Научная статья на тему 'Источники авторского права в эпоху развития цифровых технологий'

Источники авторского права в эпоху развития цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1713
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
источники авторского права / объекты авторского права / цифровые объекты / технологии / sources of copyright / objects of copyright / digital objects / technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахматулина Р. Ш.

В статье автор выделяет источники авторского права, которые являются важными на современном этапе развития информационных технологий. Однако развитие законодательства в этой области отстает от технологий. С каждым годом увеличивается количество пользователей сети «Интернет», расширяется перечень услуг, особое внимание уделяется интернет-торговле, объектам авторского права и их использованию. Поэтому возникает необходимость их адекватного правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахматулина Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF COPYRIGHT IN THE DIGITAL AGE TECHNOLOGIES

In the article, the author highlights the sources of copyright that are important at the current stage of information technology development. However, the development of legislation in this area lags behind technology. Every year, the number of Internet users increases, the list of services expands, and special attention is paid to Internet Commerce, copyright objects and their use. Therefore, there is a need for their adequate legal regulation.

Текст научной работы на тему «Источники авторского права в эпоху развития цифровых технологий»

С® ИННОВАЦИИ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10444 РАХМАТУЛИНА Р.Ш.,

кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) e-mail: mail@law-books.ru

ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье автор выделяет источники авторского права, которые являются важными на современном этапе развития информационных технологий. Однако развитие законодательства в этой области отстает от технологий. С каждым годом увеличивается количество пользователей сети «Интернет», расширяется перечень услуг, особое внимание уделяется интернет-торговле, объектам авторского права и их использованию. Поэтому возникает необходимость их адекватного правового регулирования.

Ключевые слова: источники авторского права, объекты авторского права, цифровые объекты, технологии

RAKHMATULINA R.SH,

Ph.D. in Law, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Finuniversitet)

SOURCES OF COPYRIGHT IN THE DIGITAL AGE TECHNOLOGIES

Annotation. In the article, the author highlights the sources of copyright that are important at the current stage of information technology development. However, the development of legislation in this area lags behind technology. Every year, the number of Internet users increases, the list of services expands, and special attention is paid to Internet Commerce, copyright objects and their use. Therefore, there is a need for their adequate legal regulation.

Key words: sources of copyright, objects of copyright, digital objects, technologies

На сегодняшний день широко развиваются различные информационные технологии. Увеличивается число пользователей, операторов в различных сферах, расширяются оказываемые информационные услуги, интернет-торговля, без использования объектов авторского права не обходится ни один интернет-сайт.

Конституция РФ гарантирует каждому свободу творчества.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1 (далее — Закон о науке) также сказано о свободе творчества, при этом субъекты сами выбирают направления и методы проведения научных, экспериментальных исследований и разработок.

1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Принятие в 2008 г. части четвертой ГК РФ, состоящей из нескольких разделов (авторскому праву посвящена гл. 70), ознаменовало новое развитие авторского права, на которое повлияли Интернет, цифровое телевидение и новые технологии. Интернет помогает человеку реализовы-вать право на поиск информации независимо от гражданства и территории проживания, что является следствием распространения результатов интеллектуальной деятельности по всему миру и возникновения необходимости охраны прав на результаты творчества. Регулирование отношений в сети «Интернет» является одной из важных проблем глобализации, которая на современном этапе развития цифровых объектов так и остается не решенной.

Сложившаяся система законодательства в авторском праве не всегда учитывает интересы авторов, правообладателей и пользователей сети

«Интернет», что может повлиять на информацию и знания, которые должны быть доступными также в тех случаях, когда авторы и правообладатели разрешают свободно использовать их объекты авторского права. Развитие информационных технологий ставит все новые задачи, которые требуют быстрого реагирования и получения скорейшего результата, что важно для сферы коммерческой деятельности.

