Научная статья на тему 'Источники фольклоризма в творчестве А. И. Куприна'

Источники фольклоризма в творчестве А. И. Куприна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1195
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИЗМ / МОТИВ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕАЛИЗМ / РОМАНТИЗМ / FOLKLORE / FOLKLORISM / MOTIVE / IDEOLOGY / REALISM / ROMANTICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдиенко Виктория Николаевна, Мхце Бэла Зауровна

Статья посвящена исследованию источников фольклоризма в творчестве русского писателя А.И. Куприна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of folklorism in the works of A. I. Kuprin

The article investigates the sources of folklorism in the works of Russian writer A. I. Kuprin.

Текст научной работы на тему «Источники фольклоризма в творчестве А. И. Куприна»

SOURCES OF FOLKLORISM IN THE WORKS OF A. /. KUPRIN A vdienko Viktoriya Nikolaevna, Student, E-mail: [email protected]

Mhtse Bela Zaurovna, PhD of Philological sciences, Senior Lecturer,

E-mail: [email protected]

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article investigates the sources of folklorism in the works of Russian writer A. i. Kuprin. Keywords: folklore; folklorism; the motive; ideology; realism; romanticism.

удк 336.221 ИСТОЧНИКИФОЛЬКЛОРИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ

А.И КУПРИНА

© Авдиенко В.Н., 2016 Статья посвящена исследованию источников фолькпоризма в творчестве рус-

© Мхце Б.З., 2016 с кого писателя А.И. Куприна.

Ключевые слова: фольклор; фольклоризм; мотив; мировоззрение; реализм; романтизм.

ш

АВДИЕНКО Виктория Николаевна, студентка, sagivica@yan dex. ru

МХЦЕ Бэла Зауровна,

кандидат филологических наук, ст. преподаватель, Мхге79@уап dex. г и

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Литературная деятельность А.И. Куприна с начала и до самой смерти отражает его постоянный интерес к многообразному творчеству народа. Александра Ивановича всегда восхищал фольклор, который М. Горький впоследствии назовет основой художественной культуры нации.

Дочь писателя, Ксения Александровна Куприна, вспоминала: "Отец считал, что основоположником их рода был татарский князь Кулунчак, пришедший на Русь в XV в." [6, с. 25]. Александр Иванович очень гордился своим татарским происхождением по матери. Одно время он даже надевал восточный халат и всюду носил татарскую тюбетейку. Мать писателя в молодости жила в деревне. "Годы девичества, проведенные Любовью Александровной в Зубове, были временем становления ее личности. Многое из того, что ей привилось здесь, сохранилось на всю жизнь и оказало решающее влияние на ее сына: любовь к меткому и образному русскому слову, устному народному творчеству, сельской природе..." [8, с.35].

Семейные предания, легенды и мифы, которые в детские годы писатель слышал от матери, сформировали мировоззренческую ориентацию А.И. Куприна на восточный фольклор. О влиянии матери на формирование фольклорного сознания будущего писателя пишет В. Лилин: "От нее (Любови Александровны) мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй" [7, с.8]. "Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, - вспоминал А.И. Куприн, - она непременно выскажет свое мнение о метком, сильном, характерном слове. Откуда она брала такие слова? Сколько раз я обкрадывал ее, вставляя в свои рассказы ее слова и выражения [7, с.8]. В некрологе, посвященном поэту А.Н. Будищеву, А.И. Куприн указывал на важность первых детских и юношеских впечатлений: "Какое это большое счастье для писателя, его первые впечатления бытия, эти богатые запасы на всю грядущую жизнь, украшены неразрывной, настоящей близостью милой, родной земле, к реке, к облакам, к хлебам, к тихим вечерним зорям, к ярким летним горам, снежным первопуткам, собакам, лошадям... смолистому бору, троицыным березкам, к простому, меткому и живописному, цельному языку. Все это похоже, как бы на здоровое целебное молоко самой матери-земли" [5, с.5].

