Научная статья на тему 'ИСТИНА В ГРАММАТИКЕ В РЕАЛИСТСКОЙ ТРАДИЦИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА'

ИСТИНА В ГРАММАТИКЕ В РЕАЛИСТСКОЙ ТРАДИЦИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / РЕАЛИЗМ / АНТИРЕАЛИЗМ / ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЯЗЫКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПОНИМАНИЕ / ИСТИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григоренко Екатерина Владимировна

В статье представлена идея о том, что грамматика в аналитической философии является одним из главных учений, т. к. направлена на формирование и интерпретацию истинного значения. Данное учение в большей степени сформировано в рамках реалистской традиции с помощью создания общих понятий, отдельных частей речи, а также правил формирования предложений. Грамматические учения выражают идеальную модель языка, общую для всех людей, где какие-либо разночтения не принимаются, поскольку не могут выразить полное понимание человеком мира. Антиреалистская концепция грамматики ориентирована на многозначность интерпретаций значения языка и на формирование конвенций, которые меняются в соответствии со временем, местом и определенным субъектом. Из этого следует, что именно реалистская концепция грамматики выигрышна и наиболее приемлема для познания и понимания материального мира, поскольку выражает единство идей и стремлений, единых и подходящих для всех людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUTH IN GRAMMAR IN THE REALIST TRADITION AS A UNIVERSAL WAY OF PERCEPTION AND UNDERSTANDING THE WORLD IN THE ANALYTICAL PHILOSOPHY OF LANGUAGE

Grammar in analytical philosophy is one of the main teachings, as it is aimed at the formation and interpretation of the true meaning. It is largely formed within the framework of the realist tradition by creating general concepts, separate parts of speech such as nouns and adjectives, as well as the rules for the formation of sentences. Thus, grammatical teachings express an ideal model of language, common to all people, where no discrepancies are accepted, because they cannot express a complete understanding of the world by a person. In contrast, the anti-realist concept of grammar focuses on the ambiguity of interpretations of the meaning of language, as well as on the formation of conventions that change in accordance with time, place and a particular subject. The realistic concept of grammar is advantageous and most acceptable for the knowledge and understanding of the material world, since it expresses the unity of ideas, aspirations, common and suitable ones for all people.

Текст научной работы на тему «ИСТИНА В ГРАММАТИКЕ В РЕАЛИСТСКОЙ ТРАДИЦИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 29-32. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 29-32.

Научная статья УДК 81:1+165

https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.4

Истина в грамматике в реалистской традиции как универсальный способ восприятия и понимания мира в аналитической философии языка

Екатерина Владимировна Григоренко

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, evgphil@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6139-4694

Аннотация. В статье представлена идея о том, что грамматика в аналитической философии является одним из главных учений, так как направлена на формирование и интерпретацию истинного значения. Данное учение в большей степени сформировано в рамках реалистской традиции с помощью создания общих понятий, отдельных частей речи, а также правил формирования предложений. Грамматические учения выражают идеальную модель языка, общую для всех людей, где какие-либо разночтения не принимаются, поскольку не могут выразить полное понимание человеком мира. Антиреалистская концепция грамматики ориентирована на многозначность интерпретаций значения языка и на формирование конвенций, которые меняются в соответствии со временем, местом и определённым субъектом. Из этого следует, что именно реалистская концепция грамматики выигрышна и наиболее приемлема для познания и понимания материального мира, поскольку выражает единство идей и стремлений, единых и подходящих для всех людей.

Ключевые слова: грамматика, реализм, антиреализм, идеальная модель языка, интерпретация, понимание, истинное значение

Для цитирования: Григоренко Е.В. Истина в грамматике в реалистской традиции как универсальный способ восприятия и понимания мира в аналитической философии языка // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 29-32. https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.4

Original article

Truth in Grammar in the Realist Tradition as a Universal Way of Perception and Understanding the World in the Analytical Philosophy of Language

Ekaterina V. Grigorenko

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, evgphil@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6139-4694

Abstract. Grammar in analytical philosophy is one of the main teachings, as it is aimed at the formation and interpretation of the true meaning. It is largely formed within the framework of the realist tradition by creating general concepts, separate parts of speech such as nouns and adjectives, as well as the rules for the formation of sentences. Thus, grammatical teachings express an ideal model of language, common to all people, where no discrepancies are accepted, because they cannot express a complete understanding of the world by a person. In contrast, the anti-realist concept of grammar focuses on the ambiguity of interpretations of the meaning of language, as well as on the formation of conventions that change in accordance with time, place and a particular subject. The realistic concept of grammar is advantageous and most acceptable for the knowledge and understanding of the material world, since it expresses the unity of ideas, aspirations, common and suitable ones for all people.