Следующим законом, имеющим значение для объектов авторского права является антипиратский закон, защищающий права на интеллектуальную собственность создателей кинофильмов, а также теле- и видеопродукции от незаконного распространения в Интернете.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»1 Закон об информации, ИТ и защите информации дополнен ст. 15.2, согласно которой правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта (п. 1).

В статье 2 Закона об информации, ИТ и защите информации дано определение сайта в сети «Интернет»: совокупность программ для ЭВМ, доступ, к которому осуществляется посредством сети «Интернет». Определение интернет-сайта, закрепленное в законе, носит, как отмечают многие авторы, чисто технические характеристики, хотя программы ЭВМ — это объекты авторского права и в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ интернет-сайт — это составное произведение. Также интернет-сайт, как было указано выше, имеет характеристики сложного объекта авторского права, если отметить его дизайнерскую и техническую составляющую. Содержательная часть имеет особые характеристики в связи с отнесением интернет-сайта к базам данных. Пола-

гаем, что существующее в законодательстве определение интернет-сайта несколько обобщающее, в связи с чем представляется необходимым разработать более точную формулировку. Как результат интеллектуальной деятельности

Интернет-сайт - это объект авторского права, в котором подобраны и расположены материалы, как результаты творческого труда. Данный объект, являясь составным произведением, обладает также всеми признаками сложного объекта: состоит из нескольких результатов интеллектуальной деятельности, которые взаимосвязаны между собой, организатор создания сайта может вносить и не вносить творческий вклад в создание сложного объекта, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.

Владелец сайта в сети «Интернет» — лицо самостоятельное и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта, в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Вся ответственность за находящуюся информацию на сайте, его наполнение различными объектами интеллектуальной собственности, дизайн лежит на владельце сайта, так как он решает, как использовать сайт, что размещать на таком сайте. Относить или нет владельца сайта к информационному посреднику вопрос не однозначный. Все зависит от того, насколько владелец сайта занимал активную позицию по размещению на сайте охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и получал ли прибыль. Использование охраняемых материалов на сайте самим владельцем не свидетельствует о том, что владелец сайта является информационным посредником. Будет ли владелец сайта или другое лицо информационным посредником, устанавливается судом с учетом того, какую деятельность осуществляли эти лица и каков ее характер.

Как отмечает А. Г. Серго, «интересно, что на практике понятие «информационный посредник» применяется как к субъекту права (физическое, юридическое лицо), так и к объекту права (сайт, портал, хостинг)»2. В этом смысле мы видим разные подходы и споры, связанные с самим понятием «информационный посредник».

Информационный посредник — это лицо, которое передает материал, куда входят также результаты интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационную сеть, от них зависит и возможность доступа к таким материалам. Оборот прав на объекты авторского права

1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2013.

2 Серго А. Г. «Информационный посредник» в спорах о защите авторских прав // Копирайт. 2016. № 1. С. 45-56.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

в интернете связан с деятельностью информационных посредников.

Информационный посредник не понесет ответственность за нарушение интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности в случаях передачи информации в Сети об объектах интеллектуальной собственности при соблюдении следующих условий:

- он не сам передает информацию об объектах интеллектуальных прав и не определяет того, кто такой материал опубликовал;

- не изменяет материал-информацию при оказании услуг связи, за исключением изменений, которые касаются технологического процесса;

- не знал и не мог знать о том, что использование объектов интеллектуальной собственности лицом, которое осуществляло передачу материала, содержащего такие объекты, является неправомерным;

- в случаях получения заявления от правообладателя о нарушении его интеллектуальных прав и при принятии немедленных мер для прекращения таких нарушений.

Другое лицо - провайдер-хостинга, оказывает услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации. Провайдер должен доказать, что он не получил прибыли от пользователей хостинга провайдера, где были использованы чужие результаты интеллектуальной деятельности. Также у провайдера должны быть специальные технические возможности для быстрого удаления всех нарушений интеллектуальных прав.

