Научная статья на тему 'Источники формирования исторического сознания российской молодежи'

Источники формирования исторического сознания российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
723
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МОЛОДЕЖЬ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / HISTORICAL MEMORY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шумилина-павлова Мария Олеговна

Статья посвящена анализу основных источников и факторов формирования исторической памяти, а также исторического сознания российской молодежи (от 16 до 24 лет). В современном российском обществе остро стоит проблема самоидентификации и связанная с ней дилемма о выборе дальнейших путей развития страны. От превалирующих в обществе представлений о своем прошлом во многом зависит выработка определенной стратегии поведения его граждан, а молодежь является той потенциальной силой, которая будет осуществлять выбранную стратегию в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of formation of historical consciousness of the Russian youth

This article analyses the main sources and factors in the formation of historical memory and historical consciousness of the Russian youth aged 16 to 24 years. In modern Russian society there are acute problem of identity and the related dilemma of choosing further ways for development of the country. Elaboration of specific behaviour strategy for citizens of the society depends greatly upon the prevailing public attitudes towards the past and it is exactly the youth that is a potent force to implement the chosen strategy in the future.

Текст научной работы на тему «Источники формирования исторического сознания российской молодежи»

М.О. Шумилина-Павлова

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу основных источников и факторов формирования исторической памяти, а также исторического сознания российской молодежи (от 16 до 24 лет). В современном российском обществе остро стоит проблема самоидентификации и связанная с ней дилемма о выборе дальнейших путей развития страны. От превалирующих в обществе представлений о своем прошлом во многом зависит выработка определенной стратегии поведения его граждан, а молодежь является той потенциальной силой, которая будет осуществлять выбранную стратегию в будущем.

Ключевые слова: историческое сознание, историческая память, молодежь.

На основе знаний и представлений формируется (или не формируется) интерес к истории, возникают положительные или негативные переживания, чувства гордости или горечи и стыда за отечество и поступки исторических деятелей, определяются ценности и смыслы русской истории. Происходит становление исторической памяти1 - одного из самых главных элементов исторического сознания2, без опоры на которую в полноценной духовной и практической жизни обойтись невозможно. В процессе функционирования исторического сознания все его структурные элементы тесно взаимодействуют между собой.

Историческая память актуализирована реалиями настоящего и избирательна. В кризисных ситуациях актуализируются сюжеты, в той или иной мере позволяющие описать или оправдать современность. Историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных исторических личностей формируются суждения о той или иной исторической эпохе.

На оценке молодежью значения роли тех или иных исторических деятелей сказывается сопричастность молодых людей тем

© Шумилина-Павлова М.О., 2014

процессам, которые разворачивались в XX в. и свидетелями которых были если не сами школьники, то их родители или дедушки с бабушками. Отсутствие большой исторической дистанции накладывает свой неизгладимый отпечаток на восприятие исторических личностей, порождает завышенные или заниженные оценки.

Эмпирическую базу данной статьи составили:

1) результаты социологического исследования «Историческое сознание россиян», проведенного автором с февраля по апрель 2013 г. методом глубинного интервью. Опрошено 24 респондента в возрасте от 18 до 24 лет;

2) результаты социологического исследования «Историческое сознание современной российской молодежи», проведенного автором в марте 2013 г. в Москве методом полуформализованного интервью. Опрошено 200 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет по квотной выборке;

3) результаты социологического исследования «Историческое сознание молодежи», проведенного Центром социологических исследований РГГУ в декабре 2011 г. в Краснодаре, Татарстане, Сочи, Москве. Опрошено 500 респондентов (школьников 11-х классов) по квотной выборке.

Как нам удалось определить на основе собранных данных, основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на формирование исторического сознания молодого поколения, являются: учреждения образования; семья; СМИ; кинематограф.

Наиболее важным социальным институтом формирования исторического сознания является система образования. Ее значимость обусловлена двумя характеристиками: во-первых, именно в школе приобретается наибольшее количество знаний по истории, во-вторых, эти знания обладают высокой степенью доверия. Однако необходимо отметить существенный недостаток системы образования, который связан с отсутствием единой программы преподавания исторических дисциплин.

Вторым по степени значимости в формировании изучаемого образования является институт семьи. Несмотря на относительно небольшой объем исторической информации, приобретаемой в семье, она обладает наибольшей степенью доверия. В последнее время все более популярным становится изучение истории семьи. Интерес проявляется в составлении генеалогического древа в большом количестве семей, особенно среди молодежи.