Keywords: grammar, realism, anti-realism, ideal model of language, interpretation, understanding, true meaning

For citation: Grigorenko E.V. Truth in Grammar in the Realist Tradition as a Universal Way of Perception and Understanding the World in the Analytical Philosophy of Language // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 29-32. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.4

Вопрос об истинном значении был актуален всегда, так как он акцентирует внимание на процессе познания и установлении объективных законов описания и понимания знания и его применении в постижении человеком действительности. В аналитической философии языка грамматика выступает главным методом познания и понимания мира. В связи с этим именно в рамках реализма и антиреализма формируется определённая модель языка - идеальная, либо естественная, направленная на создание истинного значения. Целью работы является доказательство идеи о том, что именно реалистская концепция истинного знания выступает основополагающей в грамматике, поскольку содержит тезис о том, что посредством общих понятий возможно

формирование истины и объективное понимание действительности каждым из нас. Методы исследования - аналитический, герменевтический и диалектический.

Грамматика в аналитической философии языка сосредоточена на исследовании процесса восприятия и понимания человеком мира.

Реалистская традиция в грамматических учениях ориентирована на формирование идеальной модели языка и представление схемы познания действительности.

В основе реалистской модели - создание понятий. Они выражают все изменения, происходящие в действительности. На основе этого реалистская концепция представляет собой идеальную модель языка, направленную на описание и понимание мира. В противовес этому, антиреа-листская концепция представлена через исследование и изменения, происходящие в естественном языке. Здесь понятия изменчивы, это зависит от особенности знания, а также целей и задач познавательного процесса.

Представители реалистской концепции формирования и развития истинного знания и определения его критериев в грамматике: Н. Хомский, П. Стросон и У. Куайн.

В аналитической философии в рамках реализма исследователи отмечают следующие разновидности грамматики:

- трансформационная (генеративная) грамматика Н. Хомского;

- сущностная грамматика, представленная П. Стросоном;

- логическая грамматика У. Куайна.

Главный представитель генеративной грамматики ХХ-ХХ1 вв. - Н. Хомский. Основные её идеи философ выражает в работе «Современные исследования по теории врождённых идей» [1]. Истина представлена мыслителем с помощью общих понятий, которые вспоминаются каждым из нас при работе с объектом.

Н. Хомский разрабатывает правила исследования языка, в них есть шаблонность, выражающаяся в присущей человеку от рождения схематичности понимания языка, который формирует разновидность умения. Процесс опытной деятельности состоит в том, чтобы пробудить знания, существующие в человеческом сознании, к функционированию, изменению и определению их конкретным методом.

Наследственные факторы допускают для каждого из нас стремление в их употреблении для конкретизированных идей, характеризующих способность человека познавать и реализовы-вать то, что он задумал изначально.

Н. Хомский отмечает, что мысли, присущие человеку с рождения, с помощью способа работы, характеризующего деятельность по исследованию положений, представляют собой специфику каждого из нас принимать сведения, перерабатывать их и употреблять в определённом виде деятельности. Таким образом, формирование понятий подтверждает тезис о существовании истинного знания, направленного на полную характеристику объекта познания.

П. Стросон в произведении «Грамматика и философия» разрабатывает грамматику, где любой индивид не отдаёт себе отчёта в создании и реализации предписаний, опираясь на конкретные закономерности [2]. Они ведут к познанию нами языка, при этом мы никогда не догадываемся об их наличии.

Данный философ является представителем сущностной грамматики, которая выражает истинное знание в рамках реалистской традиции через формирование общих понятий, единых для всех людей. Данные понятия проработаны и представлены мыслителем в системе четырёх словарей: онтологического, семантического, функционального и словаря названий формальных средств.