При рассмотрении дел, связанных с нарушениями интеллектуальных прав, суд будет учитывать действия провайдера, направленные на быстрое реагирование по удалению и блокировке контента, размещающего чужие результаты интеллектуальной деятельности. В иных случаях провайдер будет признан виновным. Так, если говорить, например, о музыкальных, аудиовизуальных произведениях, то ответчик (провайдер) должен будет доказывать в суде, что не совершал действий по доведению до всеобщего сведения музыкального, аудиовизуального произведения1.

Система правового регулирования объектов авторского права включает в себя элементы как общего, так и специального законодательства.

Специальные нормы отражают специфику данной сферы отношений, которые представлены:

- в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации»2 (далее — Закон о СМИ),

- Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»3 (далее

— Закон об архитектурной деятельности),

- Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»4 (далее

— Закон о рекламе), от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о геодезии, картографии и пространственных данных)5 и др.

Так, специфика соотношения частных и публичных интересов возникает при правовом регулировании рекламы.

Реклама, рекламный слоган, обладающие творческим характером, являются объектами авторского права. Чтобы признать их объектами, необходимо доказать, что они являются результатами творческой деятельности. Статья 1259 ГК РФ не называет прямо рекламу объектом авторского права. Не любая реклама или рекламный слоган могут быть объектами авторского права, а только те объекты, которые обладают признаками, присущими произведению. В соответствии с Законом о рекламе и Кодексом Российской Федерации об административных правонаруше-ниях6 (далее — КоАП РФ) нарушение законодательства о рекламе влечет за собой, прежде всего, административную ответственность. Поэтому нормы законодательства о рекламе в большей степени имеют публично-правовую направленность.

Главным принципом законодательства о рекламе является принцип реализации прав потребителей на надлежащую рекламу и защиты от недобросовестной конкуренции. Закон о рекламе ориентирован на защиту частных интересов граждан, которые каждый день сталкиваются с рекламным продуктом, через публичные интересы (императивные нормы).

Закон о СМИ также содержит публичных норм больше, чем частных.

1 Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 фев. 2010 г. № 09АП-26277/2009-ГК, Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2010 г. № КГ-А40/3891-10 по делу № А40-89751/08-51-773 (ООО «Первое музыкальное издательство» против ООО «Рамблер Интернет Холдинг») [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.recheniya-sudov.ru.

2 Рос. газ. 1992. 08 фев.

3 Рос. газ. 1995. 29 нояб.

4 Рос. газ. 2006. 15 марта.

5 Рос. газ. 2016.11 янв.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : [федер. закон : принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : по состоянию на 1 мая 2019 г.] // Со бр. законод ательств а Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Так, например, учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов в соответствии со ст. 56 Закона о СМИ несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Разрешение на вещание средствам массовой информации выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. В силу своей специфики и связи с городской инфраструктурой, развитием культурного наследия, такие объекты регулируются не только нормами частного права, но и нормами публичного права.

Так, например, особенности охраны авторских прав на произведения архитектуры установлены Законом об архитектурной деятельности в РФ. В этом Законе шире установлен спектр объектов авторского права на произведения архитектуры, определено договорное использование имущественных прав.

Закон об архитектурной деятельности в РФ содержит нормы различных направленностей: архитектурное проектирование относится к градостроительной деятельности; вопросы реставрации и порядок охраны архитектурных объектов регламентируются другими нормативными актами, имеющими публично-разрешающую составляющую; вопросы ответственности субъектов имеют отношение не только к имущественной сфере, но и затрагивают в большей степени административные нормы.

В следующем источнике авторского права — Законе о геодезии, картографии и пространственных данных (ст. 3) дано определение карты — это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности, других естественных небесных тел или их частей на плоскости.

Карты, исходя из научной деятельности, могут быть географические, геологические, геодезические, топографические, почвенные, астрономические и др.

