история
Т.А. Трунова
«Истинные сыны Отечества»: Екатерина II о формировании гражданственности
Период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) связывают с обострением внимания философской мысли к проблемам формирования гражданских качеств «истинных сынов Отечества».
Такое пристальное внимание к формированию сознания гражданина было обусловлено рядом факторов, связанных с развитием как самой России, так и революционных событий в Северной Америке, Великой французской революцией и с колоссальным влиянием западно-европейского Просвещения на сознание и духовную мысль России.
Эпоху правления Екатерины II символично принято обозначать как эпоху просвещения. Влияние французской просветительской мысли на умы российских мыслителей и государственных деятелей того времени было чрезвычайно велико. Начиная с 60-х гг. XVIII в. в России стали появляться труды французских просветителей. Екатерина II использовала произведения французских философов в процессе руководства страной, трактуя их идеи в соответствии с потребностями самодержавной власти. Так, например, знаменитый «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения», по признанию самой императрицы, на 90% основан на работах Монтескье «О духе законов» и Бек-кария «О преступлениях и наказаниях». Но «Наказ» не представлял собой бессознательного копирования идей вышеупомянутых философов. Екатерина II через весь труд провела линию своей политическо-правовой концепции. Она осознанно игнорировала теорию естественного права и общественного договора [1, с. 419], так как она дискредитировала идею самодержавной власти монарха.
Можно выделить ряд ключевых моментов в состоянии страны того периода. Во-первых, в свете просветительских идей, чтобы предостеречь государство от потрясений и имитировать участие представителей народа в управлении делами государства, Екатериной II в 1767 г. была созвана так называемая уложенная комиссия, в которую лимитировано должны были входить представители каждого сословия. Но на практике оказалось, что комиссия в основном состояла из представителей дворянских кругов, а вот представители отдельных категорий крестьян не было вообще. Задачей деятельности созданной комиссии должно было стать «приведение в порядок» законодательства Российской империи с учетом притязаний различных слоев общества. Екатерина II обратилась с «Наказом» к уложенной комиссии, чем и заложила вектор ее деятельности.
Во-вторых, восхождение на престол Екатерины II происходило при активном участии дворян. Для своего закрепления на престоле и в знак признательности дворянским кругам Екатерина II издает ряд документов, которые укрепляют положение дворян, присваивает дворянскому сословию наименование «благородное», дает им массу привилегий и максимально закрепощает крестьян. К таким документам относятся в первую очередь «Манифест о вольности дворянства» и «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Дворянство становится социальной основой и опорой власти императрицы.
В-третьих, дворянство, став опорой самодержавной власти Екатерины, получило от нее ряд привилегий, что в свою очередь привело к увеличению противоречий между двумя социальными слоями: дворянством и крестьянством. Для поддержания достойного уровня жизни дворян повышались требования к крестьянам, что в свою очередь не могло не вызвать ответной негативной реакции.
В связи со вторым и третьим обстоятельствами возникает четвертое - рост недовольства крестьян дворянами-эксплуататорами и как следствие - крестьянские волнения.
На фоне не совсем благополучной ситуации в стране в 1789 г. появляется еще один неблагоприятный для монархической власти фактор - Великая французская революция, которая показала хрупкость самодержавной власти.
Весь период правления Екатерины II прошел под эгидой идеи «просвещенного абсолютизма». Еще в XVII в. в России большой популярностью пользовалась переводная литература, под влиянием которой и формировались политические идеи. Идеи западно-европейского просвещения адаптировались и приспосабливались к российским условиям. В центре размышлений русских просветителей стоял вопрос о человеке, который они унаследовали от западно-европейского просвещения. Данный вопрос развивался в контексте уникальной картины российского общества, сложившегося в то время [2]. Вопросы, на которые русские просветители пытаются ответить, касаются не только существа человека и его природы, но и того, что же собой представляет человек как гражданин и член общества.
«Вопросы воспитания человека, его свободы, обязанностей, как гражданина, были тесно связа-
ны с вопросами взаимодействия верховной власти и общества, отношением человека с государством. Поэтому идеологи консервативного и просветительских направлений особое внимание уделяли не просто проблеме воспитания человека, а говорили о воспитании добродетельного и благородного гражданина -«истинного сына Отечества» [3].
В.И. Моряков в статье «Екатерина II и русские просветители о воспитании «истинного сына Отечества» относит императрицу к основоположникам консервативной идеологии. Более близкое знакомство с такими ее работами, как «Наказ» и «Книга о должностях человека и гражданина», дает исчерпывающее доказательство того, что она пыталась достичь максимального подчинения народа государству и сформировать гражданина-верноподданного, преданного своему правителю.
