Научная статья на тему 'Источник воды как смысловой центр архитектурного пространства'

Источник воды как смысловой центр архитектурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК ВОДЫ / WATER SOURCE / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И САКРАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / FUNCTIONAL AND SACRED PURPOSE / СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА / THE CENTER OF MEANING OF ARCHITECTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Павлов Николай Леонидович

Древнейшее представление о воде как источнике жизни, естественно, произошло из природных реалий. Это представление превратило источник воды в один из смысловых центров архитектурного пространства на всех его уровнях: от жилого дома до главной площади города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER SOURCE AS THE CENTER OF MEANING OF ARCHITECTURAL SPACE

The Ancient understanding of water is the source of life naturally came from natural realities. This view turned the water source to one of the semantic centers of architectural space at all levels: from the single house to the main square of the city.

Текст научной работы на тему «Источник воды как смысловой центр архитектурного пространства»

ИСТОЧНИК ВОДЫ КАК СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 721.056

Думают, что и Гомер, подобно Фалесу, научившись у египтян, считал воду началом и источником всего.

Плутарх II в. н.э.1

Н.Л. Павлов

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Древнейшее представление о воде как источнике жизни, естественно, произошло из природных реалий. Это представление превратило источник воды в один из смысловых центров архитектурного пространства на всех его уровнях: от жилого дома до главной площади города.

Ключевые слова: источник воды, функциональное и сакральное назначение, смысловой центр архитектурного пространства

WATER SOURCE AS THE CENTER OF MEANING OF ARCHITECTURAL SPACE

N.L. Pavlov

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The Ancient understanding of water is the source of life naturally came from natural realities. This view turned the water source to one of the semantic centers of architectural space at all levels: from the single house to the main square of the city.

Keywords: water source, functional and sacred purpose, the center of meaning of architectural space

Вода - источник жизни. По современным данным жизнь на планете Земля зародилась и развивалась в воде. Тело человека почти на 90% состоит из воды. Сегодня уже признано, что вода является даже носителем информации.

Человек просто не может жить без воды и потому селится у ее источников: у озер, рек и ручьев, у родников. Там где нет поверхностных вод, человек устраивает искусственные водоемы для сбора дождевой воды или копает колодцы. Поэтому вполне естественно, что во всех без исключения культурных традициях вода наделена глубоким сакральным смыслом. Вода служит средством приобщения к любому человеческому сообществу. Усталому путнику подносят стакан воды. Гостю говорят: «испей-ка нашей водицы». Вода служит средством очищения. Там, где воды много, обязательной процедурой перед ритуалом выступает омовение. Там, где воды мало, в пустынной местности перед молитвой люди «омывают» лицо сухими ладонями. Воду освящают. Водой освящают и благословляют. В христианстве крещение нового человека происходит в водной купели.

Плутарх - античный историк и философ II в. н.э.

Каждый источник воды, так или иначе, наделяется своими сакральными свойствами и персонифицируется. Его олицетворением служат боги, нимфы, русалки и т.п. У великих рек земли свои особые боги: у реки Нил - бог Хапи, у реки Ганг - богиня Ганга.

Тем более всегда был обожествлен главный источник всех благ - небесные воды. У ведических ариев в Ригведе целый ряд гимнов содержит обращение к Митре - Варуне с моленьем о подаче небесной благодати - воды. Варуна - божество небесных вод. Митра - бог, посредник между людьми и Варуной. У восточных славян таким божеством-посредником выступает податель дождя - небесного блага - Даждь-бог.

Если говорить об архитектуре, то с тех пор, как в квартире появился водопроводный кран, мы подзабыли, что многие тысячи лет источник воды помещался в центре развитого жилого дома, в центре дворцового двора, в центре культового комплекса. Такой источник соседствовал с алтарем, киотом, храмом. Наряду с семейным очагом и алтарем источник воды служил смысловым центром жилого дома, дворца, культового комплекса, человеческого поселения (рис. 1,2,3).

