Научная статья на тему 'Источники и ресурсы публичной политической власти (государственно-правовой аспект)'

Источники и ресурсы публичной политической власти (государственно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2621
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / НАРОД / ЗАКОН / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / STATE / STATE POWER / PEOPLE / LAW / DEMOCRATIC STATE / THE HISTORICAL CAUSALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савичев Алексей Аркадьевич

Статья представляет собой исследование таких важных сущностных характеристик публичной политической власти, как ее источники и ресурсы. Анализ литературы по данной проблеме позволил автору сделать вывод о недостаточной научной разработанности вопроса о разграничении соответствующих аспектов власти. На основе исследования этимологии слов «источник» и «ресурс» автор делает вывод о необходимости вкладывать различный смысл в соответствующие государственно-правовые явления. Исследование отражает анализ их сущности с точки зрения исторической обусловленности, позволяющей сделать вывод о нецелесообразности отождествления рассматриваемых понятий. В результате автор приходит к выводу о первичной роли источников власти по отношению к ее ресурсам. Особое внимание уделено вопросу об источниках власти в условиях современного демократического государства в России. Народ рассматривается как единственный властный источник, синтезирующий в себе все остальные исторически обусловленные факторы возникновения власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURSES AND RESOURSES OF THE PUBLIC POLITICAL POWER (STATE-LEGAL ASPECT)

The article is a study of such important essential characteristics of public political power, as its sources and resources. Analysis of the literature on this issue allowed to make the conclusion about the lack of scientific elaboration of the question of distinction of the relevant aspects of power. Based on the study of the etymology of the words “source” and “resource” the author concludes on the need to invest different meaning in the relevant state-legal phenomena. The study reflects the analysis of their essence from the point of view of historical causality, which allows to make a conclusion about inexpediency of identification of the considered terms. As a result, the author comes to the conclusion about the primary role of the sources of power in relation to its resources. Special attention is paid to the question of the sources of power in the modern democratic state in Russia. People are seen as the only power source, synthesizing in itself all the other historically determined factors of appearance of power.

Текст научной работы на тему «Источники и ресурсы публичной политической власти (государственно-правовой аспект)»

УДК: 342.5

ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

А. А. Савичев1

Статья представляет собой исследование таких важных сущностных характеристик публичной политической власти, как ее источники и ресурсы. Анализ литературы по данной проблеме позволил автору сделать вывод о недостаточной научной разработанности вопроса о разграничении соответствующих аспектов власти. На основе исследования этимологии слов «источник» и «ресурс» автор делает вывод о необходимости вкладывать различный смысл в соответствующие государственно-правовые явления. Исследование отражает анализ их сущности с точки зрения исторической обусловленности, позволяющей сделать вывод о нецелесообразности отождествления рассматриваемых понятий. В результате автор приходит к выводу о первичной роли источников власти по отношению к ее ресурсам. Особое внимание уделено вопросу об источниках власти в условиях современного демократического государства в России. Народ рассматривается как единственный властный источник, синтезирующий в себе все остальные исторически обусловленные факторы возникновения власти.

Ключевые слова: государство, государственная власть, народ, закон, демократическое государство, историческая обусловленность.

На современном этапе научный интерес к такому социальному феномену, как власть, достаточно высок. Исследованию проблем власти посвящено немало научных работ, авторы которых предлагают самые различные трактовки этого понятия. Например, в социальной философии власть понимается как «способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т. д.) [13, с. 49; 9, с. 16]. Ю. А. Тихомиров, рассматривая сущность власти с точки зрения ее роли в обществе, дает следующее определение: «Власть является мощным организующим и регулирующим фактором общественной жизни. Ее можно охарактеризовать как способность подчинять поведение и деятельность людей воле всего общества или отдельного класса. Власть

1 Савичев Алексей Аркадьевич — научный сотрудник Научно-исследовательского отдела ФБУ «Научный центр правовой информации» при Министерстве юстиции Российской Федерации, ucx7801@mail.ru, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, дом 65, корпус 1.

может выражать как общую волю и общие интересы, основываясь на добровольном и сознательном подчинении, так и волю группы людей, навязываемую большинству членов общества насильно» [10, с. 25]. В. Е. Чиркин понимает под властью «осознаваемое сторонами общественного отношения присвоение чужой воли индивидов, их групп, коллективов и социальных общностей для использования объекта властвования в своих целях под угрозой принуждения субъектом (субъектами), имеющим для этого реальные возможности» [12, с. 80]. Автором справедливо сделан акцент на возможности применения мер принуждения субъектом, что следует рассматривать в качестве такого важного ресурса власти, как сила. Вместе с тем, сила, реализуемая конкретными властными структурами — это далеко не единственный ресурс власти, хотя и один из наиболее важных. К ресурсам власти традиционно относят богатство, знания, информацию, авторитет, право и иные социальные нормы.