В «Наказе» Екатерины II четко прослеживаются черты, которые она хотела видеть в своем народе. Так, именно во второй статье «Наказа» она пишет, что честный человек от природы должен желать для своего отечества спокойствия, славы и благополучия. Следовательно, под этим можно подразумевать то, что несмотря на всякого рода возможные недовольства по отношению к государству человек ни в коем случае не должен нарушать его спокойствия. Высшей ценностью является стабильное государство и послушание правителю. Только самодержавный правитель, по мнению Екатерины II, стремится достичь славы как государства, так и его граждан.
Для соблюдения законов необходимо, чтобы люди их не только понимали, но и осознавали необходимость их безоговорочного выполнения. Так, Екатерина II пишет: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя становить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так примите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете» [4].
В своем «Наказе» императрица предлагает ряд способов поддержания спокойствия в стране, начиная от наказаний за преступления и заканчивая предупреждением совершения преступлений. Она говорит, что любовь к отечеству наряду со стыдом и страхом может также являться эффективным сдерживающим фактором при совершении противозаконных действий и преступлений.
В качестве основного мероприятия по предупреждению преступлений в 245 статье «Наказа» Екатерина II предлагает распространение просвещения среди людей. «Наконец, самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания» [4].
Хочется особо отметить, что, обосновывая природное неравенство, Екатерина II предъявляет представителям различных сословий разные требования
к гражданским качествам и обязанностям по отношению к отечеству. Так, если для низших сословий было вполне достаточно строгого подчинения законам, беспрекословного выполнения государственной воли и четкого выполнения своих производственных функций, то по отношению к дворянскому сословию круг обязанностей возрастал и усложнялся. За особые заслуги и добродетель люди удостаивались дворянской степени. «Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю, и беспрестанно внушающими не делать никогда бесчестного дела» [4]. Дворянам предлагалась великая честь - защищать свое отечество от неприятелей, верно служить своему отечеству и государю.
Из приведенных пунктов «Наказа» четко видно, что Екатерина II транслировала идею неравенства граждан от природы, а в связи с этим и неравенство выполняемых ими функций. Исходя из этого все граждане делятся на тех, кто повелевает, и на тех, кто повинуется. И обязанность каждого гражданина -добросовестно выполнять свои функции.
Императрица уделяла большое внимание вопросам воспитания. Она считала, что именно воспитание готовит людей быть гражданами. Она четко осознавала, что воспитание дворянства и простого народа не может, да и не должно быть одинаковым. Но при этом воспитание всех слоев общества должно придерживаться нескольких основных правил: «Всякий обязан учить детей своих страха Божия как начала всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых Бог от нас требует в Десятословии Своем и православная наша восточная греческая вера во правилах и прочих своих преданиях.
Также вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли»[4].
Не случайно был сделан акцент на вере - так как влияние церкви в этот период было чрезвычайно велико. А православная вера как никакая другая направлена на формирование чувств смирения и повиновения человека перед любыми невзгодами.
Возвращаясь к вопросу образования простого народа, необходимо отметить, что в публичных выступлениях Екатерина II говорила о пользе образования и расширения народных школ, а в частных письмах приближенным писала, что «черни не должно давать образования, поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут повиноваться нам в такой мере, как повинуются теперь» [5, с. 466]. Это еще раз доказывало своеобразную мудрость самодержца -управлять легче смиренными людьми, живущими в неведении. Этой линии она неуклонно придерживалась все время, и данный подход нашел свое отражение в развитии системы образования.
история
Екатерина II уделяла большое значение государственной идеологии и в вопросах ее распространения использовала все возможные рычаги, в том числе и систему образования. Все ее усилия были направлены на то чтобы, подчинить процессы обучения и образования абсолютистской идеологии и уберечь дворянскую молодежь от влияния нарождающихся буржуазных идей, способных подорвать стабильность монархического правления. Одним из основных шагов в этом направлении можно считать поручение подготовки проекта школьного образования статскому советнику И.И. Бецкому. Екатерина II вверила ему руководство всеми учебными и воспитательными заведениями. На основе идей французских просветителей И.И. Бецкой подготовил ряд проектов о воспитании юного поколения. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утвержденном императрицей 12 марта 1764 г. Из отдельных частей несовпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция Бецкой составил цельную эклектическую систему. В ее основе лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения «новой породы» является воспитание. При важности образования еще более отмечается важность воспитания. «Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вперед бывает, если кто от самых юности своей лет воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкронены» [6].
Бецкой являлся сторонником идеи добродетельности человека от природы. Душа ребенка сравнивается с воском, на котором можно писать все что угодно. В связи с этим воспитательные учреждения должны писать на ней только доброе. Только государству под силу задача воспитания народа, поэтому на него и возлагается такая обязанность. Для формирования «нового поколения», по мнению И.И. Бецкого, необходимо изолировать его от старших поколений, так как оно погрязло в пороках и невежестве. Необходимо создание ряда закрытых учебных заведений - интернатов, в которых дети должны были содержаться до 1820 лет, т.е. до полного укрепления их нравов и взглядов. В процессе создания таких закрытых учебных заведений интернатного типа и воспитания в них молодежи и планировалось вывести «новую породу людей», которая бы в большей степени соответствовала ценностям самодержавного правления. «Прямое намерение нового учреждения (Воспитательного дома) -произвести людей, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах» [7]. Важным элементом создаваемой системы воспитания был его сословный характер.