В приобщении молодого писателя к народной жизни немалую роль сыграла его дружба со своей старшей сестрой Зинаидой Ивановной и ее мужем С.Г. Натом, лесничим и исследователем. А.И. Куп-

рин всегда с удовольствием проводил время в семье сестры еще и потому, что его здесь ожидали встречи с лесниками, объездчиками, крестьянами. Писатель очень быстро сходился с ними, черпал в народной гуще событий богатый запас впечатлений. В письме к Зинаиде Ивановне он отмечал, что его "всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, сказки, словечки".

Необходимость изучать сокровища устного народного творчества вытекала из самой художественной концепции А.И. Куприна. Он справедливо полагал, что реалистически-полнокровное отражение действительности обязательно включает в себя освоение исторического опыта народа, культурных многовековых традиций. И для того чтобы узнать "душу народа", надо не понаслышке, а лично общаться с простыми людьми, проникаясь их взглядами на жизнь, их привычками и обычаями, изучая их язык и искусство.

Знание народной жизни пришло к А.И. Куприну через непосредственное общение с народом. "Он изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой, - писал К.Г. Паустовский. - Он изучал страну и знал ее во всех качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор".

А.И. Куприн тонко чувствовал красоту устного народного творчества, хорошо ориентировался в многообразии жанров русского фольклора. Писатель знал множество сказок, легенд, с которыми знакомился не только изустно, но и по популярным изданиям, в частности собраниям сказок и легенд А.Н. Афанасьева.

Александр Иванович был хорошо знаком с историческими песнями и преданиями. Военные песни, предания, пословицы, обряды составляют неотъемлемую часть талантливого описания армейского быта в его произведениях. Само название и основная идея рассказа "Прапорщик армейский" (1897) перекликаются с содержанием старых, диковинных, смешных романсов [1, с.4].

Фольклорные включения помогали писателю воссоздать социальную среду во всех ее малозаметных подробностях, типизировать образы и явления, объединить их в цельную художественную картину.

Писатель горячо любил песни, и не только русские, а и "грациозные малорусские", цыганские, которым в рассказе "Фараоново племя" (1911) он посвятил восторженный монолог: "В бродячей жизни, среди чуждых языков мешались слова, выпадали строки и строфы, но ка-

кой горячей кровью, страстной тоской и пламенной любовью веет от восточной вязи этих песен". Фольклору и народным песням посвящен цикл его очерков "Югославия" (1928), который по праву считается шедевром купринс-кой публицистики. Поездка в Югославию позволила А.И. Куприну познакомиться с культурой, бытом и нравами народа. В непринужденной свободе художественно-исторического поиска и состоит обаяние и удача цикла очерков "Югославия". Для Александра Ивановича существенна именно эта сторона его публицистического повествования. Она заставляет его обратиться к прошлому, которое объясняет истоки народных традиций. Писатель уверен, что даже в первобытные времена человек находил возможность передавать накопленный им опыт следующим поколениям. Идея преемственности культурных и иных народных традиций - одна из важнейших в очерках А.И. Куприна [1, с.23].

В творчестве писателя, начиная с самых первых рассказов и очерков, звучат живая разговорная речь, устные рассказы, анекдоты, байки, присловья самых разных социальных слоев общества. Куприн бережно относился к устному народному творчеству и собирал, фиксировал в своих записных книжках его образцы, которые затем были востребованы в художественных произведениях. О сознательном и тщательном отборе А.И. Куприным фольклорного материала свидетельствует Н.К. Вержбиц-кий. "Он (Куприн) знал народные говоры, быстро их схватывал, но никогда не увлекался областничеством, игрой в "фольклорные бирюльки", как он их называл, смеясь над некоторыми неумелыми стилизаторами, которых в начале века было предостаточно" [2, с.96]. Это высказывание подтверждается редакторской работой А.И. Куприна над текстами своих ранних произведений. Например, готовя рассказ "Лесная глушь" (1898) и повесть "Олеся" (1898) к печати в сборниках, он снимает подстрочные примечания, объясняющие местные слова, устраняя излишнюю звукообразность, рассчитывая, что читатель поймет значение диалектизмов из контекста.

