Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / доходы и расходы бюджета / дефицит / источники финансирования / federal budget / budget revenues and expenditures / deficit / sources of financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Варвара Сергеевна, Видяшева Виктория Александровна, Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна

В статье анализируются источники финансирования дефицита бюджета Российской Федерации, исследуется современное состояние бюджета, а также рассматриваются перспективы и тенденции его финансирования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаева Варвара Сергеевна, Видяшева Виктория Александровна, Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the sources of financing the budget deficit of the Russian Federation, examines the current state of the budget, and also considers the prospects and trends of its financing in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 336.14

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Минаева Варвара Сергеевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), г. Москва

E-mail: varvarami1312@yandex.ru

Видяшева Виктория Александровна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), г. Москва

E-mail: vidyasheva.univer@yandex.ru

Научный руководитель: Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), г. Москва

E-mail: mazhmuratova@fa.ru

Аннотация. В статье анализируются источники финансирования дефицита бюджета Российской Федерации, исследуется современное состояние бюджета, а также рассматриваются перспективы и тенденции его финансирования в современных условиях.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы и расходы бюджета, дефицит, источники финансирования.

Abstract. The article analyzes the sources of financing the budget deficit of the Russian Federation, examines the current state of the budget, and also considers the prospects and trends of its financing in modern conditions.

Key words: federal budget, budget revenues and expenditures, deficit, sources offinancing.

Введение. Актуальность. Последние годы стали для Российской Федерации временем значительных преобразований, трансформаций,

повышения геополитического влияния. Одновременно с этим необходимость реагирования на санкции и их непосредственное влияние на национальную экономику страны значительно отразились на бюджете государства, резко повысив государственные расходы на оборону, социальную политику, поддержание стабильности экономической системы. Кроме того, были нарушены устойчивые торговые связи с европейскими странами, а также цепочки поставок промышленных и коммерческих товаров - России пришлось переориентироваться на Восток, создавать каналы параллельного импорта.

В этом смысле становятся очевидными причины возникновения дефицита бюджета страны, который, по оценкам и прогнозам Министерства финансов России, будет свойственен федеральному бюджету вплоть до 2025 г.

Доходы и расходы федерального бюджета РФ

30 трлн Р

- 29,2 Расходы • 28,0 Доходы

24 22

2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 1 Доходы и расходы федерального бюджета РФ на 2021-2025 гг. (2023-2025 гг. - прогнозные показатели).

Источник: Бюджет для граждан 2023-2025 //Министерство финансов России. - 2022 [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ соттоп/ир1оа^иЬгагу/2022/П/тат/В0 2023^/

Основная часть. Дефицит бюджета - опасное для государства экономическое явление, которое ставит под угрозу его способность выполнять свои бюджетные обязательства перед населением, обеспечивать функционирование государственного аппарата и бюджетных организаций, реализовывать государственные программы, повышать эффективность экономических сфер. Следовательно, государство в случае неспособности предотвратить дефицит бюджета обязано предпринять ряд макро- и микроэкономических решений и мер, направленных на нивелирование его

негативного эффекта и обеспечение профицита бюджета в дальнейшем [2, ^ 218].

Следует отметить, что в настоящее время государства обладают широким перечнем инструментов и мер финансирования федерального бюджета. Что касается России, для неё свойственно использовать государственные заимствования, средства, накопленные Фондом национального благосостояния, приватизацию, выпуск государственных ценных бумаг и иные меры [1, ^ 112]. Объёмы использования этих инструментов можно увидеть в таблице 1:

Таблица 1

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2020-2025 гг. (в млрд. рублей)

Показатели 2020 2021 2022 2023 2024 2025

План. Факт. План. Факт. План. Факт. План. План. План.

Источники финансирования фед. бюджета -4 102,4 4 102,5 2 755,0 - 524,3 1 313,1 3 294,5 2 925,3 2 192,6 1 264,3

%% к ВВП 3,8 6,8 0,5 0,4 0,9 2,1 2,0 1,4 0,7

Государственные заимствования 1 769,5 4 600,6 2 698 1 538,1 -1 123,5 2 056,7 1 597,8 1 989,4 1 932,2

Средства ФНБ 4 036,1 7 773,1 — 13 585,6 — 3 196,8 2 902,6 1 302,5 2,4

Приватизация 11 257,3 12 570,7 — 5,3 — 7,4 1,5 1,5 1,5

Источники: Бюджет для граждан 2023-2025 // Министерство финансов России. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ common/upload/library/2022/11/main/BG_2023.pdf.