Другое основание деления картографических объектов — это определенный род деятельности, где будет использоваться карта: экологическая, ландшафтная, туристская, грибная и др. Следующее деление — это величина картографи-

ческих произведений. К таким объектам относятся атласы, карты, фрагменты карты, авторские эскизы-наброски. При этом все эти картографические произведения имеют не частную направленность, а все-таки публичную. Это связано с тем, что объектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.

Пространственные данные — это данные о пространственных объектах, к которым относятся природные объекты, искусственные и иные объекты (в том числе здания, сооружения), местоположение которых может быть определено, а также естественные небесные тела.

Следует отметить, что на сегодняшний день пространственные данные стали неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие технологий и компьютерных программ оказало и оказывает существенное влияние на развитие картографических объектов. Составители карт используют большой арсенал технических возможностей, и это влияет на творческую составляющую этих объектов. Многие исследователи отмечают, что картографические объекты эволюционировали от простой составленной карты почти ручным творческим способом до информации с большими функциональными возможностями, где практически отсутствует человеческое творчество. Этому способствовали не только программные алгоритмы, но и различные технические средства и девайсы, с помощью которых осуществляется использование карт. При этом создаются мультимасштабные картографические объекты, помогающие осуществлять доступ ко многим объектам сразу.

В данном случае эта творческая область отношений по созданию картографических произведений связана с реализацией публично-правовых норм, так как сами объекты, по поводу которых возникают данные правоотношения, относятся больше к публичному праву, нежели к частному.

Следующий нормативный акт в сфере авторского права — это Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 29.07.2017)1 (далее — Основы законодательства о культуре), которые направлены на обеспечение и развитие культурной деятельности граждан и невмешательство

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

государства в творческую жизнь субъектов культуры.

Культура — это не только реализация духовных и творческих потребностей. Культуру многие специалисты приравнивают к искусству, творчеству.

В переводе с латинского (cultura) — это возделывание, воспитание, образование. В самом документе — Основах законодательство культуре

— понятие культуры отсутствует. Но определено, что понимается под культурной деятельностью — это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Объекты авторского права, такие как фотографии, кинематографические, музыкальные и другие произведения, в современном обществе тесно связаны с новыми техническими возможностями. Телевидение, записывающие системы, устройства и другие технологии развивают творческие возможности и процессы, помогают осуществлять доступ к объектам культуры.

Особое влияние на цифровую экономику оказывает и роботизация. За последние годы были достигнуты значительные успехи в области роботизации в различных видах производства, в телекоммуникациях. Однако нормативные акты, подробно регулирующие сферу, например, роботов, не были приняты. Возникает необходимость разработки не только общих, но и специальных правил регулирования и использования роботов. Многие нормы требуют тщательной регламентации в связи с теми изменениями в области технологий искусственного интеллекта, которые произошли в последнее время. Также вырабатываются различные концепции и стратегии развития искусственного интеллекта, к которым относятся, например, Дорожные карты развития робототехники, нормы по стандартизации, специальные программы по защите потребителей.

В регулировании и обеспечении баланса охраны прав авторов имеют значение и отдельные законодательные акты непрямого действия

— Налоговый, Трудовой, Таможенный, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Частноправовое регулирование отношений в сфере международного авторского права также гарантирует творческую свободу авторам различных государств. Во многих странах нормы авторского права, как и остальных институтов права интеллектуальной собственности, имеют в большинстве своем приоритет над национальным законодательством. Так, например, в России действуют следующие правила: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного

договора». Отсюда можно сделать вывод, что международный договор для российской правовой системы является важным нормативным правовым актом, нормы которого имеют приоритет над нормами национального законодательства.

Первые международные договоры в области авторского права были заключены Россией еще в начале XX в. для защиты прав не только своих авторов за рубежом, но и иностранных граждан в России.

