Научная статья на тему 'Истинный героизм – духовная составляющая общества'

Истинный героизм – духовная составляющая общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1518
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
героизм / герой / менталитет / поведение / духовность / идеал / познание / величие / heroism / hero / mentality / behavior / spirituality / ideal / knowledge / greatness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — М. П. Селезнёва

Статья посвящена исследованию феномена героизма и его эволюции от античности до наших дней. Данное исследование отражает проблему духовности, поскольку герой прямым образом имеет отношение к познанию истины, воплощая в жизнь идеи, полные самопожертвования, мужества и сострадания. Анализ изучения данной проблемы показывает, что актуальность исследования героизма зависит от духовного кризиса, сложившегося в современном обществе. В наши дни героизм отсутствует в повседневной жизни, в нем господствует лишь непомерная алчность и корыстный расчет, а должен властвовать истинный героизм, утверждающий духовную силу личности. Поэтому следует осмыслить природу героизма, поскольку без него невозможно существование нравственных идеалов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUE HEROISM – A SPIRITUAL COMPONENT OF SOCIETY

The article is devoted to the study of the phenomenon of heroism and its evolution from antiquity to the present day. This is proof that there are ideas in life that are full of selfsacrifice, courage, and compassion. The study examines the problems associated with a spiritual crisis, complex in modern society. Nowadays, heroism is absent in everyday life, it is dominated by exorbitant greed and selfish calculation, which must recognize true heroism, affirming the spiritual strength of a person. Therefore, one should comprehend the nature of heroism, since without it the existence of moral ideals of society is impossible.

Текст научной работы на тему «Истинный героизм – духовная составляющая общества»

ИСТИННЫЙ ГЕРОИЗМ - ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕСТВА М.П. Селезнёва, студент

Научный руководитель: Т.В. Коротаева, канд. ист. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11774

Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена героизма и его эволюции от античности до наших дней. Данное исследование отражает проблему духовности, поскольку герой прямым образом имеет отношение к познанию истины, воплощая в жизнь идеи, полные самопожертвования, мужества и сострадания. Анализ изучения данной проблемы показывает, что актуальность исследования героизма зависит от духовного кризиса, сложившегося в современном обществе. В наши дни героизм отсутствует в повседневной жизни, в нем господствует лишь непомерная алчность и корыстный расчет, а должен властвовать истинный героизм, утверждающий духовную силу личности. Поэтому следует осмыслить природу героизма, поскольку без него невозможно существование нравственных идеалов общества.

Ключевые слова: героизм, герой, менталитет, поведение, духовность, идеал, познание, величие.

В начале 20 века героизм был одной из самых обсуждаемых тем во всех сферах жизнедеятельности человека. Он затронул не только политику, экономику, но и этику. А ментальное героическое поведение стало частью идеологии различных социальных групп.

Каждая личность вкладывает свой смысл в понятие «героизм». В понимании людей, героизм-это совершение великого подвига человеком во имя других людей, а, следовательно, герой-это человек, который способен на самопожертвование, который в решающий момент проявит себя как защитник Родины, альтруист или, быть может, филантроп. Согласно мнениям Т. Карлейля, Г. Гегеля и многих других философов, герой - это великий человек, личность, решающим образом повлиявшая на ход и направленность исторического процесса благодаря самореализации в культуре во имя духовно-нравственных ценностей.

Познание истины героизма - многогранное явление. В рассуждениях попытаемся выявить совершенный, идеальный вид героизма.

Героизм - это чувство, проявляющееся ради достижения высоких нравственных целей, а герой-это некий жизненный свет,

который исключительно положительно и приятно действует на человека. Настоящий герой всегда труженик. Его высшее звание - помогать людям в различных жизненных ситуациях. Проявляя героические поступки, индивид стремится к совершенству внутренний истины, которая сквозь время проходит через всю душу человека.