Публичная политическая власть выступает основой государственно организованного общества как наиболее совершенной формы жизнедеятельности социума. Такая власть представляет собой способность организации и упорядочивания общественной жизни в рамках того или иного территориального публичного коллектива. Она формируется в силу таких общих для возникновения любой власти причин, как общие дела, необходимость руководства коллективом, ограничение противоборства определенных социальных групп. Публичная власть осуществляется соответствующим публично-правовым образованием, его населением непосредственно (например, референдум), его органами [12, с. 83].

Государство представляет собой высшую форму выражения публичной политической власти, так как лишь ему присущи такие публично-правовые характеристики, как суверенитет и монополия на принятие правовых предписаний в масштабе всей страны.

Вопрос о разграничении источников и ресурсов публичной политической власти имеет большое значение в силу того, что они выступают ее неотъемлемыми признаками. По мнению В. Г. Ледяева, государственную власть (как основную разновидность публичной власти) отличают два обязательных признака: 1) субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы; 2) данные субъекты осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства [6, с. 60].

В научной литературе уделено недостаточно внимания проблеме разграничения понятий «источники власти» и «ресурсы власти». Одни исследователи, используя оба термина, указывают на их равнозначность [5, с. 298], другие же останавливаются более подробно на анализе одного из них [1, с. 66-71; 2, с. 307-312].

Необходимость разграничения данных понятий отчасти вытекает из этимологии слов «источник» и «ресурс». Толковый словарь В. И. Даля определяет слово «источник» как всякое начало или основание, корень и причина, исход,

исходная точка; запас или сила, из которой что-либо истекает и рождается, происходит [11, с. 58]. Понятие «ресурс» этимологически восходит к французскому слову «ressource» и означает: 1) средство, к которому обращаются в нужном случае; 2) запас или источник средств [7, с. 106]. Таким образом, источник средств власти не следует отождествлять с источником власти, как таковой (источник средств — это одно из значений слова «ресурс»). Следовательно, нецелесообразно «ставить знак равенства» между понятиями «источники» и «ресурсы власти». Исходя их этого, наиболее очевидным представляется разграничение данных понятий по функциональному критерию. Если источники власти можно рассматривать как определенные основания ее происхождения или как совокупность факторов ее возникновения, то ресурсы власти — как набор определенных средств, инструментов ее воплощения на практике. Таким образом, ресурсы, в отличие от источников, в большей степени отражают функциональную сторону власти. Ресурсы, выступая в качестве инструментов власти, обеспечивают ее реализацию, то есть позволяют осуществлять процессы управления.

Такое разграничение в целом соответствует подходу к разделению данных понятий с точки зрения их исторической обусловленности. Все то, что предопределено исторически и не выполняет явной роли побочных средств (ресурсов), следует считать источниками власти. Таким образом, к источникам власти относятся авторитет, традиции и закон. Ресурсами же выступают сила, деньги, природные недра и т. п. Такого мнения придерживались представители русского либерализма первой половины XX века (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев) [8, с. 213].

Исходя из этого, обоснованной представляется точка зрения Т. Ю. Дементьевой. Автор, рассматривая вопросы публичной власти, справедливо указывает на то, что такая власть базируется на определенных законных основаниях [3, с. 154]. Следовательно, закон можно рассматривать в качестве одного из источников власти.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. С одной стороны, данная норма и положения рассмотренного выше либерального подхода к вопросу об источниках власти соответствуют друг другу. Это соответствие проявляется в части, касающейся исторической обусловленности источников власти: народ — это исторически сложившаяся социальная общность. С другой стороны, указанный подход рассматривает в качестве первооснов власти авторитет, традиции и закон. В ныне действующем Основном законе в качестве единственного источника власти указывается народ. Позицию законодателя можно объяснить тем, что народ в условиях современного демократического государства, по сути, имеет первичное значение по отношению ко всем остальным источникам власти. То есть народ обуславливает соответствующие источники: закон, традиции обычаи и так далее.

Например, закон, так или иначе, является производным от народа, так как принимается либо представительным органом, избираемым населением, либо на всенародном голосовании (референдуме). Следовательно, конституционно -правовое закрепление народа в качестве единственного источника власти является абсолютно логичным и обоснованным.

Подводя итог исследования вопроса о разграничении источников и ресурсов публичной политической власти, можно сделать следующие выводы. Ресурсы, в большей степени характеризуют процесс реализации власти, выступая инструментами управленческой деятельности. Их не следует отождествлять с источниками власти, которые, в свою очередь, выступают исторически обусловленными факторами ее возникновения. В демократических условиях современной российской государственности эти факторы синтезированы в понятии «народ».

Литература

1. Бурковский И. В. Теоретико-методологический аспект проблемы ресурсов политической власти. // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 2. — С. 66-71.

2. Дантес В. Г. Теоретико-методологический анализ проблемы ресурсов политической власти. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. №2. — С. 307-312.

3. Дементьева Т. Ю. Теоретико-правовой аспект публичной власти. // Вектор науки ТГУ. № 1(15), 2011 — С. 152-155.

4. Жданов В. Л. «Политика» и «власть» — соотношение понятий. // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 63-71.

