М.О. Шумилина-Павлова
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена анализу основных источников и факторов формирования исторической памяти, а также исторического сознания российской молодежи (от 16 до 24 лет). В современном российском обществе остро стоит проблема самоидентификации и связанная с ней дилемма о выборе дальнейших путей развития страны. От превалирующих в обществе представлений о своем прошлом во многом зависит выработка определенной стратегии поведения его граждан, а молодежь является той потенциальной силой, которая будет осуществлять выбранную стратегию в будущем.
Ключевые слова: историческое сознание, историческая память, молодежь.
На основе знаний и представлений формируется (или не формируется) интерес к истории, возникают положительные или негативные переживания, чувства гордости или горечи и стыда за отечество и поступки исторических деятелей, определяются ценности и смыслы русской истории. Происходит становление исторической памяти1 - одного из самых главных элементов исторического сознания2, без опоры на которую в полноценной духовной и практической жизни обойтись невозможно. В процессе функционирования исторического сознания все его структурные элементы тесно взаимодействуют между собой.
Историческая память актуализирована реалиями настоящего и избирательна. В кризисных ситуациях актуализируются сюжеты, в той или иной мере позволяющие описать или оправдать современность. Историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных исторических личностей формируются суждения о той или иной исторической эпохе.
На оценке молодежью значения роли тех или иных исторических деятелей сказывается сопричастность молодых людей тем
© Шумилина-Павлова М.О., 2014
процессам, которые разворачивались в XX в. и свидетелями которых были если не сами школьники, то их родители или дедушки с бабушками. Отсутствие большой исторической дистанции накладывает свой неизгладимый отпечаток на восприятие исторических личностей, порождает завышенные или заниженные оценки.
Эмпирическую базу данной статьи составили:
1) результаты социологического исследования «Историческое сознание россиян», проведенного автором с февраля по апрель 2013 г. методом глубинного интервью. Опрошено 24 респондента в возрасте от 18 до 24 лет;
2) результаты социологического исследования «Историческое сознание современной российской молодежи», проведенного автором в марте 2013 г. в Москве методом полуформализованного интервью. Опрошено 200 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет по квотной выборке;
3) результаты социологического исследования «Историческое сознание молодежи», проведенного Центром социологических исследований РГГУ в декабре 2011 г. в Краснодаре, Татарстане, Сочи, Москве. Опрошено 500 респондентов (школьников 11-х классов) по квотной выборке.
Как нам удалось определить на основе собранных данных, основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на формирование исторического сознания молодого поколения, являются: учреждения образования; семья; СМИ; кинематограф.
Наиболее важным социальным институтом формирования исторического сознания является система образования. Ее значимость обусловлена двумя характеристиками: во-первых, именно в школе приобретается наибольшее количество знаний по истории, во-вторых, эти знания обладают высокой степенью доверия. Однако необходимо отметить существенный недостаток системы образования, который связан с отсутствием единой программы преподавания исторических дисциплин.
Вторым по степени значимости в формировании изучаемого образования является институт семьи. Несмотря на относительно небольшой объем исторической информации, приобретаемой в семье, она обладает наибольшей степенью доверия. В последнее время все более популярным становится изучение истории семьи. Интерес проявляется в составлении генеалогического древа в большом количестве семей, особенно среди молодежи.
Третьим по значимости в формировании исторического сознания населения РФ является институт СМИ. Необходимо учитывать тот факт, что информация, передаваемая посредством обоз-
наченного механизма, обладает высокой степенью недоверия среди населения. Вместе с тем количество предложений исторического материала с помощью этого источника велико, и, следовательно, на основании закона о переходе количества в качество СМИ обладает высокой степенью формирования. Кроме предложенных факторов информация, предлагаемая СМИ, является специально адаптированной для различных категорий населения, а также наиболее популярным и доступным источником получения основного потока информации.