В 1912 году Россией и Францией и в 1913 г. Россией и Германией были подписаны конвенции для защиты литературных и художественных произведений. Но, несмотря на то, что после Октябрьской революции конвенции перестали существовать, они имели прогрессивное значение для стран, заключивших их. Охрана прав иностранных авторов, согласно конвенциям, предоставлялась на основе взаимности.

В международной практике различают материальную и формальную взаимность. Согласно первой физическим и юридическим лицам иностранного государства предоставляются те же права и полномочия, которыми пользуются отечественные лица в данном иностранном государстве. Согласно формальной взаимности иностранцам предоставляются права, которые вытекают из национального закона, они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

Одним из важных международных договоров, который является универсальным актом регулирования интеллектуальных прав, признается Конвенция от 14 июля 1967 г., учредившая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Конвенция ВОИС)1.

Также Россия является участницей Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.2 и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.3 Основным принципом Бернской конвенции является принцип национального режима. Произведения гражданина страны Бернского Союза пользуются правовой охраной независимо от того, были они выпущены в свет или нет. Если автор не является гражданином одной из стран Союза, но имеет обычное местожительство в одной из таких стран, то его произведения будут пользоваться защитой тогда, когда они выпущены в свет впервые в одной из стран Союза. Не будут

1 Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2 Собр. постановлений СССР 1973. № 24, ст.

139.

3 Бюллетень международных договоров. 2003.

№ 9.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

охраняться, согласно конвенции, не выпущенные в свет произведения авторов, не являющихся гражданами одной из стран Союза. Целью Всемирной конвенции было привлечь к участию не присоединившиеся к Бернской конвенции государства. При этом государства, связанные Бернской конвенцией, могут не выходить из Бернского Союза, чтобы вступить в Женевскую конвенцию. Основным положением Всемирной конвенции, как и Бернской, является принцип национального режима в отношении произведений, которые охраняются в силу конвенции и национальных законов.

Для решения срока охраны, права следования, объема охраны произведений авторов -выходцев из стран, не участвующих в Бернском Союзе, Бернская конвенция исходит из принципа материальной взаимности.

Приведенные документы признают и охраняют права иностранных правообладателей авторского права на национальных территориях. Согласно принципу взаимности в международном праве, на основании п. 1 ст. 1189 ГК РФ, иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. Это говорит о том, что в международном частном праве может применяться и национальный режим, который заключается в предоставлении иностранным лицам того же объема прав и обязанностей, что и правообладателям интеллектуальных прав своего государства.

Однако государством может быть предоставлен и специальный режим, который имеет место с предоставлением ряда льгот.

Следующим международным договором является Соглашение ТРИПС. Оно обеспечивает минимальные стандарты по защите и охране прав на результаты интеллектуальной собственности. Это Соглашение было подписано в апреле 1994 г. Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) была необходимость привести нормы, регулирующие интеллектуальную собственность, в соответствие с Соглашением ТРИПС.

Соглашение ТРИПС затрагивает такие важные аспекты, как разработка правил, содействующих развитию международной торговли товарами и услугами, содержащими интеллектуальную собственность, а также борьба с их контрафакцией. Особенностью Соглашения ТРИПС является то, что оно предусматривает два основополагающих принципа: принцип национального режима, известный ранее и установленный другими кон-

венциями, регулирующими интеллектуальную собственность, и принцип режима наибольшего благоприятствования, имеющий значение для развития торговых отношений. Режим наибольшего благоприятствования означает, что в случае установления страной - членом ВТО в отношении охраны интеллектуальной собственности на своей территории любой льготы, преимущества, привилегии или иммунитета, предоставляемых этой страной гражданам любой другой страны, эти улучшения предоставляются гражданам всех других стран-членов.