Говоря об отношении Александра Ивановича к русскому фольклору, нельзя не упомянуть и о пристальном внимании писателя-демократа к народной жизни вообще. "Из разговоров с А.И. Куприным, - пишет Н.К. Вер-жбицкий, - я вынес впечатление, что он чаще, чем мы предполагали, размышлял о русской деревне и придавал огромное значение крестьянству как общественной силе, как "кор-

мильцу" страны и как хранителю исторических традиций, касающихся языка".

Александру Ивановичу всю жизнь было присуще чувство глубокой вины перед народом и не только за себя, а за целый класс людей, ведущих праздную жизнь и относящихся к народу свысока. Эти мысли звучат в рассказе "Болото" (1902). В 1910 году А.И. Куприн пишет рассказ "Попрыгунья-стрекоза", где отразились впечатления о елке в сельской школе, которую он посетил, живя у Ф.М. Батюшкова в Даниловском. Мысли о социальной несправедливости, ответственности интеллигенции за народные судьбы нашли художественное воплощение в данном произведении.

А.И. Куприн пытался внести свой посильный вклад в дело развития и просвещения народа. В 1918 году он предлагает большевистскому правительству проект газеты "Земля", предназначенной для советской деревни. В тщательно разработанной программе важное значение придается сбору и изучению фольклора: "Со своей стороны мы беспрерывно изучаем язык народа, его сказки, былины, поговорки, обряды, приметы" [4, с. 40].

Свои представления о фольклоре и литературе А.И. Куприн изложил в предисловии к книге "Швейцарскиелегенды" (1927). Писатель считал устное народное творчество материалом, базой для великих литературных творений: "Гете взял основу своего величайшего произведения из народного эпоса. A.C. Пушкин с усердием и любовью разрабатывал крестьянские сказки. Скептический Анатоль Франс и Лесков терпеливо вникали в "Жития святых", где так много мотивов, звучащих строем полуязыческих веков" [1, с.12].

А.И. Куприн был знаком с работами современных ему фольклористов, в частности, с трудами А.Н. Афансьева и А.Н. Веселовского. В период работы над повестью "Суламифь" (1908) в письме к В.А. Тихонову писатель сообщает: "Теперь роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве..."

Александр Иванович задумывался над истоками и причинами возникновения обычаев,

культурных традиций, обрядов, о соотношении формы и содержания в произведениях устного народного творчества. "Только гений человека достиг художественной выдумки, -писал он Н.К. Вержбицкому, - способности создавать сказку, которая тоже есть не что иное, как обряд. Неужели Вы не чувствуете, что около каждой нашей древней былины стоит обряд-желание ее создателей обрядить в волшебную, сказочную форму, заветную мечту о силе, добре и чести" [1, с.15].

Именно вера в победу сил добра, способность "подниматься" над действительностью делала произведения А.И. Куприна оптимистическими, заставляла его в творчестве прибегать к фольклорным приемам и аналогиям, наконец, четко обозначать ориентацию на тот или иной жанр фольклора. "Все его творчество, - писал Ф.И. Кулешов, - явилось правдивым и искренним отражением надежд и чаяний демократических масс старой России, поэтичным воплощением их интересов и стремлений, тревог и горестей, изображением их повседневного труда, жизни и быта, их психологии и своеобычного языка" [3, с.54].

Высказывания самого писателя, его письма, статьи, рецензии, мнения биографов и исследователей позволяют говорить об устойчивом интересе и любви А.И. Куприна к устному народному творчеству.

Примечания:

1. Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна. - Челябинск, 1996. - 28 с.

2. Вержбицкий Н.К. Встречи с А.И. Куприным. -Пенза, 1961,-С. 96.

3. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. -Минск : ВГУ, 1987 -С. 54.

4. Куприн А.И. Программа газеты "Земля"// А.И. Куприн о литературе. - С. 40.

5. Куприн А.И. А.Н. Будищев. Некролог // Русское слово, - 1916. - № 273.-С. 5.

6. Куприна К.А. Куприн - мой отец - М., 1979 - С. 25.

7. Лилин В. А.И. Куприн. Биография писателя. - Л., 1975.-С. 8.

8. Фролов П.А. А.И. Куприн и Пензенский край. -Пенза, 1984. - С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.