать вывод что от качества информационной базы исследования в значительной степени зависит полученных анализ конъюнктуры рынка.

Использованные источники:

1. Алексей, Парушин und Елена Самородова Конъюнктура мировых рынков продовольственной продукции / Алексей Парушин und Елена Самородова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 132 c.

2. Буров, А. С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: моногр. / А.С. Буров. — М.: Экзамен, 2016. - 160 с.

3. Чернухина, Г. Н. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка / Г.Н. Чернухина. — М.: Синергия, 2017. - 331 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.