Научная статья на тему '«Истинные сыны Отечества»: екатерина II о формировании гражданственности'

«Истинные сыны Отечества»: екатерина II о формировании гражданственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
700
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунова Татьяна Анатольевна

Период правления Екатерины II в России был ознаменован повышенным интересом к роли представителей различных слоев общества в служении Отечеству. Одним из идеологов просветительской мысли в данном направлении стала сама императрица, которая видела в любви и верноподданном служении граждан своему отечеству залог стабильности и равновесия собственной власти. Руководствуясь данным тезисом, она старалась сформировать систему образования всех слоев граждан таким образом, чтобы они получали знания, позволяющие максимально реализовать свое предназначение в соответствии с их социальным статусом. Неравное положение сословий предполагало разные добродетели и способы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Real Sons of the Country»: Catherine II about the Formation of Civil Loyalty

The reign of Catherine II was characterized by a particular attention to the civil service of the people belonging to different social levels. The empress herself became one of the Enlightenment ideologists of the time. Catherine II considered civil activity and loyalty of Russian people to be the stability basis of her own power. Following that principle, she tried to establish such system of education for people of diverse social circles that they were able to get knowledge which gave them an opportunity to act their social roles according to their status. Inequality of social classes presupposed different virtues and, as a result, different ways of their formation.

Текст научной работы на тему ««Истинные сыны Отечества»: екатерина II о формировании гражданственности»

история

Т.А. Трунова

«Истинные сыны Отечества»: Екатерина II о формировании гражданственности

Период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) связывают с обострением внимания философской мысли к проблемам формирования гражданских качеств «истинных сынов Отечества».

Такое пристальное внимание к формированию сознания гражданина было обусловлено рядом факторов, связанных с развитием как самой России, так и революционных событий в Северной Америке, Великой французской революцией и с колоссальным влиянием западно-европейского Просвещения на сознание и духовную мысль России.

Эпоху правления Екатерины II символично принято обозначать как эпоху просвещения. Влияние французской просветительской мысли на умы российских мыслителей и государственных деятелей того времени было чрезвычайно велико. Начиная с 60-х гг. XVIII в. в России стали появляться труды французских просветителей. Екатерина II использовала произведения французских философов в процессе руководства страной, трактуя их идеи в соответствии с потребностями самодержавной власти. Так, например, знаменитый «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения», по признанию самой императрицы, на 90% основан на работах Монтескье «О духе законов» и Бек-кария «О преступлениях и наказаниях». Но «Наказ» не представлял собой бессознательного копирования идей вышеупомянутых философов. Екатерина II через весь труд провела линию своей политическо-правовой концепции. Она осознанно игнорировала теорию естественного права и общественного договора [1, с. 419], так как она дискредитировала идею самодержавной власти монарха.

Можно выделить ряд ключевых моментов в состоянии страны того периода. Во-первых, в свете просветительских идей, чтобы предостеречь государство от потрясений и имитировать участие представителей народа в управлении делами государства, Екатериной II в 1767 г. была созвана так называемая уложенная комиссия, в которую лимитировано должны были входить представители каждого сословия. Но на практике оказалось, что комиссия в основном состояла из представителей дворянских кругов, а вот представители отдельных категорий крестьян не было вообще. Задачей деятельности созданной комиссии должно было стать «приведение в порядок» законодательства Российской империи с учетом притязаний различных слоев общества. Екатерина II обратилась с «Наказом» к уложенной комиссии, чем и заложила вектор ее деятельности.

Во-вторых, восхождение на престол Екатерины II происходило при активном участии дворян. Для своего закрепления на престоле и в знак признательности дворянским кругам Екатерина II издает ряд документов, которые укрепляют положение дворян, присваивает дворянскому сословию наименование «благородное», дает им массу привилегий и максимально закрепощает крестьян. К таким документам относятся в первую очередь «Манифест о вольности дворянства» и «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Дворянство становится социальной основой и опорой власти императрицы.