в) г)

Рис. 1. Колодец в центре развитого жилого дома и в центре двора [2]: а) Россия. Аркаим II тыс. до н.э. Колодец в центре жилого дома большой патриархальной семьи (по Г.Б. Здановичу); б) Вавилонское царство город Ларса XVIII в. до н.э. Колодцы в центре дворов [7]; в) Древний Рим. Помпеи II в. н.э. Комплювий с семейным алтарем в центре атриума [1]; г) Бассейн с алтарем в центре перистиля (фото автора)

г) д)

Рис. 2. а) Япония. Бассейн, выточенный в камне, у семейного алтаря в центре дворика (фото А. Таранова); б) Венеция. Колодец для сбора дождевой воды в центре дворика (фото автора); в) Россия. Колодец в центре крестьянского двора [2]; г) Россия. Фонтан в центре жилого комплекса конца 20-х - начала 30-х годов ХХ века [1]; д) Россия. Фонтан в центре жилого комплекса. Начало 50х годов ХХ века (фото автора)

в)

Рис. 3. а) Россия, Москва. XVII в. Колодец в центре двора боярской усадьбы [2];

б) Италия, Кремона. Колодец в центре монастырского двора (фото А.Таранова);

в) Индия, Фатейхпур Сикри. Бассейн в центре двора гарема (фото автора)

Если говорить о градостроительстве, то можно заметить, что многие тысячи лет источник воды помещался на главной площади в центре человеческого поселения. Такой источник, так же как и в развитом доме, соседствовал с алтарем, киотом, храмом (рис. 4, 5, 6).

в) г)

Рис. 4. а) Россия. На деревенской площади колодец с журавлем и киотом [2]; б) Россия. Торговое село Великое. В центре площади пруд, храмы и торговые ряды [2]; в) Непал, город Бунгмати. Двор-площадь многоконфессиональной соседской общины со ступами и

храмами разных религий. Всех соседей объединяет общий источник воды - бассейн с родником (в правом верхнем углу площади) [5]; г) Россия, конец ХХ века. Проект пионерского лагеря. Архитектор И. Чернявский. На центральной площади бассейн с деревом (из архива В.Н. Логвинова)

Рис. 5. Города средневековой Германии. Колодцы на центральной торговой площади, перед собором, перед ратушей и на перекрестках улиц [4].

ЗУ ¿^¿льятяш . • ' ПгОвуц .я т

- ВГ' ■' ' * ц * "

- » а-'

а)

б)

в)

г)

Рис. 6. а) Россия, конец XVIII века. Водоразборный фонтан московского водопровода на Лубянской площади [2]; б) Рим, площадь Испании. В центре площади фонтан Баркетта

[1]; в) Германия, Нюрнберг. В центре площади одна из главных достопримечательностей города - фонтан Щёнбруннен [1]; г) Фонтан каскадного типа в современном городе (архив кафедры Советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ)

Священные бассейны во многих случаях выступают как смысловой центр культового комплекса (рис. 7, 8, 9).

в) г)

Рис. 7. а) Древняя Индия. Хараппская культура III-II тыс. до н.э. Священный бассейн Пушкара в ритуальном здании [7]; б) Непал, Киртипур. Храм Вишну. Изображение мирового океана со змеем Ананда до рождения Этого Мира (фото автора); в) Мексика. Культура майя. Чичен Итца. Гигантский карстовый колодец - Священный сенот (фото автора); г) Мексика. Культура майя. Паленке. Два священных бассейна в центральном здании культового комплекса [3]

а)

б)

Рис. 8. а) Мексика. Теотихуакан. Священный бассейн в центре площади у подножия «Пирамиды Луны» (фото автора); б) Пакистан, г. Лахор. Мечеть Бадшаха. Бассейн для омовения в центре двора мечети [7]

а)

б)

в)

г)

Рис. 9. А) Древний Египет. Храм Амона в Карнаке. С юга, со стороны истоков Нила -священный бассейн [1]; б) Индия, г. Мадураи. Храмовый комплекс с бассейном [1];

в) Иран, г. Исфахан. Соборная мечеть. В центре двора фонтан для омовения [7];

г) Россия. Троице-Сергиева Лавра. В фокусе пространства центральной площади перед собором Святой источник [2]

Источники воды представлялись не только как центральный смысл архитектурного пространства. Главные объекты ритуала - алтари - представляют чашу для возлияний богам (рис. 10).

в) г)

Рис. 10. а) Непал. Архаический алтарный камень для возлияний; б) Шиваитский алтарь Линга-Йони. Желобок направлен на север, на ту строну света, которая соотносилась с расположенной за Гималайским хребтом горой Кайласа - обителью бога Шивы, и в целом с верхом, с небом (фото автора); в) Древний Египет. На алтарной плите буквально, как в инструкции представлена процедура возлияния (фото автора); г) Крит. Рогатый алтарь представляет «в разрезе» чашу для возлияний [7]

Совершенно естественно, что емкости для воды и других жидкостей помимо утилитарного носили сакральный смысл. Священные сосуды - главные объекты поклонения и подношения храму (рис. 11, 12).