Согласно концепции философа, не существует неоднозначности понятий, так как все люди принадлежат к одному типу нервной и церебральной организации, и поэтому общие категории в полной мере между собой не различаются, а исследователь всегда основывается на них при решении определённого вопроса.

Грамматика П. Стросона представлена в рамках реалистской концепции, в основе которой -категории, характеризующие общность в интерпретации языка, учитывая единство людей в развитии естественного языка и особенностей его восприятия и понимания. Данные категории соответствуют всем качествам и свойствам материального мира, имеют истинностное значение и выражают корреспондентную теорию истины, отражающую строгое соотношение понятий определённым предметам.

Одним из мыслителей, который представил грамматическое учение в рамках реалистской традиции, корреспондентной и когерентной теорий истинного высказывания, является У. Куайн. Идеи грамматики выражаются им через построение предложений [3].

Основная составляющая грамматического учения мыслителя включает в себя предициро-вание предложений с глаголом «идёт» до разновидности суждений «X идёт». Главным выводом

связи выступает атомарная пропозиция, в которой не существует второстепенных высказываний. Эта пропозиция имеет аргумент. Она выступает свободно представленным суждением, являющимся истинным для одних случаев и ложным для других, отдельно оно не может выступать ни истинным, ни ложным. Также мыслителем анализируется глагол «любит» во взаимосвязи с двумя именами. Основываясь на этом, образуется атомарная пропозиция «X любит Y».

У. Куайн отмечает взаимосвязь между членами предложения. Это осуществляется с целью формирования пропозиций, где есть предикат и его имена. Другие построения состоят из высказываний, опирающихся на другие пропозиции. Следующей составляющей предложения выступает конъюнкция, состоящая из двух пропозиций. В символической форме она обозначается точкой для создания сложной пропозиции. Конъюнкция основана на взаимосвязи двух высказываний посредством союза «и» для образования более сложной пропозиции.

Дизъюнкция характеризует взаимосвязь двух высказываний с помощью союза «или» с целью формирования сложной пропозиции. Этот вид предложений используется на практике.

Условная связь в грамматике, согласно У. Куайну, формирует составную пропозицию. Данная конструкция характеризует различные рассуждения человека, акцентируя своё внимание на их строгом соотношении с происходящим в материальном мире.

Особенностью учения У. Куайна является то, что истинность конъюнкций, дизъюнкций и других логических операций основана на истинностных значениях составных элементов этих предложений. Данные механизмы философ определяет как истинностные функции.

Важной спецификой данного грамматического учения выступает использование в нём конструкции при реализации выражений и описании процессов и явлений действительности. Философ полагает, что все мы, используя язык, употребляем одни и те же конструкции, несмотря на устоявшуюся терминологию.

В грамматическом учении У. Куайна логические истины не меняются ни при каких обстоятельствах и выражают общие понятия, приемлемые для всех людей. Данное учение представлено в реалистской концепции, направленной на создание единых определений, содержание которых является приемлемым для каждого человека. В этом грамматическом учении логические понятия выступают одной из форм описания и познания реального мира. Единые понятия, правила описания и характеристики материального мира выражают корреспондентную теорию, где понятие строго соответствует предмету, а правила формирования предложений, основанные на идее строгой взаимосвязи суждений между собой, выражают когерентную теорию, в которой высказывание формируется в рамках определённых суждений, а отказ от этого препятствует созданию истинного значения.

В противовес реалистской традиции, в рамках которой формируется истинностное значение, необходимо сказать и об антиреализме. Данное направление представлено в грамматике в аналитической философии языка с помощью индивидуальной интерпретации понятий, их постоянной изменчивости, а также стремлением к тому, чтобы показать место и время в качестве основополагающих критериев в определении и реализации истинного знания.

Один из представителей грамматического учения в аналитической философии языка -Д. Дэвидсон. Философ показывает формирование истины в рамках антиреалистской традиции в работе «Грамматические наклонения и виды речевой практики» [4].

Основной вопрос, на который мыслитель пытается ответить, следующий: «Способна ли теория истины объяснять различия между грамматическими наклонениями?» Интерес к решению данного вопроса обусловлен стремлением к пониманию соотношения между значением предложений и их использованием.

