Научная статья на тему 'ИСТЕЧЕНИЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗА В ВОДНУЮ СРЕДУ'

ИСТЕЧЕНИЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗА В ВОДНУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНАЯ СРЕДА / РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / СТЕПЕНЬ РАСШИРЕНИЯ СОПЛА / ТЯГА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сладков Дмитрий Валерьевич

В статье рассматривается численное решение задачи истечения высокотемпературного газа через насадок в водную среду. Исследуется зависимость тяги ракетного двигателя, работающего в водной среде от глубины погружения и коэффициента расширения сверхзвуковой части сопла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сладков Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OUTFLOW OF HIGH-TEMPERATURE GAS INTO WATER

The article deals with the numerical solution of the problem of hightemperature gas outflow through the nozzle into water environment. The dependence of the thrust of a rocket engine operating in water environment on the depth of immersion and the expansion coefficient of the supersonic part of the nozzle is investigated.

Текст научной работы на тему «ИСТЕЧЕНИЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗА В ВОДНУЮ СРЕДУ»

Pisareva Elena Alekseevna, senior teacher, episareva@icloud. com, Russia, Saint-Petersburg, Michajlovskaya military artillery academy,

Mashek Alexander Cheslavovich, teacher, mashek50@mail.ru, Russia, Pushkin, Navalpoly-technical institute,

Konstantinova Anna Alekseevna, candidate of technical sciences, docent, konstantino-va.a.a@mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of communication named after S.M. Budyonny

УДК 533.17

DOI: 10.24412/2071-6168-2021-12-279-284

ИСТЕЧЕНИЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗА В ВОДНУЮ СРЕДУ

Д.В. Сладков

В статье рассматривается численное решение задачи истечения высокотемпературного газа через насадок в водную среду. Исследуется зависимость тяги ракетного двигателя, работающего в водной среде от глубины погружения и коэффициента расширения сверхзвуковой части сопла.

Ключевые слова: водная среда, ракетный двигатель, степень расширения сопла, тяга.

В настоящее время значительное распространение получают ракетные двигатели, предназначенные для функционирования в водной среде, что связано с возможностью их применения для перемещения различных типов полезной нагрузки, как под водой, так и в воздушной среде.

При этом такой тип двигателя должен иметь некоторые конструктивные отличия от аналогов, применяемых в воздушной среде, а испытания новых конструкций становятся более трудоемкими и дорогостоящими по причине необходимости проведения экспериментов непосредственно в среде функционирования.

В этой связи при создании подобных двигателей становится целесообразным проведение численных экспериментов, описывающих функционирование элементов устройства и позволяющих определить их рациональные параметры. Одной из важнейших характеристик любого ракетного двигателя является сила тяги, зависящая не только от параметров рабочего тела в камере сгорания, но в большой степени и от конструкции сопла двигателя, особенности работы которого в водной среде и рассматриваются в настоящей работе.

Уравнение для определения силы тяги в общем случае имеет следующий вид [1]:

Рт = 01"вс + (рвс - рн)^ (1)

где G - массовый расход; рвс, Увс, - давление газа на срезе сопла, скорость истечения газа

через выходное сечение сопла и площадь выходного сечения сопла соответственно; pн - противодавление.

Процесс истечения высокотемпературной газовой струи в более плотную среду обладает некоторыми особенностями. На практике даже в идеально спроектированном сопле при большом противодавлении возникает косой скачок уплотнения и происходит отрыв потока от стенок сопла, что приводит к изменению величины тяги. При возникновении скачка уплотнения рассматривают два случая (рис. 1):

1. Течение газа после скачка уплотнения происходит без восстановления давления (рис. 1, а), в результате чего сопло фактически работает до сечения Хц, и тяга определяется:

Pт = ОрУ1 + ^1 - pн (2)

где У\, Pl - скорость и давление газа в сечении с площадью FХ1.

2. Течение газа после скачка уплотнения происходит с восстановлением давления (рис. 1, б). В этом случае тяга

вс

Рт = + Р1£х1 + | Рх^х - Рн£вс, (3)

Х1

вс

где | р - осевая составляющая сил давления, приложенных к соплу на участке от « Х1»

Х1

до «вс».

Р1~Р,1 , Ры=Ри

а

б

Рис. 1. Кривые давления в сопле при течении газа со скачками уплотнения

Положение скачка уплотнения и площадь £.1 определяются по зависимостям, описывающим течение со скачками уплотнения [3], путем использования газодинамических функций или на основе обработки результатов эксперимента.

В настоящее время программные пакеты для газодинамического расчета позволяют детально проанализировать картину течения газа в сопле при наличии отрыва потока и более точно определить необходимые параметры для расчета силы тяги. На рис. 2 приведены картины распределения давления в зоне критического сечения сопла, полученные при численном моделировании истечения газовой струи из камеры двигателя в водную среду в осесимметрич-ной постановке с помощью программного комплекса AnsysFluent. При задании исходных данных принято: глубина погружения Н = 150 м, температура газа 7^=2400 К, давление в камере Рср = 7,0 МПа.