г) д)

Рис. 11. а,б) Европа. Католическая и православная дароносица для причащения (потир) [5]; в) Непал. Современные сосуды - подношения храму (фото автора); г,д) Древний Египет [6] и Античная Греция [5]. Головы богинь увенчаны чашами-коронами. Боги -источники небесной влаги-благодати

г)

Рис. 12. а) Россия. XVIII век. Икона «Богородица - живоносный источник» [5]; б) Африка. XIX век. Конго. Порождающая утроба-чаша [5]; в) Древний Египет. Бог Солнца Ра родился в водяном цветке - лотосе [5]; г) Непал. Бог Вишну спит на змее Шешу в небесном океане до рождения Этого Мира (фото автора)

Повседневная, реальная роль воды в жизни человека и всей природы сделали ее объектом культа. Вода стала одним из центральных аспектов всего смысла Бытия. Такой центральный смысл определил центральное положение источников воды в архитектурном пространстве: в развитом жилом доме, в общественном и культовом комплексе, в человеческом поселении. Этот сакральный смысл развивался в самых различных вариациях: от небольшого ритуального сосуда-чаши до центрального фонтана в городе. С появлением водопровода хозяйственная функция фонтана по существу отмерла. Но сакральный смысл источника воды сохранился и продолжил свое развитие в современных архитектурных формах (рис. 13).

В мифологических картинах Вселенной, отразившихся в Античной натурфилософии, вода представлялась местом, в котором родилась жизнь, что вполне соответствует современным научным воззрениям. В большинстве традиционных культур существует отчетливое представление о том, что и сам Этот Мир произошел из Океана Небесных Вод. И потому в свои важнейшие религиозные праздники человек обращается к воде.

а) б)

Рис. 13. а) Современная Индия. Бенарес. Ежегодный праздник омовения в священных водах реки Ганги [7]; б) Россия. Начало ХХ века. Крестный ход и водосвятие [2]

Литература

1. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1. - М.: Стройиздат, 1979.

- 496 с.

2. Древнерусское градостроительство X-XV веков / Под Ред. Н.Ф. Гуляницкого. Т. 1.

- М.:Стройиздат, 1993. - 392 с.

3. Marquina, Ignacio. Arqitectura prehispanica / Ignacio Marquina. - Mexsico,1990 (Facsimil 1951). - 1055 s.

4. Klaiber, Christoph. Die Grundrissbildung der deutschen Stadt im Mittelalter / Christoph Klaiber // Beitrage zur Bauwissenschaft Heft, 20. - Berlin, 1912. - 79 s.

5. Павлов, Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Н.Л. Павлов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 362 с.

6. The Treasures of the Egyptian Museum / Под ред. Tiradritti, Francesco. - The American University in Cairo Press, 2002. - 386 s.

7. Чинг, Ф.Д.К. Всемирная история архитектуры / Ф.Д.К. Чинг, М. М. Яржомбек, В. Пракаш. - М. : АСТ: Астрель, 2011. - 784 с.

References

1. Bunin A.V. Savarenskaja T.F. Istorija gradostroitel'nogo iskusstva. Tom I [The History of City Planning Art]. Moscow, 1979, 496 p.

2. Drevnerusskoe gradostroitel'stvo X-XV vekov, Tom I [Ancient Russian City Planning in the X-XV Centuries]. Moscow, 1993, 392 p.

3. Marquina Ignacio. Arqitectura prehispanica. Mexsico,1990 (Facsimil 1951), 1055 р.

4. Klaiber Christoph. Die Grundrissbildung der deutschen Stadt im Mittelalter. Beitrage zur Bauwissenschaft Heft 20. Berlin, 1912, 79 р.

5. Pavlov N.L. Altar'. Stupa. Hram. Arhaicheskoe mirozdanie v arhitekture indoevropejcev [Altar. Stupa. Temple. The archaic universe in architecture the Indo-Europeans]. Moscow, 2001, 362 p.

6. The Treasures of the Egyptian Museum. The American University in Cairo Press, 2002, 386 p.

7. CHing F.D.K., YArzhombek M. M., Prakash V. Vsemirnaya istoriya arhitektury [World History of Architecture]. Moscow, 2011, 784 p.

ОБ АВТОРЕ

Павлов Николай Леонидович

Доктор архитектуры, профессор, кафедра Советская и современная зарубежная архитектура, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

e-mail: pavlovnl@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR Pavlov Nikolay

Doctor of Architecture (PhD), Professor, Department of Soviet and Foreign Architecture, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: pavlovnl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.