Соглашение ТРИПС затрагивает вопросы торговли и соблюдение интеллектуальных прав, охрану прав на территориях отдельных государств, разрешение споров на объекты авторского права между членами Всемирной организации интеллектуальной собственности. Данного Соглашения было недостаточно для регулирования отношений, связанных с цифровыми технологиями. В связи с этим были предприняты попытки урегулировать некоторые пробелы, связанные с новыми реалиями современной электронной коммерции. Поэтому в 1996 г. на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) был подписан Договор по авторскому праву (ДАП)1. В силу он вступил в марте 2002 г. В данном Договоре имеются новые аспекты и подходы в регулировании объектов авторского права при использовании цифровых систем и обеспечении охраны прав на объекты авторского права.

Кроме этого, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране прав, которые предусматривают охрану прав иностранных правообладателей на территории России и российских правообладателей на территории соответствующих государств. Двусторонние соглашения заключены с Венгрией, Польшей, Чехией, Швецией и другими странами.

24 сентября 1993 г. Страны Содружества Независимых Государств (СНГ) заключили Соглашение «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»2, в соответствии с которым Государства-участники обеспечивают на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в ред. 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 г.) является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Документ вступил в силу для России 5 февраля 2009 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2016.

2 Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

датой, с которой каждое Государство-участник считает себя связанным ее положениями (ст. 1).

Раздел XXIII Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г. (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)1, посвящен интеллектуальной собственности, в том числе объектам авторского права.

В рамках Евразийского экономического союза по регулированию объектов интеллектуальной собственности был принят ряд соглашений. Действует Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Так, в сентябре 2015 г. был подписан Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности2, который вступил в силу 19 июля 2016 г.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что законодательство об интеллектуальной собственности носит комплексный характер. Использование публично-правовых норм оказывается необходимым при разрешении частных случаев нарушения интеллектуальных прав.

Главная роль при реализации интеллектуальных прав отводится частному праву, вопросы охраны и защиты прав принадлежат публичному праву.

Несмотря на кодификацию российского гражданского законодательства, которым регулируются отношения в области интеллектуальной собственности и авторского права, все еще остаются не урегулированными многие вопросы, которые требуют доработок.

Интернет и различные коммуникации оказывают влияние на объекты авторского права. Свои

1 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 05.06.2014.

2 О подписании Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 02 сент. 2015 г. № 1709-р // Официальный

интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 09.09.2015.

особенности имеет оборот прав на объекты авторского права в сети «Интернет», где отсутствуют определенные механизмы защиты и охраны. Поэтому в условиях стремительного роста новых технологий автору труднее становится защищать права на свои объекты, в связи с чем требуются изменения и в законодательство, и судебную практику. Принцип территориального действия авторских прав, национальный режим не всегда помогают решить вопрос охраны и защиты прав на объекты авторского права в том виде, в котором они закреплены в международных договорах. В этой сфере необходимо разрабатывать единые международные нормы и стандарты.

Поскольку частное право регулирует сферу творческого начала, которое является основой интеллектуальных прав, а публично-правовые нормы имеют влияние на правовые отношения в этой сфере, помогая, а иногда и мешая устанавливать баланс частного и публичного, автор продолжает настаивать, что важное место в авторском праве должно все-таки принадлежать частному праву3.

Список литературы:

[1] Серго А. Г. «Информационный посредник» в спорах о защите авторских прав // Копирайт. 2016. № 1. С. 45-56.

[2] См.: Рахматулина Р. Ш. Частное и публичное в праве интеллектуальной собственности // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7-1 (46). Т. 1. С. 534-541.

Spisok literatury:

[1] Sergo А. G. «Informacionnyj posrednik» V sporah o zashchite avtorskih р^ // 2016. № 1. S. 45-56.

[2] Sm.: Rahmatulina R. SH. CHastnoe i publichnoe V prave sobstvennosti // Evropejskij zhurnal social'nyh nauk. 2014. № 7-1 (46). Т. 1. С. 534-541.

3 См.: Рахматулина Р. Ш. Частное и публичное в праве интеллектуальной собственности // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7-1 (46). Т. 1. С. 534541.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.