Четвертым по значимости является институт кинематографии. Кино обладает средней степенью доверия. Как отмечается, снижение степени доверия к художественным и документальным фильмам является результатом направленного воздействия, критики фильмов о войне и советских достижениях множеством авторитетов в конце 80 - начале 90-х годов XX в. Также для кинематографа характерна общая тенденция понижения интереса к данному виду искусства. Но сейчас можно снова говорить о возрождении интереса к историческим фильмам (кассовые сборы фильма «Адмирал» составили более 38 млн долл.).
Следует заметить, что каждый из приведенных выше социальных институтов обладает возможностью корректировки исторического сознания. Отличие заключается в источнике, корректирующем историческое сознание. В школьном образовании его определяют множество факторов: политика государства, политика региона, собственные взгляды преподавателя и т. д.; в СМИ - воздействие финансирующей структуры, которая, в свою очередь, является также зависимой от других организаций и объединений.
Такой ресурс, как Интернет, активно используется школьниками в качестве источника информации по исторической тематике (25% от общего числа опрошенных), тогда как к телевизионным программам учащиеся прибегают очень редко. В основном (около 80% опрошенных) смотрят передачи, где выявляется эрудиция, а не рассказывается полноценно о каком-либо моменте из прошлого (пример: передача «Седьмая печать»).
Историческая литература не слишком привлекает внимание школьников, в основном они (порядка 30% респондентов) читают художественную литературу, так или иначе затрагивающую историю («Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Герой нашего времени» и т. д.). Оставшиеся 64% не сумели вспомнить ни одного подобного произведения. Кроме того, школьников не интересуют и радиопрограммы, посвященные истории.
Печатные издания также не занимают высокое место в рейтинге источников, которыми старшеклассники пользуются постоянно. Только 26,9% от всей массы школьников читают газеты и журналы.
А что же тогда занимает первое место? На первом месте находятся кинофильмы как зарубежного, так и отечественного производства. 91,7% старшеклассников смогли написать названия одного и более фильмов, посвященных прошлому человечества.
Теперь рассмотрим полученные нами данные по опросу российской молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Здесь мы видим, что на первом месте у молодежи оказываются научные и научно-популярные фильмы (32%), далее следует Интернет (31%), затем с большим отрывом художественная литература и кино (13%) и только потом - учебники по истории (12%). Вот что сказал о фильмах молодой человек, студент: «Фильмы документальные - да, фильмы художественные - нет. Особенно наши. Хотя, если снимают на Западе, то тоже слишком много украшений для массового зрителя. У нас же всё скатывается в кричащую патриотичность, чрезмерную и кичливую».
Такие стандартные средства массовой информации, как телевидение, газеты и радио, имеют минимальный рейтинг. Данный факт свидетельствует о том, что теперь нужно налаживать коммуникацию с повзрослевшими людьми молодежного возраста именно посредством интернет-коммуникаций и искусства, так как именно при их помощи возможно осуществить эффективную передачу и перцепцию сообщения адресным реципиентом группы молодежи старше 18 лет.
Для детей школьного возраста аналогичную роль могут сыграть не столько интернет-ресурсы, сколько качественно сделанные художественные фильмы и грамотно преподающие свой предмет учителя.
Помимо перечисленных уже каналов формирования исторической памяти существует еще несколько. Один из них - это школьные учебники по истории, которые часто используют 31% школьников (10% молодежи), другой - сами учителя как своеобразные проводники социального института образования, с которыми обсуждают животрепещущие вопросы по истории 54% старшеклассников.
Немаловажную роль в формировании исторического сознания и создании определенной исторической картины оценок прошлого играют члены семьи. Как раз к ним чаще всего не просто обращаются за информацией, но и с ними обсуждают исторические события. Чуть более 58% школьников и 39% представителей молодежи проводят беседы о прошлом своей семьи и страны в кругу родных,
причем непосредственными источниками информации выступают чаще дедушки и бабушки, нежели родители.
Роль же референтной группы друзей у школьников не слишком высока - всего лишь 13% из них часто затрагивают тему исторического прошлого в своих разговорах, зато у молодых людей старше 18 лет друзья находятся на первом месте - 40% опрошенных ответили, что больше всего обсуждают историческое прошлое именно с друзьями.