Третьим по значимости в формировании исторического сознания населения РФ является институт СМИ. Необходимо учитывать тот факт, что информация, передаваемая посредством обоз-

наченного механизма, обладает высокой степенью недоверия среди населения. Вместе с тем количество предложений исторического материала с помощью этого источника велико, и, следовательно, на основании закона о переходе количества в качество СМИ обладает высокой степенью формирования. Кроме предложенных факторов информация, предлагаемая СМИ, является специально адаптированной для различных категорий населения, а также наиболее популярным и доступным источником получения основного потока информации.

Четвертым по значимости является институт кинематографии. Кино обладает средней степенью доверия. Как отмечается, снижение степени доверия к художественным и документальным фильмам является результатом направленного воздействия, критики фильмов о войне и советских достижениях множеством авторитетов в конце 80 - начале 90-х годов XX в. Также для кинематографа характерна общая тенденция понижения интереса к данному виду искусства. Но сейчас можно снова говорить о возрождении интереса к историческим фильмам (кассовые сборы фильма «Адмирал» составили более 38 млн долл.).

Следует заметить, что каждый из приведенных выше социальных институтов обладает возможностью корректировки исторического сознания. Отличие заключается в источнике, корректирующем историческое сознание. В школьном образовании его определяют множество факторов: политика государства, политика региона, собственные взгляды преподавателя и т. д.; в СМИ - воздействие финансирующей структуры, которая, в свою очередь, является также зависимой от других организаций и объединений.

Такой ресурс, как Интернет, активно используется школьниками в качестве источника информации по исторической тематике (25% от общего числа опрошенных), тогда как к телевизионным программам учащиеся прибегают очень редко. В основном (около 80% опрошенных) смотрят передачи, где выявляется эрудиция, а не рассказывается полноценно о каком-либо моменте из прошлого (пример: передача «Седьмая печать»).

Историческая литература не слишком привлекает внимание школьников, в основном они (порядка 30% респондентов) читают художественную литературу, так или иначе затрагивающую историю («Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Герой нашего времени» и т. д.). Оставшиеся 64% не сумели вспомнить ни одного подобного произведения. Кроме того, школьников не интересуют и радиопрограммы, посвященные истории.

Печатные издания также не занимают высокое место в рейтинге источников, которыми старшеклассники пользуются постоянно. Только 26,9% от всей массы школьников читают газеты и журналы.

А что же тогда занимает первое место? На первом месте находятся кинофильмы как зарубежного, так и отечественного производства. 91,7% старшеклассников смогли написать названия одного и более фильмов, посвященных прошлому человечества.

Теперь рассмотрим полученные нами данные по опросу российской молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Здесь мы видим, что на первом месте у молодежи оказываются научные и научно-популярные фильмы (32%), далее следует Интернет (31%), затем с большим отрывом художественная литература и кино (13%) и только потом - учебники по истории (12%). Вот что сказал о фильмах молодой человек, студент: «Фильмы документальные - да, фильмы художественные - нет. Особенно наши. Хотя, если снимают на Западе, то тоже слишком много украшений для массового зрителя. У нас же всё скатывается в кричащую патриотичность, чрезмерную и кичливую».

Такие стандартные средства массовой информации, как телевидение, газеты и радио, имеют минимальный рейтинг. Данный факт свидетельствует о том, что теперь нужно налаживать коммуникацию с повзрослевшими людьми молодежного возраста именно посредством интернет-коммуникаций и искусства, так как именно при их помощи возможно осуществить эффективную передачу и перцепцию сообщения адресным реципиентом группы молодежи старше 18 лет.

Для детей школьного возраста аналогичную роль могут сыграть не столько интернет-ресурсы, сколько качественно сделанные художественные фильмы и грамотно преподающие свой предмет учителя.

Помимо перечисленных уже каналов формирования исторической памяти существует еще несколько. Один из них - это школьные учебники по истории, которые часто используют 31% школьников (10% молодежи), другой - сами учителя как своеобразные проводники социального института образования, с которыми обсуждают животрепещущие вопросы по истории 54% старшеклассников.

Немаловажную роль в формировании исторического сознания и создании определенной исторической картины оценок прошлого играют члены семьи. Как раз к ним чаще всего не просто обращаются за информацией, но и с ними обсуждают исторические события. Чуть более 58% школьников и 39% представителей молодежи проводят беседы о прошлом своей семьи и страны в кругу родных,

причем непосредственными источниками информации выступают чаще дедушки и бабушки, нежели родители.

