Научная статья на тему 'Исследовательское проектирование как средство подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста'

Исследовательское проектирование как средство подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улитина Виктория Валерьевна

Раскрывается актуальность подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста на примере спецкурса. Автор подчеркивает преимущество использования метода исследовательских проектов в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улитина Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательское проектирование как средство подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста»

В.В. УЛИТИНА (Волгоград)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрывается актуальность подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста на примере спецкурса. Автор подчеркивает преимущество использования метода исследовательских проектов в профессиональной подготовке студентов.

Модернизация современной системы образования рассчитана на творческого педагога, умеющего находить новые подходы к решению профессиональных задач. В связи с этим приоритетным направлением исследований являются поиск и усовершенствование методов и средств подготовки специалистов дошкольного профиля. В своем исследовании при подготовке будущих воспитателей к развитию целеполагания мы использовали исследовательское проектирование, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Новые педагогические ... 2005).

Суть технологии проектирования выражается в осмыслении и проживании студентом пути от разработки до реализации проектируемой им самим модели профессиональной деятельности. Будущий специалист закрепляет свой ментальный и психологический опыт полного цикла отработки элементов профессиональной деятельности (Морева 2005).

Для подготовки будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста такой подход наиболее продуктивен, т.к. в процессе подготовки проекта студенты самостоятельно оцениваниют значимость и сущность развития целеполагания у дошкольников.

Метод исследовательских проектов основан на развитии профессиональных уме-

ний на базе научной методологии, что является одной из задач высшего образования. Исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:

• определение целей исследовательской деятельности;

• выдвижение проблемы исследования;

• формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;

• уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Подготовка будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в рамках изучения спецкурса «Особенности развития целеполагания у дошкольников». Цель его заключалась в обеспечении студентов содержательным материалом о сущности и процессе развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, которые обеспечат успешность ее реализации в ходе спецкурса по исследуемой нами проблеме:

- ознакомление студентов с основными направлениями в современных исследованиях проблемы целеполагания, его сущности, своеобразия развития в дошкольном возрасте;

- обеспечение поиска и анализа системы методик для выявления уровня развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста, права студента на выбор средств и условий его развития;

- проектирование и конструирование студентами процесса развития целепола-гания у старших дошкольников в разных видах деятельности.

Исходя из поставленных задач, мы систематизировали темы занятий спецкурса в три раздела. Первый раздел включал темы, связанные с изучением студентами теоретических аспектов проблемы целепо-

© Улитина В.В., 2008

лагания. Они рассматривались в ходе лекций информационного и проблемного характера, семинаров-обсуждений. Второй и третий разделы включали темы, связанные с развитием целеполагания у детей старшего дошкольного возраста и конструированием этого процесса.

При изучении второго и третьего разделов спецкурса мы стремились реализовать идею проектности, т.е. создания реального продукта деятельности. Таким продуктом для студента должны были стать выводы, полученные путем обобщения результатов исследования проблем развития целеполагания в старшем дошкольном возрасте в различных видах деятельности.

Работа над исследовательскими проектами включала систему семинарских и практических занятий с выходом в дошкольные образовательные учреждения (в рамках психолого-педагогического практикума) .

Проектирование обязательно включает в себя несколько этапов Мы выделили следующие этапы: подготовительный,

этап собственно проектной деятельности (практический), защита проектов и подведение итогов проектной деятельности (рефлексия).

Подготовительный этап включал в себя постановку целей и задач проекта, формирование проектных групп, определение проблемы исследования, планирование предстоящей деятельности.

На данном этапе педагогом совместно со студентами выявлялась проблема: поиск основ построения педагогического процесса, позволяющего педагогу развивать целеполагание у детей старшего дошкольного возраста, и его реализация в условиях образовательного учреждения.