Истинный героизм, действительно, оказывает влияние на сохранение и укрепление единства всего общества. Именно героизм, обладающий внутренний силой, гарантирует его выживание, дает надежду на воссоздание и оживление нравственного самоутверждения личности. Качества, которые утверждает героизм можно перечислять часами, но следует выделить основные положительные и важные характеристики образований личности: самопожертвование, стойкость, выносливость, доброжелательность, бесстрашие, смелость, жизнерадостность, трудолюбие, справедливость и доблесть. Также следует отметить многообразие подходов, раскрывающих сущность истинного героизма: массовый и индивидуальный, жертвенный и обыденный, безрассудный и осознанный. Но не стоит забывать, что данные подходы

в первую очередь зависят от мировоззрения людей и конкретных условий.

Несмотря на то, что существует достаточно большое количество литературы, посвященной героизму населения, проблема формирования способностей человека совершать подвиги была исследована достаточно мало, в основном данная тема содержалась в трудах Д. Бруно, А. Рено, Г. В. Ф. Гегеля и Дж. Вико. Так, например, итальянский философ и поэт Джордано Бруно пытался понять природу героизма, он исследовал проявление героического энтузиазма в душе человека, противопоставляя свои убеждения и знания средневековья. Другой итальянский философ Джамбаттиста Вико считал, что героизм по самой природе невозможен.

С.Н. Булгаков в работе «Героизм и подвижность» следующую точку зрения относительно роли героизма в обществе. «Героизм стремится к спасению человечества своими силами и притом внешними средствами; отсюда исключительная оценка героических деяний, в максимальной степени воплощающих программу максимализма. Нужно что-то сдвинуть, совершить что-то свыше сил, отдать при этом самое дорогое, свою жизнь. Стать героем, а вместе и спасителем человечества можно героическим деянием, далеко выходящим за пределы обыденного долга» [1].

В конце 19 - начале 20 века тему героизма начали развивать марксисты, которые пересматривая страницы истории, признавали лишь образцы, отвечающие идеи революционного преобразования мира. Здесь можно выделить лекции советского государственного деятеля А.В. Луначарского «Героизм и индивидуализм», где автор отмечает, что героизм - это социальное явление, которое возникает при расслоении первобытного общества.

Свое начало героизм берет с культа героев античности: Геракл, Персей и другие, а само понятие происходит от слова герой. Заимствование из французского, в котором heros имеет значение «полубог, герой» -так в Древней Греции называли смертных, родившихся от богов и наделенных выдающимися способностями и огромной силой.

Как известно, героизм имеет достаточно интересную историю зарождения. Возникновение героизма относится к классическому или олимпийскому периоду древнегреческой мифологии (примерно две тысячи лет до н.э., а расцвет - середина 2 тыс.). Именно олимпийские боги создают начало поколений героев, вступая в брак с родом смертных людей. «Герой, которого, как правило, наделяют сверхчеловеческими возможностями, великой силой и бессмертием, обязан упорядочивать жизнь, внося в нее справедливость» [2].

Истинные герои способны на самоотверженные поступки, тем самым сохраняя гармонию общества в целом. Героизм обеспечивает выживание обществу, вытесняя чувство страха и побуждая человека к самопожертвованию. Только настоящие герои обладают способностью напрямую брать ответственность за судьбы других людей.

Существует несколько подходов, раскрывающих природу истинного героизма:

1. Природа истинного героизма - интеллектуальна, провиденциальна (Д. Бруно, Т. Карлейль);

2. Природа истинного героизма заложена в биологическом инстинкте человека (Х. Ортега-и-Гассет, М. Лившиц);

3. Природа истинного героизма сокрыта в его единении с Космосом (Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Л. Шапашникова);

4. Природа истинного героизма сокрыта в подвижнической деятельности героя (А. Бердяев, И. Ильин);

5. Природа истинного героизма сокрыта в человеческой гордости и самоуважении, в сильной воле героя (Д. Юм, Ф. Ницше);

6. Природа истинного героизма скрыта в харизме героя (М. Вебер);

7. Природа героизма раскрывается в энтузиазме героя (Д. Мовчан);

8. Природа истинного героизма раскрывается в массовом героизме (В. Плеханов, В. Ленин).