Роль же референтной группы друзей у школьников не слишком высока - всего лишь 13% из них часто затрагивают тему исторического прошлого в своих разговорах, зато у молодых людей старше 18 лет друзья находятся на первом месте - 40% опрошенных ответили, что больше всего обсуждают историческое прошлое именно с друзьями.

Что касается группы респондентов от 18 до 24 лет, то они чаще общаются со своими родственниками и друзьями, чем с учителями, поскольку больше не учатся в школе и регулярно не контактируют с ними. Кроме того, немаловажно, что респонденты активно обсуждают исторические вопросы с друзьями. Это свидетельствует о сохранении внимания к своему прошлому и о том, что молодежь считает для себя данные вопросы актуальными, так как историю изучает и интересуется ими не «из-под палки», а самостоятельно делая выбор в их пользу.

Таблица

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Обсуждаете ли Вы прошлое своей семьи, страны?»

Школьники (%) Молодежь (%)

С друзьями 13 40

С родителями 30 39

С бабушками и дедушками 31

С учителями 54 -

С коллегами - 20

Сами исторические эпохи часто репрезентируются в сознании людей через конкретные исторические персоналии. Оценивая их роль в обществе и общий образ, люди выражают свое отношение к историческому периоду, в который данные персонажи проживали, таким образом разбивая на отдельные «кусочки» картину прошлого, чтобы облегчить его анализ. Не всегда легко однозначно выразить свое мнение по поводу той или иной эпохи, и советская эпоха не стала исключением.

В ситуации, когда людьми оцениваются события XX в., срабатывает средне- и краткосрочная историческая память, когда многие

реальные их участники еще живы, а события истории еще являются частью личной жизни человека и поэтому не избавлены от индивидуального их восприятия, специфического понимания и объяснения. На это восприятие накладывают отпечаток официальные и полуофициальные трактовки событий, литературные, журналистские и бытовые оценки деятельности государственных и общественных деятелей, многие из которых многократно пересматривались применительно к происходящим изменениям в политической жизни страны. По мере приближения к настоящему времени все более положительно оцениваются периоды идеализируемой «стабильности», в частности брежневская эпоха.

При определении того исторического времени, когда простым людям жилось лучше всего, школьники и молодые люди отдали свое предпочтение Л.И. Брежневу (27,1 и 23% соответственно), за ним с небольшим отрывом идет Н.С. Хрущев (24 и 18%).

Такой расклад, скорее всего, стал возможен потому, что данные руководители не стремились к радикальным переменам в общественной жизни (не считая десталинизацию). При них страна не испытывала серьезных потрясений, таких как массовые репрессии, смена политического режима и кардинальные реформы.

После сравнительного анализа ответов школьников и молодежи выяснилось, что в отличие от школьников молодые люди выделяют как положительного руководителя М.С. Горбачева, И.В. Сталина и В.И. Ленина, их общие оценки руководителей более вариативны, чем оценки школьников, так как они меньше связаны рамками школьной программы и получают основную информацию об истории по большей части из других источников.

В заключение можно отметить, что составляющие историческое сознание школьников и молодежи элементы - исторические знания, исторические представления, исторические переживания и исторические ценности - можно разделить только по условным границам, так они в своей эволюции взаимопереплетены и взаимосвязаны.

Основой исторического сознания школьной молодежи являются исторические знания, полученные из различных источников, на их основе возникают и закрепляются в историческом сознании исторические переживания, опосредованные собственным опытом и опытом близких людей, а также оценками учителей и авторов научной литературы.

В современном обществе историческая память оказывается существенной характеристикой образа жизни людей, во многом определяющей их намерения, настроения, поведение, опосредован-

но оказывающей мощное влияние на их сознание, тем самым предопределяя характер и методы решения общественных проблем3. Таким образом, формирование исторического сознания молодежи является важнейшей государственной задачей, ибо она неразрывно связана с задачей воспитания личности гражданина демократического общества.

Примечания

1 Историческое сознание представляет собой совокупность знаний, идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающую восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущую и характерную как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этнических групп (Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 295).

2 Историческая память - это устойчивая система компонентов, хранящая полученные в прошлом результаты различных видов деятельности людей (материальной и духовной) (Яблокова Е.А. Историческая память как феномен духовной культуры // Государственная служба . 2010. № 3. С. 96).

3 Луман Н. Общество общества. Ч. III. Эволюция / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.