В-третьих, дворянство, став опорой самодержавной власти Екатерины, получило от нее ряд привилегий, что в свою очередь привело к увеличению противоречий между двумя социальными слоями: дворянством и крестьянством. Для поддержания достойного уровня жизни дворян повышались требования к крестьянам, что в свою очередь не могло не вызвать ответной негативной реакции.

В связи со вторым и третьим обстоятельствами возникает четвертое - рост недовольства крестьян дворянами-эксплуататорами и как следствие - крестьянские волнения.

На фоне не совсем благополучной ситуации в стране в 1789 г. появляется еще один неблагоприятный для монархической власти фактор - Великая французская революция, которая показала хрупкость самодержавной власти.

Весь период правления Екатерины II прошел под эгидой идеи «просвещенного абсолютизма». Еще в XVII в. в России большой популярностью пользовалась переводная литература, под влиянием которой и формировались политические идеи. Идеи западно-европейского просвещения адаптировались и приспосабливались к российским условиям. В центре размышлений русских просветителей стоял вопрос о человеке, который они унаследовали от западно-европейского просвещения. Данный вопрос развивался в контексте уникальной картины российского общества, сложившегося в то время [2]. Вопросы, на которые русские просветители пытаются ответить, касаются не только существа человека и его природы, но и того, что же собой представляет человек как гражданин и член общества.

«Вопросы воспитания человека, его свободы, обязанностей, как гражданина, были тесно связа-

ны с вопросами взаимодействия верховной власти и общества, отношением человека с государством. Поэтому идеологи консервативного и просветительских направлений особое внимание уделяли не просто проблеме воспитания человека, а говорили о воспитании добродетельного и благородного гражданина -«истинного сына Отечества» [3].

В.И. Моряков в статье «Екатерина II и русские просветители о воспитании «истинного сына Отечества» относит императрицу к основоположникам консервативной идеологии. Более близкое знакомство с такими ее работами, как «Наказ» и «Книга о должностях человека и гражданина», дает исчерпывающее доказательство того, что она пыталась достичь максимального подчинения народа государству и сформировать гражданина-верноподданного, преданного своему правителю.

В «Наказе» Екатерины II четко прослеживаются черты, которые она хотела видеть в своем народе. Так, именно во второй статье «Наказа» она пишет, что честный человек от природы должен желать для своего отечества спокойствия, славы и благополучия. Следовательно, под этим можно подразумевать то, что несмотря на всякого рода возможные недовольства по отношению к государству человек ни в коем случае не должен нарушать его спокойствия. Высшей ценностью является стабильное государство и послушание правителю. Только самодержавный правитель, по мнению Екатерины II, стремится достичь славы как государства, так и его граждан.

Для соблюдения законов необходимо, чтобы люди их не только понимали, но и осознавали необходимость их безоговорочного выполнения. Так, Екатерина II пишет: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя становить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так примите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете» [4].

В своем «Наказе» императрица предлагает ряд способов поддержания спокойствия в стране, начиная от наказаний за преступления и заканчивая предупреждением совершения преступлений. Она говорит, что любовь к отечеству наряду со стыдом и страхом может также являться эффективным сдерживающим фактором при совершении противозаконных действий и преступлений.

В качестве основного мероприятия по предупреждению преступлений в 245 статье «Наказа» Екатерина II предлагает распространение просвещения среди людей. «Наконец, самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания» [4].

Хочется особо отметить, что, обосновывая природное неравенство, Екатерина II предъявляет представителям различных сословий разные требования

к гражданским качествам и обязанностям по отношению к отечеству. Так, если для низших сословий было вполне достаточно строгого подчинения законам, беспрекословного выполнения государственной воли и четкого выполнения своих производственных функций, то по отношению к дворянскому сословию круг обязанностей возрастал и усложнялся. За особые заслуги и добродетель люди удостаивались дворянской степени. «Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю, и беспрестанно внушающими не делать никогда бесчестного дела» [4]. Дворянам предлагалась великая честь - защищать свое отечество от неприятелей, верно служить своему отечеству и государю.