Следовательно, все выше перечисленные факторы способствуют более глубокому осмыслению исторического пути зарождения одного из основных свойств человеческого духа-героизма.

Зарождение свойств героизма в человеке позволяет личности проявить все свои самые лучшие качества. «Герой определяется тем, что благодаря собственным физическим, интеллектуальным или же нравственным качествам берет на себя большую ответственность. Это его сознательный выбор, подвиг, в котором он служит обществу» [3].

А есть ли место героизму в наши дни? Разумеется, есть. Современный мир дает нам множество примеров проявления героизма. Каждый год многие герои получают призвание и даже государственные награды за заслуги перед Отечеством. Ведь героем можно стать в повседневных делах, необязательно во время военных действий. Недаром выдающийся мыслитель Бенджамин Франклин говорил: «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах».

Так же стоит отметить, что существует героизм особого рода - это героизм духа. Он заключается в том, что человек ни при каких обстоятельствах не изменит правилам чести и человеколюбия. Яркий пример такого героизма-судьбы людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, сохраняли в себе достоинство, отвагу и доброжелательность, - словом, все истинно человеческие качества.

В современном мире молодое поколение сами выбирают себе героев и воспитываются на их примере, для них они становятся неким идеалом жизни. Хотелось бы, чтобы такими героями были, например, Николай Гастелло. Николай Франце-вич был капитаном экипажа, который 24 июня 1941 года вылетел с целью нанести удар по немецкой механизированной ко-

ной артиллерией, на борту начался пожар. Гастелло направил горящий самолет на колонну немцев. Весь экипаж погиб.

Время уходит и уносит из нашей памяти героические поступки людей и их имена, но так не должно быть. Ведь поступки героев того времени-источник новых сил и мужества для нашего поколения. Эти люди смогли подняться с колен и изменить этот мир в лучшую сторону, пусть и мы пойдем по их стопам и внесем только положительные изменения в наше общество.

«Проявление героизма можно найти не только в истории, он должен остаться частью нравственно-духовной культуры и в наше время, так как в современном обществе нужен не только герой, но и мир, достойный его» [4]. В качестве примера хочется привести следующие случаи из жизни: полицейские, отговорившие от самоубийства десятки человек, врачи, проводившие операции в ходе боевых действий, летчики, спасшие сотни жизней или спасатели, которые ежедневно совершают подвиги во имя сохранения жизни человеку, попавшему в беду.

Сущность вышеизложенного сводится к следующему: во-первых, героическое - это поступки, направленные на достижение социально-нравственного идеала, а поиск истины, цель помогать своему народу, подвиг во имя истины мотивируют человека на решение огромных по своим масштабам задач. Во-вторых, совершая подвиги, человек демонстрирует достоинства своей души и внутреннюю ценность. И в-третьих, только прививая с самого детства подрастающему поколению основы героизма, общество сможет гармонизовать свое процветание и приобрести перспективу своего развития.

лонне. Однако самолет был подбит зенит-

Библиографический список

1. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество, 1908. - С . 5

2. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии: В 2 т. / Козловский В.В. (отв. ред.). - СПб.: Алетейя, 1998. - 362 с.

3. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня, 2004. - 453 с.

4. Карлейл Т. Герои, почитание героев и героического в истории. - М.: Эксмо, 2008. -864 с.

TRUE HEROISM - A SPIRITUAL COMPONENT OF SOCIETY M.P. Selezneva, Student

Supervisor: T. V. Korotaeva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to the study of the phenomenon of heroism and its evolution from antiquity to the present day. This is proof that there are ideas in life that are full of self-sacrifice, courage, and compassion. The study examines the problems associated with a spiritual crisis, complex in modern society. Nowadays, heroism is absent in everyday life, it is dominated by exorbitant greed and selfish calculation, which must recognize true heroism, affirming the spiritual strength of a person. Therefore, one should comprehend the nature of heroism, since without it the existence of moral ideals of society is impossible.

Keywords: heroism, hero, mentality, behavior, spirituality, ideal, knowledge, greatness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.