Авторы книги «Антология педагогической мысли России XVIII века» считают XVIII в. веком свершений в сфере образования, создания сети государственных
общеобразовательных и профессиональных школ разных типов. Оценивая создание народных училищ 1786 г. и реальный характер их образования, авторы данной работы отмечают, что их конкретной целью было обеспечение привития учащимся самодержавнокрепостнической идеологии.
В 1793 г. в России впервые был опубликован труд австрийского педагога Иоганна Фельбигера «Книга о должностях человека и гражданина». Данная книга, которая впоследствии станет обязательной для изучения в образовательных учреждениях для всех слоев населения, была переведена и отредактирована при активном участии Екатерины II.
«В книге проводилась мысль о полном подчинении человека государству и монарху, доказывалось, что счастье и благополучие людей зависит не от положения, занимаемого в обществе, а от духовного воспитания. Вопрос о благосостоянии, патриотизме, следовательно, переносится из области социальной в моральную. В книге настойчиво пропагандировалась и утверждалась идея образцового послушания монарху, закону, различным начальникам. Только законопослушный, преданный монарху подданный независимо от своего сословного положения может считаться патриотом, истинным сыном Отечества» [3].
Кроме того, Екатерина II в процессе распространения государственной идеологии прибегала к помощи церкви. В школах, которые существовали при церкви, она просит приучать детей к мысли, что преступление против государя представляет собой страшный грех. В работе Б .Н. Миронова «Социальная история России» очень ярко охарактеризован политический менталитет крестьянства, который формировался усилиями власти и церкви. Крестьянский менталитет на протяжении нескольких веков хранил в себе «идею богоустанов-ленности власти - власть от Бога и принадлежит царю, идею что царь - это земной Бог, заботливый отец бедного люда, представление о царе как о своем персональном государе (т.е. крестьянин понимал царя как своего господина), как о верховном собственнике своей земли, всего государства, как о патриархе всех русских людей, который все может сделать на земле. «Царь-государь - наш земной Бог. Царь - примерно отец в семье, а отечество - мать да сестра» [8, с. 238]. Б.Н. Миронов отмечает, что патриархальное, религиозное сознание крестьян являлось мировоззренческой нормой для XVIII-XIX вв.
На одном из заседаний уложенной комиссии, на котором был поднят вопрос о крестьянских школах, граф Строганов высказал мысль, которую разделяли как все дворянство, так и сама императрица. «Если крестьяне учиться станут, - говорил депутат Строганов, -то кто же станет работать в помещичьих имениях? Для крестьян надо сделать только одно - предписать помещикам заставлять их ходить в церковь» [9, с. 21]. Данная мысль четко отражает требования, которые
правящие круги предъявляли к крестьянам - от них только требовалось исправно служить помещикам и соблюдать законы божьи, которые учили смирению и послушанию. В этом и заключался долг крестьян как граждан. Воспитывая крестьян в таком ключе, государство было застраховано от потрясений со стороны низших сословий и связанной с этим нестабильности.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить несколько характерных моментов в представлениях Екатерины II о формировании гражданственности у своих подданных, которые воплотились в реальных политических действиях в данном направлении. Осно-
вываясь на идеях западно-европейского Просвещения и учитывая опыт французского самодержавия, Екатерина II четко сформулировала требования к гражданским качествам своих подданных, в соответствии с которыми каждому сословию отводилась своя роль, свои функции в служении Отечеству и как следствие свой определенный набор гражданских добродетелей. Способы и средства их формирования варьировались в зависимости от сословного положения. Лишь одно было единым в данном процессе - это формирование у подданных самозабвенной любви к Отечеству, в которой императрица справедливо видела один из залогов государственной стабильности.
Литература
1. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. - М., 1997.
2. Гуревич П.С. Русское просвещение [электронный ресурс] // http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/ default.aspx
3. Моряков В.И. Екатерина II и русские просветители о воспитании «истинного сына Отечества» [электронный ресурс] // http://ekaterina2.bnb.ru/konf/konf_031.shtml
4. Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения [электронный ресурс] // http://fershal.narod.
ru/Memories/Texts/Ekaterina.htm /
5. Цит. по: Всемирная история : в 24 т. - Минск, 1996.
6. Бецкой И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества [электронный ресурс] /
8
7. Цит. по: Большой русский биографический словарь [электронный ресурс] //
8. Цит. по: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). - СПб., 2003.
9. Антология педагогической мысли России XVIII века / сост. И.А. Соловков. - М., 1985.