В процессе обсуждения конкретизировались особенности развития в старшем дошкольном возрасте игровой, трудовой, учебной, продуктивных видов деятельности, роль в этом целеполагания. Затем группа делилась на 4 микрогруппы, каждой из которых предлагалось выбрать тему исследовательского проекта для осуществления разработки процедуры развития целеполагания у старших дошкольников. Приведем примерный перечеь тем исследовательских проектов: «Развитие целепо-лагания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» (группа 1);

«Развитие целеполагания у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности» (группа 2); «Развитие целепо-лагания у детей старшего дошкольного возраста в учебной деятельности» (группа 3); «Развитие целеполагания у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» (группа 4).

После распределения по группам и выбора темы проекта студентами определялись объект и предмет исследования, осуществлялась постановка цели и задач каждой проектной группой. Здесь же, на первом этапе, выдвигались гипотезы возможного решения проблемы. При необходимости педагог оказывал помощь в формулировании методологических характеристик исследовательских проектов. Также осуществлялось планирование реализации намеченного проекта.

Этап собственно проектной деятельности (практический) предполагал реализацию целей и задач проектов - поиск информации, проведение экспериментов, обработку информации, ее анализ и формулирование выводов, а также оформление результатов.

Данный этап был разделен нами на 4 периода. Каждый период включал в себя определенные задачи, решив которые, группа могла двигаться далее. Задачи каждого периода студенты ставили самостоятельно, иногда прибегая к помощи педагога. При этом на протяжении реализации всего проекта студентам требовались консультации, которые педагог проводил во внеаудиторные часы.

Первый период данного этапа условно был назван нами теоретическим и включал следующие задачи:

1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) подготовка группового доклада по теоретической части проекта.

Реализация поставленных задач происходила вне занятий. Студенты самостоятельно готовили групповой доклад по теоретической части проекта. Результаты были представлены на следующем семинарском занятии, которое проводилось в форме мини-конференции по теме «Теоретические аспекты развития целеполага-ния у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности», на которой предполагались презентация

коллективного доклада каждой группы, ответы на вопросы других участников, дискуссия.

В ходе свободной дискуссии участники высказывали свое мнение об услышанном, делились впечатлениями о проделанной работе. Студенты анализировали степень своей включенности в работу, обсуждали результаты, оценивали собственную деятельность.

Второй период начался с постановки задач и планирования последующих действий. Их суть заключалась в необходимости изучения состояния практики по вышеобозначенной проблеме. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1) провести анкетирование воспитателей ДОУ;

2) провести наблюдение за педагогическим процессом ДОУ и выявить роль, которая в данном процессе отводится развитию целеполагания у дошкольников;

3) проанализировать полученные результаты и представить письменный анализ проделанной работы (данное задание выполняется каждым студентом индивидуально);

4) на основе полученных результатов подвести общие итоги работы каждой микрогруппы.

Для решения первой задачи в ходе общего обсуждения была составлена анкета:

• Как Вы считаете, какую роль в жизни человека играет целеполагание?

• Что такое целеполагание?

• Какая роль отводится целеполаганию в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ? Обоснуйте свой ответ.

• Необходимо ли развивать целепола-гание у дошкольников? Почему?

• Ведется ли в Вашем ДОУ работа по развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста?

Затем в процессе наблюдения реальной педагогической практики студенты изучали, как ведется воспитателем работа по развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были выработаны критерии наблюдения:

• наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми, следование этому плану;

• предъявление цели предстоящей деятельности (предъявляются цели в гото -вом виде или ставятся детьми самостоятельно);

• методы и приемы развития целепо-лагания у дошкольников, используемые воспитателями в своей профессиональной деятельности.

Решение поставленных задач студенты осуществляли в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений.

На следующем семинарском занятии, работая в микрогруппах, студенты представляли собственные данные и сопоставляли их с данными других членов группы, делали общий вывод. Каждая группа готовила выступление и представляла результаты своих исследований.