5. Конфисахор А. Г., Хабибулин Р. К. Современная политическая власть и ее ресурсы. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. — С. 297-303.

6. Ледяев В. Г. Политика и власть. // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2010. № 1. — С. 57-70.

7. Морозова Е. А. Патриотизм как идеологический ресурс современной российской власти. // Философия права. 2013. № 6 (61). — С. 106-108.

8. Рожнева С. С. Источники происхождения государственной власти с позиции русского либерализма первой половины XX века. // Альманах современной науки и образования. Изд-во «Грамота». Тамбов. № 2, 2007. — С. 213-215.

9. Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография / И. В. Солонько — 3-е изд., перераб. и доп. — М. 2011. — 304 с.

10. Тихомиров Ю. А. Власть и управление в социалистическом обществе. М.: Юр. лит-ра, 1968. — 199 с.

11. Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. 2-изд. Том второй. Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа. / С-Петербург, 1881. — 807 с.

12. Чиркин В. Е. Публично-правовое образование / В. Е. Чиркин. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2013. — 336 с.

13. Шабурова О. В. Власть // Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. — М.: Академический Проспект, 2003. — С. 49.

SOURSES AND RESOURSES OF THE PUBLIC POLITICAL POWER

(STATE-LEGAL ASPECT)

Savichev A.A.

Savichev Aleksey Arkad'evich — researcher of the Research Department of the federal budget institution "Scientific centre for legal information" at the Ministry of justice of the Russian Federation, ucx7801@mail.ru, 125438, Moscow, ul. Mihalkovskaya, b. 65, c. 1.

Abstract. The article is a study of such important essential characteristics of public political power, as its sources and resources. Analysis of the literature on this issue allowed to make the conclusion about the lack of scientific elaboration of the question of distinction of the relevant aspects of power. Based on the study of the etymology of the words "source" and "resource" the author concludes on the need to invest different meaning in the relevant state-legal phenomena. The study reflects the analysis of their essence from the point of view of historical causality, which allows to make a conclusion about inexpediency of identification of the considered terms. As a result, the author comes to the conclusion about the primary role of the sources of power in relation to its resources. Special attention is paid to the question of the sources of power in the modern democratic state in Russia. People are seen as the only power source, synthesizing in itself all the other historically determined factors of appearance of power.

Keywords: state, state power, people, law, democratic state, the historical causality.

References

1. Burkovskiy I. V. Teoretiko-metodologicheskiy aspect problemi resursov politicheskoy vlasti. // Obshestvo. Sreda. Razvitie. 2010. № 2. — Pp. 66-71.

2. Dantes V. G. Teoretiko-metodologicheskiy analiz problemi resursov politicheskoy vlasti. // Kaspiyskiy region: politika, economika, kultura. 2014. №2. — Pp. 307-312.

3. Dement'eva T. Y. Teoretiko-pravovoy aspect publichnoy vlasti. // Vector nauki TGU. № 1(15), 2011 — Pp. 152-155.

4. Zhdanov V. L. «Politika» i «vlast'» — sootnoshenie ponyatiy. // Mir politiki i sociologii. 2013. № 10. Pp. 63-71.

5. Konfisahor A. G., Habibulin R. K. Sovremennaya politicheskaya vlast' i eyo resursi. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2011. № 4. — Pp. 297-303.

6. Ledyaev V. G. Politika i vlast' // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinacionnogo Soveta po kadrovim voprosam, gosudarstvennim nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federacii v Severo-Zapadnom federal'nom okruge. 2010. № 1. — Pp. 57-70.

7. Morozova E. A. Patriotizm kak ideologicheskiy resurs sovremennoy rossiyskoy vlasti. // Filosofiya prava. 2013. № 6 (61). — Pp. 106-108.

8. Rozhneva S. S. Istochniki proishozhdeniya gosudarstvennoy vlasti s pozicii russkogo liberalizma pervoy polovini XX veka. // Al'manah sovremennoy nauki I obrazovaniya. Izd-vo «Gramota». Tambov. № 2, 2007. — Pp. 213-215.

9. Solon'ko I. V. Fenomen kontseptual'noi vlasti: sotsial'no-philosofskii analiz: monografía / I. V. Solon'ko — 3-e izd., pererab. i dop. — M. 2011. — 304 p.

10. Tihomirov Y. A. Vlast' i upravlenie v socialisticheskom obshestve. М.: Ur. lit-ra, 1968. — 199 p.

11. Tolkoviy slovar' zhivogo Velikorusskogo yazika Vladimira Dalya. 2-izd. Tom vtoroy. Izdanie knigopradavca-tipografa M. O. Vol'fa. S-Peterburg, 1881. — 807 p.

12. Chirkin V. E. Publichno-pravovoe obrazovanie / V. E. Chirkin — М.: Norma : INFRA-M, 2013. — 336 p.

13. Shaburova O. V. Vlast' // Social'naya filosofiya: slovar' / sost. i red. V. E. Kemerov, T. H. Kerimov. — М.: Akademicheskiy Prospekt, 2003. — P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.