5йе+06

1«ч+06

-2 22*»«

-4 17**0б

-(¡136*05

ЙПЙп'СС 1

-1.006<07 1

■1 20е*07 |

1 -1 Э96Ч17

мм

4.95е+06 4 30е+06 3 64е+06 2.996+06 2.34е+06 1.596+06 1.036+06 3.816+05 -2.716+05 -9.23е+05

б

Рис. 2. Распределение давления в расчетной области, где а - при истечении газа через сопло со степень расширения Евс=2, б - при Евс=1

а

Анализ полученных результатов показывает, что размеры области отрыва невелики и составляют порядка 10 5, где 5 толщина пограничного слоя, а линии тока отклоняются от первоначального направления на конечный угол вглубь основного потока. Тангенциальный разрыв между отклоненным потоком и газом у стенки сопла неустойчив и размывается в турбулентную область.

Картина течения, представленная на рис. 2, а, соответствует случаю течения газа с восстановлением давления при степени расширения сопла евс=2. При степени расширения евс=1 скачок уплотнения не возникает (рис. 2, б), а давление в выходном сечении превышает давления окружающей среды, что положительно сказывается на значении тяги двигателя.

Для исследования влияния угла раствора выходной части сопла на тягу гипотетического двигателя, работающего в водной среде на различных глубинах, был проведен ряд расчетов при следующих основных параметрах сопла - ёкр = 5,5 10-3 м; ёа = 8,9 10-3 м; длина расширяющейся части сопла 24 10-3 м; £вс = Ра №Кр = 2,4. Зависимость внутрибаллистических характеристик двигателя при работе в воздушной среде, рассчитанные с помощью программного комплекса WNBal в термодинамической постановке приведены на рис. 3.

■ и . У Г- Ш * ^ Ч ^ +

Л"ЛЯЧ"Чг« =3=

—----

1-----

' кч чп «о!«.'' а— Л В--

а

В и V * ^ « Т »«г*.»*.. Ч Ч. 'Л с* а» т*

"ЕЗ'—1>---1

--Л

плм

К) 1« их ч

мГпо ЬШ<>»<|»Э »1 ■»■5» " "[Е •л -[«00

б

Рис. 3. Графики зависимостей внутрибаллистических характеристик двигателя от времени: а - давления, б - температуры газа, в - тяги (начало)

281

в

Рис. 3. Графики зависимостей внутрибаллистических характеристик двигателя от времени: а - давления, б - температуры газа, в - тяги (окончание)

Результаты расчетов тяги двигателя с различными степеням расширения сверхзвуковой части сопла при работе на различных глубинах приведены на рис. 4 и 5.

Рср 700

600

500

400

300

200

1 1,7 2,6 4,3 6,39 £вс

Рис. 4. Зависимость тяги двигателя от степени расширения сопла при: 1 - атмосферном давлении; 2 - давлении на глубине 100 м; 3 - 150 м; 4 - 200 м; 5 - 250 м

Из рисунка следует, что при работе двигателя при атмосферном давлении с увеличением степени расширения сопла тяга возрастает, и при значениях £вс = 5.. .6 выходит на асимптоту. Иная картина наблюдается при работе двигателя в водной среде, в этом случае с увеличением £вс тяга уменьшается, причем более интенсивно с увеличением глубины погружения. Так при глубине погружения 100 м тяга уменьшается в 1,2 раза, а при H = 250 м - в 2,1 раза.

Отсюда следует, что для двигателей, работающих на больших глубинах, целесообразно применять сопла с минимальной степенью расширения сопла (рис. 5). В этом случае, как показывает численное моделирование течения в закритической части сопла, скачок уплотнения, приводящий к потерям энергии потока, не возникает, и течение является безотрывным. Кроме того с уменьшением степени расширения сопла уменьшается и реакция двигателя на изменение противодавления, что позволяет использовать такой двигатель, как в воздушной, так и в водной среде. Так при £вс=6,39 с изменением глубины погружения от 0 до 250 м тяга двигателя уменьшается в 2,9 раза, при евс=2,6 - в 2, 15 раза, а при £„с=1,0 лишь в 1,27 раза.

Рс|] 700 600 500 400 300 200

0 100 150 200 Н,м

Рис. 5. Зависимость тяги двигателя от глубины погружения при: 1 -Sgc-1; 2 _ 3 _ 4 _ See 4,3; 5 _ 6 — &вс^~11,3

Таким образом, проведенные исследования показали, что при работе ракетного двигателя в водной среде, в результате возникновения скачка уплотнения и отрыва потока в закрити-ческой части сопла, тяга существенно уменьшается с увеличением глубины погружения, приводящей к росту противодавления. Поэтому при создании двигателей, работающих в воздушной и водной среде целесообразно использовать сопла с цилиндрической закритической частью, обеспечивающей степенью расширения £вс=1.

Список литературы

1. Никитин В.А., Швыкин Ю.С., Юрманова Н.П. Термодинамические основы внутренней баллистики: учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 180 с.

2. Воротилин М.С., Могильников Н.В., Сладков В.Ю., Фомичева О.А. внутрибалли-стические процессы в ствольных и ракетных двигателях: учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. Ч. 1. 283 с.

3. Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1974. 156 с.

Сладков Дмитрий Валерьевич, магистрант, sladckov.d@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский Государственный Университет

THE OUTFLOW OF HIGH-TEMPERATURE GAS INTO WATER

D.V. Sladkov

The article deals with the numerical solution of the problem of high-temperature gas outflow through the nozzle into water environment. The dependence of the thrust of a rocket engine operating in water environment on the depth of immersion and the expansion coefficient of the supersonic part of the nozzle is investigated.

Key words: water environment, rocket engine, nozzle expansion degree, thrust.

Sladkov Dmitri Valeryevich, undergraduate, sladckov.d@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.