Что касается группы респондентов от 18 до 24 лет, то они чаще общаются со своими родственниками и друзьями, чем с учителями, поскольку больше не учатся в школе и регулярно не контактируют с ними. Кроме того, немаловажно, что респонденты активно обсуждают исторические вопросы с друзьями. Это свидетельствует о сохранении внимания к своему прошлому и о том, что молодежь считает для себя данные вопросы актуальными, так как историю изучает и интересуется ими не «из-под палки», а самостоятельно делая выбор в их пользу.
Таблица
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Обсуждаете ли Вы прошлое своей семьи, страны?»
Школьники (%) Молодежь (%)
С друзьями 13 40
С родителями 30 39
С бабушками и дедушками 31
С учителями 54 -
С коллегами - 20
Сами исторические эпохи часто репрезентируются в сознании людей через конкретные исторические персоналии. Оценивая их роль в обществе и общий образ, люди выражают свое отношение к историческому периоду, в который данные персонажи проживали, таким образом разбивая на отдельные «кусочки» картину прошлого, чтобы облегчить его анализ. Не всегда легко однозначно выразить свое мнение по поводу той или иной эпохи, и советская эпоха не стала исключением.
В ситуации, когда людьми оцениваются события XX в., срабатывает средне- и краткосрочная историческая память, когда многие
реальные их участники еще живы, а события истории еще являются частью личной жизни человека и поэтому не избавлены от индивидуального их восприятия, специфического понимания и объяснения. На это восприятие накладывают отпечаток официальные и полуофициальные трактовки событий, литературные, журналистские и бытовые оценки деятельности государственных и общественных деятелей, многие из которых многократно пересматривались применительно к происходящим изменениям в политической жизни страны. По мере приближения к настоящему времени все более положительно оцениваются периоды идеализируемой «стабильности», в частности брежневская эпоха.
При определении того исторического времени, когда простым людям жилось лучше всего, школьники и молодые люди отдали свое предпочтение Л.И. Брежневу (27,1 и 23% соответственно), за ним с небольшим отрывом идет Н.С. Хрущев (24 и 18%).
Такой расклад, скорее всего, стал возможен потому, что данные руководители не стремились к радикальным переменам в общественной жизни (не считая десталинизацию). При них страна не испытывала серьезных потрясений, таких как массовые репрессии, смена политического режима и кардинальные реформы.
После сравнительного анализа ответов школьников и молодежи выяснилось, что в отличие от школьников молодые люди выделяют как положительного руководителя М.С. Горбачева, И.В. Сталина и В.И. Ленина, их общие оценки руководителей более вариативны, чем оценки школьников, так как они меньше связаны рамками школьной программы и получают основную информацию об истории по большей части из других источников.
В заключение можно отметить, что составляющие историческое сознание школьников и молодежи элементы - исторические знания, исторические представления, исторические переживания и исторические ценности - можно разделить только по условным границам, так они в своей эволюции взаимопереплетены и взаимосвязаны.
Основой исторического сознания школьной молодежи являются исторические знания, полученные из различных источников, на их основе возникают и закрепляются в историческом сознании исторические переживания, опосредованные собственным опытом и опытом близких людей, а также оценками учителей и авторов научной литературы.
В современном обществе историческая память оказывается существенной характеристикой образа жизни людей, во многом определяющей их намерения, настроения, поведение, опосредован-
но оказывающей мощное влияние на их сознание, тем самым предопределяя характер и методы решения общественных проблем3. Таким образом, формирование исторического сознания молодежи является важнейшей государственной задачей, ибо она неразрывно связана с задачей воспитания личности гражданина демократического общества.
Примечания
1 Историческое сознание представляет собой совокупность знаний, идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающую восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущую и характерную как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этнических групп (Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 295).
2 Историческая память - это устойчивая система компонентов, хранящая полученные в прошлом результаты различных видов деятельности людей (материальной и духовной) (Яблокова Е.А. Историческая память как феномен духовной культуры // Государственная служба . 2010. № 3. С. 96).
3 Луман Н. Общество общества. Ч. III. Эволюция / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2005.