По результатам выступлений всех групп был сделан вывод о том, что большинство воспитателей признают значимость развития целеполагания в жизни человека, однако считают, что в дошкольном возрасте развивать целеполагание рано («... пусть дети живут спокойно»). Некоторые воспитатели имеют представления о целепо-лагании, особенностях его развития в дошкольном возрасте, т.к. работают по образовательной программе «Радуга», в которой одной из задач является развитие созидательного целеполагания у дошкольников. Несмотря на это, при проведении занятий и организуя различные виды деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатели сами ставят цели предстоящей работы, не привлекая к этому своих воспитанников.

Подведя итоги занятия, студенты самостоятельно сформулировали задание, которое им предстояло выполнить: подобрать (и объяснить свой выбор) диагностические методики для выявления уровня развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста.

С этого момента, собственно, и начинается третий период основного этапа исследовательского проектирования.

Следующее занятие началось с работы в микрогруппах. Каждый представлял подготовленные диагностические методики, шло обсуждение. Примечательно, что студенты адаптировали и модифицировали диагностические методики различных авторов в соответствии с целью и задачами проектов.

В результате такой работы были сформулированы задачи данного периода:

1) провести диагностику развития це-леполагания у детей старшего дошкольного возраста;

2) представить результаты на обсуждение в микрогруппах;

3) обобщить результаты, распределить по уровням (в процентном соотношении), сделать выводы;

4) подготовить выступление по итогам проделанной работы.

Реализация поставленных задач предполагала практическое решение проблемы в структуре психолого-педагогического практикума. Такая работа создавала возможности для осознания студентами исходных целей деятельности при изучении уровня развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста и целей использования полученной в ходе диагностики информации для дальнейшей разработки данной проблемы.

Главным моментом работы студентов в микрогруппах являлись обмен результатами проведенной диагностической работы с детьми и сравнение выявленных данных с научными фактами, изученными в ходе семинарских занятий. Дискуссия позволила студентам отрефлексировать пробелы и трудности при осмыслении конкретной научной информации, потребовала более глубокого и серьезного изучения проблемы для разработки программы развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Таким образом, задачами четвертого периода являлись:

1) составление программы по развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности;

2) оформление исследовательского проекта и подготовка к его защите.

Данная работа дополнялась индивидуальными и групповыми консультациями, инициаторами которых были сами студенты.

Заключительный этап включал в себя защиту проектов и подведение итогов проектной деятельности. На защите присутствовали два педагога и все участники проектной деятельности. Защита проектов проводилась в форме круглого стола. Круглый стол - это одна из активных организационных форм познавательной деятельности студентов, способствующая расширению информации, прогнозированию определенных проблем; процесс общения, во время которого происходят отстаивание собственных позиций, их корректи-

ровка, воспитание логической и творческой культуры ведения дискуссии.

Заключительный этап работы - защита проектов - позволил убедиться в эффективности метода проектов в профессиональной подготовке будущих воспитателей к развитию целеполагания у детей старшего дошкольного возраста. Работая в составе микрогрупп по созданию проекта, студенты не только приобретают опыт социального взаимодействия в творческом коллективе, формируют представления о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и используют полученные знания в своей деятельности, интериори-зировав их, обозначив тем самым свое становление субъектами познания, развивая в совокупности все стороны личностного Я в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию, повышению их статуса субъектов образовательного процесса.

Значимым, на наш взгляд, является то, что работа над проектами органично включалась в ход психолого-педагогического практикума. Данные, добытые в непосредственном взаимодействии с ребенком и представленные в личном опыте каждого студента, могут стать основой для осознания своего отношения к психической жизни растущей личности и, соответственно, для воспитания у себя определенных профессиональных качеств (Лавринец 2002).

Наш опыт работы показал, что выполнение проектов создает возможности для конструирования будущими воспитателями процесса развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста и реализации его в будущей практической деятельности.

Литература

Лавринец, И.А. Педагогические задачи как средство развития профессиональной самостоятельности у будущих преподавателей дошкольной педагогики и психологии: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Лавринец. Волгоград, 2002.

Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. М.: Академия, 2005. 432 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы по-выш. квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.