Из приведенных пунктов «Наказа» четко видно, что Екатерина II транслировала идею неравенства граждан от природы, а в связи с этим и неравенство выполняемых ими функций. Исходя из этого все граждане делятся на тех, кто повелевает, и на тех, кто повинуется. И обязанность каждого гражданина -добросовестно выполнять свои функции.

Императрица уделяла большое внимание вопросам воспитания. Она считала, что именно воспитание готовит людей быть гражданами. Она четко осознавала, что воспитание дворянства и простого народа не может, да и не должно быть одинаковым. Но при этом воспитание всех слоев общества должно придерживаться нескольких основных правил: «Всякий обязан учить детей своих страха Божия как начала всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых Бог от нас требует в Десятословии Своем и православная наша восточная греческая вера во правилах и прочих своих преданиях.

Также вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли»[4].

Не случайно был сделан акцент на вере - так как влияние церкви в этот период было чрезвычайно велико. А православная вера как никакая другая направлена на формирование чувств смирения и повиновения человека перед любыми невзгодами.

Возвращаясь к вопросу образования простого народа, необходимо отметить, что в публичных выступлениях Екатерина II говорила о пользе образования и расширения народных школ, а в частных письмах приближенным писала, что «черни не должно давать образования, поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут повиноваться нам в такой мере, как повинуются теперь» [5, с. 466]. Это еще раз доказывало своеобразную мудрость самодержца -управлять легче смиренными людьми, живущими в неведении. Этой линии она неуклонно придерживалась все время, и данный подход нашел свое отражение в развитии системы образования.

история

Екатерина II уделяла большое значение государственной идеологии и в вопросах ее распространения использовала все возможные рычаги, в том числе и систему образования. Все ее усилия были направлены на то чтобы, подчинить процессы обучения и образования абсолютистской идеологии и уберечь дворянскую молодежь от влияния нарождающихся буржуазных идей, способных подорвать стабильность монархического правления. Одним из основных шагов в этом направлении можно считать поручение подготовки проекта школьного образования статскому советнику И.И. Бецкому. Екатерина II вверила ему руководство всеми учебными и воспитательными заведениями. На основе идей французских просветителей И.И. Бецкой подготовил ряд проектов о воспитании юного поколения. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утвержденном императрицей 12 марта 1764 г. Из отдельных частей несовпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция Бецкой составил цельную эклектическую систему. В ее основе лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения «новой породы» является воспитание. При важности образования еще более отмечается важность воспитания. «Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вперед бывает, если кто от самых юности своей лет воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкронены» [6].

Бецкой являлся сторонником идеи добродетельности человека от природы. Душа ребенка сравнивается с воском, на котором можно писать все что угодно. В связи с этим воспитательные учреждения должны писать на ней только доброе. Только государству под силу задача воспитания народа, поэтому на него и возлагается такая обязанность. Для формирования «нового поколения», по мнению И.И. Бецкого, необходимо изолировать его от старших поколений, так как оно погрязло в пороках и невежестве. Необходимо создание ряда закрытых учебных заведений - интернатов, в которых дети должны были содержаться до 1820 лет, т.е. до полного укрепления их нравов и взглядов. В процессе создания таких закрытых учебных заведений интернатного типа и воспитания в них молодежи и планировалось вывести «новую породу людей», которая бы в большей степени соответствовала ценностям самодержавного правления. «Прямое намерение нового учреждения (Воспитательного дома) -произвести людей, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах» [7]. Важным элементом создаваемой системы воспитания был его сословный характер.

Авторы книги «Антология педагогической мысли России XVIII века» считают XVIII в. веком свершений в сфере образования, создания сети государственных

общеобразовательных и профессиональных школ разных типов. Оценивая создание народных училищ 1786 г. и реальный характер их образования, авторы данной работы отмечают, что их конкретной целью было обеспечение привития учащимся самодержавнокрепостнической идеологии.