Динамика профицита/дефицита федерального бюджета и ненефтегазового дефицита в 2020 - 2024 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov. ru/upload/iblock/97d/

unu6vk3jc23ryn6buruv3y93pjf587jk.pdf?ysclid=lqjcalxhpt317945334

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

de9/4mwoyc2qrqagqmi498h9vkz327iq025 u.pdf?ysclid=lqjd04rnn0340809190

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a01/v28frqorbyf3ojsg25tz6vf0l33wfxl2.pdf? ysclid=lqjd9t0jer328354624

Ключевым источником финансирования федерального бюджета для России выступают средства, аккумулированные Фондом национального благосостояния. Государство активно пополняло его сверхдоходами на случай ухудшения экономической ситуации, возникновения неблагоприятной внешней и внутренней конъюнктуры рынка. Иными словами, можно сделать вывод, что

государство готовила себе «финансовую подушку безопасности» на случай ситуации, с которой российское общество столкнулось сегодня, и эта «подушка» позволяет минимизировать влияние неблагоприятной экономической ситуации и сохранять относительную стабильность национальной экономики. Так, в 2023 г. из Фонда было задействована 2,9 триллионов рублей, а в следующем году планируется изъять из него 1,3 триллиона, чтобы обеспечить к 2025 г. стабильную и нормализованную бюджетную политику [3].

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, государство готово направить в ФНБ в 2024 и 2025 гг. дополнительные средства, полученные за счет дополнительных нефтегазовых доходов в размере 939 и 656 млрд рублей, что позволит увеличить объем резервных средств до 5,9 трлн и 6,6 трлн соответственно.

Таблица 2

Фонд национального благосостояния в 2021-2025 гг. (в млрд рублей)

Показатели 2021 2022 2023 2024 2025

(отчет) (оценка) (прогноз) (прогноз) (прогноз)

Объем ФНБ на 13 545,7 13 565,3 8 987,4 6 252,9 5 947,2

начало года

%% к ВВП 10,3 9,3 6,0 3,9 3,5

Пополнение ФНБ 31,6 2 657,8 0,0 939,0 656,3

Объем ФНБ на ко- 13 565,3 8 987,4 6 252,9 5 947,2 6 644,3

нец года

%% к ВВП 10,4 6,2 4,2 3,7 3,9

Источник: Бюджет для граждан 2023-2025 // Министерство финансов России. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ соттоп/ир1оа^иЬгагу/2022/11/тшп/Б0 2023^/.

Реакция России на дефицит федерального бюджета традиционно предполагает повышение налоговой нагрузки на нефтегазовую сферу, а также на ряд других секторов промышленности. Такие меры, по оценкам государства, позволит добиться получения дополнительных 3 триллионов рублей в бюджет через повышенную ставку налога на добычу полезных ископаемых на добычу нефти, газа, угля и алмазов. Важным механизмом сегодня является налог на дополнительную прибыль, которым активно пользуется Министерство финансов для стабилизации федерального бюджета: так, он планирует сохранить около 1 триллиона рублей бюджетных средств через снижение объемов предоставляемых нефтяным компаниям субсидий, ускоренное повышение акцизов и перенос льгот по налогу на дополнительный доход. Сокращение льгот представляет собой ключевое значение для государства в нынешних условиях, так как в прошлом году на это ушло 3,2 триллиона бюджетных средств [4].

В течение рассматриваемого периода Минфин России будет активно пользоваться маневром допустимого роста объема государственного долга: на конец 2023 г. этот показатель составит 25,3 трлн рублей, в 2024 г. он увеличится до 27,7 трлн, а в 2025 г. - до 29,9 трлн рублей. Ключевым источником долга будет выступать внутренний долг, то есть выпуск Минфином облигаций федерального займа с номинальной стоимостью в российском рубле, а не в иностранных валютах. Россия в этом смысле отличается долговой устойчивостью, так как подавляющая часть государственного долга приходится на внутренний долг (в 2023 г. - 81,6%, в 2024 г. - 82,4%, в 2025 г. - 83,5%). При этом общий уровень госдолга не превышает уровня в 20% от ВВП, что является безопасным для экономической устойчивости государства [3].

Выводы. Таким образом, вопрос дефицита федерального бюджета становится для России все более актуальным, что ставит перед ней необходимость продуманной макроэкономической политики. На современном этапе Россия обладает рядом эффективных инструментов финансирования бюджета, но его стабилизация и переход в профицит ожидается только после 2025 г.

Список использованных источников:

1. Андросова Л.Д. Дефицит федерального бюджета РФ и проблемы его финансирования // Инновационная наука. - 2016. - № 9. - С. 111-114.

2. Балынин И.В., Терехова Т.Б. Совершенствование управления федеральным бюджетом в России в 2023-2025 гг. // Инновации и инвестиции. -2023. - № 4. - С. 216-222.

3. Бюджет для граждан 2023-2025 // Министерство финансов России. -2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/ upload/Hbrary/2022/11/mam/BG_2023.pdf (дата обращения: 17.12.2023).

4. Минфин предложил сократить льготы для нефтяников по НДД // Ведомости. - 2023. - 29 сен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// www.vedomosti.ru/business/articles/2023/09/29/997801-minfin-predlozhil-sokratit-^ой^1уа-пейуатк^ (дата обращения: 17.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.