Основной акцент философ делает на анализе истинностного значения. Выражения, устанавливающие наклонение, представляют высказывание с иллокутивной силой. В том случае, если условия являются истинными, высказывания, определяющие наклонение, являются стабильными, а предложения, основой которых выступает изъявительное ядро, состоят в эффективности инструкции. Таким образом, истинное высказывание может быть представлено только посредством иллокутивного акта.

Проанализировав грамматическое учение философа, необходимо отметить, что оно направлено, прежде всего, на подтверждение идеи о том, что каждое грамматическое наклонение формирует истинностное значение. Объединять высказывания, не учитывая этого правила, значит в каждый момент времени препятствовать формированию истины, создаваемой человеком.

Этот вид грамматики основан на тезисе «место-время-говорящий» и способствует строгому отношению между высказыванием и происходящим, а также учитывает то, каким образом, с какой целью и с каким выражением произносится конкретное высказывание.

На основе исследования грамматики Д. Дэвидсона необходимо заключить: философ представляет свои идеи в рамках двух традиций: реализма и антиреализма. Реалистская направленность выражается автором через использование значения языка в каждом конкретном наклонении, учитывая правила его формирования, в то время как антиреалистская концепция характеризуется посредством реализации мысли, учитывая стремления субъекта, а также то, в какое время и где произносится данное высказывание.

Основываясь на исследовании истины в грамматике в аналитической философии языка, необходимо сделать следующие выводы: формирование истинного значения представлено в двух моделях - реалистской и антиреалистской. Реалистская модель осуществляется в рамках корреспондентной теории истинного знания, антиреалистская формируется в реляционной теории истины. Корреспондентная теория истины в грамматике представлена посредством формирования общих понятий, направленных на их соответствие действительности. Её представителями являются Н. Хомский, П. Стросон, У. Куайн. Реляционный подход выражен в грамматическом учении Д. Дэвидсона.

На основе проведённого исследования необходимо сделать следующее заключение: реалистская концепция, в рамках которой формируется грамматика посредством теории корреспонденции, наиболее выигрышна, поскольку направлена на отстаивание идеи общности понятий, приемлемых для всех людей. Именно благодаря этим единым понятиям, общим конструкциям мы понимаем друг друга. Антиреалистская концепция отстаивает только изменения, отрицая при этом общность и единство определений, полагая, что они - лишь условность и преграда для коммуникации.

Н. Хомский, развивая идею о врождённости знания, утверждает, что только общие унаследованные понятия способствуют познанию и пониманию человеком действительности. В свою очередь, именно данные универсалии являются основополагающими в реалистской концепции грамматики У. Куайна. Ведь именно они выступают главными факторами в характеристике и понимании всего происходящего в действительности. Тем самым, единые определения представляют собой основу в познании мира каждым из нас, являются общими, благодаря которым мы и понимаем друг друга. Помимо этого критерия, способствующего пониманию людьми друг друга, философ отмечает правила грамматики, направленные на создание предложений, а также на взаимосвязь их между собой. Это способствует единому пониманию всего того, что происходит в материальном мире, а также описанию и реализации общих идей. П. Стросон, также являясь ярким представителем реалистской концепции грамматики, выражает её через общие словари, характеризующие процесс восприятия, познания, интерпретации и понимания людьми любого вопроса.

Таким образом, именно реалистская традиция формирования и интерпретации истинного знания предоставляет каждому из нас возможность понимания и реализации идей, так как рассчитана на их общность и единство, исключая какие-либо разночтения.

Список источников:

1. Хомский Н. Современные исследования по теории врождённых идей // Философия языка / Ред.-сост. Дж.Р. Серл. М., 2010. С. 167-178.

2. Стросон П. Грамматика и философия // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М., 1986. С. 160-172.

3. Куайн У.В.О. Философия логики. М., 2008. 192 с.

4. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003. 448 с.

Информация об авторе

Е.В. Григоренко - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета, Красноярск, Россия.

Information about the author

E.V. Grigorenko - PhD, Associate Professor, Philosophy Department, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.05.2021 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 10.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.