В 1793 г. в России впервые был опубликован труд австрийского педагога Иоганна Фельбигера «Книга о должностях человека и гражданина». Данная книга, которая впоследствии станет обязательной для изучения в образовательных учреждениях для всех слоев населения, была переведена и отредактирована при активном участии Екатерины II.

«В книге проводилась мысль о полном подчинении человека государству и монарху, доказывалось, что счастье и благополучие людей зависит не от положения, занимаемого в обществе, а от духовного воспитания. Вопрос о благосостоянии, патриотизме, следовательно, переносится из области социальной в моральную. В книге настойчиво пропагандировалась и утверждалась идея образцового послушания монарху, закону, различным начальникам. Только законопослушный, преданный монарху подданный независимо от своего сословного положения может считаться патриотом, истинным сыном Отечества» [3].

Кроме того, Екатерина II в процессе распространения государственной идеологии прибегала к помощи церкви. В школах, которые существовали при церкви, она просит приучать детей к мысли, что преступление против государя представляет собой страшный грех. В работе Б .Н. Миронова «Социальная история России» очень ярко охарактеризован политический менталитет крестьянства, который формировался усилиями власти и церкви. Крестьянский менталитет на протяжении нескольких веков хранил в себе «идею богоустанов-ленности власти - власть от Бога и принадлежит царю, идею что царь - это земной Бог, заботливый отец бедного люда, представление о царе как о своем персональном государе (т.е. крестьянин понимал царя как своего господина), как о верховном собственнике своей земли, всего государства, как о патриархе всех русских людей, который все может сделать на земле. «Царь-государь - наш земной Бог. Царь - примерно отец в семье, а отечество - мать да сестра» [8, с. 238]. Б.Н. Миронов отмечает, что патриархальное, религиозное сознание крестьян являлось мировоззренческой нормой для XVIII-XIX вв.

На одном из заседаний уложенной комиссии, на котором был поднят вопрос о крестьянских школах, граф Строганов высказал мысль, которую разделяли как все дворянство, так и сама императрица. «Если крестьяне учиться станут, - говорил депутат Строганов, -то кто же станет работать в помещичьих имениях? Для крестьян надо сделать только одно - предписать помещикам заставлять их ходить в церковь» [9, с. 21]. Данная мысль четко отражает требования, которые

правящие круги предъявляли к крестьянам - от них только требовалось исправно служить помещикам и соблюдать законы божьи, которые учили смирению и послушанию. В этом и заключался долг крестьян как граждан. Воспитывая крестьян в таком ключе, государство было застраховано от потрясений со стороны низших сословий и связанной с этим нестабильности.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить несколько характерных моментов в представлениях Екатерины II о формировании гражданственности у своих подданных, которые воплотились в реальных политических действиях в данном направлении. Осно-

вываясь на идеях западно-европейского Просвещения и учитывая опыт французского самодержавия, Екатерина II четко сформулировала требования к гражданским качествам своих подданных, в соответствии с которыми каждому сословию отводилась своя роль, свои функции в служении Отечеству и как следствие свой определенный набор гражданских добродетелей. Способы и средства их формирования варьировались в зависимости от сословного положения. Лишь одно было единым в данном процессе - это формирование у подданных самозабвенной любви к Отечеству, в которой императрица справедливо видела один из залогов государственной стабильности.

Литература

1. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. - М., 1997.

2. Гуревич П.С. Русское просвещение [электронный ресурс] // http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/ default.aspx

3. Моряков В.И. Екатерина II и русские просветители о воспитании «истинного сына Отечества» [электронный ресурс] // http://ekaterina2.bnb.ru/konf/konf_031.shtml

4. Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения [электронный ресурс] // http://fershal.narod.

ru/Memories/Texts/Ekaterina.htm /

5. Цит. по: Всемирная история : в 24 т. - Минск, 1996.

6. Бецкой И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества [электронный ресурс] /

8

7. Цит. по: Большой русский биографический словарь [электронный ресурс] //

8. Цит. по: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). - СПб., 2003.

9. Антология педагогической мысли России XVIII века / сост. И.А. Соловков. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.